1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько лет илья муромец лежал на печи

Илья Муромец. До скольки лет на печи просидел, почему? Кто ему помог и как?

В. Васнецов. «Богатырский Скок».

Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.

Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени.

Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.

Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Что мы знаем о нем?

Достоверных сведений сохранилось очень мало. Родился в Муроме, в селе Карачарове в крестьянской семье. В детстве и юности страдал параличом, но чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

В 1643 г. был официально канонизирован.

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам установлено, что он был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста . Выяснилось, что умер он в возрасте 45-55 лет.

Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.

В поясничном отделе тела имелось искривление позвоночника и выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, изменивший его жизнь. В дом вошли нищие странники — калики перехожие и попросили подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости повторили просьбу — она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. И калики благословили его на ратные подвиги.

Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца.

С какой болезнью пролежал на печи 30 лет и 3 года Илья Муромец?

Илья Муромец ( в книгах Лавры записано и другое его прозвище ( Илья Чобитко ) имел болезнь позвоночника, не позволявшую ему ходить, но сила его духа не позволяла ему сидеть «сиднем», как об этом сказано в былинах. Диспропорциональное развитие мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья не сидел, он активно передвигался, используя руки. Так, что когда судьба столкнула его с каликами, это был взрослый, сложившийся человек необычайной силы духа и тела.

Болезнь и исцеление Ильи Муромца (былина) :

«Говорят ему калики перехожия:
— Ростени теперь росправь свои-ти ножки резвыя,
Ты сойди теперь со печки они понесут тебя,
Понесут тебя, удержат ножки резвыя. «

Судьба не баловала Илью легкими победами. Его останки носят следы многих ранений, прижизненных переломов ребер.

Судя по результатам, которые дала экспертиза, у человека, чью мумию исследовали, была болезнь костей, конкретно – защемление седалищного нерва. Кроме того, у Ильи были увеличены руки (ладони) , что говорит о могучей силе мужчины. (Смирнов, историк)

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении человеком в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.

Как Илья Муромец богатырём стал

Для самых маленьких
Сказка первая

Рисунок первый: Единоборство князя Мстислава Храброго с касожским князем Редедею. Картина Н.К. Рериха.

Под рисунком текст

В давнее время наша страна Украина называлась Русью. Правили Украиной-Русью князья. Князей было так много, что они разделили страну на княжества. Князь Мстислав Храбрый правил Черниговским княжеством. Отважный воин, он не боялся выходить на поединок с врагами и всегда побеждал их. Потому и получил прозвище Храбрый. При Мстиславе Храбром Черниговское княжество было большим, его границы доходили до города Муром на реке Ока.

Рисунок второй: Интерьер простой крестьянской хаты. Баба с ухватом у печи. Над столом в правом углу икона. На столе хлеб, дымится в чугунке каша, в глиняных мисках квашеная капуста, солёные огурцы, рядом большая кринка молока. О ножку стола трётся рыжий кот, хвост у него торчком.

И вот в городе Муроме произошла удивительная история. Жили себе поживали в Муроме старик со старухой. Хорошо жили! Хлеб в доме никогда не переводился. На столе в пузатом чугунке всегда дымилась каша рассыпчатая да румянилась в глиняной миске рыба жареная. Молоко в круглобокой кринке само просилось — пей, сколько душе твоей угодно! Всё это было так вкусно, что просто пальчики оближешь! Недаром рыжий кот-проказник всегда крутился рядом. Чуть зазеваются дед и баба, он прыг на стол и хвать из миски самую большую жареную рыбёшку! Да и был таков!

И не печалиться бы старику со старухой. Да вот беда! Сынок их Илья хворал уж очень. Не слушались его ноженьки. Ходить не мог, потому всё время лежал на печи. А парень из себя видный: лицом красен и росточком не обижен. Богатырь настоящий! Руками подковы мял, словно глину. И поесть был охоч! Горшок борща съедал в один присест.

Рисунок третий: На печи Илья. Рядом рыжий кот. Дед подаёт сыну горшок с борщом.

Как-то старик посетовал старухе:
— И за что нам, родная, такая беда? Уже 33 года наш Илюша болеет и сиднем сидит на печи.
— Не знаю, милый, не знаю, — отвечала ему старуха, — мы всю жизнь мирно жили и честно трудились. Людей не обманывали и никому не завидовали. Последним хлебушком делились с нищими. И чем мы только Бога прогневали.
Старуха краем передника вытерла набежавшую на щеку слезу.
— Да что теперь говорить? Слезы горю не помощь. Полезай-ка, милый, на печь и покорми нашего Илюшу.

Рисунок четвёртый: Крестьянская изба. Кривое крылечко. Дымит труба. Покосившийся плетень. Калитка. Дед с бабой идут по дороге. Вдалеке виднеется макушка церкви.

В начале августа наступил праздник святого Ильи. Вот баба и говорит деду:
— Давай-ка, милый, сходим с тобой в церковь, помолимся и попросим святого Илью, чтобы вернул здоровье нашему сыночку. Может и смилостивится святой. Ведь мы своего сынка Илюшей назвали в его память.
— Правда твоя, родимая! Давай сходим в церковь! — ответил дед.
Собрались старик со старухой и пошли в церковь. Илья остался в доме один.

Рисунок пятый: Илья лежит на печи, рядом с ним горшок из-под борща. Он плачет.

Вот остался Илья в хате один, попытался встать, а не может. Он горько заплакал:
— Всю жизнь мне лежать на печи!
Вдруг слышит Илья громкий стук в дверь и незнакомый голос.
— Эй, хозяева, впустите уставшего путника!
— Матушки и батюшки дома нет, А я не могу впустить, не ходят у меня ноженьки, — отвечает Илья.
А незнакомец за дверью упрямится:
— А ты, милая душа, попробуй, встань! Ну же! Не робей! Спускайся с печи и открой дверь!

Рисунок шестой: Горница. На столе кринка молока. Кот выгнув спину, удивлённо смотрит на Илью и на высокого худощавого старика с седой бородой и большими добрыми глазам. На старике длинная холщовая рубаха. В руке палка-посох.

Илья послушался незнакомца и попытался встать. И вот чудо! Ноги у него ожили! Он быстро спустился с печи и побежал открывать дверь. И увидел высокого худощавого старика с седой бородой и добрыми глазами. Старец опирался на длинную суковатую палку и приветливо улыбался. Илья пригласил нежданного гостя войти в дом.

Рисунок седьмой: Илья подносит незнакомцу кружку молока. Кот трётся о ногу незнакомца. С иконы смотрит строгий лик Христа.

Читать еще:  Тропарь праздника пасхи

— Скажи, добрый человек, чем я смогу тебя отблагодарить за чудесное моё исцеление? —спрашивает Илья незнакомца. Ничего у меня нет. Разве что угощу тебя молоком, которое оставила на столе матушка. Пей на здоровье, добрая душа!
— Не суетись, Илья! И чуду, случившемуся с тобой, не удивляйся, — ответил ему старец. — 33 года ты лежал на печи, всё накапливал силушку сильную. Теперь суждено тебе своими подвигами богатырскими прославить землю родную Черниговскую. А за молоко — спасибо! Можно и попить перед дальней дорогой.

Рисунок восьмой: Илья пляшет в горнице. Рыжий кот пляшет вместе с ним.

— А как же мне без коня? — спросил старца Илья. — Без верного друга и товарища богатырских подвигов не совершить.
— Всему своё время. Будет у тебя чудо-конь, будут меч булатный, копьё острое и доспехи крепкие, — ответил старец.
— Чудно ты говоришь, дедушка!
Только сказал так Илья, как вдруг закружилась у него голова. Он прикрыл глаза и опустился на скамью. А когда слабость прошла, старика в горнице уже не было.
— Вот диво дивное! — промолвил Илья. — Не ведаю, кто был этот чудный старец, но он меня вылечил. Верю его словам, потому сделаю всё, как он повелел.
Илья пощупал свои ноги, так как всё ещё не верил, что стал здоровым, и пустился в пляс. И так весело притоптывал, что рыжий кот заплясал вместе с ним!

Рисунок девятый: Два старых тополя во дворе дома. Илья стоит у крыльца. Возле крыльца лопата. На него, замахнувшись метлой, наступает ведьма.

Илья вволю наплясался с рыжим котом и вышел во двор. Возле крыльца он увидел лопату.
— Эх, соскучились мои рученьки по работе! Нужно помочь родителям. Старенькие они уже, тяжело им управляться с хозяйством.
Как вдруг поднялся сильный ветер и послышался дикий хохот. По небу на метле пролетела старушка в чёрной накидке с прорезями для рук вместо рукавов и в чёрной юбке. На её маленьком личике торчал длинный, как закорючка, нос. Она опустилась возле Ильи, злобно прищурилась и замахнулась на него метлой.
— Илья, в мире чудес не бывает! Это неправда, что ты выздоровел. Это просто тебе приснилось. Твоя участь — всю жизнь валяться на печи и горько рыдать о своей доле!
— Черней смолы твои речи, старушка! Сгинь, а не то огрею лопатой!
Илья схватил стоявшую у крыльца лопату и сжал её в руке.
— А-а, так ты хочешь меня побить!? Сейчас я тебе покажу, быстренько очутишься на своём запечном месте!

Рисунок десятый: Илья Муромец сталкивает леших лбами. У них искры из глаз и подкосились ноги.

Ведьма вынула из-за пазухи пучок сухой травы, стала пританцовывать и колдовать:
— Злынь-трава, отбери у Ильи разум, пусть отправляется на свою печь. Помогут ему мои верные служки!
Ведьма трижды дунула на злынь-траву и бросила её в сторону тополей. Тополя ожили, протёрли огромными руками-ветвями свои глаза и превратились в леших. С рогами на голове и большими мохнатыми, как у козы, ушами.
— Эй, вы, лешие, отправьте Илью на печь! — приказала ведьма.
Лешие подступили к Илье.
— Не испугаешь меня, злобная бабка, своими лешими! Сломаю их, как соломинку!
Илья отбросил лопату и схватил подступивших к нему леших за шиворот, встряхнул и столкнул лбами. Они замертво свалились у его ног. Ведьма испугалась и зло прошипела:
— Я ещё с тобой поквитаюсь, Илья!
Она вскочила на свою метлу и улетела. В небе остался только белый след от метлы.
— Что, бабуля, острое словечко колет сердечко? Скатертью дорога! Тебе ещё повезло. Таких старых да глупых я не трогаю!
Илья проводил ведьму взглядом и задумчиво произнёс:
— А чудеса на свете бывают! Просто нужно в них верить. И тогда обязательно сбудется!
Он посмотрел на леших, но их во дворе уже не было. На прежнем месте мирно стояли два тополя. Илья озадаченно почесал затылок:
— Ишь, какие здоровые вымахали! Нужно сказать бате, чтобы срубил их. Больно уж они смахивают на нечистую силу!

Рисунок одиннадцатый. Илья в долгополой рубахе. От стоит, широко раскинув ноги. Сильными руками упирается в бока. Весело улыбается.

Так чудесно вернулось к Илье Муромцу здоровье и он совершил свой первый подвиг. И дальше всё в его жизни случится так, как говорил ему чудный старец. Слава о богатыре Илье Муромце пойдёт по всей Украине-Руси.

Илья Муромец

Илья с самого детства ходить не мог. Подрос немного, понимать стал. Люди добрые нашептали, мол, дед виноват в твоей беде. Спроси, зачем он икону порубил. И дед ему рассказал.
— Не рубил я иконы. Прогнал только калик перехожих вместе с ней. Скучно стало! «Не убий! Не возжелай…!» Сплошные запреты! И всё так милостиво. Все люди друг дружке помогают, не завидуют, в беде выручают. Улыбаются тебе, как родному. Такая благодать и райская умиротворенность, что аж тошнит. Становится муторно от избытка душевной сладости, будто меда объелся. Хочется чего-нибудь сломать или, хотя бы, лучку горького пожевать.
И вся эта благодать огорожена запретами. Это – нельзя, то – нельзя: обидишь кого, виновен станешь, совесть заведется и, как чахотка, со свету сживет. Да и калики, все в черном, глаза — долу, даже радуги на небе не видят, ничему не радуются. А у нас — на Ивана Купала — какие были игры, пляски, прыжки через костер! И девушки не стеснялись одежду снять, покрасоваться юным телом.
Запреты! Сплошные запреты! А мне — так напротив, коли скажут, что нельзя, так именно этого и хочется. Вот, кажется, и совсем не нужно было. А как сказали, что нельзя, так и захотелось, аж, до смерти.
Да дело даже не в этом, а в том, что никакого зла, о котором калики говорят, в мире нет. Живи себе, да радуйся всему, что глаз веселит. Рай существует испокон веку вовсе не на небе, а на земле! Только не упусти его. И не надо никаких правил соблюдать, запретов каких-то бояться. Стреляй зайцев, лови рыбу, качай мед, и никто тебе не нужен, как и ты никому!
Осмотрелся Илья, и действительно никакого зла и нет. Разве что сверчок спать не дает, да мыши беспокоят, а летом — мухи с комарами. Вот и лежал он на печи. Мелкие пакости злыдней не стоят и труда. Отмахнулся, закрыл окна и спи. Так он и лежал на печи 33 года. И снились ему девушки, которые все прыгают через костер и так ласково ему улыбаются, рукой машут, зазывают. Но куда ему, больному!

Проснулся он, когда Лихо такую силу набрало, что даже соловьи в разбойников превратились. Девушек не осталось: разбойники заманили в лес и продали иноземцам. Натрещали соловьи в уши князю Владимиру, что нет, и не может быть, на земле никакой любви. И потому боярам, поперед всего, — свобода нужна, чтобы делать все на полную катушку, без нудных препятствий, кому чего захочется. Вот взбредет что князю, даже безудержное, в голову, — и твори от души! Кому какое дело! И рассыпалась земля. Все стали воевать друг с другом. Каждый понимал только то, что он хочет, и норовил наказать тех, кто ему мешал. Предали соловьи землю русскую иноземцам на поругание. Осмеяли богатырей, которые спасти ее хотели, выставили шутами гороховыми перед народом, да и извели всех.
А Илья на печи лежит, да сны видит. Тут опять калики перехожие в дверь постучали. А она не заперта. Вошли.
— Время пришло, Илия, рассказать тебе всю правду!
И поведали, что на белом свете делается. Только теперь он уж не белый, а совсем черным стал. В Храм стали люди ходить по праздникам так, как будто место для себя в раю спешат занять, и самодовольные возвращаются.
И стало Илье так больно и обидно, что все его тело, с головы до пят, как будто молнией передернуло.
— Впервые чувствую боль в ногах, но не ходят они.
— Это мы на тебя такое заклятье наложили, чтобы не извели тебя прежде времени соловьи-разбойники.
— Да как же вы, люди мудрые, до такого бедствия белый свет довели?! Что же ваша правда так долго шла ко мне?! И почему добро перед злом обессилело?
— А ты, мил человек, не гневайся! Надежда на тебя была самая малая. Да и сейчас сомневаемся. Просто никого боле не осталось. Ты один — живой в Карачарово. Даже мать уже не вернется к тебе. Пошла за водой к роднику, там ее и полонил Соловей-Разбойник.
А зло всегда сильнее добра, поскольку не знает никаких запретов. Кажется, — воля вольная и души простор, а на самом деле зло самое черное и есть. И чтобы его победить, надо людям сами запреты сделать желанными. Тогда они уже не запретами становятся, а звеньями глубокого колодца с живой водой, из которого люди утоляют свою жажду в понимании, верной дружбе, светлой любви. И никакую свою жертву ради общей победы добра над злом, правды над ложью даже жертвой не считают. Свою смерть в жизнь превращают. Но дать тебе воды из этого колодца, — никто не в силах, даже и мы, как бы ни хотели. Сам ты ее должен добыть.
Посмотри на этот ковш. Он, ведь, тоже запрет: запрет воде растекаться. А чистую правду, которую ты этим ковшом пил, тебе мать завсегда из родника приносила. Только ты ее за простую воду принимал. Поскольку не сам за ней ходил.
— Неужто некому Лихо унять?!
— Да, Илюша, все спят, соловьев заслушались! Ты один, окна закрыл и соловьев не слышал. И тебе теперь уже никто не подсобит. Когда мы уйдем, не сможешь даже воды испить.
Если встанешь на ноги, пронзит их боль адская. Одолеть ее способна только боль сердца за родную землю. Первая боль в землю уйдет, когда полонишь Соловья-Разбойника. А сердечная — будет вечно с тобой, превращаясь в непобедимую силу богатырскую, коли будешь поступать по правде и совести и не увидишь в том досадных запретов для своей гордыни. Вот тогда и станет добро сильнее зла. А покуда – нет этого….
Подал Илья каликам перехожим воды, а наутро — полонил самого свирепого и могучего Соловья-Разбойника.

Читать еще:  Якого числа пасха

Илья Муромец: биография русского богатыря

Земля русская богата природными ресурсами, насыщена историческими ценностями и полна чудесами. Особое место здесь занимают жизни великих людей, сделавших историю. Но чем больше степень давности какого-либо события, тем вероятней встретить расхождения в исторических фактах. Это касается и такой личности, как Илья Муромец. Биография этого человека до сих пор вызывает споры и порождает домыслы.

Русские богатыри

Большое значение в истории придается людям, защищавшим родную землю. Во все времена смуты, распрей и войн были свои герои, те, кто нередко ценой собственной жизни защищали родину. Порой и от одного человека может зависеть ход боя. Особенно, если эти люди руководили войсками, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князья Игорь и Святослав.

Более других в этом преуспел род Рюриковичей. Испокон веков защищали они Русскую землю от набегов язычников. А как гласит история, Русь нередко подвергалась нашествию иноплеменников.

Однако именно это и способствовало прославлению защитников, к которым причислен и русский богатырь Илья Муромец. Биография этого богатыря не до конца раскрыта. История сообщает и о самозванцах, желавших воспользоваться чужой славой.

Илья Муромец: биография сквозь историю

Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.

Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

Чудо, подарившее Киевской Руси защитника

До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.

О подвигах

Легендарной личностью был Илья Муромец. Биография кратко изложена в былинах да легендах, которые его восхваляли.

На службе у князя Владимира Илья Муромец собрал дружину могучую и был поставлен князем главным над воинами. К тому времени причисляют и существование многих других прославленных богатырей. А поучиться Илье было у кого. Ведь его крестный был известным богатырем. Самсон Самойлович тоже входил в княжескую дружину, в которой состоял и Илья Муромец.

Известно, что великий защитник хранил русские земли от вражеских набегов, бился с другими иноплеменными богатырями, а также героями былин. Все они несли угрозу Руси, разбойничали или пытались захватить власть и земли. В былинах эти герои названы: Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, драконом и другими.

Память о преподобном святом

Богатырь Илья Муромец, биография которого говорит о многочисленных подвигах, чаще всего отождествляется со святым Илией Печерским. Мощи преподобного до сих пор хранятся нетленными в Киево-Печерской лавре. Однако из этого следует, что богатырь жил на 150-200 лет позднее Владимира Великого, который упоминается в былинах. Но это можно пояснить тем, что князь Владимир был более известен, чем его преемники, потому и упоминался в народных сказаниях даже после смерти.

Народные выдумки и былины

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.

Русские богатыри: самые шокирующие факты

Кто у нас не знает о древнерусских богатырях? Тем удивительнее некоторые открывающиеся факты про них.

Богатыри не знали, что они – богатыри

В былинных сюжетах богатыри действуют во времена князя Владимира Красное Солнышко плюс-минус сотня лет. То есть, в эпоху Киевской Руси. Но в то время не было такого слова – «богатырь».

Русские богатыри впервые упоминаются только в конце XVI века в латинском сочинении польского историка Станислава Сарницкого. Русские летописи знают богатырей применительно к событиям первой половины XIII века. Ими в Ипатьевской летописи названы… главные военачальники Чингисхана – Субудай и Джебе!

Поэтому большинство филологов считает слово «богатырь» тюркским, производным от «багатур», «батыр» – герой, могучий воин. И оно не имеет никакого отношения к славянскому слову «богатый». Некоторые, правда, возводят его к персидскому слову «бахадур», имеющему то же значении, что и упомянутое тюркское слово. Тут, видимо, вопрос о приоритете – где оно появилось раньше. Но слово это точно не славянское.

Прежде заимствования слова «богатырь», русские эпические герои могли называться «витязями». Это слово тоже, очевидно, не славянское, а скорее всего – искажённое «викинг», то есть скандинавский «богатырь».

Если когда-то и было славянское обозначение таких персонажей, то, вероятнее всего, оно было однокоренным с женской ипостасью богатыря – поленицей, от слова «поле», потому что промышляли они над степняками «в поле».

Илья Муромец похоронен в Киево-Печерской лавре

Почти все историки признают историчность Ильи Муромца. При этом кандидатов на роль прототипа Ильи Муромца больше, чем у других богатырей. Не исключено, что они все соединились в одном и создали такой вот собирательный образ.

Единственный претендент на роль Ильи Муромца при жизни, чьи останки сохранились до наших дней, это преподобный Илия, инок Киево-Печерской лавры. По традиции, считается, что он был родом из села Карачарово под Муромом и носил смешное прозвище Чоботок (башмачок). Умер он в 1188 году. В конце XVI века ещё сохранялись остатки его гробницы. В настоящее время мощи преподобного Ильи Муромца покоятся в Ближних Пещерах. Канонизирован он в 1643 году.

В 1988 году было проведено научное обследование мощей преподобного. Если их результаты не были подгонкой под желаемый ответ, то было установлено, что покойный обладал могучей мускулатурой, умер от ранения в области сердца в возрасте не больше 55 лет, а главное – долгое время страдал параличом конечностей. Последнее соответствовало былинному сюжету, где говорится о том, что Илья Муромец 33 года лежал на печи и чудесно излечился благодаря молитвам странников (калик перехожих).

Илья Муромец был родом из-под Чернигова

Самое первое упоминание об Илье, древнем защитнике Русской земли, встречается в 1574 году в письме оршинского старосты к воеводе трокскому. Там он назван Илья Моровлянин. В письме немецкого рыцаря Эриха Лассоты (1594 г.), видевшего могилу Ильи Муромца в Печерской лавре, он тоже назван Morowlin. Моровск (или Моравск) известен по письменным источникам с XII века, а городище на его месте существовало на несколько веков раньше.

То ли Илья Муромец действительно был родом из Моровска на реке Десне под Черниговом, а его приурочение к Мурому возникло из-за большей известности Мурома, по сравнению с Моровском, в позднейшее время. То ли, наоборот, в XVI веке на Украине Муром был известен хуже, чем Моровск, поэтому Муромца «приписали» к ближайшему городу. Однако в пользу первого предположения свидетельствует факт, что название Карачарово, скорее всего, татарское, то есть возникло не ранее XIII века.

Читать еще:  Последняя неделя перед пасхой

Илья Муромец – царь-самозванец XVII века, народный вождь

Причиной, почему Илья Моровленин превратился в Илью Муромца, могло послужить реальное историческое лицо. В войске Лжедмитрия II в начале XVII века был предводитель, называвший себя царевичем Петром – мнимым сыном царя Фёдора Ивановича. Казакам, составлявшим большую часть его войска, он был известен как Илейко Муромец. О нём, как и об Иване Болотникове и других «мятежниках» Смутного времени, потом долго жалел народ, вспоминая, как они отменяли крепостное право и разрешали крестьянам и холопам грабить имения своих господ.

Эротические сюжеты былин

По мнению большинства фольклористов, былины пронизаны эротическим подтекстом. Тот же Илья Муромец наплодил в разных землях немало детей. Причём не всегда брал женщин с их согласия. В одной из былин дочь Ильи Муромца, богатырша (поленица), желает отомстить своему отцу за бесчестье матери. Илья сражается с нею, не зная, кто она, и в схватке дочь гибнет от руки отца. Лишь перед самой её смертью Илья узнаёт горькую правду… Вообще, былины по жанру это совсем не обязательно сказочки со счастливым концом.

Поленицы – женщины богатырского склада – частый персонаж былин. Это и жёны богатырей, причём, чтобы овладеть оными, богатыри сначала сражаются с ними.

Один из богатырей – Хотен Блудович – красноречиво заявляет о себе уже самим именем. На первый взгляд, в единственной былине про него нет ничего порнографического. Он «всего лишь» убивает всех братьев своей будущей супруги, прежде чем жениться на ней. Однако, как показывает историк из Ярославля Андрей Васильченко, все элементы былины пронизаны символизмом, указывающим на сексуальное насилие со стороны богатыря.

Ненормативная лексика былин

Самый первый сборник былин, изданный в 1804 году, подвергся коренной цензурной обработке из-за их своеобразной лексики и содержания. Собственно, непонимание сюжета некоторых былин, подобно былине о Хотене Блудовиче, происходит именно из-за того, что исследователи вынуждены анализировать не само сказание, а его подцензурный опубликованный текст. Здесь сразу возникает аналогия со сборником русских народных сказок, собранных знаменитым фольклористом Александром Афанасьевым. Первое их полное издание вышло в Женеве в 1872 году на французском языке. На русском же языке полного собрания русских народных сказок пока нет – такой вот парадокс.

Сомнения в подлинности былин

Термин «былины» впервые ввёл в 1839 году фольклорист Иван Сахаров, ещё при жизни уличённый в фальсификации большинства опубликованных им «народных» песен и легенд. Самое первое издание сказаний, среди которых имелись и былины, появилось в 1804 году со ссылкой на записи некоего Кирши Данилова, умершего в 1776 году. Он якобы собрал эти былины в Сибири. Однако никто из последующих исследователей не смог записать былин в Сибири. Их изыскания велись в основном в Карелии и Поморье.

Историки не могут объяснить, каким образом героические сказания о временах Киевской Руси полностью исчезли на тех территориях, с которыми они были связаны, а сохранились лишь на дальнем Севере. Никаких фактов, свидетельствующих о больших переселениях из Поднепровья в Поонежье и Подвинье, не существует. Непонятно также, почему вскоре после их записи этнографами в XIX веке, былины были напрочь забыты и на Севере.

Еще один повод для споров: где на самом деле родился Илья Муромец

2 августа в Киеве открыли памятник, посвященный богатырю Илье Муромцу. Виталий Кличко в свое речи назвал былинного персонажа украинским богатырем. Его слова вызвали большой резонанс в социальных сетях. InfoResist разбирается, где на самом деле родился Илья Муромец и почему на него претендуют Россия, Украина и Белоруссия.

Что произошло?

Постамент знаменитому богатырю был открыт в одноименно парке «Муромец». Это бывший парк Дружбы народов, который переименовали власти столицы. Именно тогда и начался активный процесс «украинизации» богатыря.

Слова Виталия Кличко об украинских корнях мифологического персонажа вызвали широкий резонанс в интернете. Так, например, в России возмутились, что Украина «присвоила» себе русского богатыря. Блогер Рустем Адагамов написал в Facebook: «Офигеть, русский богатырь Илья Муромец из села Карачарово во Владимирской области, теперь оказывается, украинский герой из украинской мифологии. Господи».

При этом часть пользователей, которые оставили комментарии под этим постом, поддержали автора, а вторая часть возразила. Последние указали на то, что большинство былин о богатыре связаны с киевским князем Владимиром, а мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской лавре.

Кто такой Илья Муромец?

Илья Муромец появился на свет примерно между 1150 и 1165 годами. Согласно легенде, он до 33 лет пролежал на печи, так как страдал тяжелым заболеванием и не мог ходить. Одна его исцелили волхвы или же так называемые «калики перехожие». Это произошло когда они зашли в дом богатыря и попросили воды, однако он им ответил, что не может встать. После этого волхвы еще раз попросили воды, Илья смог с трудом подняться и подойти к сосуду с водой. После этого каклики приказали выпить воду Муромцу, и он полностью исцелился и обрел нечеловеческую силу. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы заболевания спондилоартроза (воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника), которое может приковать человека к постели и лечится костоправами.

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским».

Известно, что богатырь погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году.

Родина Ильи Муромца

Существует несколько научных теорий о происхождении богатыря Ильи Муромца. Первоначальная версия гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области (территория современной России).

Однако примерно в 19 веке исследователи выдвинули версию, что на самом деле Илья Муромец родился в селе Карачев, которое расположено рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

«Первое упоминание об Илье Мурованине было не в российских источниках, а именно в украинских. Но немного под другим названием. То есть не Муромец на тот момент было, а Мурованин. И именно поэтому исследователи часто это связывали с Черниговщиной, где собственно и сейчас есть село Муромск», – рассказал журналист Александр Доний.

Интересно, что в народном эпосе персонаж Ильи Муромца слился с образом преподобного Илии Печерского. О последнем известно, что он жил примерно в 12 веке и скончался на территории Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, канонизирован в 1643 году под именем «Ильи из Мурома» и называется среди возможных прототипов богатыря.

Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца

В 1988 году провели экспертизу останков из лавры. Исследователи выяснили, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. На момент смерте Илье было примерно 40-55 лет, а погиб он от ранения в область сердца.

«В 1980-ых годах был сделан анализ останков. И учёные утверждают, что в детстве этот человек перенёс паралич нижних конечностей. То есть это достаточно схоже с былинным персонажем, который где-то до 30 лет не мог ходит. Здесь много схожего есть», – подчеркнул Доний.

Мощи Илии Печерского

В Беларуси также есть собственная версия происхождения Ильи Муромца. Главное объяснение – впервые о богатыре написал Кмит Чернобыльский – староста белорусского города Орши. Существует теория, сделанная на основе сведениях о путешествии Муромца в Киев. Так, например, Николай Чубрик считает, что в Киев богатырь ехал через Полесье, поскольку в легендах упоминаются «грязи великие», на которые он наткнулся, а других обширных болот на пути в Киев нет. Следовательно, сделал вывод исследователь, Илья Муромец ехал в Киев с территории нынешней Беларуси. Впрочем, большого распространения эта теория не получила.

«Но, тем не менее, это персонаж, за который могут соревноваться полноценно оба народа. Безусловно, это еще один повод для информационной войны. И не только лишь для информационной войны. Россияне вот, например, могут трактовать как общую историю. Таким образом они пытаются утверждать, что и Киев их. То есть здесь ситуация достаточно не однозначная. Но лучше забирать всё, что касательно правды истории Украины, чем разбазаривать её, разбрасываться украинскими персонажами, украинскими кадрами. Поэтому я ничего плохого в упоминании об украинских корнях Ильи Муромца не вижу. Тем более с исторической точки зрения такую версию можно доказать», – рассказал журналист.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector