1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Происхождение слова пасха

Значение слова Пасха и история его происхождения

Список ссылок всех БК

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Хотелось ли Вам узнать об истории происхождения слова Пасхи? Давайте узнавать вместе, поскольку это интересно, познавательно будет всем, даже неверующим.

И был Египет. И наступило рабство. И стало горько народу…

Вот начало Пасхи

История Пасхи неразрывно связана с историей израильского народа, которая традиционно исчисляется от Авраама и начала его следования в Землю, Обещанную ему и его потомкам Богом-Создателем неба и земли.

Примерно в 16-17 в. до Р.Х. внук Авраама Иаков с многочисленным, по меркам того времени, семейством — примерно 70 человек — переселяется в Египет, где несколькими годами раньше стал министром при фараоне его сын Иосиф.

Как родственникам своего министра, фараон оказывает большие почести семье Иосифа: разрешает поселиться на плодородных зелёных землях в дельте Нила, где каждый сантиметр, увлажняемый Нилом, на вес золота, разрешает им продолжать заниматься скотоводством, быть пастухами, освобождает их от значительной части налогов. Но такое расположение фараона им обеспечивает ещё и то, что сам фараон происходил из семитского племени гиксосов (пастухов-кочевников).

Всё время правления фараонов ХV династии (Гиксосской) переселенцам жилось не просто хорошо, а даже лучше, чем дома: многие из них получили должности при дворе, стали накапливать капитал.

Но когда к власти пришла ХVІ, а за ней ХVІІ династия фараонов, соперничавших с гиксосской, кабинет министров, естественно, обновился и переселенцы попали в немилость, причём, очень сильную.

За несколько лет из привилегированного общества они стали низшим классом – рабами, которые были отправлены на строительство пирамид, восхищающих нас с вами до сих пор.

Пирамиды служили наглядным утверждением превосходства новой династии.К моральным потрясениям вчерашних любимчиков двора прибавились и физические – строительные работы.

И вот тут они вспомнили о Боге, который говорил с их предком Авраамом, обещал им Землю и свою помощь в трудные времена.

Это так похоже на каждого из нас – вспоминать о Боге, когда становится тяжело, невыносимо тяжко, безвыходно, беспросветно. В ответ на молитвы угнетённого народа, Бог посылает ему Моисея, вождя, который триумфально выведет народ из рабства и отпразднует первую в истории Пасху, точнее, Песах.

Взгляд с другой стороны.

Что же случилось тогда в Египте? Представьте себе ситуацию: новый фараон победил своих предшественников-врагов, получил власть, начал строительство пирамид, как символа своего могущества, всё идёт по плану. И вдруг — рабы взбунтовались, через Моисея заявили, что им нужно уходить в пустыню, чтобы принести какую-то жертву, какому-то, только им известному, богу.

Фараон решает, что они просто мало загружены работой и увеличивает её. Но обещание Бога незыблемо, и Бог начинает посылать на Египет казни, чтобы фараон и египтяне испугались и отпустили рабов. Но фараон, предположительно, Тутмос ІІІ или Аменхотеп ІІ, оказался не из слабонервных, и невозмутимо переживает 9 казней:

  • Первая – все реки и вся вода в Египте превращаются в кровь
  • Вторая – по всей земле Египта распространяются жабы
  • Третья – мошки, которые залетают в глаза, уши и лишают возможности думать о чем-то, кроме того, как от них избавиться
  • Четвёртая – песьи мухи (оводы) они уже не только надоедают, но и больно кусаются и оставляют раны
  • Пятая – умирает весь рогатый скот в Египте
  • Шестая – язвы, кожные болезни на египтянах, в том числе и на самом фараоне
  • Седьмая – град, уничтожающий растения
  • Восьмая – саранча, уничтожающая то, что осталось после града
  • Девятая – тьма на всей земле Египта

После неё фараон дрогнул, но не отпустил народ. Моисей сообщил фараону, что весь Египет ждёт десятая, самая страшная кара – смерть всех первенцев, тех, кто в семье родился первым. В полночь по всему Египту пройдет Ангел — губитель и все первенцы погибнут, это касалось как животных, так и людей.

Например, в семье из четырёх человек, в которой папа, мама, сын – их первый ребёнок и дочь – их второй ребёнок, выживет только младшая дочь. Жуткая перспектива, правда?

Но самое «интересное» — фараон-то, тоже первенец, однако это не остановило его, и все люди Египта понесли утрату близких, фараон остался в живых, чтобы таки отпустить народ.

Но ни одна из казней не коснулась израильского народа и смерть первенцев тоже. Почему?

Потому что Бог сказал им накануне последней казни принести в жертву Агнца, то есть зарезать барашка или ягнёнка и его кровь нанести на косяки дверей своих домов. Ангел – губитель, видя эту кровь, пройдёт мимо и в доме никто не погибнет.

Слово пройти мимо — на иврите – пэсах, что значит миновать, пропустить, переступить — стало центральной мыслью, концепцией Пасхи.

Главная идея Пасхи – избавление от зла, боли, смерти, посредством того, что их понесёт кто-то вместо нас (Агнец), но это произойдёт с нашим активным участием.

Это подчёркивают символы Пасхи и их значение. Среди того, что Бог повелел кушать в день первой Пасхи, были:

  • — принесённый в жертву, Агнец,
  • — горькие травы
  • — пресный хлеб

Что они символизируют, о чём они говорят нам?

Главным символом Пасхи является Агнец, который умирает вместо тех, кого защищает Бог.

Во времена Моисея это было ритуальное животное, которое указывало на Мессию Иисуса Христа, который станет жертвой за всех людей.

Иисус Христос был распят в день еврейской Пасхи, когда должен быть принесен в жертву Агнец.

Сегодня, когда мы празднуем христианскую Пасху – воскресение Иисуса Христа, мы празднуем избавление от зла, смерти, страданий, торжество света, добра, радости в своём сердце.

Под злом подразумевается весь, как мы говорим сегодня, негатив – отрицательные мысли, зависть, сплетни, недовольство, от которых человек начинает зависеть, которые вредят ему.

Если их не остановить, они могут стать причиной расстройств, болезней, моральной деградации, и даже физической смерти.

Чтобы избавиться от зла нужно, во-первых, осознать Бога внутри себя, прочувствовать.

Для этого в пасхальную трапезу включались горькие травы (возможно, это были кинза, чеснок, лук) – символ тяжести и унизительности рабского положения, невыносимости зла, неприятности его последствий, помните запах после чеснока?

Пресный хлеб – это хлеб без дрожжей, символ добра. Почему без дрожжей? Потому что ничего доброго само по себе, как на дрожжах, в человеке вырасти не может.

Чтобы бороться со своими недостатками, нужны сознательные усилия:

  • остановить поток худых мыслей, а то и слов,
  • не полениться, а помочь тому, кто нуждается или просит о помощи,
  • прекратить завидовать кому-то и
  • начать молиться об этом человеке.

Это всегда решение, всегда напряжение с нашей стороны. На это указывало то, что Пасху нужно было есть поспешно, второпях – это символ решения расстаться со злом внутри себя, избавиться от него. А Христос – Агнец, претерпевший боль и наказание за нас – нам в этом поможет, когда мы попросим.

Происхождение слова пасха

Слово «Пасха» пришло к нам из древнегреческого языка, pa/sxa (пасха), будучи, в свою очередь, заимство-вано из древнеев-рейского, где выгля-дит и звучит сле-дующим образом: xaseP (пэсах). Прав-да, некоторые иссле-дователи, полагающие, что христиан-ская Пасха абсолютно не связана с иудейской, высказывают мнение о том, что этимология древнегреческого pa/sxa иная. В древнегреческом языке есть глагол pa/sxw (пасхо), означающий «страдать». 1 Так он переведен, например, в Мф. 16:21 — «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать (pa/sxw) от старейшин и первосвя-щенников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Именно от глагола «страдать», по мнению некоторых, происходит слово «Пасха». При такой интерпретации сама идея Пасхи сводится к страданиям Иисуса Христа. Проблема с этим взглядом, однако, заключается в том, что Новый Завет использует слово (pa/sxa) для обозначения ветхозаветной Пасхи, например Мк. 14:1 — «Через два дня надлежало быть празднику Пасхи (pa/sxa) и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить». Причем из 29 упоминаний этого слова в ориги-нале Нового Завета только одно (1Кор. 5:7) приближается по значению к традици-онно-христианскому пониманию Пасхи.

Древнееврейское же слово xaseP (пэсах) буквально означает «прохождение мимо». 2 Вот как значение этого слова открывается в Ветхом Завете.

«И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [месяц выхода из Египта] да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Агнец у вас дожен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо (xasfP) вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу.

И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо (xasfP) дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения.

Храните сие, как закон для себя и для сынов своих навеки. Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? Скажите: это пасхальная (xaseP) жертва Господу, Который прошел мимо (xasfP) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. » (Исх. 12:1,2,5-7,12-14,23-27).

Согласно этому отрывку смысл Пасхи заключался в воспоминании и праздновании исторического события — исхода из Египта. Ограничивался ли смысл этим? Энциклопедический Словарь «Всемирная История», равно как и Иллюстрированный Энциклопедический Словарь говорят о том, что в смысл иудейской пасхи также входит «идея ожидания Мессии». Согласно «Московской Пасхальной Агаде», изданной при содействии Российского Еврейского Конгресса, Конгресса Еврейских Религиозных Общин и Организаций России, во время совершения Пасхи совершается следующая молитва: «Милосердный, надели нас днем, который весь был бы покоем и отдохновением в жизни вечной. Милосердный, надели нас днем вечного блаженства. Милосердный, да сподобимся мы дней Мессианских и будущей вечной жизни. Он — башня спасения Царя Своего и оказывает милость помазаннику Своему, Давиду, и потомству его вовеки. Тот, кто водворяет мир в высотах своих, да водворит мир среди нас и всех израильтян, и провозгласите Аминь!«.

В разных местах точный текст слов молитвы может выглядеть по-разному, но смысл остается прежним, например: «Когда произносится молитва за скорое избавление, все поднимают руки и, обратив взоры к небу, повторяют вслед за ведущим: «Господь! Пошли нам скорее нашего Машиаха, дай нам мир и счастье и приведи нас в Твой святой город Иерусалим!»» 3 . Или: «И тогда мальчик приступает к рассказу о том, что он (и весь еврейский народ) идет из Иерусалима и что в пути ему довелось претерпеть много лишений и бед. Он говорит, что побывал во многих еврейских общинах, которые встречались ему на пути, и везде евреи бедствуют и страдают, но продолжают твердо верить в грядущее избавление, которое принесет им Машиах. В этот момент все восклицают: «Пусть придет он скорее, в наше время!»» 4

После 70 года н.э. по причине разрушения Иерусалимского храма — центра религиозной жизни иудаизма — соблюдение ветхозаветных предписаний касательно способа соблюдения Пасхи изменилось. Главное изменение касается приготовления и употребления пасхального агнца. Его теперь в пасхальной трапезе нет, предписание Торы не исполняется. В отношении же понимания смысла иудейской Пасхи, два указанных нами мотива — воспоминание выхода из рабства и ожидание Мессии — сохраняются, поскольку первое является частью истории и уже измениться не может, а пришествие Мессии, по мнению традиционного иудаизма, еще не произошло.

Читать еще:  Почему пасха в разное время каждый год

Христиане, считая книги Ветхого Завета частью богодухновенного канона Священных Писаний, также видят в Пасхе указанные два мотива: освобождение из рабства и пришествие Мессии. Только значение этих терминов меняется. Освобождение, о котором идет речь, это освобождение от рабства греха и смерти, а пришествие Мессии — это смерть и воскресение Иисуса Христа. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он (Христос) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14,15).

Новый Завет говорит о том, что приносимый по ветхозаветному установлению пасхальный агнец символизировал жертву Иисуса Христа: «Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7); «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

Подобно ветхозаветной, новозаветная Пасха также устремляется как в прошлое — жертва Иисуса Христа, так и в будущее — «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26).

Если по вопросу смысла Пасхи среди представителей разных христианских конфессий царит относительное единство мнений, то вот о том, когда ее праздновать, давно уже существуют споры. В истории России, например, в Черниговской губернии возникло направление, принадлежащих к которому называли пасхальниками. Они каждый год праздновали Пасху 23 марта вне зависимости от того, на какой день она приходится.

Действительно, почему дата Пасхи постоянно «прыгает»? Ведь событие смерти и воскресения Христа, которое считается основой праздника, должно было произойти в какой-то конкретный день! Ежегодное поминание умершего, традиционно осуществляемое в России, например, совершается последовательно в один и тот же день — день смерти. Равно и праздники, юбилеи, отмечаются в совершенно определенные дни, соответствующие датам тех или иных событий. Почему же с Пасхой все обстоит иначе?

Вот как на этот вопрос отвечает «Библейская Энциклопедия»: «Споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем Христианам праздновать Пасху в 1 воскресный день после весеннего равноденствия и 1 мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, при чем последнее число бывает иногда в понедельник. По этому праздник Пасхи бывает между 22 марта и 24 апреля».

Упомянутый собор происходил в 325 году н.э. По какой причине шел спор о времени празднования? Ведь все, вроде, должно быть просто — когда умер, тогда и отмечать надо, в то самое число календаря. Проблема заключалась в том, что отмечать Пасху в тот день, когда распяли Христа — значит отмечать ее в один день с евреями, 14 Ниссана. Поскольку 14 Ниссана ассоциировалось с иудаизмом, часть присутствовавших на соборе ратовала за отмежевание. Председательствовавший на соборе император Константин, 12 лет тому назад подписавший Миланский эдикт, согласно которому христианство стало легальной религией, способствовал тому, чтобы принять решение не праздновать Пасху 14 Ниссана.

Но откуда был взят именно такой способ подсчета — после весеннего равноденствия и полнолуния? Еще задолго до появления христианства, в древней Шумерской цивилизации праздновался день, посвященный Таммузу (Думузи, Фаммуз). Этот праздник был сопряжен с инсценировкой древнего мифа, который называется «С великих небес к великим недрам». Согласно этому мифу Таммуз, который считался богом солнца и плодородия, в результате трагической гибели оказывается в преисподней. В связи с этим умирает природа — начинается зима. Его возлюбленная, Истар (Иштар, Астарта), отправляется в преисподнюю, где, находясь в поисках и попытках спасти Таммуза, пребывает 40 дней.

Вот что происходит в это время на земле: «Слушай меня, Ниншубур, внимательно слушай. Как только я скроюсь, из глаз исчезну, жалобным плачем залейся на могильных курганах, в честь мою щеки и тело в кровь исцарапай, уста изорви ногтями. Бей в барабаны, нещадно бей в барабаны пред народом. В клочья порви одежду. «. 5 Этот обычай упоминает и Библия: «И сказал мне: обратись, и увидишь еще больше мерзости, какие они делают. И привел меня ко входу во врата дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе«. (Иез. 8:13,14). Траур по нисшедшему в преисподнюю богу заканчивался радостным торжеством. Истар вызволила Таммуза из ада. Миф сообщает следующее: «Ликующий хор голосов провозгласил: Думузи воскрес! К любви вернулся Думузи!». 6

Этот праздник в честь воскресения бога Таммуза приходился на весну. Когда именно его праздновали? «В междуречье Новый год праздновался в марте. Здесь каждый год 21 марта вслед за весенним равноденствием начинает прибывать вода в реке Тигр, а через две недели в реке Евфрат. Все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день праздничными шествиями, маскарадами, песнями и плясками» (курсив наш). 7 В Вавилоне этот месяц назывался месяцем Таммуза, или месяцем странствий Истар.

Итак, мы выяснили, что праздник в честь воскресения Таммуза совершался после весеннего равноденствия. Был ли он как-то связан с полнолунием? Дело в том, что в Месопотамии использовался лунный календарь, при котором месяц начинался именно после полнолуния. Таким образом и подсчитывался день праздника — после полнолуния и равноденствия.

Этот праздник просуществовал и до эпохи императора Константина. Стремясь сплотить империю, в которой на тот момент значительную часть составляли христиане, Константин предложил компромиссный вариант — праздник в честь воскресения Христа в день, который был привычен для язычников.

Вот почему в Америке до сих пор Пасха называется именем языческого божества — Easter (Истар, Иштар, Астарта), а день праздника «прыгает».

ПАСХА: краткая история возникновения праздника

— Ты чо, дурачёк что ли? Так ВСЕ делают. Это же праздник!
— Чей праздник? Зачем всё это?

После чего твой православный собеседник начинает что-то невразумительно мычать, злиться и отмахиваться от тебя. А дальнейшие расспросы и уточнения вводят его в состояние дичайшего батхёрта и попоболи.

Но наших бабушек ещё можно понять и простить — они не пользуются этими вашими интернетами, да и вообще выросли в другом государстве, где главенствовал атеизм. Мракобесие более молодых поколений оправдать сложнее. К тому же мало кто из них знает, что ещё относительно недавно сама церковь запрещала все эти яйца, куличи и прочие сегодняшние пасхальные атрибуты, считая их богомерзким язычеством.
В общем для всех интересующихся данными вопросами я и написал этот небольшой обзорный пост.

Пасха, или по-еврейски Песах, берёт своё начало с тех далёких ветхозаветных времён, когда евреи находились в рабстве у египтян.
Однажды пастуху Моисею явился Б-г в образе несгораемого кустарника (Исх.3:2) и повелел ему идти в Египет, чтобы вывести оттуда израильтян и переселить их в Ханаан. Это необходимо было сделать для того, чтобы спасти евреев от голода, т.к. за 400 лет пребывания в египетском рабстве их численность возросла в семь раз. И фараону, чтобы справиться с демографическим взрывом, даже пришлось устроить им настоящий геноцид: сначала он изнурял евреев тяжёлыми работами, а потом и вовсе приказал «повивальным бабкам», принимающим роды, умерщвлять еврейских младенцев мужского пола. (Исх.1:15-22).

Но на просьбы Моисея отпустить евреев фараон не соглашался. И тогда Бог-Яхве, выражаясь современным языком, — устроил массовый террор коренного египетского населения, в виде погромов, поджогов, убийств и светопреставлений. Все эти бедствия получили в Пятикнижии название «Десять казней египетских»:

Сначала Аарон — старший брат и подельник Моисея — отравил пресную воду в местных водоёмах (Исх.7:20-21)

Затем Г-сподь устроил им дичайшие нашествия насекомых и земноводных (казнь жабами, наказание мошками, пёсьими мухами и саранчой (Исх.8:8-25).

Далее Он устраивал египтянам мор скота, вызывал дерматологические эпидемии, обрушивал огненный град, на трое суток погружал население во тьму. А когда и всё это не помогло — прибегнул к крайним мерам — массовым убийствам: умертвив всех первенцев (за исключением еврейских). (Исх.12:29).

В общем, На следующий день напуганный фараон, чей первенец тоже погиб, — отпустил всех евреев с их скотом и пожитками.
А Моисей повелел каждый год отмечать Пасху в память о дне освобождения от рабства.

Но причём здесь крашеные яйца и праздничные куличи?

Именно в память о тех событиях Иисус Христос отпраздновал в последний раз Пасху в 33 году нашей эры. Стол был скромным: вино — как символ крови жертвенного ягнёнка, пресный хлеб и горькие травы в знак памяти о горечи бывшего рабства. Это и был последний ужин Иисуса и апостолов.
(Кстати, ещё об одном ритуале, связанным с массовыми убийствами парнокопытных млекопитающих, я расскажу перед Курбан-Байрамом).

Однако, в Библии говорится, что накануне ареста Иисус изменил значение праздничных блюд. В Евангелие от Луки сказано следующее: «Затем он взял хлеб, воздал благодарность Богу, разломил его и дал им, сказав: «Это означает моё тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне». Точно так же он взял и чашу после ужина, сказав: «Эта чаша означает новое соглашение на основании моей крови, которая прольётся за вас.» (Луки 22:19,20).

Таким образом, Иисус предрёк свою смерть, но так или иначе Он не велел Своим ученикам отмечать Пасху в честь Его воскресения. В Библии нет ни единого упоминания об этом.

Апостолы и первые христиане отмечали годовщину воспоминания о смерти Иисуса, каждый год 14 нисана по еврейскому календарю (конец марта / начало апреля по-нашему). Это была памятная вечеря, на которой ели пресный хлеб и пили вино.

Таким образом, пока иудеи праздновали свой Песах как освобождение от египетского рабства — у первых христиан Паска являлась днём скорби. Т.к.за следующие два века христианство успешно набрало популярность, стремительно нарастив «свой электорат» — стали появляться первые противоречия как в праздновании Пасхи, так и в самой дате её проведения. Но об этом немного позже.

Первый Никейский (Вселенский) собор.

Задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Аттису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Аттис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти. И в честь его воскрешения люди стали устраивать каждую весну ритуал: рубили дерево, к нему привязывали статую юноши и несли его на площадь города с плачем. Затем начинали танцевать под музыку, и вскоре впадали в транс: доставали ножи, наносили себе небольшие увечья в виде колото-резаных ран, а своей кровью кропили дерево со статуей. Таким образом римляне прощались с Аттисом. Кстати, они соблюдали пост и постились вплоть до праздника воскрешения.

В романе Дена Брауна «Код да Винчи» есть один интересный момент, где один из героев подробно рассказывает о том, как кандидатуру Христа утверждали «на должность Бога» на Первом Никейском (Вселенском) Соборе, состоявшемся в 325 году. Данное событие имело место быть в истории.

Именно тогда римский император Константин I, опасаясь раскола общества по религиозному признаку, сумел соединить воедино две религии, сделав основной государственной религией — Христианство. Поэтому многие христианские обряды и таинства так похожи на языческие и имеют столь диаметрально противоположные «с первоисточником» значения. Это коснулось и празднования Пасхи. И в том же 325 году христианская Пасха была отделена от иудейской.

Но где же яйца — спросите вы? Скоро и до них дойдём. а пока ещё одно необходимое уточнение:

Расчёт даты Пасхи.

Споры о правильном определении даты празднования Пасхи не утихают до сих пор.

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния».

Т.е. это должно быть: а) весной, б) первое воскресенье, в) после полнолуния.

Сложность вычисления также обусловлена смешением независимых астрономических циклов:

— обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);
— обращение Луны вокруг Земли (полнолуние);
— установленный день празднования — воскресенье.

Но не будем лезть в дебри этих расчётов и сразу перейдём к главному:

Читать еще:  Что можно приготовить из вареных яиц

Вытеснение язычества на Руси христианством.

Не будем также углубляться в основные исторические печальные факты тех далёких лет, чтобы не превращать пост в километровый трактат по истории Древней Руси — а лишь слегка и только с одной стороны коснёмся её, назвав основные события, предопределившие насаждение христианства на территории нашего государства.

В христианизации Руси была заинтересована Византия. Считалось, что любой народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, автоматически становится вассалом империи. Контакты Руси с Византией способствовали проникновению христианства в русскую среду. На Русь был послан митрополит Михаил, крестивший, по преданию, киевского князя Аскольда. Христианство было популярно среди дружинников и купеческой прослойки при Игоре и Олеге, а княгиня Ольга и вовсе сама стала христианкой во время визита в Константинополь в 950-х годах.

В 988 году Владимир Великий крестит Русь, и начинает бороться с языческими праздниками по совету византийских монахов. Но тогда для русичей христианство было чужой и непонятной религией, и если бы власть начала открыто бороться с язычеством – народ бы взбунтовался. Кроме того, огромный авторитет и влияние на умы имели волхвы. Поэтому была выбрана тактика несколько другая: не силой, а хитростью.

Каждому языческому празднику постепенно давалось новое, христианское значение. Также христианским святым были приписаны привычные для русичей признаки языческих богов. Таким образом, «Коляда» — древний праздник зимнего солнцестояния — постепенно трансформировался в рождество Христово. «Купайло» — летнее солнцестояние — переименовали в праздник Иоанна Крестителя, которого в народе до сих пор называют Иваном Купалой. А что касается христианской Пасхи, то она совпала с очень особенным русским праздником, который назывался «Великдень». Этот праздник был языческим Новым Годом, и его праздновали в день весеннего равноденствия, когда оживала вся природа.

Наши предки, готовясь к Великодню, разрисовывали яйца и пекли куличи. Но вот только значения этих символов совсем не были похожи на христианские. Когда впервые византийские монахи увидели, как люди отмечают этот праздник — они объявили его страшным грехом, и стали всячески с этим бороться.

Пасхальные яйца и куличи.

Была раньше такая игра, которая называлась «красное яичко». Мужчины брали раскрашенные яйца и бились ними друг с другом. Выигрывал тот, кто разобьёт больше всего чужих яиц при этом не разбив своего. Это делалось для того, чтобы привлечь женщин, так как считалось, что победивший мужчина будет самым крепким и лучшим. У женщин был такой же ритуал – но их битва крашеными яйцами кагбэ символизировала оплодотворение, так как яйцо у многих народов мира считалось издавна символом весеннего возрождения и новой жизни.

Битьё яиц проводилось не только в развлекательно-игровых целях, но и для того, чтобы задобрить богиню плодородия Макошь. Задабривая её таким образом, они надеялись на будущий богатый урожай, размножение скота и рождение детей.

Некоторые считают, что обычай печь куличи на Пасху пошёл от евреев, которые пекли свой пасхальный хлеб, который называется маца. Это не так. Сам Иисус разламывал хлеб и угощал им апостолов на тайной вечере, но этот хлеб был плоским и пресным. А кулич делают рыхлым, с изюмом, и посыпают сверху глазурью, а потом меряются – чей типа выше вырос.

Эта традиция возникла задолго до того, как христианство пришло на Русь. Наши предки поклонялись солнцу и верили, что Даждьбог каждую зиму умирает, и рождается заново весной. И в честь нового солнечного рождения в те времена каждая женщина должна была выпечь свой кулич в печи (символе женского лона) и исполнить над ней родильный ритуал. Выпекая кулич, женщины поднимали подол, имитируя беременность. Это считалась символом новой жизни.

Как можно догадаться, выпекаемый кулич, имеющий цилиндрическую форму, покрытый белой глазурью и посыпанная семенами является ни чем иным, как эрегированным мужским половым х.. членом. Предки относились к таким ассоциациям спокойно, потому что для них было главным, чтобы земля давала урожай, а женщины рожали. Поэтому после того, как пасху доставали из печи, на ней рисовали крест, который был символом бога солнца. Даждьбог отвечал за плодовитость женщин и за плодородие земли.

Эти сходства Даждьбога с Иисусом Христом: воскрешение и главный символ – крест, по мнению историков и явились главными признаками, по которым византийской церкви удалось успешно слить воедино язычество и христианство.

Чистый четверг и зомбоапокалипсис.

В отличие от Пасхи первых христиан, употреблявших исключительно пресный хлеб с вином, наши предки праздновали Великдень по полной программе: с мясом, колбасами и прочими вкусностями. С установлением христианства церковь запретила употреблять мясное на праздник. Однако раз в году мясными блюдами угощали не простых гостей, а покойников. Назывался этот ритуал — «Радуницы»:

Люди собирались на кладбищах в четверг, перед Великоднем. Они приносили в корзинах еду, раскладывали её на могилах, и потом начинали громко и протяжно звать своих умерших, просить, чтобы те вернулись в мир живых, и попробовали вкусную еду. Считалось, что именно в четверг перед Великоднем предки выходили из земли и оставались рядом с живыми людьми до следующего воскресенья после праздника. В это время их нельзя было называть покойниками, потому, что они слышат всё, о чём говорят, и могут обидеться. Люди тщательно готовились к «встрече» с родственниками: задабривали домовых небольшими жертвами, вешали обереги и убирались в домах.

На сегодняшний день этот совсем недобрый праздник поделился на два радостных: в чистый четверг — когда хозяйки устраивают генеральную уборку в доме, и в проводное воскресенье — когда все наши бапки дружною гурьбой устремляются на кладбища и выкладывают там на могилах своих родственников крашеные яйца и куличи.

Но такая перемена произошла не сразу. С языческими ритуалами довольно долго и жёстко боролись, а в XVI веке к этой борьбе подключился даже Иван Грозный, который пытался избавиться от двоеверия. Во исполнение указов Ивана Грозного, священники начали присматривать за религиозным порядком и даже шпионить. Но это не помогло, народ по-прежнему чтил свои традиции, и как и прежде в домах люди продолжали исполнять языческие ритуалы, а на глазах ходили в церковь. И церковь сдалась. В XVIII веке языческие символы были объявлены христианскими, им было даже придумано божественное происхождение. Так символом Христового воскресения стали яйца плодородия, а хлеб Даждьбога превратился в символ Иисуса Христа.

Теперь, бразы и систы, вы знаете о Пасхе практически всё. Осталось только провести небольшую параллель.
За многие века Пасха, как и наш День победы, превратилась из Дня скорби по погибшим — в праздничную вакханалию. Почти никто уже не знает и не помнит, с чего всё началось и зачем всё это нужно. Просто ещё один праздничный день, с которого можно православно набухаться и безнаказанно уйти в аццкий христианский запойно-угарный отрыв.

Теперь же вы будете ЗНАТЬ — за что пить. И пить ли вообще. Ведь, возможно, для кого-то этот день окажется днём скорби. Или днём больших невесёлых раздумий.

Значение слова &laquoпасха»

1. Весенний иудейский религиозный праздник.

2. Христианский праздник, посвященный воскресению мифического основателя христианства — Христа.

3. Сладкое кушанье из творога в форме небольшой четырехгранной пирамиды, изготовляемое ко дню этого христианского праздника.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа — центра всей библейской истории и фундамента всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. ‏פסח‏‎ — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл»):

Арамейское название праздника, которое звучит как писха, вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascuas (исп.), пасха (рус.) и так далее.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Впрочем толкование смысла этих праздников осталось близким: как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа.

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии и 50 дней в западном христианстве.

ПА’СХА, и, ж. [др.-евр. pēsah, букв. переход]. 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская п. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная п.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Пасха

1. религ. главный христианский праздник, установленный в честь воскресения Иисуса Христа и отмечаемый ежегодно в воскресенье после первого полнолуния, наступающего после дня весеннего равноденствия в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (с 4 апреля по 8 мая по н. ст.)

2. религ. то же, что Песах; весенний праздник у евреев, посвящённый легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства

пасха

1. кулин. кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырёхгранной пирамиды ко дню праздника Пасхи (в знач. 1)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова педель (существительное):

Что означает слово «пасха»?От какого слова оно произошло?И что празднуют христиане на самом деле?

Что такое Пасха и откуда она взялась на самом деле?

Примерно в 4500 году до н.э., Божий народ, евреи, жили в рабстве у египтян. Египет был тогда мировым культурным центром, суперимперией. А евреи — никем.
В какой-то момент Господь решил освободить свой народ из рабства и дать евреям свою собственную страну. Господь призвал человека по имени Моисей и обещал ему, что через него евреи будут освобождены от рабства.

План практического вывода евреев из Египта был таков.
— Моисей приходит к фараону и дружески просит его отпустить народ;
— Бог ожесточает сердце фараона и тот отказывает Моисею;
— После чего Бог создает Египту массу проблем;
— Процедуру повторить).
Проблемы у Египта с каждым разом были все серьезнее. Назывались они Казни Египетские. Господь держал сердце фараона ожесточенным с тем, чтобы продолжать являть над ним Свою славу, показывая, что именно Он — Господь.
Самой страшной казнью стала ночь, когда умерли все дети египтян, все первенцы. А дело было так.

Господь сказал Моисею: «Сегодня ночью я пущу ангела-губителя по земле Египта, и он уничтожит всех первенцев Египта, от животных до людей. А чтобы он не тронул евреев, евреи должны совершить Пасху».
Пасха — это однолетний агнец без порока. Вечером евреи в каждой семье закололи такого ягненка, после чего кровью этого ягненка помазали косяки дверей своих домов.
Ягненка приготовили и съели с пресным хлебом.
А когда ангел-губитель прошел ночью по Египту, он был обязан пройти мимо той двери, на которой была кровь Пасхи.

Исход 12:30 И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца.
После этого фараон таки отпустил евреев из Египта. Этот процесс и называется «Исход». Кстати, первая заповедь так и гласит:

Читать еще:  Узоры пасхальных яиц

Исход 20 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Теперь перенесемся в наше время и посмотрим, как это связано с воскресением Христа.
Тогда Божьим народом, т.е. людьми от Бога и для Бога, были только евреи. Только! Остальные люди и народы — наследники тех, кто решил не слышать Господа. И поэтому Бог выполнил то, о чем предупреждал фараона — отправил губителя уничтожать первенцев.

Однако в какой-то момент, примерно 2000 лет назад, такой расклад перестал Бога устраивать.

Иоанна 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Бог, как всякий грамотный начальник, не отменяет своих указов. Поэтому нужен был Христос, чтобы Он пришел и исполнил все документальные законы и указы Бога. И будучи безгрешным, понес на себе наказание за все грехи мира.
И именно теперь, через веру в Иисуса Христа каждый, а не только евреи, могут иметь спасение и общение с Богом. И попасть на небо.

Иисус Христос пролил за тебя свою кровь на кресте. Он пролил ее! И когда ты верой принимаешь эту жертву как жертву за себя; когда ты веришь в том, что Иисус умер за тебя лично — ты как бы мажешь косяк своего сердца кровью Христа.
Мы есть храм живого Бога, поэтому и аналогия здесь работает — в храме есть двери. Поэтому мы и говорим, что Иисус — наша Пасха.
И увидев на тебе омывающую кровь Христа, губитель обязан пройти мимо.

1 Кор 5:7 . ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Египетские первенцы умерли. А Бог и сегодня не повинен ни в одном горе человеческом. Во всем виноваты люди. Просто устами верующих Иисус предупреждает их. И кто соглашается верующих выслушать и принять верой спасение, кропит двери сердца кровью, защищающей от губителя.

Иисус — твоя Пасха! Поэтому когда ты произносишь «Христос воскрес», то это должно означать, что Он на самом деле воскрес для тебя.
Смерть и воскресение Христа означает смерть для греха и воскресение для новой жизни в Нем, но. только для тех, кто покается и уверует в Него! Так что праздновать Пасху не должны не раскаивавшиеся грешники!

Пасха — история и традиции

История Пасхи. Истинное значение праздника. Языческие и христианские традиции в праздновании Пасхи. Пасхальные символы, обряды и поверья. Современные пасхальные традиции.

Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Ему предшествует суровый сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, красят яйца, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. С ним связано множество традиций, обрядов и поверий. Но знаем ли мы, что это за праздник, Пасха? Как он появился и что означает? Какова история возникновения Пасхи?

История праздника Пасха

Праздник в честь Воскресения Бога существовал у разных народов задолго до возникновения христианства. Египтяне в канун апреля устраивали гуляния в честь воскресения бога Осириса. Древние кельты и германцы поклонялись богине весны и плодородия Остаре, отмечая приход весны крашеными яйцами и маленькими пшеничными булочками. А в Древней Греции прославляли богиню плодородия Деметру.

Праздник весны у славян

Славяне также отмечали праздник пробуждения природы. У наших предков была своя покровительница – Царь-Девица или Зоря. Славяне верили: когда встречаются два весенних месяца – март и апрель, Царь-Девица появляется из-за моря и одним взглядом своим заставляет растения буйно цвести, курей – нестись, коров – давать больше молока. В красавицу Зорю влюбляется Ярило – Бог Весеннего Солнца, что носит белые одежды и венок из первых трав.

Мужчины в Праздник весны разжигали костры, стараясь изо всех сил подражать Солнцу: если огонь будет гореть, пока не погаснет заря, сбудутся все желания. Горящие костры также символизировали победу весны над зимой. А для прекрасной половины населения Пасха была более экзотичной. Женщины на утренней зорьке собирались в условленном месте, выбирали себе богиню, раздевали ее догола и обливали студеной водой. Подруги украшали тело девушки травами, полевыми цветами и впрягали ее в плуг: в таком виде она должна была пройти вокруг всей деревни. Смысл этого обычая очень простой: Зоря (Царь-Девица, она же Весна) призывала к плодородию землю и пробуждала к жизни растения.

По возвращению домой усталые, но довольные поселяне накрывали праздничный стол, а после трапезы обливали друг друга водой, водили хороводы и прыгали через костер.

История появления Пасхи. Происхождение слова «пасха»

У иудейских племен еще 5 тысячелетий назад Пасха была праздником отела скота, потом ее связывали с началом сбора урожая, а позднее – с освобождением еврейского народа из египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установленный праздник, названный Пасхой, что в переводе означает «избавление». Так же как и евреи избежали погибели в рабстве и обрели землю обетованную благодаря Моисею, так и православные христиане обрели вечную жизнь благодаря вере в своего Спасителя – Иисуса Христа. Новозаветная христианская Пасха празднуется после ветхозаветной иудейской: так сложилось, что Христос был распят в тот самый вечер, когда у евреев принято закалывать к Пасхе ягненка, а воскрес уже после наступления еврейского праздника.

Христианская пасха

Каждый год мы отмечает Пасху в разное время. В григорианском календаре этот праздник не имеет привязки к какому-то конкретному дню, так как с 325 года его дата рассчитывается по солнечно-лунным циклам: Пасха отмечается в первое воскресенье после полнолуния, что наступает после весеннего равноденствия.

Христианская или Новозаветная Пасха – это праздник, что наполнился новым смыслом: радостью воскресения сына Божьего, победой Жизни над смертью, света над тьмой. Очень символично то, что россияне празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день – в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

История праздника Пасха в России. Православная Пасха

Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. А вот традиции празднования остались прежними. Еще долго Пасха походила на языческое празднество.

Пасхальные традиции и обряды

Со временем появились у православных славян и новые поверья, ритуалы, обычаи. Многие приурочены Страстной неделе (Страстной седмице), предшествующей Великому дню Светлого Христова Воскресения.

В Чистый четверг до восхода солнца купались в проруби, реке или в бане, в этот день причащались и принимали таинство, убирали в избе, белили печи, ремонтировали ограды, приводили в порядок колодцы, а в Средней полосе России и на Севере окуривали жилища и хлева ветвями можжевельника. Можжевеловый дым считался целебным: люди верили, что он защищает близких и «животинку» от болезней и всякой нечисти. В Чистый четверг освящали соль и ставили ее на стол рядом с хлебом, пекли куличи, пасхальную бабу, медовые пряники, варили овсяный кисель, чтобы задобрить мороз.

Пасхальная трапеза

Исстари в воскресное утро вся семья собиралась за праздничным столом. После торжественного богослужения в храме возвращались домой, покрывали стол белой скатертью и раскладывали на нем принесенную из церкви обрядовую еду. Семейная трапеза начиналась с освященного яйца: его кусочек доставался каждому, кто сидел за столом. После этого всем полагалось по ложке творожной пасхи и куску кулича. И только потом на стол ставили другие блюда, приготовленные в честь праздника, и начиналось радостное застолье.

В этот день украшали дома венками из зеленых веточек и живых цветов, звали в гости кумовьев и друзей, устраивали пышные застолья, христосовались друг с другом, обменивались яйцами, куличами и троекратными поцелуями, целый день отдыхали и общались.

На праздник в домах зажигали лампады и свечи. Священники в праздничных одеждах, подпоясанные белыми рушниками, совершали крестный ход вокруг храма, а после ходили по дворам. В деревнях с наступлением сумерек играли на скрипках. Всю Светлую неделю (ее также называли Красной неделей, Светлой седмицей) гуляли и веселились, а остатки освященной в церкви пищи закапывали в поле, чтобы урожай был богатым.

Пасхальные поверья

С праздником Пасхи связано огромное множество поверий. Люди верили, что этот день настолько свят и чист, что с пасхальным благовестом бесы и черти проваливаются сквозь землю, а в церкви, во время пасхальной службы, можно увидеть колдуна с рожками и ведьму с маленьким хвостиком.

В пасхальное воскресенье разрешалось просить у Бога всего, что душа пожелает: преуспевания в делах, щедрого урожая, хорошего жениха. В пасхальную ночь набирали водицы из родника, приносили ее домой, не проронив по дороге ни единого слова, и окропляли этой водой жилища и амбары – на счастье и благополучие.
Бытовало и такое поверье: если съешь на Пасху яйца, снесенные курами в Страстной четверг – защитишь себя от недугов, а зароешь их скорлупу в землю на пастбище – убережешь скотину от всякой напасти.

Пасхальные символы и связанные с ними древние ритуалы

Пасхальный огонь, ключевая вода ручья, венок, яйца, зайцы, куличи – все эти символы Великого дня имеют корни в далеком прошлом. В самом празднике Пасхи воплощены древние верования разных народов. Вода очищает и защищает от болезней и несчастий. То, что в Чистый четверг нужно вымыться, чтобы целый год не болеть – и есть воплощение древних верований о силе ручьевой воды.

Огонь защищал наших предков от хищных зверей и нечистой силы, люди разводили костры, чтобы прогнать зиму и быстрее встретить весну. Пасхальный огонь воплотил в себе силу очага. Огонь горячей свечи – в церковном понимании символ Воскресения.

Пасхальный венок – олицетворение вечной жизни. Яйцо еще у древних племен символизировало маленькое чудо рождения, зайцы у многих народов издавна считались символом плодородия и процветания, а прообразы куличей – бабки, славяне пекли с незапамятных времен.

С яйцом связано много обычаев. На них наши предки писали молитвы, магические заклинания, их клали к ногам богов и просили ниспослать благополучие и плодородие. В первых славянских городах крашеные яйца весной дарили друг другу влюбленные, выражая так свою симпатию. А любимым пасхальным развлечением на Руси было катание крашеных яиц.

В России издавна существовала традиция изготовления стеклянных, деревянных, шоколадных, сахарных яиц, а также серебряных и золотых, украшенных драгоценными камнями. На писанках рисовали храмы, иконки, жанровые сценки, пейзажи.

Современные пасхальные традиции

У светлого праздника Воскресения Христова – свои особые традиции и обычаи. Покраска яиц на Пасху, христосование, торжественные утренние службы, на которых освящают свечи, воду и пищу для пасхального стола, праздничный обед в кругу семьи – эти обычаи очень давние, они сохранились не только в России, но и во многих других странах.

У славян популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это очень простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьет его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот продолжает «чокаться» с другим человеком.

В Европе и Америке одной из самых популярных пасхальных традиций является «охота за яйцами» – детская игра, что заключается в прятанье, разыскивании и катании по наклонному газону игрушечных и шоколадных яиц. Каждую Пасху устраивают такой праздник в Вашингтоне – прямо на лужайке перед Белым домом.

Традиционны для Пасхи и сладкая выпечка: баба в Польше, бабобка в Чехии, бабки и маковые рулеты на Украине, кексы и сладкие булочки в Великобритании, кулич и пасха в России, пирожные с шоколадной начинкой во Франции, сладкие горячие булочки и торт-безе, украшенный мандаринами, ананасами, киви и земляникой в Австралии.

История Пасхи – это путешествие сквозь тысячелетия. Листая ее страницы, можно каждый раз открывать для себя что-то новое, ведь история происхождения Пасхи – это переплетение языческих и христианских традиций, верований древних племен и обычаев разных народов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector