0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святая неделя после пасхи

Пасха и Светлая пасхальная седмица в 2020 году: обычаи и традиции

Пасхальная седмица именуется светлой: так было принято с апостольских времен. Также апостолами было введено правило праздновать Пасху 7 дней, и каждый из этих дней называют светлым. Что такое светлая пасхальная седмица, что такое Антипасха и Красная Горка? Об этом я расскажу вам в статье.

Также мы рассмотрим некоторые обряды, которые проводят в это светлое время. Моя кума всегда делает обряды на привлечение достатка и благополучия — результат ощущается целый год. Раньше их семья постоянно испытывала нужду и нехватку денежных средств, а теперь они занимаются благотворительностью — хватает и семье, и нуждающимся людям.

Церковные традиции

В пасхальную седмицу совершаются особенные богослужения, и вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход как напоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время крестного шествия верующие несут зажженные церковные свечи.

В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля.

Отличительной особенностью пасхальных литургий являются открытые Царские Врата, символизирующие Духовный Мир и открытый Гроб Господень. Из евангельских текстов мы знаем, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут, а внутри гробницы сидели ангелы. Ангелы и рассказали, что Иисус воскрес из мертвых и указали на свернутые погребальные пелены. Свернутые пелены говорят о том, что тело Христа прошло через них: не нужно было пелены разворачивать.

Если рассматривать иудейскую погребальную традицию, что на пелены уходило 10-12 метров полотна. Причем полотно было цельным. Но воскресшему Иисусу не нужно было разматывать 12 метров полотна, чтобы выйти из Гробницы: он воскрес совершенно в ином теле, не похожем на обычное физическое. Об этом говорит тот факт, что после воскресения он мог свободно проходить через двери: этим он немного напугал своих учеников.

Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Итак, Царские Врата на Пасхальную седмицу остаются открытыми вплоть до субботнего вечера (21-00). Эта традиция перекликается с чисто российской — звон в колокола. На светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола. Еще одна особенность этой недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу.

Вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.

На светлой седмице не венчают и не отпевают. Если нужно похоронить покойного, то вместо традиционных заупокойных молитв священники поют Пасхальные песнопения (больше половины обряда).

Во вторник на светлой седмице чествуют Иверскую Икону Божией Матери, а в пятницу поклоняются иконе «Живоносный источник». В день почитания этой иконы проводят крестный ход и освящают природные источники (если погода благоприятствует).

Артос

Нововоцерковленные христиане мало разбираются в церковной терминологии, потому что она вся состоит из греческих слов. Что такое артос? Это особенный хлеб, который стоит около Царских Врат всю пасхальную седмицу. Эта традиция была установлена апостолами: она как бы символизирует, что церковь ожидает пришествия Христа.

После своего воскресения Господь 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, вкушал либо благословлял пищу. После его Вознесения ученики при каждой трапезе ставили дополнительный прибор и клали кусок хлеба — для Учителя. Также они оставляли незанятым центральное место у стола, за которым всегда сидел Христос. Они это делали, полагая, что Христос незримо присутствует рядом с ними.

В память об этой апостольской традиции отцы церкви оставляют хлеб (артос) около Царских Врат, который символизирует веру во Второе пришествие и незримое присутствие Христа рядом с верующими. В светлую субботу над артосом читают особенную молитву, дробят его на кусочки и раздают верующим. Считается, что этот благословенный хлеб может помочь в исцелении от болезней. Его разделяют на маленькие кусочки и вкушают во время болезни. Вкушать артос нужно натощак, как и пить святую воду.

После раздачи артоса Царские Врата закрывают до следующей Пасхальной седмицы.

Антипасха

Сразу по окончании светлой седмицы праздную Антипасху: это следующая за Пасхальной неделя, которая завершается Красной Горкой. Почему первое воскресенье после Пасхи называют Антипасхой? Это греческое название, которое переводится как «вместо Пасхи». По сути, это вторая Пасха, а неделя после нее именуется Фоминой неделей.

Церковь вспоминает ученика Христа Фому, который не смог поверить в воскресение. Для его маловерия необходимо было физически ощутить тело Учителя. Все ученики поверили, что Христос воскрес, кроме Фомы. Поэтому в русском обществе существует такое название как «Фома неверующий». Так называют людей, которые в чем-то сомневаются постоянно.

Почему церковь празднует 8-й день по воскресении Господа, и с чем это связано? Корни праздника уходят в евангельское описание, связанные с учеником Иисуса Фомой. На 8-й день по своем воскресении Учитель явился ученикам, пройдя сквозь двери. Он подошел к Фоме и открыл свои раны. Этот поучительный пример из евангелия говорит о том, что для истинного служения Христу нужна истинная вера, а не маловерие.

Празднование Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня, только литургии проходят в рабочей обстановке — без пышности. Следует знать, что все 40 дней после Пасхи являются пасхальным периодом, а не только светлая седмица. Поэтому все 40 дней нужно приветствовать христиан восклицанием «Христос Воскресе».

Магическая сила Пасхальной седмицы

Эти сильные энергетически дни можно использовать для совершения различных магических ритуалов.

На исполнение желания

Для того чтобы желание исполнилось, нужно отстоять пасхальную службу и купить в храме 7 свечей. Дома нужно взять чистый лист без клеток и линеек, зажечь одну свечу и взять новую ручку. Эта ручка может быть куплена в любое время, но ее не должны были использовать для написания каких-либо слов или текстов.

Зажигаете свечу, пишете на листе бумаги сначала благодарность небесам за всё, что имеете. Не скупитесь на похвалу, только она должна быть искренней. Ниже пишете свое желание. Теперь нужно всё прочитать вслух. Свечу оставляете догорать. На второй день зажигают вторую свечу и читают запись на листе. И так 7 дней подряд. На седьмой день лист с записью сжигают.

На привлечение женихов

Если девушка желает выйти замуж, в пасхальную седмицу можно привлечь женихов. Для этого обряда нужно покрасить в красный, синий и зеленый цвет 9 яиц (красят в Чистый Четверг). Как яйца высохнут, на них нужно наклеить картинки с венчальной символикой. При этом говорят следующие слова:

Заговор произносить на каждое яйцо. Затем яйца разложить на праздничном блюде и оставить до Пасхи. Пусть стоят на кухне на столе. Пасхальным утром нужно скушать самое больше яйцо, а остальными угостить друзей. Увидите, что будет. Результат обрадует.

Если не найдете венчальной символики, можно просто поцеловать каждое яичко, а потом угостить друзей мужского пола.

Также при праздничном звоне колоколов говорят: Христос воскрес, а ко мне женихи.

На мир и лад в семье

Если в семье постоянно царит недружелюбная обстановка, а родные друг другу как враги, в Пасхальную седмицу можно всё исправить. Для этого непременно нужно отстоять пасхальную службу до конца, освятить яйца и сдобу. Также в церковной лавке нужно приобрести икону Всех Святых и 12 свечей.

В среду утром на Пасхальной седмице встают раньше всех, зажигают 12 свечей (можно их поставить в 12 одноразовых стаканов, наполненных четверговой или обычной солью) перед иконой Всех Святых и читают 12 раз заговор:

Можно читать вслух, можно про себя. Затем угощают домочадцев освященными в церкви яйцами, наливают чай с освященной сдобой. Огарки от свечей, если останутся, нужно отнести в церковь и положить в ведерко для огарков. Не забудьте подать милостыню у церкви.

На увеличение денежного потока

В Пасхальную седмицу можно существенно увеличить свои денежные доходы. Для этого в светлую среду на Пасхальной седмице нужно прийти в храм самой первой на утреннюю службу, подойти к распятию и зажечь свечу. После сказать про себя следующие слова:

Идите домой и ни с кем не разговаривайте. Говорить можно только переступив порог своего дома.

От тяжелой болезни

Обряд проводят на третий день от Пасхи. Берут небольшое количество святой воды (утром натощак) и наговаривают на нее следующие слова:

Наговаривать нужно так, чтобы дыхание касалось поверхности воды. Этой водой умываются 3 вечера подряд перед сном. Перед умыванием читают Отче наш трижды. Лицо не вытирают: вода должна высохнуть сама.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

Читать еще:  Пасхальная весть патриарх кирилл книга

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

Неделя 2-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых, в земле Рос­сий­ской просиявших» – 21 июня .

Неделя 3-я по Пятидесятнице – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 28 июня .

Светлая Седмица: первая неделя после Пасхи

Первая неделя после Пасхи называется в православии Святая ли Светлая Седмица. На протяжении всего этого времени до Вознесения православные поздравляют друг друга со свершившимся чудом и обязательно произносят приветствие «Христос Воскресе!», чтобы получить в ответ «Воистину воскресе!» Все, что нужно знать о первой недели после Пасхи, особые традиции и приметы собраны в этом материале.

Что обозначают дни Светлой Седмицы

Как и у Страстной недели, каждый день Светлой Седмицы имеет свое значение и традиции. Сегодня многие забыли предания предков и их обряды, поэтому предлагаем вспомнить особенности каждого дня этого благодатного периода.

Первый день

Начиная с первого дня Светлой Седмицы после Пасхи, каждый верующий имел право зайти в гости к ближнему своему без приглашения. В этот период все двери были открыты. Первым в дом всегда входил мужчина, глава семьи.

Следом за ним шли гости, которые несли в руках угощения – куличи, «крашенки» и небольшие сувениры, сделанные своими руками. Женатые мужчины в этот день ходили одни или в сопровождении сыновей, тогда как слабая половина семьи оставалась на хозяйстве.

Второй день

Светлый вторник – день, когда уже женщины могли посетить всех родственников, чтобы поздравить их с наступлением Пасхи. Мужчины же оставались на хозяйстве и дожидались своих благоверных дома. Сейчас эти традиции на Светлую Седмицу, которые веками чтили наши предки, никто не соблюдает, все чаще родных посещают целыми семьями.

Второе название второго дня после Пасхи звучит, как «хороводница». Молодые девушки со вторника собирались водить хороводы, таким образом восхваляя зарождение новой жизни, радуясь воскрешению Христа. Гулянья проводились по вечерам до самой Троицы.

Третий день

В этот день всегда собирались народные гулянья, вот и все, что нужно знать о первой неделе после Пасхи, а точнее о среде. Жители сел и деревень устраивали танцы и веселье, взрослые и дети приходили на главную площадь, чтобы послушать музыку и поиграть в различные игры.

Четвертый день

Четверг был днем, когда девушки звали весну, исполняя на пригорках тематические песни, чтобы природа обратила внимание на их мольбы и скорее начала свое возрождение после затяжных холодов.

Тогда же начинали проводить первые смотрины, когда молодые люди подыскивали для себя хорошую невесту. Празднования на четвертый день уже подходили к концу, но на столах все равно можно было встретить куличи и крашеные яйца.

Пятый день

В пятницу особо пышно и торжественно проводили время молодожены. В гости наведывались близкие родственники, которые прощались с ними, ведь теперь дети начинали отдельную жизнь.

Этот обычай дал название пятому дня после Пасхи – «Прощеный день». Была на пятницу еще одна традиция, по которой молодые девушки умывались ледяной водой из ручья, чтобы на весь следующий год сохранить свою природную красоту и здоровье.

Шестой день

В субботу также широко отмечалась «хороводница». Парни и девушки устраивали шумные игры и гулянья. Особой популярностью пользовалась забава с крашеными яйцами, которые катались с невысокой горки. Все желающие могли принести расписные угощения и попробовать свои силы в этой игре.

Седьмой день

Заключительный день Светлой Седмицы называли «Вьюшник». Молодежь, одетая в яркие наряды, навещали своих товарищей, женившихся в прошлом году. Они обходили всю деревню, чтобы каждой новой семье уделить внимание. Это традиция была очень важна для молодоженов и несла за собой бытовой смысл.

После «Вьюшника» супруг мог оставить дома молодую жену и отправиться на работу, переложив весь груз хозяйственных забор на нее. Помимо этого, в воскресенье заканчивалось празднование Пасхи широкими гуляньями.

Вот и все, что нужно знать о первой недели после Пасхи. Главное, не забывать традиции предков и следовать им даже в режиме сегодняшней жизни. Даже если нет возможности держать строгий пост, предшествующие Светлому Воскресению, нужно найти в себе силы на очищение мыслей от негатива и дурных помыслов, ожидая свершения великого чуда.

Неделя после Пасхи 2019: обряды, традиции, приметы и привороты, что можно и нельзя делать

Православные христиане с 28 апреля в течение сорока дней празднуют Светлую Пасху Христову. Первая неделя после Пасхи, или Светлая седмица — это очень важное время, с которым связано много обрядов и правил, как церковных, так и народных. Первая пасхальная неделя завершается праздником Красная горка (Антипасха), начиная с которого на Руси стартовал сезон свадеб.

Светлая пасхальная седмица в 2020 году

Согласно церковному календарю, Светлая пасхальная седмица в 2020 году началась с Пасхи в воскресенье, 28 апреля, и завершится в субботу, 4 мая, накануне праздника Антипасха (Красная горка).

Пасхальная неделя: правила и традиции

Светлая седмица — это продолжение Пасхи, самого главного праздника в христианстве, символизирующего победу жизни над смертью. Первая пасхальная неделя — один из самых радостных периодов в церковном и народном календаре. Поста в это время нет, даже в традиционно постные дни среду и пятницу. Разрешена любая пища, а также вино.

Однако священники и врачи предупреждают: предаваться обжорству и пьянству, «вознаграждая» себя за лишения Великого поста, не только вредно для здоровья, но и прямо противоречит духовному смыслу светлого праздника Пасхи. Поэтому чревоугодие и злоупотребление алкоголем в Светлую седмицу под запретом.

Под запретом и чрезмерная бережливость, граничащая со скупостью. В это время принято щедро угощать гостей и от всего сердца одаривать нуждающихся. Поэтому в Светлую неделю будет особенно уместно подписаться на ежемесячный (пусть небольшой) взнос в какой-нибудь благотворительный фонд, деятельность которого вам близка, и которому вы доверяете.

Также в Пасхальную неделю под запретом ссоры, скандалы, споры, скука и уныние — это считается крайне плохой приметой на весь будущий год.

На Руси в Пасхальную неделю было принято отдыхать, хотя работа строго запрещалась только в Пасху. Запрет на работу в Светлую седмицу не относится к домашним хлопотам, приготовлению пищи и так далее. Но следует помнить, что этот период предназначен для отдыха и празднования.

Пасхальная неделя: посещение кладбищ

Считается, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась в советские времена, как альтернатива запрещенной церковной жизни. На самом деле это не так: желание разделить с предками праздник победы жизни над смертью имеет древние славянские корни. Славянские традиции предусматривали в эти дни посещение кладбищ, принято было оставлять на могилах пасхальное угощение и даже специально крошить яйца, чтобы «покормить» дорогих покойников.

Читать еще:  Пасха красная смотреть фильм

Церковь этой традиции не одобряет: напомним, на Пасху и неделю после нее не проводятся ни венчания, ни панихиды, чтобы православные не отвлекались от чествования воскресшего Христа. Так что посещение кладбищ на Пасху и в Светлую седмицу не рекомендуется, хотя церковь относится к этой традиции с пониманием, а власти обеспечивают дополнительный транспорт до мест погребения.

Тем же, кто хочет соблюсти церковные каноны, стоит отложить посещение родных могил до Радоницы (специально отведенного для этого Родительского дня), которая в этом году приходится на вторник, 7 мая.

Народные традиции в Светлую неделю

Время от Пасхи до Красной горки (Антипасха, первое воскресенье после Пасхи) в народном календаре — очень важное время. На Руси в это время было принято поминать усопших предков, хотя церковь и не одобряла чересчур экзотичные поминальные обряды.

Славяне верили, что, раз Христос воскрес, все усопшие тоже как бы время «воскресают» и навещают живых. Умерших поминали как в саму Пасху, так и в четверг после нее. Этот день так и назывался — Пасха мертвых. Люди посещали кладбища, символически «христосовались» с дорогими покойниками и «приглашали» их на пасхальную трапезу. Считалось, что после такого приглашения покойники приходили в свои бывшие дома и жили там вместе с домочадцами до Радоницы, а через сорок дней — на Вознесение — вновь покидали землю.

Чтобы умершие могли попасть к себе домой, в это время было принято оставлять двери открытыми, а также вывешивать из окон полотенца или веревку, чтобы духи предков могли по ним забраться в жилище.

Приметы, запреты и обряды Светлой недели

В это время под строгим запретом было шитье и вообще любое рукоделие, считалось, что так можно по неосторожности «зашить» покойникам глаза, и они не найдут дорогу домой. Также не рекомендовалось стирать, чтобы не «замутить» умершим воду.

Кроме того, не размещалось плакать, причитать и голосить на кладбищах, даже если кто-то умер совсем недавно. Считалось, что избыточное проявление горя мешает умершим радоваться Пасхе.

Начиная с Пасхи, девушки начинали готовиться к сватовству и замужеству. По церковной традиции всю пасхальную неделю звонить в колокола могут все желающие, поэтому девушка, желающая поскорее выйти замуж, старалась на Пасху первой забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном.

В Светлую неделю начиналась подготовка к периоду свадеб, который стартовал с Красной горки: устаивались смотрины невест и женихов, в ходу были девичьи посиделки и привороты. Например, отличным приворотным средством считалось положить в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича.

«Светлая седмица»: первая неделя после Пасхи, что можно а чего нельзя делать, традиции и поверья

Рассказываем о традициях и поверьях, связанных с каждым днем Светлой недели

Светлой седмицей в христианстве называют неделю, следующую за Пасхой. О том, как христиане отмечают Светлую седмицу, что нельзя делать в течение недели после Пасхи, а также о народных приметах и традициях, связанных с пасхальной неделей – в материале Правда-ТВ.

Что такое Светлая седмица?

Светлой седмицей называют неделю после Пасхи, которая включает само пасхальное воскресенье, а также шесть дней до Антипасхи (следующего воскресенья). Светлую седмицу иначе именуют Пасхальной, Святой или Светлой неделей.

В течение нескольких дней верующие празднуют воскресение Христа. Двери храмов в эти дни открыты настежь, символизируя открытую для всех дорогу на небо. В Светлую неделю ежедневно проводятся крестные ходы под колокольный звон, православные вместо утренних и вечерних молитв читают так называемые Пасхальные часы – преисполненную радости часть богослужения, в которую не включены псалмы и покаянные молитвы.

«Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет», – сказано в Откровении Иоанна Богослова.

Что можно делать на Светлой седмице?

В Светлую седмицу принято радоваться воскрешению Христа, усиленно молиться, посещать службу и звонить в церковные колокола. Молитвы, произнесенные на неделе после Пасхи, считаются самыми сильными.

Нужно думать о хорошем, а также помогать нуждающимся, отдыхать и наслаждаться жизнью. Всю неделю верующие должны приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе». Также в Светлую седмицу можно проводить смотрины невесты.

Что нельзя делать всю неделю после Пасхи?

Так как вся Светлая седмица посвящена радости, на неделе после Пасхи запрещено усердно трудиться, придерживаться поста (даже во время подготовки к причащению), посещать кладбище и устраивать поминки умерших. Для этого существует Радоница – день поминовения усопших. Родительский день всегда бывает во вторник через неделю после Пасхи, в 2020 году Христово Воскресение было 28 апреля, поэтому Радоница приходится на 7 мая.

В числе других запретов Светлой седмицы – венчания.

Запрещается употреблять спиртные напитки, ругаться, скандалить, унывать. Нельзя скупиться и жадничать. Нужно гнать от себя завистливые мысли. Считается плохой приметой тосковать в этот день.

Также считается, что не стоит в Светлую неделю держать в руках нитку с иголкой, шить, вязать или вышивать. Лучше воздержаться и от ручной стирки.

Можно ли в Светлую субботу ходить на кладбище?

Нет. Первые недели после Пасхи должны быть посвящены радости воскрешения Христа. Грустить и горевать не позволяется, а потому и на кладбище в эти дни ходить нельзя. Есть только один день, когда разрешено съездить на кладбище, это Радоница, которая в 2020 году выпадает на 7 мая.

Можно ли в Светлую субботу убираться в доме?

Вообще-то считается, что генеральная уборка была проведена в Чистый четверг, а потому сейчас делать тяжелую работу нельзя. В то же время разрешены разные мелкие работы по хозяйству. Например, можно готовить пищу, можно и ухаживать за растениями. С другой стороны, как и во всякий церковный праздник, священники говорят, что если есть в том большая нужда, то можно заниматься и тяжелой работой, предварительно помолившись.

Почему Светлую субботу называли Хороводницей?

Первая Пасхальная неделя считалась началом возрождения, обновления жизни. И в это время проводили много обрядовых действий, связанных с заключением браков. В Светлую седмицу молодые парни и девушки «высматривали» друг друга.

Пасхальная неделя была временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. А потому девушки должны были показать себя во всей красе: водили хороводы, устраивали танцы и игры, пели песни.

Основное время таких хороводов выпадало на субботу, так за ней и закрепилось такое название.

А в первое воскресенье после Пасхи – на Красную горку – играли первые весенние свадьбы.

Какие традиции и приметы есть на Светлую седмицу?

На Руси существовали народные традиции и приметы, связанные со Светлой седмицей. Например, было принято качаться на качелях. Славяне верили, что это поможет им избавиться от грехов, «сдует их ветром». Одно качание – минус один грех, считали они.

Считалось, что ребенок, родившийся во время празднования Пасхи, будет иметь богатырское здоровье и проживет долгие годы.

Многие приметы Светлой седмицы связаны с погодой. Так, считалось, что если все дни пасхальной недели ясные и теплые, лето будет жарким, а урожай – обильным. Если пасмурно – летом будет холодно и дождливо. Сильные дожди сулили богатый урожай, а гроза – сухую осень.

Для молодых девушек, по поверьям, Светлая неделя могла предсказать ближайшее будущее. Если услышат кукушку – скоро родится ребенок, если зудят губы – будет поцелуй, если ударилась локтем – вспоминает кавалер. Если в суп упала муха – жди свидания. Также считалось, что для сохранения красоты и миловидности нужно было умываться из серебряной чашки.

Как называли дни Светлой седмицы?

Понедельник называли Поливальным. Было принято ходить в гости и обливаться водой из ведра, чтобы смыть все болезни.

Вторник именовали Купальницей. Того, кто проспал заутреню, обливали водой. Также проводились игры и гуляния.

В Градовую среду нельзя было работать, иначе урожай мог погибнуть от града. Также среду Светлой седмицы называли хороводницей.

Навский четверг иначе называли Пасхой мертвых. В этот день вспоминали умерших, но не горевали по ним, а радовались воскрешению Христа.

Пятницу звали Прощеным днем, в честь примирения тестя и тещи с зятем.

В субботу Светлой седмицы – Святой артос – священнослужители раздавали прихожанам хлеб и разрешали им позвонить в колокола. Родители навещали молодых, чтобы оценить их семейный уклад.

Воскресенье, которое в православии зовется Антипасхой или Фоминым воскресеньем, в народе называли Красной горкой. На Красную горку играли свадьбы, сватались, а также водили хороводы, устраивали игры и пляски. Источник

Светлая седмица. Что не забыть

Светлая седмица в 2020 году – с 29 апреля по 5 мая. Так называются первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!».

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

66-е правило VI Вселенского Собора предписывает всем христианам всю Светлую седмицу ежедневно причащаться Святых Христовых Тайн. Священники напоминают о том, что в этот период нет необходимости поститься (достаточно соблюсти евхаристический пост с полуночи до причастия), а в качестве молитвенной подготовки ко Святому Причащению читаются Пасхальный канон и Часы Пасхи.

В Светлый вторник, 30 апреля, совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

В Светлый четверг, 2 мая, Церковь вспоминает преставление блаженной Матроны Московской. Святая Матрона Московская – русская святая ХХ века. Родившись слепой и увечной, она с детства проводила много времени в молитве к Богу, и Господь даровал ей милость – утешать людей и помогать людям.

Читать еще:  Старинные пасхальные открытки

Молитвы святой Матроне – в подборке «Правмира».

В Светлую пятницу, 3 мая, совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.

В Светлую субботу, 4 мая, на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи, 5 мая, называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.

Все богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поется пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период, когда вновь начинает совершаться таинство Брака. Источник

Светлая неделя после Пасхи. Приметы и суеверия

После Святой Пасхи наступает Светлая седмица. На этой неделе православные христиане ходят, друг к другу в гости и дарят крашеные яйца и куличи. В течение недели при звоне колоколов иногда совершают крестные ходы вокруг церкви, при этом носят крест Христов. Таким образом, православные радуются победе Спасителя над смертью и адом.

Каждый день пасхальной недели именуют Светлым.

Понедельник и вторник раньше называли купальными. В эти дни всех, кто проспал утреню, обливали водой.

Среду именовали градовой — в этот день запрещалось работать, чтобы будущий урожай не побило градом.

В четверг поминали ушедших родственников.

Пятница отличается тем, что в это время православные особенно почитают Пресвятую Богородицу. В пятничном богослужении, кроме стихир и тропарей, поют песнопения, посвященные иконе Богоматери «Живописный Источник». По завершении службы освящают воду.

Субботний день именуется святой Артос, священники преломляют и раздают прихожанам освящённый хлеб «Артос» с изображением креста.

Воскресенье — Красная горка. По старым поверьям, это идеальное время для заключения брака, поэтому на Красную горку играли множество свадеб. Также седьмой день светлой седмицы именую антипасхой или Фомино воскресенье (в память о чуде уверения Фомы). Антипасха означает «противоположный Пасхе» — что не есть противопоставление, а обращение к минувшему празднику, его повторение.

На протяжении всей пасхальной недели Царские врата в храмах не закрывают. В народе считают, что в это время распахнуты врата в рай, и каждый умерший во время светлой седмицы попадает прямо к Господнему Престолу.

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя. Приметы

• Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наибольшим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой неделе, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с навозом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

• Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.

• В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, обходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.

• Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до семян, приготовленных для весеннего сева.

• В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В народе этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили праздничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести порядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: «Христос воскресе!», затем на могилах родственников молились, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раздавали милостыню нищим.

• В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, «пакачаушы па траве», чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя. Приметы

• В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, «гушкалiся на арэлях» — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.

• Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что на завтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.

• В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать сучья, сажать и пересаживать деревья: «Святая Радаунiца-садоунiца! Сады садзiць i палiць».

• Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В народе считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.

• Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминовения предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности допущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

• Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: «На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць». Утром хозяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуальных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались приготовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца (одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминальной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам крайне нежелательно посещение кладбища.

• В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих родственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. Потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.

• Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опознавательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:

белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоронена девушка;

белый фартук на крест на могиле женщины;

белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоронен мужчина или молодой человек.

• Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.

• Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных атрибутов:

— чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;

— пасхальное неосвященное яйцо;

— что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копченой полендвицы или домашней колбасы);

— домашнее печенье, одну конфету;

— неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непарность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!).

• После этого все «хрыстосавалiся з памершымi» — хозяйка брала пасхальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильному холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), разрезали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапеза начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.

• Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присутствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), принесенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) «старейшина» отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а последнюю треть оставлял (те самые «слезы» на дне рюмки). Чарку снова доливали и передавали следующему из присутствующих по старшинству. Тот и последующие участники обряда снова и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне водку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне «слеза») была нацелена на соединение рода, семьи, сохранение живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

• Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупилась, то не обходилось без голошений и слез.

• Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у порога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет «трогать» землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходится на позднюю весну). Это может обернуться продолжительной летней засухой и как следствие — неурожаем, а также повлечь за собой смерть кого-либо из близких родственников, поэтому сначала следовало навести порядок на могилах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйственных работ.

• Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.

• Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.

• На родительский день можно увидеть вещий сон «от родителей» или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

«Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector