174 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение по музыке 4 класс пасха

Доклад на тему Пасха для 4 класса по плану, как составить?

1) Когда празднуется пасха (в текущем году: число месяц)

2)Что празднуется в этот день?(в этот день празднуется праздник Пасха , в этот день люди. )

3)что означает этот праздник?

Праздник Пасха в каждом году празднуют не одно и то же в то и то же время. Это церковный, христианский праздник. Дату этого праздника можно посмотреть по церковному календарю. Но вообще-то он празднуется после Великого поста. А поститься христиане начинают после Масленицы. Хотя масленица считается языческим праздником. Но тем не менее две этих противоречивых даты взаимосвязаны между собой. От Масленицы до Пасхи должно пройти 56 дней.

Пасха — это самый интересный, оригинальный православный праздник в России, не только для детей, но и для взрослых.

Перед Пасхой, в страстную неделя, хозяйки проводят генеральную уборку дома, моют окна после зимы.

Все люди знают (даже неверующие) что в этот день воскрес Иисус Христос и доказал, что он является Сыном Божьим. На Пасху принято печь вкусные, сдобные куличи и раскрашивать яйца в разные цвета и даже расписывать их узорами. Верующие люди ходят в церковь, в ночь с субботы на воскресенье и освещают там праздничные пироги и яички. Вокруг церковного храма проводится крестный ход.

В воскресенье, люди собираются за праздничным столом, на нем обязательно должны присутствовать куличи и пасхальные яички. Почему именно их дарят верующим? Яйца считаются символом жизни.

В Пасху все верующие люди говорят друг другу Христос воскрес и отвечают Воистину воскрес. Они обмениваются при этом ритуале праздничными яичками. Почему именно их дарят верующие? Яйца считаются символом жизни. Ведь Пасха — это праздник воскрешения и новой жизни.

Следующая неделя, за Пасхой, называется Красной Горкой. В нее принято совершать добрые дела и помогать бедным.

План доклада о Пасхе для 4 класса:

  1. Описание праздника Пасхи;
  2. Приготовление к празднику;
  3. Символы праздника;
  4. Неделя после Пасхи.

Сообщение о Пасхе для 4 класса:

Праздник пасхи — это один из главных праздников для православных христиан по всему миру. У него нет конкретной даты и он устанавливается церковью, при этом всегда выпадает на воскресенье. Пасха — древний праздник, по библейской легенде в этот день произошло воскресение Христа после распятия, через которое были искуплены грехи человечества. Для верующих это символ освобождения людей от грехов. У каждой страны свои традиции празднования Пасхи. Обычно верующие воскресным утром идут в церковь с куличами, крашенными яйцами и другими продуктами, которые потом освящают. После этого верующие всей семьей садятся за праздничный стол.

К Пасхе принято готовиться заранее, в чистый четверг наводят порядок в жилище, красят яйца и готовят куличи и пасхи. Неделя перед Пасхой называется Страстной, в течении этой недели верующие соблюдают пост. Нельзя употреблять пищу животного происхождения, так же считается что в пятницу есть вообще нельзя.

Один из самых главных символов пасхи — яйцо, оно соотноситься с источником жизни. Яйца красят в разные цвета и дарят. При дарении принято говорить «Христос воскрес». Есть два типа яиц — крашенки (яйца разных цветов) и писанки (расписные яйца). Дарить яйца на Пасху принято только в России.

В этот праздник в православных церквях звонят колокола. После праздника, следующая неделя продолжает праздноваться верующими людьми. В течении недели люди угощают родственников блинами и другими вкусными блюдами и совершают добрые дела, помогая людям. По церковному поверью эта неделя называется «Красная горка». Считается, что во все эти дни бог прощает грехи, которые совершили люди.

Доклад на тему Пасха сообщение 3, 4, 5, 6, 7 класс

Пасха – самый торжественный церковный праздник. В «Новом завете» он назван так в ознаменование воскресения Сына Божия и перехода его к отцу небесному от земли на небо. Иначе праздник называется Светлое Воскресение Христово. У Пасхи нет точной даты, это – переходящий праздник: он рассчитывается по солнечному и лунному календарю. Но всегда Пасха празднуется весной. В зависимости от вероисповедания, Пасха бывает православной и католической.

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. По канонам православной церкви день весеннего равноденствия отмечается 21 марта, а по канонам католической – 3 апреля. Поэтому и даты Пасхи у православных и католиков – разные. Существует специальный календарь с датами Пасхи, он называется «Пасхалия». В этом году православная Пасха приходится на воскресенье 28 апреля. Перед Пасхой в течение 40 дней длится Великий пост, который начинается после Масленичной недели в Чистый понедельник. Считается, что поститься или «говеть» надо до утра Светлого Воскресения. После торжественного Пасхального богослужения семья садится за красиво убранный стол и начинается «разговение»: начать его надо с отведывания праздничного освященного кулича.

В Пасху принято поздравлять всех с праздником словами «Христос воскресе!» и целоваться три раза, причем, на поздравление надо ответить «Воистину воскресе!» Принято обмениваться крашеными яйцами. В Пасхальную неделю надо сходить на кладбище и отнести туда кусок кулича и крашеные яйца, оставив на могиле – так живые поздравляют с праздником остальных: ведь душа усопших остается живой.

На Пасху принято делать творожную «пасху», красить яйца и печь куличи. Окрашенные в красный цвет яйца символизируют кровь распятого Христа. Творожная «пасха» — символ гроба, в котором воскрес Иисус. И поэтому она имеет форму усеченного сверху конуса, а сбоку – две буквы: «ХВ». По вкусу напоминает нашу «Сырковую массу». Слово «кулич» в переводе с греческого означает «круглый хлеб» и является символом незримого присутствия Христа. Печь куличи и красить яйца нужно в Великий или Чистый четверг. Тогда же надо было убрать свой дом и вымыться самому, чтобы встретить праздник в чистоте. Сейчас, наверное, эти представления о чистоте несколько изменились.

Еду принять освящать. Освящают или в субботу вечером, или в воскресенье утром. Куличи перед освящением украшают искусственными и живыми цветами. В рамках праздничного вечернего богослужения незадолго до полуночи происходит Крестный ход: очень красивое и завораживающее зрелище.

В Великую субботу перед православной Пасхой происходит схождение Благодатного Огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это происходит в единственном месте один единственный раз в году. Зрелище совершенно не объяснимое и причисляемое к разряду чудес. Считается, что, если огонь не сойдет, начнется апокалипсис. Но пока, как говорится, Бог милует. В первые минуты сошедший огонь – совершенно холодный: его можно безбоязненно трогать и «умываться». Потом он приобретает обычные свойства. Скептики пытались опровергнуть наличие чуда в схождении огня, но, пока это сделать не удалось.

В СССР праздника Пасхи не было, так же, как Рождества Христова, Крещения и многих других. Тогда был другой Бог и другие праздники. И в Пасхальную ночь, чтобы молодежь не тянулась на Крестный ход, по телевизору всегда передавали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». При тогдашней скудности развлечений, это, конечно-же, было ой, как здорово. Но, несмотря на провозглашенное отсутствие Господа Бога, многие пекли куличи и красили яйца – уж очень каким-то хорошим весенним праздником была Пасха! И тогда не было ни форм для выпечки, ни краски и наклеек для яиц. А о готовых куличах и говорить нечего! В обычную эмалированную кастрюльку клали кружок кальки, которой тогда было полно во всех советских учреждениях. А для окрашивания яиц – только луковая шелуха. И смекалистые советские граждане с ее помощью добивались различных оттенков – от светло-оранжевого до густо-терракотового. И – ничего.

Сейчас – другое время. И тебе «иордань» во льду выдолбят, и «скорую» рядом поставят, и Крестный ход по телевизору покажут. Да, это, наверное, здорово. Но ведь это уже было когда-то. Все было: и Благовест, и кулич с розой, и «разговенье» с ветчиной и икрой. И об этом писала умница Тэффи ровно век тому назад. А хотелось бы, чтобы все это было всегда.

Пасха

Интересные ответы

Гончаров Иван Александрович. Родился в Симбирске, он же Ульяновск, в 1812 г. В довольно обеспеченной семье. Он был вторым ребенком. Гончаровы воспитывали четверых детей — два мальчика и две девочки.

Одуванчики, первые весенние цветы, они появляются, как только растает последний снег. Все привыкли считать одуванчики сорняком, ведь они растут повсюду и при любых условиях. На самом же деле это лекарственное растение

Одной из крупнейших мировых религий, да и самой массовой является христианство. Эта религия, которой насчитывается уже более 2-х тысяч лет, представлена во всех странах мира.

Многие читали интересную сказку о мальчике-луковице Чиполлино. Автор этого произведения – итальянец, сказочник Джанни Родари.

Стоит сказать сразу: на континенте всего лишь одна страна – Австралия. Да, государство занимает абсолютно весь материк. Честно говоря, и одного континента мало, ведь держава также занимает

Творческая работа по музыке на тему: «Пасха»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческая работа «Пасха» Выполнил: ученик 8 класса Худяков Владислав

Цель и задачи проекта Цель: Узнать всё о пасхе. Задачи: 1) Выяснить, что такое пасха. 2) Узнать о истории праздника. 3) Узнать, когда празднуется пасха. 4) Узнать о традиция празднования пасхи.

Па́сха , Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

История праздника Пасха как изначальный праздник прихода весны и пробуждения новой жизни. Примерно 3,5 тысячи лет назад евреи придали новое значение канонейскому празднику приветствия весны — в этот день они стали праздновать также исход евреев из Египта, описанный в Ветхом Завете. Около 2 тысяч лет назад праздник Пасха приобрел еще одно значение, в этот день воскрес Иисус Христос. В этот день принято говорить: «Христос воскресе!», на которую отвечают «Воистину воскресе!». Название Пасха происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада».

Дата празднования пасхи В христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Пасха всегда отмечается только в воскресенье, но выпадает на разные даты. Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта

Читать еще:  Пасха по лунному календарю

Традиции празднования пасхи Наступление Пасхи принято отмечать, выставляя на стол крашеные куличи и собственно пасху — так называют творожное блюдо в форме пирамиды с усеченным верхом. Кроме того, символом праздника являются крашеные вареные яйца. Они по древним традициям считались символом жизни. Так же яйца связаны с легендой о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело. С тех пор верующие Христиане к Пасхе красят яйца в красный цвет. Хотя последнее время в народных массах яйца красят в любые цвета или лепят на них наклейки. Хотя Пасху празднуют Христиане (католики и православные) и иудеи. Детали празднования различаются. На Пасху верующие люди часто посещают храмы, освещают куличи и крашеные яйца.

Вывод Мы узнали о том, что такое пасха. Узнали об истории данного праздника, о дате его празднования. Так же узнали о традициях празднования пасхи. Тем самым мы выполнили все задачи проекта, а следовательно и цель проекта.

Проект «Песенный календарь народных праздников: «Пасха»
проект по музыке (4 класс) по теме

Данный материал представляет собой конспект внеклассного мероприятия, посвященный празднику Пасха. В реализации этого проекта участвовали учащиеся вокального ансамбля «Настроение».

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПЕСЕННЫЙ КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ:

ЦЕЛЬ: приобщение детей к культуре русского народа, его духовным и материальным ценностям.

ЗАДАЧИ: развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к культуре русского народа через ознакомление с народными праздниками; способствовать воспитанию в детях уважения, бережного отношения к традициям и обычаям русского народа; развивать в детях такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство.

Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник — Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.

1. Пасха – светлый, добрый праздник,

Праздник счастья, красоты,

Он несет нам всем надежду,

Чтоб добрее стали мы.

2. Встало солнышко над лесом,

Осветило ярко лес,

Вся листва зашелестела:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

3. Птицы весело щебечут,

Взвились стайкой до небес.

Ветерок понес их песню:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

4. Рыжий кот на одеяло

Ко мне тихонечко залез

И мурлычет мне на ухо:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Песня «Пасха в гости к нам пришла»

5. Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса,

Небо блещет, точно море,

Море – точно небеса.

6. Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

И в саду у нас сегодня

Я заметил, как тайком

С белокрылым мотыльком.

7. Сколько света и тепла

Дарит нам весна-красна:

Травка в поле шелестит,

Птица по небу летит,

А в овраге ручеек разливается,

Звонкой песенкой своей заливается!

Хоровод «Весняночка» («Ой, бежит ручьем вода»)

Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что в этот день Иисус Христос ожил – воскрес из мёртвых.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и деревень. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. «Кругом, — вспоминает современник, — делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом — капуста кочанная с маслом, суп грибной. и уже нет мяса и в помине.

Канун самой строгой последней недели поста — Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, — приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.

В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы — напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи.

8. Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

И пахнет весной.

Дождик, дождик маленький,

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный «Вербой». Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину — глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей «Вербы». Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели.

9. Верба свята! Верба свята!

Не я бью, верба бьет.

Будь здоров, как вода,

Будь богат, как земля!

Будьте здоровы на весь год!

Будьте веселы, как весна!

Будьте богатыми, как земля,

А растите, как верба!

10. А мы вербочку возьмем,

Радость людям принесем!

Пусть наполнится ваш дом

Счастьем, светом и добром!

Игра «Вербочка» (Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре водящий, с вербой в руках. Все водят хоровод, напевая слова «Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая. Ой, лели, лели, лели, вербочка кудрявая. Хоп!». На слово «Хоп!» дети приседают, а водящий, в свою очередь, должен успеть прикоснуться веточкой вербы к тем, кто еще стоит. «Осаленные» дети выбывают из игры.)

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.

Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.

В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и «животинку» от нечисти и болезней.

Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи.

Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай — освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

Непременным атрибутом вербных гуляний были райки , у которых всегда собирался народ, чтобы поглазеть на диковинки и послушать веселые присказки раешников, комментирующих свои картинки . Раек – деревянный ящик на колесах с одним или несколькими увеличительными стеклами на передней панели. Внутри него между двумя валиками перематывалась длинная лента с картинками.

11. Прилетели птицы,

А у нас куличик –

На подносе горка!

Молоко в крынке!

При как в сказке.

В доме ни пылинки,

Убирались к Пасхе!

В праздничной толпе — смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников.

Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца . По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка.

При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России!

На пасхе и куличах обязательно горели свечи.

По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась – случится несчастье.

Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и «христосовались» со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: «Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко» (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным.

Песня-игра «Катись, катись, яичко» (Дети стоят в кругу, поют песню и передают друг другу деревянное яйцо. На окончание слов, тот у кого в руках оказалось яйцо, выходит в центр круга и танцует, рассказывает стихи поет и т.п., по желанию детей).

Игры с яйцами: «Катание яичек с горки» ( Дети катают крашенные яички с горки, украшенной вышитым полотенцем. Побеждает тот, у кого яйцо дальше всех укатится.) ; «Чье яйцо дольше прокрутится?» (Дети по команде одновременно раскручивают свои крашенки и ждут, чье дольше прокрутится.) ; «Битки» ( Дети делятся на пары. По команде одновременно бьют крашенками с любой стороны, приговаривая: «Мое яйцо, окрепни! К бою готов», «Раз, два, три!». Тот, чье яйцо разобьется или даст трещину, проиграл.)

В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: «Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы». Но как ни хорош был кулич от Филиппо -Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва — и дворянская, и купеческая и ремесленная — исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда — надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек.

Читать еще:  Форма для кекса пасхальный барашек

А еще «парадная» пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и «священные» пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели.

В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится.

Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую — будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья — это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре. Собака по приметам — к тоске, кошка — к прибыли, птицы — к новому знакомству и приятным вестям, инвалид — к смерти близкого человека.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.

Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их

тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.

Так люди подтверждали свою верность Христову-свету: тысячи и тысячи маленьких огоньков зажигались по Руси в весенней пасхальной ночи.

В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет.

А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. «Христос воскрес!» – радостно говорят они друг другу и «христосуются» – обмениваются поцелуями и крашеными яйцами.

Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год.

Но прежде чем лечь спать, наши предки садились за стол. Ведь в пасхальную ночь кончался Великий пост – теперь можно есть всё, что захочешь. А потому дома всех ждали накрытые столы.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста.

Обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд (кости) закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым.

После пасхальной трапезы и короткого сна начинались народные гулянья. Открывались ярмарки.

Большой популярностью как у детей, так и у молодежи во время празднования Пасхи пользовались качели. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте — в основном на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п. — заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски, возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.

Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и тальянками толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями.

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Цветы — важное дополнение любого праздника, и на Пасху их всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним возрождением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника.

Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

На Руси к празднику Пасхи традиционно украшали дом пасхальными венками, а иконы — гирляндами из зелёных веток и живых цветов. Гирлянды сплетали из веток ели, а затем вставляли в них цветы в колбочках с водой, сейчас можно собрать такие гирлянды на специальном оазисе.

Пасхальные венки собирали из любых весенних цветов и веток, используя крашеные яйца, фигурки животных, красные ленты. Такие венки не только использовали для украшения дома и стола, но и дарили близким.

С этого дня наступает обновление, спасение мира и человека, торжество жизни над смертью.

Вся пасхальная неделя проходила как один большой радостный день.

О празднике Пасха для детей 1-4 класса

Пасха для учащихся начальной школы

Пасха — главный христианский праздник, несущий в себе идею Воскрешения, установленный христианской церковью в честь Воскрешения распятого на кресте Иисуса Христа. Своими корнями Пасха уходит в далёкое прошлое. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия. Поэтому она не имеет точно определённой даты. Для празднования Пасхи составляются особые таблицы — пасхалии. Последняя неделя перед Пасхой — страстная, посвященная страстям (страданиям) Иисуса Христа.

Христианская церковь отмечает Пасху очень торжественно. Всенощным Богослужением, Крестным ходом.

В народе сохранилось много обычаев и обрядов, связанных с празднованием Пасхи. На Пасху все ходят друг к другу в гости, христосуются, поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания, одаривают друг друга крашеными яйцами и куличами. Со светлого Воскресенья начинаются праздничные гуляния, которые раньше продолжались всю Светлую неделю.

Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день. Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Чтобы праздник запомнился детям, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших друзей: надо рассказать детям об истории праздника, приготовить вместе с ребятишками подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи

Пасхальные гуляния

В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски — возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все. Возле них образуется нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи. «На Святой неделюшке повесили качелюшки. Сначала покачаешься, потом повенчаешься».

На горе стоят качели,

Нынче лето отгуляю,

Скоро Пасха придет,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Веревок не бывает!

В западных губерниях России на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование. Нередко он так и назывался «зеленые святки». Там, где этот обряд жил активной жизнью, исполнялся он группой мужчин-волочебников (по В. Далю — певчий, песенник, поющий ночью на понедельник светлого воскресенья. ). Волочебные песни пелись в течение первых трёх дней Святой недели. По своему содержанию они схожи с украинскими колядками. Точно так же в колядках величают под окнами хозяина дома, жену его и детей. Волочебникам выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова.

На «зеленые святки» также принято обходить дома, где живут молодожены: жених — «Вьюн», невеста — «Вьюница». Для них исполнялись специальные песни «Вьюношные» (отсюда слово «вьюн» — юность), в которых величали молодых и требовали угощения взамен на добрые пожелания:

Выходи вьюница на крыльцо,

Выноси нам красное яйцо,

Если вынесешь яйцо,

Справим новое крыльцо.

Любимые пасхальные игры

Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Среди любимых весенних забав в старину и сегодня — игры, состязания (с прыгалкой, с камешками, с мячом), игры — прятки, игры — загадки, игры — ловишки, хороводные игры с выбором.

Светлый Праздник. Православная музыка сегодня

«Светлый Праздник». Православная музыка сегодня

Долгожданным, светлым и радостным праздником была на Руси Пасха — Светлое Христово Воскресение. Долгожданным праздник был ещё и потому, что ему предшествовал долгий — семинедельный — Великий Пост.

В это время изменялся домашний уклад, готовилась только особая, постная пища; изменялся и порядок церковных служб, и характер песнопений — по большей части скорбных, покаянных. По-иному звонили и колокола: постный благовест был, по определению И. Шмелева, зовущим, жалостным, словно плачущим по грешной душе. Так люди готовились к Пасхе: очищали тело и душу, молились и каялись в грехах.

Но вот приходила Пасха — с радостью, со звоном колоколов, с подарками, разноцветными крашеными яичками.

Пасха — весенний праздник, солнечный, по-особенному радостный. Светла и торжественна Пасхальная служба в церкви. Вот как описывает её о. Сергий Булгаков в своей книге «Православие»: «Воскресение Христово есть праздник всего христианского мира, но нигде оно не является таким светлым и таким небесным, как в Православии, и нигде оно. не празднуется так, как в России, на русской земле, вместе с нежной и прозрачной, светлой и торжествующей весной. Пасхальная ночь с ее ликующей радостью уносит нас в жизнь будущего века, в новую радость, радостей радость навеки. Перед полуночью собираются в храм верующие, чтобы проститься с плащаницей, которая уносится из середины храма перед пасхальной заутреней.

Читать еще:  Пасха третьего рима газета читать последний номер

В полночь, по удару колокола, отверзаются главные врата алтаря, и священнослужители со всеми свечами движутся среди моря огней — и в руках у верующих и перед всеми иконами — с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все выходят крестным ходом из храма под звон колоколов; по обхождении храма, процессия останавливается перед запертыми дверями храма, который уподобляется запечатанному гробу, от которого камень отвалит св. Ангел. Наконец, храм отверзается, и в него входят священнослужители с ликующим пением: «Христос воскресе из мёртвых». Камень отваливается от душ, они увидели воскресение Христово.

И начинается пасхальная заутреня, вся состоящая из пения пасхального канона, ликующая, скачущая, исполненная божественного веселия, и когда она пролетает, священнослужители выходят приветствовать народ, чтобы дать и принять пасхальное целование, христосоваться. Все целуют друг друга с приветственными словами: «Христос воскресе-воистину воскресе» .

Праздник Пасхи составляет сердце Православия, а вместе и живое свидетельство его полноты и истинности».

К сочинению церковной музыки Чайковский впервые обратился в 1878 году. Взяться за эту работу его побудила неудовлетворённость состоянием русского богослужебного пения в то время. «. Хочу попытаться сделать что-нибудь для церковной музыки, — писал он. – В этом отношении у композитора огромное и ещё едва тронутое поле деятельности…»

Основными чертами церковной музыки, по мнению Чайковского, должны быть простота, ясность, сдержанность выражения и в то же время душевная теплота, благоговение, искренность чувства.

Чайковский написал полные, музыкально завершённые циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: «Литургии св. Иоанна Златоуста» (1878) и «Всенощному бдению» (1882). Кроме того, им написаны девять отдельных духовных хоров и положен на музыку пасхальный текст «Ангел вопияше».

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошёл Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нём. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег…

Послушайте одно из пасхальных песнопений – великолепное «Ангел вопияше», написанное П. Чайковским. Музыка песнопения пронизана особой духовной энергией, отличавшей церковные песнопения пасхального цикла.

В ряду музыкальных сочинений, посвящённых празднику Пасхи, особое место занимает увертюра Н. Римского-Корсакова «Светлый праздник». Сам замысел этого произведения уникален в истории русской музыки.

Увертюра начинается с древнерусского распева стихиры «Да воскреснет Бог», также используются пасхальные песнопения «Ангел вопияше» и «Христос воскрес из мёртвых». В музыке слышны «трубный торжественный архангельский глас», «пение хора», «быстрое дьячковское чтение» (выражения самого Римского-Корсакова). В центре композиции увертюры — медленный литургический речитатив тромбона sоlо, соответствующий высшему моменту службы — торжественному чтению евангельского благовестия от Иоанна.

На пятидесятый день после Пасхи отмечали Троицу (Пятидесятницу). Праздник Пятидесятницы на Руси связан с «русальной неделей», которая по-другому называлась «зелёными святками».

«Святая Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублёва и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима.

Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, ещё при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства.

Андрей Рублёв жил в нелёгкий, но знаменательный период русской истории. Обескровленная и униженная чужеземным игом, Русь вставала с колен, расправляла плечи и начала готовиться к освобождению от гнёта Золотой Орды. То было время радостное и одновременно горькое, пора блистательных побед и жестоких поражений. К числу последних относятся грустные события 1408 года, когда на землю русскую вторгся хан Едигей. Разорительное нашествие монголо-татар ещё раз показало, что русским князьям надо прекратить междоусобную вражду, жить в мире и согласии, только объединившись, они смогут окончательно избавиться от «злой татарщины». Одни учёные считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублёв и создал своё лучшее произведение — «Троицу», которая в те времена имела значение особое. Правда, другие утверждают, что «Троица» была написана в 1420-е годы, когда в монастыре был воздвигнут белокаменный Троицкий собор.

Ветхозаветная Троица была символом единения. Ещё в середине XIV века, основывая свою обитель, Сергий Радонежский (как сказано в одном из его житий) «поставил храм Троицы. дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублёв изобразил ветхозаветную Троицу — явление Аврааму Бога в виде трёх ангелов.

На Троицу срубленными молодыми берёзками, ветками клёна, липы, дуба, рябины украшали дома, ворота, колодцы, из зелени плели венки. Согласно народным поверьям, в это время на земле появляются русалки — души умерших детей и девушек.

Образы русалок популярны в русских сказках, в произведениях А. Пушкина, Н. Гоголя. По поэме Пушкина «Русалка» написана одноименная опера А. Даргомыжского, по повести Н. Гоголя «Майская ночь» — опера Н. Римского-Корсакова.

Обращаясь к великому русскому искусству, мы видим, что всё оно насквозь пронизано мыслями и образами православия, в которых нашло отражение всё, что связано с идеями русской святости. В особенности это относится к музыке, по природе своей тяготеющей к возвышенному, далёкому от суеты: ведь не случайно в древние времена «пение» и «богослужение» воспринимались как синонимы.

С течением веков в музыке возникла традиция, значительно ответвившаяся от своего праистока; данная традиция образовала обширную и многообразную область светской музыки.

Музыка светская — в отличие от церковной — это оперы и симфонии, сонаты и инструментальные концерты, романсы и песни с их разнообразием тем, образов, средств музыкальной выразительности. Однако вплоть до ХХ века практически ни один композитор не оставил без внимания драгоценную и святую для каждого музыканта сокровищницу музыки духовной.

Что побуждало композиторов снова и снова, как к вечному источнику, обращаться к старым молитвенным напевам? Может быть, то, что они были для каждого музыканта, как и для любого другого человека, частью их жизни? А может быть, в них они искали источник созвучий для своих «светских» произведений, лучшие образцы которых также несли отблеск небесной гармонии?

Ведь совсем не случайно шедевры искусства почти никогда не являлись отражением злободневных, текущих событий современности, а обращались к вечным темам, к главным вопросам, во все времена волнующим людей.

Духовная музыка в послереволюционной России надолго ушла из композиторского творчества. Однако отзвуки её можно найти во многих произведениях советских композиторов — С. Прокофьева, Г. Свиридова, Н. Сидельникова.

В последние десятилетия произошёл перелом: композиторы всё чаще обращаются к духовной музыке – древнейшему пласту отечественной культуры, словно спеша соединить разорванную связь времён, сохранить то ценное, что содержали в себе творения наших великих предков. Диалог с прошлым начинает звучать во множестве произведений, поднимающих темы любви к отеческим святыням, к людям, к древнему творчеству, к народному мастерству. Эти темы переплетаются и получают новое звучание в современной музыке, как будто пробудившейся, открывшейся навстречу духовно-возвышенным традициям, прошедшим сквозь толщу веков.

Среди сочинений, воплощающих идею нетленной красоты таких традиций,- хоровая композиция Р. Щедрина «Запечатленный ангел». Созданная по повести замечательного русского писателя Н. Лескова, она музыкальными средствами воссоздаёт поэтическую идею произведения Лескова, выраженную в словах самого писателя: «Принесите нам сюда запечатленного ангела, мы ему молебствовать хотим, и он один нас исцелит».

На рубеже 80-90х годов ХХ века, в канун 1000-летия принятия христианства на Руси, Щедрин создал сочинения, показавшие все глубинное значение этой темы для него: «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988).

Хоровая музыка «Запечатленный Ангел» была написана, как заметил Родион Щедрин, по «зову сердца», «как если бы кто-то при этом управлял его рукой». За это произведение, написанное и впервые исполненное в 1988 году, Щедрин был удостоен в 1992 году Российской Государственной премии.

Монументальный цикл из девяти частей написан для смешанного состава, мальчишеского голоса и свирели и выдержан в духе литургических традиций А. Гречанинова и С. Рахманинова. Сочинение нередко называют энциклопедией русского хорового письма, включающую мелодику знаменного типа, народную подголосочность, звучный аккордовый склад, краску басов-октавистов, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона.

Послушайте фрагмент из этого произведения, созданного в наши дни, но так внимательно и вдумчиво сохраняющего традиции музыкальной сдержанности и возвышенности, простоты и одновременно глубины. Не являясь строго канонической музыкой, «Запечатленный ангел» тем не менее стоит в ряду тех произведений, которые несут душе покой и мир. Такова огромная просветляющая сила духовной музыки, соприкосновение с которой преобразует стиль даже самой «светской» музыки.

Возрождение традиций духовной музыки в творчестве современных композиторов есть свидетельство той неодолимой силы, какую всегда имела и продолжает иметь над душами людей светлая и высокая православная вера. Никакие запреты, никакие гонения не смогли загасить этот животворящий свет. И, наверное, не случайно, что в наши дни возвращение к самым дорогим отечественным традициям происходит именно в музыке, которая всегда умела выразить полноту и истинность православной веры. Музыка чистая, высокая, пробуждающая к свету, несущая мир и покой, приходя к людям в тяжёлые и смутные времена, она уже одним своим появлением как будто подтверждает слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад: «Нас почитают умершими, но вот, мы живы».

Вопросы и задания:

  1. Найдите и запишите в Дневнике стихотворение о колоколах, колокольном звоне.
  2. Как ты думаете, хранит ли облик современных городов память о том, что православная вера была частью жизни всех людей? Что ещё вы могли бы привести как свидетельство огромной роли православия в жизни и искусстве России?
  3. Как вы понимаете слова из стихотворения «Рождественская звезда» Б. Пастернака: «Все шалости фей, все дела чародеев, все ёлки на свете, все сны детворы»? Чем близок и дорог вам праздник Рождества?
  4. Как вы думаете, почему именно в музыке происходит сегодня возрождение традиций православия?
  5. В Дневнике нарисуйте открытку к праздник у Пасхи. Назовите произведения мировой художественной культуры, связанные с изображением Пасхи.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 20 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Увертюра Светлый праздник , mp3;
Чайковский. Ангел вопияше , mp3;
Щедрин. Запечатленный ангел, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector