35 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светлый праздник пасха 4 класс музыка

Урок музыки на тему «Светлый праздник». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: способствовать формированию восприятия музыки через претворение колокольных звонов в музыке русских композиторов

образовательные:

  • познакомить с колокольными звонами, как ярким явлением русской православной культуры

развивающие:

  • развивать образное мышление;
  • совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;

воспитательные:

  • развивать коммуникативные качества (навыки работы в группе);
  • воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

Звучит колокольный звон (дети входят в класс) Слайд №1

— Ребята, скажите, что за звуки открыли наш урок?

— Правильно, а где можно услышать колокола?

— Наш сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению — колокольному звону.

— Скажите, пожалуйста, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?

— Правильно, когда звонят колокола можно услышать в их звоне мелодию. А как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?

— Многие предания утверждают, что церковные колокола имеют душу, живут и мыслят. Колокол был задуман, чтобы отгонять злых духов, которые особо активизируются в важные моменты жизни человека. Звон колоколов сопровождал человека всю жизнь, этот мир звуков был столь же естественным, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Звучание колоколов – это очень мощное лечебное средство.

— А почему мы заговорили о колоколах именно сегодня?

— Верно, скоро праздник Пасхи! В этот день мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.

Видеофрагмент: “Пасхальный колокольный звон” Слайд №3

— Колокольные звоны в пасхальные дни на Руси усиливали праздничный настрой людей, способствовали единению верующих друг с другом. Слайд № 4

Не случайно первое воскресение после Пасхи в народе стали называть “Красной горкой”. В этот день гуляли всем миром свадьбы, выходили на улицы и организовывали весенние массовые гулянья на свежем воздухе. Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихах: Слайд №5

Еще звонят Руси колокола,
То переливами, то перезвонами.
То грянут так, что задрожит земля,
То зазвучат поочередно переборами.

Зазвонный колокол, вы слышите, звонит
И к Богу души наши зазывает:
Очнитесь, люди, — нам он говорит
И к вере человека призывает.

— Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Давайте с вами послушаем фрагмент из увертюры П.И. Чайковского “1812год”.

— Послушайте внимательно, каким вы услышите звон, о чём он вам расскажет?

Звучит фрагмент Увертюра “1812год” П.И. Чайковского с колокольным звоном Слайд №6

Анализ прослушанного фрагмента

А теперь я предлагаю вам музыкальную загадку. Послушайте внимательно, и подумайте, что же здесь звучит?

Звучит фрагмент из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов” Слайд №7

— Звучали не колокола. Это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Слайд №8, Слайд №9

ИМИТАЦИЯ — Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать — значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства — в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать — имитировать — шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки.

Часто композиторы пользовались этим приёмом в различных произведениях.

— А сейчас я предлагаю вам воспользоваться таким приёмом, играя на музыкальных инструментах (треугольники, металлофоны, колокольчики)

Игра на музыкальных инструментах: Слайд № 10,11,12,13

Дети делятся на три группы, у каждой группы свои музыкальный инструмент и ритмический рисунок.

  1. Разучивание отдельно с каждой группой своего ритма, под счёт учителя.
  2. Все группы играют вместе
  3. Создание музыкальной композиции.

— Ребята, о чём вы рассказывали, играя на музыкальных инструментах?

— Учёные установили вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится.

— Послушайте песню, и подумайте о чем она?

Слушание и разучивание песни (слова на экране)

“Христос Воскрес” сл. А. Майкова, муз. В. Кулакова. Слайд №14

— Композитор С.В. Рахманинов сочинил Сюиту Слайд №15 (Сюита — франц. suite, букв. — ряд, последовательность — состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих между собой частей, объединённых общим художественным замыслом) одну из частей которой он назвал “Светлый праздник”.

— Рахманинов писал в своих воспоминаниях: “Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися Большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня с собой в город по праздничным дням. Звонари были артистами, четыре ноты складывались вновь и вновь в повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные, непрестанно меняющимся аккомпанементом. ”

— Давайте теперь послушаем, как композитор С.В. Рахманинов изобразил звучание колоколов? Постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон?

Слушание фрагмента. Слайд №16

Обсуждение услышанного фрагмента. Закрепление (видеоматериал) Слайд №17

— Что же нового мы сегодня узнали?

— Звуки, какого инструмента открывали наш урок?

— Вспомните, музыку, каких композиторов мы с вами слушали?

— Какие инструменты подражали звучанию колоколов?

— Какому празднику была посвящена песня, которую мы учили?

— Молодцы! Урок окончен, до свидания! Слайд №19

Сценарий музыкального досуга «Светлый праздник — Пасха»

Наталья Гусева
Сценарий музыкального досуга «Светлый праздник — Пасха»

Цель: Воспитание у детей дошкольного возраста ценностного отношения к культурному и духовному наследию в русских православных традициях. Организация музыкально-познавательного досуга по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Светлый праздник – Пасха»

— Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками русской культуры.

— Закреплять умение согласованно петь песни разного характера, выразительно двигаться под музыку.

-Воспитывать у детей художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию;

— Приобщать детей к традициям родного края через народную песню, танец;

— Привлекать детей к творчеству, через ознакомление с народной культурой;

— Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки народного характера;

— Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно;

— Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умению выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание;

— Развивать танцевально-игровое творчество;

— Закреплять навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.

— Содействовать активному участию в подвижных играх, соревнованиях.

— создать атмосферу радости, любви, теплоты, доброжелательное отношение к друг другу.

— Воспитывать у детей желание сохранять и распространять русские народные традиции; свободно общаться со сверстниками, взрослыми

— закрепить умение в выразительном чтении стихов;, заклички с выражением, стараясь передавать настроение, характер произведения;

— Обогащать активный и пассивный словарь детей словами и сочетаниями: добры молодцы, красны девицы, Светлое Христово Воскресенье, Христос Воскрес, Пасхальный благовест, ангельское пенье.

Действующие лица: Хозяюшка, Весна — взрослые в костюмах. Ребенок-СОЛНЫШКО.

Оборудование и материалы: колокольчики различного размера, куличи, пасхи, крашеные яички, пасхальные открытки, свечи, веточки вербы в вазе. Вышитые полотенца, самовар с чашками и блюдцами.

Ход развлечения.

Звучит мелодия русской народной песни.

В зал входит Хозяюшка, здоровается с гостями.

Вед-Хозяюшка. Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы!

Поздравляю Вас с праздником, со Светлым Христовым Воскресеньем! Это самый светлый и радостный праздник христиан, который длится целую неделю.

Сияет солнышко с небес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна – пора чудес,

Журчит родник – Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес –

«Воистину Христос воскрес!»

Вед-Хоз: В Пасхальное Воскресение во всех церквях звонят колокола. Звонят по-особому, торжественно. Это — «Пасхальный благовест».

Звон колоколов (аудио-запись).

Дети читают стихи о колокольном звоне.

О чем звонят колокола? О чем звонят колокола?

О мире на планете, О доброте сердечной,

К любви и дружбе призвала Пусть помощь наша и мала

Молитва на рассвете. Но полбеды залечит.

Колокольный звон церквей

Над Россией раздается,

А в канавке все живей

Ручеек веселый льется.

3 реб: Светит солнце горячей,

Побежал в лесу ручей,

Среди снега, среди льда

Льется звонкая вода!

4 реб: Колокол дремавший

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Где-то за дорогой

5 реб: Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

Песня «Светлый праздник» муз. и сл. В. Шестаковой

Ведущая-Хозяюшка. Пасху встречали еще и как праздник весны. Солнышко начинало пригревать по-весеннему, распускались первые цветы, зеленели первые травы, набухали почки на деревьях.

Верба, вербочка прекрасна,

Приди весною, солнце ясно!

Тепло приводи, веселье заводи!

Встретим Пасху хорошо,

Весело и светло:

Солнышко красное – это свет и сила наша, радость и надежда А где же наше солнышко? Позовём его дружно, вместе!

Закличка: Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!

Солнышко, солнышко, посвети немножечко.

Солнышко, покажись, красное, нарядись!

Под рус. нар. мелодию входит ребенок-Солнышко.

Солнышко заиграло, красное сказало:

Я -солнце ясное! Я- солнце красное!

Землю я обогреваю,

С Пасхой всех я поздравляю!

Счастья я вам всем желаю

И яйцом пасхальным

Вас сегодня угощаю.

Несу вам яйца расписные – непростые, золотые!

Вед-хозяюшка: Спасибо, за угощение, «Солнышко». Оставайся на нашем празднике, Пасху встречать. Главное место в пасхальных обрядах занимает яйцо. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника, потому что оно символизирует жизнь.

Реб:Посмотрите, что за чудо

Положила мама в блюдо?

Тут яйцо, но не простое:

Словно яркая игрушка!

Здесь полоски, завитушки,

Много маленьких колечек,

Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,

Словно в старой доброй сказке?

Мама всем дала ответы:

Пасха – праздник самый светлый,

А яйцо, известно мне,

Символ жизни на земле!

Вед-хоз: Весной вся природа оживает, все возрождается к жизни, прилетают птицы из далеких стран в родные края, преодолевая все трудности на своем пути.

«Не прошла зима, снег еще лежит,

Но уже домой ласточка спешит!

На ее пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя!»-так поется в нашей песне:

«Ласточка» Евг. Крылатов

РЕБ 1: Из страны далекой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«К нам весна весна идет,

А с весною Пасха радость нам несет

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели-

Пасха в гости к нам пришла!

Солнышко весеннее, ярче нам свети,

Светлая Пасха, подольше погости!

Прилетели птицы, радостно блистая:

Светлая седмица, Праздничная стая…

Вед. Читает начало каждой строки, дети-заканчивают.

А у нас куличек – золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке! Пир как в сказке!

В доме не пылинки, убирались все к Пасхе!

Под музыку выходит Весна с веточкой вербы

Весна: Добрые день, мои друзья, гости дорогие!

Всем издали видна.

Ветерок меня ведет,

Птицы славят мой приход.

Вставайте-ка, ребята, в большой широкий круг

И за руки возьмите своих друзей, подруг.

Закружится над нами лазурный небосвод,

Разбудит лес и поле веселый хоровод!

Хоровод «Веснянка» укр. н. м.

Станем кругом ходить

Да Весну веселить!

Дружно спляшем и споем!

Игра-танец по выбору муз. руководителя.

Вед. Мы наш праздник продолжаем.

Распушила ветки верба,

Песня ласточек слышна,

Праздник света, праздник веры

Есть у ласковой Весны.

Вед. К празднику Пасхи готовятся заранее. Убирают и украшают дом. К Пасхе готовятся все заранее, ведь длится этот праздник целую неделю. И поэтому эта неделя называется по-разному: святой, светлой, пасхальной. Ещё в прошлое воскресенье многие украсили свои дома ветками вербы.

Читать еще:  Страстная пятница и пасха

Это деревце волшебное. Кто к нему прикоснётся, здоровым будет целый год. Мы вербу возьмём и пожелаем всем крепкого здоровья.

Верба – хлёст – бьёт до слёз.

Не я бью – верба бьёт.

Будь здоров, как вода,

Будь богат, как земля!

Пасха – самый любимый праздник на Руси! Русские люди одевались во все светлое, старики расчесывали волосы и приговаривали, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золотой и серебряной посуды, чтобы разбогатеть. Скажите, ребята, какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (Пасха, куличи, крашеные яйца из творога готовят вкусную пасху с изюмом). Но этот день богат не только вкусным угощеньем – богат он обычаями и обрядами.

Существуют особые игры, в которые в старину играли на Пасху и в пасхальную неделю дети и взрослые. Вспомним их и от души повеселимся.

Выбирается водящий, остальные делятся на пары и сцепляют руки.

Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх.

Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару.

Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх.

Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть.

Если играет очень много народу, водящих может быть несколько.

Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек).

Весна: А еще на Руси существовал обычай в теплый весенний день на зеленой травке играть с яйцами, катать их по желобкам. Найдут ребята пригорок покруче, положат несколько яиц рядом, одновременно с горки спустят. У кого яйцо укатилось и не разбилось, тот и выиграл.

Игра: «Катание яиц по желобкам»

Игра: «Перенеси яйцо в ложке»

Игра: «Укрась пасхальное яйцо»

Участвует два человека, каждому из которых дается один воздушный шарик и наборы пасхальных наклеек. За минуту они должны украсить свой шарик – «яйцо» наклейками. Тот, кто наклеит их больше соперника, тот победил

Вед-Хозяюшка. Пасхальному яичку приписывают чудесные свойства. Раньше верили, что освященное яйцо может потушить пожар. Если его оставить на весь год, исполнятся все желания.

Кроме крашеных яиц важное место на пасхальном столе занимает обрядовая еда: Пасха и Кулич. Кулич –высокий, вкусный, круглый хлеб. Считали, что если кулич удался, в семье все будет хорошо.

Весна: Всех к столу мы приглашаем,

Вы друг друга угощайте

Пасху нашу вспоминайте!

Дидактическая игра «Праздники» Цель: Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие добра, человечности, единении.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5–7 лет) Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет) на 2013-2014 учебный год Сентябрь 1. Занятие.

Конспект урока «Светлый праздник» 4 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Конспект урока «Светлый праздник» 4 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями, народными пасхальными обрядами и традициями.

  1. Знать термины: тропарь, обряд, волочебники.
  2. Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.
  3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.
  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Сообщение темы и цели урока.
  • Составление кластера.
  1. Работа по теме урока
  • Слушание и осмысливание.
  • Проблемная ситуация.
  • Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.
  1. Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.
  2. Итог, оценивание.

Виды деятельности учащихся:

  1. Слушание музыки.
  2. Вокально-хоровая работа.
  3. Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение ).
  4. Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный, игровой, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение

Тема нашего урока связана с приходом весны:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт,полна чудес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…

На это время и приходится Светлое Христово Воскресенье-Пасха. Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот день радостный, светлый. И поэтому тема урока звучит: «Светлый праздник» — сл.1.

Все события, связанные с ним — огромное чудо! Давайте немного вспомним события, о которых нам поведала Библия-главная христианская книга.

Слайды «Немного о пасхе». ( сл.2-19 – читаю информацию со слайдов)

Каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни.В этом году когда мы отмечаем этот праздник?( 16 апреля)

Со светлым праздником у нашего православного народа связано много традиций. обычаев и обрядов. И сегодня мы вспомним некоторые из них.

Конечно, же начинается сам праздник в церкви с Пасхального богослужения — Всенощной службы. ( сл.20-23_

  • Кто из вас бывал на Пасхальном богослужении?

Во время богослужения звучит тропарь – праздничная песнь. ( называние «Тропарь» — на доску)

Священник (батюшка), церковный хор и все прихожане поют этот тропарь. Послушайте Пасхальный тропарь.

(Прослушивание «Пасхального тропаря»)

Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва композитора Чеснокова «Ангел вопияше». Мы сегодня обязательно послушаем эту молитву. В конце службы происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.

Чтобы наш рассказ о народных пасхальных традициях и обрядах был более интересным, предлагаю устроить дружеские соревнования. Согласны?

У нас есть 2 группы. Каждая группа за правильные ответы и хорошо выполненные задания получит вот такие бонусы( ).Что с ними делать и как подвести итог соревнования, я скажу в конце урока. Согласны на такую интригу?

Итак ,1 задание вы уже получили и выполнили. Это было ваше Д/З:

  • Украсить стол своей группы к уроку по теме: «Светлый праздник».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА 1 ЗАДАНИЯ.

2 задание: ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые родные обычаи старины.

  • 1вопрос: У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей, ходя из одного дома в другой, играя на волынках, исполняя песни и ожидая подарки. Как называли таких людей ? (волочебники) – сл.24.
  • 2. Что означает это слово? (поющие под окнами)
  • 3.Как называется этот обряд? (хождение волочебников)
  • 4.Как называлось первое воскресенье после Пасхи? (красная горка)
  • 5.Чем занимались молодежь и дети в этот день?
  • 6.Как называется первая неделя после Пасхи? (светлая)
  • 7.Какой еще обычай существует на Светлой неделе?
  • 8.Как называется звон, когда бьют во множество колоколов?(трезвон)

В праздник Пасхи мы услышим один из самых красивых праздничных звонов, где будут звучать все колокола: и большие, и самые маленькие.

Звучит Праздничный Пасхальный Перезвон.

  • Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси? – сл.25.
  • Когда звонили в колокол?

Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке и на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан: размеряли время сна и бодрствования, труда и отдыха, веселья и скорби, указывали путнику дорогу, если он заблудился.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра. Колокола были несовместимы с ложью, — сл.26. несправедливостью и греховностью. Даже лучшие похвалы звучали так: «голос чище звона», «слава, что звон». Люди с огромным уважением и любовью всегда относились к колоколам.

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь, гудя, затрепетал.

Певучие, серебряные громы

Сказали весть святого торжества!

  • Как называется большой колокол?
  • Где находится самый огромный колокол?

3.И настало время следующего задания . Я предлагаю попробовать себя в роли звонарей в ритмической игре «ПРАЗДНИЧНЫЕ ЗВОНЫ»

( Дети показывают ритмически удары колокола)

О колоколах существует очень много легенд:

  • ( сл.27.) Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его указанию под неё положили большое количество пороха и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела вверх, а затем опустилась на прежнее место целая и невредимая.
  • По рассказам жителей в Ярославской губернии на заводе отлили 2 колокола. Когда их переплавляли через реку, один колокол упал в реку и затонул .Второй благополучно добрался до места и был установлен .Но когда он звонил ,звуки его были печальны ,и жители могли расслышать слова в его звоне: «Брат Кондрат на дне лежит, а мне не велит».
  • По народным поверьям, влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы, теряют силу колдовство и гадания.
  • А вот вполне реальный факт, которые установили ученые: в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят, когда звонишь в колокол, душа светлее становится. И я желаю всем, чтобы в вашей душе звучал самый светлый колокольчик и предлагаю каждому позвонить! ( Дети звонят в колокольчики)

А у нас 4 задание: ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ.

Д/з: каждая команда готовит по 3 стихотворения.

Подведение итогов-получение бонусов.

Настадо время последнего 5 задания:

Одним из традиционных атрибутов и украшений праздника Пасхи являются расписанные пасхальные яйца. Кто знает, чем в старину окрашивали пасхальные яйца?

В настоящее время украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством, используются различные материалы, приемы и даже методики.

Посмотрите, как могут быть выполнены пасхальные украшения. ( сл.28-29.) Вы можете сделать их своими руками и подарить близким и родным на Пасху. А наше 5 задание такое:

Обе группы получили за работу свои бонусы. Если вы заметили,то бонусы в форме яйца, даже уже разноцветные. Вам осталось только расписать их своими узорами и украсить пасхальное дерево. А пока вы будете работать ,мы послушаем молитву Павла Чеснокова «Ангел вопияше», о которой я говорила в начале урока.

Слушание «Ангел вопияше» П.Чеснокова.

Работа в группах, подведение итогов .

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили православные традиции, поговорили о Пасхе, украсили Пасхальные деревца, и я надеюсь, что ваши души посветлели, стали чище помыслы, а в сердце появилось еще немного места для любви и добра.

Исполнение «Дорога Добра»

музыка М.Минкова слова Ю.Энтина

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск новых интонационных красок в работе над музыкальным произведением.

Введение учащегося в мир музыкального искусства. Ознакомление с фортепиано. Выявление музыкальных способностей с учетом психо-физических особенностей учащегося.

Тема урока: «Работа с интонационной дикцией. Скэт — как способ развития голоса.».

Интересный урок «Animals in our life», с элементами игры. Урок носит обобщающий характер.

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса.

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс.

Конспект урока 5 класс «Баскетбол», 7 класс.

Светлый праздник. Пасха

Светлый праздник. Пасха

Задачи:
Показать художественные особенности пьесы П. И. Чайковского «Утренняя молитва».
Воспитывать уважительное отношение к русским традициям, бережное отношение к искусству.
Воспитывать любовь к классической музыке через художественное слово и цвет.
Способствовать формированию и развитию чувства сострадания, милосердия, любви к ближнему через практический опыт участия в благотворительной акции.

Материалы:
Декорации для миниатюры «Пасхальный сюрприз».
Конверты с шаблонами «бабочка» и «яичко» для изготовления открытки.
Свеча (её можно зажечь в начале урока).

Предварительная работа:
Учитель знакомит детей с жанром народной «волочебной» песни, с её особенностями.
С фольклорным ансамблем учитель готовит театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз».
Разучивает с детьми «волочебную» песню «Далалынь, далалынь»!
Готовит конверты с шаблонами для изготовления открытки на заключительном этапе урока.

Оформление:
Класс оформлен веточками вербы, детскими рисунками на тему «Пасха».

Методическая справка:
Урок проводится на Пасхальной неделе, задуман в форме беседы, в центре которой пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва», и преследует высокие гуманистические цели: воспитание уважительного отношения к православным традициям русского народа, любви к природе, к людям, к родному фольклору.
В ходе урока ребята отвечают на вопросы «Что значит благотворительность?», «Как могут дети участвовать в ней?», «Что можно сделать прямо сегодня?» Чудесная музыка П. И. Чайковского самым благоприятным образом способствуют беседе на выше обозначенные темы.
В рамках подготовки к уроку дети самостоятельно изучают материал о традициях русской пасхи, о жизни и творчестве П. И. Чайковского.
Показателем эффективности урока является атмосфера радости, творчества, увлечённости, дружеская обстановка и положительные эмоции от доброго, благого поступка.

Читать еще:  Что такое пасха кратко

Урок включает в себя:
Приветствие, которое позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и взаиморасположения, даёт положительный психологический настрой.
Слушание пьесы П. И. Чайковского «Утренняя молитва».
Слушание фрагментов народной музыки а capella в исполнении солистов фольклорного ансамбля, что создаёт особый эмоциональный настрой детей.
Беседу о традициях Пасхальной благотворительности в России.
Театральную миниатюру по мотивам Нижегородского фольклора «Пасхальный сюрприз», роль которой — коррекция застенчивости, проявление творчества.
Пение «волочебных» песен, развивающее музыкальные способности ребёнка.
В качестве элемента коррекции эмоционального настроя по окончании урока ребята изготавливают праздничную открытку «Пасхальное яичко».

Дети приходят и рассаживаются на свои места. Звучит «Утренняя молитва», пьеса П. И. Чайковского. Учитель приветствует ребят.

«Христос воскресе» и «Воистину воскресе» —
Слыхал я в детстве странные слова.
И мне казалось, где-то в поднебесье
Сияет в нимбе чья-то голова.

А на земле – подкрашенные яйца,
И в каждом доме дразнят куличи.
Их носят ночью в церковь освящаться
Под тусклый свет лампады и свечи.

Поток людей зовётся крестным ходом,
Сверкают счастьем детские глаза.
Сдаются свечи лучикам восхода,
Ложатся спать хмельные голоса.

Но хрупок сон, когда приходит Пасха,
Церковный праздник в зареве цветов.
Катают яйца дети без опаски,
Крещёный люд отходит от постов.

«Христос воскресе» и «Воистину воскресе» —
Слыхал я в детстве странные слова.
И мне казалось, где-то в поднебесье
Сияет в нимбе чья-то голова.

Не напрасно я прочла вам это стихотворение. Почему?

Дети: Идёт пасхальная неделя, все люди радуются великому празднику Пасхи.

Учитель: Звучала музыка, что вам, показалось знакомым в ней? (Ответы детей). Сейчас музыка прозвучит вновь, послушайте и скажите, как она звучит — с радостью или с оттенком грусти? (В исполнении учителя звучит пьеса П. И. Чайковского «Утренняя молитва».)

Как бы вы назвали эту музыку: «Вечер в лесу», «Скакалка» или «Утренняя молитва»?

Дети: «Утренняя молитва».

Учитель: Почему «Утренняя молитва»?

Дети: Музыка звучала тихо, передавая тишину раннего утра; похожа на то, как поёт хор в церкви; звучала медленно, спокойно, как молитва; хочется слушать эту музыку снова и снова.

Учитель: Вы много мне рассказали о музыке, которую услышали впервые, как вы думаете, эта музыка народная или композиторская?

Учитель: Сочинил «Утреннюю молитву» русский композитор Пётр Ильич Чайковский.

Пётр Ильич вспоминает: «В утренней молитве мы, ещё ученики младших классов, просили Бога дать нам внимание и силы в учении, чтобы вырасти на утешение родителей и на пользу страны». Став композитором, Чайковский сочинил музыку «Утренняя молитва», которая располагает слушателя к размышлению, раздумью. «Говорящая» мелодия «Утренней молитвы» светлая, пронизанная чувством тихой радости, ожиданием нового дня.

Послушайте фрагмент «Утренней молитвы» и выберите из предложенных мной те интонации, которые, по-вашему, наиболее подходят к этой музыке. (Обращает внимание ребят на доску.)

(Учитель исполняет первую фразу «Утренней молитвы». Ребята приходят к выводу о том, что в музыке слышны интонации церковного пения.)

Почему именно на сегодняшнем уроке звучала «Утренняя молитва»?

Дети: Потому что все празднуют Пасху, православный, церковный праздник. «Утренняя молитва» передаёт настроение праздника Пасхи: тихую радость, надежду на лучшее, ожидание только хорошего. Молитва, Пасха и Храм — слова, которые неразделимы.

Учитель: Только православные, верующие взрослые дочитают праздник Пасхи?

Дети: Пасха — праздник всех людей: и взрослых верующих, и детей.

Учитель: Что вы знаете о традициях русской Пасхи?

Дети: Готовят Пасхальные блюда: кулич и крашеные яйца. Обмениваются Пасхальными (крашеными) яичками с близкими, знакомыми, друзьями.

Учитель: С давних пор Пасхальным яйцом в России называли не только крашеное яйцо, но и любой Пасхальный подарок. В царской России в Пасхальные дни состоятельные люди старались порадовать заключённых в темницах, детей-сирот, одиноких стариков.

Во время Первой мировой войны были образованы благотворительные комиссии в помощь и поддержку солдатам на фронтах и раненым воинам. «Красное яичко — фронту» — под таким девизом собирались и отправлялись на фронт Пасхальные подарки с бельём, продуктами питания, мылом и другими вещами, необходимыми в армии. Всё это — традиционная в России Пасхальная благотворительность. Скажите, что означает слово «благотворительность»?

Дети: Благотворительность — это помощь нуждающимся, лечение бедных больных, воспитание сирот и бесприютных детей.

Учитель: Примеров благотворительности можно привести много. Пасха на Руси отмечалась не только молитвой и праздничным столом, но и добрыми делами, щедрой благотворительностью — таков Пасхальный обычай. Какие Пасхальные обычаи знакомы вам ещё?

Дети: Звонят колокола; люди ходят в церковь на службу; дети ходят по домам с особыми песнями.

Учитель: Почти повсеместно в первый день Пасхи дома в селении обходили дети («волочебный обход»), с пением под окнами «волочебных» песен. Деревенские ребятишки собирались по 10-20 человек, поздравляли хозяев: «Христос воскрес!», те отвечали: «Воистину воскрес!» и одаривали их крашеными яйцами, пирогами, сладостями. Не одарить ребятишек казалось зазорным, хозяева ждали «волочебников», как желанных гостей, считая, что от их визита зависит благополучие хозяйства. Угощение выносили во двор или подавали через окно. Ребята, хотите посмотреть, как это было?

Учитель предлагает ребятам посмотреть театральную миниатюру «Пасхальный сюрприз» в исполнении школьного фольклорного ансамбля. Песни знакомы всем учащимся, поэтому спеть их можно хором.

«Пасхальный сюрприз»

В классе декорация деревенского двора (забор, на заборе курица с петухом, собака в будке). Во дворе тётка Матрёна и дядька Григорий (ростовые куклы). Ширма, за ширмой Рассказчик и корзиночка с травкой, в которую спрятаны конверты с заданием для самостоятельной роботы. Песни к спектаклю по выбору учителя. Народные костюмы для действующих лиц.

Действующие лица: Рассказчик, девочка (1 – 5), мальчик (1 – 5).

Звучит русская народная песня «Тимоня». Дети сидят на корточках около ростовых кукол.

Рассказчик: не спеша:

Тётка Матрёна и дядька Григорий
Держали в деревне большое подворье:
Три поросёнка, корова, лошадка.
У курочки Рябы детки — цыплятки,
И петушок золотой гребешок,
И рыжий щенок пo кличке Вершок.
Детей в семье было много.
Пост соблюдали строго!

Жили — не тужили, зиму пережили.
Дождались дней весенних,
Светлого христова воскресения!

Девочка (1) радостно:

Стол пасхальный накрываем.
Веткой вербы украшаем,
Из печей несём куличики,
А от курочки — яички.

Мальчик (1) (берёт в руки курочку с декоративного забора):

Нам дай, курочка, яичко простое,

Мы его распишем, будет золотое.

Дети берут в руку заранее приготовленные открытки в форме яичка.

Девочка (З) с любовью:

Яйцо — символ солнца, любви и надежды.

Мальчик (2) торжественно:

Нарядим яйцо в пасхальные одежды!

Мальчик (3) с озорством:

Своему дружке Егорке нарисую мотылька. (К лёгкой жизни.)
Без отцовской пусть без порки
Будет жизнь его легка.

Делает вид, что рисует на яйце (открытке) щепочкой, все остальные ребята «любуются» росписью.

Девочка (4) мечтательно:

Ну а я подружке Оле
Разрисую всё фасолью. (К замужеству.)
Будет ей жених богатый —
Симпатичный, конопатый.

А соседским близнецам
Нарисуем солнце! (К счастью.)

Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце.

В это время мальчик выносит из-за ширмы корзинку с зелёной травкой, выращенной заранее, или искусственной (в корзинку спрятаны конверты для самостоятельной работы).

Рисовать я не умею,
Я ещё малявка.
В зиму зёрнышко посеял,
Получилась травка.

Девочка (1) почти шёпотом:

Травка очень даже кстати,
Мы в неё яички спрячем!

Все, кто держит в руках яички, «прячут» их в корзинку с травкой.

Девочка (2) обращаясь к участникам миниатюры:

Ну-ка, братцы,
Собирайтесь все в кучечку,
Пойдём в село,
Поздравим всех с праздником!

С Христовым днём,
С красным яйцом.

(Все исполняют песню «Далалынь, далалынь», имитируя «поход к соседям».)

Девочка (3) обращаясь к зрителям:

Ой, как много добрых лиц,
От соседей вам Сюрприз!

Нам на радость,
Вам на удивленье.
С Пасхой вас,
С Христовым воскресеньем!

Под торжественную музыку корзинку с яичками (конвертами для самостоятельной работы) «волочебники» преподносят одноклассникам.

Под музыку П. И. Чайковского «Утренняя молитва» ребята выполняют самостоятельную работу «Изготовление пасхальной открытки». Открытки, изготовленные своими руками, ребята дарят своим близким, сверстникам из детского дома, учителям-ветеранам в рамках школьной благотворительной акции «Пасхальный сюрприз». Предваряет такое поздравление в детском доме, в доме ветеранов, в больнице театральная миниатюра «Пасхальный сюрприз» в исполнении ребят-солистов фольклорного ансамбля, что придаёт акции самобытность и особый колорит. Следующее занятие может начаться игрой «Пасхальное утро, или что я знаю о Пасхе», в целях повторения и повышения мотивации учения.)

Изготовление праздничной открытки «Пасхальное яичко»

Заготовка из цветного картона для «яичка» (основа открытки, шаблон «бабочка», атласная лента, карандаш, ножницы, клей, цветная бумага.

Этапы работы

  1. На листе цветной бумаги карандашом обвести шаблон «бабочка» и вырезать по контуру ножницами.
  2. На середину «яичка» приклеить вырезанную из цветной бумаги «бабочку».
  3. Украсить открытку атласной лентой, продевая её в отверстия, расположенные по контуру, у «вершины» завязать бантик.
  4. На обратной стороне открытки ребятам предлагается написать карандашом поздравление.

Эвристическую беседу с элементами рукоделия подготовила С. А. Лапина (преподаватель высшей категории), ДМШ № 3, г. Павлово, Нижегородской области.

Конспект и презентация к уроку в 4 классе на тему «Светлый праздник»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Выбранный для просмотра документ Светлый празлник-урок музыки в 4 классе.docx

Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями,народными пасхальными обрядами и традициями.

Знать термины: тропарь, обряд, волочебники.

Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.

Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.

Сообщение темы и цели урока.

Работа по теме урока

Слушание и осмысливание.

Закрепление нового материала в процессе выполнения творческого задания.

Рефлексия в процессе выполнения творческого задания.

Виды деятельности учащихся:

Импровизационная деятельность (самостоятельное исполнение ).

Выполнение творческого задания в процессе слушания.

Методы обучения: словесный,игровой, наглядно-слуховой, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщение.

Цель: знакомство детей с видами музыки Пасхи и их особенностями.

Знать термины: тропарь, волочебники.

Развивать творческие музыкальные способности, музыкальное мышление, художественный вкус.

Воспитывать любовь и уважение к традициям русской культуры.

Тема нашего урока связана с приходом весны:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет ,полна чудес!

ХРИСТОС ВОСКРЕС! ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Весна всегда связана со светлыми ожиданиями,надеждами…На это время и приходится Светлое Христово Воскресенье-Пасха.Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником.Этот день радостный,светлый. И поэтому тема урока звучит:

Все события ,связанные с ним-огромное чудо!Давайте немного вспомним события,о которых нам поведала Библия-главная христианская книга.

Слайды «Немного о пасхе».

Каждый год праздник Пасхи приходится на разные дни.В этом году когда мы отмечаем этот праздник?(20 апреля)

Со светлым праздником у нашего православного народа связано много традиций.обычаев и обрядов.И сегодня мы вспомним некоторые из них.

Конечно,же начинается сам праздник в церкви с Пасхального богослужения-Всенощной службы.

Кто из вас бывал на Пасхальном богослужении?

Кто собирается пойти на Всенощную службу в этом году?

Во время богослужения звучит тропарь.Что такое тропарь?На стр.32 нотное приложение пасхального тропаря(читаем).Священник(батюшка),церковный хор и все прихожане поют этот тропарь.Давайте и мы с вами попробуем его пропеть.

Исполнение «Пасхального тропаря»

Во время пасхальной службы, кроме тропаря и других песнопений, звучит очень красивая молитва композитора Чеснокова «Ангел вопияше».Мы сегодня обязательно послушаем эту молитву.В конце службы происходит освящение пасхальных даров-куличей и яиц.

Чтобы наш рассказ о народных пасхальных традициях и обрядах был более интересным,предлагаю устроить дружеские соревнования.Согласны?

У нас есть 2 группы.Каждая группа за правильные ответы и хорошо выполненные задания получит вот такие бонусы( ).Что с ними делать и как подвести итог соревнования я скажу в конце урока.Согласны на такую интригу?

Итак ,1 задание вы уже получили и выполнили.Это было ваше Д/З:

Украсить стол своей группы к уроку по теме: «Светлый праздник».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА 1 ЗАДАНИЯ.

2 задание:ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ.

Сейчас мы с вами вспомним некоторые родные обычаи старины.

1вопрос: У русских крестьян на Пасху был обычай поздравлять своих соседей,ходя из одного дома в другой,играя на волынках,исполняя песни и ожидая подарки.Как называли таких людей?(волочебники)

2. Что означает это слово?(поющие под окнами)

3.Как называется этот обряд?(хождение волочебников)

5.Как называлось первое воскресенье после Пасхи?(красная горка)

6.Чем занимались молодежь и дети в этот день?

7.Как называется первая неделя после Пасхи?(свктлая)

8.Какой еще обычай существует на Светлой неделе?

9.Как называется звон,когда бьют во множество колоколов?(трезвон)

В праздник Пасхи мы услышим один из самых красивых праздничных звонов,где будут звучать все колокола:и большие, и самые маленькие.

Звучит Праздничный Пасхальный Перезвон.

Как вы думаете,в каком веке появились колокола на Руси?

Когда звонили в колокол ?

Первое упоминание о колоколах встречается в 10 веке и на протяжении многих веков сопровождали жизнь христиан:размеряли время сна и бодрствания,труда и отдыха,веселья и скорби,указывали путнику дорогу,если он заблудился.Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.Колокола были несовместимы с ложью,несправедливостью и греховностью.Даже лучшие похвалы звучали так: «голос чище звона», «слава,что звон».Люди с огромным уважением и любовью всегда относились к колоколам.

И мощный звон промчался над землею,

И воздух весь,гудя ,затрепетал.

Сказали весть святого торжества.

Как называется большой колокол ?

Где находится самый огромный колокол?

И настало время следущего задания .Я предлагаю попробовать себя в роли звонорей в римтмической игре

О колоколах существует очень много легенд:

Наполеон,вступив в Москву,решил взорвать колокольню Ивана Великого.По его указанию под нее положили большое количество пороха и подожгли.Раздался взрыв,колокольня взлетела вверх,а затем опустилась на прежнее место целая и невредимая.

По рассказам жителей в Ярославской губернии на заводе отлили 2 колокола.Когда их переплавляли через реку,один колокол упал в реку и затонул.Второй благополучно добрался до места и был установлен.Но когда он звонил,звуки его были печальны,и жители могли расслышать слова в его звоне: «Брат Кондрат на дне лежит,а мне не велит».

По нродным поверьям влиянию ночного церковного колокола не могут противостоять нечистые силы,теряют силу колдовство и гадания.

А вот вполне реальный факт,которые установили ученые:в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят,когда звонишь в колокол,душа светлее становится.И я желаю всем,чтобы в вашей душе звучал самый светлый колокольчик.

А у нас 4 задание:ПАСХАЛЬНЫЕ СТИХИ.

(Д/з: каждая команда готовит по 3 стихотворения).Подведение итогов-получение бонусов.

Задание 5:ПАСХАЛЬНЫЕ НАПЕВЫ.

Настадо время последнего 6 задания:

Одним из традиционных атрибутов и украшений праздника Пасхи являются расписанные пасхальные яйца.Кто знает,чем в старину окрашивали пасхальные яйца?

В настоящее время украшение пасхальных яиц стало настоящим искусством,используются различные материалы,приемы и даже методики.

Посмотрите,как могут быть выполнены пасхальные украшения.Вы можете сделать их своими руками и подарить близким и родным на Пасху.А наше 5 задание такое:

Обе группы получили за работу свои бонусы.Если вы заметили,то бонусы в форме яйца,даже уже разноцветные.Вам осталось только расписать их своими узорами и украсить пасхальное дерево.А пока вы будете работать ,мы послушаем молитву Павла Чеснокова «Ангел вопияше»,о которой я говорила в начале урока.

Слушание «Ангел вопияше»П.Чеснокова.

Работа в группах,подведение итогов .

Сегодня на уроке мы с вами вспомнили православные традиции,поговорили о Пасхе,украсили Пасхальные деревца, и я надеюсь,что ваши души посветлели,стали чище помыслы,а в сердце появилось еще немного места для любви и добра.

Сборник детских пасхальных песен

Сборник детских пасхальных песен.

Оглавление

Чудо выше всех чудес

сл. И. Языковой, муз. Ю. Пастернака

Чудо выше всех чудес – Христос воскрес!
Смерть ушла, и страх исчез, – Христос воскрес!
Хоры ангелов с небес прославляют Божий Крест.
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

Среди мертвых Его нет, – Христос воскрес!
Возсиял над миром свет – Христос воскрес!
Видишь, гроб Его пустой, Иисус Христос живой!
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

Нас Господь от смерти спас – Христос воскрес!
Царство Божье среди нас – Христос воскрес!
Веселись и славословь, – нынче царствует любовь.
Христос воскрес! – Воистину воскрес! (2 раза)

Пасху радостно встречаем

Слова В. Кузьменкова

Пасху радостно встречаем,
И поем «Христос воскрес!»
Мы все дружно отвечаем:
«Он воистину воскрес!»

Припев: Он воскрес! (2 р)
Он воистину воскрес!
Он воскрес!
Он воистину воскрес!

Всюду радость и объятья,
Брат, сестра: «Христос воскрес!»
Ад разрушен, нет проклятья:
«Он воистину воскрес!»

Ноты

Спит Сион

Спит Сион, и дремлет злоба,
Спит во гробе Царь царей.
За печатью камень гроба.
Всюду стража у дверей.

Ночи темень сад объемлет,
Стража грозная стоит,
Чуткий слух ее не дремлет,
Зорко в даль она глядит.

Ночь прошла. На гроб Мессии
С ароматами в руках
Шли печальные Марии,
Беспокойство в их чертах.

И тревога их печалит:
Кто могучею рукой
Тяжкий камень им отвалит
От пещеры гробовой?

И глядят, дивятся обе:
Камень сдвинут, гроб открыт,
И, как мертвая, при гробе
Стража грозная лежит.

А во гробе, полном света,
Кто-то чудный, не земной,
В ризы белые одетый
Сел на камень гробовой.

Ярче молнии блистает
Блеск небесного лица.
В страхе вестницы внимают,
И трепещут их сердца.

«Что вы, робкие, в смятеньи, —
Им сказал пришлец святой, —
С вестью мира и спасенья
Возвращайтеся домой.

Я ниспослан небесами,
Весть чудесную принес:
Нет Живого с мертвецами,
Гроб уж пуст, Христос воскрес!»

И спешат оттуда жены,
И с восторгом их уста
Проповедуют Сиону
Воскресение Христа!

Он Воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей…
Жизнь безгрешная, святая —
Лишь одна дорога к ней.

Ноты

Красное яичко

Дорого яичко
Ко Христову дню,
И не знал я долго,
Как и почему.

Как же так бывает,
Где найти ответ?
Птичка вдруг выходит
Из яйца на свет!

В этом вот и чудо,
Бог так сотворил,
Что яйцо сырое
В птичку обратил.

Тот пример я понял
Сердцу дорогой:
Так Господь когда-то
Сотворит со мной.

Та же сила Божия
Прах мой соберет,
А из праха снова
Тело оживет.

И с тех пор яичко,
Красное, как кровь
Мне напоминает
Про Его любовь.

Ноты

Здравствуй, лучик солнечный!

сл. Е. Матвиенко, муз. М. Быстровой

Вот закончилась зима,
Пасха к нам пришла.
Улыбнулись солнышку
Все мои друзья!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Запоют воробушки,
Зазвенит капель.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Верба-вербочка цветет
И проснулся шмель.
Веселится детвора
Напролет весь день!

Солнышко весеннее
Только подмигнет,
Чудо-расчудесное
Вмиг произойдет!

Выглянут подснежники,
Зацветёт сирень.
Здравствуй, лучик солнечный
И пасхальный день!

Ноты

Пасхальный звон

сл. К. Фофанова, муз. 3. Зинченко
ред. Л. Истоминой

В зеленеющем уборе
Млеют тёмные леса,
Небо блещет, точно море,
Море — точно небеса.

Припев:
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних
Из полуденных краёв.

Сосны в бархате зелёном
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.

3. И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.

Ноты

Хвалите Господа с небес

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно.
Исполнен мир Его чудес
И славы несказанной.

Хвалите Господа с небес,
Холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез,
Светлеют наши взоры.

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос Воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Ноты

«Христос Воскресе»

Повсюду благовест гудит;
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ноты

Динь-Дон (песня к Пасхе)

Динь-дон! Динь-дон!
Раздается звон, звон!
Он со всех сторон, звон!
В церковь всех зовет он!

Идите, спешите, куличи святите,
В церковь собирайтесь, чуду удивляйтесь.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Динь-дон! Динь-дон! Динь-дон! Звон!

Ноты

Велик святый тот день настал

Велик святый тот день настал.
Христос Воскрес, Сыне Божий!
Что слав от гроба воссиял.*
Христос Господь – наш вечный свет.
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

За утра рано Жёны шли
И тело в гробе не нашли.
Небесный Ангел им дверь отверз.
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Как Ангели на небеси
Все радуются на земли
И всюду слышится с небес:
Христос Воскрес, Христос Воскрес!

*После каждой строки исполняется припев: Христос Воскрес, Сыне Божий!

Мироносицы

сл. В. Городецкого, муз. прот. Игоря Лепишинского

Солнце плыло из-за утренней земли,
Мироносицы ко гробу тихо шли,
Скорбь овеяла их облаком седым.
Кто у входа тяжкий камень сдвинет им?

Ароматы держат в трепетных руках.
Выплывает солнце в медленных лучах.
Озаряет солнце тёмный, низкий вход.
Камня нет! Отвален камень. Ангел ждёт.

Ангел белый над гробницей Божьей встал,
Мироносицам испуганным сказал:
– Не ищите Иисуса: Он воскрес.
Он на небе и опять сойдёт с небес.

Тихий ужас, сладкий трепет и восторг
Вестник чуда из сердец двух жен исторг.
Лобызают ткани праздные пелен.
Солнце всплыло. В небе светлый, вечный звон.

Песня о Пасхе

(на мотив песни «Золотая свадьба»)

Праздник! Праздник! Празднуем с тобой
Самый лучший, самый дорогой,
Пасха! Пасха! Наконец-то ты!
К нам не мог бы день Пасхальный не прийти!

Припев:
Мы отмечаем каждый год,
Празднуем Пасху все вместе.
Рады Воскресшему всей душой,
И все поём эту песню!

Шли к Тебе мы весь Великий Пост,
Пост для нас – ведь это просто мост,
Чтоб достичь пасхальной чистоты,
Покаянье принесли и я, и ты.

А теперь вот празднуем все мы
Праздник жизни среди зла и тьмы,
Упразднит Христос и нашу смерть,
Если будем мы не тлеть, а пламенеть!

Наступило воскресенье

Наступило Воскресенье —
Человечеству спасенье.
Спустились ангелы с небес,
Чтоб петь с людьми: «Христос воскрес!»

Птицы по небу летают,
Праздник дивный прославляют.
Петушок на жердь залез
И поёт: «Христос воскрес!»

Всё в округе оживает,
Все друг друга поздравляют,
Шелестит весенний лес
И поёт: «Христос воскрес!»

Вторит им со всех сторон
Колокольный вешний звон,
Мир, полный радостей, чудес:
«Воистину воскрес!
Воистину воскрес!»

Воскресение Христово

Вижу ели и березки
На пригорке у дороги
Уронили капли слезки
Светлой радости о Боге.

Припев:
Слышу как ручей кристальный,
Что журчит в травинках снова,
Славит песнею хрустальной
Воскресение Христово!

Вижу как река трепещет,
В блёсках золота сверкая,
А волна звенит и плещет
О Воскресшем вспоминая.

Припев:
Слышу: там в лазури вешней,
Где сверкает луч стыдливый,
Птичек хор всегда безгрешный
Богу гимн поёт счастливый.

Сердце ранено невзгодой,
Но сейчас оно готово
Славить с вешнею природой
Воскресение Христово!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector