0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Служба в иерусалиме на пасху

Пасха-Иерусалим 2020

6 МЕСТ 6 дн. 5 нч.

39.900 руб. Скидка !!

Получить SMS при наличии места

Н. Чудотворец Летний

9 МЕСТ Вифлеем+Иерусалим

Последний отзыв 27.01.2020

Татьяна Фотина, Пермский край 14-20 января 2020г
Здравствуйте! Хочу выразить огромную благодарность за организацию поездки в Иерусалим с 14 по 20 января 2020г Станиславу! Низкий вам поклон и помогай вам Бог! В начале у меня было недоверие и страх обмана, я даже хотела отменить поездку, но пот .

В стоимость входит:

В стоимость не входит:

ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ:

Любую поездку можно оплатить в день вылета в аэропорту .

Мы не берем доплату за разные опции (за ужин, за сух. паек, за трансферы и многое другое)
В наши поездки В с е включено (включая 2-х разовое питание и lunch-box на обед)

ПРОГРАММА
пребывания паломников на Святой Земле
группа: Светлое Христово Воскресение. ПАСХА
(13 – 20 апреля, 2020 г.)

13 апреля, Великий Понедельник
Прибытие в аэропорт Тель-Авива.
Отъезд в Вифлеем.
Размещение в гостинице г. Вифлеема.
18:00 Ужин в монастыре.

14 апреля, Великий Вторник
Выезд (без завтрака – взять в гостинице lunch box ).
Галилея: гора Фавор
Назарет
— Православный Храм над источником Пресвятой Богородицы;
Кана Галилейская – Православный Храм на месте дома св. апостола Симона Кананита .
Подворье Миссии во имя св. равноапостольной Марии Магдалины в Магдале;
святые источники на Подворье.
Капернаум – Православный Храм Двенадцати апостолов – по возможности
20:00 Ужин в монастыре

15 апреля, Великая Среда
08:00 Завтрак.
08:30 Выезд.
Иерихон : Сорокадневная гора.
Подворье Миссии в Иерихоне
Смоковница Закхея (обзорно).
Река Иордан :
Место Крещения Господня; погружение в священные воды Иордана.
Монастырь св. преподобного Герасима Иорданского.
Иерусалим: посещение Троицкого собора РДМ.
19:00 Ужин в монастыре
23:30 Выезд на ночную Литургию у Гроба Господня.

16 апреля, Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери
04:00 Возвращение в гостиницу. Отдых.
09:00 Завтрак.
09:30 Выезд.
Бейт-Сахур: Поле Пастушков.
Иудейская пустыня: Монастырь прп. Феодосия Великого.
Лавра св. преподобного Саввы Освященного.
Посещение магазина сувениров (для оплаты микроавтобусов в Лавру).
Вифлеем:
храм Рождества Христова.
Пещеры Вифлеемских младенцев. Молочный грот.
17:00 Последование Страстей Господних в Троицком соборе РДМ.
19:30 Ужин в монастыре.

17 апреля, Великая Пятница. Воспоминание Страстей Господних
07:00 Завтрак.
Выезд. Крестный путь:
Претория (темница Иисуса Христа). Порог Судных врат. Александровское подворье.
Гора Елеон: Панорама Иерусалима. Место Вознесения.
Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на Елеоне (РПЦЗ).
Гефсимания: Гефсиманский сад.
Храм Успения в Гефсимании – Гробница Пресвятой Богородицы.
Русский женский монастырь св. равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании (РПЦЗ);
мощи преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары.
15:00 Вечерня с выносом Плащаницы в Горненском монастыре.
Ужин в монастыре

18 апреля, Великая Суббота. Благовещение Пресвятой Богородицы
06:00 Выезд в Иерусалим на схождение Благодатного огня
(без завтрака – взять в гостинице lunch box ) к Яффским воротам.
14:30 Схождение Благодатного Огня.
15:30 Встреча и раздача Благодатного Огня в храме св. мц. царицы Александры (РДМ).
Возвращение в гостиницу или монастырь
18:00 Ужин в монастыре.

19 апреля. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ, ПАСХА
00:00 Пасхальное богослужение в Троицком соборе РДМ.
09:00 Завтрак.
10:00 Выезд.
Лидда: храм и гробница вмч. Георгия Победоносца.
Яффа: Подворье РДМ «Св. праведной Тавифы»:
храм Апостола Петра, гробница св. праведной Тавифы.
Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) .
19:00 Ужин в монастыре.

20 апреля, СВЕТЛЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Мц. Матроны Солунской
09:00 Завтрак.
10:00 Выезд в аэропорт.
Вылет.

Ночная Литургия в храме Гроба Господня в один из будних дней.

Паломническая служба в случае необходимости может внести изменения в программу.

Пасха в Иерусалиме

Добраться до места оказалось нелегко. Пришлось продираться через непроницаемый заслон: полицейские перекрыли все подступы к Старому городу и не впускали в его стены ни один автомобиль.

Покружив по центру Иерусалима, мы припарковались на небольшой площадке неподалеку от Яффских ворот и двинули к цели пешком.

Рядом с Яффскими воротами нас уже ждали: улыбчивый араб предлагал израильтянам и гостям страны прокатиться на верблюде. Двугорбое животное смиренно лежало на отполированных камнях, будто дожидаясь, когда же на него взгромоздится очередной искатель острых ощущений.

— А сфотографироваться на фоне верблюда можно? — поинтересовался один из моих спутников.
— Пожалуйста! — произнес укротитель. — Давай десять шекелей!
— За что платим?! — удивилась я.
— Экзотика, мадам! Старый город. Здесь даже воздух особый!

В этом дрессировщик верблюда прав: воздух Старого города настолько живителен, чист и прозрачен, что, оказавшись в его стенах, испытываешь ни с чем не сравнимые ощущения. Кажется, что за спиной выросли крылья и ты вот-вот воспаришь в бездонное синее небо.

— Сопроводить вас до Храма Гроба Господня? — предлагает по-английски рослый араб-христианин. — Через полчаса начнется богослужение.
— Спасибо, вы очень любезны, но дорогу к Храму мы найдем самостоятельно.
— Сюда! — командует муж моей подруги, добровольно взваливший на себя обязанности гида.
В мгновение ока мы оказываемся на арабском рынке. Узкая, вымощенная скользкими камнями улочка спускается вниз.
— Are you from Germany? (Вы приехали из Германии?) — бросается ко мне владелец сувенирной лавки. — Глядите: серебряные украшения ручной работы. Недорого: всего десять долларов за серьги.
— В другой раз, спасибо!
— Значит, и вы тоже приехали на Пасху.

Только сейчас я поняла, что сегодня большинство гостей Старого города — иностранцы, прибывшие в Израиль с одной-единственной целью: вознести молитву в самом священном для христиан месте.

И действительно, пробиться в Храм Гроба Господня оказалось делом непростым: все подходы к этому величественному сооружению плотно забиты людьми. Повсюду звучит русская речь. Молодые священнослужители в черных рясах, монахини с прекрасными лицами — одухотворенными, отрешенными. Группа верующих гречанок. Головы покрыты косынками, на глазах — слезы радости и умиления.

Храм Гроба Господня носит еще и другое название: Храм Воскресения Христова! Это — самая главная из всех христианских святынь: именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Иисус Христос, а также и Гроб Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе.

В этом храме также расположено много других святынь, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя.
Начало строительства храма относится к 326 году, ко времени посещения Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 году. В 336 г. храм посетили участники собора в Тире, он был украшен и освящен.

13 сентября 614 года в период нашествия персов Храм подвергся разрушениям. Но в 626–629 годах Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил на Голгофе Святой Крест. В том же 629 году игумен монастыря св. Феодосия Модест заново воздвиг храм Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом овладели арабы-мусульмане.

Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой охранной грамотой, выданной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому Патриарху Софронию.

Сейчас рядом с этой колонной застыли в благоговейном молчании две женщины, явно приехавшие из России. В руках одной из них — крестик. Другая припала губами к прохладе камня, как будто пытаясь телесно ощутить его великую святость.

На протяжении двух тысячелетий православные христиане встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово в храме Гроба Господня, где был погребен, а затем воскрес Христос. И каждый раз на Пасху все, кто находится в этом месте, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.

В 2003 году впервые Благодатный Огонь из Иерусалима был доставлен в Москву, в Храм Христа Спасителя к началу Пасхального богослужения. Для его транспортировки, по рекомендации Международного Олимпийского Комитета, были предоставлены уникальные контейнеры, изначально созданные для перевозки олимпийского огня. Огонь был также передан в храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Беларуси, Молдовы, Сербии и многих других стран.

10 апреля этого года, накануне нашей поездки в Иерусалим, документальные кадры, снятые в Храме Гроба Господня во время моления, показывали по российскому телевидению. Тем не менее, никакой прямой репортаж не может передать атмосферы, царящей в этих древних стенах.

А вообще, как выразился один экскурсовод, Храм этот не что иное, как «машина времени». Фантастичность его устройства поражает. Храм строился в разные времена, различными народами, здесь можно пройти по эпохам и тысячелетиям — в буквальном смысле. Вот мы стоим на дохристианских камнях, где отдыхали римские солдаты (сохранилась ниша, отделяющая нас от Нового времени). Вот Узы Христа — два отверстия в каменном полу, куда перед казнью, при водружении Креста на Голгофу, вдевали ноги Его и закрепляли колодкой. А вот мы уже в переходе от Уз — это четвертый век нашей эры. А еще через несколько шагов — камни крестоносцев.

И так, за одну минуту, можно одолеть целое тысячелетие!
За главным входом перед странником предстает камень помазания — простая, чуть выщербленная временем плита, заключенная в мрамор и озаряемая сверху лампадами. Сворачиваем направо и поднимаемся по крутой каменной лестнице, ведущей на вершину горы Голгофы.
Прежде, в годы московской юности, Голгофа представлялась мне настоящей горой, а не каменным валуном, выступившим из земли.

И вот мы наверху. Все здесь сияет золотым убранством — лампады, иконы, росписи, мозаика. Под толстым стеклом — основание камня, куда был водружен Крест.

Читать еще:  Святые братья кирилл и мефодий не только

— Роберт, сделай, пожалуйста, снимок на память! — шепчет своему мужу по-английски дородная дама.
— А это дозволено?
— Все вокруг только и делают, что фотографируют.

Вот серебряный диск, указующий место, куда был водружен Крест на скале. Трещина в основании Креста расколола Голгофу. Мы видим эту продольную трещину, спускаясь по лестнице от Распятия. Теперь перед нами — шагах в двадцати — Камень Помазания, куда положили Тело Его по снятии с Креста. Здесь Иосиф Аримафейский умастил Его, напитал благовониями и маслами Плащаницу.

Слегка шероховатый камень . проходя мимо, вижу припадающих к нему паломников из всех стран. Кто просто целует камень, кто освящает на нем крестики.

Наконец мы вошли под главный, гигантский купол Храма, окруженный колоннадами, нишами, балконными переходами, и приближаемся к самому святому месту на земле — Гробу Господню. Над ним, в центре Храма, возвышается каменная ротонда, по-гречески Кувуклия, а по-русски — Часовня.

Сегодня к ней выстроилась длиннющая очередь. Каждый паломник терпеливо дожидается возможности войти в маленькую пещеру, метра два в длину и метра полтора в ширину. Великолепные лампады, иконы покрывают стены пещеры и потолок, нависая над плитой Гроба Господня. А сама плита, расколотая надвое, розоватого цвета. Над ней, в нише, ставят свечи. Здесь надо побыть наедине с собой, в благоговейном молчании и молитве, но сегодня Пасха – и народ все прибывает.

Ровно в пять часов вечера у нас над головой разносится мелодичный перезвон колоколов. По Храму заструился ни с чем не сравнимый аромат. Зазвучали голоса священников, читающих молитву на разных языках: греческом, русском, армянском.
Мы вышли во двор.

— Как тебя зовут? — донесся до нас голос священника.

— И откуда ты приехала?

— Из Москвы, отче! В будущем году снова встречу Пасху в Иерусалиме.

Схождение Благодатного огня 2020 в Иерусалиме

Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, в Иерусалим приезжают десятки тысяч паломников. И еще миллионы людей по всему миру следят за видеотрансляцией службы по телевизорам или в сети. Для православных это главный символ Воскрешения Христа, знак жизни и связи Бога и людей. «Я есмь с вами во все дни до скончания века», — сказал восставший из мертвых Иисус своей пастве, и залогом этого обета для верующих как раз и служит загорающийся каждый год небесный огонь. Если же однажды этого чуда не произойдет, мир, согласно церковному преданию, ждет скорый конец.

Лампады с Благодатным огнем развозят в разные уголки мира, в том числе и в Россию. В Москве с ним проходит пасхальная служба в Храме Христа Спасителя.

История

Считается, что первым свидетелем чуда схождения Благодатного огня стал апостол Петр. По преданию, он узнал о Воскрешении Христа и отправился к его гробнице. На месте, где лежало тело Спасителя, апостол увидел неземной свет, освещающий Гроб Господень.

О явлении божественного света письменные источники упоминают с IV века, в том числе католические и мусульманские авторы. В XII веке говорит о чуде схождения Благодатного огня и первый паломник, оставивший описание Святой Земли на русском языке, игумен Даниил. «Вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого», — пишет монах.

Церковную службу в Иерусалиме, на которой к верующим сходит Благодатный огонь, миллионы раз описывали многочисленные очевидцы. Рассказывали они и о чудесах, которые, помимо собственно появления небесного огня, происходят на церемонии. Так, по некоторым свидетельствам, у верующих в храме и даже за его пределами на улице сами собой загорались свечи, на стенах в разных местах появлялись яркие всполохи, сверкали молнии. Что же касается самого пламени, то в первые минуты после появления оно не обжигает — огонь можно держать в руках, многие даже символически «умываются» им.

Вместе с тем, божественное происхождение огня много раз пытались оспорить и объяснить с точки зрения физики. Но на все доводы скептиков верующими приводятся контраргументы. Кстати, температуру Благодатного огня даже измеряли несколько раз — чтобы понять, почему он поначалу не обжигает. Выяснилось, что сразу после возникновения температура у пламени — 40 градусов по Цельсию, а уже через 15 минут — за 300 градусов. Научного толкования этому явлению пока не нашлось.

Когда и где сходит

Чудо сошествия Благодатного огня происходит в самом известном храме Иерусалима, Храме Воскресения Христова, или Гроба Господня. Считается, что он построен именно на месте погребения и последующего воскрешения Спасителя. Главный алтарь храма представляет собой мраморную часовню — Кувуклию. Она возведена над пещерой, где как раз и лежало тело Иисуса.

Схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Сколько именно придется ждать сошествия Благодатного огня, не в силах сказать никто — это может быть и пять минут, и несколько часов.

В этом году православная Пасха выпадает на 19 апреля. Значит, Великая суббота придется на 17-е число, именно в этот день в Иерусалиме и произойдет схождение Благодатного огня.

Церемония

Участие в службе принимают священники нескольких православных конфессий: Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, Коптской и Сирийской церквей. Возглавляет литанию (богослужение) Иерусалимский Патриарх. Начинается она с Крестного хода, иерархи движутся к Кувуклии через все знаковые места храма, ее саму обходят трижды. Накануне Кувуклию проверяют и запечатывают — и, что интересно, ключи от нее хранятся в мусульманской семье.

Внутрь заходят Иерусалимский Патриарх и Армянский Архимандрит. Причем оба у порога разоблачаются от одеяний и остаются только в одних подрясниках. Это делается для того, чтобы все присутствующие могли убедиться — они не имеют при себе спичек или зажигалки, одним словом, ничего, что могло бы зажечь огонь. Когда они оказываются в гробнице, дверь в нее запечатывают — с этого момента начинается всеобщая молитва о даровании Благодатного огня.

К самому Гробу Господню подходит только Иерусалимский Патриарх, он один всегда остается свидетелем самого момента сошествия огня. Армянский Архимандрит все время молитвы остается в Пределе Ангела, за стеной.

В гробнице находится лампада и 33 свечи (по числу лет земной жизни Христа). Из Кувуклии патриарх Иерусалима выносит их уже горящими. Присутствующие в храме передают Благодатный огонь друг другу, зажигают от него свои свечи и лампады. В разные страны частицу святыни привозят специальные авиарейсами, и в аэропортах огонь из Иерусалима встречают целые делегации верующих.

Можно ли попасть на службу схождения Благодатного огня паломникам

Храм Гроба Господня вмещает в себя десять тысяч человек, однако желающих увидеть чудо своими глазами или хотя бы присутствовать рядом с ним, конечно, намного больше. Во время службы в Великую субботу народ собирается и на площади перед Храмом, и на соседних улицах.

Меры по обеспечению безопасности Крестного хода и верующих иерусалимская полиция начинает принимать еще в пятницу: постепенно перекрываются улицы, вводят ограничения на движение. Никаких «билетов» на службу купить, естественно, нельзя. Вход в Старый город строго контролируется, чтобы не допустить давки, на пути к святыне установлены несколько кордонов. Попасть в сам храм можно главным образом в составе делегаций от стран или вместе с официальной паломнической группой по специальному заранее заказанному пропуску.

В Россию много лет Благодатный огонь привозит Фонд Андрея Первозванного. Глава его Попечительского совета Владимир Якунин доставляет лампаду в храм Христа Спасителя, где служит в праздничную ночь Патриарх Кирилл. А все желающие могут встретить в субботу вечером огонь во «Внуково» или забрать его частицу в течение недели в московском офисе Фонда Андрея Первозванного.

Схождение благодатного огня в Иерусалиме 2019: суть и объяснение феномена

Схождение благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме происходит каждый год в Великую субботу в канун празднования главного христианского праздника – Воскресения Христова (Пасхи).

Величайшее чудо с волнением ожидают не только православные христиане, но и представители самых разных конфессий. Поэтому, в этот день со всего мира к Храму Гроба Господня стекаются десятки тысяч паломников, чтобы умыться его благодатным светом и получить Божье благословение.

История

О чуде схождения благодатного огня на Гробе Господнем известно издревле, сошедший огонь обладает уникальным свойством — он не обжигает первые минуты.

Первым свидетелем схождения благодатного света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам святых Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как сказано в Библии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет.

Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления благодатного огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение благодатного огня накануне праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую субботу.

На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и другими), а также представителями иных нехристианских религий.

Одно из самых древних описаний схождения благодатного огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106—1107 годах.

Читать еще:  Проповедь на пасху

Церковная церемония

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы. Многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Само схождение благодатного огня происходит в Великую субботу днем.

Где-то к десяти часам дня Великой субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма.

Храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (что означает царская опочивальня) — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральный храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении огня присутствуют три группы участников.

Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению, игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного, и — местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании благодатного огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески молитвенная процессия) благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Процедуры

Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, грузин, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом.

Патриарх разоблачается, и полицейские тщательно обыскивают его и Гроб Господень, ища хоть что-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы).

Незадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого Патриарх в одном длинном ниспадающем хитоне заходит в часовню и коленопреклоненно молится.

Схождение

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с огнем в руках. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо.

И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам часовни, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.

В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает благодатный огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.

Позднее от благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Рассказывают, что в близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить благодатный огонь и в Грузию.

Святой огонь нисходит в храм Гроба Господня только в Великую субботу — накануне православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна особенность — благодатный огонь сходит только по молитвам православного Патриарха.

Благодатный огонь исцеляет

Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Православные христиане верят, что священный огонь, который исходит из могилы Христа, представляет собой пламя силы Воскресения. Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста.

Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена».

С точки зрения православия, благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века».

Традиции и обычаи

Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Большинство верующих в Грузии встречает Пасху в церквях, чтобы отнести кусочек божественного огня, доставленного со Святой земли, в свои дома. Благодатный огонь привозят в Тбилиси и затем во время службы распределяют по всем церквям.

Тем, кто по каким-то причинам не смогли прийти на службу, церковные служители рекомендуют в эту ночь зажечь свечу перед иконой Иисуса Христа и помолиться.

Великая суббота — день доброты, примирения и всепрощения. Поэтому в этот день обязательно нужно попросить прощения у всех, кого вы могли обидеть. Помириться со всеми, с кем были в ссоре, чтобы не омрачать наступающий праздник негативными чувствами и эмоциями.

Также в субботу перед Пасхой обязательно нужно раздать милостыню всем нуждающимся, которых вы встретите на своем пути. А также подарить пасхальные подарки родственникам и близким.

В Великую субботу продолжается пост. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. С самого утра хозяйки принимаются за приготовление яств к богатому пасхальному столу. Согласно традициям, в праздник Воскресения Христова на столе должно быть не меньше 12 блюд.

Как и на протяжении всей Страстной недели, в Великую субботу нельзя справлять свадьбы, дни рождения, различные торжества и вообще веселиться. Согласно поверьям, если свадьбу сыграли на Страстной неделе, то молодые вместе долго жить не будут.

Вечером в Великую субботу в церквях и храмах начинают освящать пасхальные куличи, крашенные яйца и продукты к пасхальному столу, которые хозяйки приносят в церковь в специальных корзинках.

Приметы

Как и в предшествующие два дня, в субботу перед Пасхой ничего нельзя отдавать из дома, кто бы у вас что ни попросил. Таким образом вы можете отдать свое здоровье, благополучие, удачу.

В этот день можно убирать могилы на кладбище, однако поминать в субботу нельзя.

Если погода в Великую субботу будет теплой и ясной, то и лето будет жаркое и засушливое. А если в этот день холодно и дождливо, то и лето будет прохладным.

Можно ли попасть на схождение Благодатного огня?

В России главное событие на Пасху — всенощное бдение с освящением куличей. В Иерусалиме главное — схождение Благодатного огня. Православная Пасха здесь начинается в субботу.

Схождение огня: чудо или церемония?

Показ этого действа в прямом эфире в разных странах обеспечил ему аудиторию как у больших спортивных соревнований. Поэтому каждый, кто оказался на Святой земле в субботу перед Пасхой, мечтает попасть в храм Гроба Господня (он же храм Воскресения Христова).

Всех желающих не сможет вместить не только храм, но и все улицы Старого города. Поэтому вход на церемонию закрыт.

Слово «церемония» немного странное для такого случая. Верующие говорят «чудо», но в объявлениях и по телевизору, звучит «церемония». Израильская полиция, которая развешивает объявления об ограничении доступа в Старый город, в варианте на русском языке тоже назвала его «церемонией». На английском — «Fire ceremonу» — чуть ли не «фаер шоу».

Закрытый город

Яффские и Новые ворота Старого года, как самые близкие к Храму Гроба Господня, закрывают для посетителей. Остальные входы работают, но перекрыты улицы к храму внутри Старого города.

Попасть на службу можно только по специальным пропускам. Кто и как их выдаёт для меня загадка. Получают такие пригласительные разные официальные лица, чиновники, представители православных церквей.

Эта привилегированная публика входит через Новые ворота. Возле них собирается много тех, у кого нет пропуска, но есть огромное желание попасть в храм.

Читать еще:  Пасхальный перезвон колоколов

Одни терпеливо стоят, надеясь на чудо, которое позволит пройти внутрь. Другие пытаются убедить полицейских пропустить их.

В толпе был серб, он уже шесть раз приезжает на Пасху в Иерусалим в надежде увидеть схождение Благодатного огня. В этом году парень завернулся в израильский флаг. Расчёт на то, чтобы разжалобить израильскую полицию.

Не пустили полицейские и вполне солидного дедушку в костюме и с приглашением на руках. Видимо, приглашение оказалось поддельным. Так что, не пытайтесь покупать какие-либо билеты с рук.

Ожидание огня

Публике, которая не надеется прорваться поближе к храму и готова терпеливо ждать, когда огонь вынесут первые гонцы из Старого города, предлагают коротать время у Яффских ворот.

Здесь натянут тент, стоит много стульев, как в зрительном зале. Но народ не только сидит. Люди стоят на аллеях, тротуарах, в близлежащем Мамила молле .

Уличный музыкант прислушивается к публике — на каком языке говорят — и пытается угадать музыкальные вкусы. Слышали, как он исполнял «Миллион алых роз». Чуть позже видели как вокруг него начали исполнять зажигательные танцы — это подошли грузинские паломники.

Кругом снуют продавцы свечей. Связки из 33 свечей (по числу лет Иисуса) выросли в цене в несколько раз и чем ближе ко времени схождения огня, тем цена выше.

Мы не пытались искать какие-то обходные пути, чтобы попасть поближе к храму. В интернете много рассказов людей, которые присоединялись к официальным группам и проходили в храм.

Идея идти за благодатью обманным путем нам казалась неправильной. Время ожидания схождения огня мы провели, изучая церковь Петра в Галликанту (стоит на месте, где апостол Пётр оплакивал своё отречение от Христа: «прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от меня»), горницу Тайной вечери, могилу царя Давида.

Приходите в Русскую духовную миссию

Встречать Благодатный огонь мы отправились в Русскую духовную миссию. Здание миссии находится недалеко от Старого города, рядом с иерусалимской мэрией. При миссии есть храм царицы Александры. Туда для русских паломников и доставляют Благодатный огонь.

Когда мы пришли в миссию, там уже было много людей. И в коридорах, и в небольшом садике, который во дворе миссии, и в храме. Несколько монахинь смотрели на смартфоне трансляцию схождения Благодатного огня. И нас проинформировали: «ещё и в кувуклию не входили».

К миссии подходили новые паломники, очень огорченные тем, что не смогли попасть на схождение огня. Их утешали монахини:

— Ну что вы там увидите? Огромную толпу людей. Полдня находится в замкнутом пространстве. Когда начинают поджигать свечи, такой смог стоит, что дышать нечем, — но никакие аргументы не действовали.

Тот, кто ехал в Иерусалим на схождение огня, чувствовал себя обманутым.

Ещё раз уточнив у монахинь обстановку в храме, мы решили прогуляться к Яффским воротам, где все ждали огонь. Буквально через несколько минут, после того, как сошёл огонь (многие смотрели трансляцию), из Старого города начали выходить первые гонцы с горящими свечами.

Дальше огонь стали передавать буквально из рук в руки — от свечи к свече. Скоро над площадью образовалось облачко черного дыма от множества свечей.

Мы поспешили в миссию. Когда вошли, люди уже делились огнем. В коридоре был запах дыма, а в церкви началась служба с привычными нам возгласами «Христос Воскресе!» © Вот такая вот хурма.

Пасха на Святой Земле. Из дневника паломника

Великий Пяток.

Впечатлений от Иерусалима множество, описать все просто невозможно, и народу столько же сколько и впечатлений. Ходили Крестным ходом по «Виа Долороса». Шествие в этот раз возглавлял не Патриарх, а один из митрополитов. И вообще, сегодня день был посвящен в основном Крестному пути Спасителя и всему, что с ним связано. Закончился день в храме Гроба Господня. Голгофа, камень миропомазания, Гроб Господень — словами не передать, колоссальные впечатления! Самое интересное, что мы попадали во все Святые места согласно времени происходивших событий. Причем, это не планировалось, все как-то само получилось, по воле Божией.

Когда идешь Крестным путем в Великий Пяток, отчасти понимаешь, что испытывал Спаситель, когда шел в базарный день города по его тесным, полным народа, грязным улицам, окровавленный, под палящим солнцем, сжимаемый со всех сторон народом, сострадающим, участным Его судьбе или вовсе безучастным, занимающимся своими делами, торгующим и кричащим.

Пойдем в ночь в Миссию на Чин погребения, который здесь проводится в 2 часа ночи, а поутру направимся в храм Гроба Господня на церемонию схождения Благодатного огня. Попадем-не попадем, как Бог даст. Да это и не самоцель, хотя я, конечно, приложу все усилия, чтобы попасть. Но уже одно то, что мы в Иерусалиме — чудо.

Великая Суббота.

В Вечном городе ничего со времен Спасителя не изменилось. Как было тогда, когда Он в Свое время шел по этому пути, так и сейчас. Лавки не закрывались, народ наперебой предлагал «купи крестик — уан доллар» (как вариант: воду, открытки и проч.) То что связано с торговлей и деньгами, здесь не прерывается никакими событиями, по крайней мере в старом городе. (кроме шаббата, конечно).

Сегодня побывали на церемонии благодатного огня. Я вам скажу, друзья мои, — это нелегкое испытание. Первое, что надо сделать — положится на Бога и отказаться от желания непременно, и во что бы то не стало попасть. Второе — пойти в Русскую Миссию на службу, которая начинается в 2 ночи и заканчивается около 7 утра. И после ее окончания нужно идти в старый город к храму Гроба Господня. Тут возникает самая главная проблема. Несколько улиц сливаются в одну, с очень маленьким входом во двор храма. Если учесть что на Благодатный огонь кто только не идет, можно себе представить, количество народа, которое скапливается в этих улочках. Улочки перекрыты местной полицией и ОМОНом. Набирается много народу, кто-то стоит, кто-то лезет вперед, но не пускают.

Мы удачно пристроились за отрядом ОМОНа, который двигался к заслону на помощь своим, и добрались до барьера. С одной стороны это было удачно, с другой — едва не закончилось плохо. Перед нашим носом закрыли проход и не открывали больше полутора часов, и мы (я, моя матушка, и паломница) оказались прижаты к металлическим барьерам. Народ напирает, ОМОН с другой стороны сдерживает, крики, ругань, вопли. В общем, думал, задавят. Обратно выбраться было нереально. С Божией помощью, мы все же прорвались, но нужно было еще войти в храм. Удивительно, но это оказалось проще, и мы потратили минут 10, тогда как на предыдущий этап — почти 3 часа. Началось напряженное ожидание. К Кувуклии подойти было нереально, поэтому мы остановились в некотором отдалении от нее, ее саму не было видно, но было видно всех тех, кто вокруг нее находился. Уже одно то, что мы оказались внутри храма в этот день — счастье!

Несколько замечаний: в храм мы попали в 10.30, вышли 15.00. Все это время стоял непрекращающийся гвалт, никакой тишины не было и в помине. Даже драки были. Арабская молодежь — это нечто! Такое ощущение, что попал не в храм, а на футбольный матч Челси — Галатасарай.

Когда в Кувуклии молился Патриарх, то по всему храму были видны сполохи похожие на молнию, фотовспышки так не отсвечивают на стенах, они дают рассеянный свет или отсвет, а тут вспышки были в виде маленьких молний. Это я и моя матушка действительно видели. Огонь не обжигает первые несколько минут. Но все же довольно горячий, так что можно и обжечься, но все равно, если просто зажечь пучок свечей то обращаться с ним как с тем, который бывает в Храме — нельзя. Огонь распространяется очень быстро в народе, и это тоже сопровождается некоторыми световыми явлениями, в виде белого свечения, но очень недолгого. Ну и в связи с некоторыми настроениями в Иерусалимской церкви, замечу, что когда появился нынешний Патриарх Феофил, народ стал скандировать: «Аксиос!», тогда как сторонники смещенного бывшего патриарха Иеремии свистели и кричали. Но их все же как-то угомонили.

Пасха Христова!

Пасху мы встречали в Русской миссии в Иерусалиме. Можно было пойти на Гроб Господень, но ведь Его Воскресение было одинаково для всех уголков нашей вселенной, да и не знали мы, как там и что происходит. Греческого языка я не знаю, шум там стоит такой, что помолится толком точно никак не получится. Да, кроме того, и Литургия где-нибудь на севере Архангельской области точно такая же, как и в храме Гроба Господня. В общем, выбор был сделан в сторону Миссии, и как оказалось не зря.

Было, конечно, немного тяжеловато: после предыдущей службы поспать удалось всего ничего, часа 2. Пасхальная заутреня началась в 2 ночи, служило ее большое количество духовенства, человек 30 из разных уголков нашей Родины, практически все приехали с паломническими группами. Спокойно, чинно, молитвенно и торжественно, прошла служба, пел мужской хор Миссии. Все как в России, даже Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II читали, как и у нас в храме — перед причастием. Радость духовная переполняла всех. Было очень празднично и хорошо, все наши паломники причащались.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector