0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самая поздняя пасха за все время

Ранняя Пасха 1942-го

«…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…»

Протоиерей Александр Авдюгин

Пасха – именно то время, когда в глазах верующих можно увидеть сокровенную тайну – промысел Божий. Ведь в них радость искрится. Причем искренняя. Именно та, о которой Господь говорил: «Радуйтесь!»

Во времена нынешние особые радости глубокой ночью, у населения старше сорока (а именно этот контингент в большинстве своем храмы заполняет) вряд ли встретишь. Спят обычно в эти часы, или с боку набок ворочаются, очередной жизненной катаклизмой обеспокоенные.

А здесь, после субботних бесконечных трудов, в праздничное оделись и к полуночи в церковь пошли. Нарядные, улыбчивые. А служба то, до петухов первых, а иногда и до вторых.

И ведь улыбка эта во все времена была, даже в самые тяжелые и страшные.

В 1942 году Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху…

Вопрос о полуночных службах, во всех православных приходах Москвы обсуждался. Волновались верующие. Да и как не волноваться, если немец еще недалеко от столицы был.

Бомбардировок опасались. Ночные хождения по городу не приветствовались, как и затемнение соблюдали. Если службы под пятницу и субботу Страстной недели допускали некоторый компромисс по времени их совершения, то пасхальная служба, в самую полночь Светлого Воскресения могла быть запрещена. Сильно переживали москвичи. В иной час и иное время не воспринималась праздничная пасхальная Заутреня. Уже даже поговаривали, что если власти не разрешат, все едино, служить будут… А ведь по указам военного времени карались не только действия, но и намерения.

В Великую Отечественную войну.

Пасха 1942 г. Богоявленский собор, Москва.

И вдруг, в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля. Восторгам православных москвичей, удовлетворенных в самых заветных своих ожиданиях, не было конца…

О той московской Пасхе давно мне рассказали, а вот совсем недавно, за тысячу километров от первопрестольной, у нас, в провинциальной восточной Украине, иная старушка поведала, как в том же 1942-ом, когда немцы усиленно угоняли молодежь в Германию, эту же Пасху встречали.

В храме к полуночи все собрались и хоть и знали, что на вокзале уже эшелон составили, что бы в понедельник, шестого апреля, почти всю окрестную молодежь, родных детей и внуков, в далекую чужбину отправить, но «Христос Воскресе!» так же радостно и утверждающе звучал.

Перед тем, как выйти куличи освящать (яиц практически не было, немцы всех курей поели) священник на амвон вышел и успокоил прихожан. Так и сказал:

— В Страстную Седмицу уедут и к Светлой вернутся.

Так оно и случилось в 45-ом. Почти все к Светлой Седмице и возвратились. Пасха победного года поздней была.

КУКРЫНИКСЫ: М. В. КУПРИЯНОВ. П. Н. КРЫЛОВ. Н. А. СОКОЛОВ. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 — 1946.

Есть у меня давний интернет-друг из Мурманска. Алексей Толстых. Давно мы с ним виртуально дружим. Оптина нас объединила. За время нашего общения он уже и жениться успел, и двух близнецов родить расстарался. Хороший, православный молодой человек. Детишек очень любит. Был у него небольшой сайт, где он различные истории и рассказы собирал с Христом и верой нашей связанные.

Вот один из них, который я прочитал лет семь назад, а продолжение он получил на прошлую Пасху.

Повествуется там о следующем.

В одну из пасхальных оптинских ночей инок Трофим (убитый вместе с тремя монахами на Пасху 1993 года) причастившись Святых Христовых Таин, вместе с другими монахами отправился разговляться в монастырскую трапезную.

– Хочешь, чудо покажу? – спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.
– Хочу, – с интересом ответил тот.

Трофим достал из кармана яйцо.

– Вот видишь, с прошлого года яичко, – сказал он, – целый год пролежало у меня в келье. Простое давно бы протухло, а это освященное, пасхальное – свежее.

Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо, действительно, оказалось свежим.

Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату.

Большие у меня сомнения по этому поводу возникли. Понимаю, крещенская вода не протухает, но чтоб яйцо? У него ведь другие свойства, и не произносится столько молитв на освящении яиц и куличей, сколько при освящении воды. Да и чина такого молитвенного особого нет…

Какое же было мое изумление, и радость, когда совсем недавно на второй день Пасхи был я в гостях у одного из наших пожилых священников, который отслужил в храме Божьем уже несколько десятилетий и прошел с Церковью все нелегкие годы ее советской истории. При мне расколол батюшка прошлогоднее яйцо, и оно было как свежее, не затухло, и не было никакого запаха. С точки зрения ученых, неверующих людей и прочих сомневающихся – это непонятно, противоестественно. Для верующего же в благодать Божию, в чудо Его Воскресения нет в этом ничего странного.

Люблю я пасхальную службу. Казалось бы, уже наизусть знаешь все ее последование, знаком каждый возглас и известно каждое песнопение, но всегда, сколько-бы не служил, Светлое Христово Воскресение обладает особой неповторимой радостью. Той, о которой мы мечтаем и к которой стремимся.

Когда была самая ранняя Пасха за все время

Пасха – самый светлый и торжественный из религиозных праздников. Из года в год верующие всего мира отмечают это событие звоном колоколов, куличами и «крашенками». Но мало кто знает историю возникновения праздника. Конечно, все знают, что это день воскрешения Христа, но ведь это не единственная информация об этом удивительном торжестве.

Например, знаете ли вы, как появилось название? Или в каком году была самая ранняя Пасха? И почему дата этого события не закреплена в календаре, и каждый год мы празднуем её в разные дни? В этой статье постараемся подробно ответить на всё, чтобы лучше узнать об истории Светлого Христова Воскресения.

Исторические корни Пасхального Воскресения

Сперва обратимся к этимологии слова – Пасха. Оно берёт своё начало с древнееврейского языка и звучит как «Пэсах». Переводится как исход, прохождение мимо по одной версии и по другой как глагол «страдать». «Пэсах» отмечался как дата ухода иудейского народа из Египта и ожидание мессии.

Это событие произошло в 14 веке до н.э. Позже его значение немного изменилось: исход иудеев, то есть освобождение от рабства, стало освобождением от греха и смерти, а ожидание мессии – это смерть и воскресение Иисуса. Изначально в эпоху раннего христианства этот праздник отмечался еженедельно. И только ко II в., его начали праздновать каждый год. По поводу даты и традиций проведения между различными конфессиями ещё долго не существовало единого мнения.

Подготовка к празднованию Православной Пасхи

Почему дата праздника каждый год разная?

Многих волнует следующий вопрос, из-за чего из года в год празднование Пасхи переносится на разные дни? Ведь есть исторически закреплённая дата данного события. А произошло это по причине невозможности договориться между собой представителями различных церквей. Одни праздновали по календарю утверждённого Юлием – юлианскому, другие Папой Григорием – григорианскому.

Этим и объясняется, почему у приверженцев католицизма и последователей христианства Пасхальные даты не сходятся и почти никогда не пересекаются. Католическая Пасха в сорока пяти процентах случаев отмечается раньше на 7 дней, чем христианская. Но при этом между ними никогда не бывает разрыва в 3 и две недели. Возможность такого совпадения всего в 2% случаев в две недели и 20% пять недель.

Как вычислить день Пасхи самостоятельно?

Для этого потребуются несложные знания математики и главное правило расчёта. Оно действует для представителей обеих конфессий – празднования должны приходиться на 1-е воскресение полнолуния весной. Оно идёт сразу после весеннего равноденствия. На календаре его найти не сложно, затруднение может вызвать высчитывание дня появления новой луны, для этого и понадобятся знания математики.

Читать еще:  Цветы на пасху

Начнём расчёт с нахождения цифры, от разделения нужного года на девятнадцать плюс 1. Затем полученное умножим на одиннадцать, и подели на тридцать, выделим остаток, это и будет основанием луны. Для вычисления даты появления новой луны из тридцати нужно вычесть основание луны. И завершающий этап, к дате новолуния прибавляем четырнадцать, так мы найдём дату полнолуния.

И вот такой «не хитрой» головоломкой мы вычисляем дату праздника. Но при этом стоит помнить про следующие нюансы. Если нужное вам полнолуние выпадет на весеннее равноденствие, то празднование переносится на неделю. Если попадёт на пасхальное полнолуние, происходящее в воскресенье, то Пасху будут отмечать в последующее за ним воскресение. Ну а тем, у кого нет времени на такие задачки, можно просто посмотреть календарь на нужный год.

Самая ранняя Пасха

Очень долго церкви различных стран мира не могли определить единую дату СХВ. Объяснялось это тем, что православная религия наслаивалась на уже укоренённые традиционные праздники и верования. О важности и нужности принятия единого решения не раз говорилось, но к общему выводу прийти так и не удавалось. Решился он только в четвёртом веке царём Рима Константином на Никейском Соборе.

Там же решили, что Пасха устанавливается после весеннего равноденствия, в 1-е воскресенье, при условии, что этот день не совпадает с Пасхой отмечаемой евреями. При соблюдении этих правил можно вычислить, что самая ранняя Пасха была четвёртого апреля или двадцать второго марта по старому стилю (зафиксирована всего 9 раз), 25 апреля по дореволюционному календарю или 8 мая по-новому. В нашем веке самая ранняя Пасха датируется 2010 годом, самая поздняя – 2013.

Календарь православных праздников

Католическая Пасха

Празднование Пасхи католиками проходит с явным отличием от христианской. Так происходит, потому что календарь у них григорианский и исчисление несколько иное. Хотя разница в двух календарях всего в 13 дней, недостаточно их просто вычесть одна из другой. Стоит запомнить, что католики высчитывают дату, опираясь на астрономические явления и даты, а они в двух календарях не совпадают.

Самая поздняя пасха за все время

Исправить существующие ошибочные таблицы можно разными способами. Все они требуют Соборного рассмотрения. В данном тексте предлагается два варианта.

В первом варианте предлагается вернуться к тому порядку «исправных букв», который существовал задолго до Великого Индиктиона лета 6917-го-7448-го (1409-го-1940-го года). Он хорошо восстанавливается по «скачку Луны». То есть «кругу Луне 1» должна соответствовать «исправная буква 16». Самая ранняя Христианская Пасха («исправная буква 1») в этом случае придется на год с «кругом Луне 16» (как и самый ранний Песах). Самая поздняя Христианская Пасха («исправная буква 29») придется на год с «кругом Луне 8» (как и самый поздний Песах). Пасхальные пределы остаются без изменения. То есть самая ранняя Христианская Пасха должна быть 22-го марта, а самая поздняя – 25-го апреля.

В этом случае получится следующая таблица «исправных букв» для оставшихся лет Великого Индиктиона, начавшегося в лето 7449-е (1941-й год) (в колонке «седьмой день Песаха» указан диапазон возможных дат этого дня по современному иудейскому календарю для всего текущего Великого Индиктиона):


«Круг Луне» «Исправная «Исправная Седьмой день

буква» дата» Песаха

1 16 6-е апреля 2-е-6-е апреля

2 5 26-е марта 23-е-25-е марта

3 24 14-е апреля 10-е-13-е апреля

4 13 3-е апреля 31-е марта — 2-е апреля

5 2 23-е марта 19-е-22-е марта

6 21 11-е апреля 7-е-10-е апреля

7 10 31-е марта 27-е-30-е марта

8 29 19-е апреля 15-е-18-е апреля

9 18 8-е апреля 4-е-7-е апреля

10 7 28-е марта 24-е-27-е марта

11 26 16-е апреля 12-е-15-е апреля

12 15 5-е апреля 1-е-4-е апреля

13 4 25-е марта 21-е-24-е марта

14 23 13-е апреля 9-е-12-е апреля

15 12 2-е апреля 29-е марта — 1-е апреля

16 1 22-е марта 18-е-21-е марта

17 20 10-е апреля 6-е-9-е апреля

18 9 30-е марта 26-е-29-е марта

19 28 18-е апреля 13-е-17-е апреля

Эта таблица была составлена по результатам расчета дат Песаха на все 532 года текущего Великого Индиктиона до лета 7980-го (2472-го года).

Один раз произойдет наложение «исправной даты» на седьмой день Песаха. Это произойдет в 2055-м году при «круге Луне 1». Но поскольку 6-го апреля 2055-го года будет понедельник, никакого нарушения правил не произойдет.

Еще раз обратим внимание, что в этой таблице нет ничего нового. Сохранены и пасхальные пределы (22-е марта – 25-е апреля), и взаимная последовательность «исправных букв». Строго говоря, проведена всего лишь одна простая операция: – «скачок Луны» помещен на положенное ему место (после «круга Луне 19»). Этого оказалось достаточно для того, чтобы Апостольское правило не нарушалось.

Особо хочется отметить, что такое соответствие «кругов Луне» «исправным буквам» полностью соответствует древней Александрийской пасхалии. Именно в ней самая ранняя Христианская Пасха праздновалась при «круге Луне 16», а самая поздняя – при «круге Луне 8». Все рассуждения о сдвиге «Константинопольского» цикла относительно «Александрийского» на три года надо оставить историкам и хронологам. Пока все утверждения о пресловутом «сдвиге» относятся к области спекулятивных построений.

Вышеизложенный вариант исправления пасхальных таблиц является самым простым. Такой вариант, не мудрствуя лукаво, устанавливает прямое соответствие между самым ранним Песахом и самой ранней Христианской Пасхой (а самому позднему Песаху будет соответствовать самая поздняя Христианская Пасха).

Этот вариант был предложен еще при первой публикации данного текста в интернете. При обсуждении на интернет-форумах возникли вполне справедливые нарекания. Автора обвиняли в том, что он хочет поставить расчет даты Христианской Пасхи в зависимость от правил современного иудейского календаря.

А современный иудейский календарь не всегда соответствует Ветхому Завету. Слишком часто иудеи начинают праздновать Песах не в первое, а во второе полнолуние после весеннего равноденствие. На протяжении нынешнего Великого Индиктиона (1941-й — 2472-й годы (н.э.)) Песах на второе полнолуние будет выпадать в 3-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы 19-летнего лунного цикла.

Конечно, иудеи могут исправить свой календарь и устранить «уплывание» своего праздника от дня весеннего равноденствия. Нам тогда тоже придется новое исправление проводить? Первоначально автор именно так и считал. Но под влиянием добрых людей переменил свое мнение. Действительно, разве могут правила Христианской Церкви находиться в зависимости от правил совсем другой (внешней и нехристианской) конфессии?

Поэтому для Соборного рассмотрения предлагается другой вариант определения даты Христианской Пасхи.

В «Апостольских Постановлениях, переданных через Св. Климента, Папу Римского, Апостола от семидесяти» содержится требование празднования Христианской Пасхи в первое Воскресение после 27-го числа первого лунного месяца по сиро-македонскому календарю. В последующие за апостольскими времена был разработан расчет даты Христианской Пасхи по Юлианскому календарю. По этому расчету Христианская Пасха должна выпадать на числа с 22-го марта по 25-е апреля («пасхальные пределы»). (Изложение тонкостей сиро-македонского и древнеримского календарей, а также Климентовых правил помещено в «Дополнительном приложении»).

До совсем недавнего времени совместить «пасхальные пределы» и изложенные Св. Климентом правила, по которым праздновали первые христиане, с определением начала Ветхозаветной Пасхи как первого полнолуния после весеннего равноденствия было невозможно.

Сейчас это возможно.

Ныне весеннее равноденствие сместилось на 7-е – 8-е марта. Поэтому самое раннее полнолуние первого весеннего месяца придется на 8-е марта. Поскольку полнолуние – это 14-й день Луны, то 27-й день Луны придется на 21-е марта. Значит, самая ранняя Христианская Пасха будет 22-го марта. В таких условиях традиционные «пасхальные пределы» будут идеально соблюдены.

Нельзя не усмотреть в этом особого Божьего Знамения. Только в наше время мы получили возможность праздновать Христианскую Пасху, используя ОДНОВРЕМЕННО правила расчета христиан разных эпох и точно исполняя Апостольские правила!

Празднование Пасхи по правилам первых христиан (то есть после 27-го дня Луны) имеет и высокое символическое значение.

Ветхий Завет олицетворяется Пасхой, празднуемой в полнолуние. Сразу после полнолуния Луна станет убывать (станет «ущербной»). После 27-го дня лунного месяца «старая» Луна «исчезнет» с неба, а после Христианской Пасхи, в Светлую седмицу, «новая» Луна на небе будет увеличиваться с каждым днем, знаменуя наступление Нового Завета.

Читать еще:  Пасха как рассчитать дату

Празднование Христианской Пасхи во время новолуния или вскоре после него автоматически снимает угрозу попадания на иудейскую пасхальную неделю вне зависимости от того, какое полнолуние будет выбрано иудеями в качестве пасхального (скорее всего, именно этим и руководствовались христиане, когда во времена Св.Климента праздновали Пасху после 27-го дня Луны).

Определять дату Христианской Пасхи в предложенном варианте придется, используя расписание действительного движения Земли, Солнца и Луны. В наше время такое расписание вполне доступно. Использовать же 19-летний Метонов цикл (языческий, кстати) в настоящее время нельзя из-за его неточности (он может давать ошибку в расписании до двух суток). Страшного в этом ничего нет. Христиане Метонову циклу не присягали, и в церковных правилах он не упоминается. Да и Богобоязненнее и благочестивее воспринимать мир Божий таким, каков он есть, а не таким, каким мы его изображаем в своих несовершенных моделях и фантазиях (да еще унаследованных от времен язычества).

Ниже будет изложено расписание (вернее, предлагаемый вариант расписания) празднования Христианской Пасхи на ближайшие 20 лет. В данном варианте под началом Ветхозаветной Пасхи (14-й день Луны) понимается первое полнолуние после весеннего равноденствия. Если полнолуние наступило после 18 часов, то оно будет относиться к следующему числу (поскольку церковные (и иудейские) сутки начинаются с вечера). «27-й день Луны» будет получаться прибавлением 13-ти дней к началу Ветхозаветной Пасхи. Христианской Пасхой будет первое Воскресение после «27-го дня Луны».

Поздняя Пасха – поздняя весна?

Каждый мартовский день читатели «РОГ» задают себе вопрос: какой будет весна в нынешнем, 2008 году?

Ведь охотникам надо планировать свои отпуска и отъезжие поля, а охотничьему начальству заранее определиться со сроками весенней охоты.

В «РОГ» № 11 наш постоянный автор фенолог Ревнут Головко, проанализировав народные приметы, предположил, что весна будет поздней. От многих натуралистов я слышал версию, что если Пасха ранняя – то будет ранней и весна, а если поздняя, то и весна ожидается запоздалая. Так ли это на самом деле? Ведь в этом году Пасха – 27 апреля и вроде бы предсказывает позднюю весну.

Вот уже более 30 лет ежегодно я веду дневники наблюдений за природой. Особое внимание уделяю весенним фенологическим явлениям и прежде всего – датам прилета перелетных птиц. Эти наблюдения проводятся из года в год во Владимирской области близь г. Покров. Большую помощь в ведении этой ежегодной летописи природы мне оказывает мой брат Михаил, которому я выражаю искреннюю благодарность. У нас имеются фенологические наблюдения за весенней природой с 1976 г. Хотелось бы проанализировать их, ответив на три главных вопроса:

1) Связана ли дата нашей православной Пасхи с особенностями весны?

2) Есть ли закономерность в чередовании ранних и поздних весен?

3) Будет ли весеннее половодье?

ПАСХА И ВЕСНА

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи. В противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования нашей Пасхи оказывается в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. В таблице мы приводим даты, на которые пришлось Светлое Христово Воскресение – Пасха с 1976 по 2007 гг. с кратким описанием хода весны по нашим дневникам (см. таблицу).

Даже беглый взгляд на эту таблицу показывает, что никакой связи особенностей весны с датой Пасхи нет. Замечу, что ни одна весна не может копировать другую, в каждой есть свои особенности, связанные и с прошедшей зимой, и даже летом и осенью, запасами снега, промерзанием земли, количеством осадков, ночными заморозками и т.п.

Ранняя весна, как правило, бывает затяжной и холодной, и очень редко дружной и скоротечной. Поздняя весна чаще всего бывает холодной и затяжной. Очень часто нормальная весна вдруг затягивается из-за апрельских зазимков и она переходит в позднюю. Но даже если пренебречь этим, получается следующая картина.

Из проанализированных нами 32 весен условно ранних было 11, поздних – 10, нормальных – 11, то есть примерно поровну. Условно ранняя Пасха была 6 раз (на нее пришлись 2 ранние, 2 поздние и 2 нормальные весны), поздняя – 12 раз (4 ранние, 3 поздние и 5 нормальных весен) и в середине апреля Пасха была 14 раз (4 ранние, 5 поздних и 5 нормальных весен). Таким образом, никакой разницы в соотношении даты Пасхи и особенностей весны нет.

Не выявлено и закономерностей в чередовании ранних, поздних и нормальных весен. Отмечу лишь, что в период с 1976 по 1987 гг. поздних весен было значительно больше (50%), нежели в конце века в 1988–2000 гг. (23%). В первые 7 лет века нынешнего поздняя весна случилась лишь однажды – в 2003 году. В этой семилетке мы отметили 4 ранних весны, в том числе одну очень дружную (2001) и две ранних затяжных (2002 и 2004). Прошлая весна была необычайно ранняя, но в течение апреля она пришла в норму. В 2005 и 2006 годах весны пришли вовремя и, несмотря на небольшие зазимки, порадовали охотников и любителей природы.

ВЕСНА И ПОЛОВОДЬЕ

Для охотников с подсадной важен паводок. Бывают годы, когда половодья нет, а потому и нет выраженного пролета уток, да и подсадную некуда высадить. Высота паводка зависит от запасов снега, накопившегося за зиму, количества осадков в марте–апреле в сочетании со стабильным переходом температуры воздуха через нулевую отметку и, особенно от установления положительных ночных температур. Раньше, в 70–80-е годы, у нас в пойме р. Клязьмы половодье и высокий уровень воды были почти ежегодно. Сказывались и поздние весны, и обилие снега, выпавшего зимой. Мне вспоминаются рекордные паводки 1980 и 1994 гг. Им предшествовали многоснежные зимы. По сообщению газеты «Владимирские ведомости» от 14.04.1994 г. паводок того апреля на реках Владимирской области был историческим. Под угрозой полного затопления оказалось 107 населенных пунктов, особая угроза возникла городу Юрьев-Польский, а также нефтеперерабатывающему заводу и галантерейной фабрике г. Владимира. И лишь своевременно принятые меры позволили предотвратить катастрофу. В тот год Клязьма вышла из берегов 11 апреля, максимальный уровень воды был зафиксирован 23 апреля. Утка шла валом. Мощное половодье отмечено нами в 1976, 1977, 1983, 1985, 1986, 1992, 1993, 1994, 1999 годах. А в нынешнем веке запомнился лишь год 2005.

Хуже всего ранняя затяжная весна, когда после быстрого схода снега в начале апреля устанавливается длительный антициклон с ежедневными ночными заморозками и дневными температурами около +5+7оС. Вода выжимается из почвы, частично испаряется, частично проникает вглубь по мере оттаивания земли. В итоге высыхают луга, прошлогодняя некошеная трава становится привлекательной для пироманов – начинаются весенние палы, уничтожающие не только гнезда, но и кормовую базу птиц. Как правило, после таких весен размножение уток и болотно-луговой дичи не может пройти успешно. У нас совсем не было половодья в 1989, 1991, 1996, 1997, 2004, 2007 годах.

Если при ночных заморозках днем в апреле теплее, а река так и не может выйти из берегов, то при достаточном запасе снега он быстро тает от солнечных лучей, что все же может привести к невысокому половодью. Так было, например, у нас в пойме р. Клязьмы в 2000 и 2006 годах.

Какой будет весна нынешняя? Судя по народным приметам – поздняя, а по долгосрочным прогнозам синоптиков – ранняя и довольно дружная. И те, и другие сейчас редко сбываются. Предсказать заранее невозможно. Уже сейчас ясно, что например, в Подмосковье снега за зиму выпало немного, и если во второй половине марта его не прибавится – будут проблемы с половодьем, и спасти положение может только дождливый и теплый апрель. Кое-что о ходе весны могут подсказать раннеприлетные виды птиц. Но об этом – в следующем номере «РОГ».

Читать еще:  Пасхальная открытка рисунок

Самая поздняя пасха за все время

  • Светлое Христово Воскресение — видеорассказ (видео)
  • Канон Пасхи. Песнь 6 (аудио)
  • Пасхальная Божественная литургия. Чтение Евангелия от Иоанна. Начало главы 1 (видео)

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления народа еврейского от рабства египетского (Книга Исход, глава 12). У древних евреев Пасха праздновалась 14-21 нисана, что соответствует началу нашего марта. Так праздновалась она и во время земной жизни Христа.

В Христианской Церкви Пасхой называется праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В Древней Церкви этот праздник совершался не везде в одно и то же время. Так, почти все церкви — Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская, Римская — праздновали Пасху в первое воскресенье после Пасхи еврейской. Малоазийские же Церкви, центром которых в то время был город Эфес, праздновали Пасху одновременно с иудеями, 14 нисана. Несогласия в праздновании христианской Пасхи среди Поместных Церквей вызывали так называемые пасхальные споры, которые прекратились только после постановления Первого Вселенского Собора (325 г.) Согласно этому постановлению, Пасха Христова празднуется в первый воскресный день, следующий за весенним полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия (этот день – либо 20, либо 21 марта). Если полнолуние – раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней) – тогда говорят, что Пасха «поздняя». Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

В Риме пасхальные празднования начинались в полночь наступающей Пасхи, некоторые же из восточных христиан считали, что Пасха приходит с рассветом. VI Вселенский Собор постановил начинать празднование «в средние часы ночи», то есть между полуночью и рассветом, этот обычай сохраняется до сих пор. Древние христиане в течение недели после Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения.

С 46 года до РХ и по 1582 год греко-римский, а потом и европейский мир жил по юлианскому календарю. В IV веке была составлена так называемая Александрийская пасхалия, которая определила правила расчета даты празднования Пасхи. В 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль, который стал называться григорианским, и разница между старым юлианским и новым григорианским календарем в наше время составляет 13 дней. Проблема григорианского календаря заключается в том, что празднование Пасхи, рассчитанное по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви.

По церковному календарю (за основу которого взят юлианский календарь, так называемый старый стиль – он отстает от нового, григорианского календаря, на 13 дней) дата Пасхи может выпадать на любой из дней в период с 22 марта до 25 апреля. По государственному календарю это соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая.

Большинство Поместных Православных Церквей, за исключением автономной Церкви Финляндии, сегодня рассчитывают дату празднования Пасхи по юлианскому календарю, хотя все остальные, не связанные с датой Пасхи, праздники (например, Рождество Христово) многие Церкви отмечают по календарю григорианскому. Финляндская Православная Церковь вычисляет дату Пасхи по григорианскому стилю. Дата празднования Пасхи, рассчитанная по разным календарям, иногда может совпадать, а иногда разница в датах может составлять несколько недель.

С 2010-го по 2020 годы самая «ранняя» Пасха была в 2010-м – 4 апреля, самая «поздняя» будет в 2013-м – 5 мая. В 2012 году православные будут праздновать Пасху 15 апреля.

В материале использовано изображение Великого миротворного круга

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector