0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинные пасхальные открытки

shurov_oleg

Олег Шуров

100 дореволюционных пасхальных открыток

Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.


Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева

Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.

“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным

Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, — множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.




















Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:












Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:

























Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…
























Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, — отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Что хорошо видно на первых двух открытках.















Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:



Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:











На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.

И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:

Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.

30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович

LiveInternetLiveInternet

Видео

Рубрики

  • Tomas Kinkade (13)
  • В мире животных (182)
  • Весна (83)
  • ВИДЕО (507)
  • Выпечка (1938)
  • ***Блины (183)
  • ***Булочки,ватрушки, плюшки. (140)
  • ***Кексы (93)
  • ***Куличи и Пасха (184)
  • ***Печенье (167)
  • ***Пироги. Шарлотки. Запеканки. (332)
  • ***Пирожки (117)
  • ***Рулеты (103)
  • ***Хлеб. (77)
  • Вязание(спицами,крючком) (992)
  • Дамский журнал (279)
  • Дачный участок (1055)
  • *Баклажаны (6)
  • *Капуста (8)
  • *Картофель (2)
  • *Клубника (12)
  • *Огурцы (15)
  • *Перцы (9)
  • *Томаты (30)
  • *Цветы (цветочные клумбы) (350)
  • День Победы (116)
  • Для детей (255)
  • Домашние заготовки (рецепты) (475)
  • Друзья! (79)
  • Женщина (205)
  • Журнал *Здоровье* (333)
  • Звезды экрана (188)
  • Звенящие кедры России (142)
  • Зима (97)
  • Картинки(картины,иллюстрации,живопись) (3135)
  • Клипарт (640)
  • Кнопочки переходы для ЛиРу (18)
  • Комнатное цветоводство (39)
  • Кошкин мир (84)
  • Куклы (194)
  • Кулинария(разные рецепты) (2984)
  • ***Вареники. Пельмени. Манты. Хинкали. (50)
  • ***Все из курицы (212)
  • ***Все из рыбы (222)
  • ***Готовим сыр (разное) (14)
  • ***для Нового Года и Рождества (210)
  • ***Запеканки (58)
  • ***Каши(разное) (19)
  • ***Кулинарные (кухонные)хитрости (33)
  • ***Напитки (Квас. Соки. ) (145)
  • ***Первые блюда (170)
  • ***Постные блюда (203)
  • ***Салаты (352)
  • ***Сало (15)
  • ***Сладости (91)
  • ***Соусы (19)
  • Легенды, притчи, афоризмы. (66)
  • Лето (50)
  • Маски(клипарт) (15)
  • Мир путешествий (911)
  • Музыка (353)
  • Натюрморты (315)
  • Новогодняя страничка (339)
  • Осень (132)
  • Открытки (120)
  • Пасха (97)
  • Пасхальные рецепты (62)
  • Праздники (349)
  • Программы для ПК. (309)
  • Птичий мир (110)
  • Разделители в PNG (8)
  • Рамочки (323)
  • Рамки для фото(PNG) (25)
  • Религия (96)
  • Рождество (70)
  • Рукоделие (332)
  • Своими руками (или сделай сам) (197)
  • Скрап набор (629)
  • Стихотворное (162)
  • Танцы народов мира (18)
  • Торты(кулинария) (561)
  • Уроки иностранного. (8)
  • Уроки ФШ (151)
  • Уют в доме (146)
  • Фарфор (антиквариат) (136)
  • Фоны, схемы для Дн. (102)
  • Фотокартинки (138)
  • Цветы (162)
  • Шьем сами (162)
  • Эзотерика (59)
  • Это важно! (51)
  • Это интересно (867)

Музыка

Всегда под рукой

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Старинные пасхальные открытки по сюжетам художницы Елизаветы Бем.

Христос Воскрес! Опять святая

Настала Пасха. И златая

Глава столицы засияла,

И на душе милее стало:

Сегодня ярче светит солнце,

Сильнее ветер бьет в оконце,

И крик несётся до небес:

Христос воистину Воскрес!

В начале XX в. множество открыток с новогодними и зимними сюжетами было издано по оригиналам известной художницы Елизаветы Меркурьевны Бем (1843 — 1914) . Елизавета Бем в 1857 — 1864 гг. училась в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую закончила с серебряной медалью.

Открытка на Пасху: История пасхальных открыток (+ ФОТО)

Открытки на Пасху

Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток (картинок) несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Читать еще:  Храм в кадашах сайт

Когда появились первые «открытые письма», точно сказать невозможно. Некоторые историки утверждают, что подобные послания отправляли еще в Древнем Египте. Непосредственными предшественницами современных открыток были гравированные карточки, изобретенные французским гравером Демезоном в 70-е годы XVIII века. Новшество популярностью не пользовалось, поскольку пересылка по почте приветствий и поздравлений с текстом, который мог прочитать любой, считалась нескромной. А вот в России подобные гравированные карточки прижились, хотя общественной почте их не доверяли.

«Почтовое» хождение открытки получили лишь спустя столетие, в 1870 г. и снова во Франции – в военное время в армии не хватало бумаги для писем. С легкой руки книгопродавца Леона Бенардо почтовую бумагу стали заменять кусочками картона. На одной стороне писали адрес, а другая предназначалась для письма. Некоторые солдаты делали на картонках рисунки. Вдохновившись этим, Бенардо украсил адресную сторону открытки патриотической виньеткой и выпустил первую французскую открытку. По другим данным, первую иллюстрированную открытку выпустил книготорговец Шварц из Ольденбурга. В 1874 г. был установлен единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм, который в 1925 г. заменили на новый — 105 х 150 мм.

Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, затем начали выпускать цветные и фото-открытки. Писать что-либо, кроме адреса, на оборотной стороне открытки было запрещено. В результате отправителю невольно приходилось портить изображение. В 1904 г. появились открытки, на оборотной стороне которых было выделено место для письма.

Изображения на открытках были самыми разнообразными по тематике, но самыми распространенными стали поздравительные открытки, в том числе и с религиозными праздниками. В России по числу отправлений, безусловно, лидировали пасхальные и рождественские открытки, а также открытки с поздравлениями ко Дню Ангела.

Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.

Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.

Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны. Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.

После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей и фотографий соборов.

Традиция пасхальной открытки

В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».

Рождение открытки

Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы — карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются лубочные картинки.

Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.

Читать еще:  Тропарь пасхи на разных языках

Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с Рождеством или Пасхой.

Первая коллекция пасхальных открыток

Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.

Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.

В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.

Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники Иван Билибин, Борис Зворыкин, Илья Репин, Александр Бенуа. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.

Открыточная лихорадка в дореволюционной России

В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.

Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами пасхальные яйца.

Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с Николаем II, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.

Пасхальная открытка в изгнании

Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».

Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.

Только после Великой Отечественной войны пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.

Старинные пасхальные открытки

(греч. Μεγάλη Σάββατον), Страстна́я суббота — суббота Страстной седмицы, посвящённая воспоминанию погребения и пребывания во гробе тела Иисуса Христа и сошествия Христа во ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), она является также приготовлением к Пасхе — Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

В течение Великой субботы (что обычно для крупных приходов) и после пасхального богослужения (что возможно в небольших сельских храмах) происходит освящение приготовленных к праздничному столу куличей, творожных пасох и пасхальных яиц. В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение сыра и яиц). Особой молитвы на освящение куличей нет.

Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его»

Читать еще:  Пасха главный христианский праздник

В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

Согласно изложению Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина нашла возможность явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос воскрес!» Выбор яйца как подарка, согласно святителю Димитрию, был вызван бедностью Марии, которая, однако, не захотела явиться с пустыми руками, цвет же яйца был призван привлечь внимание императора.

Хотя яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа. (Вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника.)

В православной традиции с Пасхой связан а́ртос — особый хлеб, используемый в богослужении Светлой седмицы, который в русской приходской практике освящается в конце Пасхальной литургии, после заамвонной молитвы. Этот хлеб на протяжении всей Светлой Седмицы находится в храме и раздаётся христианам после литургии в Светлую субботу. «В России распространен обычай не потреблять артос полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак», что происходит в особых случаях, например, при болезни.

В некоторых странах Запада существует обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети по пробуждении тут же бросаются обыскивать весь дом. Так как яйца берутся не неизвестно откуда, то в итоге малыши обнаруживают «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. Пасхальный заяц как символ плодородия и богатства стал символом Пасхи в Германии с XVI века и с тех пор распространился по всему миру: фильм о семье пасхальных кроликов «Бунт ушастых». В виде зайчиков делают игрушки и сладости, а также сувениры, составляющие порой целые семейства или разные профессии.

С конца XIX века в Россиийской империи стало традиционным отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками, основная тематика которых была следующая: пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские пейзажи, весеннее половодье, цветы.

Пасхальных открыток в Российской империи было издано много тысяч различных видов. После запрета 1930-х годов, начиная с конца 1941 года пасхальные открытки издавались также в СССР и продавались в храмах. С 1970-х годов открытки начали издавать обычные издательства («Искусство», «Планета», региональные) массовыми тиражами (одновременно к Пасхе в булочных СССР появлялись выпеченные на государственных хлебозаводах куличи).

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ), Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник.

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. ‏פסח‏ — миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл»).

Арамейское название праздника, которое звучит как писха, вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascuas (исп.), пасха (рус.) и так далее.

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена, хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым»

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении. Он символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы» после воскресения Иисуса Христа. В крупных городах Греции и России в православных храмах ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия из Иерусалима благодатного огня священники торжественно разносят его по храмам города. Христиане тут же зажигают от него свои свечи. После богослужения некоторые уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.

В католической традиции перед началом Пасхального богослужения зажигают Пасхал — особую пасхальную свечу, огонь от которой раздают всем христианам, после чего богослужение начинается. Эта свеча зажигается на всех богослужениях Пасхальной недели.

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гулянья. В императорской России народные гулянья с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка.

В Сербии и России пасхальными яйцами «христосовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди целовались трижды в щёки. Дети устраивали «покатушки», то есть у кого пасхальные яйца дальше укатятся. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector