1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священники о пасхе

Пасха — простые вопросы

Ответы на самые распространенные вопросы о Пасхе

К сожалению, в отрыве от церковной традиции такое поминовение своих усопших близких довольно быстро выродилось в банальные пьянки на их могилах, особенно в сельской местности.

В конце восьмидесятых годов прошлого века государственное преследование Церкви в Советском Союзе фактически прекратилось. Ходить на Пасху в храм теперь можно было без всяких опасений. Но обычай поминать близких на кладбище действительно стал народным, и люди по-прежнему продолжали в пасхальный день ходить мимо храма на родные могилки. Этот советский разлом в народном религиозном сознании не залечен и по сей день.

С точки зрения православной традиции, посещать кладбища на Пасху не следует. Христово Воскресение — это торжество жизни над смертью, свидетельство того, что у Бога — все живы. Пасха — день радости, а не скорби. Поэтому в течение всей пасхальной седмицы в храмах не проводятся заупокойные службы и панихиды. Поминать усопших и посещать кладбища нужно на девятый день после Пасхи — в Радоницу. Именно вторник следующей после Светлой седмицы недели является в Церкви особым днем поминовения усопших.

Что такое Чистый четверг и что нужно в этот день делать? Обязательно мыться и проводить уборку в доме?

Такое понимание Чистого четверга — печальный плод атеистических десятилетий советской власти в России, имеющий ту же природу, что и посещение кладбищ на Пасху. В народе сохранилась и передавалась из поколения в поколение память о христианской традиции — названия праздников, постов, памятных дней годового богослужебного круга. Но подлинный смысл этих названий для большинства людей был утерян. Евангелие читать было нельзя, в храм ходить запрещалось, священников было совсем мало и общаться с ними можно было только рискуя карьерой, а в иные времена — и свободой. В таких условиях сохранившиеся христианские названия в народном сознании стали наполняться содержанием, подчас совершенно чуждым христианству. Именно такая трансформация произошла с названием «Чистый четверг». С чем здесь может ассоциироваться слово «чистый» у людей, не знающих контекста Евангельских событий? Конечно же, с некими гигиеническими мероприятиями — уборкой жилища, чисткой мебели от пыли, мытьем
в бане.

А ведь в Церкви этот день также называется и Великим четвергом, и Страстным четвергом. И особым образом он выделяется прежде всего потому, что именно тогда, в четверг накануне своих Крестных Страданий, на Тайной Вечере Иисус Христос установил главное таинство Церкви — Евхаристию. Поэтому самым правильным для верующего человека будет причаститься в этот день Святых Христовых Тайн.

Чистым же этот четверг называется, потому что на Тайной Вечере Христос умыл ноги Своим ученикам, давая им пример истинного смирения. В память об этом событии в кафедральных соборах и в некоторых монастырях Великим четвергом совершается особый чин умовения ног, когда архиерей омывает ноги двенадцати священникам.

Но смысл этого чина, конечно же, не в соблюдении чистоты ног, а в напоминании о нелицеприятном служении ближним в духе Евангельской любви. Также по византийской традиции в Великий четверг совершается омовение престола, напоминающее о подготовке Петром и Иоанном сионской горницы к Тайной вечере. Возможно, этот церковный чин и стал прообразом для народного обычая «чисточетверговой уборки» в жилище.

Конечно, и мыться, и наводить порядок в доме — дело хорошее и нужное. Но заниматься этим следует регулярно, а не один раз в году. В Чистый четверг же нужно прежде всего позаботиться об очищении своей души через Таинство покаяния, чтобы приступить к Святым Христовым Тайнам, исполняя заповедь Спасителя, которая впервые прозвучала именно в этот день: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов.
Как правильно провести неделю после Пасхи? Можно ли причащаться, ведь пост отменен? Николай, Псков

Ответ священника — протоиерея Сергия Архипова, священника Покровского храма, г. Жиздра, Калужской области

Дорогой Николай, в Светлую неделю после Пасхи я бы советовал чаще посещать храм, насколько это позволяет Ваша профессиональная деятельность. Службы на этой неделе по-особенному радостные и недлинные. А еще это единственная неделя в году, когда любой желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола, возвещая миру о наступившей пасхальной радости.

Вообще же на Светлой неделе в России традиционно было принято посещать больных, заключенных, сирот в приютах, дарить им подарки, поздравлять с общим для всех нас праздником. Конечно, далеко не каждый сегодня может отправиться ради этого в следственный изолятор или детский дом. Но, можно ведь, к примеру, навестить родителей, у которых давно не был. Можно позвонить родственникам, друзьям и поздравить их с Воскресением Христовым. Все это, вроде бы, мелочи, но именно из таких мелочей складывается вся наша жизнь.

Причащаться на Светлой неделе можно и нужно, но подробно этот вопрос лучше обсудить со священником храма, в который Вы ходите и обязательно получить его благословение. И еще один совет: на Светлой неделе постарайтесь не объедаться мясной пищей. Пост в эти дни отменен, но разумное отношение к пище и собственному здоровью все же следует сохранять и после Пасхи.

Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы увидеть в этой рубрике?
Пишите: vopros@foma.ru

На анонсе крестный ход на Пасху -Фото Санкт-Петербургской Духовной академии

Священники – о том, как правильно встретить праздник Пасхи

Пасха, светлое Воскресение Христово – самый важный христианский праздник. И, казалось бы, верующие (даже невоцерковлённые) знают о нём немало. Тем не менее, священников нередко спрашивают, как правильно провести этот Светлый день. Митрополичий центр «Православное Осколье» предоставил нам ответы протоиерея Игоря Фомина на некоторые часто встречающиеся вопросы прихожан.

Есть ли вещи, которые нельзя делать на Пасху?

В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними. Но только помните, что Пасха – это не 24 часа, а как минимум целая неделя – Светлая седмица. В богослужебном плане Воскресение Христово празднуется семь дней.

Пусть эта неделя будет примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей.

Что можно есть на Пасху, можно ли пить алкоголь?

На Пасху можно есть и пить всё, главное – делать это умеренно. Если вы умеете вовремя остановиться, вы можете угоститься всеми блюдами, выпить вина или немного крепких напитков – не до сильного опьянения, конечно. Но если вам трудно себя ограничивать, лучше не притрагивайтесь к алкоголю. Порадуйтесь веселием духовным.

Можно ли работать на Пасху?

Чаще всего вопрос, работать или нет, зависит не от нас. Если пасхальное воскресенье у вас выходной, это, конечно, очень хорошо. Вы можете и посетить храм, и встретиться с близкими, и поздравить всех.

Но часто бывает так, что мы оказываемся людьми подневольными и по графику работы вынуждены работать на Пасху. Нет ничего страшного в том, если вы потрудитесь. Может, и можно по этому поводу погрустить, но не больше пяти минут! Послушание есть послушание. Делайте свою работу в этот день добросовестно. Если вы в простоте и правде исполните ваши обязанности, Господь обязательно коснется вашего сердца.

Можно ли заниматься домашней работой на Пасху?

Когда мы где-то читаем, что в праздник есть запрет на домашнюю работу, нам стоит понимать, что не просто запрет, а благословение на то, чтобы мы провели это время во внимании к Господу, празднику и нашим ближним. Чтобы не мы зацикливались на мирской суете. Запрет на работу на Пасху не канонический, это, скорее, благочестивая традиция.

Домашние хлопоты — неотъемлемая часть нашей жизни. Вы можете заниматься ими и в праздник, но только подходя к этому разумно. Чтобы не провести Пасху, занимаясь генеральной уборкой до самой ночи. Иногда лучше, например, оставить немытую посуду в раковине, чем раздражаться на домочадцев, которые не помыли за собой тарелки.

Что принято дарить на Пасху?

На Пасху можно дарить ближним любые приятные и нужные подарки. И будет хорошо, если к любому подарку вы добавите пасхальное яичко, разукрашенное или красное. Яичко как символ свидетельство новой жизни – Воскресения Христова.

Красный цвет пасхального яйца – это память о предании, согласно которому Мария Магдалина подарила императору Тиберию на Пасху яйцо. Император сказал ей, что не верит в то, что человек мог воскреснуть, что это так же невероятно, как если бы это яйцо из белого вдруг стало красным. И, по преданию, случилось чудо – на глазах у всех яйцо стало красным, как кровь Христова. Теперь крашеное яйцо – символ Пасхи, Воскресения Спасителя.

Что делать со скорлупой от освященных яиц и зачерствевшим куличом?

Благочестивая традиция говорит нам, чтобы мы не выкидывали вместе с мусором то, что освящено в храме. Все это можно сжечь, например, на приусадебном участке, и закопать там, где люди и животные не будут попирать его ногами.

…Также о том, как правильно встретить Пасху, можно прочитать, например, в Интернет-издании «Православие и мир».

А по этой ссылке можно узнать, обязательно ли освящать яйца, куличи, пасхи и другие продукты к пасхальному столу; хорошо, или плохо, если «святить яйца» приходят люди, которые обычно в храм не ходят и церковной жизнью не живут; можно ли купить «уже освящённые» куличи.

Ответы на множество других вопросов, связанных с празднованием Пасхи, можно узнать из видеосюжетов.

Правда о Пасхе: простые вопросы священнику о традициях и смысле праздника

Можно ли красить яйца в зеленый цвет, поздравлять с Пасхой в соцсетях и зачем власти пускают дополнительные автобусы на кладбище.

Накануне Светлого Христова Воскресения настоятель двух храмов – Покрова Божией Матери и блаженной Ксении Петербургской – руководитель отдела по связям с обществом и СМИ Тверской епархии, протоиерей Сергий Дмитриев побеседовал с корреспондентом Tverigrad.ru о главном церковном празднике. Как воспринимается Пасха в обществе, религиозные традиции и народные обычаи.

Отец Сергий, не дожидаясь первого вопроса, обозначил практически все моменты заявленной темы интервью.

Большое вступление

– Действительно, любой церковный праздник обрастает народными обрядами, которые разнятся в зависимости от региона или конкретной местности, – начал разговор отец Сергий Дмитриев. – Воцерковленность населения у нас нельзя назвать высокой, хотя считается, что в Тверской области около 70% крещеных. Крещеных, но не просвещенных. Поэтому акцент праздника смещается в сторону народных традиций. Для людей эти традиции становятся важнее самого события праздника.

На самом деле на праздник Пасхи достаточно сказать ближнему: «Христос Воскресе!». И ответить: «Воистину воскресе!». Радоваться воскресшему Христу. Остальное – это дополнение. У нас Христос воскрес, что еще нужно? Это главное событие мировой истории, которое повернуло человеческую цивилизацию. В ХХ веке, к сожалению, большинство наших граждан утеряло понимание Пасхи. В советское время священнику, по сути, было невозможно выйти за ограду церкви. Но людям было необходимо почувствовать пасхальную радость, а на кладбище разрешали похристосоваться, стукнуться яичком.

Читать еще:  Пасха в европе 2019

Уже почти 30 лет мы возрождаем истинный смысл праздника, но люди по-прежнему делают акцент на материальную часть. Для них важна праздничная трапеза с освященными продуктами, важно в Пасху пойти на кладбище, а например, в Вербное воскресенье освятить в церкви веточки…

Суббота – своеобразный день тишины на Страстной неделе. В этот день, по крайней мере, мне, служить очень непросто. Духовенство уже в белых одеждах, мы уже душой чувствуем, что Христос воскреснет. Тем более, что сегодня мы это знаем. Утренняя служба достаточно долгая. А люди приходят на нее святить куличи и яйца, стоят в храме с другой мотивацией. Священник чувствует, что люди томятся: когда же это закончится, когда же мне освятят мою трапезу. Но Церковь – это же не театр, когда священник молится, а люди наблюдают за ним как зрители. Должна быть общая молитва, поэтому и служба начинается словами: «Мiром Господу помолимся». То есть все вместе.

Что же делать? Надо терпеливо разъяснять, что главное, а что второстепенное, помочь правильно расставить духовные приоритеты. Зачем нужен сорокадневный пост, например? Это не временное вегетарианство, а возможность, чтобы человек настроился и принял воскресшего Христа. И, в первую очередь, очистил свою душу.

Короткие вопросы

– Нужно ли в принципе освящать яйца?
– По идее, нужно. В таком случае это будет освященная трапеза – разговение на Пасху.

– Яйца обязательно должны быть покрашены?
– Это известная история о святой Марии Магдалине. Она пришла к римскому императору Тиберию и воскликнула, что Иисус Христос воскрес. Он не поверил в это и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем человек воскреснет. И после этих слов яйцо в руках императора покраснело. Отсюда пошла эта пасхальная традиция.

– Но сегодня яйца красят в любые цвета радуги.
– Красят обычно луковой шелухой, а все остальное, как говорится, hand-made. Фантазия безгранична – зеленые, синие, разноцветные. Мне кажется, особенно оригинальничать не стоит. Но вот есть, например, народное творчество, когда яйца красиво расписывают. Они так и называются – писанки. Это очень интересно.

– Еще наклейки из супермаркета любят на скорлупу клеить.
– А вот это уже какой-то околоцерковный бизнес. Уходить в бизнес-услуги лучше не надо, это не тот случай. Сами покрасили, расписали – так гораздо правильней.

– А если сам покрасил, но не освятил?
– Ничего страшного. Вы все равно скажите ближнему: «Христос воскресе!». И с радостью и любовью подарите яйцо. Бывает, что люди страдают, когда не смогли освятить яйца или кулич и считают, что жизнь дальше не пойдет, жди неприятностей – нет такого, не надо так упрощать.

– Накануне Пасхи крупные производители заявляют, что их куличи освящены.
– Я думаю, что на предприятиях служится молебен на начало доброго дела. Конечно, никто муку или тесто не освящает, окропляется оборудование, скорее всего, так это происходит.

– А как правильно говорить – Христос воскресе или Христос воскрес?
– Воскресе – это по-церковнославянски, воскрес – современный русский язык. Я, кстати, эти слова говорил и на итальянском, и на грузинском, и на молдавском.

– Традиция посещения могил на Пасху настолько глубоко соблюдается людьми, что власти ежегодно организуют дополнительные рейсы общественного транспорта на кладбища.
– Поминовение усопших начинается после Пасхи с Радоницы. Но повторю еще раз: надо просвещать людей. Не говорить о том, что они грех совершают. Они об этом могут и не знать вовсе, а делать это, потому что их родители, бабушки и дедушки всегда на Пасху на кладбище ходили. По мне, так самый подходящий праздник для посещения могил – даже не Радоница, а родительская суббота перед Троицей – специальный день поминовения усопших. Но в Пасху совсем не стоило бы, тем более, если человек с ночной праздничной службы поздно пришел, на утро ему еще ехать на кладбище…

– Пасха в соцсетях и мессенджерах. Картинки и поздравления от всех и всем подряд – это корректно?
– Вот такое сейчас у нас динамичное общение. Гифки, смайлики и так далее. Но и первые христиане поздравляли друг друга с Пасхой. А открытки с пасхальными сюжетами и до революции люди друг другу посылали, просто их тогда тщательно подписывали. К тому же они долго шли до адресата. Мне тоже в соцсетях много присылают. Сам стараюсь поздравить всех, написав на своей странице добрые слова и прикрепив живописное полотно художника. Изображение иконы на поздравлении, на мой взгляд, выглядит в соцсетях не слишком корректно. Как и смешные стишки со спецсайтов поздравлений.

– А отвечать надо на такие сообщения?
– Если тебе написали «Христос воскрес!», наверное, надо ответить «Воистину воскрес!». Тем более, если тебя поздравляют близкие люди. Ведь когда ты пишешь своей рукой ответ, то подбираешь для конкретного человека особенные слова. Сегодня это унифицировано, но не думаю, что такая унификация полностью себя оправдывает.

– Вы сказали, что в субботу, когда освящают яйца и куличи, на службе многолюдно. По вашей оценке, когда в храме больше людей: утром или на вечерней пасхальной службе?
– Думаю, что освящают трапезу в течение дня больше людей. Именно поэтому нужно найти слова для них, постараться поговорить пусть не с каждым, но со многими. Это поле для миссионерской деятельности. Сейчас многие священники это стараются делать. И это хороший знак.

ОдигитриЯ

Вопросы священнику о Пасхе 1 min read

Воскресение Христово

Пасхалия (определение времени празднования Пасхи)

Особенности пасхального богослужения

Обряды

Где вы взяли, что Христос воскрес в воскресенье? В Библии сказано, что пошли смотреть в воскресенье, а когда воскрес Христос нигде не говорится, толи в субботу утром, толи в субботу днем , вечером?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В святом Евангелии прямо сказано: Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине (Мар.16:9). Суббота у евреев была седьмым днем. По прошествии ее начинался первый день недели – воскресение. Есть свидетельство и в книге Деяний св. Апостолов: Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых (Деян.10:40-41). Спаситель мира был распят в пятницу, следовательно, третий день приходится не на субботу, а на воскресение.

Прошу разъяснить, почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался еще до рождения Христа, и означал естественно не воскресение Христово?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

До рождения Христа существовали ветхозаветные праздники, которые по слову св. апостол Павла были лишь тень будущего, а тело – во Христе (Кол.2:17). Они – прообразы новозаветных праздников. Древнееврейская Пасха совершалась в память чудесного избавления из египетского плена (Исх.12:1-24). Праздник этот получил название Пасха (евр. пэсах; от глагола, означающего перескочить через что-то, оставить нетронутым), потому что ангел Господень, поражая первенцев египетских, прошел мимо домов евреев, у которых косяки и перекладины дверей были помазаны кровью жертвенного агнца.

Наша Пасха – Христос (1Кор 5.7), Который как Агнец принес Себя в Жертву на Кресте за наше искупление и воскрес в третий день. Воскресение – победа над смертью и надежда на будущее общее воскресение. Я живу и вы будете жить» (Ин 14.19).

Как вычислить дату Пасхи? Моя бабушка умела вычислять дату Пасхи каким-то методом.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Правила, определяющие время празднования Пасхи были выработаны в III веке Александрийскою церковью и закреплены постановлениями I Вселенского (325 г.) и поместного Антиохийского (341 г.) соборов. Установление это сохраняет силу до настоящего дня: праздновать Пасху в первый воскресный день с наступлением полнолуния в день или сразу же после весеннего равноденствия. Святыми отцами при этом было строго определено совершать этот главный христианский праздник только после еврейской Пасхи. Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном ,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие.

Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может. Ваша бабушка, по-видимому, совершала простейшее действие: с наступлением Великого поста по его продолжительности (48 дней) определяла день Светлого Христова Воскресения. Из всех практических способов исчисления самым простым признается метод, предложенный крупнейшим немецким математиком Карлом Гауссом (1777 – 1855). Разделим число года на 19 и остаток назовем «а»; остаток деления числа года на 4 обозначим буквой «b», а через «c» остаток деления числа года на 7. Величину 19 х а + 15 разделим на 30 и назовем остаток буквой «d». Остаток от деления на 7 величины 2 х b + 4 х c + 6 х d + 6 обозначим буквой «е». Число 22 + d + е будет днем Пасхи для марта, а число d + е – 9 для апреля. К примеру, возьмем 1996 год. От деления его на 19 будет остаток 1 (а). При делении на 4 остаток будет нулевым (b). Разделив число года на 7, получим в остатке 1(с). Если продолжить вычисления, то получим: d = 4, а е = 6. Следовательно, 4 + 6 – 9 = 1апреля ( Юлианского календаря).

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.
Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.
Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь “колебания” в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.
Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.
На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней.

Читать еще:  Смс с пасхой

Почему крестный ход в ночь Пасхи идет против часовой стрелки? Вообще, играет ли какую-то роль движение по часовой стрелки или против во время православных обрядов?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Совершая крестный ход, православные идут навстречу солнцу, так как Спаситель мира Иисус Христос по определению Церкви является Солнцем Правды. Мы идем на встречу нашему Господу.

В Москве освящение куличей происходит в Великую субботу, а в Киеве начинают святить куличи в только воскресенье около 4 часов утра, после Воскрешения Иисуса Христа, что кажется более естественным. Объясните, пожалуйста, как правильно и почему.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В Триоде Цветной Молитвы во еже благословити сыръ, яйца и брашна мясъ помещаются после чинопоследования пасхальной Литургии. После возгласа Благословен Бог наш трижды поется тропарь Пасхи: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Следовательно, освящаются пасхальные яства непосредственно перед разговением после пасхальной заутрени. Но это исполнимо только в небольших церковных общинах. В условиях современной приходской жизни, когда освящать пасхальные яства приходят не только сотни прихожан данного храма, но множество людей, посещающих храм только три раза в год (получить святую крещенскую воду, освятить кулич и поставить свечку, когда возникли какие-нибудь жизненные трудности), освящение совершается в Великую субботу. Для этого есть основание: в этот день Литургия святителя Василия Великого соединяется с пасхальной Великой вечерней. Праздник реально начался. Священнослужение совершается в торжественных белых облачениях. После возгласа Благословен Бог наш перед молитвой на освящение поется воскресный тропарь 2-го гласа: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Уважаемый Батюшка, скажите, пожалуйста, почему яйцо является символом Пасхи? Какое значение несет яйцо или оно является просто традицией не несущей смыслового содержания?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Есть предание, что св. равноапостольная Мария Магдалина, дойдя с проповедью до Рима, преподнесла римскому императору Тиберию куриное яйцо со словами Христос Воскресе! Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца. Из яйца рождается новая жизнь. Скорлупа изображает гроб, а красный цвет указывает одновременно на пролитую кровь Иисусом Христом за людей и на царское достоинство Спасителя (на востоке в древности красный цвет был царским).

Мне бы хотелось узнать когда, кем и как установлен обычай на Пасху печь кулич из квасного теста и готовить творожную пасху. С какого времени христиане начали праздновать Пасху не по закону Моисееву, а по-своему?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Ветхозаветный пасхальный агнец – прообраз Иисуса Христа, принесшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Название ветхозаветной пасхи происходит от евр. пэсах – проходить мимо, перескочить. Святые отцы изменили в слове две согласных (вместо phaska сделали pascha). В результате название новозаветной Пасхи приобрело другую этимологию: от греч. глагола pascho – страдать.

Пасха (Воскресение Христово) является первым среди христианских праздников не только по значению, но и по времени. Его торжествовали ученики с самого момента этого величайшего события и заповедали всем верующим. Св. апостолы установили время празднования христианской Пасхи: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина (Апостольские правила.1:7).

Обычай готовить к этому светлому празднику сладкий, сдобный высокий белый хлеб (кулич) и сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды (в Требнике это яство названо – млеко огустевшее) возник не ранее 16 века.

Что такое «Радоница» и почему нельзя в Пасху ездить на кладбище?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Радоница – первое поминовение усопших после Светлой Пасхальной седмицы. Чаще всего совершается во вторник (если нет праздника) на Фоминой седмице. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение усопших, известное у нас под именем Радоницы, совершается на Фоминой седмице, Радоница обязана своим происхождением тому установному предписанию, по которому в Великом Посте поминовение усопших по случаю нарочитых поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скопляется немало таких памятей об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении… Типикон не дает никаких указаний относительно изменений в порядке службы в Радоницу, о которой он не упоминает. Это значит, что и при совершении поминовения усопших на основных суточных службах не должно быть допускаемо никаких изменений и отступлений от того порядка, который дается Уставом для данного дня. Радоница совпадает с попразднеством. Поэтому в Радоницу не только на вечерни и утрени, но и на повечерии и литургии не должно быть ничего специально заупокойного» (О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви).

Святая Пасха является средоточием всего годичного богослужебного круга. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Поэтому когда мы в Пасху едем на кладбище, мы обнаруживаем не только духовную нечуткость, но и полное непонимание смысла спасительного христианского учения.

Многие на пасхальное освящение, кроме пасхи и яиц, приносят вино, колбасу и мясо. Можно ли приносить в храм мясные блюда? Есть ли какое-то установление, что должно освящаться?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В Триоди Цветной и Требнике перед Молитвой во еже благословити сыр и яйца написано: «Яйца же и сыръ принесенные поставляются в притворе, в церковь же отнюдъ не подобает вносити». Перед Молитвой во еже благословити брашна мяс, во святую и великую неделю Пасхи сказано: «Ведомо же буди и се, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею». Этим указано, что мясо и мясные продукты в притвор или во двор церковный вносить не должно. Все это священник раньше освящал у себя дома, который был рядом с храмом. Жизнь изменилась. От современных прихожан требуется, чтобы они не вносили мясо в храм или притвор, а ожидали священника в церковной ограде.

Воронежский священник о праздновании Пасхи: Никакой тоски, скорби и страха!

Дни поста, казавшиеся вначале такими долгими, пролетели как одно мгновенье, и уже в это воскресенье мы будем отмечать Пасху.

Настоятель Богоявленского храма в селе Орлово (находится в Новоусманском районе Воронежской области) Алексей Лисняк рассказал, на какие «ограничения» нужно пойти, чтобы правильно встретить этот светлый праздник.

— Отец Алексей, как не возбраняется православному христианину отмечать Пасху и можно ли в этот день ходить на кладбище?

— Да, вот мы с вами почти и дожили до Пасхи, до Воскресения Христова. С наступающими праздниками хочется поздравить всех, а особенно тех, кто постился впервые. Оказалось, что это совсем не сложно, правда? Зато праздник теперь будет уже не условным, как раньше, а самым настоящим. В пост мы ограничивали себя в развлечениях и пище. Теперь, в Пасхальные дни, у нас другие «ограничения» – никакой печали, никакой грусти, никакой тоски, никаких страхов и никакой скорби! Даже тени скорби мы не допускаем! У нас с вами теперь и причины для скорби нет. О чём нам теперь печалиться, если Христос воскрес и мы, благодаря этому, тоже бессмертны? О каком кладбище в такой ситуации может идти речь? Что там делать человеку, который уже начал воцерковляться и попробовал жить, как живут настоящие христиане? Правильно, нечего. Михаил Николаевич Задорнов как-то назвал наше общество язычниками с православным лоском, и добавил, что из всего, связанного с постом, мы замечаем только Маленицу и Пасху, но и в их смысл не вникаем, а так, чтобы был лишний повод буднично выпить. Я раньше часто спрашивал своих невоцерковлённых соседей про пасхальное кладбище: что они там делают и, главное – зачем они туда идут? Ни разу никто вразумительно так мне и не ответил. Бормочут что-то вроде:

— Ну, там, это как бы традиции-обычаи. Ну, там это, яйцами разговеться.

— А вы, — говорю, — постились, чтоб разговляться?

— Нет. Ну а как же, всё ж надо…

Подумайте сами: в храмах открыты царские врата, литургии короткие, весёлые, вприпрыжку. Причащаться можно не постясь. Смерти нет! Заходи, душа, прямо в рай! Ну как можно всю эту радость променять на бессмысленное брождение среди могил? Как вот взять и добровольно себя обокрасть? Лично я этого не понимаю. Нам с вами не просто не возбраняется, нам теперь предписана радость. А для кладбища есть все остальные дни в году, их много.

— В нашей традиции укоренился особый ритуал посещения могилы родственников — мы оставляем им что-то из еды (чаще всего хлеб, воду, сладости — конфеты, пряники), кто-то может оставить даже освященные подношения — кулич, яйца. Можно ли это делать?

— Стоп! Мы ведь договорились, что мы – христиане? Договорились, что на могилы родственников ходим когда угодно, но только не в Пасхальные дни? Как же на их могилы попадают продукты, если мы их туда не несём?

— Хорошо. А вот еще вопрос: можно ли во время пасхальных праздников выполнять физическую работу. Например, сажать картошку?

— А кто нам может что-то запретить? Я знаю многих, которые прямо в Пасхальное утро «впрягаются» в свои мотоблоки и начинают пластаться по огородам. Слава Богу, что ни я, ни наши прихожане к таким «ударникам» труда не относимся. У нас – христиан – всё на своих местах и всё в своё время, как у людей: в пост мы постимся, в праздник мы празднуем. Закончатся праздничные дни, будет огород, всё с Божьей помощью успеем. А пока – извините. Научившись не портить себе пост, нужно учиться не портить себе праздник.

Читать еще:  Пасха в 2018

Читайте также

Метательное бесшумное оружие смогут покупать и использовать только охотники или спортсмены

Мы попросили сотрудников Росгвардии ответить на вопросы о поправках в закон

Введут ли в России патенты для дачников

Поправки в Налоговый кодекс, которые в конце января приняла Госдума, вызвали весьма бурную реакцию у владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

«Какое они совершили преступление, а?»: Керченские блокадники жалеют уволенных чиновниц в шубах

В этом году ветеранам, кроме набора продуктов, вручили медали и цветы

«Его похоронили посреди дороги, как собаку»: Внучка ветерана Великой Отечественной войны возмущена тем, как ее деда проводили в последний путь

Оксана Канцерене из Елабуги также рассказала, что им отказывают в выплатах на похороны мужчины

«Город вымер мгновенно»: эвакуированные из Китая в Приморье туристы рассказали, от чего они бежали

Все россияне счастливы, что вернулись домой, но большинство из них после вспышки заболевания лишилось работы [фото, видео, эксклюзив kp.ru]

«Огненная женщина!»: после голливудской фотосессии Поклонская сразила наповал алым платьем в пол

Политик опубликовала очередной модный лук

Сергей Иванов тратит на благотворительность больше 2 миллионов рублей в год

Перечисленные им деньги идут на развитие музеев, поисковое движение и помощь дальневосточным леопардам

«Пытаются сделать из меня овощ»: девушка с 19 татуировками сбежала из детского дома, устав от психиатров

Она уехала за 260 километров от дома и устроилась на работу в кальянную. Ее нашли новосибирские полицейские и вернули педагогам

«Крик души»: девушка, которая призвала топить детей-инвалидов в Нефтеюганске, оправдалась за свои слова

Диана Закутняя рассказала, что дети творили что попало, пока их мамы сидели в телефонах

Какие страны упоминают Бога в Конституции и как

На Западе таких примеров много, а из постсоветских республик — только Украина

Просто придрались: Уволенная глава горсовета Керчи не чувствует своей вины перед блокадниками

После скандала с пирогами и шубами дочери чиновницы подверглись травле

В доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине восстановят исторический облик комнат

Реставраторы обнаружили обои, в окружении которых прошло детство композитора

Семья миллионера Игоря Рыбакова отдаст половину состояния на развитие образования

100 миллионов долларов будут потрачены в течение 10 лет

Поклонская предложила свой вариант упоминания Бога в Конституции

Депутат уверена, что люди не будут возмущаться, если указать Всевышнего в главном законе России

Власти Ленинградской области материально поддерживают предложения населения по развитию региона

В 2020 году по инициативе местных жителей воплощено в жизнь 602 проекта по благоустройству и созданию новых общественных пространств

Как мы искали китайскую заразу на московском «мокром рынке»

Корреспондент «КП» проинспектировала столичные прилавки с мадагаскарскими тараканами и китайскими продавцами

«Я не это имела в виду»: чиновница из Хакасии назвала музыку симфонического оркестра какофонией

Позже она оправдала свою оговорку тем, что не привыкла к публичным выступлениям

МВД предлагает расширить цифровые комбинации для автомобильных номеров в регионах

Автолюбители, которые хотят видеть на своей машине «красивые» номера, получат широкий выбор

Возрастная категория сайта 18+

Традиции празднования Пасхи в православной церкви

День святой Пасхи — праздник Воскресения Иисуса Христа по православному календарю

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главный праздник православных христиан. Он празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния — между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю), после иудейской пасхи.

В 2014 году православная Пасха празднуется 20 апреля.

В день Пасхи вспоминается Воскресение из мертвых Иисуса Христа на третий день после Его распятия на кресте.

Слово «пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») — в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо, оставляя их неприкосновенными.

Другое древнее толкование праздника связывает его с созвучным греческому слову «страдаю».

В христианской церкви наименование «пасха» получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу.

Этот древнейший праздник христианской церкви был установлен и праздновался еще в апостольское время. Древняя церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания — о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа — и посвящала ее празднованию дни, предшествующие Воскресению и последующие за ним. Для обозначения той и другой частей праздника употреблялись особые наименования — Пасха страданий, или Пасха Крестная и Пасха Воскресения.

Воскресение Иисуса Христа свидетельствует, что он «воскрес, яко Бог». Оно открыло славу Его Божества, сокровенную до того под покровом уничижения, позорной для того времени смерти на кресте, подобно преступникам и разбойникам, которые были казнены вместе с ним.

Воскреснув из мертвых, Иисус Христос освятил, благословил и утвердил общее воскресение всех людей, которые также, по христианскому вероучению, восстанут из мертвых во всеобщий день воскресения, как из семени вырастает колос.

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях ее отмечали в 14-й день нисана (март — апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время.

Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании святой Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православные поместные церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой Александрийской пасхалии: в первое воскресенье после пасхального полнолуния, в пределах между 22 марта и 25 апреля.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане бодрствуют в священную и предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением положения во гроб тела Иисуса Христа) и относят в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня.

Священнослужители надевают праздничные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон — благовест — возвещает о приближении Воскресения Христова. Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах иконостаса храма священнослужители тихо поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». После этого отодвигается завеса (занавес, находящийся за Царскими вратами и закрывающий их со стороны алтаря) и священнослужители снова поют эту же стихиру, но уже громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, еще более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до середины, а хор храма поет окончание. Священники выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женщинам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры. Крестный ход означает шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у входа ко Гробу Господню. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав!». Затем настоятель произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази (враги) Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…».

Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят все светильники и лампады, и поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Последующее Богослужение Пасхальной заутрени состоит из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят весь храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце Заутрени, после окончания пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоустого», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после Заутрени служится Пасхальная литургия (богослужение), где на разных языках читается начало Евангелия от Иоанна (если литургия совершается несколькими священниками). На Пасху все молящиеся, по возможности, причащаются Святых Христовых Таин. Перед окончанием литургии освящается пасхальный хлеб — артос.

После окончания праздничного богослужения, православные христиане обыкновенно разговляются освященными крашеными яйцами и куличами у храма или у себя дома.

Пасха празднуется семь дней, всю неделю, которая называется светлая пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым.

На светлой седмице ежедневно совершаются богослужения с открытыми Царскими Вратами иконостаса (которые на обычной литургии закрыты) в знак того, что Иисус Христос навсегда открыл людям врата Небесного Царствия.

Весь период до праздника Вознесения, отмечаемого на 40-й день после Пасхи, считается пасхальным, и православные встречают друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!»

Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к позднему апокрифу (произведения раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон), в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь святой Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением римского царя.

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт церкви. Красный цвет пасхального яйца символизирует всепобеждающую Божественную Любовь.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос. Пасхальный артос — символ самого Иисуса Христа. В пасхальном куличе, перенесенном на праздничный стол, присутствует сдоба, сладость, изюм и орехи. Правильно приготовленный кулич ароматен и красив, он не черствеет неделями и может простоять, не испортившись, все 40 дней Пасхи. Пасхальный кулич на праздничном столе символизирует Божие присутствие в мире и в человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его сострадание и милосердие к людям.

Творожная сладкая пасха является прообразом Царства Небесного. Ее «молоко и мед» — образ нескончаемой радости, блаженства святых, сладости райской жизни, блаженной Вечности. Форма пасхи в виде горы символизирует основание нового небесного Иерусалима — города, в котором нет храма, но, по словам Апокалипсиса («Откровение святого апостола Иоанна Богослова»), «Сам Господь Бог Вседержитель — храм его и Агнец».

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector