1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Слово на антипасху

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскій († 1183 г.)

Святитель Кириллъ, епископъ Туровскій (1130 – ок. 1183) — знаменитый проповѣдникъ и писатель XII вѣка. Родился въ г. Туровѣ отъ богатыхъ родителей и юношею сталъ инокомъ Борисоглѣбской обители (находившейся близъ Турова). Принявъ постриженіе, выказалъ основательное знакомство съ твореніями святыхъ отцовъ и пріобрѣлъ большой авторитетъ среди братіи, «уча и научая» словомъ и примѣромъ своей жизни. Заключившись потомъ въ столпѣ, онъ подвизался въ строгомъ постѣ и молитвахъ. Своей подвижнической жизнью Кириллъ стяжалъ себѣ извѣстность и, по просьбѣ князя и гражданъ, былъ посвященъ митрополитомъ Кіевскимъ въ епископы города Турова. Сдѣлавшись епископомъ и отличаясь знаніемъ Священнаго Писанія и краснорѣчіемъ, св. Кириллъ доблестно управлялъ своею паствою, наставляя ее своими поученіями и мирно скончался въ 1183 г. (по другимъ, въ концѣ XII в., послѣ 1182 г.). По древнимъ житіямъ, св. Кириллъ былъ «русскій Златоустъ», «златословесный учитель, свѣтлымъ ученіемъ богоразумія своего просвѣтившій концы русскіе». Сохранившіяся его 12 словъ, 24 молитвы и покаянный канонъ дышатъ глубокимъ благочестіемъ и весьма назидательны.

Творенія

Свт. Кириллъ Туровскій († 1183 г.)
Слово на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію. Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Кѵрілла, епископа Туровскаго съ предварительнымъ очеркомъ исторіи Турова и туровской іерархіи до XIII вѣка. — Изданіе Преосвященнаго Евгенія, епископа Минскаго и Туровскаго. — Кіевъ: Въ Типографіи Кіево-Печерской Лавры, 1880. — С. 14-22.

Слово свт. Кирилла Туровскаго на Антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію.

Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію. Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ. Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника. Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны. Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.

Читать еще:  Что означает пасха

Нынѣ древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Нынѣ небеса просвѣтились, совлекшись, какъ бы вретища темныхъ облаковъ и свѣтлымъ воздухомъ своимъ исповѣдаютъ славу Господню; я разумѣю небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостоловъ, которые, познавъ нынѣ на Сіонѣ, явившагося имъ Господа и забывъ всю печаль и скорбь и освятившись Духомъ Святымъ, ясно проповѣдаютъ воскресеніе Христово. Нынѣ солнце, красуясь на высотѣ, восходитъ и радостно землю согрѣваетъ; поелику Христосъ, Солнце праведное, возсіялъ отъ гроба и спасаетъ всѣхъ вѣрующихъ въ Него. Нынѣ луна, сошедши съ высшей степени, большему свѣтилу честь воздаетъ; такъ! — ветхій законъ съ своими субботами, согласно Писанію, прекратился, и Церковь чтитъ законъ Христовъ и день недѣльный. Нынѣ зима грѣховная удалена покаяніемъ и ледъ грѣховный растаялъ отъ благомыслія; такъ! зима кумирослуженія удалена ученіемъ апостольскимъ и вѣрою Христовою и ледъ Ѳомина невѣрія растаялъ при видѣ ребръ Христовыхъ. Нынѣ красуется весна, оживляя земную природу, и вѣтры, тихо повѣвая сверху, умножаютъ плоды и земля, питая сѣмена, рождастъ зеленую траву; такъ! — весна красная — это вѣра Христова, которая крещеніемъ возрождаетъ человѣческую природу: бурные вѣтры — это грѣховные помыслы, которые, чрезъ покаяніе превратившись въ добрые, умножаютъ душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, принявъ слово Божіе, какъ сѣмя, и всегда чреватая страхомъ Божіимъ, рождаетъ духъ спасенія. Нынѣ новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбѣгая, скачутъ и, скоро возвращаясь къ матерямъ, веселятся, — да и пастухи, играя на свирѣляхъ, съ веселіемъ Христа хвалятъ: агнцы, — это кроткіе язычники, а тельцы — кумирослужители невѣрныхъ странъ, которые вслѣдствіе Христова вочеловѣченія и апостольскаго ученія и чудесъ, взявшись за законъ и обратившись ко святой Церкви, сосутъ млеко ученія, — а учители Христова стада, молясь о всѣхъ, славятъ Христа Бога, всѣхъ волковъ и агнцевъ во едино стадо собравшаго. Нынѣ деревья пускаютъ отрасли, и разцвѣтаютъ душистые цвѣты и разливаютъ пріятное благоуханіе; и земледѣльцы, трудясь съ надеждою, призываютъ Христа, подателя плодовъ; такъ и мы были прежде какъ деревья лѣсныя, безплодныя, а нынѣ привилась Христова, вѣра къ нашему невѣрію, и привитыя деревья, держась корня Іессеева и произращая цвѣты добродѣтелей, ожидаютъ новаго бытія въ раю Христовомъ; — а равно и святители, и игумены, трудящіеся ради Церкви, ожидаютъ отъ Христа награды. Нынѣ словесный пахарь, налагая на словесныхъ тельцовъ духовное ярмо, и погружая крестное рало въ мысленныхъ броздахъ, и проводя борозду покаянія и посѣвая сѣмя духовное, веселится надеждою благъ будущихъ. — Нынѣ все древнее закончилось, все стало новымъ ради воскресенія. Нынѣ наводняются рѣки апостольскія, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измѣривъ глубину Божія вочеловѣченія, находятъ церковную мрежу, полную улова. Нынѣ трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всѣхъ удивляетъ, изображая собою монаховъ; ибо и тѣ и другія, живя въ пустыняхъ, сами себя пропитываютъ, удивляютъ ангеловъ и человѣковъ и собираютъ съ цвѣтовъ медовый сотъ на услажденіе человѣковъ и потребу церковную. Нынѣ всѣ сладкогласныя птицы церковныхъ ликовъ, свивая гнѣзда, веселятся; «(ибо птица, — сказалъ пророкъ, — обрѣла гнѣздо себѣ — олтари Твои,)» — и каждая воспѣвая свою пѣснь, славитъ Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, діаконы, дьячки, — и каждый чинъ, воспѣвая свою пѣснь, славитъ Господа. Нынѣ обновились всѣ лики святыхъ, получивъ новую жизнь о Христѣ; пророки и патріархи, потрудившись, въ райской почиваютъ жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небѣ и на землѣ. Мученики, исповѣдники, претерпѣвъ страданія за Христа, со ангелами вѣнчаются. Цари и князья благовѣрные спасаются слушаніемъ святыхъ книгъ. Дѣвственники, иноки, терпѣливо понесшіе свой крестъ, слѣдуютъ отъ земли на небо за первенцемъ Христомъ; постники и пустынники, принявъ отъ руки Господней награду за трудъ, въ гóрнемъ градѣ со святыми веселятся. Нынѣ для новыхъ людей праздникъ обновленія воскресенія Христова и Господу приносится все новое: отъ язычниковъ вѣра, отъ христіанъ богослуженіе, отъ іереевъ священныя жертвы, отъ мірскихъ владыкъ боголюбезная милостыня, отъ вельможъ попеченіе о церкви, отъ праведниковъ смиренномудріе, отъ грѣшниковъ истинное покаяніе, отъ нечестивыхъ обращеніе къ Богу, отъ враждующихъ между собою духовная любовь.

Взойдемъ и мы, братіе, нынѣ мысленно въ Сіонскую горницу, ибо тамъ собрались апостолы и самъ Іисусъ Христосъ, при заключенныхъ дверяхъ, явился среди ихъ, и сказавъ: миръ вамъ, исполнилъ ихъ радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видѣвше Господа (Іоан. 20, 21), и отвергли всякую печаль тѣлесную и страхъ сердечный; въ души ихъ проникла духовная смѣлость, когда они познали своего Владыку, ибо Онъ обнажилъ предъ всѣми свои ребра и показалъ Ѳомѣ на рукахъ и ногахъ язвы гвоздинныя. Ѳома не видѣлъ Господа вмѣстѣ съ другими учениками въ первое Его пришествіе и, слышавъ о Его воскресеніи, считалъ слухъ ложнымъ и не вѣрилъ, но, желая быть самовидцемъ Христа, говорилъ такъ: аще не вложу руки моея въ ребра Его, и перста моего въ язвы гвоздинныя, не иму вѣры. Посему и Господь, не упрекая Ѳому, говорилъ: «принеси руку свою, и осязай пробожденіе ребръ Моихъ, и вѣруй, яко самъ Азъ есмь. Патріархи и пророки преже тебя провидѣли Меня и вѣровали Моему вочеловѣченію. Испытай же пророчество обо Мнѣ Исаіи: копіемъ, — сказано, — въ ребра прободенъ бысть и изыде кровь и вода (Іоан. 19, 34). Я былъ прободенъ копіемъ въ ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрезъ ребро; тебя ли покину невѣрующаго? Осязай Меня! Я тотъ самый, котораго нѣкогда осязалъ Симеонъ и съ вѣрою просилъ отпущенія съ миромъ. И не буди невѣренъ, какъ Иродъ, который, слышавъ о Моемъ рожденіи, говорилъ волхвамъ: гдѣ Христосъ раждается? да шедъ поклонюся Ему (Матѳ. 2, 8), а въ сердцѣ помышлялъ объ убіеніи Моемъ; но хотя и младенцевъ перебилъ, но Того, кого искалъ, не нашелъ: взыщутъ бо Мене зліи и не обрящутъ. Вѣруй Мнѣ, Ѳома, и знай Меня, какъ Авраамъ, къ которому подъ сѣнь Я пришелъ съ двумя ангелами, и онъ узналъ Меня, и назвалъ Меня Господомъ, и молился о Содомѣ, чтобы Я не погубилъ города, хотя бы въ немъ нашлось не болѣе десяти праведниковъ. И не буди невѣренъ, какъ Валаамъ, который, будучи одушевленъ Духомъ Святымъ предсказалъ Мое за міръ умерщвленіе, а потомъ прельстился корыстью и погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко самъ Азъ есмь тотъ самый, котораго Іаковъ видѣлъ ночью утверждающимся на лѣствицѣ, и опять узналъ Меня духомъ, когда Я боролся съ нимъ въ Месопотаміи; ибо тогда Я обѣщался вочеловѣчиться въ племени его. И не буди невѣренъ, какъ Навуходоносоръ, который видѣлъ Меня, спасшаго въ пещи отроковъ отъ огня, и по истинѣ назвалъ Меня Сыномъ Божіимъ, а потомъ опять, уклонившись къ своимъ прелестямъ, погибъ. Вѣрь Мнѣ, Ѳома, яко Азъ есмь Тотъ самый, образъ котораго видѣлъ Исаія на престолѣ превысокомъ среди множества ангеловъ. Я являлся Іезекіилю среди животныхъ въ человѣческомъ образѣ и васъ прообразилъ пророку въ видѣ колесъ, придержащихся къ животнымъ и воздвизающихся вмѣстѣ со Мною: духъ жизни, бывшій тогда въ колесахъ — это Духъ Святый, котораго Я нынѣ вдохнулъ въ васъ. Я тотъ, котораго видѣлъ Даніилъ на облакахъ небесныхъ, подобнаго Сыну человѣческому, сошедшаго къ Ветхому деньми: сей пророкъ изобразилъ данную Мнѣ отъ Бога власть на небѣ и на землѣ. Принеси, о Близнецъ, твой перстъ и осяжи руки Мои, которыми Я слѣпымъ отверзалъ очи и глухимъ давалъ слухъ и нѣмымъ даръ слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я въ вашемъ присутствіи ходилъ по морю и шествовалъ по воздуху; этими же стопами Я вошелъ въ преисподнюю и попралъ адъ, а потомъ путешествовалъ съ Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди невѣренъ, но вѣренъ». — Отвѣчалъ Ѳома: «вѣрую, Господи, что Ты Богъ мой, о которомъ писали пророки, предвидя Духомъ, котораго прообразовалъ въ законѣ Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганію книжники и іудеи, котораго осудилъ на распятіе Пилатъ съ Каіафою, — котораго Богъ Отецъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Вижу ребра, изъ которыхъ источилъ Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; — кровь, да освятишь человѣческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты нѣкогда создалъ всю тварь, насадилъ рай, сотворилъ человѣка, благословилъ патріарховъ, помазалъ царей, освятилъ апостоловъ. Вижу ноги Твои, прикоснувшись къ которымъ блудница грѣховъ отпущеніе приняла, припадши къ которымъ вдовица мертваго сына живымъ съ душею воспріяла; у этихъ ногъ кровоточивая, прикоснувшись края ризъ, исцѣлѣла отъ недуга. И я, Господи, вѣрую, что Ты Богъ». И сказалъ ему Іисусъ: ты, видѣвъ Меня, вѣровалъ; блаженны не видѣвшіе, но вѣровавшіе.

Итакъ, братіе, будемъ вѣровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославимъ воскресшаго, повѣримъ явившемуся апостоламъ, воспоемъ показавшаго ребра Свои Ѳомѣ, похвалимъ пришедшаго оживить насъ, исповѣдаемъ просвѣтившаго насъ, возвеличимъ подавшаго намъ обиліе всѣхъ благъ, познаемъ Единаго отъ Троицы Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Емуже слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ и нынѣ и присно.

Приход Успения Богородицы г.Комо

Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Chiesa di Dormizione di Maria Vergine Madre di Dio del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa a Como

Главное меню

Слово на Антипасху

Слово на Антипасху,
или в новую Неделю по Пасхе

Для украшения праздника Церковь требует великого учителя и мудрого проповедника, а мы нищи словом и мутны умом и не имеем огня Святого Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем, любви ради сущих со мною братий малое нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте.
В минувшую Неделю Святой Пасхи было удивление для Неба и устрашение преисподней, обновление твари и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым Воскресением; в минувшую Неделю обнищал Ветхий Закон и поработилась суббота, обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный.
В минувшую Неделю все переменилось: земля сделалась Небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и Ангелы с женами раболепно служили Воскресению. Обновилась тварь, уже не будут называть богами стихии, ни солнце, ни огонь, ни источники, ни деревья. Отселе ад не принимает в жертву младенцев, заколаемых отцами, и смерть уже не чествуется, ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством Креста — и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовой Кровию.
Ветхий же Закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавые жертвы тельцов и козлов, поелику Христос Самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому и прекратилось празднование субботы, а облагодатствован ради Воскресения день недельный (воскресный. — Прим. ред.) и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честные дары, дадим по силе кто что может: тот — милостыню, и незлобие, и любовь; другой — чистое девство, и веру, и смирение нелицемерное; иной — пение псалмов, и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу, ибо Сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) в день праздника. Итак, принесем Богу преждереченные добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к Нему с верою: прославляющие Мя, — сказал Он, — прославлю (1 Цар. 2, 30).
Восхвалим сию Неделю новую прекрасную, в которую празднуем поновление Воскресения. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновление мира и освобождение мертвых из ада преисподнего, Антипасха же есть поновление Воскресения, подобно тому как в Ветхом Законе Бог завещал в Египте Моисею так: «вот Я избавляю людей Моих от работы Фараоновой, и освобождаю от мучения приставников его, дабы ты поновлял день спасения твоего, когда Я победил врагов твоих, о Израиль!» (ср.: Исх. 12, 14).
Так и мы поновляем ныне праздник победного дня Христова, в который Он соделал спасение всему миру, победил начальника власти темной; посему и хлеб — артос от Пасхи и до сего дня был освящаем в церкви, а ныне, возносимый иереями, преломляется, подобно опреснокам, которые были несены по пустыне на главах левитов, доколе перешли Чермное море, и тогда уже хлеб сей освящен был Господу и вкущающие его были здравы и врагам страшны.
Израильтяне, избавившись от телесного рабства, поновляли это событие, празднуя день опресночный, а мы, будучи спасены Владыкою от рабства мысленному фараону — диаволу, поновляем победоносный против врагов день и, принимая ныне этот священный хлеб, вкушаем оный так же, как евреи вкушали хлеб небесный, ангельское брашно, и храним оный на всякую благую потребу, во здравие телу и душам на спасение и на отгнание всякого недуга.
Ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Ныне Небеса просветились, совлекшись как бы вретища темных облаков и светлым воздухом своим исповедают славу Господню. Я разумею Небеса не видимые, но разумные, то есть Апостолов, которые, познав ныне на Сионе явившегося им Господа и забыв всю печаль и скорбь, освятившись Духом Святым, ясно проповедуют Воскресение Христово.
Ныне солнце, красуясь на высоте, восходит и радостно землю согревает, поелику Христос, Солнце Праведное, возсиял из гроба и спасает всех верующих в Него. Ныне луна, сошедши с высшей степени, большему светилу честь воздает: так Ветхий Закон со своими субботами, согласно Писанию, прекратился, и Церковь чтит Закон Христов и день недельный. Ныне зима греховная удалена покаянием и лед греховный растаял от благомыслия; так! — зима кумирослужения удалена служением апостольским и верою Христовою и лед Фомина неверия растаял при виде ребр Христовых.
Ныне красуется весна, оживляя земную природу, и ветры, тихо повевая сверху, умножают плоды, и земля, питая семена, рождает зеленую траву; так! — весна красная — это вера Христова, которая Крещением возрождает человеческую природу, бурные ветры — это греховные помыслы, которые, чрез покаяние превратившись в добрые, умножают душеполезные плоды; земля же — это наша природа, которая, приняв слово Божие, как семя, и всегда чреватая страхом Божиим, рождает дух спасения.
Ныне новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбегая, скачут и, скоро возвращаясь к матерям, веселятся, да и пастухи, играя на свирелях, с веселием Христа хвалят: агнцы — это кроткие язычники, а тельцы — кумирослужители неверных стран, которые вследствие Христова вочеловечения и апостольского учения и чудес, взявшись за закон и обратившись ко Святой Церкви, сосут млеко учения, а учители Христова стада, молясь о всех, славят Христа Бога, всех волков и агнцев во едино стадо собравшего.
Ныне деревья пускают отрасли, и расцветают душистые цветы, и разливают приятное благоухание; и земледельцы, трудясь с надеждою, призывают Христа, подателя плодов; так и мы были прежде, как деревья лесные, бесплодные, а ныне привилась Христова вера к нашему неверию, и привитые деревья, держась корня Иессеева и произращая цветы добродетелей, ожидают нового бытия в раю Христовом.
А равно и святители, и игумены, трудящиеся ради Церкви, ожидают от Христа награды. Ныне словесный пахарь, налагая на словесных тельцов духовное ярмо, и погружая крестное рало в мысленных броздах, и проводя брозду покаяния, и посевая семя духовное, веселится надеждою благ будущих.
Ныне все древнее закончилось, все стало новым ради Воскресения. Ныне наводняются реки апостольские, размножаются рыбы словесные, и рыбари, измерив глубину Божия вочеловечения, находят церковную мрежу, полную улова. Ныне трудолюбивая пчела, обнаруживая свою мудрость, всех удивляет, изображая собою монахов, ибо и те и другие, живя в пустынях, сами себя пропитывают, удивляют Ангелов и человеков и собирают с цветов медовый сот на услаждение человеков и потребу церковную.
Ныне все сладкогласные птицы церковных ликов, свивая гнезда, веселятся; «ибо птица, — сказал пророк, — обрела гнездо себе — олтари Твои» (ср.: Пс. 83, 4), и каждая, воспевая свою песнь, славит Бога гласами немолчными, а именно: епископы, игумены, попы, диаконы, дьячки — и каждый чин, воспевая свою песнь, славит Господа.
Ныне обновились все лики святых, получив новую жизнь о Христе: пророки и патриархи, потрудившись, в райской почивают жизни; Апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на Небе и на земле. Мученики, исповедники, претерпев страдания за Христа, со Ангелами венчаются. Цари и князья благоверные спасаются слушанием святых книг. Девственники, иноки, терпеливо понесшие свой крест, следуют от земли на Небо за первенцем Христом; постники и пустынники, приняв от руки Господней награду за труд, в Горнем граде со святыми веселятся.
Ныне для новых людей праздник поновления Воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников — вера, от христиан — богослужение, от иереев — священные жертвы, от мирских владык — боголюбезная милостыня, от вельмож — попечение о Церкви, от праведников — смиренномудрие, от грешников — истинное покаяние, от нечестивых — обращение к Богу, от враждующих между собою — духовная любовь.
Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались Апостолы и Сам Иисус Христос при заключенных дверях явился среди них и, сказав: мир вам, исполнил их радости. Возрадовашеся, сказано, ученицы, видевше Господа (Ин. 20, 21), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, ибо Он обнажил пред всеми Свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинные.
Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его Воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: «аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинные, не иму веры» (ср.: Ин. 20, 25). Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «Принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко Сам Аз есмь (ср.: Ин. 20, 27). Патриархи и пророки прежде тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: копием, сказано, в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода (Ин. 19, 34). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама, падшего чрез ребро; тебя ли покину неверующего? Осязай Меня! Я Тот Самый, Которого некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слыхав о Моем рождении, говорил волхвам: где Христос рождается; и аз шед поклонюся Ему? (Мф. 2, 8), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, Кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут.
Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя Ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым, предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко Сам Аз есмь Тот Самый, Которого Иаков видел ночью утверждающегося на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшего в пещи отроков от огня, и поистине назвал Меня Сыном Божиим, а потом, опять уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот Самый, образ Которого видел Исаия на престоле превысоком среди множества Ангелов. Я явился Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах, — это Дух Святый, которого Я ныне вдохнул в вас.
Я тот, которого видел Даниил на облаках небесных, подобного Сыну человеческому, сошедшего к Ветхому денми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на Небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Эммауса. И не буди неверен, но верен.
Отвечал Фома: «Верую, Господи, что Ты Бог мой, о Котором писали пророки, предвидя Духом, Которого прообразовал в Законе Моисей, Которого отверглись священники и фарисеи, Которого по зависти предали поруганию книжники и иудеи, Которого осудил на распятие Пилат с Каиафою, Которого Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду — воду — да очистишь оскверненную землю; кровь — да освятишь человеческое естество.
Вижу руки Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил Апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым, блудница грехов отпущение приняла, припадши к которым вдовица мертвого сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: «Ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но уверовавшие» (ср.: Ин. 20, 29).
Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего, поклонимся Ему, распятому, прославим воскресшего, поверим явившемуся Апостолам, воспоем показавшего ребра свои Фоме, похвалим пришедшего оживить нас, исповедаем просветившего нас, возвеличим подавшего нам обилие всех благ, познаем Единого от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно.

Читать еще:  Пасха католическая в 2018 году какого числа

Святитель
КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ

Успенская Золотниковская пустынь

Шуйской Епархии
Русской Православной Церкви
Московского Патриархата

Слово на Антипасху

Христос воскресе!

«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», — говорит воскресший Христос спасенным от отчаяния апостолам. Господи! Как поверить в такое? Но это говорит Сам Христос.

Постараемся среди радости Пасхи услышать это Его слово о фантастической ответственности, вверенной нам. Служение Христово вверено Церкви, и значит в своей мере — каждому из нас. Каждый из нас — посланный Христом. Когда мы встречаем кого-то в обыденной нашей жизни, мы должны действовать не только от своего имени, ради себя — мы посланы Господом во имя Его, ради Него. Как Христос был послан Отцом. Мы должны донести до других благовестие Христово! Это Он говорит то, что мы хотим сказать. Он — Живой в каждом из нас, мы — уста Его и свет Его рядом с другими людьми, чтобы открыть им любовь Господню. Как возможно такое?

«Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». Дар Духа Святого — новое творение. Дух Господень передается ученикам. Они — носители Его живого дыхания. Они должны исполнить Его дело. «Вы — тело Христово, вы — храмы Духа Святого», — скажет апостол Павел. Евангелие показывает нам воскресшего Христа как Бога Творца, Которого мы видим в Книге Бытия в начале творения, когда Он «создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). В Великую Субботу на утрени звучало пророчество Иезекииля о сухих костях, которые оживают вхождением в них духа (Иез. 37, 10). Схождение Духа Святого — как пробуждение мертвых к жизни. Когда Дух Святой сходит на Церковь, она делается способной к служению Господу. В Пятидесятницу мы воспоем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны». В первый вечер Пасхи Пятидесятница уже начинается. Смысл дела Христова после победы над смертью — дар Духа Святого, воскресившего Его из мертвых.

В нашем Символе веры мы исповедуем Его как «Господа животворящего». Дух Святой, данный ученикам в первый вечер Пасхи и имеющий сойти на них через пятьдесят дней, — это Дух Божий, восхитивший Христа из власти смерти и являющий Его в Воскресении Сыном Божиим. Он «открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» (Рим. 1, 4).

Сразу же после Воскресения Господь дает Своим ученикам власть освобождать человека от зла. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Отныне апостолы — носители Божественного милосердия, подобно Самому Христу. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Церкви, христианам вверяется дело, о котором Христос говорит в начале Своего служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 18—19). Являемся ли мы хоть в самой малой мере носителями этого Духа — Духа, дающего жизнь, Духа любви и прощения во имя Христово? Прощение — это пасхальная благодать.

Церковь должна донести благовестие прощения людям. Но что значат слова: «На ком оставите грехи, на том останутся»? Где подлинное покаяние, там несомненно подается прощение грехов. Но где покаяния нет или где ложное упование на любовь и милосердие Божие, Церковь должна сказать, что пока не изменится сердце человека, не может быть прощения.

Власть прощать грехи была дана Церкви вместе с властью предупредить людей, что прощение не получает тот, кто не кается. Долг Церкви — возвестить всем кающимся, что «прощение от гроба возсия», и предупредить не желающих покаяться, что они испытывают долготерпение Божие. Долг Церкви среди торжества Пасхи — возвысить свой голос против пропаганды греха как нормы. Где отвергается жизнь по совести и стыду, невозможно говорить о благодати Воскресения.

Христос победил грех и смерть каждого человека, и все заключается только в том, чтобы принять этот дар. Грех Фомы был в том, что он видел только смерть (как и в случае с Лазарем четверодневным). Но в его неверии была глубина страдания — можно сказать, глубина покаяния, не мыслящего жизни без торжества правды. Кто не видит Крестной смерти Христовой, не увидит Его Воскресения. Через восемь дней Господь скажет Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома прикоснется ко Господу или, вернее, Господь прикоснется к нему. О Христе сказано в Евангелии: «Все, кто прикасался к Нему, исцелялись». Все, кто прикасается к воскресшему Христу, исцеляются от тяжкого греха сомнений и начинают жить Им в истине.

«Господь мой и Бог мой!» — скажет Фома перед воскресшим Христом. Эта вера в воскресшего Господа сделает его апостолом, и в то же время она явится содержанием его апостольства. Вера как свет, который нельзя держать под спудом. Да будут эти слова апостола Фомы последними нашими словами здесь на земле и нашим первым криком в сиянии Его Царства!

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах.

Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе

Для украшения праздника церковь требует великаго учителя и мудраго проповедника, а мы – нищи словом и мутны умом, и не имеем огня Святаго Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем любви ради сущих со мною братий мало нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте.

В минувшую неделю Святыя Пасхи было удивление для неба и устрашение для преисподней, и обновление твари, и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и погубление обманчивой власти диавола, спасение же человеческому роду Христовым воскресением; в минувшую неделю обнищал ветхий закон и поработилась суббота, – обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный. В минувшую неделю все переменилось; земля сделалась небом, будучи очищена Богом от бесовских скверн, и ангелы с женами раболепно служили воскресению. Обновилась тварь; уже не будут называть богами стихий, ни солнца, ни огня, ни источников, ни деревьев. Отселе ад уже не принимает в жертву младенцев, закалаемых отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослужение, погублено насилие бесовское таинством креста, – и человеческий род не только спасен, но и освящен Христовою кровию. Ветхий же закон совсем обнищал, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцов и козлов; поелику Христос один самого Себя принес за всех в жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднование субботы, а облагодатствован ради воскресения день недельный и уже царствует среди дней седмицы, поелику в оный день Христос воскрес из мертвых. Увенчаем, братие, царственный день и принесем с верою честныя дары; дадим по силе, кто что может; тот – милостыню, и незлобие, и любовь; другой – чистое девство и веру и смирение нелицемерное; иной – пение псалмов и учение апостольское, и молитву с воздыханием к Богу: «ибо сам Господь чрез Моисея говорит: да не явишися предо Мною тощь» ( Исх. 34, 20 ) в день праздника. Итак принесем Богу преждереченныя добродетели, да восприимем Божию милость, ибо не лишит Он добра приходящих к нему с верою: прославляющия Мя, сказал Он, прославлю.

Восхвалим сию неделю новую прекрасную, в которую празднуем поновление воскресения. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновление мира и освобождение мертвых из ада преисподняго; Аптипасха же есть поновление воскресения, подобно тому как в ветхом законе Бог завещал в Египте Моисею так: «вот Я избавляю людей моих от работы фараоновой, и освобождаю от мучения приставников его, дабы ты поновлял день спасения твоего, когда я победил врагов твоих, о Израиль!» Так и мы поновляем ныне праздник победнаго дня Христова, в который Он соделал спасение всему миру, победил начальника власти темныя; посему и хлеб – артос от пасхи и до сего дня был освящаем в церкви, а ныне, возносимый иереями, преломляется, подобно опреснокам, которые были несены по пустыни на главах левитов, доколе перешли Чермное море, и когда уже хлеб сей освящен был Господу и вкушающие его были здравы и врагам страшны. Израильтяне, избавившись от телеснаго рабства, поновляли это событие, празднуя день опресночный; а мы, будучи спасены Владыкою от рабства мысленному фараону диаволу, поновляем победоносный против врагов день, и, принимая ныне сей священный хлеб, вкушаем оный, – также, как евреи вкушали хлеб небесный, ангельское брашно, – и храним оный на всякую благую потребу, на здравие телу и душам, на спасение и на отгнание всякаго недуга.

Читать еще:  Скачать книгу красная пасха

Ныне древняя мимоидоша, се быша вся нова, видимое и невидимое. Ныне небеса просветились, совлекшись, как бы вретища темных облаков и светлым воздухом своим исповедают славу Господню; я разумею небеса не видимыя, но разумныя, т. е. апостолов, которые, познав ныне на Сионе, явившагося им Господа и забыв всю печаль и скорбь и освятившись Духом Святым, ясно проповедают воскресение Христово. Ныне солнце, красуясь на высоте, восходит и радостно землю согревает; поелику Христос, Солнце праведное, возсиял от гроба и спасает всех верующих в Него. Ныне луна, сошедши с высшей степени, большему светилу честь воздает; так! – ветхий закон с своими субботами, согласно Писанию, прекратился, и Церковь чтит закон Христов и день недельный. Ныне зима греховная удалена покаянием и лед греховный растаял от благомыслия; так! зима кумирослужения удалена учением апостольским и верою Христовою и лед Фомина неверия растаял при виде ребр Христовых. Ныне красуется весна, оживляя земную природу, и ветры, тихо повевая сверху, умножают плоды и земля, питая семена, рождаст зеленую траву; так! – весна красная – это вера Христова, которая крещением возрождает человеческую природу: бурные ветры – это греховные помыслы, которые, чрез покаяние превратившись в добрые, умножают душеполезные плоды; земля же – это наша природа, которая, приняв слово Божие, как семя, и всегда чреватая страхом Божиим, рождает дух спасения. Ныне новорожденные агнцы и тельцы, быстро отбегая, скачут и, скоро возвращаясь к матерям, веселятся, – да и пастухи, играя на свирелях, с веселием Христа хвалят: агнцы, – это кроткие язычники, а тельцы – кумирослужители неверных стран, которые вследствие Христова вочеловечения и апостольскаго учения и чудес, взявшись за закон и обратившись ко святой Церкви, сосут млеко учения, – а учители Христова стада, молясь о всех, славят Христа Бога, всех волков и агнцев во едино стадо собравшаго. Ныне деревья пускают отрасли, и разцветают душистые цветы и разливают приятное благоухание; и земледельцы, трудясь с надеждою, призывают Христа, подателя плодов; так и мы были прежде как деревья лесныя, безплодныя, а ныне привилась Христова, вера к нашему неверию, и привитыя деревья, держась корня Иессеева и произращая цветы добродетелей, ожидают новаго бытия в раю Христовом; – а равно и святители, и игумены, трудящиеся ради Церкви, ожидают от Христа награды. Ныне словесный пахарь, налагая на словесных тельцов духовное ярмо, и погружая крестное рало в мысленных броздах, и проводя борозду покаяния и посевая семя духовное, веселится надеждою благ будущих. – Ныне все древнее закончилось, все стало новым ради воскресения. Ныне наводняются реки апостольския, размножаются рыбы словесныя, и рыбари, измерив глубину Божия вочеловечения, находят церковную мрежу, полную улова. Ныне трудолюбрая пчела, обнаруживая свою мудрость, всех удивляет, изображая собою монахов; ибо и те и другия, живя в пустынях, сами себя пропитывают, удивляют ангелов и человеков и собирают с цветов медовый сот на услаждение человеков и потребу церковную. Ныне все сладкогласныя птицы церковных ликов, свивая гнезда, веселятся; «(ибо птица, – сказал пророк, – обрела гнездо себе – олтари Твои,)» – и каждая воспевая свою песнь, славит Бога гласами немолчными; а именно: епископы, игумены, попы, диаконы, дьячки, – и каждый чин, воспевая свою песнь, славит Господа. Ныне обновились все лики святых, получив новую жизнь о Христе; пророки и патриархи, потрудившись, в райской почивают жизни; апостолы со святителями, пострадавши, прославляются на небе и на земле. Мученики, исповедники, претерпев страдания за Христа, со ангелами венчаются. Цари и князья благоверные спасаются слушанием святых книг. Девственники, иноки, терпеливо понесшие свой крест, следуют от земли на небо за первенцем Христом; постники и пустынники, приняв от руки Господней награду за труд, в гoрнем граде со святыми веселятся. Ныне для новых людей праздник обновления воскресения Христова и Господу приносится все новое: от язычников вера, от христиан богослужение, от иереев священныя жертвы, от мирских владык боголюбезная милостыня, от вельмож попечение о церкви, от праведников смиренномудрие, от грешников истинное покаяние, от нечестивых обращение к Богу, от враждующих между собою духовная любовь.

Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» ( Ин. 20, 21 ), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь» . Патриархи и пророки преже тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием , – сказано, – в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» ( Ин. 19, 34 ). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго? Осязай Меня! Я тот самый, котораго некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слышав о Моем рождении, говорил волхвам: «где Христос раждается? да шед поклонюся Ему» ( Матф. 2, 8 ), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут. Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах – это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». – Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, – котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; – кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.

Итак, братие, будем веровать во Христа Бога нашего; поклонимся Ему распятому, прославим воскресшаго, поверим явившемуся апостолам, воспоем показавшаго ребра Свои Фоме, похвалим пришедшаго оживить нас, исповедаем просветившаго нас, возвеличим подавшаго нам обилие всех благ, познаем Единаго от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом и ныне и присно. [Аминь.]

Источник: Источник: Творения святаго отца нашего Кирилла, епископа Туровскаго с предварительным очерком истории Турова и туровской иерархии до XIII века. — Издание Преосвященнаго Евгения, епископа Минскаго и Туровскаго. — Киев: В Типографии Киево-Печерской Лавры, 1880. — с. 14-22.

Увидим на горизонте «зарю восьмого дня». Слово на Антипасху

Слово протоиерея Александра Шаргунова на Антипасху (Красную горку) – 2-е воскресенье после Пасхи
18 апреля 2015 г.

Христос воскресе!

Дверями затворенными входит Христос к захваченным бурею смерти ученикам Своим в первый и восьмой день Воскресения, и уверяет их в истинности Своего человеческого тела:

«Почему сомнения входят в сердца ваши? Это не призрак, это Я. Не бойтесь, посмотрите на руки Мои и ноги, осяжите Меня — дух ни плоти, ни кости не имеет, как Меня видите имеющим».

Неужели это возможно — в самой славе Его можно видеть и слышать Его, прикасаться к Нему и есть, и пить с Ним? Он не нуждается уже ни в пище, ни в питии, но убеждает нас в непреложности Своего человечества. Это не другое тело — оно прославлено, отличается от того, которое апостолы знали, но оно не другое. Никем и никогда уже неуязвимое, во свете неприступном, но по-прежнему с теми же ранами. На руках и ногах Его — следы от гвоздей, и Он не стыдится их перед Отцом Небесным, перед ангелами и перед нами, ибо они неотделимы от Его славы. Из всех знаков пребывания Его среди нас Он захотел сохранить эти — великолепные знаки Его победы, отпечатки подлинности Его — Бога и Человека. Отныне только здесь, и больше нигде, я могу найти и увидеть Бога, только здесь, из этого ребра, копием прободенного, открывается Его любовь и исцеление для каждого человека. И святые в самом высоком созерцании Божественной благодати никогда не могут забыть, что они введены в нее Его пришествием в нашем теле.

Глубина любви измеряется страданиями и смертью. Как апостол Иоанн Богослов с Божией Матерью у Креста, как разбойник благоразумный, распятый рядом с Господом, стоит апостол Фома в добром, как говорит святая Церковь, неверии перед воскресшим Спасителем. Раньше он, услышав о смерти Лазаря, и решив, что пришло время жизнь положить за Господа, говорил: «Пойдем и мы умрем с Ним», а теперь говорит:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

И это звучит, как исповедание апостола Павла:

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 14; 15, 32).

Если это не то же самое тело, которое соткано было во чреве Девы Марии, если не в этом теле сидел Он утрудившись у колодца, говоря с самарянкой, если прикосновением не этих рук отверз Он глаза слепому и сердце погибающей от отчаяния Марии Магдалины, изгнав из нее семь бесов, — это не мой Господь, и не мой Бог. Если это не то же самое тело, которое трепетало от ужаса смерти в Гефсиманском саду и истекало кровью от бичеваний, — не побеждает, не может никогда победить жизнь на земле, где она была побеждена. Если это тело мертво, то душа моя — труп. Никогда, ни за что, никакому призраку не поверю — это будет другой христос, лжехристос, антихрист.

Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди», что прежде чем стать христианином, он исследовал все философии и нашел у языческих мудрецов почти всё, о чем говорит христианство. Но ни у кого и нигде он не нашел того, что мы слышим в пасхальную ночь в Евангелии от Иоанна:

«Слово стало плотью».

Вся ложь от начала мира в тысячах несогласных друг с другом сект, древних и новых, восточных и западных религий, заполняющих сегодня пустоту неверия, сводятся к одному этому различию, и едины в своей ненависти к Фомину неверию. Как древние еретики учили, что сущность Христа была нематериальной, и когда Он ходил, не оставалось отпечатков от Его ног на земле, так сегодняшние лжеучителя претендуют на такую высокую духовность, которая вся устремлена в небо и не касается нашей грешной земли: «Какое значение имеет тело! Главное — дух, и необходимы такой пост и такая аскеза, чтобы прорваться в невидимый мир». Как во времена апостола Павла, они запрещают вступать в брак и вкушать мясо, но слово Божие называет их вчера и сегодня сожженными в совести своей.

Если тело не имеет значения — допустимо оправдание какого угодно разврата, и познание глубин жизни должно происходить через познание зла до конца. Так открываются сатанинские глубины Апокалипсиса в «новом мышлении» — главном, всепобеждающем учении XXI века. В этой лжи — опасность для Церкви, более страшная, чем любое гонение на Церковь. Здесь покушение на самое существо христианской веры, на жизнь всякого человека, душа которого по природе своей — христианка.

Но если последние времена действительно принадлежат нам, разве не видим мы в сегодняшнем мраке на горизонте зарю восьмого дня! Первые лучи ее коснулись нас в пасхальную ночь, пред вкушением нового мира, и мы узнали тайну нового человечества, у которого будет новое тело, как у воскресшего Господа, но это при условии, что наши души уподобятся через исполнение заповедей блаженства Его душе.

Вся сущность веры — остаться верным той правде и той чистоте, которую Господь открывает в Своей благодати.

«Господь мой и Бог мой!»

— воскликнет Фома через неделю, не помня себя от радости. И Господь ответит ему и каждому из нас, кто сподобился прикоснуться к славе Его Воскресения:

«Не будь неверен, но верен».

Как Господь не отделяет славы Своего Воскресения от того, что происходит со мной каждый день, так до смерти я должен быть верен, чтобы не допустить никакого греха, никакого разрыва между моей жизнью каждого дня, до смерти, между землей, где я тружусь, и новым небом и новой землей. Ибо «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector