0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект о пасхе

Проект «Светлый праздник Пасхи. История и традиции»

Представлен проект и презентация к нему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1.1.Обоснование выбора темы. 3 стр.

1.3.Задачи работы. 3 стр.

2. Основная часть проекта.

2.1. О Пасхе Христовой. 4-6 стр.

2.2. Как праздновали на Руси Пасху. 6-8 стр.

2.3. Пасха в России. 9-10 стр.

2.4. Как праздновать Пасху. 11 стр.

2.5. Что подарить на Пасху. 12 стр.

2.6. Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца. 12 стр.

2.7. Почему мы красим яйца на Пасху. 13 стр.

2.8. Разноцветные пасхальные яйца. 14-15 стр.

2.9. Самая вкусная пасха. 16стр.

2.10. Самый вкусный кулич. 16стр.

2.11.Пасхальные игры, гадания, приметы. 17 стр.

2.12. Это интересно. 18 стр.

3. Заключительная часть. 19 стр.

4. Список использованной литературы. 20 стр.

5. Приложение. 21 стр.

1.1. Обоснование выбора темы проекта.

Почти все дети нашего класса принимают активное участие в Пасхальном празднике: пекут куличи и пасхи, красят яйца, но мало кто знает об истории и традициях этого праздника.

Собрать материал и выпустить брошюру с пасхальными рецептами.

1.3. Задачи работы.

— Узнать об истории возникновения этого праздника, о том, как праздновать, что дарить.

— Выяснить, почему красят яйца, пекут куличи и пасхи.

— Познакомиться с пасхальными играми, гаданиями, приметами.

Христос воскрес! Опять с зарёю

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажёгся над землёю

Для новой жизни новый день.

Ещё чернеют чащи бора;

Ещё в тени его сырой,

Как зеркала, стоят озёра

И дышат свежестью ночной;

Ещё в синеющих долинах

Плывут туманы… Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Они в выси пока сияют,

Недостижимой, как мечта,

Где голоса земли смолкают

И непорочна красота.

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов и в глубь долин;

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

2. Основная часть проекта

2.1. О Пасхе Христовой.

Пасху празднуют не только глубоко верующие люди, но и семьи, которые нечасто ходят в храм. Любят этот праздник и дети. Еще бы! В этот воскресный день семья собирается за большим столом с разнообразными крашеными яйцами, куличом, который бабушка печет лишь раз в год.

Пасха – это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет – это тоже воскресение. А Пасха – оживление души каждого из нас.

Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства.

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!» Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» — благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

2.2. Как праздновали на Руси Пасху.

На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».

Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день.

Торжественно праздновали Пасху русские цари. Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному… После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам… На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов…».

Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня. В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».

Проект о пасхе

Проект «Пасха — Светлое Христово Воскресение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 «Лесная сказка»

Проект разработан и реализован воспитателем группы «Березка» Зыряновой К.С. г. Новосибирск 2017

С каждым годом традиционные праздники забываются, отходят на задний план. В некоторых семьях им не придается никакого значения. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. В преддверии православного праздника Пасха, было принято разработать и реализовать проект «Пасха- Светлое Христово Воскресенье».

Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но не все дошкольники имеют представления об этом празднике, не знают историю и традиции.

Необходимо знакомить детей с народными праздниками.

2. Тема: «Пасха- Светлое Христово Воскресенье».

3. Авторы: Зырянова К.С.

4. Участники: дети, родители и воспитатель.

5. Образовательные области: развитие речи, окружающий мир, художественно- эстетическое развитие, чтение литературы, социально- коммуникативное развитие,

6. Тип проекта: краткосрочный, групповой.

7. Социальные партнеры: воспитатель, дети, родители.

8. Срок реализации: 1 неделя.

Цель: приобщать детей старшего дошкольного возраста к традициям народной культуры, вызвать интерес к православному празднику, развивать чувство патриотизма.

Задачи:

  • познакомить с праздником Пасхи, историей, традициями и обычаями;
  • развивать;
  • прививать любовь к традиционным праздникам;
  • воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Формы работы:

  • словесные (беседы, рассуждения);
  • наглядные (иллюстрации, картинки, презентация, просмотр м/ф);
  • метод проблемного изложения (проблемная ситуация и ее решение);
  • практические (раскраски, поделки).

Ожидаемы результаты:

  • у детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи;
  • познакомились со стихами, картинами, посвященными Пасхе
  • дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.;
  • дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
  • получают ответ на главный вопрос «Что такое Пасха?».

Результат проекта: «Выставка творческих работ».

Предварительная работа:

  • сбор литературы, информации и наглядности по теме;
  • работа с родителями по подготовке к проекту;
  • изготовление папки раскладушки;
  • изготовление альбома «Пасхальные яйца»;

Подготовительный этап:

  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и разбивка на веер задач;
  • составление плана основного этапа проекта;
  • опрос детей (приложение 1);

Родители: решение о принятии участия в проекте.

Дети: рассматривание картинок по теме.

Основной этап:

  • проведение совместной деятельности;
  • рассматривание альбома «Пасхальные яйца»;
  • беседы по теме;
  • рассматривание картин;
  • раскраски по теме;
  • организация сюжетно- ролевой игры «Семья».

Заключительный этап:

  • составление портфолио проекта;
  • организация выставки творческих работ;
  • презентация проекта.

Проект реализован полностью, цель достигнута: дети уяснили, что Пасха- традиционный православный праздник. Дети

проявили большой интерес к беседам о Пасхе, о традициях и истории,

все беседы сопровождались показом наглядностей, организована выставка, к которой проявили интерес и родители воспитанников и

охотно пополнили ее работами. В ходе работы были найдены ответы на многие детские вопросы, которые они задавали при постановке проблемы проекта ( «почему красят яйца? Почем говорят «Христос Воскрес?»). В работе был использован наглядный материал. Практическая значимость результатов заключается в том, что ребята познакомились с историей и традициями православного праздника, поиграли в игры. До детей были доведены знания о разновидности пасхальных яиц. Выходом из проекта стала выставка творческих работ детей и совместных работ родителей и детей.

«Уж верба вся пушистая…» Афанасий Фет

Уж верба вся пушистая

Опять весна душистая

Станицей тучки носятся,

И в душу снова просятся

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

И над душою каждою

«Христос воскрес!» Константин Роше

Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он – весь смиренье, весь – любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел – искупитель!

Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди – братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Беседа «Православный праздник Пасха».

Цель: Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций нашего народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней Пасхи. Учить приветствовать друг друга в пасхальные дни традиционным народным приветствием «Христос Воскрес!» и отвечать «Воистину Воскрес!». Формировать у детей понятия о милосердии, доброте. Воспитывать уважение к национальным традициям празднования Пасхи, интерес к истории праздника, эстетические чувства.

Наступил самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздник – Пасха. Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Было это очень-очень давно более 2 тысяч лет назад. В далекой южной стране Иудее жил Иисус Христос. Он ходил по стране с проповедью (рассказывал людям о Боге, учил людей любить друг друга и никого не обижать), исцелял больных, помогал тем, кто страдает. Вместе с Ним ходили и его ученики. Они помогали Иисусу Христу во всех Его добрых делах. Но на свете, к сожалению, кроме добрых людей, немало и злых, жестоких. Этим людям не понравилось учение Иисуса Христа о любви и доброте, они завидовали Его успеху и славе. Злые люди не верили, что Иисус Христос сын Бога. Они схватили Его, мучили, а потом распяли на кресте. Иисус Христос, мог бы спастись от мучений, т.к. Он был сын Бога. Но Он страдал на Кресте за всех людей, т.к. знал, что этим спасет тех людей, кто верит в Него и живет по заповедям Божьим. Поэтому мы еще называем Иисуса Христа Спасителем и часто обращаемся к Нему: «Господи, Спаси и сохрани нас». Когда сын Божий умер на Кресте, наступила ночь посреди дня, померкло солнце и стало темно, по всей земле и было великое землетрясение, завеса в храме разорвалась надвое. Даже злые люди, увидев эти знамения, сказали: «Воистину это был Сын Божий». Ученики похоронили тело Иисуса Христа в гробнице (пещере) и привалили вход большим тяжелым камнем (так было принято хоронить в этой стране). Рано утром в воскресенье к гробу Христа пришли женщины – Мария Магдалина, Иоанна, Саломия, которые повсюду следовали за Спасителем, и увидели, что камень отвален от гроба, а в гробнице нет тела Иисуса Христа. Они очень испугались, но вдруг увидели Ангела в белых, светлых одеждах. (В память об этом мы одеваем в этот праздник светлые одежды). Ангел сказал им: «Что вы ищите живого среди мертвых? Иисус Христос воскрес». Иисус Христос еще 40 дней ходил по земле, встречался со своими учениками и заповедал им рассказать о своем учении всему миру. Вот что случилось в Риме, куда пришли ученики Иисуса Христа, рассказать о Его Воскресении.

Читать еще:  Сколько класть дрожжей на 1 литр молока

Не все люди поверили, что Иисус Христос мог воскреснуть. Одна из Его учениц – Мария Магдалина, проповедуя учение Иисуса Христа, пришла к римскому императору Тиберию. В те времена было принято приходить к императору с подарком. У Марии Магдалины ничего не было, кроме яйца, поэтому она протянула императору яйцо и сказала: «Христос Воскрес». Император сказал: «Этого не может быть! Я поверю в это только тогда, когда это белое яйцо станет красным!» И вдруг белое яйцо у него на глазах превратилось в красное. Тогда император воскликнул: «Воистину Воскрес!»

С тех пор все христиане в этот день приветствуют друг друга словами «Христос Воскрес» и отвечают … ( «Воистину Воскрес»), а еще красят яйца в красный цвет и дарят их друг другу в воспоминание об этом чуде. С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки», яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки». А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки».

В этот день в Православных храмах звонят колокола, люди идут вокруг церкви крестным ходом, несут зажженные свечи, иконы, а подойдя к закрытым дверям Храма, как когда-то ученики Иисуса Христа к Гробу Господа поют славословие празднику. А рано утром после ночной службы, священник освящает продукты. Люди поздравляют друг друга, дарят пасхальные яйца и еще троекратно целовались Христосовались.

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Надежда Соколова
Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Проект на тему «Праздник Светлой Пасхи»

Праздник Пасхе- светлый, чистый. День, когда Христос воскрес…

Радость солнышком лучистым

Улыбается с небес. (И. Дарнина)

Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник, когда за столом собираются много людей. Родственники, друзья, дети дарят друг другу подарки: маленькие, красиво украшенные писанки, крашеные отварные, декоративные яйца, а также пасхальные сувениры: птички, свечи, зайчики, веночки, корзинки и т. п.

Именно Пасха считается большим семейным праздником, к которому нужно готовиться каждому члену семьи. Так давайте подготовимся к нему как следует! Поэтому, готовиться к Пасхе нужно заранее. Важно сначала рассказать ребёнку, что это за праздник и почему его празднуют, чтобы ему было интересно поучаствовать в подготовке и создать что-то новое своими руками. Затем вместе с малышом можно подумать, чем лучше порадовать ваших близких в этот день, какие приготовить подарки. Конечно, самый традиционный подарок на Пасху – крашеное яичко. «Дорого яичко ко Христову дню», – подбадривает народная пословица юных мастеров и мастериц, заранее готовящих подарки к празднику.

Также важно творчески подойти к встрече Пасхи. Тут возможны различные варианты работы, которую могут провести как родители, так и воспитатели детских садов.

Как рассказать ребенку о Пасхе? Церковные праздники – тема деликатная. Есть семьи истинно верующие, но ведь существуют и атеисты! Хотя последние тоже зачастую едят крашеные яйца и куличи. Просто так, по сложившейся традиции.

К самым ненавязчивым способом знакомства малыша с историей Пасхи будет чтение Детской библии или просмотр фильмов на эту тему. Конечно, скорее всего, ребенок воспримет все это как сказку. Ничего страшного. Подрастет, поймет и сделает свой выбор. пусть малыш примет непосредственное участие в подготовке к празднику. Ему доставит огромную радость самостоятельно разрисовать яйцо или украсить кулич. Именно время подготовки можно использовать для собственного рассказа о Пасхе, чтения стихов, посвященных Светлому Воскресенью.

Объясните малышу, что яйцо олицетворяет начало новой жизни, а кулич напоминает о присутствии Бога (или высшей силы) рядом с человеком. В Пасху принято дарить подарки, отправлять родным и друзьям пасхальные открытки. Никто не должен быть одиноким в этот праздник!

Вашей целью должно быть воспитание в ребёнке добра, чуткости и милосердия ко всем окружающим.

Пасха – праздник для детей чудесный и в то же время не очень понятный! Дети задают много вопросов, но как на них ответить правильно и доступно? Как рассказать детям об истории праздника, его традициях и символах, о развлечениях в праздник Пасхи? И часто возникает некое сомнение, стоит ли рассказывать детям о христианских праздниках, как воспримут такую информацию родители? Ведь есть семьи, которые считают, что такая информация необязательна для ребёнка.

Тип проекта : Познавательно-творческий.

Срок реализации: краткосрочный-2 недели.

Участники проекта: Дети 4-5 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель.

• Цель проекта: Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

• Развивать интерес к культуре предков.

• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

• Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

• Приобщение, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

• Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.

• Развивать интерес к культуре предков.

• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

• Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

• Активизировать совместное детско- взрослое общение.

• Содержание и реализация проекта

• Формы реализации проекта.

• • Продуктивная деятельность детей.

• 1 этап организационно-подготовительный

• Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

• -вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

• -оформление уголка для родителей по православному празднику Пасха.

• -подбор наглядно-дидактического материала

. – рассматривание с детьми Детской Библии.

.-Подбор необходимой литературы.

. 2 этап — рефлексивно-диагностический

Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

. -реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами;

. –Беседа с детьми на тему «О Пасхе»

.-Проведение подвижных пасхальных игр: «Кто найдёт больше яиц?», «Катание яиц с горки», «Чьё яйцо дольше прокрутиться», «Бой яйцами», «Докати до игрушки», «Солнечные зайчики».

.-Драматизация сказки «Курочка Ряба»

.- Изготовление аппликации — открыток к Пасхе.

.-Консультация для родителей «Какие игры можно играть с ребёнком на Пасху

.-Консультация для родителей «Приобщение детей к русской культуре через народные праздники и традиции».

.-Рассматривание пасхальных картинок.

.-Составление рассказа с детьми «Как мы праздновали Пасху».

.Конструирование:- изготовление цыплёнка из киндер-яйца, подставки для яйца «Петушок», пасхального кролика.

3 этап – Практический, (непосредственное проведение праздника пасхи).

— Проводится выставка рисунков, сувениров, сделанных детьми и их родителями.

-подведение итогов проектной деятельности;

-представление материалов проекта на педсовете;

-Костюмы к сказке.

Пасхальные картинки.

-Цветной картон, цветная бумага,ножницы,фломастеры, гуашь,кисти, клей, ячейки для яиц, киндер-яйца, втулки от туалетной бумаги.

Литература 1. Князева О. Л. Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»С. П. б. Детство-Пресс. 2010г.

2 «.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду

3. «Ребёнок в детском саду»1.2007г. стр. 74. «Со Светлой Пасхой».

4. «Ребёнок в детском саду»2. 2007г. стр. 47. «Писанки для Алёнки»

5. «Детская библия» Институт перевода библии. 1996г.

Проект «Светлая Пасха» Проект на тему: «Светлая Пасха» Весна идёт, полна чудес — Христос воскрес, Христос воскрес!» В лужах солнышко искрится, Верба пухом зацвела.

Светлый праздник Пасхи Светлый праздник пасхиПраздник Светлой Пасхи! Пасха самый светлый и добрый православный праздник. Его с нетерпением ждут взрослые и дети.

Проект по культуротворческому и эстетическому воспитанию «История праздника. Пасха»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Шиликова Е.В., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «СШ№9» г. Смоленска

Проект по культуротворческому и эстетическому воспитанию

«История праздника. Пасха»

2. Паспорт проекта.

3.2. Описание работы над проектом и её результаты

Назначение и применение проекта.

2. Паспорт проекта:

Проект направлен на формирование нравственных качеств, приобщение к истокам русской культуры.

Тип проекта: творческий.

3. Заявитель: МБОУ «СШ№9» города Смоленска

Руководитель проекта: классный руководитель Шиликова Е.В.

Участники проекта: творческие группы учащихся 7-8 классов.

Партнеры: родители учащихся МБОУ «СШ № 9».

Сроки реализации проекта: октябрь – апрель текущего учебного года.

Направление реализации: творческое.

Форма защиты проекта: мультимедийная презентация, иллюстрация фактов и событий.

Продукты проектной деятельности: выставка пасхальных куличей и крашеных яиц, видеоролик.

3.Описание работы. 3.1 Введение.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Не секрет, что приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста»,

«от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые, должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

И мы должны и обязаны знать и помнить наши традиционные русские праздники, в частности праздник ПАСХУ.

Многие учащиеся слышали о ПАСХЕ , но не знают, как отмечается на Руси этот старинный русский праздник . Есть и такие, которые не знают о празднике НИЧЕГО. Наша задача – дать нужную информацию, пробудить интерес к истории нашей Родины, её православным праздникам.

Приобщение учащихся к национальной культуре посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение». Возрождение традиций народной культуры.

ЗАДАЧИ, ПОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

выявить учащихся, не знающих о христианском празднике «Пасха.

Светлое Христово Воскресение»

познакомить с обычаями, традициями празднования Пасхи;

познакомить с народными обрядами, традиционно проводимыми

в период празднования Пасхи;

развивать творческие умения, необходимые для декоративно-

развивать интерес к русской национальной культуре;

воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа;

побуждать родителей к совместной деятельности с детьми по теме

-У детей и родителей прочно сформируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования Пасхи.

— Дети и родители накопят знания об обычаях и традициях праздника.

-Дети получат практические навыки, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.

— Совместная с родителями творческая деятельность обогатит детей интеллектуально и нравственно.

Подготовительный : Подбор материалов для проведения бесед, консультаций, иллюстративного материал, изучение художественной литературы, фольклора по данной теме.

Практический: Работа с детьми и родителями.

Заключительный : Рефлексия проведенных мероприятий по проекту «Праздник Пасхи» (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта); презентация проекта по теме «Праздник Пасхи».

ПЛАН (СОДЕРЖАНИЕ) РАБОТЫ:

Чтобы начать работать над проектом, учащиеся разделились на 3 группы : 1.Историки. 2.Художники — оформители. 3.Кондитеры-декораторы.

Распределили обязанности. Получили задания для групп:

1 группа : выявить учащихся, не знающих НИЧЕГО о ПАСХЕ,

провести интервьюирование и агитирование учащихся на тему: «Как отмечается на Руси старинный русский праздник – Пасха?».

Найти информацию о данном празднике, его месте и роли в жизни нашего общества.

2 группа: создать и оформить мультимедийную презентацию, иллюстрации фактов и событий христианского праздника Воскресения Христова, подготовить костюмы, декорации.

3 группа: найти рецепты и испечь куличи, покрасить пасхальные яйца, снять видеоролик.

Подвели к общей ЦЕЛИ.

Описание работы над проектом и её результаты.

ПАСХА — христианский праздник Воскресения Христова. Пасхой завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. В течение всей Страстной недели, предшествующей Пасхе, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов, женщины пекли специальный пасхальный хлеб (пасху, кулич), красили и расписывали яйца. Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день Пасхи. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д. Страстная неделя — последняя неделя семинедельного Великого поста, когда, согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крестные муки за грехи человеческого рода.

Читать еще:  Что означает пасха

Наиболее мифологически и ритуально насыщенными днями на этой неделе являются Страстная среда , Страстной четверг , Страстная пятница и Страстная суббота . В эти дни шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова.

Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд. Понедельник и вторник – «купальные». Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.

Среда – «градовая». «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». Четверг – «чистый» — уборка и побелка домов.

Пятница – «прощеный день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи. Красили яйца, пекли куличи.

По преданию, именно Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка. Мария Магдалена сказала при этом “Христос воскрес!”. Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумлённых людей белое яйцо изменило цвет на ярко-красный. С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца. Суббота – хороводница. В церкви освящали куличи и яйца. Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые.

В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда. В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба. Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов. Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день Пасхи было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день Пасхи священник, а также домочадцы обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближним пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что оно поможет остановить пожар; искали заблудившуюся скотину, клали его в посевное зерно, оглаживали им корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо. В течение всей недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение. Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл.

Пасхальный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники. Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой, отправляясь первый раз сеять, чтобы урожай был богатым. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Кулич занимает важное место в пасхальном ритуале. Он символизирует память о том, что Иисус Христос после своего Воскресения трапезничал вместе с апостолами. Издавна сложился обычай на Пасху оставлять в церкви хлеб, на котором был изображен или крест, или образ Воскресения. На кресте был виден лишь терновый венец, фигура Христа отсутствовала, что означало победу над смертью. Этот хлеб затем с крестным ходом обносили вокруг церкви и оставляли на общем столе в монастыре . В субботу, после благословения, его раздавали верующим.
Сегодня практически каждая семья печет или покупает готовые куличи, освящает их в церкви.

Кулич готовится из дрожжевого теста — это замена ветхозаветного пресного

хлеба. Что символизирует переход от Ветхого Завета к Новому ( просмотр

видеоролика «Изготовление кулича», фотовыставки).
НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование культуротворческого и эстетического воспитания учащихся, приобщение к национальной культуре, к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресение», на возрождение традиций народной культуры.

В наше время очень престижно быть патриотом и знать историю и традиции своей страны. Поэтому необходимо Возрождение традиций народной культуры.

Почему это так престижно?

Люди, которые знают историю и традиции своей Родины :

Праздник Пасха Подготовила ученица 4 а класса МБОУ СОШ 2 Суровцева Анжелика. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГавриил Балашов

Похожие презентации

Презентация 4 класса на тему: «Праздник Пасха Подготовила ученица 4 а класса МБОУ СОШ 2 Суровцева Анжелика.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Праздник Пасха Подготовила ученица 4 а класса МБОУ СОШ 2 Суровцева Анжелика

2 1. Постановка проблемы проекта Я хочу рассказать о великом православном празднике Пасха.

3 Тема проекта «Праздник Пасхи» ПАСХА христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. В течение всей Страстной недели предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (пасху, кулич), красили и расписывали яйца. Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д. Страстная неделя последняя неделя семинедельного Великого поста, когда, согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крестные муки за грехи человеческого рода. Наиболее мифологически и ритуально насыщенными днями на этой неделе являются Страстная среда, Страстной четверг, Страстная пятница и Страстная суббота. В эти дни совершались поминовения умерших, а также повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова и др.,) Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд. Понедельник и вторник – «купальные». Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен. История праздника Пасхи.

4 Среда – «градовая». «В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило». Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников. Пятница – «прощённый день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи. Суббота – хороводница. Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда. В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя. Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.

5 Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка и др. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града, и т. п. В течение всей недели, начиная с первого дня ПАСХИ, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение. Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл. Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы, имеющие аграрно — хозяйственную («А мы просо сеяли» и др.) и любовно- брачную тематику (в последних обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года). Обязательным для пасхальных праздников было гостевание взаимные посещения близких родственников.

6 Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», т. е. старались незаметно украсть что- нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов. Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым. По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день ПАСХИ было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день ПАСХИ священник и причт, а также домочадцы «молили пасху», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.

Читать еще:  Пасхальные картинки бесплатно

7 Цель проекта «Праздник Пасхи» Основной целью проекта является — изучение нами истоков русской культуры. Приблизиться к традициям наших предков. Познакомиться с историей описанной в библии.

8 Задачи проекта «Праздник Пасха» 1. Закрепить знания по теме «Пасха» 2. Изучение данной темы развивает любовь к культуре своего народа. 3. Формирует нравственные качества, такие как дружелюбие, взаимоподдержка.

9 План проекта «Праздник Пасха» 1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задача проекта. 5. План проекта. 6. Вывод проекта.

10 Вывод проекта «Праздник Пасха» Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! В ходе изучения данной темы, мы расширили представление о традициях празднования православных праздников, появилось чувство причастности к культурным традициям наших предков. история Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что его жизнь имеет власть снова принять Свою жизнь. Праздник Пасха говорит нам о том, что после распятия Христос вернулся к жизни- воскрес.

Проект о пасхе

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец христианской веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Слово «Пасха» значит с еврейского «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Потом есть целая серия праздников связаны с Воскресением Христовым и все они отсчитываются от него.

История установления празднования: Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресе­ния и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти на­именования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название — Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, по­читая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, со­вершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом но увенчалась. Два различных обычая существовали до Первого Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апрели, чтобы христианская Пасха всегда праз­дновалась после иудейской.

Иконография праздника: Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. «. и потрясошася. и падеся. и разрушася. и врата падоша. и ад стоняше. и Диавол плача. «. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада, образуют треугольник. Именно напряженный треугольник служит основой практически всех икон «Сошествие во ад», но в более поздних иконах обилие второстепенных деталей и персонажей сглаживает стремительность и напряженность образа.

Молитвословия Святой Пасхе

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый: людие, веселитеся. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

Избранный от дней — сей нареченный и святый день, праздников Праздник и Торжество есть торжеств, воньже Христос воскресе тридневен от гроба, ад пленивый и человеки воскресивый, Его же прославляюще да зовем вси: Христос воскресе, смерть поправый, людие веселитеся.

Ангели, Христе Спасе, днесь поют на небесех Твое из мертвых Воскресение, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе с радостию славити и пети: Христос воскресе, — Ангели ликовствуйте на небеси. Христос воскресе, — людие торжествуйте на земли. Христос воскресе, — воскликните Господеви вся земля. Христос воскресе, — воспойте Богу нашему новую песнь. Христос воскресе, — праведницы днесь да возвеселятся. Христос воскресе, — врата адовы днесь да расточатся. Христос воскресе, — смерть поправый, людие веселитеся.

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже. (далее)

На стражи моей стану, говорит чудный Аввакум (Авв. 2, 1). Стану с ним ныне и я, по данным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что возглаголано. Я стоял и смотрел: и вот, муж восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его яко образ Ангела (Суд. 13, 6), и одежда его, как блистание мимолетящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы множество вой небесных) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мертвых. — Восстаньте с Ним и вы; Христос во. (далее)

Ныне восстал из мертвых Христос, Бог бессмертный. Человеколюбивый Спаситель наш добровольно восприял бесчестное для Себя, дабы спасти гибнущего человека,— снизошел в нашу жизнь и восхотел умереть по человечеству, поелику провидел и славное воскресение. Итак, сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117, 24), выражая свое веселие богоприличными размышлениями. Сей день — причина того, что все тела, которые по рождении уничтожили тление, будут отданы землею неповрежденными и воскреснут во мгновение ока (1 Кор. 15, 52). Нельзя и представить, сколько измерений. (далее)

Братья! Весьма справедливо к настоящему дню применимы эти псаломские слова, которыми святой пророк призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние селения, земля. (далее)

Сколько храмин отперто, сколько дверей отворено ныне одним ключем Давидовым, и одним его движением! В доме укрепляют и запирают двери, чтобы не допустить татя, или чтобы удержать буйнаго домочадца. Так и в доме Божием. Когда возделыватель и страж рая Божия похитил плод с древа познания: тогда он изгнан, рай от него заперт, и у входа поставлен сильнейший его страж с пламенным оружием. А поелику, сверх того, преступника надлежало наказать, притом и после его изгнания продолжал господствовать в роде его дух преступнический и мятежный: то как он, так и его потомки, один по другом. (далее)

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются. (далее)

Мы прощены, мы спасены и искуплены — Христос воскресе! В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сердечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами уничтожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли устать. (далее)

Что означает Воскресение Господа Иисуса Христа? Диавол противоборствует Спасителю. Их битва начинается на Горе искушений в пустыне, где Господь отрицается от сатаны, отказываясь от предлагаемых им способов достижения цели Своего служения, и сатана преследует Спасителя, действуя через человеческую зависть и злобу. Смерть Господа на кресте была временной победой диавола, когда зло видимым образом восторжествовало над добром, когда оказались как бы поверженными, униженными и оскверненными те великие истины, которые. (далее)

Мы поем Христово Воскресение, и вот только что словами святого Иоанна Златоустого мы провозглашали победу жизни над смертью: Где, ад, твое жало, где, смерть, твоя победа? Воскрес Христос — и ни один мертвец не остался в гробе… А вместе с этим мы видим собственными очами, мы слышим страшные вести о том, что смерть все еще косит вокруг нас, что умирают ближние, умирают молодые, умирают. (далее)

Чадца Божии! От избытка неземной радости приветствую и я вас, опаляя силой Божественных слов: «Христос воскресе!» Благодатный огонь этой спасительной вести, вновь ярким пламенем вспыхнув над Гробом Господним, потек по миру. И Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, дарует его нам: «Христос воскресе!» Возлюбленные о Христе братия и сестры, други мои! Вы, конечно, замечали сами, что среди многих великих и радостных наших христианских праздников особой торжественностью. (далее)

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых ее дверей и наступает, одна, последняя минута молчания перед взрывом пасхальной радости, в нашем сердце сознательно или бессознательно возникает тот же вопрос, который был, согласно евангельскому рассказу, в сердце женщин, пришедших рано утром, «едва воссиявшу солнцу», ко гробу Христа. Вопрос этот: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Совершится ли еще раз это чудо? Станет ли еще раз ночь светлее. (далее)

Наверное, это приветствие относится ко дням, непосредственно следовавшим за событием Воскресения Иисуса Христа. Как теперь при встрече мы обмениваемся сведениями о событиях чрезвычайной важности, так и тогда могли встретиться на улицах Иерусалима два человека. И первый сообщает другому новость, которую он только что узнал: «Христос воскрес!» А второй, уже ранее слышавший об этом, отвечает: «Воистину воскрес!» Постепенно этот столь человечный обмен информацией, как сказали бы мы сегодня, превращается в победную весть, в свидетельство веры, за которую можно было отдать и жизнь. Весть эта уходит. (далее)

Еще одна Пасха на земле, еще раз мы погрузились в смерть Христову и обновились вечной жизнью Царства. Новая жизнь, которую Он хочет разделить с нами, не в отдаленном будущем, а здесь и сейчас. Мы стоим на заре первого дня нового творения, перед Богом Живым, перед Словом, Которое было вначале. Христос живой, воскресший телом и душой, совершенный Человек, Победитель смерти говорит потрясенной душе каждого христианина: «Не бойся ничего. Это Я! Живой! Я был мертв, и вот Я живой во. (далее)

Пасха — это не просто праздник. Это — суть христианства. Если мы внимательно прочитаем апостольские послания и посмотрим те первые проповеди, что приведены в «Деяниях апостолов», нас ждет сюрприз: апостолы не знают никакого «учения Христа». Ни разу они не говорят «как учил нас Господь», не пересказывают Нагорной проповеди и не передают из уст в уста рассказы о чудесах Христовых. Важнее всего этого для них одно: Он умер за грехи наши, но и воскрес. Пасхальные события — вот основа. (далее)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector