Рассказ о рождестве пасхе
Детям о Рождестве простым языком
Детям о Рождестве можно рассказать простым языком! Рождество несомненно это один из самых волшебных и загадочных праздников. Каждый год у нас появляется возможность прикоснуться к этому таинству и рассказать своим детям о Рождестве.. А что знают ваши дети о Рождестве? Сегодня я предлагаю вам в интересной и доступной форме познакомить ваших детей с этим волшебным праздником.
7 января — Рождество Христово
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждёт: свершится волшебство.
Метели завладели им,
Похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
И ладана сребристый дым…
Детям о Рождестве
Я бы рассказала примерно так: «Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная…
Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.
Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира.»
Думаю, что для дошкольников этого рассказа будет достаточно. Наиболее любопытные могут пойти дальше и узнать больше.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос…
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
(Саша Черный. Рождественское)
Рождественские стихи для детей
Учить с ребенком стихи не только полезно, но и очень познавательно. Особенно, если ваш малыш не горит большим желанием учить стихи – праздник Рождества прекрасный повод выучить хотя бы один. Я предлагаю вам подборку детских рождественских стихотворений, благодаря которым малыш станет непосредственным участником прекрасного праздника Рождества.
С Рождеством святым, чудесным
Поздравляю от души!
На просторах на небесных
Звездочка плывёт в тиши.
Снег идёт на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идёт – и волшебство
в этот день случиться может.
В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.
И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите – Он велик.
Вот и снова Рождество —
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.
Мальчик-Бог в яслях родился
Среди осликов, ягнят.
И звездою озарился
Вифлеемский двор и сад.
И подумал ослик серый,
Поглядев Младенцу в глазки:
“Он пришел с добром и верой,
Состраданием и лаской!”
А щеночек-лежебока
Подглядел из конуры,
Как пришли волхвы с Востока,
Принесли свои дары.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ
Ольга Гузова
Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.
Неподвижность синей речки…
И не надо ничего —
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.
Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.
Сегодня день рождения
У Господа Христа.
Ему хвалою пения
Наполнены уста.
Сердечки наши детские –
Живой для Духа дом –
Как ясли Вифлеемские
Христу мы отдаём.
Как ёлочки зелёные,
Хотим мы вечно жить
И, Господом спасённые,
Всегда Ему служить.
РОЖДЕСТВО
Татьяна Бокова
Светлый праздник Рождества!
Нет счастливей торжества!
В ночь рождения Христова
Над землёй зажглась Звезда.
С той поры через столетья
Нам она, как солнце светит.
Согревает верой души,
Чтобы мир стал краше, лучше.
Дарит искры волшебства
Светлый праздник Рождества!
Мир приходит в каждый дом…
Поздравляем с Рождеством!
Презентация для детей о Рождестве
Для совсем маленьких детей или не очень усидчивых я предлагаю презентацию о Рождестве. В ней содержится вся основная информация о Рождестве в очень краткой и доступной для малышей форме. Так же в презентации о Рождестве вы найдете чудесную песню, которую мы в детском саду всегда поем вместе с детьми на Рождественские праздники. Презентация записана в формате флеш-презентации и открывается по ссылке в новом окне.
Презентация «Детям о Рождестве» (для запуска щелкните по названию)
Скачать презентацию можно в Разделе «Бесплатности».
Подпишитесь на новости сайта и получите в подарок обучающие презентации.
История светлого праздника Пасхи для детей
Пасха или Воскресение Христово — один из величайших праздников для православных христиан. Этот светлый день напоминает нам, что Господь привел на землю сына своего — Иисуса, чтобы его смертью очистить наши души от грехов и дать надежду на вечную жизнь. Смерть и воскресение Христа показывают человечеству, что душа наша бессмертна, а праведная земная жизнь дает возможность продолжить жизнь души после смерти в раю, рядом с Богом, уберечь душу от дьявола. По сути, об этом должен знать каждый из нас, чтобы в нашем мире было меньше зависти, злости, обиды. А вкладывать эти знания в головы и души надо начинать с самого раннего детства, рассказывая детям историю рождения, жизни, смерти и воскресения Иисуса. Конечно же история Пасхи для детей должна несколько отличаться от взрослого варианта — детишкам лучше поведать историю в более доступном формате, пусть для них она звучит, как добрая сказка со счастливым концом.
Накануне Пасхи
К этому дню православные христиане готовятся довольно долго — целых 49 дней. Именно столько длится Великий пост — самый длинный и самый строгий пост. Его цель — не только очистить тело, не употребляя мясо, яйца и другие продукты животного происхождения, но и очистить свою душу, ведь во время поста нельзя злиться, ругаться, обижаться. Очищение души пожалуй даже важнее, чем ограничения в пище.
Наиболее ответственный период из этих 49 дней — последняя неделя, в течение которой каждый день по-своему важен, так как каждый из дней имеет свою миссию:
- Великий понедельник. Самый тяжелый из дней поста. Пищу принимают только один раз вечером. В этот день принято начинать уборку в доме перед Пасхой;
- Великий вторник. В этот день вспоминают проповеди Иисуса. Дома же во вторник принято стирать, продолжая подготовку в великому дню;
- Великая среда. Это день исповеди, а также верующие вспоминают Иуду. Дома начинают заготавливать продукты к Пасхе, продолжают уборку;
- Великий четверг или чистый четверг. В этот день уборка в доме заканчивается, а все домочадцы моются. Делать это всё следует до восхода солнца. Такая купель смывает все грехи. Также в четверг вспоминают о Тайной Вечере;
- Страстная пятница — день распятия Христа. Поэтому в этот день верующие вообще не принимают пищи(исключение — дети, пожилые и больные люди). Христиане скорбят, вспоминают мучения Иисуса. По хозяйству в пятницу ничего не делают;
- Великая суббота. Заканчивается подготовка к Великому Воскресению — готовятся блюда, пекутся куличи, окрашиваются яйца. Все эти приготовления должны быть завершены до службы в церкви. Верующие люди идут на службу на всю ночь.
- Великое Воскресение, Пасха. В этот день христиане разговляются, то есть начинают употреблять продукты животного происхождения, а начинают это делать с яиц — одного из символов воскресения, новой жизни. В воскресенье все гуляют и веселятся.
Праздник Пасха: история для детей
А теперь давайте узнаем о происхождении самого праздника. О рождении Сына Божьего мы уже рассказывали в истории Рождества Христова для детей.
С того дня прошло тридцать лет и Иисус начал нести заповеди Божии людям, рассказывать о них, учить людей праведной жизни без зависти и злости, любви к ближнему. Проповедование его продолжалось три года и люди слушали его заповеди, следовали им.
Такое следование заповедям не понравилось властям, ведь они думали, что Иисус возомнил из себя царя, раз ведет народ за собой и решили его наказать, а точнее избавиться от Христа. А помог им в этом один из учеников Иисуса — Иуда. С тех пор повелось всех предателей называть иудами. Продал ученик своего учителя всего лишь за 30 монет. Иуда подал знак — поцеловал Христа, и учителя тут же арестовали.
Суд решил казнить Христа, распяв его на деревянном кресте. Это очень жестокий и мучительный способ казни и Иисус сильно страдал перед смертью. А случилось это в пятницу, которую с тех пор принято называть Страстной. О ней мы рассказывали выше.
Тело Христа поместили в пещеру, вход в которую закрыли большим камнем. По тогдашним традициям на третий день после смерти тело было принято смазывать благовониями, и с этой целью к пещере отправилась группа женщин. Но самого тела Учителя женщины не обнаружили, а на его месте был ангел, который и сообщил им о Великом Воскресении Христа. С тех пор и берет свое начало история празднования Пасхи.
Рассказанная в доступной форме история празднования Пасхи для детей станет для них добрым и поучительным повествованием, откроет духовный мир, заставит задуматься о добре и зле, сделать правильные выводы.
О символах Пасхи
Таких символов существует несколько, и в разных странах они могут отличаться, но основные из них — куличи, яйца, венок, огонь.
Пасхальные куличи — вкусный праздничный хлеб с изюмом, цукатами и прочими вкусностями. Он символизирует самого Иисуса, его плоть.
Яйца — символ плодородия. Их на Пасху красят и расписывают. Для этого можно использовать как готовые красители, так и натуральные — сок свеклы, куркуму, луковую шелуху, шпинат и прочие.
Также существует веселая традиция “христосоваться”, то есть биться яйцами. Чье яйцо останется целым, тот и победил.
Венок — символ вечной жизни, поскольку он круглый, а значит не имеет ни начала ни конца.
Огонь — еще один символ жизни, без которого тяжело представить себе жизнь на земле, ведь он согревает, помогает готовить пищу.
Каждый год случается чудо — накануне Пасхи в Иерусалиме с небес сходит Благодатный Огонь, который затем распространяется по всей планете и зажигает миллионы больших и маленьких свечей. Благодатный Огонь не обжигает — это его чудес
ное свойство.
Еще к символам Пасхи причисляют крест, красный цвет, пасхального кролика. На кресте распяли Иисуса, а красный крест символизирует его кровь, поэтому значение данных символов поймет не каждый ребенок, да и зачем лишний раз напоминать детям о смерти и страданиях. Куда более близкий им символ — кролик или заяц. Он пришел к нам из Западной Европы, где, в свою очередь, возник как символ Воскресения Господнего, еще в языческие времена. Сегодня же детишки знают веселую историю про Пасхального Кролика, который приносит шоколадные яйца и охотно ищут их в праздничный день. Почему бы и нам не перенять эту чудесную традицию и не порадовать малышей на Пасху?
Как отметить Пасху с детьми?
В учебных заведениях каких-то особых мероприятий в честь дня Воскресения Христова проводить не принято, а вот в семье даже самых маленьких ее членов стоит приобщать к празднованию Светлого Христова Воскресения. А начинать приобщение можно с совместного окрашивания яиц(конечно же только в том случае, если применяются природные красители) и сбора корзинки в церковь — это будет интересно даже 3-летнему малышу, пусть он пока и не совсем понимает всей сути происходящего.
И не стоит думать, что для ребенка тяжело проснуться в 4 или 5 утра, чтобы пойти в церковь. Да, выстоять всю ночную службу малышу будет не под силу, но проснуться ранним утром, пойти или поехать с родителями в церковь и почувствовать эту всеобщую радость, неповторимую атмосферу большого праздника — это незабываемые впечатления детства, а также приобщение малыша к семейным традициям, основа его духовного воспитания.
А вот так можно развлечь малышей в этот день:
Рождество Христово: коротко о празднике
Событие праздника Рождества Христова
О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, — со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.
Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, — возвестил Ей Ангел, — и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле… И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).
Суть праздника Рождества Христова
Рождество Христово — событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!
Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком — раз и навсегда! Сперва — плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем — беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец — скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…
Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.
В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…
Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».
Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».
Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия — смерти.
Тропарь Рождеству Христову:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод на русский язык:
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
1. Младенец Христос в вертепе — пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел: вол, по толкованию многих святых отцов, — это символ иудеев, живущих по закону, а осел — символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.
2. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.
3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).
4. Омовение Младенца Христа — еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.
5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.
6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.
7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст — разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» — схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», — замечает архиепископ Аверкий (Таушев).
8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов — мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, — рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы — символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото — как Царю, ладан — как Священнику, а смирну — ароматное вещество для помазания умерших — как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.
9. Поклонение ангелов – на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной — Агничной — просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом — покровцом.
Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:
4 интересных факта о празднике:
1.
Интересное — правда, неясно, насколько достоверное — описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова — памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, — повествует его автор от лица Иосифа Обручника. — И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились… И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.
2.
Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую — тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников — что Ирод умер в 4 году до н. э.
В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I — с января 1700 года.
В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.
3.
7 января (25 декабря по старому стилю) — условная дата Рождества Христова. Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день — начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.
Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.
В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление — явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.
В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» — григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.
Фото Dafne Cholet/Flickr
4.
Традиция ставить в домах и украшать рождественскую ель пришла в Россию из Европы, а зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями — это должно было обозначать сладость райской жизни.
Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.
Рассказ о рождестве пасхе
Пасха-Рождество и другие праздники в рассказах для детей.
Имеется в наличии: 101
В книге мы простым и понятным детям языком рассказали о самых главных православных праздниках. Издание красочно оформлено и рассчитано на детей от трех лет. Рекомендуется читать с родителями.
Содержание книги: Пасха-Рождество и другие праздники в рассказах для детей.
21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября Воздвиженье Креста Господня
4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы
7 января Рождество Христово
19 января Кре.цение Господне
15 февраля Сретение Господне
7 апреля Благовещение
Вход Господень во Иерусалим
Пасха Господня. Светлое Христово Воскресение
Крестный ход на Пасху
День Святой Троицы, Пятидесятница
19 августа Преображение Господне
28 августа Успения Пресвятой Богородицы
Параметры книги: Пасха-Рождество и другие праздники в рассказах для детей.
Размер книги: 21,0 см * 25,5 см * 0,5 см
Количество страниц: 30
Вес книги: 200 гр.
Год издания: 2020 год.
Тираж: 5 000 экз.
Предлагаем купить книгу «Пасха-Рождество и другие праздники в рассказах для детей.» в православном интерент магазине Псалом.ру
Похожие товары:
Встречаем Рождество. Книга рождественских украшений и поделок.
Цена: 170.00 руб
Рождественский «Путь Волхвов». Книга-игра для всей семьи.
Цена: 790.00 руб
Царевна льдинка. Рождественские сказки. Серия «Рождественский подарок».
Цена: 195.00 руб
Рождественская история. Чтение для всей семьи. Рождественский вертеп своимим руками.
Цена: 1 062.00 руб
Рождество и зимние православные праздники. Чтение для детей. Истории о событиях праздников, традиции празднования, рассказы, стихи.
Цена: 375.00 руб
Детская Библия. Подарок на Рождество. Протоиерей Александр Соколов (с цветными иллюстрациями)
Цена: 1 150.00 руб
Маленький ослик Марии. Невероятно трогательная история о Рождестве для детей и взрослых. Гунхильда Сехлин.
Цена: 365.00 руб
Звездоглазка. Финская сказка. Сакариас Топелиус.
Цена: 375.00 руб
Пасхальное чтение: пять дореволюционных произведений для детей
Иллюстрация из книги Ивана Шмелева «Лето Господне»
Что почитать детям о Пасхе? Конечно, Священное Писание! Это самое главное – чтобы маленький человек знал события Воскресения Христова и понимал, откуда в нашей жизни ежегодно берется радость, заполняющая жизнь христианина в светлые дни.
Но есть и другой, очень важный пласт празднования. Он личный, субъективный и на каком-то глубинном уровне связанный именно с детством. Это – воспоминания, традиции, неуловимые весенние ощущения, долгожданные после поста угощения и подарки. И всё это описано в многочисленных литературных произведениях.
Особое место среди них занимают те, что написаны до Октябрьского переворота: они приоткрывают перед нами пласт православной культуры, традиций, мироощущения людей, который в годы советской власти безжалостно искоренялся. Такие произведения – словно мостик между столетиями.
Честно скажу, среди них много поделок – слезливых и приторных примитивных рассказиков о благочестивых детках, несчастных сиротках, добрых старичках. Рождались они в основном в дореволюционные годы, входили в разнообразные журналы для семейного чтения, которые брали не качеством, а количеством и любимой обывателями мелодраматичностью. Как сказали бы сейчас – нужен контент, и он появлялся – в изобилии.
Но есть среди произведений о Пасхе и настоящие жемчужины – талантливо написанные и глубоко христианские вещи. Они создают ощущение праздника, ведь герои их – дети, тонко чувствующие и остро переживающие величие момента. А еще из этих рассказов можно много узнать о дореволюционных пасхальных традициях – и, может быть, какие-то из них приживутся и в наших современных семьях.
Представляем вашему вниманию подборку из пяти произведений о Пасхе для семейного чтения.
Иван Шмелёв
«Пасха», «Вербное воскресенье», «На Святой»
(главы из книги «Лето Господне»)
Это произведение Ивана Сергеевича Шмелёва удивительно построено. Конечно, в нем есть сюжет, но читать его можно в принципе с любой главы. Каждая – отдельный рассказ, привязанный к тому или иному православному празднику.
Пасхе посвящены три главы. Шмелёв рассказывает о последних неделях поста, Вербном воскресении, о весенних делах: заготовке льда, большой уборке, подготовке иллюминации в Кремле – отец писателя был купцом, меценатом, на свои средства закупал фонарики и фейерверки для праздника.
Удивительный старичок Горкин вырезает пасочницу:
«Он ковыряет на дощечке, и появляется виноград! Потом вырезает “священный крест”, иродово копье и лесенку – на небо! Потом удивительную птичку, потом буковки – X.В. Замирая от радости, я смотрю. Старенькие у него руки, в жилках.
– Учись святому делу. Это голубок, Дух-Свят. Я тебе, погоди, заветную вырежу пасочку. Будешь Горкина поминать. И ложечку тебе вырежу… Станешь щи хлебать – глядишь, и вспомнишь».
Шмелёв словно бы нанизывает на ниточку воспоминания своего детства – как драгоценные камешки. Чудо в том, что читатель, в каком бы возрасте он ни был, принимает их сердцем, и происходит какое-то удивительное узнавание – как будто они и твои тоже.
«Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро… Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все… и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, – все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминанье. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята – все для Него это! Барки брошены на реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли. Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде… Кружатся в окне у Егорова яички. Я вижу жирного червячка с черной головкой с бусинками-глазами, с язычком из алого суконца… дрожит в яичке. Большое сахарное яйцо я вижу – и в нем Христос».
«Лето Господне» – это такой своеобразный заповедник. Дореволюционная Россия, купеческая Москва, широкие гулянья в праздник, посты, когда закрыты театры и мясные лавки, гудящий над городом колокольный звон. И в этом – жизнь маленького Ванечки, его радости – отец подарил удивительное хрустальное яичко, его беды – съел до разговенья крашенку, простит ли Господь за это?
С родительскими комментариями «Лето Господне» понятно детям с 6–7 лет.
Клавдия Лукашевич
«Мое милое детство»
Лукашевич – одна из самых плодовитых авторов рубежа XIX–XX веков. Не все ее произведения стоят внимания, много среди них и проходных, и тех самых слезливых сентиментальных рассказиков, о которых упоминалось выше. Но автобиографическая повесть «Мое милое детство» стоит особняком.
Ее герои – очень и очень небогатая дворянская семья: скромный и застенчивый отец, живая и импульсивная мама, две девочки, старушка няня. В их доме нет дорогих вещей, они едят скромную еду, не могут позволить себе дорогую одежду, но они безусловно, безоблачно счастливы. Их секрет – мир и любовь друг к другу.
Члены этой бедной семьи безоблачно счастливы. Их секрет – мир и любовь друг к другу
Книга как раз начинается главами, посвященными Вербному воскресенью, Страстной неделе, Пасхе. Религиозную жизнь семьи направляет няня: она следит, чтобы в пост не пелись песни, чтобы на Страстной неделе не было лишнего веселья, она рассказывает девочкам о Христе, Его муках и воскресении.
Характерная для Лукашевич сентиментальная манера, множество уменьшительно-ласкательных слов здесь не раздражают. Потому что чувствуется: в этом правда, это такая семья, такие добрые, искренние люди.
«В Страстную субботу мы с няней ходили и к ранней обедне, и к поздней. Мама бывала недовольна и укоряла няню:
– Ну зачем ты ребенка таскаешь в такую рань. Ходи одна, если хочешь.
– Беляночка сама просится… Дитяти Господь милость пошлет… Пусть молится за нас, грешных…
Действительно, я любила эти ночные молитвы, в них было что-то таинственное и святое… Няня говорила, что мы идем хоронить Христа. Я знала, что Плащаницу будут обносить вокруг церкви и мы с няней пойдем со свечами за нею.
Няня тихонько будила меня рано-рано, часа в четыре ночи… Глаза слипались, еще хотелось спать, но в душе был точно какой-то долг: надо идти хоронить Христа.
Выходили мы в полумраке, не пивши чаю, шли с моей старушкой по темным улицам. Таинственно и прекрасно. Душа полна радостью, точно делаешь что-то хорошее… В церкви народу мало, но как-то особенно значительно раздаются моления и испытываешь особенное молитвенное настроение…»
Лукашевич в первых главах своей книги описывает Пасху в небогатом доме, в семье, каких много было в дореволюционном Петербурге. Вот девочки с родителями и няней идут к заутрене, вот долгожданное разговенье, небольшие подарки, поход в гости к бабушке и дедушке, игры – а над всем этим царит безоблачное счастье. Потому что ребенок, который не всегда и ест досыта, растет в любви. А это самое главное.
Алексей Ремизов
«Пасха»
Маленькая гимназистка Оля больше всего на свете любит Светлый праздник. Так любит, что и живет каждый год «от Пасхи до Пасхи». Оля «знает много, что нужно на Пасху», – плачет в подушку, чтобы вышел хорошим торт, не ходит по комнатам, когда ставят куличи в печку, помогает украшать стол – все эти милые подробности Ремизов живописует в своей характерной манере: с серьезностью и важностью, за которой сквозит добрая, необидная насмешка.
Девочка верит: в крестном ходу вместе со всеми идут и мертвые, а в их числе и бабушка, и маленькая сестренка
Но подготовка к празднику – лишь обрамление для главного. Для его неизменности, векового постоянства. Самое важное для Оли – чтобы всё было так, как в прошлом году, чтобы совершилась неизменная, радостная Пасха.
«Всем домом пешком отправляются в церковь. В эту ночь ездить нельзя. Впереди с фонарем – кучер Григорий. За ним – Миша и Лена, потом Наталья Ивановна с Ириной, ключник Федор Кривой и камердинер Федор Прямой. Сзади с узелком нянька Фатевна, а далеко впереди всех Оля с отцом. И во весь путь замирает сердце. “А что, если в этом году, – думает Оля, – не так будет? Вдруг да не будут петь «Христос воскресе»?”»
Девочка верит, что во время крестного хода вместе с народом идут и мертвые, а в их числе и бабушка, и маленькая сестренка Таня. И она плачет, не замечая слез, а нянька шепчет ей: «Какое у тебя лицо светлое, Олюшка! Христос воскресе!»
Мария Толмачёва
«Тасина Пасха»
Рассказ из сборника «Как жила Тася» хорош не только своими милыми бытовыми подробностями подготовки к Светлому празднику. Не только детскими переживаниями и радостью, и даже не тем, какие впечатления вызвала в девочке первая в ее жизни ночная служба. Этот рассказ – важный нравственный урок.
Тася очень хочет пойти к заутрене, но на улице непогода, и мама не желает брать девочку, которая недавно болела. Тася бросается на колени перед иконой и дает обещание: «Вот если, Господи, я к заутрене пойду, так я эту собачку Коле подарю: ему очень хочется».
Погода, действительно, налаживается. И вот Тася уже идет, замирая от радости на свою первую пасхальную заутреню. Девочка не всё понимает, но настроение праздника чувствует сердцем.
«Пахло ладаном, перед иконостасом горели и мигали, как звездочки, огоньки свечей, что-то басом читал диакон, потом звонко и согласно запели гимназисты с клироса. Тася улыбнулась: ей понравилось.
Потом все взяли свечи, дали и Тасе, и она осторожно держала ее и смотрела, как чуть колебался и вытягивался светлый огненный язычок. Но, взглянув на маму, спохватывалась, начинала креститься и кланяться низко, как няня. Прислушиваясь к тому, что пели на клиросе, она узнавала иногда слова из выученных молитв и радовалась им, как знакомым.
Вдруг всё зашевелилось, из алтаря вышел священник, гимназисты один за другим чинно понесли образа и красивые золотые хоругви; и пошел, потянулся вон из церкви крестный ход, и мало-помалу затихло пение вдали. Тася осталась в опустевшей церкви и недоумевающе посмотрела на маму.
– Они сейчас вернутся! – успокоительно шепнула ей та.
И правда, вот уж слышно снова движение за закрытыми дверями, вдруг раскрылись они, и звонко и победно грянул хор:
Победа над собой – главное событие Светлого праздника для маленькой девочки
“Христос воскресе из мертвых! Смертью смерть поправ…”
Широко открыла Тася глазки, даже дух немножко захватило от странной, непонятной радости, глянула на маму, а у той тоже светлое, радостное лицо. Наклонилась она к дочке:
– Христос воскресе, детка! – и поцеловала три раза».
Про свой обет, данный Богу перед заутреней, счастливая и усталая девочка забывает. Вспоминается он ей уже утром, когда уходят на второй план ночные переживания. Тася грустит и злится: отдавать собачку жалко. В душе девочки происходит серьезная борьба, в которой Тася одерживает достойную победу (с помощью голоса совести, а это, как известно, голос Божий). И эта маленькая победа – главное событие Светлого праздника для маленькой девочки.
Василий Никифоров-Волгин
«Двенадцать Евангелий», «Плащаница», «Канун Пасхи», «Светлая заутреня»
(главы из книги «Серебряная метель»)
«Канун Пасхи». Василий Никифоров-Волгин
«Серебряная метель» начинается главами о Великом посте. Здесь Светлый праздник предстает перед читателем с другой стороны – это взгляд простого мальчишки, не дворянина. Правда, он тонко чувствует, переживает пасхальные события, он религиозен – но это сын простого сапожника. Его окружает бедная жизнь, простой быт, но тем значительнее кажутся переживания ребенка, связанные с Воскресением Христовым.
«Я спросил отца, шагая с ним рядом по гулкой и свежей улице:
– Почему люди спят, когда рань так хороша?
Отец ничего не ответил, а только вздохнул. Глядя на это утро, мне захотелось никогда не отрываться от земли, а жить на ней вечно – сто, двести, триста лет, и чтобы обязательно столько жили и мои родители. А если доведется умереть, чтобы и там, на полях Господних, тоже не разлучаться, а быть рядышком друг с другом, смотреть с синей высоты на нашу маленькую землю, где прошла наша жизнь, и вспоминать ее».
Вообще отец Васьки, героя книги, – удивительный человек. Он не просто вдумчив и религиозен: он каждым своим словом доказывает, что можно быть простым сапожником и тонко, поэтически мыслить и чувствовать:
«Вечерняя земля затихала. Дома открывали стеклянные дверцы икон. Я спросил отца:
– В знак того, что на Пасху двери райские отверзаются!
До начала заутрени мы с отцом хотели выспаться, но не могли. Лежали на постели рядом, и он рассказывал, как ему мальчиком пришлось встречать Пасху в Москве.
– Московская Пасха, сынок, могучая! Кто раз повидал ее, тот до гроба поминать будет. Грохнет это в полночь первый удар колокола с Ивана Великого, так словно небо со звездами упадет на землю! А в колоколе-то, сынок, шесть тысяч пудов, и для раскачивания языка требовалось двенадцать человек! Первый удар подгоняли к бою часов на Спасской башне…
Отец приподнимается с постели и говорит о Москве с дрожью в голосе:
— Да… часы на Спасской башне… Пробьют – и сразу же взвивается к небу ракета… а за ней пальба из старых орудий на Тайницкой башне – сто один выстрел.
Морем стелется по Москве Иван Великий, а остальные сорок сороков вторят ему как реки в половодье! Такая, скажу тебе, сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься маленькой щепкой! Могучая ночь, грому Господню подобная! Эх, сынок, не живописать словами пасхальную Москву!
«Такая сила плывет над Первопрестольной, что ты словно не ходишь, а на волнах качаешься!»
Отец умолкает и закрывает глаза.
– Нет. На Москву смотрю.
– А где она у тебя!?
– Перед глазами. Как живая…»
Пасхальная заутреня захватывает Ваську мощным потоком, своим светом и торжеством. Он забывает все обиды. Христосуется, обещает своим друзьям-мальчишкам не обзываться, не дразниться и не драться с ними. И это чувство в душе мальчишки находит отклик в звучащих с амвона словах святителя Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества…»
Эти рассказы о Пасхе, о жизни таких далеких от нашего времени мальчишек и девчонок важны вот чем: они словно бы объединяют наших детей и их ровесников, которые жили больше столетия назад. Они говорят о том, что главный для нас, православных христиан, праздник – Светлое Христово Воскресение – остается неизменной, решающей нашу судьбу величиной. И маленький Ванечка Шмелёв, и сын сапожника Васька, которому суждено быть расстрелянным в 1941 году за «антисоветскую агитацию», и нежные барышни-гимназистки – все они чувствовали то же, что и мы сейчас: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!»
Все о детях, все для родителей
Детям про Рождество Христово, история Рождества для детей
Рождество — самый важный и радостный христианский праздник. Ведь он прославляет рождение Человека и Бога в одном лице Иисуса Христа. Отмечают его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. И если в эту ночь загадать доброе, милое, мудрое желание, оно обязательно сбудется.
Ведь именно любви, доброте и мудрости учил людей Иисус Христос.
Этот праздник отмечают всей семьей, поэтому дети должны знать его историю, традиции, обычаи.
Сегодня мы расскажем историю Рождества Христова для детей.
Кто такой Иисус?
Иисус – это и Человек, и Бог одновременно. Это сын Бога. Он был послан на Землю для того, чтобы спасти всех людей и за это ему пришлось погибнуть. Жил Иисус давно, более двух тысяч лет назад, но мы помним о нем и о том, что он пожертвовал собой, ради всего человечества.
Что же такое Рождество?
Рождество отмечается 7 января — это День Рождения Иисуса. Хотя точной даты рождения Христа никто не знает. В некоторых странах Рождество отмечают 25 декабря по старому стилю.
История рождения Иисуса, история Рождества для детей
Родителями Иисуса были Мария и Иосиф. Хотя на самом деле отец Иисуса – Господь Бог, но Иосифу была доверена миссия воспитать сына Божьего.
Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет. Из-за переписи населения Римской империи, они вынуждены были пойти в Вифлеем. В Вифлееме было много людей, прибывших на перепись, все дома и гостиницы были заняты, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере, которую пастухи использовали для укрытия скота от непогоды. Именно в ней и родился Иисус — Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.
Так, как в пещере не было кроватки, родители младенца положили прямо в ясли, специальный ящик, из которого едят животные. Он как раз был заполнен сеном.
Неподалеку пещеры проходили пастухи со своим стадом. Они увидели яркий свет и ангела. Ангел возвестил их о рождении Христа, который пришел на землю, чтобы спасти мир от грехов. Ангел рассказал пастухам, как найти Младенца.
Пастухи оставили свои стада, и пошли в сторону Вифлеема, там и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.
А в это время где-то на востоке трое мудрецов, которых называли волхвами, увидели в небе яркую Вифлеемскую звезду, которая указала им путь к новорожденному младенцу. Они знали, что в скором времени в мир должен прийти Спаситель, которому суждено стать Царем Небесным на земле, и отправились к нему с дарами (золотом, ладаном, смирной).
Правящий в те времена царь Ирод, услышав весть о рождении нового царя, испугался, что тот может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Но Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Так Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.
Чудо Рождества
Чудо Рождества заключается в том, что первый, и единственный раз, непорочная Дева родила Ребенка. Весть о рождении Иисуса Сына Божьего принес Ангел. С того момента Мария и ее суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя.
Поэтому считается, что на Рождество небеса открываются и у них можно просить о чем угодно. Главное, чтобы желание было добрым, искренним и светлым. В ночь перед Рождеством и на Рождество случаются чудеса: люди исцеляются от болезней, сбываются их мечты. Только в чудо нужно верить всем сердцем.
Рассказ про Рождество для детей нужно дополнить символами праздника.
Символы Рождества Христова
Вертеп
Прямое значение слова — пещера. Вертеп Рождества — пещера, в которой родился Иисус Христос.
Переносное значение слова Вертеп — воспроизведение сцены Рождества средствами искусства. Это может быть сценическое представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа.
Вифлеемская рождественская звезда
Вифлеемская рождественская звезда — восьмиконечная Звезда, которая появилась на небе в момент рождения Иисуса Христа и указала путь волхвам к пещере. Вифлеемская Звезда символизирует благую весть о рождении Христа.
Волхвы
Волхвы — мудрецы, сила которых заключалась в знании тайн, недоступных обыкновенным людям.
Дары Волхвов
Дары Волхвов – три подарка, которые они поднесли Иисусу: золото, ладан и смирну. Каждый из них имеет свою символическую силу:
* Золото — дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы стать Царем.
* Ладан — дар священнику, ведь Иисус должен был стать новым Учителем и Первосвященником.
* Смирна — дар тому, кто должен умереть, она использовалась для бальзамирования тела умершего.
Ясли Христовы
Ясли Христовы — кормушка для домашних животных, в которую, как в колыбель, Мария положила новорожденного младенца.
Рождественский Сочельник
Рождественский Сочельник — 6 января. В Сочельник православные христиане готовятся к грядущему празднику.
Кутья, сочиво
Сладкая кутья, из пшеницы, риса или другого злака – это настоящее лакомство для детей. На Сочельник готовят постную кутью или, как ее еще называют, сочиво. Сочиво – постное блюдо, которое готовится из риса или пшеницы с добавлением меда, изюма, засахаренных фруктов и цукатов.
Детям про Рождество Христово, традиции Рождества
Пост перед Рождеством
За 40 дней до Рождества принято соблюдать пост. Он нужен для того, чтобы очистить тело, и душу. В период поста нельзя кушать некоторые продукты, включая мясо, а также ссориться, злиться, обижаться. Пост нужен именно для того, чтобы все стали чуточку добрей.
Сочельник
Последний день поста и вечер перед Рождеством принято называть Сочельником. Его название произошло от названия блюда – сочиво, которое готовится из злаков — риса, ячменя, пшеницы. Злаки отваривают и замачивают с маком, орехами, фруктами, изюмом, цукатами, медом.
На столе в Сочельник должно быть 12 постных блюд, столько, сколько было апостолов у Иисуса.
История Сочельника
Когда-то давно Рождество Христово люди начинали праздновать 6 января. Мама готовила 12 постных блюд, а дети ждали появления на небе первой звезды. Как только она появлялась, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено и стелил его на стол. Ведь именно на сено положили маленького Иисуса. Из сена делали небольшое гнездышко, в которое ставили горшок с кутьей (сочивом).
Перед ужином зажигали свечу и вместе молились. Только после молитвы можно было начинать ужин.
Кутья (сочиво) — самое важное блюдо на столе. Кроме кутьи, подавали рыбу, голубцы, пироги с капустой, блины… Еду запивали узваром. На десерт выпекали пироги с маковой начинкой.
После Сочельника дети шли к своим крестным родителям, несли ужин ( хлеб-соль, кутью, калачи), а те угощали малышей, дарили конфеты, деньги.
В рождественскую ночь было принято колядовать. Дети, молодежь и все желающие ходили по домам соседей и родственников, пели колядки, желая добра здоровья, достатка. А хозяева взамен одаривали колядников сладостями и монетами. Считалось, что чем больше колядников придет в дом, тем больше радости будет в этом году.
А еще в Сочельник показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса.
Украшение рождественской елки
Вифлеемская путеводная звезда с давних времен считается традиционным елочным украшением, которое крепят на верхушку елки. В давние времена елка украшалась бумажными фигурками и цветами, яблоками, сахаром. Традиция наряжать елку на Рождество связана с райским деревом, увешанным яблоками.
Рождественские подарки
В память о дарах, которые волхвы принесли Иисусу, на Рождество дарят друг другу подарки. О том, что можно подарить на Рождество, читайте здесь:
Святки
С Рождества начинаются Святки — праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются массовыми гуляньями, посещением родных и друзей.