0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сороковой день после пасхи

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Среди переходящих двунадесятых православных праздников особое место занимает Вознесение Господне. Им знаменуется момент, когда земное служение Спасителя уступает место Его незримому пребыванию в Небесной Церкви. С давних времён это важное событие отмечается ежегодно в четверг, через сорок дней после Пасхи.

Дни Иисуса после воскресения

Вознесение Господне описывается евангелистами Марком и Лукой, причём последний упоминает о нём не только в Евангелии, но и в книге «Деяния апостолов», автором которой он является. Согласно этим свидетельствам, Иисус Христос в течение четыредесятницы после своего чудесного воскресения из мёртвых многократно встречался со своими учениками, что служило укреплению их веры. Он представал в ином теле, отличном от обычного, присущего всем людям.

Из текста Нового Завета следует, что, поправ смерть и став причастником Жизни Вечной, Иисус Христос последние сорок дней пребывал во плоти, которую предстоит обрести каждому после всеобщего воскресения. Достаточно вспомнить, как Он, будучи осязаем, проходил сквозь затворённую дверь или становился невидим для окружающих. Это было тело, подобное тому, что даровал когда-то Господь праотцу нашему Адаму, и которого тот лишился, преступив Божественную заповедь. Оно не знало тленности, страданий и смерти.

Апостолы перед вкушением Благодати Божией

Основным помыслом Господа во дни пребывания Его среди учеников было подготовить их к сошествию Святого Духа, без которого невозможно было рождение Святой Церкви ― единственного пути в Царство Небесное. С Его сошествием апостолов ждало обильное излияние на них Благодати Божьей, дарующей душевные и телесные силы для пастырского служения и проповеди Христова учения среди многочисленных народов, утопавших в язычестве.

По истечении сорока дней Иисус Христос поднялся со своими учениками на Елеонскую гору в Вифании и, преподав им благословение, стал возноситься в небо. Его фигура с воздетыми руками медленно таяла в воздухе, пока не была сокрыта облаком. И далее Святое Писание повествует о том, что явились изумлённым апостолам некие мужи, облачённые в белоснежные одежды, и возвестили о скором втором пришествии Господнем. Те же, исполнившись радости и благоговения, поспешили в Иерусалим, где должны были, по слову Учителя, неотлучно находиться в ожидании обетованного им Святого Духа.

Прославление Иисуса Христа

Вознесение Господне по своему значению выходит далеко за рамки описанного выше события. В соответствии со множеством указаний Нового Завета, оно является прежде всего актом прославления воскресшего Спасителя и свидетельством Его превознесённого положения в Царстве Небесном. Совосседание Христа с Богом-Отцом трактуется как безусловное свидетельство Его победы. Кроме того, вознесение было неотъемлемым условием дальнейшего обожения всех уверовавших в истинность нового учения.

Праздник Вознесения Господня установился в первые годы христианства, но вплоть до IV века он отмечался в один день со святой Пятидесятницей. Об этом сохранилось большое количество свидетельств паломников, побывавших во Святой земле. Лишь с начала V века Вознесение Господне получило самостоятельный статус и прочно утвердилось в Западной Европе. Сохранилось точное описание того, как этот праздник отмечался в Византии, где весь богослужебный цикл совершался в течение десяти дней.

На Руси это событие отмечается с тех времён, когда воссиял над ней свет православия. Именно в честь его нетварных лучей была установлена традиция: духовенству служить в этот день в белых облачениях. Со временем был установлен порядок чинопоследования. Среда накануне главного торжества является предпразднеством, а последующие восемь дней ― попразднеством.

Память, увековеченная в храмовом зодчестве

В память этого новозаветного события по всей России с незапамятных времён строились и освящались многочисленные храмы. Есть и те, что вошли в число столичных. Среди них ― храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он является ровесником первого царя из династии Романовых ― Михаила Фёдоровича. Столь необычным названием храм обязан располагавшемуся здесь когда-то казённому гороховому полю.

Говорят, что его пересекали две тропинки, превратившиеся однажды в улицы. Одна из них была названа Вознесенской (ныне улица Радио), а другая – Гороховой (Казакова). Вот на месте пересечения этих тропинок-улиц и была построена в 1733 году владельцем этих земель, графом Г. И. Головкиным, деревянная домовая церковь. Разрешение на её строительство было получено лично у императрицы Анны Иоанновны.

Пожары и новые строительства

Однако простояла она недолго, и через четыре года сгорела. На её пепелище был вскоре возведён каменный храм, ставший со временем домовой церковью известного вельможи при дворе следующей российской правительницы Елизаветы Петровны ― графа А. Г. Разумовского. Но и в этот раз пожар уничтожил постройку. Пришлось всё начинать сначала, но благодаря финансам графа и распоряжениям Святейшего Синода храм Вознесения Господня на Гороховом поле был восстановлен в кратчайший срок.

Собор среди дворцов

К концу XVIII века вся окружающая храм территория изменилась до неузнаваемости. Она была полностью застроена роскошными усадьбами российских аристократов. Современники свидетельствуют, что нигде в Москве не было такого скопления дворцов, как на этом участке. Домовая церковь графа получила статус приходской и открыла свои двери для всех желающих.

С этого времени и вплоть до революции собор Вознесения Господня неоднократно перестраивался и служил местом, где много поколений москвичей молились о спасении своих душ и даровании им Царства Божия. После прихода к власти большевиков он разделил судьбу многих российских храмов и церквей. Приход упразднили, а само здание использовалось для хозяйственных нужд. Только в 1992 году храм вновь стал собственностью Церкви. Чтобы придать ему первоначальный вид, потребовались серьёзные реставрационные работы.

«Малое Вознесение»

Другим местом, где в столице увековечена память события, произошедшего на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, является храм Вознесения Господня на Никитской, точнее Большой Никитской. Она действительно большая, так как тянется от Кремля и до Садового кольца. Этот храм ещё называют «Малое Вознесение». Деревянная церковь, с которой начиналась его история, была построена в 1584 году по случаю восшествия на российский престол молодого царя Фёдора Иоанновича.

В те времена место, где она была заложена, принадлежало слободе, в которой селились главным образом новгородцы и устюжане, согнанные сюда по повелению Ивана Грозного. Как это бывало в большинстве случаев, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. Не щадили её пожары и после того, как в 1634 году она стала каменной.

На протяжении всех последующих веков храм многократно перестраивался, его современный внешний вид приобрёл совершенно иные очертания. В годы богоборчества он был, разумеется, закрыт и вновь открыл свои двери прихожанам лишь в 1992 году после восстановительных работ. Рассказывая о храме, именуемом «Малым Вознесением», было бы упущением не упомянуть другой ― «Большое Вознесение». Он был построен в XIX веке вблизи Никитских ворот.

Памятник грозному царю

Продолжая рассказ, вспомним и церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ввиду особой архитектурно-художественной ценности эта постройка XVI века признана шедевром мирового уровня и взята под охрану ЮНЕСКО. Характерно, что она явилась первой, возведённой в новаторском для того времени шатровом стиле. Большой интерес представляет и само историческое событие, послужившее поводом для её постройки.

Дело в том, что заложен храм был в период между 1530 и 1532 годами, в связи с рождением наследника престола ― будущего царя Ивана Грозного, появившегося на свет, как известно, 25 августа 1530 года. Это бесспорный факт, единственное разногласие исследователей вызывает лишь частный вопрос: строился ли он в благодарность за уже свершившееся событие или только в связи с молением князя Василия III и его жены Елены Глинской о даровании им чадородия? Есть, правда, версия, согласно которой, церковь была построена в память победы над ханом Ислам-Гиреем в 1528 году.

Имя зодчего, потерянное в веках

Имя архитектора этого дивного творения до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи склонны приписывать авторство итальянскому зодчему Петру Франизску Анибалу. Известно, что он, приехав из Италии, привёз готовый проект вертикальной композиции церкви, который уже успел опробовать в Западной Европе.

Их оппоненты, в свою очередь, считают архитектуру храма продолжением традиций русского деревянного храмового зодчества. Эта церковь предназначалась исключительно для членов царской семьи, что и отразилось в некоторых особенностях её постройки, в частности в относительно небольшом объёме внутренних помещений.

Память о великом событии

Вознесение Господне было также увековечено и в многочисленных храмовых престолах, освящённых в его честь. Практически во всех крупных городах России, с благословения местного епархиального начальства, в церквах и соборах создавались приделы в честь этого события. Ежегодно по завершении Пасхальных торжеств в них совершались престольные праздничные богослужения. Во всех же прочих храмах православной Руси среди святых образов непременно присутствовала икона «Вознесение Господне».

Пасха и Светлая пасхальная седмица в 2020 году: обычаи и традиции

Пасхальная седмица именуется светлой: так было принято с апостольских времен. Также апостолами было введено правило праздновать Пасху 7 дней, и каждый из этих дней называют светлым. Что такое светлая пасхальная седмица, что такое Антипасха и Красная Горка? Об этом я расскажу вам в статье.

Также мы рассмотрим некоторые обряды, которые проводят в это светлое время. Моя кума всегда делает обряды на привлечение достатка и благополучия — результат ощущается целый год. Раньше их семья постоянно испытывала нужду и нехватку денежных средств, а теперь они занимаются благотворительностью — хватает и семье, и нуждающимся людям.

Церковные традиции

В пасхальную седмицу совершаются особенные богослужения, и вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход как напоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время крестного шествия верующие несут зажженные церковные свечи.

В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля.

Отличительной особенностью пасхальных литургий являются открытые Царские Врата, символизирующие Духовный Мир и открытый Гроб Господень. Из евангельских текстов мы знаем, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут, а внутри гробницы сидели ангелы. Ангелы и рассказали, что Иисус воскрес из мертвых и указали на свернутые погребальные пелены. Свернутые пелены говорят о том, что тело Христа прошло через них: не нужно было пелены разворачивать.

Если рассматривать иудейскую погребальную традицию, что на пелены уходило 10-12 метров полотна. Причем полотно было цельным. Но воскресшему Иисусу не нужно было разматывать 12 метров полотна, чтобы выйти из Гробницы: он воскрес совершенно в ином теле, не похожем на обычное физическое. Об этом говорит тот факт, что после воскресения он мог свободно проходить через двери: этим он немного напугал своих учеников.

Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Итак, Царские Врата на Пасхальную седмицу остаются открытыми вплоть до субботнего вечера (21-00). Эта традиция перекликается с чисто российской — звон в колокола. На светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола. Еще одна особенность этой недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу.

Вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.

На светлой седмице не венчают и не отпевают. Если нужно похоронить покойного, то вместо традиционных заупокойных молитв священники поют Пасхальные песнопения (больше половины обряда).

Читать еще:  Пасха в 2020 году дата

Во вторник на светлой седмице чествуют Иверскую Икону Божией Матери, а в пятницу поклоняются иконе «Живоносный источник». В день почитания этой иконы проводят крестный ход и освящают природные источники (если погода благоприятствует).

Артос

Нововоцерковленные христиане мало разбираются в церковной терминологии, потому что она вся состоит из греческих слов. Что такое артос? Это особенный хлеб, который стоит около Царских Врат всю пасхальную седмицу. Эта традиция была установлена апостолами: она как бы символизирует, что церковь ожидает пришествия Христа.

После своего воскресения Господь 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, вкушал либо благословлял пищу. После его Вознесения ученики при каждой трапезе ставили дополнительный прибор и клали кусок хлеба — для Учителя. Также они оставляли незанятым центральное место у стола, за которым всегда сидел Христос. Они это делали, полагая, что Христос незримо присутствует рядом с ними.

В память об этой апостольской традиции отцы церкви оставляют хлеб (артос) около Царских Врат, который символизирует веру во Второе пришествие и незримое присутствие Христа рядом с верующими. В светлую субботу над артосом читают особенную молитву, дробят его на кусочки и раздают верующим. Считается, что этот благословенный хлеб может помочь в исцелении от болезней. Его разделяют на маленькие кусочки и вкушают во время болезни. Вкушать артос нужно натощак, как и пить святую воду.

После раздачи артоса Царские Врата закрывают до следующей Пасхальной седмицы.

Антипасха

Сразу по окончании светлой седмицы праздную Антипасху: это следующая за Пасхальной неделя, которая завершается Красной Горкой. Почему первое воскресенье после Пасхи называют Антипасхой? Это греческое название, которое переводится как «вместо Пасхи». По сути, это вторая Пасха, а неделя после нее именуется Фоминой неделей.

Церковь вспоминает ученика Христа Фому, который не смог поверить в воскресение. Для его маловерия необходимо было физически ощутить тело Учителя. Все ученики поверили, что Христос воскрес, кроме Фомы. Поэтому в русском обществе существует такое название как «Фома неверующий». Так называют людей, которые в чем-то сомневаются постоянно.

Почему церковь празднует 8-й день по воскресении Господа, и с чем это связано? Корни праздника уходят в евангельское описание, связанные с учеником Иисуса Фомой. На 8-й день по своем воскресении Учитель явился ученикам, пройдя сквозь двери. Он подошел к Фоме и открыл свои раны. Этот поучительный пример из евангелия говорит о том, что для истинного служения Христу нужна истинная вера, а не маловерие.

Празднование Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня, только литургии проходят в рабочей обстановке — без пышности. Следует знать, что все 40 дней после Пасхи являются пасхальным периодом, а не только светлая седмица. Поэтому все 40 дней нужно приветствовать христиан восклицанием «Христос Воскресе».

Магическая сила Пасхальной седмицы

Эти сильные энергетически дни можно использовать для совершения различных магических ритуалов.

На исполнение желания

Для того чтобы желание исполнилось, нужно отстоять пасхальную службу и купить в храме 7 свечей. Дома нужно взять чистый лист без клеток и линеек, зажечь одну свечу и взять новую ручку. Эта ручка может быть куплена в любое время, но ее не должны были использовать для написания каких-либо слов или текстов.

Зажигаете свечу, пишете на листе бумаги сначала благодарность небесам за всё, что имеете. Не скупитесь на похвалу, только она должна быть искренней. Ниже пишете свое желание. Теперь нужно всё прочитать вслух. Свечу оставляете догорать. На второй день зажигают вторую свечу и читают запись на листе. И так 7 дней подряд. На седьмой день лист с записью сжигают.

На привлечение женихов

Если девушка желает выйти замуж, в пасхальную седмицу можно привлечь женихов. Для этого обряда нужно покрасить в красный, синий и зеленый цвет 9 яиц (красят в Чистый Четверг). Как яйца высохнут, на них нужно наклеить картинки с венчальной символикой. При этом говорят следующие слова:

Заговор произносить на каждое яйцо. Затем яйца разложить на праздничном блюде и оставить до Пасхи. Пусть стоят на кухне на столе. Пасхальным утром нужно скушать самое больше яйцо, а остальными угостить друзей. Увидите, что будет. Результат обрадует.

Если не найдете венчальной символики, можно просто поцеловать каждое яичко, а потом угостить друзей мужского пола.

Также при праздничном звоне колоколов говорят: Христос воскрес, а ко мне женихи.

На мир и лад в семье

Если в семье постоянно царит недружелюбная обстановка, а родные друг другу как враги, в Пасхальную седмицу можно всё исправить. Для этого непременно нужно отстоять пасхальную службу до конца, освятить яйца и сдобу. Также в церковной лавке нужно приобрести икону Всех Святых и 12 свечей.

В среду утром на Пасхальной седмице встают раньше всех, зажигают 12 свечей (можно их поставить в 12 одноразовых стаканов, наполненных четверговой или обычной солью) перед иконой Всех Святых и читают 12 раз заговор:

Можно читать вслух, можно про себя. Затем угощают домочадцев освященными в церкви яйцами, наливают чай с освященной сдобой. Огарки от свечей, если останутся, нужно отнести в церковь и положить в ведерко для огарков. Не забудьте подать милостыню у церкви.

На увеличение денежного потока

В Пасхальную седмицу можно существенно увеличить свои денежные доходы. Для этого в светлую среду на Пасхальной седмице нужно прийти в храм самой первой на утреннюю службу, подойти к распятию и зажечь свечу. После сказать про себя следующие слова:

Идите домой и ни с кем не разговаривайте. Говорить можно только переступив порог своего дома.

От тяжелой болезни

Обряд проводят на третий день от Пасхи. Берут небольшое количество святой воды (утром натощак) и наговаривают на нее следующие слова:

Наговаривать нужно так, чтобы дыхание касалось поверхности воды. Этой водой умываются 3 вечера подряд перед сном. Перед умыванием читают Отче наш трижды. Лицо не вытирают: вода должна высохнуть сама.

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)

Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.

В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).

Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили. И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).

Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.

Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.

Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога

Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.

Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.

Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.

Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.

Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.

Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.

Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.

Читать еще:  Поделка из макарон к пасхе

Где же надо искать его корни?

Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.

Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).

Таковы истоки христианского мифа о вознесении.

Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.

Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.

Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.

Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.

Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Коротко о празднике: Вознесение

+ инфографика и материалы для распечатки

Дата: в 2020 году 6 июня.

Статус: двунадесятый праздник.

Событие: На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов.

В течение сорока дней после Своего Воскресения Господь являлся апостолам и говорил им о Царстве Божием, а затем привел их на Елеонскую гору и сказал: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50–51). Наконец облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян 1:9–11).

Тропарь Вознесению Господню
глас 4

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Перевод: Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Суть праздника:

В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человечес­кий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19).

Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно что-то рассказать обычным человеческим языком: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9).

Один из важнейших постулатов христианской веры состоит в том, что Иисус Христос является одновре­менно и Богом, и человеком. Как Бог Он присутствовал в этом небесном мире всегда, а как человек — вошел в него в день Вознесения. С тех пор Спаситель пребывает на горнем престоле с человеческими душой и телом. С таким же телом, подчеркивает Иоанн Златоуст, которое Бог некогда создал из праха земного и о котором сказал, когда изгонял Адама из рая: прах ты и в прах возвратишься (Быт 3:19). Прожив жизнь абсолютно свято и целиком подчинив Свою человеческую волю Божественной, Христос исправил грех Адама (Церковь называет Его «новым Адамом») и сделал человека достойным взойти на высоту, немыслимую даже для ангелов.

Парадоксально, но, вознесшись на небо, Христос стал гораздо ближе к каждому из нас. Когда Он ходил по земле, то мог общаться лишь с теми, кто был с Ним рядом. Но с момента Вознесения Он — опять же, как человек, а не только как Бог! — пребывает в вечности и в любой точке пространства мы можем Его ощутить, так что совершенно понятными становятся слова апостола Павла: Господь близко (Флп 4:5).

Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас. От апостола Павла мы знаем, что в день Второго Пришествия Спасителя восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:17). Очевидно, с нами «произойдет нечто подобное тому, что произошло… с Самим Господом на горе Елеонской», делал вывод архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов). А святитель Николай Сербский (Велимирович) уподоблял вознесшегося Христа «орлу, что прокладывает путь своим орлятам», или «ласточке, что летит впереди, указывая путь стае».

Икона праздника Вознесения Господня

Псков, 1530-1540 гг.

«Крещатый» нимб вокруг головы Спасителя. Нимб — символ святости. Нимб Христа на иконах отличается от нимбов святых. Внутри него крест и греческие буквы — «Сущий» — одно из «имен» Бога, т. к. только Ему присуща вся полнота бытия.

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом.

Елеонская гора. Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом.

Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения.

Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя.

След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы.

3 факта о празднике:

1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом.

2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения.

Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма

3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима… И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

На 40-й день после Пасхи — Вознесение!

Праздник Вознесение Господне — отмечается 29 мая 2014 года:

Вознесение Господне совершается на сороковой день
после Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.

По Своем Воскресении в течение сорока дней
Господь Иисус Христос не раз являлся апостолам,
научая их основам созидания Церкви
и распространения истинной веры.

В сороковой день, когда совершилось последнее
такое явление, Господь, дав ученикам обещание
о скором ниспослании миру Святого Духа –
третьего Лица Святой Троицы – вывел учеников
из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании
и, благословляя их, стал возноситься на небо,
«и облако взяло Его из вида их».

Вознесением завершилось земное служение
вочеловечившегося Бога Сына.

Победив смерть, дав тем самым каждому человеку
возможность воскреснуть во славе, Он совершил
и большее – в Своем Лице вознес человеческую природу
к Престолу Бога Отца, в горные обители,
предуготовив этим естество человека к принятию
Святого Духа, которого Он обещал послать
людям Своим от Отца.

В день празднования Вознесения Господня
нам надо особенно помнить, что мы, прежде,
чем сможем достичь, уготовляемых нам Господом
вечных обителей, должны сами стараться
быть обителями Святого Духа.

Апостол неоднократно нам напоминает:
«Разве вы не знаете, что вы — храм Святого Духа»!

А это значит, что мы должны стремиться не только
к полному освящению нашей души, но и тела.

Душа и тело должны быть сперва подчинены
духу человека, а дух наш должен предать
душу и тело наше Богу, сделать все наше существо
проницаемым для Духа Святого.

В день Вознесения Христова вознесемся
над нашей обычной жизнью, вознесемся
не только мечтами, мечты вредны, а делами.
Устремимся угождать Богу, хотя бы это
и стоило нам некоторых страданий.

Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь,
на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его
и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который есть Тот,
Кто есть Всевышний.

Читать еще:  Пасха на кипре в 2020 году

Вознесение Христа. Вознесение Христово:

Вознесение Иисуса Христа на небо
вместе с тем открывает для всех верующих путь к небу,
к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть
и Воскресение есть победа над грехом и смертью
ля всего человечества.

Христос вознесся на небо, как первенец из мертвых,
представив в Своем Лице начаток искупленной
и возрожденной Им человеческой природы.

Он взошел со славой к Светоначальнику Отцу Своему,
умиротворив всяческая, Крестом Своим разрушив
древнее осуждение человечества и средостение (преграду)
вражды между человеком и Богом страстию Своею.

Установление праздника Вознесения Господня
относится к глубокой древности.
Об этом говорят свидетельства письменных памятников.

Так, уже Апостольские постановления предписывают
совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18).

Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста
(+407) и блаженного Августина (+430).

Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник
важнейшим и великим и относит к разряду праздников,
которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице,
установлены апостолами.

Блаженный Августин, упоминая о повсеместном
чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему
апостольское установление.

Каноны на Вознесение Господне написаны
святым Иоанном Дамаскином (+776)
и преподобным Иосифом Песнописцем (+883).

Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).

Праздник Вознесения относится к числу подвижных
Господних праздников и продолжается десять дней:

один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи,
и восемь дней попразднства.

Отдание праздника бывает
в следующую за праздником пятницу
седьмой седмицы по Пасхе,

Великий двунадесятый праздник: «Вознесение Господне» — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг (переходящий).

О празднике Вознесения Господня

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа нашего Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й недели по Пасхе.
Число 40 — не случайное. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу. И теперь в сороковой день после Воскресения, как бы после нового рождения, Иисус Христос должен был войти в небесный храм Своего Отца как Спаситель человечества.
Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем самым возможность воскреснуть в славе, Господь вознес в Своем Лице человеческую природу, включая тело человека. Тем самым Господь открыл каждому человеку возможность по всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. О событии Вознесения рассказывают нам евангелисты Марк и Лука, особенно подробно можно прочесть об этом в книге Деяний Святых Апостолов в 1 главе.
Дав ученикам последние наставления, Господь «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостью великой…».
Праздник Вознесения — это праздник Неба, открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными и одной землей живущими. Речь идет не о запланетном пространстве и не о космосе. Речь идет о Небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в земных науках и идеологиях и которое раскрыл и вернул нам Христос. Небо — это Царство Божие, это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты. Все это раскрыл, все это дарит нам Христос.

Очевидно, установление празднования вознесения Господня относится ко времени первых христиан. Так, уже в «Апостольских постановлениях», приписываемых святителю Клименту Римскому, предписывается совершать праздник в сороковой день по Пасхе. На праздновании именно на шестой неделе настаивали также святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин. Так, Иоанн Златоуст, называя праздник важнейшим и великим, относит его к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. А блаженный Августин, упоминая о «повсеместном чествовании праздника», также вспоминает о его зарождении в апостольские времена.
Праздник вознесения относится к числу переходящих по времени Господних праздников и продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание Вознесения бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы после Пасхи.
До недавнего времени на Елеонской горе было двадцать четыре действующих храма. Строить их старались таким образом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, на которое вознесся Спаситель. Место встречи Христа с апостолами существует и по сей день. Сохранился камень – вершина скалы, — последняя частица земли, на котором стоял Господь с оставшимися на нем следами ног. Правда, один из следов вырубили и увезли в дар халифу, но второй след остался на прежнем месте. Над ним воздвигнута православная часовня. Каменные престолы остальных христианских конфессий расположены под открытым небом вокруг часовни. Таким образом, Елеонская гора со времен первых христиан стала местом благоговейного почитания. Сложилась традиция в праздник Вознесения приходить сюда от Гроба Господня с горящими светильниками, и тогда вся гора бывает как бы охвачена огнем. Позже здесь же возник один из очагов монашества. Многочисленные пещеры горы были заселены подвижниками-аскетами.

(Борис Сорокин. Вознесение Господне. — mv.ucoz.ru).

Уже в древнейших вероисповедных формулах I–II вв. о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры Вознесение упоминается вслед за Воскресением (напр., в Никео-Константинопольском Символе). Важность события Вознесения подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект Вознесения Господня просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22–71)).
Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24–26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55–56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).
Вознесение Господне имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям — все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4. 16–17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).

Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь — на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.
«Во всех иконах Вознесения возносящийся Христос изображен в той славе и торжестве, в какой придет судить вселенную. Спасителю в Вознесении более всего присуще имя Пантократор — Вседержитель. Изображается Он сидящим на престоле славы, в светлых одеждах, просветлённых золотыми лучами, асистом, образом божественных сил-энергий. Обе руки подняты для благословения, и не только руки, но и стопы (это не может быть выражено графически, но в стихирах праздника об этом говорится). Образ Спасителя заключен в мандролу, то есть в круги, представляющие собой небесную сферу, также обычно наполненные золотыми лучами, расходящимися подобно солнечным лучам. И все изображение Христа является как бы солнцем. Солнцем правды, горящим над землей. Небесную сферу с изображением на ней Спасителя держат своими руками Ангелы, которые изображаются как бы несущими небесный круг и Спасителя в нем, сидящего на престоле».
Тема Вознесения достаточно сложная, и не случайно икона как бы связывает несколько праздников — Воскресение, Жен Мироносиц, Пятидесятницу. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах упоминаний об этом нет.
«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле». В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она «рождшая всех Творца и всех Содетеля», и изображается на иконе Вознесения как непосредственное свидетельство Его воплощения. Именно Ей, «матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости» (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
В текстах Св.Писания присутствие Божией Матери при Вознесении Иисуса Христа не упомянуто, но на иконе Она помещена в центре композиции, среди апостолов и ангелов. Также присутствие апостола Павла противоречит историческим данным (он именовался Савлом и не имел еще никакого отношения к христианству). Евангелисты Лука и Марк из числа 70-ти, хотя и были в числе присутствующих, не принадлежат к кругу собственно двенадцати апостолов; однако они изображаются именно в их числе. Евангелия, которые держат евангелисты на иконе, еще не были написаны и т.д.
Но икону нужно рассматривать в связи с богослужебными текстами; вне службы праздника в целом невозможно понимание любой праздничной иконы. Что может быть подтверждено прямым обращением к Ней: «Се Сын Твой, Богородице. востече к небесным» (тропарь 8-й песни канона).

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, избавитель мира.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никто же на вы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector