14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пресный хлеб на еврейскую пасху

Религиозные законы евреев

Маца — предписанный Торой пресный хлеб,

который подают во время еврейской Пасхи.

В Кишиневе — острая нехватка мацы!

Пресные хлебцы к еврейской Пасхе продают в столице только по документам

Признаться честно, покупка мацы — это не самая важная и болезненная проблема, возникающая в жизни молдавского обывателя. Но иногда случается. Бывает такое: нужна маца. Срочно. Казалось бы, чего проще, возьми да купи.

Не тут-то было.
К нам в редакцию позвонила возмущенная читательница, которая пожаловалась, что ей не продают мацу.

Нужны какие-то документы.

Чтобы выяснить, какие конкретно, мы позвонили в кишиневскую синагогу.

— Мацы бы мне, — жалобно попросил наш корреспондент.
— Если вы еврей, то приходите с половины четвертого до шести вечера, — бодро ответили ему.
— А если нет?

— Тогда, — запал энтузиазма в голосе пропал, — ничем помочь не можем.
— А если еврей? — решил переиграть ситуацию журналист.
— Нужно предъявить документы, подтверждающие ваше происхождение!
Теперь мацы захотелось из принципа.

Не продают же в Молдове вино по документам, подтверждающим молдавское происхождение!
— Не евреям мацу не продаем, — пояснила женщина, — потому что мы ее привозим в малых количествах.

Две таможни, сами понимаете.

Маца — предписанный Торой (священная книга иудаизма) пресный хлеб, который подают во время еврейской Пасхи.

Приготовляют с особыми предосторожностями. Прошлогоднюю мацу есть уже нельзя.

Маца представляет собой тонкую пресную лепешку, испеченную из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы. При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерна, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать восемнадцати минут.

С вечера 16 апреля 2003 года еврейская диаспора Красноярья начнет отмечать

Песах — праздник освобождения, праздник весны в память об Исходе из Египта.

Праздник Песах (или Пейсах) упоминается в Торе, является одним из самых важных для евреев праздником и отмечается 7 дней. Его название происходит от глагола пасах — «миновать, проходить мимо».

В память об освобождении из египетского рабства более 3 . 300 лет тому назад, что послужило началом истории евреев как народа.

В Песах евреи всего мира собираются за праздничными столами и проводят специальную церемонию — пасхальный седер. Каждый еврей во время этой церемонии должен почувствовать себя, выходящим из египетского рабства. Для этого читают рассказ об исходе из Египта — пасхальную Агаду, едят специальные блюда (мацу, марор), пьют 4 бокала вина.

Центральное место в ритуальном застолье занимает маца — «горький хлеб изгнания», «хлеб бедности».

Легенда гласит, что когда фараон согласился отпустить евреев, они поспешили покинуть Египет, взяв с собой недобродившее тесто.

Хлеб, который из него потом испекли, оказался сухой и плоский, похожий на сухое печенье. С тех пор и пошла традиция вкушать этот хлеб в напоминание об Исходе и сопровождавших его лишениях.

Еще одно требование праздничного седера — выпить два бокала вина до трапезы и два — после.

Эти четыре бокала соответствуют четырем ступеням Исхода. Дозволительно разбавлять вино или заменить его виноградным соком.

Обязательным блюдом является и марор — горькая зелень, которая должна символизировать горькую жизнь израильтян в Египте. Обычно для изготовления марора используют листья салата и кусочки хрена.

Всего на пасхальном столе обычно стоят 12 разнообразных блюд. Кроме перечисленных можно упомянуть: бейца — крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву; харосет — смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — материалах, с которым работали евреи-рабы в Египте; карпос — сельдерей, петрушка, картофель отварной, лук — символы весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни.

Пасхальная маца готовится из муки одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы.

При ее изготовлении тщательно следят, чтобы ни зерно, ни мука не соприкоснулись прежде времени с водой. Весь процесс выпечки мацы с момента смешивания муки с водой не должен превышать 18 минут.

В Красноярск маца поставляется напрямую из Израиля для распространения среди представителей еврейской диаспоры и всех желающих через синагогу и еврейскую НКА «Гаскала». .

Еврейский хлеб — 7 видов

Традиционный еврейский хлеб популярен не только в Израиле. Его подают в кухнях разных стран мира. У еврейского хлеба богатая история, он имеет несколько видов.

Бейгл – это хлеб в виде кольца с отверстием в центре. Его стали выпекать примерно с 16-17 века. Первоначально его дарили женщине во время родов. Существует два основных вида бубликов: сладкие и соленые.

Тесто для бублика замешивается из пшеничной муки, масла, дрожжей, молока и растительного масла. Также добавляют мед или другие продукты для придания бублику сладкого вкуса. Тесто раскатывают, формируют бублики и оставляют их на 12 часов. После этого их варят в воде и запекают при высокой температуре. Такой процесс приготовления делает изделие красивым и хрустящим. Обычно его украшают семенами мака или кунжута. Раньше еврейские бублики делали всегда вручную, но теперь это уже серийное производство, и все делают машины. Сейчас бублики продаются и в замороженном виде, а дальнейшее их приготовление можно осуществить и самостоятельно.

Бублики делают с разными вкусами и добавками, от шоколада до шпината. Бублик хорошо порезать на кусочки, из которых можно наделать бутербродиков с любой начинкой. Но лучше всего их есть горячими с сыром, джемом или любой любимой начинкой.

Хала – это плетеный хлеб, который имеет религиозное значение. Его едят по субботам. Если хлеб сплетен из трех полос, они означают следующее: сотворение мира, Исход из Египта и мессианскую эру. В особых случаях пекут халу, состоящую из 6 полос. Рецепт праздничного плетеного хлеба.

На еврейский Новый год, или Рош ха-Шана, готовят кольцевую халу. Чтобы придать ей сладость, в нее добавляется изюм. Круглая форма халы символизирует цикл жизни и целостность вселенной.

В тесто для халы кладут яйца, муку, сливочное масло, дрожжи и сахар. Это простой и доступный всем рецепт. Самое главное в этом хлебе – плетение. Перед тем, как поставить хлеб в печь, его поверхность иногда покрывают белковой глазурью.

Халу едят, отрезая или отламывая от нее кусочки. Из нее можно сделать бутерброд или положить ее кусочки в бульон. Текстура этого хлеба очень хорошая, его можно есть и в горячем, и в холодном виде.

Бяла – разновидность бублика, только гораздо менее популярная в мире. Она пришла из польской традиционной кухни, а именно из польского города Белостока.

Процесс приготовления бялы похож на изготовление бублика, разве что ее не кипятят перед выпеканием. К тому же, бяла в центре имеет не отверстие, а всего лишь углубление, в которое обычно кладут репчатый лук, сухари или семена мака, чтобы придать булочке приятный аромат.

Бялу лучше всего есть горячей со сливочным маслом.

Малауах – это слоеные толстые лепешки. Обычно они являются традиционным продуктом йеменских евреев. Их подают с яичным или томатным соусом, а также с медом.

Делать малауах очень легко. Тесто замешивают как для обычного хлеба, а потом разделяют не несколько кусочков. После этого, с помощью скалки, каждый кусочек тонко раскатывают, щедро смазывают сливочным маслом и запекают.

Лепешки наиболее вкусны, если употреблять их горячими. Их можно есть с самыми разными соусами и подливами.

Когда израильтяне покинули Египет во время Исхода, они делали пресные лепешки. Теперь такие лепешки едят во время иудейской Пасхи, когда нельзя употреблять в пищу квасной хлеб. Маца считается хлебом бедняков и напоминает всем о смирении.

Тесто для мацы изготавливают из пшеничной, ржаной, овсяной, ячменной муки и муки пшеницы спельты. Яйцо или вино нельзя добавлять в тесто, если маца готовится к Пасхе. Тесто раскатывают в тонкий лист и накалывают вилкой, чтобы предотвратить его поднимание и растрескивание. При охлаждении маца становится хрустящей. Ее можно перемолоть и получить мацовую муку.

В супермаркетах тех стран, где маца распространена, она продается нескольких видов. Очень популярна маца с репчатым луком и маком. Могут продаваться и шарики из мацовой муки, их подают к курице и бульону.

Это пресный хлеб, который изготавливают из рисового теста. Его подают во время пасхальной трапезы в Чистый Четверг. Этот деликатес пришел в израильскую кухню из Индии. Говорят, что этот хлеб впервые приготовил для христиан святой Фома.

Читать еще:  Рассказ о пасхе

Хлеб делают с применением урад-дала – бобов чечевицы или гороха, рисовой муки, лука, воды и кокоса. Сначала замачивают урад-дал, затем из всех ингредиентов замешивают тесто и добавляют в него соль. Тесто не должно быть очень густым. Его некоторое время прогревают на пару.

Пессаха аппам лучше всего употреблять с Песаха паал – смесью кокосового молока и пальмового сахара.

7. Хлеб предложения

Их еще называют Хлебами присутствия Божия. Эти хлеба используют, главным образом, в религиозных обрядах. В храме их кладут на строго определенное место.

Если есть возможность, купите попробовать еврейские хлебобулочные изделия. Вам они обязательно понравятся.

на песах едят пресный хлеб маца.

Песах – восьмидневный праздник весны и свободы начинается на кануне 15 дня месяца Нисана (конец марта – начало апреля) по еврейскому лунному календарю. С вечера 14 нисана начинается праздник Песах (еврейская Пасха). Он посвящается самому главному событию библейской истории, которое считается началом истории еврейского народа — Исходу из Египта и освобождению народа от 400-летнего рабства. Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Слово песах (пасха) означает «прохождение мимо». Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет (Исход 12, 12 — 13; 29 — 31).

Точную дату Исхода и имя фараона, которого пророк Моисей заставил отпустить евреев, определить очень трудно, поскольку библейское повествование является единственным источником, рассказывающим об этом событии. Большинство ученых считают, что это произошло в XIII в. до н.э., около 1200 года.

В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву пашаль — однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый — маца. Впоследствии эти праздники были объединены и их стали отмечать в честь Исхода — дня рождения еврейского народа как нации:

«Наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исход 23, 14 — 15).

«Принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник; и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока» (Левит 23, 10 — 12).

«Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей» (Второзаконие 16, 16).

На основании этих предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка (пашаль) и сноп ячменя (омер).

Порядок празднования Песаха также детально определен в Священном Писании (Торе): «И сказал Господь Моисею и Аарону: месяц сей да будет у вас началом месяцев; первым да будет он у вас между месяцами года. -В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство. -Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его. -Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью; это Пасха Господня. -Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших. -Храните сие как закон для себя и для сынов своих на веки. Когда выйдете в землю, которую Господь дает вам, как Он говорит, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажете: это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исход 12, 2-27).

Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (обычно по книге Агада) и едят особые символические блюда. Это пресный хлеб — маца, которую едят во исполнение заповеди Торы; горькая зелень — марор (салат-латук, базилик и хрен) и хазерет (тертая зелень), символизирующие горечь египетского рабства; а также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина — харосет: его цвет напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи, находясь в египетском рабстве. Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода. Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного» (Малахия 4, 5).

Рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса:
— Почему едят опресноки в этот вечер?
— Почему едят горькие травы в этот вечер?
— Почему травы обмакиваются в соленую воду?
— Почему следует возлежать в этот вечер?

Ведущий седер дает ответы на эти вопросы, объясняя символику разложенных на кеаре пасхальных яств. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы (афикоман), чтобы увлечь детей его поисками; найденный афикоман съедается в конце трапезы.

Во время седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к участию в трапезе всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить праздник в кругу своей семьи. Трапезу заканчивают словами приветствия: «В будущем году — в Иерусалиме!».

В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней (Шир а-Ширим), что отражает земледельческие истоки праздника.

15 нисана: Первый день Песаха
В этот день запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение, во время которого читается книга Исход (12, 21 — 51). Вечером совершается вторая трапеза седера.

Пять последующих дней называются «обычными днями праздника» и считаются рабочими. В эти дни в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

16 нисана: Второй день Песаха, Сфират а-Омер («отсчета Омера»)

49 дней, следующих после праздника Песах, называются Сфират а-Омер — «отсчетом Омера». Омер — это сноп ячменя, который приносили в Иерусалимский Храм на второй день праздника Песах. Затем, по прошествии 50 дней, следовало пожертвовать в Храм первый сбор из урожая пшеницы (Левит 23, 5-18). Чтобы точно определить день этого приношения, и был введен «отсчет Омера».

В первые 32 дня сфират а-Омер соблюдается траур и пост в память об эпидемии чумы, которая во II в. разразилась в эти дни в Иудее. Во время эпидемии погибли многие из учеников знаменитого раввина Акивы, считавшегося лучшим знатоком Торы (по преданию их было 24 тысячи). На протяжении 32 дней сфират а-Омер не принято устраивать свадьбы, стричь волосы, веселиться, петь и слушать музыку

21 нисана: Седьмой день Песаха

Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами (траур Омера на это время прерывается). В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод»

Читать еще:  Пасха огонь в иерусалиме

22 нисана: Восьмой день Песаха
Отмечается только в регионах диаспоры.

мне понравился песах
пресный хлеб маца,
финики,орехи, харисет
и улыбка бога моего
ничего плохого в этом нет.

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника

Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, соответствует примерно марту-апрелю григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней на территории Израиля (при этом первый и последний дни являются официальными выходными), а в других странах, где проживают диаспоры, увеличивается ещё на сутки.

В 2020 году иудеи встретят Песах на заходе солнца в среду, 8 апреля, и продлится он до четверга, 16 апреля.

Начнем с названия. «Песах» с иврита переводится как «прошел». Имеется в виду описанный в Библии эпизод во время десятой египетской казни. За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось, несчастье не затронуло их дома — то есть Бог «прошел мимо».

Ужаснувшись случившемуся с первенцами (а смерти не избежал даже его собственный сын), фараон все же решил отпустить евреев. Собственно, отмечают в Песах как раз это событие — Исход из Египта и освобождение еврейского народа от рабства. Понятно, что с христианской Пасхой, которая есть воскрешение Спасителя из мертвых, тут общего довольно мало. Однако некоторые параллели все-таки прослеживаются. Например, дата 14 нисана — по Новому завету, именно в этот день состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Христа с учениками перед казнью. В евангельском описании Тайной вечери есть также прямой отсыл к Ветхому завету — Иисус на ней уподобляет себя самого пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Что касается собственно празднования, тут все очень строго регламентировано. В сам вечер 14 нисана вся семья, дождавшись захода солнца, собирается на ужин (седер). Приглашают на него также неимущих и тех знакомых, кто по каким-то причинам не может провести праздник со своей родней. На столе — специальная еда, которую готовят к Песаху. Во-первых, конечно, маца — пресные хлебцы, их едят несколько раз на протяжении трапезы. Горькая зелень (марор) символизирует горечь египетского рабства, а харосет (смесь из тертых яблок, орехов и фиников) — глину, из которой евреи в этом рабстве делали кирпичи. Конечно, подают — в основном во второй части ужина — и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированную рыбу. При этом не всю пищу на седере едят — некоторые блюда имеют исключительно символическое значение. Например, зроа (жареный кусок баранины с косточкой) призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) — по числу обещаний, данных Богом избранному народу. Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым — он предназначен для пророка Элияха.

Во время седера также читают молитвы и благословения, это очень важная составляющая вечера. А в конце праздничной трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод». Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а вот перед их преследователями сомкнулись обратно и поглотили египетское войско. В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Одно из главных правил Песаха — запрет на продукты, приготовленные с использованием закваски или путем брожения. Прежде всего это хлеб, но нельзя также пиво и остальное спиртное на основе солода и т.д. Квасное (хамец) строго запрещено не только есть, но и вообще хранить дома в дни праздника, поэтому накануне 14 нисана все это сжигают или символически продают неевреям. Потом делают тщательную уборку — в жилище не должно оставаться ни крошки хамеца. Даже посуду, которую поставят на стол в седер, стараются использовать новую.

Такое жесткое ограничение установлено опять-таки в память об Исходе иудейского народа из Египта. Стремясь как можно быстрее покинуть страну, где они были рабами, евреи даже не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно созреет. Поэтому все время в пустыне им пришлось питаться пресной мацей.

В первый и последний день Песаха запрещена также любая работа.

Еврейская пасха или Песах 2019: суть и традиции иудейского праздника

Празднование исторического исхода иудеев из Египта ежегодно начинается 14 числа месяца нисана по еврейскому лунному календарю

Праздник Песах или еврейская Пасха — одно из самых важных событий в иудейской культуре. Праздник посвящен самому главному событию библейской истории — Исходу иудеев из Египта, которое считается началом истории еврейского народа.

В Израиле праздник длиться неделю, а за его пределами – восемь дней.

Дата праздника в григорианском летоисчислении каждый год высчитывается отдельно. В 2020 году праздник Песах начинается 19 апреля с заходом солнца.

Песах

Иудейская Пасха является более древней, чем христианская, и имеет совершенно другое значение. Евреи отмечали этот день задолго до рождения Христа — с XIII века до нашей эры, когда Моисей вывел иудейский народ из Египта.

История началась с времен Иакова, который вместе с семьей переселился в Египет. Сначала они жили богато, но шли годы, поколения сменялись, египетские фараоны начали угнетать и притеснять чужестранцев. Постепенно из гостей евреи превратились в рабов египтян.

Господь, желая спасти иудеев, послал Моисея и явил ряд чудес, которые сделали возможным исход иудеев из египетского плена. Несмотря на кары Божьи, фараон не соглашался освободить рабов. За это Бог наказал фараона и весь Египет 10-ю страшными карами, в том числе гибель скота и урожая, египетская тьма, ужасные болезни.

Но страшнейшим из них являлась 10-я казнь — в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа. Чтобы защитить свой народ, Господь велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья, вечером перед казнью, зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, тогда мор обойдет их дом стороной.

И в ночь на 14 нисана Всевышний прошел мимо домов с пометками. «Песах» в переводе с иврита означает «пройти мимо». После этого, Моисей смог увести евреев с Египетской земли.

С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления — Исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев.

Суть праздника

Вся система иудаизма основана на памяти об Исходе и о последующих событиях, связанных с обретением Земли Обетованной и построением собственного независимого государства.

Празднование Песаха в библейские времена сопровождалось паломничеством в Храм, жертвоприношениями и пиршеством с вкушением пасхального агнца.

Историки полагают, что в Песахе слились воедино два древних праздника скотоводов и земледельцев. А в библейский период он стал ассоциироваться еще и с освобождением из египетского рабства.

Поэтому праздник имеет несколько названий — первое «Песах», в этот день отмечается спасение еврейских детей от смерти.

Второе название – Хаг а Мацот (праздник мацы), напоминает о том, что во время угнетения евреев в Египте, они питались в основном обычным пресным хлебом, мацой, так как на остальное не было денег и времени.

Третье наименование – Хаг а Авив (праздник весны), которое означает, что еврейская Пасха это так же праздник возрождения природы. Четвертое название — Хаг а Херут (праздник свободы), означает исход иудеев из Египта.

В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется «временем нашей свободы». Тора именует его «праздником опресноков», так как главная особенность Песаха — заповедь есть пресный хлеб (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное (хамец).

Законы, связанные с Песахом, сформулированы в талмудическом трактате «Псахим».

Традиции

Перед праздниками, согласно традициям, в доме устраивают генеральную уборку. Жилища убирают не только от грязи, но и от не кошерной на Песах еды, называемой хамец. Так называют все квасные продукты, прошедшие процесс брожения — от напитков до хлебобулочных изделий.

Для уничтожения всего хамеца и даже его следов в доме очищают каждый угол в детских спальнях, куда ребенок мог принести хлеб, моют всю посуду горячей водой и так далее.

Читать еще:  Старинные пасхальные открытки

Вечером перед Песахом по традиции глава дома будет обходить все помещения со свечой, пером и ложкой в руках в символическом поиске хамца. И все, что им будет обнаружено, должно быть уничтожено на следующее утро в присутствии всей семьи.

Маца, пресные хлебцы из пшеничной муки, которыми евреи питались в Египте и во время исхода оттуда — единственный хлеб, разрешенный в Песах. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы.

Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, так как маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Седер

Особое значение имеет праздничный ужин – седер (порядок), которая устраивается в первый вечер праздника, а в странах диаспоры — в первые два вечера. За торжественным ужином собирается обычно вся семья, стол накрывают после захода солнца, после возвращения из синагоги.

На ужин приглашаются не только ближайшие родственники, но и одинокие, бедные евреи, а также те, кто на время праздника остался один.

Вовремя седера произносятся установленные правилами благословения, читаются молитвы и поются псалмы. На стол ставят лучшую посуду и серебро, свечи, кошерное вино, три больших куска мацы.

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

За праздничной трапезой вкушают также смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина – харосет, цвет которой напоминает глину, из которой евреи делали кирпичи, находясь в египетском рабстве.

Вся еда раскладывается на кеаре — особом блюде, использующемся только для трапезы седера. На кеар также кладутся три символических блюда, которые не едят: зроа — прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском храме, бейца — крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас — кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем).

Приготовленные продукты раскладывают на блюде определенным образом. Перед ведущим седера кладут три целых мацы, покрытых салфеткой. Перед каждым участником трапезы кладут Агаду — книгу, содержащую сказание об Исходе из Египта и все необходимые для седера молитвы и благословения.

В качестве основных блюд на пасхальную трапезу подают куриный суп с клецками из мацы, гефилте фиш (фаршированная рыба) и запеченное мясо.

Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, выпить четыре чаши вина, съесть марор (обычно между двумя кусочками мацы), прочесть Агаду, петь (или прочесть) хвалебные псалмы.

Четыре бокала красного вина символизируют четыре обещания, данные Всевышним народу Израиля: «И выведу вас из-под ига египтян…»; «И избавлю вас…»; «И спасу вас…»; «И приму вас…»

По традиции, принято наполнять пятый, особый, бокал и оставлять его для пророка Элияха (Илии), который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного». Этот бокал не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Пророк Элиях считается провозвестником Машиаха (мессии), с приходом которого все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями». В первый день Песаха запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача проводится церемония благословения священников, в которой принимают участие только потомки священнического рода левитов.

Последний, седьмой день Песаха, празднует переход евреями Красного моря. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться, так как кораблей у них не было. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед иудейским народом появился путь, прямиком через море.

Этот день отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония «разделения морских вод».

Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два дня и заключительные два дня.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Маца – еврейский хлеб

Маца – традиционный еврейский хлеб, рецепт мацы является одним из самых простых рецептов хлеба – в рецепт мацы входит только мука и вода, но при этом маца имеет очень большое значение для еврейского народа и играет важную роль в еврейской кухне. Все дело в том, что маца в основном рассматривается не как продукт питания, а как религиозный символ. Во исполнение заповеди употребления мацы, в первый вечер празднования праздника Песах евреи обязаны съесть хотя бы небольшой кусочек кошерной мацы. Кроме того, в течение всего праздника Песах, что составляет семь дней в Израиле и восемь – в диаспоре, не могут употреблять в пищу хлеб, приготовленный путем заквашивания, квасное нельзя употреблять в Песах ни под каким видом. В этом случае как нельзя лучше подходит маца – пресный хлеб, в рецепте которого закваска не только не используется, при изготовлении мацы строго следят, чтобы тесто для мацы ни в коем случае не заквасилось.

Маца шмура или сохранная маца

Маца, которую евреям следует употреблять в первый день праздника Песах, должна быть приготовлена с учетом многих требований. Чтобы маца считалась кошерной в Песах, она должна быть приготовлена только евреями и только из специальных ингредиентов. Здесь стоит отметить, что маца, приготовленная вручную из правильных продуктов, имеет название маца шмура – сохранная или охраняемая маца. Маца шмура может готовиться из различной муки, в зависимости от этого зависеть уровень охраны мацы. Самым высоким уровнем охраны мацы считается, когда для ее рецепта используется мука, которую оберегали от контакта с влагой с того момента, когда зерно было сжато. Второй уровень подразумевает охрану муки для мацы с момента помола, и третий, самый низкий, подразумевает использование в рецепте мацы муки, просто приобретенной в магазине. Естественно, что лучшая маца для праздника Песах является та, которая приготовлена из муки первого уровня сохранности, а маца из обычной муки, даже приготовленная по всем правилам, для исполнения заповеди не годится, хотя вполне может употребляться вместо хлеба во все дни праздника Песах, кроме первого.

Рецепт мацы

Рецепт мацы очень прост – мука и вода, но к процессу приготовления мацы предъявляются очень жесткие требования. Маца, чтобы считаться кошерной, должна быть приготовлена евреями, которые в течение всего процесса приготовления должен следить за тем, чтобы тесто для мацы ни в коем случае не заквасилось, кроме того, маца должна готовиться именно с намерением приготовить мацу для исполнения заповеди. Для изготовления мацы соблюдаются очень жесткие требования к чистоте в мацепекарне, а сам процесс приготовления мацы не может длиться более 18 минут, поскольку считается, что за это время может начаться процесс брожения теста для мацы. По этой причине все процессы при выпечке мацы делаются очень быстро – замес теста, раскатывание и помещение в печь обычно занимает значительно меньше времени, чем рекомендуемые 18 минут.

Маца ручная и маца машинная

Традиционно мацу изготавливали вручную – от замеса теста для мацы до ее помещения в печь, этот способ до сих пор используется, и ручная маца пользуется высоким спросом на праздник Песах, особенно в более ортодоксально настроенных кругах. Но, начиная с середины XIX века делались попытки механизировать процесс изготовления мацы, и в настоящее время огромные объемы мацы производятся на автоматическом оборудовании. Основное достоинство машинной мацы – высокая скорость ее изготовления, снижающая вероятность заквашивания. Спор о том, является ли машинная маца кошерной, ведутся с момента появления машинного способа изготовления мацы и по сей день, четкого ответа на этот вопрос так и не найдено. Многие пользуются машинной мацой, считая ее вполне кошерной для Песах, ортодоксы же полностью отрицают машинную мацу и употребляют на Песах только ручную мацу. Поскольку ручная маца в настоящее время – продукт недешевый, основная масса евреев старается приобрести к Песах хотя бы три круга ручной мацы для первого дня праздника, а все остальные дни употребляет в пищу машинную мацу, которая, с их точки зрения, для этой цели вполне подходит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector