1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смерть в церковный праздник

Смерть как повод для праздника

Блаженная кончина Пресвятой Богородицы последовала спустя 15 лет после распятия Христа Спасителя. Один из апостолов не успел на погребение, тогда ученики Христа открыли гроб Божией Матери, чтобы он смог поклониться Ей. Но гроб оказался пуст, так как Господь вознес на небо не только душу Богородицы, но и тело. В чем смысл этих чудесных событий и почему христиане стали отмечать смерть Приснодевы Марии как один из величайших праздников рассказывает настоятель саратовского храма первоверховных апостолов Петра и Павла игумен Нектарий (Морозов).

Смерть — радость встречи

Многие люди задаются вопросом: «Как же можно праздновать смерть человека?». Но для христианина свойственно совершенно особое отношение к смерти. Вся наша жизнь — это время испытаний, трудов, скорбей, а смерть — это разрешение от уз плоти и возможность для человека быть с Богом, если он к этому готовился здесь, на земле. Вся жизнь Пресвятой Богородицы была служением Ее возлюбленному Сыну и Богу, а самым сильным Ее желанием было желание неразлучно пребывать с Ним. Поэтому для Богородицы смерть стала не страшным переходом в неизвестность, а подлинной радостью воссоединения с Тем, Кого Она любила всем Своим сердцем.

И мы празднуем, с одной стороны, вот это событие из жизни Пресвятой Богородицы, а с другой стороны отмечаем возможность для человека увидеть в смерти не ужас, не небытие, не ожидание мучений, а единение с Богом.

Memento mori

Празднику Успения предшествует строгий двухнедельный пост в воспоминание того, что Божия Матерь всю свою жизнь проводила в сугубых трудах поста и молитвы. Он установлен Церковью не только для того, чтобы поупражняться в самоограничении и достойно подготовиться к встрече праздника, но и для того чтобы поразмышлять о подготовке к собственной смерти. Ведь мы в повседневной жизни очень легко забываем о том, что она заканчивается и слишком беспечно относимся к ней, слишком безоглядно согрешаем и даже в мелочах таким образом каждое мгновение предаем Бога. А Успенский пост как раз может стать временем осмысления того, как же нужно исправить свою жизнь, чтобы подготовиться к грядущему исходу, и временем молитвенного обращения к Божией Матери с просьбой помочь в этом. Тем более что, как говорит преподобный Никодим Святогорец в своей книге «Невидимая брань», человеку на пороге смерти сопутствуют очень сильные искушения, и одно из них — это страх и потеря надежды на милосердие Божие. А пример Божией Матери может нас научить тому, как не бояться смерти, но уповать на безмерную любовь Божию.

Чин погребения

В православном богослужении существует Чин погребения Божией Матери. Эта служба удивительно трогательная и умилительная. Мы знаем из Священной Истории, как собрались апостолы к одру Пресвятой Богородицы и как они оплакивали свое временное расставание с Ней. И Чин погребения Пресвятой Богородицы написан как бы в воспоминание этого события, но он также дает возможность молитвенно выразить Божией Матери наше почитание, любовь и упование на Нее. Поэтому очень важно присутствовать на этом богослужении и дать своему сердцу вкусить эту сладость и радость прославления Пресвятой Богородицы.

Почему именно Она?

Жизнь Пресвятой Богородицы связана с чудесами, буквально превосходящими человеческое естество. И даже Православная Церковь воспевает Ей такие слова: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая». Почему Господь избрал именно эту девочку в жилище Себе? Что в Ней было такого особенного? На первый взгляд может показаться, что ничего особенного и не было. Но Господь ведь зрит не на внешний образ человека, а на его сердце….

Мы все знаем, как трудно бывает отказаться от своей воли и исполнить волю Божию, чего бы это ни касалось: какого-то вопроса, влияющего на весь жизненный путь, или какого-то продукта, который хочется съесть. Наша воля оказывается для нас всегда самым дорогим и самым ценным. Более того, человеку кажется, что его воля — это и есть он сам, и отказаться от своей воли — значит отказаться от себя.

В сердце маленькой Отроковицы Девы Марии Господь обрел то, чего не было больше ни в ком — готовность совершенно отказаться от своей воли и исполнять Его волю. Чего хочет Господь от человека? Чтобы человек спасся, а для этого — научился жить с Ним еще в этой жизни и навсегда с Ним соединился в жизни вечной. Божия Матерь не сопротивлялась этому намерению, поэтому Она оказалась не просто достойной, но и способной принять в Своем пречистом чреве Воплотившегося Бога. А благодаря этому путь к Небесному Отцу и воссоединение с Ним стало возможным и для всех нас.

Фото Юлии Ракиной

«Саратовская областная газета», 27 августа 2014 года

О смерти в день особо чтимых святых

О смерти в день особо чтимых святых

Святой царь Константин ревностно защищал истинное учение о Святой Троице. И упокоился он в день Святой Троицы (337 года).

Святой Климент Охридский очень любил святого великомученика Пантелеймона. Этому святому он и храм воздвиг в Охриде. И, как ни удивительно, святой Климент упокоился именно в день святого Пантелеймона, 27 июля (по православному календарю).

В монастыре святого Иоанна Владимира показывают гроб некоего Бошковича, православного человека из Скадара. Тот Бошкович долго болел какой?то тяжелой болезнью и не мог излечиться никакими земными средствами. Ему посоветовали сходить к раке с мощами святого Владимира, ибо он великий чудотворец, он поможет. И действительно, святой Владимир помог, и Бошкович полностью исцелился. После этого он решил ежегодно бывать на празднике святого (22 мая) в монастыре. И это неизменно выполнял. В конце концов, когда состарился, он пожелал умереть именно в день памяти святого, что ему и было Богом дано. Наступил очередного года праздник памяти святого небесного покровителя монастыря. Бошкович, как и в прежние годы, до полудня помогал в подготовке трапезы для народа, а после полудня отошел ко Господу.

Похожие главы из других книг

ВЕЧЕРОМ В ДЕНЬ СМЕРТИ.

ВЕЧЕРОМ В ДЕНЬ СМЕРТИ. Возле распятого Иисуса были, как рассказывают евангелисты, его мать, пришедшая из Капернаума, раскаявшаяся грешница Мария Магдалина, благословленная Христом после ее раскаяния, еще одна Мария, но о ней нам почти ничего не известно, кроме того, что

глава XII день. «а ты бы смог приговорить к смерти… меня?!»

День Всех святых

День Всех святых В виду того, что при массовых умерщвлениях христиан в некоторые гонения, имена, как и дни кончины многих из пострадавших остались неизвестны, да и каждая Церковь чтила главным образом только своих мучеников; чтобы ни один из последних не остался в Церкви

ОСОБО ЧТИМЫЕ ПРАЗДНИКИ ИЛИ ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ

ОСОБО ЧТИМЫЕ ПРАЗДНИКИ ИЛИ ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники: – день памяти пророка Илии, – святого великомученика Георгия Победоносца и других.В православии по лику святости различают следующих

11. Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день?

11. Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день? Вопрос: Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день?Отвечает священник Александр Мень:Потому что путь и развитие продолжаются и там. У нас это проецируется на 9-й, 40-й день и полгода, хотя эти сроки

Что обозначают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека?

Что обозначают 3-й, 9-й и 40-й день после смерти человека? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряНаше земное бытие — приготовление к жизнь будущей: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Посмертные опыты свидетельствуют, что,

День святых апостолов Петра и Павла

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 11/24 мая

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ, УЧИТЕЛЕЙ СЛОВЕНСКИХ. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ 11/24 мая В 863 г. в Византию прибыли послы князя Ростислава, просившего прислать в Моравию для проповеди Евангелия христианских учителей. Тогда было решено

Часть 3. Беседа в День всех святых.

Часть 3. Беседа в День всех святых. — Этим днем заканчивается ряд самых важных празднованных событий: Страсти Господа Иисуса Христа, Воскресение, Вознесение, Сошествие Св. Духа. День всех святых — это первые плоды подвига Господа, первенцы Церкви Христианской. Вот перед

51 «… Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней»

51 «… Блажен, кто день и ночь помнит о смерти и готовится к встрече с ней» Сын мой возлюбленный, чадо мое, сын Иосифа!Получил твое письмо, сын мой, и вспомнил прошедшие дни. И, преклонив колени, горько заплакал.Сказал: «Как суетен этот мир и непостоянен! Почему время этой жизни

31. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 2. И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян

31. И умыв лице свое, вышел, и скрепился и сказал: подавайте кушанье. 2. И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян Умыв лицо с целью удалить следы слез на нем, Иосиф выходит к

День Всех Святых (All Saints Day).

День Всех Святых (All Saints Day). С древнейших времен Церковь устанавливала особые праздники в память о своих святых великих наставниках, подвижниках Церкви и, прежде всего, мучениках. Мученика чествовали в день его кончины. Так, в церковном календаре появились дни

Беседа в день всех Святых

Беседа в день всех Святых «Этим днём заканчивается ряд самых важных празднованных событий: Страсти Господа Иисуса Христа, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа. День всех святых — это первые плоды подвига Господа, первенцы Церкви Христовой. Вот перед нами

«День смерти лучше дня рождения»

«День смерти лучше дня рождения» Есть в книги Екклезиаста удивительные слова: «Имя лучше хорошего масла, и день смерти лучше дня его рождения» (7:1). Екклезиаста, конечно, трудно назвать оптимистом, но это, кажется, слишком мрачно даже для него. В каком же это смысле следует

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Кто дал Апостолам Петру и Павлу имя первоверховных, кто возвеличил их этим именем над всеми другими апостолами? Не Церковь ли Христова, имеющая власть причислять праведников к лику святых, давать им названия великих

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла

В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Святая Церковь чтит так высоко, как никого другого из святых апостолов, хотя все они велики пред Богом.Что же это значит? Это значит, что Сам Бог поставил их превыше

Читать еще:  Поделки к пасхе из ткани

Клин православный

Войти через uID

Поддержите создание крестильного храма!

Как можно праздновать смерть?

Автор: Наталия Гусева

Успение Пресвятой Богородицы. Еще один праздник Церкви, приводящий в недоумение неверующих людей. Как можно праздновать смерть? И не просто смерть, а смерть человека, которого очень любишь, чтишь и уважаешь?! Это не мои слова, такие вопросы нам часто, практически каждый год, задают на отделениях, когда мы собираем записки на молебны и заодно поздравляем всех с праздником, рассказываем о нем.

И в самом деле, что празднует Церковь? Как нам спроецировать смысл праздника Успения Пресвятой Богородицы на себя, на свою духовную и физическую жизнь, на свои отношения с родными и близкими, с миром?

А Церковь-то празднует, на мой взгляд, событие радостное. Пречистая Богородица – и по телу, и по душе человек – являет Собою наглядное доказательство того чуда, которое провозгласил нам Христос Своим Воскресением: нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха, нет безнадежности и отчаяния! Есть тихая печаль, что оставила земную юдоль Матерь Христова, что нет больше возможности припасть к Ее стопам, услышать тихий нежный голос, насладиться мудрыми и кроткими речами. Но присутствует и светлая радость, что теперь Она возле Своего Сына и Бога предстоит за нас, продолжая слышать каждый наш стон, каждое воздыхание, она может подать большее утешение, большую милость.

Снова и снова вспоминаешь в эти минуты, стоя возле Плащаницы, земную жизнь Пречистой после Вознесения Господа. Как понятна простому человеческому материнскому сердцу Ее тоска по Сыну, как понятно Ее желание быть там, где Он был, где Он молился, как близко Ее желание быть поскорее с Ним. И какой пример доверия Богу являет нам Его Матерь, когда, презрев все эти свои, по-человечески понятные, желания, исполняет Она завещанное Ей Сыном и Богом при Кресте: усыновляет Себе род человеческий, молится, страдает, учит, наставляет Своим примером, Своей жизнью!

Она не боится смерти: смерть для Нее приобретение, встреча с Сыном и Богом. Но и в эти минуты Она думает не о Себе, а о Своих усыновленных детях, о нас с вами. И просит не скорбеть, а радоваться с Нею, просит уразуметь, что отныне обретает род человеческий великую и милостивую Ходатаицу перед Господом.

Пречистая Дева не боялась смерти. И смерть Ее была Успением. Конечно, страшно даже помыслить о том, чтобы приблизиться в своей жизни к Житию Пресвятой Богородицы, к чистоте и возвышенности Ее души. Мы боимся смерти. Смерть для нас – это всегда неожиданное, неприятное, негармоничное событие. Почему так относимся к смерти мы, усыновленные Божией Матерью, искупленные Кровью Христовой? Работая в больнице, видишь, как люди подобно страусам прячут голову в песок, отмахиваясь от предложений написать записку, прочитать книжку, поговорить о жизни вечной. Самое распространенная отговорка – «мне еще рано». И это говорят люди отнюдь не пионерского возраста, у которых наверняка есть за плечами не одни проводы родных и близких, вполне возможно, и своих ровесников.

Но все равно, зная, что каждого из нас ждет смерть, они ведут себя, как не желающие знать: зачем переживать о том, как я живу? Ведь впереди еще много, очень много времени! Так думают и молодые, и, что самое страшное, старики. Но время идет очень быстро: смотришь, а ты уже старый. Когда же начинать думать о последствиях своих поступков, когда придет время покаяния, когда положить начало своему исправлению?

И вот результат: не ожидание встречи с Творцом, не упование на милосердие Божие, не покаяние в своих поступках, не память смертная царят в умах наших, а глупое детское желание крепко зажмурить глаза, наивно полагая, что тогда «страшная бабайка»-смерть тебя не отыщет… Отыщет. И тебя отыщет, и меня, и наших близких. И страшно оставаться наедине со своим горем потери близкого человека, и ужасно быть наедине с липким страхом близости своей собственной кончины. Но что же нам делать? Может быть, хватит прятаться под одеялом, может, обратим наши глаза и наши сердца к примеру Божией Матери, к примеру святых апостолов? Может, перестанем жить для себя, следуя принципу «после нас хоть потоп»? Может, немножечко, хоть капельку, каждый в свою силу попробуем пожить для других? Даже если те, другие, кажутся нам совершенно недостойными нашего «высочайшего» участия.

И попробуем поучиться вере Господу. Не в Господа, а Господу. Как доверяла Ему Богородица. И, может быть, тогда сподобимся и мы с вами не смерти, а успения.

Наталия Гусева,
старшая сестра православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице

Фото: Протоиерей Аркадий Штейнберг

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

На какой день хоронят человека после смерти у православных

Трагические события часто застают людей врасплох. Согласно обычаям погребение близкого человека после кончины следует провести с соблюдением существующих традиций. На какой день хоронят человека после смерти у православных очень важно, ведь от этого зависит насколько легко произойдет переход души в вечную жизнь души. В своих статьях и проповедях священнослужители подчеркивают, что в загробном мире она находит то место, до которого она доросла во время пребывания на земле. Душа христианина легко вступит в новую форму своего бытия не в последнюю очередь благодаря помощи и участию близких людей.

Через сколько дней организовывают похороны после смерти?

В православии особое значение придается числу «3». Святая Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа, богословские добродетели включают в себя веру, надежду и любовь. Сакральный смысл числа подтверждается присутствием в Евангелии 3 волхвов, такого же количества распятых на Голгофе, воскрешением Иисуса Христа на третий день после смерти.

Православие считает, что обрыв связей с телом душа делает постепенно. В этом были уверены и древние славяне, которые кремировали умершего после чтения жрецом покойному 3 суток подряд напутствия из «Книги мертвых». Наши предки считали, что нематериальная составляющая человека до 40 дней после смерти находится на Земле. Особые обряды — омовение, крода, тризна, ристалище — помогали сделать расставание души с телом максимально безболезненным.

Эту же цель преследуют христианские обычаи. Согласно православной традиции душа покидает тело на 3 день, Третину, и вместе с ангелом-хранителем отправляется в Царствие Небесное. Там с 3 по 6 сутки она наблюдает несказанную красоту райской обители. Согласно обычаям хоронят на 3 день, считать нужно с момента кончины человека, даже если трагическое событие произошло ближе к полуночи. Так, умершего 12 ноября в 23.00 положено придать земле 14, а не 15 числа. Третьи сутки связаны еще и с образом Святой Троицы, с праздником который связан с поминальными обрядами. Именно момент воскрешения Христа явил миру подтверждение цельности триединства — исходящий от Бога Святой Дух оживил Сын Божия.

На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка

Придают земле в определенное время и из вполне бытовых соображений. После рассказов о захоронения живых людей появилось понятие тафофобии — панического страха оказаться в могиле на кладбище после того, как человека ошибочно посчитали умершим.

Истории известны случаи, когда родственники в силу неведения предавали земле близких, находящихся в состоянии глубокого обморока или летаргического сна. Легенда гласит о том, что заживо был похоронен писатель Н.В. Гоголь. Итальянский поэт Франческо Петрарка впал на 20 часов в летаргический сон, и только чудо позволило близким не похоронить его в день смерти, как было принято делать согласно итальянским законам XIV века. Из-за наличия тафофобии немецкий философ Артур Шопенгауэр составил завещание, в котором просил посчитать 5 дней с момента его смерти и только после этого придать земле. В Европе отсрочка похорон на трое суток с момента кончины человека была введена указом герцога Ф. Мекленбургского только в конце XVIII века.

В начале нынешнего столетия были зафиксированы несколько «воскрешений» усопших, в отношении которых врачи констатировали смерть. Исключить ошибку современных медицинских работников позволяет в т.ч. наблюдение за появлением на 3 сутки на теле умершего человека трупных пятен.

Можно ли хоронить в церковные праздники?

От того, когда будут проведены похороны, зависит возможность души беспрепятственно попасть в Царствие Небесное. Поэтому православием не разрешается проводить данную церемонию в следующие большие праздники, особенно если они совпали с воскресеньем:

  • Рождество Христово;
  • Пасхальное Воскресение;
  • Троицу;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Поминки, которые выпадают на Пасху, положено перенести на Радуницу. Хоронить в воскресение Библия не запрещает. На 3 день после смерти, который попадает на понедельник, принято предавать земле самоубийц, на четверг — умерших от естественных причин. Близким усопших необходимо помнить, что невзирая на день недели, нельзя отпевать и просить о поминании в церкви, а также хоронить на территории кладбища людей, наложивших на себя руки. Исключение делается для некоторых групп:

  • людей с установленными психическими заболеваниями;
  • при подозрении насильственной смерти, которую преступники рассчитывали выдать за самоубийство;
  • когда до конца не выяснены причины кончины человека.

В Страстную Пятницу, на которую приходятся 3 сутки, траурную церемонию не проводят. Если имеются сомнения в том, на какой день хоронят православных, как посчитать и правильно ли назначена дата относительно христианских праздников, родственникам следует посоветоваться со священнослужителем. Необходимо помнить, что в течение 3 суток при соблюдении правил ритуала упокоения завершается первая фаза разделения души и тела.

Церковные требы

На Третину положено заказывать панихиду, специальную заупокойную службу. Поминовения в этот день идут в честь воскресения Иисуса Христа и во славу образа Пресвятой Троицы. Панихида служится как в храме, так и на кладбище во время или после похорон, дома у близких умершего. Молитвословие не только священника, но и любящих людей способно облегчить прохождение мытарств души покойного. Да и самим родственникам и друзьям умершего такое поминовение приносит ощутимую пользу — приносит утешение и притупляет боль от потери родного человека.

В недалеком прошлом христиане после смерти 40 дней читали Псалтирь за умершего и ежедневно брали в церкви на литургии просфоры за усопшего. Сегодня близкие покойного на Третину идут в храм и присутствуют на службе со свечами, символом веры в чистую и светлую будущую жизнь. В конце молитвословия свечной огонь тушится как знак того, что земная жизнь каждого рано или поздно также прекратит свое существование.

Читать еще:  Пасха это что

Случаи, когда хоронят человека не на 3 день после смерти

Летом в регионах, где стоит сильная жара и в исключительных обстоятельствах (во время войн, эпидемий) церковнослужители разрешают проводить церемонию прощания раньше. Православие допускает погребение и на 4-6 день в зависимости от того, как умер человек. Для установления причин гибели проводится процедура вскрытия трупа, которая длится определенное время, особенно, если это происходит из-за подозрений в насильственной смерти. Иногда родным покойного приходится ждать приезда родственников и близких издалека, поэтому похоронные процедуры откладываются, а тело усопшего бальзамируют. Процедура проводится для сохранения у умершего эстетического внешнего вида и для приостановки процессов разложения останков. Бальзамирование и постмортальную подготовку делают в морге.

Категорически не приветствуется христианством без видимых причин хоронить усопшего в первый или второй день после кончины. Это связано с убеждением, что духовная субстанция человека еще не попрощалась с телом — своим временным телесным пристанищем. Насильный разрыв связи до наступления Третины приведет к тому, что душе некуда будет направиться. Во второй день она должна пребывать в кругу семьи. К тому же созерцание того, как в гробу предают раньше времени земле ее материальное вместилище, может причинить душе невыразимую боль.

С 9 дня после смерти длятся мытарства почившего на том свете — прохождение через сонм собственных грехов и 20 судов небесных. Погребальные ритуалы и связанные с ними поминания, проводимые в это время, могут осложнить и без того трудный загробный путь.

Почему хоронят на 3 день после смерти: психологические причины

Близкие люди, даже ухаживающие долгое время за смертельно больными родственниками, никогда не бывают внутренне в полной мере готовы к их кончине. Нечего и говорить о силе трагедии и скорби, когда этот умирают дети. Невзирая на понятия вечной жизни и освобождения души от земных страданий, потеря становится тяжелым ударом, который можно осознать только спустя время. В первое время после кончины сложно принять факт ухода человека, а тем более заняться приготовлениями к захоронению и проводам в последний путь. Чрезмерная скорбь и стенания осложняют душе процесс расставания с землей, ведь в первый день согласно православным верованиям она и без того испытывает смятение. По истечении некоторого времени у родственников и близких появляется внутренняя готовность отпустить усопшего — определиться с тем, в какой день сделать поминки и как провести похороны.

В силу этих психологических нюансов проведение процедуры захоронения спустя время с момента кончины вполне оправдано. Поэтому на Третину проводят прощание с усопшим и организовывают поминальный обед.

Почему не рекомендуется посещать траурные церемонии в день рождения

Именинники часто задаются вопросом, стоит ли им присутствовать на похоронах, которые совпали с их праздником? Со стороны церкви нет никаких ограничений на посещение кладбища или на предание земле тела человека в день его рождения. Однако в последнем случае обязательно ежегодное посещение могилы усопшего близкими в течение 3 лет.

Согласно альтернативной точке зрения энергетика человека особенно уязвима в день рождения, а также за неделю до и после события. На подсознательном уровне именинник заново переживает травмирующий эпизод жизни — появление на свет. Похороны и другие траурные церемонии, попавшие на эту дату, следует посетить в том случае, если нужно проводить в последний путь близкого родственника. Однако сделать перенос торжества на другое время и помянуть покойного можно и без визита на кладбище.

Рассчитать и узнать верную дату похорон несложно. Этот момент является принципиальным для верующего христианина. Отчет суток идет со дня наступления смерти. Первое время, которое длится вплоть до сороковин, очень важно для прохождения души усопшего всех этапов разобществления с телом. Знание того, на какой день хоронят после смерти и соблюдение родными усопшего традиций, облегчает душе тяготы переходного периода. Одним из ритуалов, связанным с прощанием покойного с бренным миром, является погребение тела, которое по традиции проводят на 3 сутки после смерти.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

В какие дни нельзя хоронить умерших

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто задают вопрос о том, почему нельзя хоронить в воскресенье — священники говорят о том, что это больше суеверие, которое связано с тем, что воскресенье у Господа было выходным. Но церковь данного мнения не придерживается. Хоронить можно в любой день, независимо от дня недели или времени суток. А вот в какие дни нельзя проводить захоронение умерших и другие условия погребения — Вы сможете узнать из нашей статьи.

Обряд погребения усопшего

Похорон – это печальное событие для любой семьи и родственников. Оно является одним из основных обрядов в христианстве. Обряд погребения тела умершего человека выражает расставание людей с усопшим. Есть несколько способов проведения данного обряда:

  • захоронения тела в землю,
  • предание усопшего кремированию.

История возникновения

Данный обряд считают важным для христиан. Церковь рассматривает проведение земной жизни, при которой тело должно вести себя так, чтобы в последствии стать нетленным и бессмертным. Смерть считается лишь рождением в вечность. После смерти тело просто засыпает, а душа направляется на встречу с Господом, а также на частный суд. И к этому процессу стоит тщательно приготовиться. Если подготовка тела к процессу погребения проводится достойно, то этим верующие показывают свою надежду на воскресенье мертвого.

Некоторые обряды погребения человека чем-то очень напоминают таинство крещения. Это объясняют тем, что во время крещения человек возрождается от греховной жизни для богоугодного и святого служения Господу, а вот через смерть он проходит процесс возрождения для лучшей, новой, вечной жизни рядом с Христом.

Первые воспоминания о том, как должен быть проведен обряд погребения, описан еще в Евангелии. Там идет речь о погребении Иисуса Христа. В православных обрядах есть также некоторые правила, которых стоит придерживаться во время приготовления к похоронам, а также при их проведении.

Особенности подготовки к погребению и проведение самого обряда

Перед тем как положить тело в гроб его сначала необходимо омыть, а затем одеть. Только после этого труп стоит вкладывать в гроб. При выборе одежды стоит придерживаться определенных рекомендаций:

  • Обычные люди должны быть похоронены в гражданских одеждах, военные, пожарные и полицейские – в форме.
  • Одеяние для мужчин должно состоять из: классического костюма сдержанных тонов, рубашки, нижнего белья, носков, туфлей или тапочек и галстука (по желанию).
  • Одежда женщин: платок, платье, нижнее белье, туфли или тапочки и колготы или чулки. Преимущество отдается одеянию светлых тонов.
  • Одежда незамужних девушек может состоять из: свадебного платья, фаты, туфель, белья.
  • Многие говорят о том, что использовать красный цвет на похоронах нельзя. Почему нельзя хоронить в красной одежде и платье? Есть поверье, что этот цвет притянет еще прочие смерти близких усопшего.
  • Основное требование к одежде – это удобность. Также предпочтение отдают одежде светлых тонов. Рекомендуют использовать новую одежду, но в связи со сложной экономической ситуацией можно использовать и ту, которую уже носили. Она должна быть чистой, выстиранной и выглаженной. Если в доме, где умер человек нет подходящей одежды, то ни в коем случае не стоит отдавать свою, так как это может привести к некоторым проблемам в будущем.

Почему нельзя хоронить с обручальным кольцом и другие приметы

Многие также говорят о том, что необходимо снимать обручальное кольцо с умершего.Хоронить с обручальным кольцом покойника ни в коем случае нельзя. Есть поверье о том, что супруга или супруг может вскоре умереть. Кроме того, также стоит снять все ювелирные украшения, так как это может привлечь внимание мародеров.

Почему нельзя хоронить с открытыми глазами

После смерти и до момента погребения необходимо смотреть на то, чтобы оба глаза были закрыты. Порой на них накладывают монеты, которые препятствуют спазму мышц. Потом их забирают. Относительно этой приметы есть свое толкование. Говорят, что если у покойника открыт глаз, то таким образом он себе спутника высматривает, который вскоре пойдет за ним. Именно поэтому стоит быть осмотрительными.

Игрушки для умершего ребенка

Есть также примета, что нельзя хоронить ребенка без игрушек. Их кладут или в гроб или привязывают к кресту. Считается, что ребенку они нужны будут для того, чтобы играться с ними в другом мире. На детские похороны принято приносить цветы светлых тонов, предпочтительно белые, особенно если умерла девочка.

Многие также говорят, что стоит разбудить всех в доме в тот момент, когда мимо окон проходит похоронная процессия. Почему нельзя спать когда хоронят человека? Объясняют это тем, что душа умершего может забрать с собой душу того, кто спит. Именно с этой целью необходимо разбудить всех в доме, чтобы избежать потери близких. Не нужно жалеть в такой момент и сна маленького ребенка. Пусть лучше он поплачет от резкого пробуждения, чем с ним станет что-то непоправимое.

Почему нельзя хоронить домашних животных

Однозначного ответа на данный вопрос никто не даст. Считается, что только человеческая душа способна воскреснуть и присоединится к Господу. А души домашних животных не подобны человеческим, поэтому не нуждаются в захоронении. Кроме того есть и мнение о том, что при разложении труп животного может спровоцировать возникновение эпидемии некоторых заболеваний.

Почему нельзя хоронить самоубиенных на кладбище

Данный запрет распространяется на тех, кто самостоятельно свел счеты с жизнью. Суицид считается огромным грехом не только против своей души, но и перед Господом, поэтому самоубийц не хоронят на кладбище. Так как люди, которые похоронены на кладбище, прошли отпевание и находятся под защитой Господа, то самоубийцам там делать нечего. Таких усопших не принято отпевать и поминать.

А хоронят их на специальных кладбищах, вдоль дорог или за пределами общих кладбищ. В наше время немногие придерживаются данного требования и всякими путями стараются скрыть такой факт смерти близкого человека. Но разве данное действие принесет покой душе умершего?

Читать еще:  Пасха история возникновения праздника кратко

Исключением из данного правила могут быть только некоторые группы людей:

  • Люди с психическими заболеваниями. Для этого родственникам необходимо показать справку об учете в психиатрической больнице усопшего.
  • Люди, гибель которых вызывает подозрение о совершение над ними насильственной смерти, которую хотели выдать за самоубиство.
  • Точно не выясненные причины смерти человека.

Когда не проводят захоронения

Наиболее подходящим днем для погребения считают третий день после смерти. Это связано с соотношением человеческой души и Христом. Именно в этот день обрываются все связи тела и души. Также в этот день душа вместе с ангелом хранителем идет в Царство Небесное.

Считается, что проводить ранее похороны нежелательно, так как душа еще в мире живых, а видеть свои похороны ей не желательно, так как это стресс для недавно почившего.

В какие церковные праздники нельзя хоронить

К таким праздникам относят:

  • Рождество Христово,
  • Пасху,
  • Седьмицу, а также прочие большие праздники.

Хотя относительно Пасхи есть двоякое мнение. Считается, что хоронить на Пасху можно, а умереть – это божья благодать. Таким умершим уготовано Царствие Небесное. Священники говорят о том, что почивших в этот день хоронят и отпевают по особому пасхальному чину. Но все же поминки, которые попадают на Седьмицу, переносят на Радуницу.

А почему нельзя хоронить на Рождество? Данный день принято считать днем рождения Христа. И именно в этот день рождение должно победить над смертью. Так что желательно спросить у священника о возможности переноса или проведения погребения. Он даст Вам совет, как поступить в данной ситуации.

Помните, что похорон – это ответственный момент, во время которого стоит соблюсти все необходимые требования. Ведь самое главное при этом обряде – это дать возможность душе беспрепятственно попасть в Царствие Небесное.

Святочные покойники

Близятся Святки, начинающиеся 6 января Рождественским cочельником и продолжающиеся до 19 января — праздника Крещения. В народе существовало стойкое представление о том, что в первый день Святок на землю приходят души умерших и с Рождества до Крещения творится разгул нечистой силы. Это было обосновано верованием в то, что Бог, радуясь рождению сына, выпустил из «иного мира» покойников и всякую нечистую силу «гулять по белу свету».

Близятся Святки, начинающиеся 6 января Рождественским cочельником и продолжающиеся до 19 января — праздника Крещения.

В народе существовало стойкое представление о том, что в первый день Святок на землю приходят души умерших и с Рождества до Крещения творится разгул нечистой силы. Это было обосновано верованием в то, что Бог, радуясь рождению сына, выпустил из «иного мира» покойников и всякую нечистую силу «гулять по белу свету».

Со «страшными вечерами» и «кривыми» неделями были связаны всевозможные магические обряды, гадания, приметы и запреты, регламентирующие поведение людей во время Святок или колядок. Само колядование представляло собой рождественский обход односельчан с поздравлениями, во время которых колядующих одаривали пирогами, лепешками, пряниками, конфетами и даже деньгами.

Колядовать отправлялись вечером накануне Рождества, Нового года и Крещения. Главным атрибутом была коляда — самодельная Вифлеемская звезда на палке. Колядующие ходили вечерами по домам односельчан, высказывали им свои пожелания в форме колядных песен и собирали дары. Молодежь, поющая в первый день Рождества славу Христу, получила прозвище «христославцы». За хорошие пожелания богатые хозяева щедро одаривали всех участников колядок, бедные отделывались краюхой хлеба. Если же хозяева оказывались совсем скупыми, то колядовщики могли пожелать им несчастий. Например, «На Новый год осиновый гроб, кол да могилу, ободрану кобылу…».

Время Святок было веселым временем в ярославских деревнях. «Беседы» становятся оживленнее, «плясы» и «игры» веселее; ожидание мясоеда — ожидание свадеб в значительной степени располагает к веселью местную молодежь», — отмечал исследователь старины В. И. Ивановский в книге «Святочные обычаи «ряженье» и «гаданье» в Вощажниковской волости Ростовского уезда Ярославской губернии».

Ивановский выделял три вида ряженья: молодежи, баб и мужиков. Молодежь рядилась для своего удовольствия, при этом девицы не забывали и практическую сторону: ходили к священнику, учителю, богатым мужикам-«питер­цам», где им кое-что и перепадало «на гостинцы». Бабы рядились, чтобы получить несколько гривенников «на чай», для мужиков это была почти исключительно выпивка. Молодежь рядилась целой компанией, человек пять-шесть, и отправлялась на «беседу» в свое село или в соседнюю деревню. Здесь они танцевали, плясали и «чудили». Среди ряженых парней можно было встретить и седого горбатого «старика», еле передвигающего ноги, и скрюченную до земли «старуху», жену старика, «колдуна», «солдата», «урядника», если была возможность достать подходящий костюм.

Ряженые девицы разделялись на две группы. Одна часть, убрав косы под картузы и натянув какие-нибудь «штаны» и «пенжак», подведя углем усы, изображала «парней». А другая, более пассивная, танцевала с новоявленными «молодцами» за «девиц».

Бабы рядились в одиночку, да и то только самые разудалые. Они обыкновенно обряжались «цыганкой»: пестрое платье, цветной платок на голове да другой на плечах, сверток тряпок изображал «ребенка у груди». Ряженая «цыганка» занималась «гаданьем», предсказывала по ладони будущее: кто скоро выйдет замуж, кто женится, какова будет жизнь в замужестве, получая за это пятаки да гривеннички.

У мужиков в Вощажниковской волости самым распространенным ряженьем было «вождение медведя». Один из весельчаков при помощи вывернутой овчинной шубы, ползанья на четвереньках с веревкою в зубах и глухого ворчанья изображал из себя медведя на цепи. Другие исполняли роль вожаков и музыкантов (со сковородой или заслонкой). Войдя в дом, «медведь» показывал, «как ребята горох воруют» и «как русские мужики водку пьют», первым выпивая подносимую хозяином рюмку и тем самым открывая выпивку. Помимо медведя рядились быком, лошадью, нищими.

На русском Севере ряженые нередко изображали персонажей загробного мира: оборотней, покойников, мертвецов, умрунов, разыгрывая сцены отпевания покойника, причастия и оживления мертвеца. В покойников рядились лишь мужчины, но никак не девушки и дети. В большинстве деревень ряженье воспринималось как дело греховное. По прошествии праздника участники ряженья должны были пройти обряд церковного очищения, окропить себя святой водой или искупаться в проруби.

Смерть в деревне всегда порождала ужас и скорбь, но здесь была не настоящая смерть, смерть понарошку, что в конечном счете вызы­вало веселье. Своим страшным видом ряженые старались испугать окружающих, угрожали хозяевам и детям, гонялись за девушками и приставали к ним.

«Покойника», чаще всего самого разбитного парня, облачали в белый саван, которым служила простынь, лицо натирали мукой, в рот вставляли зубы из картофеля, клали на скамейку или в гроб и, чтобы не выпал, привязывали веревками. Гроб вносили на «беседу» и ставили посредине избы. Начиналось импровизированное «отпевание», после чего девушек подводили «попрощаться с покойником» или «поцеловать родителя». Иногда им завязывали глаза и заставляли целовать то, что подвернется. Нетрудно догадаться, что девушкам в таком случае «подворачивалось». Другой забавой было «шелк мерить», когда детородный орган «покойника» заматывали нитками и заставляли девиц «отмерить себе на платье и откусить». Пели: «Поп кадит, а покойник-то глядит. Поп поет, а покойник-то встает». Естественно, во время «прощания» «покойник» хватал какую-нибудь девушку или просто вскакивал. Ужас сменялся всеобщим визгом и смехом.

К числу святочных бесчинств можно отнести подпирание дверей с внешней стороны дома, засыпание снегом окон, затыкание трубы, хищение саней и другой хозяйственной утвари. Двери и калитки «примораживали», засыпав порог снегом, а затем для надежности облив водой, — дверь было не открыть. Кроме заваливания окон снегом их могли замазать сажей: хозяева утром проснутся, а за окнами темнота. Печную трубу затыкали снопом соломы, заваливали снегом и поливали водой. Во время топки печи изба наполнялась дымом.

«Ходили в Новый год ряженые, заходили в каждый дом, — вспоминает одна из жительниц Ростовского района. — Попляшут, попоют, а хозяева им — подарочек. Подростки чудили: если парень с девушкой дружит, то золой посыпали дорожку от его дома к ее. Утром на снегу все и видно, кто с кем связан. Под Новый год убирали вокруг дома все вещи. Если кто что оставит — наутро уже не найдешь: все свезут, стащат на лобное место посреди деревни. Озорники! И пойдут бабы утром разбирать свое. У кого санки увезли, у кого бочку укатили. Все смеются».

В Ильинской волости практиковался обычай «хрипать женихов». Это был своеобразный обряд сватовства, когда молодежь подходила к дому своего суженого и, изменив голос под хрюкающую свинью, спрашивала в окно: «Не надо ли вам жениха?» А из избы отвечали через окно: «Милости просим, пожалуйте!»

В деревне Святки воспринимались как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Неудивительно, что особое место в это время занимали приметы, по которым люди пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве на предстоящий год. Святочное гадание занимало существенное место в традиционной народной культуре.

Вторая часть работы Ивановского рассказывает о таком виде святочного веселья в деревне, как гадание. Гадала преимущественно опять же молодежь, особенно девушки, парни участвовали больше ради шутки. Гадали на протяжении всех Святок, однако особо «вещими» днями были канун Нового года и Крещения.

Среди примеров гаданий общего характера исследователь ростовской старины называет «литье олова или воска в ковш с холодной водой», «литье яичного белка в стакан с холодной водой», «жжение бумаги». Во всех случаях рассматривается получившаяся фигура — «счастье», которой дается объяснение. Весьма оригинальным было гадание, когда на стол, посыпанный ов­сом, сажали петуха и смотрели: чье кольцо он выкинет — тому жениться или выйти замуж. Другой способ гадания — беганье с водой. Девицы шли на пруд или к колодцу, набирали полный рот студеной воды и во всю мочь, не оглядываясь, бежали к своим домам. Кто не проглотит и не выплюнет воды, ту, значит, и выдадут замуж.

Как и в поэме Жуковского «Светлана», девушки бросали через колодец башмак. Куда он ляжет носком, с той стороны нужно и жениха ждать. Имя суженого спрашивали у первого встречного или первого славильщика. Как звали его, так будут звать и жениха. Иногда, зная об этом, прохожий нарочно называл редкое в здешних местах имя или вообще отвечал: «Зовут зовуткой, величают ут­кой».

Чтобы приснился жених, девушки втыкали на ночь в косу конец веретена или запирали дужку ведра замком, а ключ клали под голову или на мизинец правой ноги. При этом говорили: суженый придет коня поить, у меня ключа просить. Приступая к гаданию, девушки обыкновенно говорили: «Не властен Бог, не благословил Христос».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector