0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проповедь на пасху

Проповедь на Пасху

Святитель Максим Туринский (память 25 июня) был широко известен на православном Западе благодаря своим проповедям, которых сохранилось более 230, но о его жизни известно немногое. Он был родом из Раэтии — области на севере современной Италии, родился и большую часть жизни прожил в IV веке, был епископом Турина и скончался между 408 и 423 годами.

1. Христос воскрес! Он распахнул ворота ада и позволил мертвым выйти на свободу; Он обновил землю членами Своей Церкви, рожденными ныне в крещении, и сделал ее цветущей людьми, вернувшимися к жизни. Его Святой Дух отверз райские двери, которые остаются открытыми, чтобы принимать тех, кто восходит от земли. Потому что Воскресением Христовым разбойник возносится в рай, тела блаженных входят во святой град и мертвые возвращаются в сообщество живых. Во всем творении видно движение ввысь, каждый элемент его поднимается к чему-то высшему. Мы видим ад разрушенным, а его узников поднимающимися в высшие области, видим землю, посылающую погребенных в ней мертвецов на небо, и видим небеса, представляющие новые явления Господа. В один момент страдание нашего Спасителя возводит людей из глубин, поднимает их с земли и помещает в вышних.

2. Христос воскрес! Его воскресение принесло жизнь мертвым, прощение грешным и славу святым. И так Давид пророк призывает все творение возрадоваться в праздновании Пасхи: «Возрадуемся и возвеселимся в сей день, который сотворил Господь» (Пс. 117:24). Свет Христов — это нескончаемый день, который не знает ночи. Христос есть сей день, говорит апостол, ибо таково значение слов «ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). Он говорит, что ночь почти прошла, а не то, что она вот-вот наступит. Через это мы должны понять, что пришествие света Христова изгоняет сатанинскую тьму, не оставляя никакого места для греховной тени. Его вечное сияние рассеивает темные тучи прошлого и препятствует скрытому росту порока. Об этом дне сказал пророк: «Народу, сидящему в тени смертной, воссиял свет» (ср.: Ис. 9:2; Мк. 4:16). Этот день, пребывающий в небесах, упоминает Давид, говоря: «Навек утвержу семя его и престол его как день неба» (Пс. 88:30). Но что такое день небесный, если не Господь Христос, о Котором пророк сказал: «День сообщает дню» (Пс. 18:3)? Ибо Сам Сын есть день, Которому Отец день сообщает тайну Своего Божества. Он Сам есть тот день, который говорил через Соломона: «Я установил это, чтобы немеркнущий свет осиял небеса». Следовательно, точно так же, как ночь не следует за небесным днем, тьма греха не следует за праведностью Христовой. Ибо день небесный всегда светлый, сияющий и блистающий, и никакой мрак не может охватить его. Точно так же и свет Христов яркий, лучезарный и сверкающий, и греховная темнота не может поглотить его, — вот почему Евангелист Иоанн говорит: «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

3. Итак, все элементы [творения] горды Воскресением Христовым. Полагаю, что само солнце необычно светло в этот день, поскольку должно солнцу радоваться в день Воскресения Того, в день страдания Кого оно рыдало. Поскольку ответило оно на Его смерть печальным мраком, то Его Воскресение оно должно встретить испусканием более ярких лучей, и как хороший слуга, который спрятался во время погребальной церемонии, ныне должно блеснуть на праздновании Воскресения. Ибо при страданиях Христа оно сокрылось за туманной ночью и вместе с миром стонало о злодеянии иудеев. Удержание лучей было как знаком скорби солнца о таком преступлении, так и своего рода воздаянием, когда оно покрыло тьмой очи иудеев, чьи умы были поражены слепотой. Не желал свет мирской светить на тех, кем был погашен свет спасения. Осуждение было определено фарисеям, так что через это происшествие в вышних сферах они уже смогли [отчасти] пострадать от той тьмы, которая обещана грешникам в день суда. Тьма распространилась вверху, когда Христос был распят. И разве удивительно, что тьма была в верхних областях, когда Свет сошел в нижние?

4. Однако, братия, все мы должны радоваться в этот святой день. Пусть никто не удаляется от общего празднования из-за внимания к своему греху. Пусть никто не стоит вдали от участия в делах всеобщего почитания из-за тяготы преступления. Хотя он может быть грешником, но в этот день он не должен сокрушаться о прощении. Если даже разбойник удостоился рая, то почему бы христианину не удостоиться прощения? И если Господь, когда был распят, источал милость на тех, кто были прежде, отчего же не даровать милость тем, кто будет после Его Воскресения? И если униженность страданий Его могла так много предложить тому, кто исповедовал Его, сколь много дарует слава воскресения тем, кто следует Ему? Ведь радостная победа, как все вы знаете, приучает к большей щедрости, чем тягостное пленение.

The Sermons of Maximus of Turin. Translated by B. Ramsey. New Jersey, 1989. Рр. 129-131.

Пасха — спасение Господне — Дмитрий Лео

Пасха – еврейское слово «песах» — прохождение мимо, пощада, спасение.
Таким образом, слово «пасха» – означает «спасение» Господне.

Первая пасха

Что должно было произойти

Исх.11:4-7 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.

Что нужно было сделать

Исх.12:3-8 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; Исх.12:12-13 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

Исх.12:28 И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали. В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.

Господь в полночь поразил всех первенцев в земле Египетской — от первенца фараона до первенца узника, а также первенцев из скота. Однако народ Израиля был пощажен ради пасхальных агнцев, которые умерли вместо первенцев.

Это был прообраз того, что должно будет произойти в будущем, когда Бог пошлет Пасхального Агнца, чтобы спасти людей от уничтожения которое придет на всю землю.

Пасха Иисуса Христа

Иисус подал ученикам хлеб и чашу, говоря, что это нужно съесть, потому что это «тело» ломимое ради них» и «кровь» проливаемая ради них. Точно так, как Бог проговорил в Египте к Евреям относительно «пасхального агнца» также Иисус сказал ученикам относительно Себя.

Агнец Божий был предан и вскоре был распят.

Мар.15:22-26 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую [сторону] Его. Мар.15:28-32 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. Мар.15:33-38 В шестом же часу настала тьма по всей земле и [продолжалась] до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу.

Разъяренный народ думал, что избавился от злодея, но они даже не подозревали, что Иисус был посланным Агнцем Божьим для их спасения. Израильтяне буквально закололи Божьего пасхального Агнца в ту пятницу. Агнец был принесен в жертву и Его кровь пролилась.

Таким образом, «Пасхальный агнец в Египте» был прообразом нашего «Агнца — Иисуса Христа», который также был принесен в жертву в Иерусалиме в то самое время, когда тысячи «агнцев» закалывались израильтянами в Иерусалимском храме.

Что же действительно означает пасха?

«Пасха» это не традиционный праздник – «пасха» это спасение Господне. Иисус не говорит нам, что Пасху нужно будет праздновать, но сказал, что после Его страдания, в Царстве Божьем свершится пасха – то есть «свершится спасение».

… очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием …

Народ Израиля был помилован ради пасхальных агнцев, которые умерли вместо их первенцев. Тело Агнца нужно было съесть, а кровь использовать как защиту и через это они имели «Пасху Господню» – спасение Господне.

Бог говорил им, вкушать пасхального агнца поспешно, потому что приближалось истребление. И сегодня происходит то же самое. Нужно спешить вкусить Агнца Спасения, имя которого — Иисус, потому что приближается суд над этим миром и не принявшие спасения будут осуждены и вечно мучиться в озере горящем огнем и серою.

Деян.17:30-31 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Иоан.3:14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (приговорен к смерти) , потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Иисус ценою своей жизни купил каждому человеку спасение. Кто не примет это спасение, тот не вкусит «Агнца спасения» — и сами себя приговорят к смерти.

Лжепасха

Есть Еврейская пасха, которую часть из них совершает до сих пор как воспоминание о выходе Израиля из Египта. Есть пасха Иисуса Христа, которую нужно вкушать сейчас, чтобы спастись. Но еще есть и лжепасха, которая увела людей в сторону от истинной пасхи.

Читать еще:  Праздник пасхи до христа

Итак, единственная Пасха (спасение Господне) – это Иисус Христос, умерший и воскресший для оправдания людей.

1Кор.5:7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Кто уверует в Иисуса и примет Его своим Господом и Спасителем, тот «вкусит спасительного агнца» и останется жив.

Мертвый же ритуал празднования пасхи, без принятия самого Пасхального Агнца Иисуса – это подобно самоубийству.

Если бы тогда в Египте кто-то «праздновал » только день «вкушения пасхального агнца», без «вкушения самого пасхального агнца», то это было бы глупостью. Пасха должна не праздноваться, а свершиться . Ангел губитель прошел только мимо тех, у кого была свершена пасха Господня.

Сегодня многие люди празднуют религиозный праздник «пасхи», но отказываются вкушать истинную «Пасху Господню». Они думают, что этот ритуал им как-то поможет, и они свято исполняют его из года в год, но они заблуждаются – их ждет смерть и вечное мучение в озере огненном.

Сегодня Диавол через религиозных людей скрыл правду от народа и подсунул им «булки и яйца» и сказал, это пасха — ешьте ее. Но это есть «лжепасха» — пасха смерти, расплата за которую будет смерть, суд и вечные мучения.

Пасхальные проповеди

1
I.
Христос воскресе!

Праздник Воскресения Христова говорит нам о том, что последнее слово не за смертью, а за жизнью. Христос умер на кресте страшной смертью, не только брошенный, оставленный людьми, не только преданный учеником, не только окруженный ненавистью, но и познав в Своем человечестве весь ужас потери Бога и этим приобщившись нам в самом страшном, самом ужасном, что есть в судьбе человека. “Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?!” — воскликнул Он, умирая на кресте, разделив с нами (причем в такой мере, в какой мы сами не переживаем) ужас последней нашей измены Богу, которая влечет за собой потерю Его и смерть. Последнее слово не за этим, последнее слово за воскресением, за победой жизни над смертью, Бога над злом; и это — основание нашего ликования.

Но путь, ведущий к воскресению, не иной, чем был путь Христов, и для каждого человека, и для всей совокупности церковной, и для всякого народа. Это путь крестный, путь, на котором человек шаг за шагом отказывается от всего, что его отвлекает, от всего, что его порабощает, что его делает рабом, а не свободным человеком, отказывается от себя ради того, чтобы быть способным всем сердцем, всем умом, всей крепостью — да даже и всей немощью своей — и, если нужно, жизнью и смертью служить Богу и ближнему своему. Это — наше призвание.

Христос нам обещал соединиться с нами в таинстве Причащения. Он нам говорит в Евангелии: Примите сей Хлеб, пейте все от этой Чаши… Но до этого Он Своим ученикам другую чашу предлагал, вернее, иное условие ставил: если вы не будете пить Моей чаши, если вы не погрузитесь в ужас, который Мне предстоит, то вы не можете быть Моими учениками… И это говорится нам, теперь — не только нам, не только нам, здесь собравшимся, не только верующим, находящимся на просторах нашей Родины, но всем, потому что это закон человеческой, а не только христианской жизни. Надо отказаться от себя, надо умереть так, чтобы ничто нас не привлекало, кроме того, что являет достоинство человека, чистоту, правду, истину его жизни.

И теперь перед Россией стоит этот вопрос: вопрос о том, чтобыкаждый отказался от всего того, что его делает рабом предрассудков своих, рабом ненависти своей, рабом прошлого своего, рабом всего, что разделяет людей и восстанавливает одного человека против другого. Верующий ты или неверующий, христианин или не христианин, — если ты ЧЕЛОВЕК, ты должен отказаться от ненависти, увидеть в другом человеке брата (пусть и заблуждающегося; хотя, может, заблуждаешься ты, а не он) и искать общего языка для того, чтобы возродилась Родина наша, чтобы возродился на Родине нашей мир, взаимная любовь; чтобы созидательная работа началась общими силами верующих и неверующих: и тех, кто вчера был гонителем и врагом, и тех, которые вчера были мучениками и жертвами. Соединимся же все: здесь — молитвой, там — страшным подвигом самоотречения и принятия Христовой жизни вместо своей. Соединимся все для того, чтобы возродилась наша Родина, чтобы возродилась Церковь наша, которая порой так низко падала в лице отдельных своих членов — и оставалась непорочной, чистой, как Тело Христово. Потому что Церковь — это место встречи между Богом и человеком, и ничто не может ее осквернить; она — Тело Христово, она — дом Святого Духа.

Каждый человек в темноте, во мраке своем несет искрувечной жизни, присутствие Самого Бога. Положим же все — молитвой, подвигом — начало доброе, и да воскреснет каждая душа, да воскреснет Родина наша, да воскреснет Церковь наша!

Христос воскресе!
Лондон,
Пасха Христова, 26 апреля 1992.

II.
Христос воскресе!

Впервые после долгой жизни я читал слова Иоанна Златоуста, которые вы только что слышали, с трепетом, — с новым трепетом, потому что в контексте современной жизни они звучат таким вызовом веры! Как можем мы говорить, что жизнь жительствует, что жизнь победоносно течет, что побеждено все зло, когда мы видим вокруг себя — и вблизи и вдали — столько ужаса?! Когда мы думаем о том, что происходило более семидесяти лет на нашей многострадальной земле?! Когда мы видим теперь, что не все решено, что не одержана победа, что и сейчас колеблются самые основания не только государства, но народной жизни?! Когда восстает человек на человека?! Как можем мы просто ликовать?

Мы можем ликовать, только если наша вера непоколебима. Но такова ли она?

Если мы посмотрим вокруг себя, мы видим и здесь, в этой стране, бездомных и голодных. Мы слышим об ужасах, которые совершаются по всей земле: в Югославии, в Боснии… Везде человек сражается с другим, хочет отнять то, что другой приобрел порой многолетним трудом, и прежде всего — свободу, самостоятельность, жизнь, согласную его идеалу… Как можем мы говорить о победе над злом перед лицом этого ужаса? Да,мы можемэто делать, но только если наша вера настолько крепка, что, стоя у гроба самого любимого человека, мы можем начать службу словами: Благословен Бог наш!.. Благословен Он за все: Благословен Он за радость и за горе, благословен Он за крест и за воскресение! Мы можем ликовать, если только мы способны сказать перед лицом смерти, которая поражает самых близких нам людей: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яко уготовася тебе место упокоения… Можем ли мы, может ли каждый из нас сказать подобные слова.

Но почему же земля наша такая печальная? почему так темно вокруг нас? почему так страшно жить. Потому что мы, христиане, не исполнили завета Христова. Христос нас послал в мир, заповедовав быть светом в этом мире. Являемся ли мы таким светом? Было мне сказано когда-то, что никто не может отвернуться от земли и обратиться к небу, если не увидит в глазах или на лице хоть одного человека свет вечной жизни. Могут ли люди, встречающие нас, православных христиан, сказать, что они увидели в наших глазах, на нашем лице сияние вечной жизни? А если они не могут этого сказать, значит, мы не исполнили своего призвания, мы изменили Христу, мы изменили себе, своему призванию…

И еще: нас послал Христос, как овец среди волков… Так ли мы относимся к окружающей среде? Разве мы стоим за правду, не словами только, а примером нашей жизни? Потому что Евангелие не проповедуется словом, оно проповедуется делом, примером. Люди, глядя на нас, должны быть в состоянии, как современники ранних христиан, сказать: “Как они любят друг друга!” — и подумать: это люди другого рода; они насельники нового Царства, их единственный Господь — Бог, они только Ему послушны… Могут ли люди, глядя на нас, сказать подобные слова?

Подумаем о себе: как мы избегаем всякой опасности, всего страшного, всякого вызова нашей вере, нашей личности! Не так проповедовали ранние христиане, не так выходили на проповедь первые апостолы. Они шли на смерть, они были готовы, подобно Христу, положить свою жизнь для того, чтобы хотя бы один человек мог поверить в их любовь и через нее — в любовь Божию, чтобы люди могли поверить, что каждый из них так любим Богом, что Бог нашел Себе посланников, готовых засвидетельствовать эту любовь своей жизнью и своей смертью. Вот наше призвание, где бы мы ни были.

Здесь, на Западе такое призвание могло бы быть исполнено легко — и вместе с тем мы не достойны своего призвания, мы страшливы, мы нерешительны. А на нашей родине и в странах, где происходят смертоубийственные бои между людьми, разделяющими одну веру во Христа, людьми, которые могли бы быть братьями — разве там христиане показывают, что они посланцы Христовы, приносящие свет — туда, где тьма, мир — туда, где рознь, любовь — туда, где ненависть?! Боже, разве мы не опомнимся?!

Вот мы поем Воскресение Христово. Но ведь Воскресение Христово пришло после Его крестной смерти. Готовы ли мы уподобиться Христу? Ведь Он сказал: Я вам даю пример, которому вы должны последовать… Готовы ли мы по Его примеру жизнь свою положить для того, чтобы восторжествовала правда, и истина, и любовь, и свет, и радость?

Вот над чем надо задуматься в этот день Воскресения Христова. Да, Он воскрес, но воскресли ли мы? Находимся ли мы в этом мире, как люди, которые прошли через смерть вместе со Христом и ожили Его вечной жизнью? Если не так, то мы поем Воскресение Христово — и сами остаемся чужды тому, к чему мы призваны: жить и умирать и воскресать для того, чтобы другие воскресли.

Опомнимся все, все: и здесь живущие, и те, которые на просторах нашей Родины прошли через горнило искушений, которые испытали крестную смерть. Теперь пришло время исповедничества иного: исповедничества жизнью,такойжизнью, которая была бы светом, сиянием Божественной жизни. Положим начало этому, и тогда не только мы, но и неверующие, все люди, которые не могут верить, потому что в нас они не видят учеников Христовых, вместе с нами воскликнут: Христос воскресе! — Воистину воскресе!

Лондон,
Пасха Христова, 18 апреля 1993 г.

III.
Христос воскресе!

Я хочу еще и еще вместе с вами возрадоваться, что воскрес Господь!

Из всех событий жизни Господней нашему опыту доступно именно Воскресение Христово. На нем стоит вся наша вера, потому что, как говорит апостол Павел, если не воскрес Христос, то наша вера тщетна и мы — самые несчастные из людей. Ибо если не воскрес Христос, значит, Он не Тот, Кем мы Его называем, Он не Тот, Кем Себя заявлял; значит, мы верим в ложь, и та жизнь, которой мы ожидаем, та жизнь, которую мы опытно знаем в своей душе, в своем теле, в нашем церковном мире — призрак и неправда!

Однако мы знаем именно опытно, что это так — потому что мы знаем воскресшего Христа. Мы не знаем Его так, как знали апостолы — по плоти. Мы Его не знаем в деревнях Галилеи, на дорогах Святой земли. Но духом мы знаем Его воскресшим, и, зная Его таковым, мы с уверенностью можем сказать, что Тот, Кто ныне жив — воскрес!

Сейчас мы еще осиянны этой пасхальной радостью, но дни проходят: как ее не потерять? Мы ее можем сохранить, только если не будем смотреть назад, возвращаться мыслью к этой светозарной ночи, которая перед нами открыла славу Воскресения, а идти дальше, вперед; но уже не одиноко, а с воскресшим Господом.

Читать еще:  Служба в пасхальную ночь

Вы слышали сегодня, как Христос призвал учеников вернуться в ту Галилею, где началась весна их духовной жизни, где они нашли и узнали Христа, где родилась в них жизнь. Однако мы Его находим не только в Галилее — этих глубинах нашей души, где сохраняется вся свежесть первой встречи и первой любви нашей к Господу, но и на других путях. Христос шел дневной путь с двумя учениками в Эммаус, и там Он им открылся иначе: не простым явлением Своим, но им, не узнающим Его, Он открылся в преломлении хлеба, в тайне Божественной Евхаристии и вместе — в тайне того братства, которое составляет между людьми преломление хлеба у одного стола. Он открыл им в одно мгновение, что Он, Бог и человек, сделал людей равными Себе, став человеком и вознеся их к престолу Господню плотью Своей воскресшей.

И на других путях мы встречаем Христа — не только на путях недоумений, как эти ученики, не только на путях надежды и ожидания, как одиннадцать ушедших в Галилею, но и на путях противления, на путях борения, на путях восстания нашего, как Павел нашел Христа на пути в Дамаск, когда он шел, гонитель, принести смерть и разрушения Христовым общинам рассеяния… Поэтому куда бы мы ни пошли — мы можем встретить Христа. Куда бы ни вел нас путь — будем смотреть зорко и внимательно на того, кто идет рядом с нами: это может быть Христос в тайном образе, готовый нам в братстве и простоте любви открыть величие нашего человеческого призвания. И потому не будем озираться к этой светозарной, торжественной, ликующей ночи, когда перед нами открылась правда Воскресения, — эта правда и теперь живет среди нас. Не потух тот свет, не померк, но вместо светящей ночи Пасхи сияет он теперь как Свет тихий, как тот Свет, который озаряет всякого человека, грядущего в мир. Станем идти в этом свете, станем жить этим светом, останемся детьми света, пока еще сияет свет над нашей землей, и тогда Христос никогда не удалится от нас, и Пасха будет жить в наших душах, и ликование вечной жизни будет и в плоти, и в сердце, и в уме нашем. Тогда действительно будем мы уже здесь причастниками того Царства вечной жизни, к которому мы устремлены и которое мы вдруг во всей славе видим в Страстные дни и в Светлое Христово Воскресение. Аминь.

Подготовка к печати Е. Майданович

  1. © Митрополит Антоний Сурожский, 1999 ↩

Пасхальная проповедь

Первым придумал праздновать Пасху – Господь. Во время исхода из Египта. Она связана с избавлением и выходом из рабства.

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(1Кор.5:7,8)

Подлинный смысл праздника гораздо ближе к Библии, чем к языческим традициям. Будем смотреть на Пасху с этой точки зрения. Не с позиции, какие блюда нужно готовить или другие предписания. Тот, кто придумал Пасху, точно знает как её нужно праздновать. Нам нужно снять старую закваску – налет традиций. Ритуалов и обрядов. Иногда нужно переосмысливать в своей жизни. Хорошо, когда человек вкладывает смысл и значение в то, что делает. Посмотрите на этот праздник с чистым сердцем. Пасха наша – Христос. Хорошо бы знать и понимать что это означает. Это не лозунг на коммунистических партсобраниях.

Причина, по которой Христос должен был стать нашей Пасхой – на жизнь каждого человека грядет Божий суд. Всем человекам надлежит умереть. Мы думаем, что это будет потом когда-нибудь. Мы должны будем дать отчёт за всякое слово, поступок, мысли. Библия говорит, что всем надлежит умереть, а потом суд. Неизбежность суда.

11 И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
15 И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.
(Откр.20:11-15)

Когда мы читаем Исход… давайте заглянем в 11-ю главу.

1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2 внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых.
3 И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа.
4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;
(Исх.11:1-6)

Кто-то думает, что Бог такой жестокий. На самом деле Бог, совершая казни, как будто по одному ломал авторитет и власть идолов в жизни людей. Каждая казнь была казнью над каким-то идолом. Лягушку, которую дарят с деньгами сейчас, не что иное как божество, которому поклонялись в Египте. Центральным божеством египетской мифологии был Нил. Две казни, которые связаны с Нилом и с Солнцем: бог, которого они чтили, умер – Нил восмердел. Не от речки зависит ваша жизнь – показал Бог. Одна из казней был абсолютный мрак. Что это было за наказание такое? Бог показал, что у Него есть власть над богом, которому поклонялись в Египте. Поклоняться нужно не небесному телу, но Творцу, который сотворил его.

10-я казнь. Сущность в том, что Его ангел придет посетить жизнь. Я войду в ваши дома, посмотрю на ваши жизни, взвешу на весах. Чем закончилось это посещение? Бог по милости не умертвил всех. Наверно у всех были приступы порядочности, когда хотели поступать по совести. Но надолго ли хватило? Мы люди и должны говорить себе правду. Грех исковеркал нашу сущность. Где мужество, отвага, честь, достоинство. Мы достойны временами. А в другое время полностью недостойны. Вся казнь заключалась в том, что Бог пришел встретиться с египтянами, чтобы их боги защитили их от Творца. И финал – никто не мог был защищен ни богом Нила, ни солнца, ни всем пантеоном богов. У них были сложные религиозные обряды, сохраняли эти традиции. Но все это всенародное поклонение не защитило их. Однажды наступит момент, когда Бог будет разговаривать с тобой один на один. Так происходит с язычниками, с людьми самонадеянными, которые не верят в Бога. Они предстанут перед ним. Через рассматривание творений. Около 80 лет было этому ученому. Один из защитников безбожного материализма. Всю жизнь отстаивал. И вот недавно напечатал статью: сложность, красота и логичность построение мироздания доказывают, что за этим стоит замысел. Каждый ученый, не основываясь на воинственной невежественности, рано или поздно приходит к мысли, что у этой красоты есть автор.

Казни, которые происходили, лишали египтян их языческого взгляда на мир. Среди этой трагедии был особый народ, который не пострадал от встречи с Богом. Можно встретиться с живым Богом и не быть осужденным, иметь жизнь вечную. Пасха переводится как «пройти мимо». Мимо домов евреев Бог прошел. Нам нужно получить откровение, что для того, чтобы получить спасение нужно особенно готовиться. Среди египтян были хорошие люди, с добрым сердцем. Но это их не спасло. Глядя на жизнь еврейского народа нельзя сказать, что там были только хорошие люди. Но они не умерли. Они приготовились. Для встречи с Богом нужно приготовиться.

В чем была подготовка? Они 40 дней постились? Принесли богатые дары? В их домах кто-то умер. Причем это не был кто-то из них. Умерли агнцы. И их кровь оказалась на косяках дверей. Библия говорит, что мы спасены не от дел, а по вере. Каждый еврей, который с верой отнесся, был спасен. После этого был исход.

Пасха – весть о суде Бога, который постигнет каждого из нас. И к суду нужно быть приготовленными. Страшно было тем, кто не приготовил свою жизнь. Это не церковный праздник. Это послание от Бога с Неба в твою жизнь. Что всякое рабство может быть разрушено. Рабство неведения, страха, нищеты, греховных зависимостей. Бог может избавить тебя от этого. В Пасхе есть весть об избавлении. Ты можешь быть избавлен.

Что такое рабство? Человек делает то, что не хочет. Если так живешь, это настоящее рабство. Бог послал Иисуса, чтобы ты мог выйти из этого рабства. Иисус воскрес! Бог показал, что если даже мертвый может воскреснуть, значит для Бога нет ничего невозможного в твоей жизни. С какой бы ситуацией ты не столкнулся, Бог может это изменить.

Твое будущее, судьба, благословение не будут похоронены. Все смертное будет поглощено жизнью. Если бы женщина, у которой умер ребенок, просто сидела и ждала, ничего бы не произошло.

Когда ты в своей жизни сталкиваешься с тупиком, и думаешь, что уже все. Когда думаешь, что это точка, у Бога есть запятые. Он может открыть дверь там, где ты думаешь, что это тупик. Не прекращай своей борьбы. Не разуверься в своем Боге. Твой ответ грядет вскоре. Бог защитит тебя. Возродит твою судьбу. Есть ответ от Бога. Пасха говорит, что все, что дьявол умертвляет, Бог может оживить.

Если Христос станет частью нашей жизни, Бог спасен нас. Ешьте его с поспешностью. Это Пасха Господня. Почему они должны были быть одеты? К выходу из рабства нужно быть готовым. Не готовилась Украина к войне с Россией, и оказалась не готова. Если Христос придет сейчас… ? Библия призывает нас жить так, что Христос может прийти в любую минуту. К моменту выхода из рабства нужно оказаться готовым. Можно было встать и увидеть всех ушедшими.

Каждый прошедший день – минус один день к приходу Христа. К этому моменту нужно быть приготовленным. Ты должен быть готов пойти в любой момент. Бодрствуйте и молитесь, дабы не впасть в искушение. За нами придет Христос, и мы ожидаем этой встречи. Без страха. Христос заплатил за наши грехи. Сегодня на твоем сердце должна быть кровь Агнца. Чтобы губитель прошел мимо. Он может заглядывать в нашу жизнь, если не видит кровь Агнца на косяках нашей жизни.

Писание говорит, что Бога нужно чтить и служить друг другу. Нет оправданий, если мы не служим в церкви. Нет этому оправдания. Мы органы по отношению друг ко-другу. Жалуешься, что церковь не растет? Это потому что ты не служишь. Мало в церкви любви? Принеси чуть-чуть. Если мы не начнем отдавать свое время Богу, который сотворил время, его у нас не останется. Чтобы Бог сотворил остаток, первые снопы нужно принести Ему. Приготовил ли я свое сердце? Мы по-разному относимся к тому, что для нас ценно. Если тебе говорят, что у тебя есть только 5 минут, ты по-другому относишься к ценностям. И только несколько вещей остаются ценными. Нужно жить, как будто все, чем мы пользуемся, взято на время, и эти вещи предстоит отдать. Что нужно, чтобы уйти от дьявольского давления. Вспомните жену Лота. Ангелы пришли, чтобы вывести его из рабства, из растленного города. И вот они вышли. И что произошло с женой Лота? Её сердце было таки привязано. Ангелы торопили Лота. Когда жена повернулась, она там и осталась. Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет. То, что для вас ценно, там и сердце ваше будет. Выходи быстро. Делай шаг решительно и твердо. Не от проблем, но навстречу Господу. Христос воскрес! Мы выходим из-под власти этого мира и входим под покровительство сына Бога – Иисуса. Пасха – избавление, спасение, быть помилованным. Смерть шла и пошла дальше. Не смогла переступить порог твоей судьбы. Это когда дьявол атаковал твою жизнь. И ты сидишь в своей ситуации, как женщина возле бездыханного тела своего ребенка. Но ты говоришь, что не будешь сидеть, но пойдешь к тому, кто может дать жизнь. Не оставляй больше место дьяволу. Нет больше повода, почему нужно с ним смиряться. Есть повод сказать губителю – смерть — — ты не имеешь надо мной власти. Я свободный человек. Бог приготовил для меня благословение. Оно благословляет, и печали с собой не приносит.

Читать еще:  Пасха в 2003 году какого числа была

Я хочу молиться за вас. Если испытываешь давление и прессинг. Если чувствуешь давление в своей жизни. Я не волшебник, который помолится и все случится. Я хочу согласиться с вашей молитвой. Господь Великий и Святой.

Метка: Пасха

  • Рубрики:
  • Евгений (Казанцев), архиепископ

Проповеди Евгения (Казанцева), архиепископа Ярославского и Ростовского

Благословиши венец лета благости Твоея ( Пс.64:12 ). Когда приличнее воспеть с Давидом ко Господу, как в Новый год: благословиши венец лета благости Твоея?

  • Рубрики:
  • Сборники

Пасха – Воскресенье Христово. Антология

Антология святоотеческих творений на праздник Пасхи, а также на Великую Субботу. Издание предваряет вводная статья П.Ю. Малкова.

  • Рубрики:
  • Владимир (Сабодан), митрополит

Христос — наша Пасха — митрополит Владимир (Сабодан)

В издание вошли ответы Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира на вопросы о Воскресении Христовом и пасхальных богослужениях, а также его проповеди и беседы, произнесенные во дни Святой Пасхи и в период до отдания Пятидесятницы.

  • Рубрики:
  • Прочие проповедники

Поучительные слова на Воскресные дни, к подольской пастве говоренные Кириллом, архиепископом Подольским и Брацлавским

Поучительные слова на Воскресные дни архиепископа Подольского и Брацлавского Кирилла (Богословского-Платонова).

  • Рубрики:
  • Прочие проповедники

Проповеди священномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского

Проповеди cвященномученика Иоанна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского.

  • Рубрики:
  • Константин Пархоменко, протоиерей

Цикл Пасхальных проповедей — протоиерей Константин Пархоменко

Цикл Пасхальных проповедей священника Константина Пархоменко.

  • Рубрики:
  • Авраам (Рейдман), игумен

Апостольские поучения — игумен Авраам (Рейдман)

Предлагаемый вниманию читателей сборник «Апостольские поучения» включает в себя проповеди, в которых отец Авраам обращается к толкованию посланий святых апостолов. В своих рассуждениях он опирается на экзегетические труды известного греческого богослова – профессора Панайотиса Трембеласа (1886–1977), собравшего комментарии святых отцов и богословов позднего времени на весь Новый Завет.

  • Рубрики:
  • Мефодий Авдашкевич, протоиерей

Слова и поучения протоиерея Мефодия Авдашкевича

Что за радостный праздник Светлое Христово Воскресение! Неописуемое чувство духовного восторга объемлет всякую душу христианскую в этот поистине священный день. И нет, кажется, ни одной земной скорби, которая могла бы препобедить эти святые чувства небесной радости.

  • Рубрики:
  • Савва (Грыцуняк), митрополит

Слова и проповеди — митрополит Савва (Грыцуняк)

Слова и проповеди митрополита Варшавского и всея Польши Саввы (Грыцуняка).

  • Рубрики:
  • Антонин (Капустин), архимандрит

Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова, беседы и поучения — архимандрит Антонин (Капустин)

Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди.

  • Рубрики:
  • Авраам (Рейдман), игумен

Евангельские поучения. Часть I — игумен Авраам (Рейдман)

В книге собраны проповеди, произнесенные игуменом Авраамом в 1996-2004 гг. Обращаясь к евангельскому повествованию, сопоставляя мысли, чувства и поступки современников Христа и нас, о. Авраам объясняет суть того, что произошло два тысячелетия назад, помогает понять и прочувствовать величие свершившегося.

  • Рубрики:
  • Григорий Дьяченко, протоиерей

Простое Евангельское слово — протоиерей Григорий Дьяченко

Доселе не было издано такого сборника, который содержал бы в себе рассказы и статьи общедоступного характера, расположенные по Евангельским чтениям во дни Воскресные и Праздничные всего года, и служил бы педагогическим подспорьем в руках пастыря-проповедника при ведении внебогослужебных собеседований по предмету Евангельских чтений или всей Евангельской истории.

  • Рубрики:
  • Даниил Сысоев, священник

Проповеди священника Даниила Сысоева

Мы с вами уже стоим на пороге праздника, мы уже видели как Плащаница была занесена в алтарь, и этим Церковь символизирует тайное воскресенье Христа Спасителя. Ибо когда Господь наш воскрес, не знали про то ни ангельские миры, ни люди, а знал только Бог! Как поет Церковь: «Не знали мы, как родился Ты от Девы, не…

  • Рубрики:
  • Василий Ермаков, протоиерей

Проповеди протоиерея Василия Ермакова

Каждый из людей, живущих на земле, должен знать твердо и сознавать, что все его дурные дела и поступки безнаказанно здесь, на земле, — не проходят. Как бы он себя ни тешил, ни говорил: «никто не видел, не слышал, меня некому обличить и наказать», рассуждение это бессмысленно.

  • Рубрики:
  • Прочие проповедники

Полнота жизни во Христе (Собрание проповедей) — прот. Глеб Каледа

От начал Церкви множество ее служителей произносило проповеди. Казалось бы, нет такого слова в Писании, нет такого праздника или церковного установления, о котором не было бы сказано хотя бы одной проповеди. Тем не менее проповеди произносятся.

  • Рубрики:
  • Питирим (Нечаев), митрополит

«Чем ночь темней, тем ярче звезды…»: Проповеди последних лет — митр. Питирим (Нечаев)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С нынешнего дня, братья и сестры – с завтрашнего утра, точнее, – вступаем мы в святой Рождественский пост, который будет продолжаться так же, как и пост предпасхальный, сорок дней. Казалось бы, долгий срок ожидания праздника Рождества Христова.

  • Рубрики:
  • Иоанн (Снычев), митрополит

Голос вечности. Проповеди и поучения митрополита Иоанна (Снычева)

Настоящий сборник составлен на основании проповедей, произнесенных в течение ряда лет, начиная с 1962 года, и архиерейских посланий к пастве, написанных за последние годы в Санкт-Петербурге. Проповеди и поучения произнесены в дни двунадесятых праздников, за литургиями, за акафистами, воскресными вечерами в Великом Посту, на Пассиях, в дни празднования великих святых.

  • Рубрики:
  • Владимир (Иким), митрополит

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной — митрополит Владимир (Иким)

Духовная красота и изящество песнопений и богослужебных чтений Цветной триоди (от первого дня Пасхи до Недели всех святых) открываются перед нами в новой книге митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима) «Сияние Пасхи».

  • Рубрики:
  • Владимир (Иким), митрополит

Об истине Воскресения Христова — митрополит Владимир (Иким)

Услышав от Марии Магдалины, что тело Спасителя исчезло из Гроба, апостолы Петр и Иоанн тут же бросились туда. Они выбежали вместе, но святой Иоанн бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый ( Ин. 20, 4 ). Надежда на небывалое чудо, предчувствие невероятной радости окрыляли любимейшего ученика Христова, делали его легконогим.

  • Рубрики:
  • Прочие проповедники

Пасхальные послания – Александр, епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский

Пасхальные послания Александра, Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.

ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА

ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ.
Неделя 32 по Пятидесятнице, о Закхее

Крестильный малый храм

Великое освящение храма

  1. Главная
  2. Проповеди священников Сергия Ганьковского и Глеба Козлова
  3. Воскресные проповеди
  4. Пасха
  5. Проповедь «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Проповедь «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»

Пасха

Деяния, гл. 1, ст. 1-8

От Иоанна, гл. 1, ст. 1-17

Проповеди священника Сергия Ганьковского

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Так христиане будут приветствовать друг друга в течение ближайших сорока дней. И в ответ они будут слышать радостное: “Воистину воскресе!” В пасхальную ночь наши храмы наполняются так, что войти в них бывает трудно, а то и невозможно. Самое удивительное то, что в эту святую ночь к нам приходят люди, которые никогда в иные дни и ночи церковь не посещают. Зачем они приходят? Некоторые говорят: “Посмотреть Крестный ход”. Но Крестный ход бывает в церкви довольно часто, не только в пасхальную ночь. Например, на наступающей неделе, которая называется Светлая седмица, Крестные ходы бывают каждый день, а накануне Пасхи, в ночь с пятницы на субботу, ближе к утру, тоже совершается торжественный и печальный Крестный ход в память о погребении Спасителя. Нет, не ради зрелища, не ради созерцания величественного, но непонятного обряда тысячи людей окружают даже самые отдалённые храмы. Тогда ради чего же? Что хотят увидеть, что хотят узнать молодые и старые, мужчины и женщины, дети и подростки? Какая тревога, часто сокрытая за ироническими усмешками, за показной бравадой таится в их взглядах? Какой вопрос затаили они в самой глубине своей души?

Вопрос этот, в сущности, очень прост и обращён, скорее, не к Богу, а к нам, христианам. (К Богу обращаются только те, кто знает, что Он ответит.) И вопрос этот, обращённый к нам, христианам, вот какой: «Что вы знаете такого, чего мы не знаем? Что за радость открылась вам? Почему вы ликуете сегодня ночью так, что ваше ликование и нас захватывает? Что, наконец, означают эти слова «Христос воскрес»? И если мы, посторонние Церкви люди, поверим вам и скажем в ответ, хотя бы из вежливости: «Да, воистину воскрес Христос», то что же это событие означает для каждого из нас? И какое дело нам, таким, какие мы есть, одиноким, больным, брошенным, озлобленным, не верящим никому, какое дело нам до того, что две тысячи лет тому назад воскрес Христос?»

Церковь готова ответить на вопросы, которые задаёт ей обезбоженный мир. Церковь готова, как сделала она проходящей уже ночью, вновь и вновь словами Святителя Иоанна Златоуста свидетельствовать с восторгом и радостью, что смерти нет:

Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?

Воскресе Христос – и ты низвержена!

Воскресе Христос – и пали демоны!

Воскресе Христос – и радуются ангелы!

Воскресе Христос – и нет ни одного мёртвого во гробах!

Вот что приводит людей в храмы поздней весенней ночью, вот что заставляет трепетать души и радостно биться сердца: мы не умрём! Никогда больше смерть не будет властвовать над нами! Никогда больше мрак преисподней не разлучит любящие сердца! И как бы трудна, а порой и невыносима, ни была жизнь, в ней с тех самых давних дней, когда наш Бог скитался по пыльным дорогам Палестины, с тех самых далёких дней в нашей жизни поселилась надежда.

Это надежда ни на славу, ни на богатство, ни на железное здоровье. Нет! Эта наша надежда на вечную жизнь и счастье. Потому что счастье – это со-частие, со-участие, со-причастие Христу Спасителю. Счастье – это потерянный и вновь обретённый рай. Счастье – это когда маленький и слабый человек соединяется со всемогущим Богом и делается причастником Святых Тайн, то есть причастником – участником – Славы Божией.

Вот что мы, христиане, должны рассказать вопрошающему нас обезбоженному миру – нашим братьям и сёстрам, которые кто с любопытством, кто с тревогой, кто с насмешкой смотрят на нас из-за церковной ограды, не решаясь переступить её порог. Трудность задачи, стоящей перед нами, состоит в том, что рассказать мы должны всё это не словами, а своей жизнью, примером собственной веры, надежды и любви.

Ночь кончается, таинственная и счастливая Пасхальная ночь. Спит стража у входа в пещеру, спит весь мир, ещё не зная, что из-за далёких лесов, из-за великих рек медленно, но неуклонно занимается заря нового дня, из мрачного гроба у подножия Голгофы изливается Свет Вечной Жизни: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector