1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово на антипасху кирилла туровского перевод

Что такое антипасха

Что такое антипасха

Светлая седмица – неделя после Пасхи. Что можно делать и нельзя. Обычаи, приметы, обряды по дням

Posted on Апр 18th, 2017 by Оля Категории:

Светлая Седмица – неделя после Пасхи. Верующие продолжают радоваться великому чуду воскрешения Спасителя, победе жизни над смертью, чествуют Христа, усердно молятся. И такие молитвы, произнесенные в дни Светлой Седмицы особенно сильны. Что можно делать и нельзя в это время, мы постараемся рассказать в нашей публикации. Не оставим без внимания и народные обычаи, приметы, обряды по дням.

Празднование Светлой Седмицы – недели после Пасхи (Красной недели, Великой, Великоденьской)

В это радостное для всех православных время в храмах служат праздничные литургии и совершают крестные ходы каждый день. Начинает действовать разрешение на скоромную еду. Запрещаются венчания и заупокойные службы. Именно на Светлой Седмице умершие появляются перед райскими воротами, где Всевышний дарует им отпущение грехов.

В неделю после Пасхи молящиеся просят воскресшего Спасителя о снисхождении, прощении, вере, здоровье для себя и своих родных. Начинать день и заканчивать нужно благодарственной молитвой. Лучше делать это в спокойной обстановке. Молитвы и просьбы, высказанные на первой неделе после Пасхи считаются самыми сильными.
Рис2

Что можно делать и нельзя в неделю после Пасхи

  • звонить в колокола, раздавать милостыню;
  • помогать нуждающимся;
  • радоваться, веселиться, смеяться, быть счастливыми;

  • креститься;
  • отдыхать, наслаждаться жизнью, отложив срочные дела на потом;
  • отказаться от негативных поступков и мыслей;
  • в пятницу освящать воду, чествовать Пресвятую Деву;
  • устраивать смотрины;
  • жечь костры, отдыхать на природе, кататься на качелях.
  • венчаться;
  • посещать умерших на кладбище, делать поминки и панихиды;
  • усердно трудиться, особенно в среду;
  • поститься;
  • сидеть дома в воскресенье;
  • охотиться и ловить рыбу, так как все радуются чудесному воскрешению Спасителя, даже звери и птицы: они ведь тоже твари божьи.

Обычаи, приметы, обряды по дням Светлой Седмицы


По пасхальной неделе, первой неделе после Пасхи, определяли, каким будет лето: ясная погода предвещала жару и хороший урожай.

В светлые дни после Воскрешения Христа качались на качелях, чтобы избавиться от грехов: одно качание – минус плохой поступок или дурная мысль. «Сдувает ветром, – говорили в народе, – все грехи большие и маленькие».

Во всех храмах были открыты двери как символ открытой дороги на небо для всех. Воскресший Спаситель дал эту дорогу своим чадам.

Малыш, родившийся на пасхальной неделе, обрекался на долгую жизнь и богатырское здоровье.
Все дни недели после Пасхи именовали Светлыми

Неделя после пасхи. Что можно делать

Понедельник недели после Пасхи (Поливайник, Купальный, Светлый пн.)

В этот день нужно бить друзей, знакомых и родных ветками вербы и поливать друг друга водой, чтобы прогнать хвори и недуги, обрести здоровье и благополучие. Мужчины идут в гости с куличами и крашенками. Женщины устраивают для гостей застолья дома. Утром девушки и женщины умывались водой с крашеного яичка, чтобы целый год быть красивыми и здоровыми. В этот день нужно посещать бабушек и крестных.

Вторник недели после Пасхи (Купальный, Светлый вт.)

Непременно следовало проснуться и сходить на утреннюю службу. Иначе сони накличут беду и нищету в свой дом. Поэтому проспавших поливали студеной водой. Женщины ходили в гости с куличами и крашенками. Мужчины занимались домашними делами.

Среда недели после Пасхи (Градовая, Хороводница, Светлая ср.)

Утром тем, кто еще не вышел замуж, следовало вознести молитву к Господу о скорейшем обретении семейного счастья. После весь день необходимо было быть среди людей, чтобы не пропустить судьбоносную встречу с суженым. Абсолютно запрещено работать, чтобы урожай не пострадал от града. Настоятельно рекомендуется идти в корчму веселиться с друзьями.

Четверг недели после Пасхи (Навский, Светлый чт.)

Время посетить своих предков. В этот день посещают кладбища. Ухаживают за могилами, оставляют там ломтик кулича и крашенки. Птица, севшая на памятник, – это умерший родственник, который спустился принять гостинцы. Такую птицу, если она прилетала во время посещения могилы, считали хорошим добрым знаком небес. Строго запрещено пребывать в унынии. Это день для светлого приветствия своим умершим родственникам. День, когда они спускаются с небес, чтобы разделить с живыми светлую радость.

Пятница недели после Пасхи (Прощеная, Светлая пт.)

Это день всех любителей пива. В пятницу варили пиво, угощали и угощались этим напитком до легкого хмеля, чтобы пригласить удачу. Чрезмерное же пьянство кликало беду. На пиво звали зятя с семьей. Мирились с тещей и тестем, если успевали с ними поссориться.

Суббота недели после Пасхи (Святой Артос, Светлая сб.)

Верующие посещают колокольню в своем храме, звонят в колокола, чтобы проводить Светлую Седмицу. Ходят в гости, желают окружающим добра и благополучия. Священнослужителя раздают верующим освященные хлебцы-артосы с рисунком креста. Мыли дома, чтобы избавиться от несчастий и зла. Тем, кто живут в частном секторе нужно полить крышу из шланга. Те, кто живут в квартирах, могут ограничиться помывкой входной двери.

Воскресенье недели после Пасхи (Вьюнишник, Фомино вс., Светлое вс., Красная горка)

Молодежь посещает природу (красные – красивые пригорки), во время общения в компаниях многие встречают свою половинку. В этот день признаются в любви, знакомят избранницу или избранника с родителями. День судьбоносный и счастливый. Многие устраивают свадьбы именно в Светлое воскресенье. Апостол Фома (Неверующий, т. к. Не верил в воскрешение Христа) узрел воскресшего Спасителя, поэтому и день назвали Фоминым.
Желаем нашим читателям света в душе и в жизни, мира в сердце и гармонии в отношениях с окружающими. Будьте счастливы и живите с верой. С верой в чудо, в добро, в любовь. Добрых праздников вам и хорошего настроения!

Слово свт. Кирилла Туровскаго на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію.

Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

Читать еще:  Празднование пасхи в россии

Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе

Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы – нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем любви ради сущих со мною братий мало нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте.

В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, – обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению. Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста, – и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою кровию. Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честныя дары; дадим по силе, кто что может; тот – милостыню, и незлобие, и любовь; другой – чистое девство и веру и смирение нелицемерное; иной – пение псалмов и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: «ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь» ( Исх. 34, 20 ) в день праздника. Итак принесем Богу преждереченныя добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю.

Восхвалим сию неделю новую прекрасную, в которую празднуем поновление воскресения. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновление мира и освобождение мертвых из ада преисподняго; Аптипасха же есть поновление воскресения, подобно тому как в ветхом законе Бог завещал в Египте Моисею так: «вот Я избавляю людей моих от работы фараоновой, и освобождаю от мучения приставников его, дабы ты поновлял день спасения твоего, когда я победил врагов твоих, о Израиль!» Так и мы поновляем ныне праздник победнаго дня Христова, в который Он соделал спасение всему миру, победил начальника власти темныя; посему и хлеб – артос от пасхи и до сего дня был освящаем в церкви, а ныне, возносимый иереями, преломляется, подобно опреснокам, которые были несены по пустыни на главах левитов, доколе перешли Чермное море, и когда уже хлеб сей освящен был Господу и вкушающие его были здравы и врагам страшны. Израильтяне, избавившись от телеснаго рабства, поновляли это событие, празднуя день опресночный; а мы, будучи спасены Владыкою от рабства мысленному фараону диаволу, поновляем победоносный против врагов день, и, принимая ныне сей священный хлеб, вкушаем оный, – также, как евреи вкушали хлеб небесный, ангельское брашно, – и храним оный на всякую благую потребу, на здравие телу и душам, на спасение и на отгнание всякаго недуга.

Ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Ныне небеса просветились, совлекшись, как бы вретища темных облаков и светлым воздухом своим исповедают славу Господню; я разумею небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостолов, которые, познав ныне на Сионе, явившагося им Господа и забыв всю печаль и скорбь и освятившись Духом Святым, ясно проповедают воскресение Христово. Ныне солнце, красуясь на высоте, восходит и радостно землю согревает; поелику Христос, Солнце праведное, возсиял от гроба и спасает всех верующих в Него. Ныне луна, сошедши с высшей степени, большему светилу честь воздает; так! – ветхий закон с своими субботами, согласно Писанию, прекратился, и Церковь чтит закон Христов и день недельный. Ныне зима греховная удалена покаянием и лед греховный растаял от благомыслия; так! зима кумирослужения удалена учением апостольским и верою Христовою и лед Фомина неверия растаял при виде ребр Христовых. Ныне красуется весна, оживляя земную природу, и ветры, тихо повевая сверху, умножают плоды и земля, питая семена, рождаст зеленую траву; так! – весна красная – это вера Христова, которая крещением возрождает человеческую природу: бурные ветры – это греховные помыслы, которые, чрез покаяние превратившись в добрые, умножают душеполезные плоды; земля же – это наша природа, которая, приняв слово Божие, как семя, и всегда чреватая страхом Божиим, рождает дух спасения. Ныне новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбегая, скачут и, скоро возвращаясь к матерям, веселятся, – да и пастухи, играя на свирелях, с веселием Христа хвалят: агнцы, – это кроткие язычники, а тельцы – кумирослужители неверных стран, которые вследствие Христова вочеловечения и апостольскаго учения и чудес, взявшись за закон и обратившись ко святой Церкви, сосут млеко учения, – а учители Христова стада, молясь о всех, славят Христа Бога, всех волков и агнцев во едино стадо собравшаго. Ныне деревья пускают отрасли, и разцветают душистые цветы и разливают приятное благоухание; и земледельцы, трудясь с надеждою, призывают Христа, подателя плодов; так и мы были прежде как деревья лесныя, безплодныя, а ныне привилась Христова, вера к нашему неверию, и привитыя деревья, держась корня Иессеева и произращая цветы добродетелей, ожидают новаго бытия в раю Христовом; – а равно и святители, и игумены, трудящиеся ради Церкви, ожидают от Христа награды. Ныне словесный пахарь, налагая на словесных тельцов духовное ярмо, и погружая крестное рало в мысленных броздах, и проводя борозду покаяния и посевая семя духовное, веселится надеждою благ будущих. – Ныне все древнее закончилось, все стало новым ради воскресения. Ныне наводняются реки апостольския, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измерив глубину Божия вочеловечения, находят церковную мрежу, полную улова. Ныне трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всех удивляет, изображая собою монахов; ибо и те и другия, живя в пустынях, сами себя пропитывают, удивляют ангелов и человеков и собирают с цветов медовый сот на услаждение человеков и потребу церковную. Ныне все сладкогласныя птицы церковных ликов, свивая гнезда, веселятся; «(ибо птица, – сказал пророк, – обрела гнездо себе – олтари Твои,)» – и каждая воспевая свою песнь, славит Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, диаконы, дьячки, – и каждый чин, воспевая свою песнь, славит Господа. Ныне обновились все лики святых, получив новую жизнь о Христе; пророки и патриархи, потрудившись, в райской почивают жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небе и на земле. Мученики, исповедники, претерпев страдания за Христа, со ангелами венчаются. Цари и князья благоверные спасаются слушанием святых книг. Девственники, иноки, терпеливо понесшие свой крест, следуют от земли на небо за первенцем Христом; постники и пустынники, приняв от руки Господней награду за труд, в гoрнем граде со святыми веселятся. Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.

Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» ( Ин. 20, 21 ), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь» . Патриархи и пророки преже тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием , – сказано, – в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» ( Ин. 19, 34 ). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго? Осязай Меня! Я тот самый, котораго некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слышав о Моем рождении, говорил волхвам: «где Христос раждается? да шед поклонюся Ему» ( Матф. 2, 8 ), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут. Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах – это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». – Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, – котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; – кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.

Читать еще:  Православная пасха 2013

Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославим воскресшаго, поверим явившемуся апостолам, воспоем показавшаго ребра Свои Фоме, похвалим пришедшаго оживить нас, исповедаем просветившаго нас, возвеличим подавшаго нам обилие всех благ, познаем Единаго от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно. [Аминь.]

Источник: Источник: Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. — Издание Преосвященнаго Евгения, епископа Минскаго и Туровскаго. — Киев: В Типографии Киево-Печерской Лавры, 1880. — с. 14-22.

Кирилл Туровский: слова и поучения проповедника

Сегодня мы поговорим о Кирилле Туровском – известном церковном деятеле и писателе древнерусского государства. Этот человек признан русской православной церковью святителем. Согласно юлианскому календарю, память о нём совершается 28 апреля и 4 июня. Более детально мы рассмотрим слова и поучения проповедника, в которых он записал множество мудрых мыслей, притч, а также дал наставления будущим поколениям. Проповеди Кирилла Туровского рекомендованы каждому, кто ищет свой путь, духовного наставника или просто хочет получить ответы на сложные жизненные вопросы.

Житие

Начинается рассказ об этом человеке с того, что он родился и вырос в городе Турове. Мальчик появился на свет в семье богатых родителей, которые могли дать ему всё. Они так и хотели сделать, но с ранних лет своего дитя заметили, что того тянет в совершенно иную сферу. Следует отдать им должное, ведь они никак не препятствовали выбору сына. Примирившись с ним, они только поощряли его увлечение.

Кирилла же не волновали богатства его семьи, тленный мир и развлечения. Более всего он желал постичь мир Бога, понять его, слиться с ним. Стоит отметить, что он получил домашнее воспитание в лучших традициях. В более старшем возрасте от обучался высоким искусствам и наукам у греческих учителей. Он очень глубоко изучал культуру Византии, отлично владел старославянским. Более всего молодой человек любил изучать красноречие и поэзию, поэтому добился в этой сфере больших успехов.

Слова Кирилла сделали его очень известным. Люди приходили к нему за помощью, просили, чтобы он направил их на путь истинный. Через некоторое время по общему согласию князя и горожан Кирилл Туровский был рукоположен в епископы родного города. Письмена Ипатьевской летописи сообщают, что это произошло в 1169 году.

Летом этого же года епископ читал собственные каноны и стихиры в Софийском соборе в честь праздника 200-летия представления святой княгини Ольги. Он оставил указания похоронить себя вместе с учителями в Турове возле церкви святителя Николы.

Литература

Кирилл Туровский, произведения которого чтят в церковных кругах по сей день, для литературной деятельности был вынужден вести замкнутый образ жизни. Это помогало ему писать. Дни напролёт он проводил в своей келье с огромным количеством книг. Так были написаны слова Кирилла Туровского, краткое содержание которых мы рассмотрим ниже.

Исследователи творчества епископа утверждают, что его перу принадлежат 2 притчи, 8 слов-проповедей, 30 исповедальных молитв и т. д. Становится понятно, что он оставил после себя весомый след. Именно в исповедальных молитвах наиболее ярко проявился талант писателя, раскрылись его личность и переживания. Известно, что память о святителе чтят православная и греко-католическая церковь.

Слова

Кирилла Туровского называли Русским златоустом. Такое лестное прозвище поймёт каждый, кто хоть на пару страниц окунется в «Слова» епископа. Нельзя отрицать тот факт, что он обладал писательским даром, благодаря которому сумел передать лучшие свои мысли и побуждения в совершенной форме.

В «Словах» большое внимание уделяется теме спасения и религиозных праздников. Он рассказывает людям о том, как найти путь ко Христу, как спасти свою душу, как помочь своим близким пройти через испытания. Во спасении и только в нем он видит глубинную задачу человека на земле. Только через него (спасение) можно получить истинную Божью благодать и навсегда войти в Его Царствие. Человек рассматривается как венец творения — лучшее, что могло быть создано на земле. При этом у каждого свой пути и свои испытания. Для того чтобы доказать свое право на исключительное Господне творение, необходимо выполнить жизненную цель.

О чем К. Туровский пишет?

Слова Туровского имеют определенную структуру. Писал он в основном о божественных праздниках. Было создано много слов, но не все сохранились до нашего времени. Ниже рассмотрим некоторые из них более детально. Отличительной чертой всех его проповедей является то, что в них Кирилл пишет о важности соединения веры и разума. Только это единство может вывести человека на новый уровень, позволить ему прикоснуться к Божественному. При этом единство веры и разума возможно только при условии высокой нравственности, которая является обязательным условием для каждого, кто ищет праведный путь.

Слово «О страхе Божием»

Кирилл пишет о том, что страх человеческий стал притворным и неискренним. Ничто не мешает творить грешнику его злые дела, а потом приходить в церковь и изображать страх. Важный момент, на котором Кирилл Туровский акцентирует внимание, это лицемерие людей. Он считает, что праведный христианин никогда не будет лукавить перед Богом, ведь это самое страшное падение, которое может быть.

Слово «О мытарствах»

Какие простые, но мудрые вещи писал К. Туровский! Его стиль был понятен всем, потому что он использовал образы, доступные каждому. Как же грешники собираются терпеть вечный адский огонь, если не могут вытерпеть даже горячей бани? Как быть с ядом змия, если укус мухи или комара вызывает бурю негодования? В то время на земле Туровской большое влияние на людей оказывали языческие верования и приметы, против которых святитель Кирилл активно воевал. Он утверждал, что праведные христиане никогда не будут возносить хвальбы солнцу, ветру или поклоняться земле.

Слово «О книжном почитании»

Здесь Кирилл Туровский частично обращается к древней патристике. Он предупреждает всех и каждого об опасных книгах, которые могут направить в ложном направлении неискушенную душу. Он рассказывает об астрономии, сонниках, травниках и т. д. и призывает всех верующих людей отказаться от книг отреченных. Лучше всего и полезней будет читать святые книги в церкви, молиться и благодарить Бога за его дела. Святитель упрекает горожан за их постоянную торопливость, ведь они даже часу одного не могут всецело посвятить Господу Богу. Для того чтобы сердце воспринимало святые книги, очень важно побороть в себе самые страшные недостатки: гордость, гнев и пьянство. К. Туровский говорит о том, что если бы в церкви раздавали мед и пиво, то народ бы быстро нашел время для посещения святого места!

«Притча о белоризце человеце, и о мнишестве, и о души, и о покаянии»

Притчи Кирилла Туровского — это отдельный вид его творчества, в котором он активно использует аллегорию. Эта притча рассказывает о царе, который доверяет своим подданным во всем. Он не считает нужным держать во дворце оружие или защищаться от кого-то. Свободное время он проводит со своими советниками, веселясь и танцуя. Однажды в его городе происходит мятеж. Для того чтобы понять, в чем дело, царь выходит к своему народу, но так ничего и не понимает.

Один его советник предлагает пройтись к горе. Там странники обнаруживают пещеру, из которой льётся лунный свет, а вдали сидят нищий и его жена, которая поет чудным волшебным голосом. Рядом стоит некто прекрасный, кто угощает их вином.

Ниже идёт пояснение притчи: город – это сам человек, царь – разум, советники – ежедневые мысли, гора – монастырь. Когда герои подходят к горе, это означает, что они принимают Божий обет. Смысл притчи заключается в прославлении монашеской жизни.

Слово «На Вербное Воскресенье»

Кирилл Туровский рассказывает людям о великом празднике для всего народа. В этом послании нет четких указаний или предписаний, а лишь изложение религиозных фактов. Святитель призывает народ прославить Христа, поклониться ему и попросить прощения за все совершенные прегрешения. Большое внимание уделяется смирению и приятию страданий («…умертвим телесные желания… Осанна в вышних!»).

К. Туровский вспоминает историю воскрешения Лазаря Христом, напоминая людям о чуде Божием. Чудеса Иисус творил среди иудеев, а спасение великодушно подарил язычникам. Также писатель напоминает, что именно после этого чуда народ признал в Иисусе Божьего сына.

Притча о душе и теле

Мы рассмотрим еще одну притчу К. Туровского для того, чтобы немного окунуться в его мир. Следует понимать, что здесь важен не сам сюжет, а его толкование. Именно на это надо обратить особое внимание при чтении. Также следует заранее отметить, что епископ пишет метафорично. Душа выступает в образе слепца, а тело – хромца. Толкование сюжета вполне соответствует традиционным религиозным канонам, но оно выполнено очень художественно и мастерски.

Притча рассказывает о том, что хозяин (подразумевается Бог-Вседержитель) решил посадить виноградник. Для его охраны он нанял на работу слепца и хромца, так как полагал, что они не смогут его обворовать. Однако те договариваются между собой: слепец будет нести хромца, а тот – указывать путь. Таким образом они проделывают своё грязное дело и крадут виноградные плоды хозяина. Узнав об этом, тот решает их прогнать, а они начинают оправдываться, сваливая вину друг на друга.

В конце Кирилл Туровский пишет о том, что нельзя преступать заповеди Господа Бога (ограда виноградника), иначе будет кара. Первой к Богу приходит душа, которая ссылается на тело, это его желания и побуждения заставляли грешить. Именно поэтому, когда настанет время Страшного Суда, все души войдут в тела, и будет великое возмездие.

Подводя итоги статьи, следует сказать о том, что произведения Кирилла Туровского обязательны для прочтения каждому, кто ищет свой духовный путь или желает найти истинного наставника. Творчество епископа было высоко оценено, его наследие чтят по сей день. Также его книги рекомендованы тем, кто хочет обрести спокойствие и уверенность, избавиться от тревоги. Кирилл Туровский (кратко его мысли изложены в статье) не будет пугать вас картинами Страшного Суда, а лишь по-доброму и ласково подскажет, как его можно избежать, чтобы спасти самое важное – свое духовное начало.

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

Иерей Андрей Чиженко

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

Читать еще:  Ходят ли на пасху на кладбище

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Слово на антипасху кирилла туровского перевод

Велика учителя и мудра сказателя требует Церкви на украшение праздника. Мы же нищи есмы словом и мутни умом, не имуще огня Святаго Духа на слажение душеполезных словес; обаче любве ради сущее со мною братиа мало нечто скажем о поновлении въскресениа Господня.

В минувшюю неделю святыа Пасхы удивление бе небеси и устрашение преисподним, обновление твари, избавление миру, разрушение аду и попрание смерти, въскресение мрътвым и погубление прелестныя власти диаволя, спасение же человеческому роду Христовым въскресением, обнищание ветхому закону и порабощение суботе, обогащение Церкви и въцарение недели. В минувшюю неделю всему пременение бысть: створи бо ся небом земля, очищена Богом от бесовьскых скверн, и аггели с женами раболепно служаху Христову въскресению.

Обновися тварь: уже бо не нарекутся богом стихиа: ни солнце, ни огнь, ни источници, ни древеса. Отселе бо не приемлет ад закалаемых отци младенец, ни смерть почьсти, преста бо идолослужение и погубися бесовьское насилие крестным таиньством, и не токмо спасеся человечьскый род, но и освятися Христовою верою. Ветхый закон отнудь обнища отвержением телча крове и козлиа жертвы, един бо Христос Собою Сам к Отцю за всех жертву възнесе.

Тем и праздник суботе преста, а недели благодать дана бысть въскресениа ради, и царствует уже в днех неделя, яко въскресе Христос из мертвых. Венчаим, братие, царицю днем и дар честный той верою принесем, дадим по силе, якоже можем: ов милостыню и безлобие и любовь, другый девство чисто и веру праву и смерение нелицемерно, и ин псаломьское пение, апостолское учение, молитва со воздыханием к Богу. Сам бо Господь Моисеом глаголет: Не являйся предо Мною тощь в день праздника! Принесем Ему прежереченныа добродетели, да въспримем Божию милость, ибо не лишит добра приходящих с верою, «Славящая бо Мя, рече, прославлю!»

Похвалим красно новую неделю сию, в нюже поновление въскресениа празднуем! Не бо есть та же Пасха днесь, но Антипасха речеться. Пасха бо избавление миру есть от насилиа диаволя и свобожение мертвым от ада преисподняго; Антипасха же есть поновление въскресениа, образ имущи ветхаго закона, иже завеща Бог в Египте Моисеови, глаголя: Се избавляю люди Моя от работы фараоня и свобожаю я от мучениа приставник его, в онже победих врагы твоя, Израилю!

Се ныне и мы понавляим празднующе победный день Христов, в оньже спасение всему миру сдея, победив начала и власти темныа. Того ради и артусный хлеб от пасхы и доныне священ бысть и днесь на иерейскых версех ломиться за опреснъкы, несеныя на главах левгит от Египта по пустыни, дондеже и Чермное море проидоша и ту того хлеба освятиша Богови, егоже вкушающе здрави бывают и врагом страшни. Они же убо избывше телесныа работы, понавляху празднующе день опреснок, мы же Владыко спасени от работы мысленаго фараона диавола, понавляим. победный на врагы день и сего освященнаго ныне приимающе хлеба, тако вкушаем, якоже и они хлеба небеснаго и аггельскаго брашна, и храним его на всяку ползу благу: на здравие телесем, на спасение душам, на прогнание всякого недуга.

Днесь ветхаа конец приаша и се быша вся нова видимаа же и невидимаа. Ныне небеса просветишася, темных облак, яко вретища, сволкъшася и светлом въздухом славу Господню исповедают. Не си глаголю видимыа небеса, но разумныа: апостолы, иже днесь на Сионе вшедша к ним познаша Господа и всю печаль забывше и скорбь июдейскаго страха отвергоша, Святым Духом осенившеся, въскресение Христово ясно проповедают.

Ныне солнце, красуяся, к высоте въсходит и, радуяся, землю огревает: възыде нам от гроба праведное [солнце] Христос и вся верующаа Ему спасает. Ныне луна с вышняго съступивши степени болшему светилу честь подавает, уже бо ветхий закон по Писанию с суботами преста и пророкы Христову закону с неделею честь подаются. Ныне зима греховнаа покаянием престала есть и лед невериа богоразумием растаяся: зима убо язычьскаго кумирослужениа апостолскым учением и Христовою верою престала есть, лед же Фомина невериа показанием Христов ребр растаяся.

Днесь весна красуется, оживляющи земное естьство, и бурнии ветри тихо повевающе плод гобзуют, и земля семена питеющи [вариант: питающи] зеленую траву ражает. Весна убо краснаа — вера Христова, яже крещением поражает человечьское естьство; бурнии же ветри — грехотворнии помысли, иже покаанием претворшеся на добродетель; душеполезныа плоды гобзуют, земля естьства нашего, аки семена слово Божие приимши и страхом Его присно болящи, дух спасениа ражает.

Ныне новоражаемии агньци и унци быстро путь перуще скачют и скоро к матерем възвращьшеся веселятся, да и пастыри свиряюще веселием Бога хвалят. Агньца глаголю кроткыа от язык люди, а унца — кумирослужителя неверных стран, иже Христовым въчеловечением и чюдесы скоро по закон емшеся, к святей Церкви възъвратившеся, млеко учениа ссут, да учители Христова стада о всех молящеся Христа Бога славят, вся волкы и агньца в едино стадо събравшаго. Ныня древа леторасли испущают и цвети благоуханиа процвитают, и сеи уже оград сладку подает воню, и делатели с надежею тружающеся плододавца Христа призывают.

Бехом бо преже акы древа дубравнаа не имуще плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии, и уже держащеся корене Иосеова, яко цветы добродетели пущающе, райскаго пакибытиа о Христе ожидают. Ныне ратаи слова словесныя овця к духовному ярму приводяще, и крестное рало в мысльных бразнах погружающе, и бразну покаяниа прочертающе, семя духовное въсевающе, надежами будущих благ веселятся.

Днесь ветхаа конець приаша, и се быша вся нова въскресениа ради. Ныне рекы апостолскыя наводняются и язычныа рабы [плод] пущают, и рыбари глубину Божия въчеловечениа испытавше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, раседеся земля, узрят и разболятся нечестивии людие. Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела свою мудрость показающи вся удивляет, якоже бо они в пустынях самокормием живуще аггелы и человекы удивляют, и си на цветы излетающе, медвены сты стваряют, да человеком сладость и Церкви потребнаа подаст.

Ныне вся доброгласныа птиця церковных ликов гнездящеся веселятся: И птица бо, рече [пророк], обрете гнездо себе олтаря Твоя, — и свою каяждо поющи песнь, славят Бога гласы немолчными. Днесь поновишася всех святых чинове, нову жизнь о Христе приимше: пророци и патриарси трудившеся в райстей почивают жизни, и апостоли с святители пострадавшеи прославляются на небеси и на земли, мученици и исповедници за Христа претерпевшеи страсть с аггелы венчаются, цари и князи благовернии послушанием спасаются, девьствении лици и иночьстии състави, свой крест терпением понесше, первенцю Христу от земля на небеса последуют, постници и пустынници, от руки Господня трудом мьзду приимше, в Горнем Граде с святыми веселятся.

Днесь новым людем въскресениа Христова поновлениа праздник, и вся новаа Богови приносятся: от язык вера, от христиан требы, от иереи святыа жрътвы, от миродержитель боголюбныа милостыни, от велможь церковное попечение, от праведник смереномудрие, от грешник истинное покаание, от нечестивых обращение к Богу, от ненавидящих духовнаа любы.

Възидем и мы, братие, мыслено в Сионьскую горницу, яко тамо апостоли събрашася и Сам Господь Исус Христос, затвореным дверем, посреде их обретеся, и рек: Мир вам!, исполня я радости. Възрадоваша бо ся, рече, ученици, видевше Господа, и всю печаль телесную и страх сердечный отринуша, даст бо ся душам их духовнаа дерзость познанием своего Владыкы, яко обнажи пред всеми Своя ребра и гвоздинныа язвы на руку и на ногу показает Фоме. Не бе бо Фома в первый приход [с ученики] видел Господа и слышав Его въскресша не яко лжю мня не вероваше, но и самовидець хотя быти Христу, тако глаголаше: Аще не вложю руки моея в ребра Его и в язву гвоздиньную перста моего, не иму веры!

Тем и Господь не понося ему сице глаголаше: Принеси руку твою и вижь прободение ребр Моих и веруй, яко Аз Сам есмь. Мне бо и преже тебе патриарси и пророци разумевше, вероваша Моему въчеловечьнию. Испытай первое Исаино о Мне писание: Копьем бо, рече, в ребра прободен бысть, и изиде кровь и вода; в ребра прободен бых, да ребром падъша Адама въскресих. А тебе ли не верующу Ми презрю? Осязай Мя, яко Сам Аз есмь, Егоже преже осязав Семеон и верою прошаше отпущения с миром, и не буди неверен, якоже Ирод, яже слыша Мое рожество, глаголаше волъхвом: Кде Христос ражаеться, да и аз шед поклонюся Ему? — а в сердци о убийстве Моем мысляше, нъ еще и младеньци изби, но искомаго не обрете: Взищут бо Мене злии, нъ не обрящут. Веруй Ми, Фомо, и познай Мя, якоже и Аврам, к немуже под сень с двема ангелома придох, и тъ познав Мя, Господа Мя нарече, и о Содоме моляше Мя ся, да его не погублю аще и до десяти было бы в нем праведник. А не буди неверен, акы Валам, иже Духом Святым прорек Мое за мир умертвие и въскресение, и пакы мьзды ради прельстився погибе.

Веруй Ми, Фомо: Сам Аз есмь, Егоже виде Иаков в нощи на лествице утвержающася, тъже и пакы позна Мя духом, егда боряхся с ним в Месопотамии: тогда бо обещахся ему въчеловечитися в племени его. И не буди неверен, яко Навходоносор, иже видев Мя в пещи отрокы от огня спаса, истинною Сына Божиа нарече Мя и пакы к своим прелстем уклонився, погыбе. Веруй Ми, Фомо, яко Аз есмь, Егоже образ виде Исаиа на престоле высоце, объстоима множеством аггел Аз есмь явивыйся Езекилю посреде животных образом человеческом, емуже и вас прообразих колесы, животными придержащихся, въздвизающихся со Мною: то бо животный бе дух тогда в колесах, егоже и ныне в вас дунух Дух Святый.

Аз есмь, Егоже виде Даниил на облацех небесных подобием Сына человечя, съшедша до Ветхаго днем, и тъ написа даную Ми от Бога Отца власть и царство на небеси и на земли нынешняго и будущаго бесконечнаго века. Принеси, о Близньче, твой перст и вижь руце Мои, имаже очи слепым отверзох и глухым слуха даровах и нема доброглаголивы створих. Вижь нози Мои, имаже и пред вами по морю ходих, и по въздуху явьствено ступах, и в преисподняя вшед, тема ада попрах, и с Клеопою и Лукою до Еммауса шествовах, и не буди неверен, но верен.

Отвеща Фома глаголя: Верую, Господи, яко Ты Сам еси Христос Бог мой, о Немже писана пророци дозряще духом, Егоже прообрази в законе Моиси, Егоже отвръгошася жерци и фарисеи, Емуже поругашася с книжники завистию жидове, Егоже с Каиафою на распятие Пилат [преда], Егоже Бог Отець из мертвых въскреси. Вижю ребра, от нихже источи воду и кровь, водою да очистиши оскверньшуюся землю, кровь же да освятиши человечьское естьство. Вижю руце Твои, имаже преже створи всю тварь, и рай насади, и человека създа, имаже благослови патриархи, имаже помаза царе, имаже освяти апостолы. Вижю нози Твои, еюже прикоснувшися блудница грехов отпуст прият, на неюже припадши первое вдовица от мертвых своего сына с душею жива приат; над сима ногама кровоточиваа подолку ризы прикоснувшися ицеле от недуга. И аз, Господи, верую, яко Ты еси Бог. И рече к нему Исус яко: Видев Мя и верова; блажени невидевшеи и в Мя веровавше!

Тем же, братие, веруим Христу Богу нашему, распеншомуся поклонимся, въскресшаго прославим, явльшомуся апостолом веруим и своя Фоме показавшому ребра въспоим, пришедшаго оживити нас похвалим, просветивъшаго ны исповедаем, и всех благ подавшаго нам обилие възвеличим, от Троица единого познаим Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, Емуже слава с Отцем и с Святым Духом!

«Синаксарь» XVI в. Росс. нац. библ., Собрание Титова, 522. Л. 176об. — 186.

Это поучение написано свт. Кирилом Туровским (около 1130-не позднее 1182), епископом г.Турова, выдающимся древнерусским просветителем, проповедником, автором многочисленных церковных и богослужебных произведений. «Другий Златоуст» — так назвали свт. Кирила в его житии, написанном в древности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector