0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Смысл праздника пасха

Христианский праздник Пасха: история и значение

Совсем скоро почти весь христианский мир будет праздновать Пасху. Что такое Пасха? Откуда берет истоки этот праздник, и что говорит Библия о нем? Изначально праздник Пасхи библейский. Как известно из книги Исход, когда Моисей хотел вывести израильтян из Египта, фараон не хотел отпустить народ. И Бог послал на эту страну десять казней. Последняя, десятая казнь, была самая страшная — погибли все первенцы Египта. Но Всевышний защитил израильтян, дав особые повеления:

И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. (Русский Синодальный перевод Библии Исх.12:1-11)

Это событие положило начало празднования Пасхи. Евреи и Иисус праздновали этот праздник. На что еще указывал этот иудейский праздник? Главным атрибутом Пасхи был ангец. Это жертвенное животное служило символом смерти Иисуса. Ангец должен был умереть, чтобы еврейская семья осталась жить. А Иисус умер, чтобы все люди получили право на вечную жизнь. Именно поэтому апостол Павел писал: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.»(Русский Синодальный перевод Библии 1Кор.5:7). Иисус Христос перед своим распятием праздновал с учениками Пасху, согласно написанному в Священном Писании, вечером 14 Нисана. Иисус дал наставление вспоминать Его крестную смерть за людей. Далее Павел подтверждает это повеление Иисуса: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.»(Русский Синодальный первод Библии 1Кор.11:26). Почему сейчас на Пасху мы привыкли слышать фразу «Христос воскрес» и отвечать на нее «Воистину воскрес»? Споры вокруг этого праздника велись веками, причем совершенно в разных аспектах. Одни спорили о дате празднования, другие — о ритуале. Со временем в христианской традиции изменилось значение праздника. Желание отделится от всего иудейского привело к изменению смысла Пасхи. Вместо воспоминания смерти Иисуса – Пасхального Агнца, церковь создала новый праздник посвященный воскресению Иисуса и назвав его Пасхой. Если библейскими символами Пасхи Нового Завета были пресный хлеб и вино, то символами современной Пасхи являются крашеные яйца, кулич и творожная пасха. Откуда берут начало данные символы? Процитирую публикацию с православного сайта об этих символах:

«Крашеные яйца: Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых. Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным!». И тотчас яйцо стало красным. Так это или нет, мы не знаем. Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец. Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой. Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них «Х. В.», что значит «Христос Воскресе!», дарили эти яйца друг другу. Кулич: Еще язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Они стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб – кулич, является прообразом хлеба будущего вечного блаженства. Творожная пасха – в виде пирамидок, символ Церкви Христовой. Что такое творог? Изменившееся, створожившееся молоко. Кто такой христианин? Человек, преображенный, измененный Духом Святым. Творожная пасха означает Церковь, составленную из всех нас – христиан».
Источник

Как видно происхождение символов современной Пасхи берет свое начало из язычества. Христианство пришло в языческий мир славянских народов и просто отобрать у людей их любимые праздники было невозможно. Поэтому духовенство вкладывало в языческие праздники Евангельский и христианский смысл. Церковь заменила библейскую атрибутику Пасхи на более привычную простому народу. Мало кто из христиан вкладывает языческий подтекст, когда празднует Пасху. Да и в большинстве случаев люди совершенно не придают этому празднику значение, как известно русскому человеку нужен только повод… Иисус Христос оставил нам праздник Вечери Господней, это и есть христианская Пасха. Поэтому я призываю Вас в этот праздник, вспомнить Того, кто является главной Причиной этого события.

Значение праздника Пасхи. Христианский праздник Пасха: история и традиции

Пасха в России, как и в других странах, – праздник праздников, торжество торжеств. Но сегодня мир стремительно меняется, и самое главное, то, что остается неизменным, уходит на второй план. Редко сегодня молодежь, особенно в мегаполисах, понимает значение праздника Пасхи, ходит на исповедь и искренне поддерживает вековые традиции. А ведь Пасха – главный православный праздник, несущий свет и радость целым народам, в семьи и душу каждого верующего.

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти.

Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует.

В некоторых языках слово произносится так – «Писха». Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа.

История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства.

Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней. Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома — ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом.

Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает – прошедший мимо, миновавший.

Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино – кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия.

Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье – днем радости.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи – в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед.

За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Великий пост

Пасха в России — один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост.

Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила.

40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы. В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!» Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии.

Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб – пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Читать еще:  Ярослав мудрый как поборник просвещения

Женщины — последовательницы Христа — утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем – днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, – Христос воскрес.

Пасха: традиции разных стран

Во многих странах мира верующие красят яйца и пекут куличи. Рецептов куличей большое множество, и в разных странах они отличаются также формой. Конечно, не в этом суть Пасхи, но это традиции, которые сопровождают праздник уже много веков.

В России, Болгарии и на Украине «бьются» крашеными яйцами.

В Греции в пятницу, предшествующую Пасхе, работать молотком и гвоздями считается большим грехом. В полночь с субботы на воскресенье, после торжественной службы, когда священник провозглашает «Христос Воскрес!», ночное небо озаряет грандиозный фейерверк.

В Чехии в понедельник, следующий за пасхальным воскресеньем, девушек бьют плетями в качестве комплимента. А они могут облить молодого человека водой.

Австралийцы делают шоколадные пасхальные яйца и фигурки разных зверей.

Украинские пасхальные яйца называются «писанки». Детям дарят чистые белые яйца, как символ их длинного и светлого жизненного пути. А пожилым – темные яйца со сложным узором, в знак того, что в их жизни было много трудностей.

Пасха в России несет свет и чудо в дома верующих. Освященным пасхальным яйцам нередко приписывают чудодейственную силу. Утром в воскресенье при умывании освященное яйцо кладут в таз с водой, и каждый член семьи должен умыться им, натирая щеки и лоб.

Красное пасхальное яйцо имеет особую символику. В Греции красный – цвет скорби. Красные яйца символизируют гробницу Иисуса, а разбитые – открытые гробницы и Воскресение.

Приметы на Пасху

У каждого народа есть свои уникальные приметы, связанные с этим днем. Современный человек не всегда верит в них, но знать про это интересно.

У некоторых народов хорошей приметой считается в пасхальную ночь искупаться в источнике и принести этой воды в дом.

Накануне Пасхи в домах наводят порядок, готовят, пекут, но во многих странах грехом считается работать в субботу. В Польше приметы на Пасху запрещают работать хозяйкам в пятницу, иначе вся деревня останется без урожая.

Светлое Христово Воскресение. Духовный смысл праздника. История установления. Иконография. Церковные обычаи.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Пасха – это не просто праздник. Воскресение Христово – это суть христианства, это основа и венец христианской веры. Это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы – сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел.

Что же мы празднуем в Пасху?

Слово «Пасха» (евр. Песах) значит с еврейского «прехождение, избавление».

Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Накануне последней из десяти казней египетских – поражения первенцев – Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью пометить дверные косяки (Исх.12:22-23). В ночь 15 нисана Бог, поразивший смертию египетских первенцев во всем царстве, «прошёл мимо» домов евреев и они были спасены. Истребление первенцев заставило фараона Рамзеса отпустить евреев в обетованную землю (Палестину) под предводительством Моисея (1570 до Р. X.).

Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христа – это дарованная нам победа. Смерть навсегда упразднена; теперь смерть мы называем успением, временным сном. И когда умираем, мы уходим не в бездну отчаяния и богооставленности, а к Богу, возлюбившему нас так, что Он Сына Своего единородного, единственного, возлюбленного дал, чтобы мы поверили в Его любовь!

Как пугает и страшит нас смерть! Неверующему человеку кажется, что с его уходом из земной жизни опускается черная непроницаемая завеса, наступает небытие и конец всему. А смерти нет! За ней – свет Воскресения. И Христос показал и доказал нам это.
Воскресение Христово именуется Пасхой не случайно. У евреев Пасха связана с воспоминанием об избавлении от египетского рабства. Накануне Исхода из Египта каждая еврейская семья должна была принести в жертву Богу агнца в знак избавления. Господь Иисус Христос стал жертвенным Агнцем, закланным за грехи всего человеческого рода. Он стал новой Пасхой, Пасхой святой и спасительной для всего мира, а не для одного народа или одного сообщества людей.

История установления празднования Пасхи

Праздник Пасхи установлен уже в апостольской Церкви и праздновался в те времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла две седмицы: предшествующую дню Воскресения и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная или Пасха страданий, и Пасха воскресная, т.е. Пасха Воскресения. После Никейского собора (325 г.) эти наименования считаются вышедшими из употребления и вводится новое название – Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху праздновали не везде в одно и то же время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, праздновали ее в 14-й день нисана (марта), на какой бы день седмицы не приходилось это число. А Западная Церковь, считая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершала ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие по этому вопросу между Церквами была сделана при св. Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века, но успехом не увенчалась.

Два различных обычая существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором было вынесено постановление праздновать Пасху (по правилам Церкви Александрийской) повсеместно в первое воскресение после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля, чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Римская церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен католики произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской церковью последовали и протестанты. Из-за этого у них бывает, что иудейская Пасха следует после их Пасхи, что является нарушением постановления I Вселенского Собора.

Сейчас для расчета дня Пасхи, используются специальные календари –Пасхалии. Сложная система вычисления основана на лунном и солнечном календарях.

При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля по н. ст.) до 25 апреля (8 мая по н.ст.), именуемых «пасхальными пределами» и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.

Иконография праздника

Распятый в пятницу и Воскресший в воскресенье, Христос в субботу нисходит во ад (Еф.4:8-9; Деян.2:31), чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Неслучайно канонической иконой Воскресения Христова является «Сошествие во ад».

Конечно, существуют иконы Воскресения, на которых изображают явление Христа мироносицам и ученикам. Однако в подлинном смысле иконой Воскресения является изображение сокрушения смерти, когда душа Христа, соединенная с Божеством, спустилась во ад и освободила души всех находившихся там и ожидавших Его как Спасителя. Разрушение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символически изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции – Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада.

Первое, что бросается в глаза в иконе сошествия, – это то, что в аду находятся… святые. Люди в нимбах окружают Христа, сошедшего в преисподнюю, и с надеждой смотрят на Него.

До пришествия Христова, до того, как Он соединил в Себе Бога и человека, для нас был закрыт путь в Царство Небесное. С грехопадения первых людей в структуре мироздания произошла катастрофа, которая перервала животворящую связь людей и Бога. Даже в смерти праведник не соединялся с Богом.

Состояние, в котором пребывали души умерших, в древнееврейском языке обозначается словом «Шеол» – безвидное, сумеречное и безобразное место, в котором ничего не видно (Иов. 10:21-22).

И вот пришло время, когда надежды, казалось бы, обманутые, все же оправдались, когда исполнилось пророчество Исаии: «На живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Ад обманулся: он думал принять свою законную дань – человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника, Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы – но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы – Отец Света.

«Свет Христов просвещает всех». Может быть, именно это хотел сказать древний иконописец, помещая на иконе Воскресения среди встречающих Спасителя людей не только с нимбами, но и без них.

На первом плане иконы мы видим Адама и Еву. Это первые люди, лишившие себя богообщения, но они же дольше всего ждали его возобновления.

Рука Адама, за которую его держит Христос, бессильно обвисла: нет у человека сил самому, без помощи Бога, вырваться из пропасти богоотчужденности и смерти. «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24). Но другая его рука решительно протянута ко Христу: Бог не может спасти человека без самого человека. Благодать не насилует.

По другую сторону от Христа – Ева. Ее руки протянуты к Избавителю.

Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека – с его покаянием и обновлением. Так встречаются в Воскресении «усилия» человека и Бога. Так решается судьба человека.

Церковные обычаи

Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью. Большую роль в богослужении играет Благодатный огонь. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. Именно в Великую Субботу, под Светлое Христово Воскресение, в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». В православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. По прибытии огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам. Верующие тут же возжигают от него свои свечи.

Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. К полуночи шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени.

На Пасху открываются Царские врата и остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы, в знак того, что теперь, Воскресением Христовым, открыты для всех врата Царствия Небесного.

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса – большой просфоры с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым. Пасхальный артос – символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он говорил: «Аз есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48-51).

Историческое происхождение артоса таково. Господь Иисус Христос после Своего Воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб, тем самым апостолы изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди них.

Постепенно появилась традиция в праздник Воскресения оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу, после благословения, раздается верующим. Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам.

Артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может длиться вечно. Артос – это символ самого насущного хлеба – Христа Спасителя, Который есть Жизнь!
Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким артосом, перенесенным на праздничный стол, стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб). Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). И если в артосе нет ничего лишнего, ни сдобы, ни ароматических веществ, то в пасхальном куличе, напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи.

Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.

Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества.

Еще один атрибут пасхального стола – творожная пасха – символ земли обетованной, где течет «мед и млеко». Это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной вечности, которая, по пророчеству Апокалипсиса, является «новым небом и новой землей». А «горка», форма, в которую укладывается пасха – это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима – города, в котором нет храма, но «Сам Господь Бог Вседержитель – храм его и Агнец».

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос Воскресе»! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца.

Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским). В России пасхальными яйцами «христосуются» – разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки.

После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица. Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся».
Начиная с пасхальной ночи и последующие 40 дней (до Вознесения Господня) принято приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Помимо ежегодной Пасхи существует ещё и Пасха недельная – так называемая малая Пасха, светоносный день воскресенья.

Материал подготовили Светлана Финогенова и Сергей Шуляк

Пасха, Светлое Христово Воскресение – суть праздника, история, традиции, приметы

Пасха – один из самых главных церковных праздников. В 2020 году православные встретили Светлое Христово Воскресение 28 апреля.

Пасха ежегодно приходится на весну – дату празднования рассчитывают по специальному церковному календарю. Обычно православные и католики празднуют Светлое Христово Воскресение в разное время – в этом году католическую Пасху отпраздновали 21 апреля. Даты празднования иногда совпадают – католики и православные в последний раз вместе праздновали Пасху в 2017 году.

Суть и значение Пасхи

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими.

Для христиан праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней.

История праздника

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к Библии, а именно к её части под названием «Исход». В ней повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.

Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху (Песах), как освобождение от египетского плена.

Фото: italia-facile.ru

Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не заканчивается. Спустя много веков после Исхода на израильской земле родился Иисус Христос. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя три года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был принесен в жертву за грехи мира, а его кости также не были сломлены.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения – Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Традиции

Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца (символ вечной жизни и чуда Воскресения); Благодатный огонь и крестный ход.

Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых!»

На Пасху и сорок дней после нее у православных принято приветствие: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес» с троекратным целованием. Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо – символ жизни, а красный цвет скорлупы – крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца (“крашенки”) и расписанные узорами (“писанки”) принято дарить родным и гостям.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.

Всю неделю после Пасхи на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам.

Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома. Это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение.

Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника.

Фото из свободных источников

Много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет – символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте. Некоторые люди считают, что, разбивая крашенное яйцо, мы помогаем разбить оковы красной скорлупы, то есть – жизни победить смерть.

По другой версии, традиция бить яйца на Пасху связана с тем, что гробница в которой Иисус был упокоен после смерти, был закрыт камнями, форма которых напоминала яйцо. Поэтому бить яйца на Пасху – это символическое открытие гробницы и Воскресения Спасителя.

На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка – побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше.

Считалось, что пасхальное яйцо в кармане – оберег от болезней, сглаза, а также от пожара. Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача.

Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников».

Приметы

После освящения в церкви, каждый хозяин старался как можно скорее донести пасхальный кулич домой. Этот обычай основан на народном поверье: кто первый прибежит с Пасхой домой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы.

В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверия:

  • Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
  • Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и целый год будет в работе обгонять других.

Приметы погоды на Пасху имели большое значение для наших предков, ведь именно по ним можно было узнать, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год.

  • Если в этот день разыграется гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Дождь без грозы предвещает дождливую весну.
  • Если пасмурно, значит, и лето будет холодным и пасмурным.
  • Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай.
  • Холодная, но не минусовая погода — к сухому лету. Сходит весь снег полностью к урожайному году.
  • Если во вторник после Пасхи будет ясная погода, то всё лето будут лить дожди.
  • А если тепло и ясно в воскресенье, значит, лето будет солнечным и урожайным.
  • Звездная, ясная ночь на Пасху обещает заморозки и похолодания.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Духовный смысл и традиции празднования Пасхи на Руси

Душа человека жаждет вечной счастливой жизни. Ищет её… И поэтому к светлой заутрене так стремятся люди в храм Божий. Их душа, данная Богом каждому человеку при его рождении, тянется к свету незаходимого Солнца Правды, стремится к истине.

Воскресение Христа – это основа нашей веры, это нерушимая опора в нашей земной жизни.

«Если бы Христос не воскрес,- говорит апостол Павел,- то напрасна и проповедь наша, тщетна и вера наша.» Но Христос воскрес и совоскресил с Собою всё человечество!

Глубочайший смысл Воскресения Христова – в вечной жизни, которую Он даровал всем своим последователям.

И вот уже почти 2000 лет Его последователи неколебимо верят не только в то, что Христос воскрес, но и в своё грядущее воскресение для вечной жизни. Праздновать Пасху – это значит всем сердцем и помышлением благодарить и прославлять Бога за неизреченный дар воскресения и любви. Праздновать Пасху – значит стать новым человеком.

Каждый год ранней весной весь христианский мир с зелёными веткам, а Россия – с пушистой вербой, празднует Вход Господень в Иерусалим. Стоя в храме с вербой в руках, мы становимся участниками встречи Спасителя, который едет на ослике навстречу Своим страданиям. Но разве может страдать Бог? Ведь Он Всесильный!

Может. Как любящий отец, бросаясь в огонь, чтобы спасти своего ребёнка, сгорает сам, так и Иисус Христос, спасая всех нас, пошёл на страшную, мученическую смерть. Но вот ночью с субботы на воскресенье свершилось величайшее чудо: Господь наш Иисус Христос воскрес из мёртвых!

«Радуйтесь!» – сказал после Своего Воскресения Господь всем, любящим Его. Радуются люди тому, что отныне, подобно Богу, победив смерть, будут жить вечно. Праздник Воскресения Иисуса Христа – Пасха. Смысл празднования Святой Пасхи заключается в том, что Христос сделал невозможное для людей: Он освободил нас от проклятия, диавола и смерти. В день Святой Пасхи все верующие во Христа вместе с ним побеждают внутри себя душевную дисгормонию и приобретают некогда утерянный духовный мир.

Название «Пасха» является прямым перенесением названия иудейского праздника, который отмечался ежегодно в течение недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца ниссана. Это слово было заимствовано из древнего пастушеского обычая празднования перехода с зимнего пастбища на летнее.

Праздник Пасхи у христиан всего мира – один из самых важных в христианском календаре.

Пасхальное воскресенье не постоянно. Каждый год дата проведения Пасхи различная. Порядок празднования пасхального воскресения утвердили на церковном Соборе в Нике в 325 г.н.э.

В Великую субботу, накануне Светлого Христова Воскресения, ежегодно совершается величайшее чудо в мире – схождение благодатного огня над Гробом Господнем.

Вся неделя, начиная со Светлого Христова Воскресения и по следующую субботу включительно, носит название Светлая седмица.

К празднику Пасхи традиционно готовятся пасха, кулич, крашеные яйца. Всё это освящается в храме во время молебна в Великую субботу.

Главная часть праздника – торжественная пасхальная служба в храме. Празднование Пасхи начинается с вечера и ночи Великой субботы. Во время службы многократно звучат слова: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Богослужения в пасхальную ночь заканчиваются около 4-х часов. В эту же ночь те, кто оставался дома, тоже старались бодрствовать. В домах до утра горел свет, зажигали свечки перед иконами, молились Богу, рассказывали библейские сюжеты о жизни Иисуса Христа, святых апостолов и других святых. Сейчас желающие могут посмотреть все пасхальные Богослужения, транслирующиеся по центральным каналам телевидения из главных храмов Москвы.

На Руси Пасха сопровождалась не только церковно – православными обрядами, но и обрядами, которые пришли из языческих времён. Для русских Пасха всегда имела всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, всем людям. Пасха символизирует саму благодать жизни, является символом вечной жизни.

Во многих местностях России день Воскресения Христова называется Великим Днём, поскольку считалось, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется 7 обычным дням.

В народе по поводу предпасхальной ночи и торжественной заутрени существовало много примет, суеверий, обычаев.

Люди верили, что в первый день Пасхи солнце «играет»: растягивается то в длину, то в ширину, распадается на несколько маленьких солнц. Верили, что в первые дни после своей смерти, от Пасхи и до Вознесения, Иисус Христос ходит по земле среди людей и чаще всего в виде нищего. Потому в это время к нищим, калекам, старцам относились особенно сочувственно, наделяя их едой и милостыней.

На второй неделе Пасхи принято посещать кладбища – ходят христосоваться с покойниками. На могилах оставляют крашеные яйца, немного хлеба и пива.

Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с Воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Одним из красивейших событий празднования Пасхи является обход дворов гурьбой и распевание торжественных поздравительных песен. Песни посвящались хозяину, хозяйке, всей семье. Обычно возглавлял шествие начинатель – запевала с могучим голосом, который пел основной текст, и подхватчики, что пели припевы после каждой строки.

Эти пасхальные «колядования» начинались со слов:

Ну – те , братцы – товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пройдёмте в тое село,
Поздравим их с праздником,
Их с праздником, с Христовым днём,
С Христовым днём, красным яйцом!

За восхваления и пожелания крестьяне выносили яйца, сало, деньги, пирогов, молока, конфет и т.д.

Но не только дань своему суеверию отдаёт в светлые пасхальные дни народная Русь: крепка она своею простодушной верою во Христа, свято чтят в ней все обряды христианского благочестия. Всю Светлую неделю льётся по всей Святой Руси радостный пасхальный звон.

Почему же для нас Воскресение Христово Праздник, Торжество из торжеств? Мы празднуем победу над смертью; мы хотим увидеть небо отверзтым; ангелов Божиих, сходящих оттуда; достичь жизни духовной, быть с Богом и в Боге. Для этого нам нужно стараться делать так, чтобы Он захотел пребывать с нами, грешными. И когда Господь придёт к нам, это и будет Царство Небесное внутри нас.

Похристосуется – разговеется, помолится и во храме Божием, и у себя дома православный люд, примет и причт церковный, и богоносцев с иконами, вдосталь наслушается красного пасхального звона – встретит праздничек Христов честь честью, по-праздничному, по-весёлому. Светло, радостно у него на душе, светло-радостно и кругом – куда ни глянет. И как-то легче дышится, и как-то звонче поются песни – веснянки, и как-то вольнее слетают с языка красные речи крылатые.

А навстречу Светлому празднику идёт в народную Русь Радоницкая – Фомина неделя со своими цветистыми сказаниями и поверьями, со своими самобытными обычаями.

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, ‑ главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая). В 2011 г. Пасха празднуется 24 апреля (11 апреля по старому стилю).

Это древнейший праздник христианской Церкви, который был установлен и праздновался уже в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания ‑ о страданиях и о Воскресении Христа и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования ‑ Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Слово «Пасха» пришло из греческого языка и означает «прехождение», «избавление», то есть праздник Воскресения Христова обозначает прохождение от смерти к жизни и от земли к небу.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич.

Издавна принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или «писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

На Пасху всегда готовится сладкая творожная пасха. Готовят ее в четверг перед праздником, а в ночь на воскресенье освящают.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб, чтобы они уверовали в его воскрешение. Выпекается пасхальный кулич из дрожжевого теста в цилиндрических формах.

Все православные люди искренне верят в особенные свойства пасхальных символов и из года в год, придерживаясь традиций предков, украшают праздничный стол именно этими блюдами.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector