2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово кирилла туровского на антипасху

Слово свт. Кирилла Туровскаго на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію.

Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Слово на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію. Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Читать еще:  Умереть в воскресенье

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 14-22.

Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе

Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы – нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем любви ради сущих со мною братий мало нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте.

В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, – обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению. Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста, – и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою кровию. Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честныя дары; дадим по силе, кто что может; тот – милостыню, и незлобие, и любовь; другой – чистое девство и веру и смирение нелицемерное; иной – пение псалмов и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: «ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь» ( Исх. 34, 20 ) в день праздника. Итак принесем Богу преждереченныя добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю.

Восхвалим сию неделю новую прекрасную, в которую празднуем поновление воскресения. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновление мира и освобождение мертвых из ада преисподняго; Аптипасха же есть поновление воскресения, подобно тому как в ветхом законе Бог завещал в Египте Моисею так: «вот Я избавляю людей моих от работы фараоновой, и освобождаю от мучения приставников его, дабы ты поновлял день спасения твоего, когда я победил врагов твоих, о Израиль!» Так и мы поновляем ныне праздник победнаго дня Христова, в который Он соделал спасение всему миру, победил начальника власти темныя; посему и хлеб – артос от пасхи и до сего дня был освящаем в церкви, а ныне, возносимый иереями, преломляется, подобно опреснокам, которые были несены по пустыни на главах левитов, доколе перешли Чермное море, и когда уже хлеб сей освящен был Господу и вкушающие его были здравы и врагам страшны. Израильтяне, избавившись от телеснаго рабства, поновляли это событие, празднуя день опресночный; а мы, будучи спасены Владыкою от рабства мысленному фараону диаволу, поновляем победоносный против врагов день, и, принимая ныне сей священный хлеб, вкушаем оный, – также, как евреи вкушали хлеб небесный, ангельское брашно, – и храним оный на всякую благую потребу, на здравие телу и душам, на спасение и на отгнание всякаго недуга.

Ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Ныне небеса просветились, совлекшись, как бы вретища темных облаков и светлым воздухом своим исповедают славу Господню; я разумею небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостолов, которые, познав ныне на Сионе, явившагося им Господа и забыв всю печаль и скорбь и освятившись Духом Святым, ясно проповедают воскресение Христово. Ныне солнце, красуясь на высоте, восходит и радостно землю согревает; поелику Христос, Солнце праведное, возсиял от гроба и спасает всех верующих в Него. Ныне луна, сошедши с высшей степени, большему светилу честь воздает; так! – ветхий закон с своими субботами, согласно Писанию, прекратился, и Церковь чтит закон Христов и день недельный. Ныне зима греховная удалена покаянием и лед греховный растаял от благомыслия; так! зима кумирослужения удалена учением апостольским и верою Христовою и лед Фомина неверия растаял при виде ребр Христовых. Ныне красуется весна, оживляя земную природу, и ветры, тихо повевая сверху, умножают плоды и земля, питая семена, рождаст зеленую траву; так! – весна красная – это вера Христова, которая крещением возрождает человеческую природу: бурные ветры – это греховные помыслы, которые, чрез покаяние превратившись в добрые, умножают душеполезные плоды; земля же – это наша природа, которая, приняв слово Божие, как семя, и всегда чреватая страхом Божиим, рождает дух спасения. Ныне новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбегая, скачут и, скоро возвращаясь к матерям, веселятся, – да и пастухи, играя на свирелях, с веселием Христа хвалят: агнцы, – это кроткие язычники, а тельцы – кумирослужители неверных стран, которые вследствие Христова вочеловечения и апостольскаго учения и чудес, взявшись за закон и обратившись ко святой Церкви, сосут млеко учения, – а учители Христова стада, молясь о всех, славят Христа Бога, всех волков и агнцев во едино стадо собравшаго. Ныне деревья пускают отрасли, и разцветают душистые цветы и разливают приятное благоухание; и земледельцы, трудясь с надеждою, призывают Христа, подателя плодов; так и мы были прежде как деревья лесныя, безплодныя, а ныне привилась Христова, вера к нашему неверию, и привитыя деревья, держась корня Иессеева и произращая цветы добродетелей, ожидают новаго бытия в раю Христовом; – а равно и святители, и игумены, трудящиеся ради Церкви, ожидают от Христа награды. Ныне словесный пахарь, налагая на словесных тельцов духовное ярмо, и погружая крестное рало в мысленных броздах, и проводя борозду покаяния и посевая семя духовное, веселится надеждою благ будущих. – Ныне все древнее закончилось, все стало новым ради воскресения. Ныне наводняются реки апостольския, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измерив глубину Божия вочеловечения, находят церковную мрежу, полную улова. Ныне трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всех удивляет, изображая собою монахов; ибо и те и другия, живя в пустынях, сами себя пропитывают, удивляют ангелов и человеков и собирают с цветов медовый сот на услаждение человеков и потребу церковную. Ныне все сладкогласныя птицы церковных ликов, свивая гнезда, веселятся; «(ибо птица, – сказал пророк, – обрела гнездо себе – олтари Твои,)» – и каждая воспевая свою песнь, славит Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, диаконы, дьячки, – и каждый чин, воспевая свою песнь, славит Господа. Ныне обновились все лики святых, получив новую жизнь о Христе; пророки и патриархи, потрудившись, в райской почивают жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небе и на земле. Мученики, исповедники, претерпев страдания за Христа, со ангелами венчаются. Цари и князья благоверные спасаются слушанием святых книг. Девственники, иноки, терпеливо понесшие свой крест, следуют от земли на небо за первенцем Христом; постники и пустынники, приняв от руки Господней награду за труд, в гoрнем граде со святыми веселятся. Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.

Читать еще:  Рассказ о пасхе для детей

Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» ( Ин. 20, 21 ), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь» . Патриархи и пророки преже тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием , – сказано, – в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» ( Ин. 19, 34 ). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго? Осязай Меня! Я тот самый, котораго некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слышав о Моем рождении, говорил волхвам: «где Христос раждается? да шед поклонюся Ему» ( Матф. 2, 8 ), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут. Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах – это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». – Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, – котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; – кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.

Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославим воскресшаго, поверим явившемуся апостолам, воспоем показавшаго ребра Свои Фоме, похвалим пришедшаго оживить нас, исповедаем просветившаго нас, возвеличим подавшаго нам обилие всех благ, познаем Единаго от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно. [Аминь.]

Источник: Источник: Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. — Издание Преосвященнаго Евгения, епископа Минскаго и Туровскаго. — Киев: В Типографии Киево-Печерской Лавры, 1880. — с. 14-22.

Древняя религия Руси (жертвоприношения)

Вопрос о жертвоприношениях славян — самый животрепещущий, вызывающий наибольшее количество споров. Поэтому стоит разобраться, а что за этим стоит, и что такое жертвоприношения.

Славяне были дикими варварами — они приносили свои богам кровавые жертвоприношения. Отличная формула, на тысячелетия определившая сдвиг в сознании целого народа. Удивляет другое — до какой же степени надо не уважать себя, чтобы на основе всего нескольких (а, по большому счёту — одного) летописных источников поверить в эту, противоречащую всякому здравому смыслу, формулу. Понимаете! Всего один летописный источник! Убедитесь сами. Ещё в начале XX века Е. В. Аничков исследовал все доступные на тот момент первоисточники и написал книгу «Язычество и древняя Русь» (книга вышла в 1914 году). Небольшое отступление: я намеренно в своих исследованиях обращаюсь к дореволюционным трудам, ибо они объективны в наибольшей степени. Советский же период истории обогатил нас разнообразными археологическими данными, которые, во многих случаях, подтверждают выводы в книгах дореволюционных авторов.

Возвращаясь к книге «Язычество и древняя Русь». Вот все летописные источники, упоминавшие о жертвоприношениях:

Наше исследование жертвоприношений мы разделим на три части: первая — кровавые жертвоприношения; вторая — обрядовые жертвоприношения; третья — толковый анализ слова «жертвоприношение».

Кровавые жертвоприношения

Это главный «козырь» сторонников дикости и варварства славян.

В электронной библиотеке Института русской литературы РАН «Слова и поучения Кирилла Туровского» размещены в томе 4 «Библиотеки литературы древней Руси». Среди них нет проповеди с упоминанием жертвоприношений славян, но есть нечто, не менее интересное (приведу перевод, текст в оригинале вы сами можете почитать на упомянутом сайте).

Всего пара выдержек из поучений Кирилла Туровского (годы жизни: 1130 — после 1182) :

Притча о человеческой душе и теле. Пишет же Моисей: «Поставил пределы народам по числу ангелов Божьих». Иеремия же: «Один лишь Господь, — сказал, — у всех поднебесных народов», хотя и оставил их каждого в его заблужденье, но души их перед ним предстанут, и он рассудит по делам их. Павел: «Зачем же мне, — говорит, — внешних судить, ведь внутренних вы сами судите, а внешних судит Бог».

Прочитайте внимательно. Разговор идёт о том, что не надо судить христианами не христиан.

А следующий отрывок из этой же притчи вообще замечательный:

Что такое древо жизни? Смиренномудрие, начало которому покаяние. «Признаюсь же, — сказал, — в беззаконье моем, и ты простил мне нечестье сердца моего». Ствол того корня — благоверие. «Вера же твоя, — сказал, — спасет тебя», все же верующему дастся. От того ствола много различных ветвей, много ведь, сказано, видов покаяния: слезы, пост, чистая молитва, милостыни, смирение, воздыхание и прочее. Тех ветвей доброжелательный плод: любовь, послушанье, покорение, нищелюбье, — много путей спасения.

Источник, приведённый в книге Аничкова я нашёл в «Православной библиотеке» под названием «Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе. Святитель Кирилл Туровский». Как вы понимаете, к данному источнику нельзя относится даже с той степенью доверия, с какой мы можем относиться к трудам, включённым в библиотеку РАН. О доверии в целом к летописям и проповедям я писал в статье «История Руси (первоисточники)».

Отрывок, в котором говорится о человеческих жертвоприношениях стоит того, чтобы привести его целиком:

В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению. Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста, – и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою кровию. Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честныя дары; дадим по силе, кто что может; тот – милостыню, и незлобие, и любовь; другой – чистое девство и веру и смирение нелицемерное; иной – пение псалмов и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: «ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь» (Исх. 34, 20) в день праздника. Итак принесем Богу преждереченныя добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю. Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.

Замечательный отрывок! Просто огромный кладезь информации. Этот источник можно признать самым древним, так как Кирилл Туровский жил до 1182 года. Все последующие проповеди, летописи — фактически переписывание того,что сказал Туровский. Единственное исключение — это описание жертвоприношения Ломоносовым, со ссылкой на неких «северных писателей», в книге «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года» (подробнее об этом здесь ).

Анализ слов Кирилла Туровского даёт нам возможность утверждать, что:

  • во-первых — «кровавыя жертвы тельцов и козлов» никак нельзя приписать славянам, так как прямо говорится о том, что это пережиток иудейской религии. Интересны ещё и другие слова: «. от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы. «. То есть, жертвы, принесённые иереевами — священны, а жертвы славянские — дьявольские?
  • во-вторых — о том, что именно славяне приносили в жертву младенцев, также нет никакого точного указания, кроме связывания с » богами стихий «. Об этом чуть ниже. А пока приведём археологические доказательства, полностью опровергающие слова о кровавых жертвоприношениях славян. Святилище Пскова Х века, существовавшее одновременно с некрополем, было открыто в 1982 г. и, так же, как и кладбище, под культурным слоем. Оно располагалось на самом высоком месте возвышенности, на высоком берегу ручья, где находились курганы с погребениями. Для его устройства была срезана вершина круглого холма, так что получилась ровная круглая площадка, полого возвышающаяся от перемычки — входа к северо-востоку. Площадка была окружена искусственным ровиком. Диаметр площадки равнялся 10,8 — 11,2 м; ширина входа — 1,6 м. Периметр площадки — 33,5 м; площадь — около 95 кв. м. По периметру площадки имелось несколько ям, находившихся на равном расстоянии друг от друга. Две центральные ямы (одна из них — с дубовым столбом) располагались симметрично относительно оси направления входа. В ровике обнаружены следы костров, в одном из которых были пережженные кости (Пусть не торопятся радоваться защитники кровавых жертвоприношений среди славян. Эти пережжённые кости связаны с обрядом сжигать умерших. Но об этом обряде — в отдельной статье, так как это очень глубокая и обширная темя, напрямую связанная с Духовным наследием славян). Определить, кому было посвящено святилище, пока представляется невозможным. Судя по древнему дерновому слою на его поверхности, святилище было открытым. Святилище прекратило существование во второй половине Х — первой половине XI вв. В этот период был срублен под основание дубовый столб, а затем засыпаны песком ровик и площадка. Во многих летописях как доказательство дикости славян приводятся слова о том, что они сжигали жертвы и выставляли урны с прахом вдоль дорог. Это совершенно не соответствует действительности. В данном отчёте археологов о святилище написано, что рядом с ним находились курганы с погребениями. Согласно обряду славяне сжигали своих умерших и хоронили их прах в курганах (этому есть сто процентные археологические подтверждения) и никакого выставления праха вдоль дорог. Святилище — это, в том числе, и место придания умершего огню. Подробнее об этом также напишу в отдельной статье.
  • в третьих — из слов Туровского мы можем получить ценную информацию о поклонении славян Силам Природы. «Уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев». Это ещё один ключик к исследованию «Духовного наследия Руси» , которое мы начали в соответствующем цикле статей . Боги стихий — это ни что иное, как ведение (ударение на первый слог) того, что божественные силы проявляются в Природе, в Солнце, в огне, в воде, в деревьях. Волхвы это знали, а простые люди поклонялись в виде обрядов. А разве Солнце, вода не есть источники жизни на Земле. Кто-то будет это отрицать? А разве огонь не может быть милостив или беспощаден? А разве дерево — не живое, и в нём нет невидимой нашему глазу целительной энергии? Что, есть те, кто не верит в целительную силу дерева, которую можно почувствовать, прислонившись спиной или обняв дерево? Хотя, суди по тому, с какой скоростью современное человечество убивает Природу — есть много тех, кто будет отрицать то, что здесь написано. И ведь большинство из них являются религиозными.
Читать еще:  Патриарх гермоген в темнице

Мы исследовали всего одну летопись, а получилась уже достаточно длинная для дзена статья. В следующей части мы разберём смысл слова «жертвоприношение», а также рассмотрим обрядовые жертвоприношения. Кроме того, нам крайне интересно будет исследовать и обряд погребения, существовавший у наших предков. Этот обряд, вкупе с исследованием схожести русского языка с санскритом и иными обрядами выводит нас на очень интересные источники информации о Духовном наследии Руси.

Пожалуйста, прежде чем оставлять комментарий, прочитайте «Политику уважения»

Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, г.Советский ХМАО-Югра Тюменская обл.

наш приходской сайт

АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ.

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Иные материалы по теме :

Кирилл Туровский: слова и поучения проповедника

Сегодня мы поговорим о Кирилле Туровском – известном церковном деятеле и писателе древнерусского государства. Этот человек признан русской православной церковью святителем. Согласно юлианскому календарю, память о нём совершается 28 апреля и 4 июня. Более детально мы рассмотрим слова и поучения проповедника, в которых он записал множество мудрых мыслей, притч, а также дал наставления будущим поколениям. Проповеди Кирилла Туровского рекомендованы каждому, кто ищет свой путь, духовного наставника или просто хочет получить ответы на сложные жизненные вопросы.

Житие

Начинается рассказ об этом человеке с того, что он родился и вырос в городе Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет своего дитя заметили, что того тянет в совершенно иную сферу. Следует отдать им должное, ведь они никак не препятствовали выбору сына. Примирившись с ним, они только поощряли его увлечение.

Кирилла же не волновали богатства его семьи, тленный мир и развлечения. Более всего он желал постичь мир Бога, понять его, слиться с ним. Стоит отметить, что он получил домашнее воспитание в лучших традициях. В более старшем возрасте от обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей. Он очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил изучать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов.

Слова Кирилла сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный. Через некоторое время по общему согласию князя и горожан Кирилл Туровский был рукоположен в епископы родного города. Письмена Ипатьевской летописи сообщают, что это произошло в 1169 году.

Летом этого же года епископ читал собственные каноны и стихиры в Софийском соборе в честь праздника 200-летия представления святой княгини Ольги. Он оставил указания похоронить себя вместе с учителями в Турове возле церкви святителя Николы.

Литература

Кирилл Туровский, произведения которого чтят в церковных кругах по сей день, для литературной деятельности был вынужден вести замкнутый образ жизни. Это помогало ему писать. Дни напролёт он проводил в своей келье с огромным количеством книг. Так были написаны слова Кирилла Туровского, краткое содержание которых мы рассмотрим ниже.

Исследователи творчества епископа утверждают, что его перу принадлежат 2 притчи, 8 слов-проповедей, 30 исповедальных молитв и т. д. Становится понятно, что он оставил после себя весомый след. Именно в исповедальных молитвах наиболее ярко проявился талант писателя, раскрылись его личность и переживания. Известно, что память о святителе чтят православная и греко-католическая церковь.

Слова

Кирилла Туровского называли Русским златоустом. Такое лестное прозвище поймёт каждый, кто хоть на пару страниц окунется в «Слова» епископа. Нельзя отрицать тот факт, что он обладал писательским даром, благодаря которому сумел передать лучшие свои мысли и побуждения в совершенной форме.

В «Словах» большое внимание уделяется теме спасения и религиозных праздников. Он рассказывает людям о том, как найти путь ко Христу, как спасти свою душу, как помочь своим близким пройти через испытания. Во спасении и только в нем он видит глубинную задачу человека на земле. Только через него (спасение) можно получить истинную Божью благодать и навсегда войти в Его Царствие. Человек рассматривается как венец творения — лучшее, что могло быть создано на земле. При этом у каждого свой пути и свои испытания. Для того чтобы доказать свое право на исключительное Господне творение, необходимо выполнить жизненную цель.

О чем К. Туровский пишет?

Слова Туровского имеют определенную структуру. Писал он в основном о божественных праздниках. Было создано много слов, но не все сохранились до нашего времени. Ниже рассмотрим некоторые из них более детально. Отличительной чертой всех его проповедей является то, что в них Кирилл пишет о важности соединения веры и разума. Только это единство может вывести человека на новый уровень, позволить ему прикоснуться к Божественному. При этом единство веры и разума возможно только при условии высокой нравственности, которая является обязательным условием для каждого, кто ищет праведный путь.

Слово «О страхе Божием»

Кирилл пишет о том, что страх человеческий стал притворным и неискренним. Ничто не мешает творить грешнику его злые дела, а потом приходить в церковь и изображать страх. Важный момент, на котором Кирилл Туровский акцентирует внимание, это лицемерие людей. Он считает, что праведный христианин никогда не будет лукавить перед Богом, ведь это самое страшное падение, которое может быть.

Слово «О мытарствах»

Какие простые, но мудрые вещи писал К. Туровский! Его стиль был понятен всем, потому что он использовал образы, доступные каждому. Как же грешники собираются терпеть вечный адский огонь, если не могут вытерпеть даже горячей бани? Как быть с ядом змия, если укус мухи или комара вызывает бурю негодования? В то время на земле Туровской большое влияние на людей оказывали языческие верования и приметы, против которых святитель Кирилл активно воевал. Он утверждал, что праведные христиане никогда не будут возносить хвальбы солнцу, ветру или поклоняться земле.

Слово «О книжном почитании»

Здесь Кирилл Туровский частично обращается к древней патристике. Он предупреждает всех и каждого об опасных книгах, которые могут направить в ложном направлении неискушенную душу. Он рассказывает об астрономии, сонниках, травниках и т. д. и призывает всех верующих людей отказаться от книг отреченных. Лучше всего и полезней будет читать святые книги в церкви, молиться и благодарить Бога за его дела. Святитель упрекает горожан за их постоянную торопливость, ведь они даже часу одного не могут всецело посвятить Господу Богу. Для того чтобы сердце воспринимало святые книги, очень важно побороть в себе самые страшные недостатки: гордость, гнев и пьянство. К. Туровский говорит о том, что если бы в церкви раздавали мед и пиво, то народ бы быстро нашел время для посещения святого места!

«Притча о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии»

Притчи Кирилла Туровского — это отдельный вид его творчества, в котором он активно использует аллегорию. Эта притча рассказывает о царе, который доверяет своим подданным во всем. Он не считает нужным держать во дворце оружие или защищаться от кого-то. Свободное время он проводит со своими советниками, веселясь и танцуя. Однажды в его городе происходит мятеж. Для того чтобы понять, в чем дело, царь выходит к своему народу, но так ничего и не понимает.

Один его советник предлагает пройтись к горе. Там странники обнаруживают пещеру, из которой льётся лунный свет, а вдали сидят нищий и его жена, которая поет чудным волшебным голосом. Рядом стоит некто прекрасный, кто угощает их вином.

Ниже идёт пояснение притчи: город – это сам человек, царь – разум, советники – ежедневые мысли, гора – монастырь. Когда герои подходят к горе, это означает, что они принимают Божий обет. Смысл притчи заключается в прославлении монашеской жизни.

Слово «На Вербное Воскресенье»

Кирилл Туровский рассказывает людям о великом празднике для всего народа. В этом послании нет четких указаний или предписаний, а лишь изложение религиозных фактов. Святитель призывает народ прославить Христа, поклониться ему и попросить прощения за все совершенные прегрешения. Большое внимание уделяется смирению и приятию страданий («…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»).

К. Туровский вспоминает историю воскрешения Лазаря Христом, напоминая людям о чуде Божием. Чудеса Иисус творил среди иудеев, а спасение великодушно подарил язычникам. Также писатель напоминает, что именно после этого чуда народ признал в Иисусе Божьего сына.

Притча о душе и теле

Мы рассмотрим еще одну притчу К. Туровского для того, чтобы немного окунуться в его мир. Следует понимать, что здесь важен не сам сюжет, а его толкование. Именно на это надо обратить особое внимание при чтении. Также следует заранее отметить, что епископ пишет метафорично. Душа выступает в образе слепца, а тело – хромца. Толкование сюжета вполне соответствует традиционным религиозным канонам, но оно выполнено очень художественно и мастерски.

Притча рассказывает о том, что хозяин (подразумевается Бог-Вседержитель) решил посадить виноградник. Для его охраны он нанял на работу слепца и хромца, так как полагал, что они не смогут его обворовать. Однако те договариваются между собой: слепец будет нести хромца, а тот – указывать путь. Таким образом они проделывают своё грязное дело и крадут виноградные плоды хозяина. Узнав об этом, тот решает их прогнать, а они начинают оправдываться, сваливая вину друг на друга.

В конце Кирилл Туровский пишет о том, что нельзя преступать заповеди Господа Бога (ограда виноградника), иначе будет кара. Первой к Богу приходит душа, которая ссылается на тело, это его желания и побуждения заставляли грешить. Именно поэтому, когда настанет время Страшного Суда, все души войдут в тела, и будет великое возмездие.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что произведения Кирилла Туровского обязательны для прочтения каждому, кто ищет свой духовный путь или желает найти истинного наставника. Творчество епископа было высоко оценено, его наследие чтят по сей день. Также его книги рекомендованы тем, кто хочет обрести спокойствие и уверенность, избавиться от тревоги. Кирилл Туровский (кратко его мысли изложены в статье) не будет пугать вас картинами Страшного Суда, а лишь по-доброму и ласково подскажет, как его можно избежать, чтобы спасти самое важное – свое духовное начало.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector