1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святая неделя пасхи

Святая неделя пасхи


Празднование Пасхи в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в.

Святая Пасха является самым торжественным праздником во всех христианских странах. В обеих столицах России во все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедиантов и также другие зрелища.

Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерень, где позволено упражняться всем желающим.

«В продолжение всей Страстной седмицы крестьяне скоблят, вымывают своё жилище, чтобы привести его в чистенький и, по возможности, нарядный вид. Мужики с первых дней Страстной недели заготовляют хлеба и корм для скотины на всю Светлую седмицу, чтобы в праздник не приходилось хлопотать, чтобы всё было под рукой.

Бабы и девушки хлопочут в избах: белят печи, моют лавки, скоблят столы, обметают паутину. Разгар дел по дому выпадает на Чистый четверг, который признаётся не просто днём Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божьим, покровительствующим чистоте и опрятности.

В этот день, по народным представлениям, даже «ворона своих воронят в луже моет». На этом же основании и женщины моют детей, а иногда и поросят. «Если в Чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет». Девушки моются в Чистый четверг со специальными целями, думая, что если на утренней заре хорошенько вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце оброшнику, то от женихов отбоя не будет, и в самом скором времени предстоит замужество. Кроме всеобщего мытья, в Чистый четверг обычно забивали скот и свиней, предназначенных для праздничного стола и заготавливаемого впрок.

Закончив уборку, женщины приступали к приготовлению пищи. Жарили и варили живность, пекли куличи, украшая их цветными конфетами. В Страстную пятницу обычно более состоятельные соседи угощают своих близких и знакомых, которым это не по карману, праздничной сдобой, молоком, яйцами, творогом. Иногда приносили и кусок убоины, хотя просили не говорить об этом мужьям (в деревнях убоиной распоряжается мужик, и женщины без спросу не смели её касаться).

Все хозяйственные приготовления заканчивались к вечеру Великой субботы, когда народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Читать «страсти» считалось великой честью, так как давало возможность перед всеми показать свою грамотность. Обычно читал какой-нибудь благочестивый старик, которого окружала целая толпа мужиков и вздыхающих баб.

Во всю Пасхальную ночь во дворе храма слышались говоры и крики; народ расставлял смоляные бочки, готовил костры. Мальчишки бегали толпой по колокольне и расставляли фонари и плошки. Самые смелые с опасностью для жизни лазали на купол, чтобы осветить и его.

На площади толпа любовалась своим освещённым и разукрашенным храмом, слышались громкие восторженные крики. Наконец, первый и звонкий удар колокола. Толпа заколыхалась, дрогнула, полетели с голов шапки, и радостный вздох умиления одновременно вырывался у всех. А колокол тем временем гудел, гудел, и народ валом валил в церковь слушать утреню. Через несколько минут в церкви становится тесно, воздух становился жарким и душным.


Празднование Пасхи в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в.

У иконостаса ставили приготовленные для освящения куличи, яйца и другую пасхальную снедь. Ровно в 12 часов в ограде палили пушки или ружья, все присутствовавшие в церкви осеняли себя крестным знамением и под звон колоколов слышалось «Христос воскресе!»

Начиналось христосование. Священник христосовался с наиболее уважаемыми крестьянами и обменивался с ними яйцами. Считалось, что яйцо, полученное от священника, никогда не испортится и имеет чудодейственную силу».

Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убеждён, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиной к алтарю.

«После окончания литургии с куличами на руках народ выходил из церкви, становился в два ряда в ограде в ожидании причта, который в это время в алтаре освящает пасхи более зажиточным. У всех на куличах горят свечи, у всех открыты скатерти, чтобы святая вода попала непременно на куличи. Освятив куличи, каждый хозяин спешит домой христосоваться и разговляться с домочадцами. К разговенью матери всегда будили маленьких детей: «Вставай, детёночек, нам Боженька пасочки дал», и, заспанная, но всё-таки довольная и радостная, детвора садилась за стол, где отец резал пасху на куски и чистил пасхальные яйца.

С первого же дня Святой Пасхи на протяжении всей Светлой седмицы в деревнях обязательно служат так называемые пасхальные молебны. Иногда молебны служат прямо в избах. Кроме молебна в избе, многие крестьяне просили отслужить ещё один молебен во дворе, в честь святых, покровительствующих домашним животным: Власия, Мамонта, Флора и Лавра.

Для этой цели на дворе ставят столы, накрывают их скатертями, поверх кладут «скотскую» пасху, предназначенную для домашних животных. После молебна эта пасха разрезывается на мелкие куски и скармливается домашним животным и птице, а скатерть, на которой всё это стояло, псаломщиком подбрасывается вверх. Чем выше он подбросит, тем выше уродится лён.

По окончании молебна наиболее благочестивые крестьяне обращаются к священнику с просьбами благословить их «повеличать Вуспение Божью Матушку» и, если священник благословит, поют самодельную молитву:

О Девица, Твоё Успение славим,
Прими наше хваление
И подаждь нам радование,
О предстоящих со слезами,
О Мати, молись с нами.
Будь похвальна и избрана
Ты, Царица Небесная.

Затем иконы выносят со двора, причём матери кладут детей в воротах для исцеления их от болезней, а взрослые только нагибаются, чтобы над ними пронесли иконы. Если же по просьбе зажиточного крестьянина проходил молебен с водосвятием, матери непременно умывают детей святой водой, утирают полотенцем, которое жертвуют на церковь.

При водосвятных молебнах многие крестьяне снимали с себя кресты, погружали их в воду, а затем обливали водой свои глаза или пили её. Наиболее благочестивые верующие просили также служить акафисты святым, которых не существует: «Плакущей» Божьей Матери (чтобы не плакать), «Невидимой» Божьей Матери (которая, по народным представлениям, изгоняет злой дух) и пр.

Хождение с иконами по домам продолжалось до самого вечера первого дня Пасхи. На второй день после литургии, которая кончается очень рано, иконы несут на «поповку», к домам священнослужителей. После молебна в доме священника крестьяне получали от него подарки и угощение. С «поповки» иконы несли по ближайшим и дальним деревням, обнося ими почти весь приход: каждая деревня заранее знала, когда к ней «боги придут», и готовилась к этому торжеству.

На ночь иконы приносились на хранение в училище или в дома какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина, просившего священника: «Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать». Нередко случалось, что по ночам в помещении, где хранились иконы, прихожане устраивали что-то вроде всенощного бдения: старухи со всей деревни, богомольные мужики, девушки, вымаливающие себе жениха, собирались и зажигали свечи, пели молитвы и молились Богу. Нередко приносились также маленькие кувшинчики с мёдом, называвшиеся «канунчики». Они ставились на стол перед образами для поминовения умерших.

Пока духовенство не отслужило у крестьянина в доме молебен, ни он, ни его домочадцы не смели предаваться никаким праздничным развлечениям. Но как только иконы проносили, в деревне начинался широкий пасхальный разгул.


Лупка яиц. Гравюра XIX в.

Взрослые ходили друг к другу в гости, без меры пили водку, пели песни и с удовольствием посещали колокольню, где трезвонили с утра до вечера. Посещение колокольни считалось излюбленным пасхальным развлечением. Другим особенным пасхальным развлечением считалось катание яиц, а также качели и игра в орлянку и карты. Яйца катали преимущественно дети и девушки, которые соскучились без хороводов и песен: на Пасху светские песни и хороводы считались делом греховным. Зато на качелях катались решительно все.

Обязательным в пасхальные дни считалось приглашение в гости кумовьёв и сватов. В этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей. На Пасху приглашают даже будущих сватов, и тогда жених с невестой становятся центром всеобщего внимания. Жених ухаживает за невестой, называет её обязательно на «вы», угощает сладостями, а после обеда катается с ней по селу, причем обычай требует, чтобы наречённые катались обнявшись за талию: он её, а она его» («Полная энциклопедия быта русского народа»).

Солнце играет. Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет.

В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины: бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии на Святую Пасху пекут пресные лепёшки, называемые «мемми» (mammі).

Сатана в аду. Во всей России простой народ убеждён, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ниц, не шелохнётся, а Христос ходит по земле.

Читать еще:  Пасха в 2020 году православная

Великоденные песни. В Малороссии и Белоруссии на Святую неделю поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкой, ходят по домам ночью ватагою, которая называется «волочебник». Тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке. В ней прославляется домашняя благоустроенность, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Николай — коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров собирает и т. д., и после всякой строфы припевают: «Христос воскресе».

Содержание песни имеет глубокое значение для сельского хозяйства. Здесь подразумевается, что в хорошем хозяйстве полевые работы согласуются с праздниками и вверяются покровительству святых. Хотя понятно, что хозяйство сопряжено с временами года (Бантыш-Каменский Д. Н. История Малороссии. Ч. 2, М, 1830).

Кости телёнка. В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости телёнка, освящённого на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града.

Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день поутру, часов в 8 или 9 разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать. В церковь ходят немногие (Пермский сборник. М., 1860, с. 28).


Г. И. Скородумов. Гулянье на Пасхальной неделе в С.-Петербурге.
Акварель. Конец XVIII в.

Красная Горка. Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своём значении весну с её красным солнышком, с её Пасхой красной, с весной красной, то есть красивой, весёлой, оживлённой воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно также производить значение Красной Горки от мест сельских гуляний во время Святой Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причем остаются только одни возвышенные места, гористые, или горки, где на Пасху обычно устраивают гулянья.

В Смоленской губернии Красная Горка называется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красной Горкой называется гулянье на Святой неделе, в других — Юрьев день. Но везде Красной Горкой называется весеннее время, удобное для свадеб: от Фомина понедельника до Георгиева, или Юрьева, дня время свободы, время, в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают.

Обычно в это время молодежь была вся в сборе, никто не уходил на заработки на сторону из числа тех, кто занимается промыслами или работами фабричными, плотницкими или речными. Между тем каждый крестьянин-семьянин желает иметь работницу в дом, и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время сосватать за молодца.

Заклинание весны начинается на Красной Горке, как в первый весенний праздник, с которого по большей части начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы.

© М. Забылин «Праздники, обряды и обычаи»

Опубликована : 22.04.2014
Просмотров 2944

Оценка : (9)

Пасха и Светлая пасхальная седмица в 2020 году: обычаи и традиции

Пасхальная седмица именуется светлой: так было принято с апостольских времен. Также апостолами было введено правило праздновать Пасху 7 дней, и каждый из этих дней называют светлым. Что такое светлая пасхальная седмица, что такое Антипасха и Красная Горка? Об этом я расскажу вам в статье.

Также мы рассмотрим некоторые обряды, которые проводят в это светлое время. Моя кума всегда делает обряды на привлечение достатка и благополучия — результат ощущается целый год. Раньше их семья постоянно испытывала нужду и нехватку денежных средств, а теперь они занимаются благотворительностью — хватает и семье, и нуждающимся людям.

Церковные традиции

В пасхальную седмицу совершаются особенные богослужения, и вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход как напоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время крестного шествия верующие несут зажженные церковные свечи.

В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля.

Отличительной особенностью пасхальных литургий являются открытые Царские Врата, символизирующие Духовный Мир и открытый Гроб Господень. Из евангельских текстов мы знаем, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут, а внутри гробницы сидели ангелы. Ангелы и рассказали, что Иисус воскрес из мертвых и указали на свернутые погребальные пелены. Свернутые пелены говорят о том, что тело Христа прошло через них: не нужно было пелены разворачивать.

Если рассматривать иудейскую погребальную традицию, что на пелены уходило 10-12 метров полотна. Причем полотно было цельным. Но воскресшему Иисусу не нужно было разматывать 12 метров полотна, чтобы выйти из Гробницы: он воскрес совершенно в ином теле, не похожем на обычное физическое. Об этом говорит тот факт, что после воскресения он мог свободно проходить через двери: этим он немного напугал своих учеников.

Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Итак, Царские Врата на Пасхальную седмицу остаются открытыми вплоть до субботнего вечера (21-00). Эта традиция перекликается с чисто российской — звон в колокола. На светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола. Еще одна особенность этой недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу.

Вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.

На светлой седмице не венчают и не отпевают. Если нужно похоронить покойного, то вместо традиционных заупокойных молитв священники поют Пасхальные песнопения (больше половины обряда).

Во вторник на светлой седмице чествуют Иверскую Икону Божией Матери, а в пятницу поклоняются иконе «Живоносный источник». В день почитания этой иконы проводят крестный ход и освящают природные источники (если погода благоприятствует).

Артос

Нововоцерковленные христиане мало разбираются в церковной терминологии, потому что она вся состоит из греческих слов. Что такое артос? Это особенный хлеб, который стоит около Царских Врат всю пасхальную седмицу. Эта традиция была установлена апостолами: она как бы символизирует, что церковь ожидает пришествия Христа.

После своего воскресения Господь 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, вкушал либо благословлял пищу. После его Вознесения ученики при каждой трапезе ставили дополнительный прибор и клали кусок хлеба — для Учителя. Также они оставляли незанятым центральное место у стола, за которым всегда сидел Христос. Они это делали, полагая, что Христос незримо присутствует рядом с ними.

В память об этой апостольской традиции отцы церкви оставляют хлеб (артос) около Царских Врат, который символизирует веру во Второе пришествие и незримое присутствие Христа рядом с верующими. В светлую субботу над артосом читают особенную молитву, дробят его на кусочки и раздают верующим. Считается, что этот благословенный хлеб может помочь в исцелении от болезней. Его разделяют на маленькие кусочки и вкушают во время болезни. Вкушать артос нужно натощак, как и пить святую воду.

После раздачи артоса Царские Врата закрывают до следующей Пасхальной седмицы.

Антипасха

Сразу по окончании светлой седмицы праздную Антипасху: это следующая за Пасхальной неделя, которая завершается Красной Горкой. Почему первое воскресенье после Пасхи называют Антипасхой? Это греческое название, которое переводится как «вместо Пасхи». По сути, это вторая Пасха, а неделя после нее именуется Фоминой неделей.

Церковь вспоминает ученика Христа Фому, который не смог поверить в воскресение. Для его маловерия необходимо было физически ощутить тело Учителя. Все ученики поверили, что Христос воскрес, кроме Фомы. Поэтому в русском обществе существует такое название как «Фома неверующий». Так называют людей, которые в чем-то сомневаются постоянно.

Почему церковь празднует 8-й день по воскресении Господа, и с чем это связано? Корни праздника уходят в евангельское описание, связанные с учеником Иисуса Фомой. На 8-й день по своем воскресении Учитель явился ученикам, пройдя сквозь двери. Он подошел к Фоме и открыл свои раны. Этот поучительный пример из евангелия говорит о том, что для истинного служения Христу нужна истинная вера, а не маловерие.

Празднование Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня, только литургии проходят в рабочей обстановке — без пышности. Следует знать, что все 40 дней после Пасхи являются пасхальным периодом, а не только светлая седмица. Поэтому все 40 дней нужно приветствовать христиан восклицанием «Христос Воскресе».

Магическая сила Пасхальной седмицы

Эти сильные энергетически дни можно использовать для совершения различных магических ритуалов.

На исполнение желания

Для того чтобы желание исполнилось, нужно отстоять пасхальную службу и купить в храме 7 свечей. Дома нужно взять чистый лист без клеток и линеек, зажечь одну свечу и взять новую ручку. Эта ручка может быть куплена в любое время, но ее не должны были использовать для написания каких-либо слов или текстов.

Зажигаете свечу, пишете на листе бумаги сначала благодарность небесам за всё, что имеете. Не скупитесь на похвалу, только она должна быть искренней. Ниже пишете свое желание. Теперь нужно всё прочитать вслух. Свечу оставляете догорать. На второй день зажигают вторую свечу и читают запись на листе. И так 7 дней подряд. На седьмой день лист с записью сжигают.

Читать еще:  Пасха в 2013 году какого числа

На привлечение женихов

Если девушка желает выйти замуж, в пасхальную седмицу можно привлечь женихов. Для этого обряда нужно покрасить в красный, синий и зеленый цвет 9 яиц (красят в Чистый Четверг). Как яйца высохнут, на них нужно наклеить картинки с венчальной символикой. При этом говорят следующие слова:

Заговор произносить на каждое яйцо. Затем яйца разложить на праздничном блюде и оставить до Пасхи. Пусть стоят на кухне на столе. Пасхальным утром нужно скушать самое больше яйцо, а остальными угостить друзей. Увидите, что будет. Результат обрадует.

Если не найдете венчальной символики, можно просто поцеловать каждое яичко, а потом угостить друзей мужского пола.

Также при праздничном звоне колоколов говорят: Христос воскрес, а ко мне женихи.

На мир и лад в семье

Если в семье постоянно царит недружелюбная обстановка, а родные друг другу как враги, в Пасхальную седмицу можно всё исправить. Для этого непременно нужно отстоять пасхальную службу до конца, освятить яйца и сдобу. Также в церковной лавке нужно приобрести икону Всех Святых и 12 свечей.

В среду утром на Пасхальной седмице встают раньше всех, зажигают 12 свечей (можно их поставить в 12 одноразовых стаканов, наполненных четверговой или обычной солью) перед иконой Всех Святых и читают 12 раз заговор:

Можно читать вслух, можно про себя. Затем угощают домочадцев освященными в церкви яйцами, наливают чай с освященной сдобой. Огарки от свечей, если останутся, нужно отнести в церковь и положить в ведерко для огарков. Не забудьте подать милостыню у церкви.

На увеличение денежного потока

В Пасхальную седмицу можно существенно увеличить свои денежные доходы. Для этого в светлую среду на Пасхальной седмице нужно прийти в храм самой первой на утреннюю службу, подойти к распятию и зажечь свечу. После сказать про себя следующие слова:

Идите домой и ни с кем не разговаривайте. Говорить можно только переступив порог своего дома.

От тяжелой болезни

Обряд проводят на третий день от Пасхи. Берут небольшое количество святой воды (утром натощак) и наговаривают на нее следующие слова:

Наговаривать нужно так, чтобы дыхание касалось поверхности воды. Этой водой умываются 3 вечера подряд перед сном. Перед умыванием читают Отче наш трижды. Лицо не вытирают: вода должна высохнуть сама.

Пасхальная (Светлая) седмица

Пасхальная (Светлая) седмица

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется «Светлая Пасхальная Седмица». Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота.

В Пасхальную Седмицу в храмах ежедневно совершаются богослужения по пасхальному чину. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

После каждой Божественной литургии совершается праздничный крестный ход, символизирующий шествие жен-мироносиц ко гробу Христа. На Крестном ходе молящиеся идут с зажженными свечами.

Царские врата в иконостасе (отделяющие алтарь от основного пространства храма) остаются в продолжении седмицы открытыми в знак того, что в эти дни перед верующими как бы открывается невидимый, духовный, Небесный мир. Открытые Царские Врата — образ Гроба Господня, от которого Ангел отвалил камень. Во всю Светлую седмицу они не закрываются даже во время причащения священнослужителей, и только в субботу перед 9-м часом они закроются.

В продолжение всей Седмицы полагается вседневный звон во все колокола. По традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола.

На Светлой седмице отменяются однодневные посты (в среду и пятницу).

Начиная со дня Святой Пасхи верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».

До праздника Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи) не совершаются земные поклоны. На Светлой седмице нет венчаний и заупокойных молитв. Отпевания усопших совершаются, но и они более чем наполовину состоят из песнопений Пасхи.

Во вторник Светлой седмицы совершается особое празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

В пятницу Светлой Седмицы празднуется память иконы Божией Матери «Живоносный источник» (по традиции, в этот день после Божественной литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства — крестный ход на водоемы или водные источники).

Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолы оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня класть в храме хлеб. В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.

Молящиеся, получив после окончания Литургии часть артоса, сохраняют ее в течение всего года (обычно – разрезав на небольшие кусочки и вкушая их натощак, особенно во время болезни).

В субботу Светлой седмицы впервые после дня Пасхи Царские врата в храмах закрываются.

В восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи» или вторая Пасха.

В восьмой день Святая Церковь также вспоминает явление Воскресшего Господа апостолу Фоме, который отказывался верить в Воскресение Христа. В этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Альтернативный взгляд

Статей за 48 часов: 72

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Мистика и тайны религий
  • Святая неделя Пасхи

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Святая неделя Пасхи

Широко, с весёлыми играми и праздничными гуляниями отмечали Пасху на Руси. Православный праздник длился семь дней. Всю последующую за Пасхой неделю, называемую Светлой седмицей (приходящуюся в этом году на 15-21 апреля), без устали звонили колокола, гуляла молодёжь, шумели развёрнутые на площадях ярмарки и балаганы, хозяева радушно принимали гостей… Радостное приветствие «Христос Воскресе!» звучало на каждом шагу. Однако в традициях празднования главного христианского праздника были слышны и отголоски древних языческих верований.

Колокольный звон

Всю Светлую седмицу над Русью православной плыл колокольный звон. Подниматься на колокольню и звонить в колокола разрешалось всем желающим. Забирались под присмотром взрослых даже дети. Считалось, что чем сильнее, громче и дольше колокольные раскаты и переливы, тем лучше будет очередной урожай. С языческих времён полагали, что колоколов и всевозможных колокольчиков как огня боится вся нечистая сила, в том числе мешающая обустраивать быт и вести хозяйство. Выходили на улицу послушать пасхальный колокольный звон и старики — в надежде поправить своё здоровье, веря в целительную силу его звучания.

Обрядовые угощения

В пасхальную неделю было принято ходить в гости. Великий 40-дневный пост остался позади. Непременными преподносимыми гостинцами и выставляемыми угощениями были обрядовые сладкие творожные пасхи, ароматные высокие куличи, крашеные яйца. Все эти блюда были наделены определённым смыслом, как библейским, так и народным. К примеру, пасха символизировала для верующих Гроб Господень. Кулич олицетворял кусочек хлеба, оставляемый апостолами в центральной части стола в память о совместном вкушении пищи со Спасителем после Его воскресения. Крашеные яйца — символ зарождающейся жизни

Всю Светлую седмицу над Русью плывёт колокольный звон и возрождения. По библейскому преданию, когда пришедшая первой к Гробу Господню Мария Магдалина сообщила радостную весть римскому императору и поднесла ему белое куриное яйцо, произнеся: «Христос воскрес!», Тиберий не поверил и сказал: «Пусть в доказательство твоих слов это яйцо покраснеет!» И подаренное яйцо на глазах у всех окрасилось в цвет крови.

Молодёжные гуляния

С Пасхи начинались молодёжные гуляния. Парни и девушки выходили на не затронутые весенним разливом возвышенности, издавна называемые в народе красными, или красивыми, горками, пели весенние песни, водили хороводы, всей гурьбой затевали игры.

Читать еще:  Пасха православная в 2018 году какого числа

Основной целью гуляний на Светлой седмице было найти себе подходящую пару. Парни высматривали себе невест, оказывали им знаки внимания, которые в иное время были бы неуместны, демонстрировали свою молодецкую удаль. Постепенно набирали силу плодородные силы природы, и под стать им задумывались о продолжении рода и люди. А хозяева-большаки, старшие хозяин и хозяйка в семье, желали получить себе в помощь к очередной страде молодых помощников в виде зятя или невестки.

Самое известное развлечение, дошедшее до наших дней, — вождение хороводов. Хоровод символизировал собой набирающее силу, прогревающее землю и удлиняющее день солнце. В хороводе участвовали, как правило, все деревенские девушки. Если кто-то не вышел к хороводу — значит, больной, некрасивый или совершил какой-нибудь дурной, осуждаемый поступок. Плохой приметой было не участвовать в этом развлечении — либо свадьбы не играть, либо коротать свой век с больным, рябым, никчемным человеком.

Знакомились, оказывали друг другу знаки внимания во всём известной и сейчас детской игре — ручеёк. Ручеёк в те времена был полон страстей: стремление первым прикоснуться к руке и увести за собой понравившуюся девушку или приглянувшегося парня; ревность, если выбранную пару умыкнули из-под носа…

Но самые серьёзные намерения парни и девушки демонстрировали, качаясь на качелях. Парни приглашали предполагаемых невест покачаться. Согласилась — значит, согласится и замуж выйти. Молодые старались качаться как можно выше, чтобы будущая семейная жизнь была счастливой. Качание заканчивалось, как правило, первым поцелуем.

На гуляние у качелей выходило всё селение. Кто свататься, кто на молодых посмотреть да свою молодость вспомнить. Пелись так называемые качельные запевки, например:

На святой неделюшке

Потом и повенчаешься.

Промежуточное положение качелей символизировало рубеж в жизни молодых людей, переход от холостой жизни к семейной.

Качались на качелях и некоторые старики. Верили: покачаешься один раз, непременно доживешь до следующей весны.

Детишки на Светлой седмице катали с горок разноцветные крашеные яйца, состязались — чьё яйцо крепче, играли в догонялки.

На добрый урожай

Всю Святую неделю деревенские жители совершали обряды, обеспечивающие, по поверьям, хороший урожай, достаток, благополучие каждому хозяйству и поселению в целом.

Так, по ходу хороводов девушки запевали песни, символизирующие возрождение земли к первому севу. Это дошедшие до нас «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т.п.

Посреди недели женщины и девушки совершали обход деревни с украшенными иконами. Верили, что это отведёт от селения несчастья и природные бедствия.

А женатые мужчины, парни и дети, а в некоторых местностях вся молодёжь, «волочились», то есть «обходили» все дворы, исполняя волочебные песни, наподобие рождественских колядок. В них непременно звучали величание хозяину и хозяйке и пожелания доброго урожая и достатка их дому.

Красная горка

Первое воскресенье после Пасхи, как и в наши дни, в народе называли Красной горкой. Но в некоторых местностях так именовали всю неделю гуляний Светлой седмицы.

Говорили, что на Красную горку «солнце играет на небе». Православные на Красную горку вспоминают явление Христа апостолу Фоме, прозванному за свои сомнения неверующим. В этот день после продолжительного поста разрешалось венчание, игрались первые свадьбы.

Пробуждение природы, воскрешение Христа — всё это в народных представлениях затрагивало тему плодородия. Будь то свежие зелёные ростки, почки, новый урожай, молодая семья и, как следствие, ребёнок — новая жизнь.

Журнал: Тайны 20-го века №16. Автор: Елена Артёмова

Пасхальная неделя 2019: обычаи и традиции Светлой седмицы после Пасхи

Первая неделя после Пасхи с 29 апреля по 05 мая 2020 в Православной Церкви называется Светлой седмицей.

Светлая седмица (светлая неделя, пасхальная неделя): Эта неделя сплошная: отменяется пост, читается краткое молитвенное правило — пасхальные часы, верующие стараются чаще бывать в храмах и причащаться Святых Христовых Таин.

О посте и молитве

После длительного пути Великого поста Святая Церковь предлагает своим чадам менее строгий устав. В Светлую седмицу положено радоваться тому событию, которое легло в основу нашей веры — Воскресению Господа Иисуса Христа.

Поэтому в течение последующих семи дней все посты отменяются, а значит, в среду и пятницу нет никаких ограничений в пище. Послабление распространяется также и на молитвенное правило.

В Светлую седмицу положено читать пасхальные часы вместо привычных нам утренних и вечерних молитв.

Об особенностях богослужений

Особыми являются и богослужения Светлой седмицы.

Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день: повторяется одна и та же служба, причем она целиком поется, и ничего не читается. Во время каждой Божественной литургии совершается Крестный ход, символизируя собой шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата в храмах открыты в знак того, что Гроб Господень пуст, камень от дверей его отворил Ангел.

В это время все прихожане могут наблюдать за происходящим в алтаре. Богослужения этих дней выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин.

Перед Причастием в эти дни читается последование ко Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

В Светлую субботу, прихожанам будет раздаваться великая святыня — артос, освященный в Пасхальную ночь. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Не совершаются на Светлой седмице Таинство венчания и чтение заупокойных молитв. Даже отпевание усопших более чем наполовину состоит из песнопений Пасхи.

О времяпровождении Светлых дней

Светлая седмица — это не время загула, в эти святые дни не подобает пускаться «во все тяжкие».

Не стоит проводить это время в мирских развлечениях, чрезмерно есть и тем более упиваться вином.

Ведь Пасха — это радость Царствия Небесного и ради вечной радости, которая уготована верующим, стоит проявить воздержание здесь, на земле.

Лучшее и самое полезное, что мы можем сделать во дни Светлой седмицы – это посетить храм, сделать доброе дело, вспомнить об обездоленных и по возможности постараться поделиться с ними своей радостью.

В эти дни, конечно, можно гулять на природе, ходить в гости, но нужно помнить о Христе и, что настоящая радость будет только с Ним.

Апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16).

Христианство — это и есть Пасхальная радость.

Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о Воскресении Христа.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пасхальные часы, Часы Святой Пасхи — многократно пропеваемая часть пасхального православного богослужения, замещающая собой в дни пасхальной седмицы Первый час, Третий час, Шестый час, Девятый час, Повечерие, Полунощницу, Утренние молитвы и Вечерние молитвы. В отличие от обычных часов (церковных служб), Пасхальные часы никогда не изменяются, не содержит псалмов и покаянных молитв (кроме Господи помилуй). Как и все пасхальные чинопоследования, Пасхальные часы исполнены радости и благодарения Христу Богу.

Вначале иерей возглашает: «Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в», а при его отсутствии мирянин начинает чтение словами: «Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.»

Далее всё кроме возгласа и отпуста священника поётся

«Ами́нь.»
Тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.» (трижды)
Воскресная песнь, глас 6: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су. » (трижды)
Ипакои, глас 8: «Предвари́вшия у́тро я́же о Марии́, и обре́тшия ка́мень отва́лен от гро́ба. »
Кондак, глас 8-й: «А́ще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу. »
Также и тропари, глас тот же: «Во гро́бе пло́тски, во а́де же с душе́ю я́ко Бог, в ра́и же с разбо́йником. »
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.»
«Я́ко Живоно́сец, я́ко ра́я красне́йший, вои́стинну…»
«И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Вы́шняго освяще́нное Боже́ственное селе́ние, ра́дуйся. »
«Го́споди, поми́луй» (40 раз)
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м. »
«И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.»
«Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.»
«Ами́нь.»
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.»(трижды)
«Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»
«Го́споди, поми́луй» (трижды)
«Благослови́.»
Священник произносит отпуст: «Воскресы́й из ме́ртвых Христо́с, и́стинный Бог наш. »
«Ами́нь.»
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию сме́рть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.»(трижды)
«И нам дарова́ живо́т ве́чный, покланя́емся Его́ тридне́вному Воскресе́нию.»
Предстоятель либо старший из мирян трижды восклицает:«Христо́с воскре́се!»
Молящиеся трижды отвечают: «Вои́стину воскре́се!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector