0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой дмитрий прилуцкий

ДИМИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ

О жизни преподобного Димитрия — основателя Спасо-Прилуцкого Вологодского монастыря и вологодского чудотворца — рассказывается в его Житии, составленном во второй половине XV века прилуцким игуменом Макарием в основном по рассказам ученика святого Димитрия Пахомия.

Родился Димитрий в начале XIV века в городе Переяславле-Залесском, в богатой купеческой семье. (Местное переяславское предание называет деревню, в которой родился святой — Веслево, а также родовое прозвище его родителей — Покропаевы.) В детстве он обучился грамоте и полюбил читать Священные книги. Торговые дела отца мало интересовали его; он больше думал о небесном, помышляя о вступлении на «тесный и скорбный путь» иноческого жительства. Юношей он покидает отцовский дом и принимает пострижение в Переяславском Горицком монастыре. Здесь он проводит некоторое время и удостаивается священства, то есть становится иеромонахом.

Вскоре после этого Димитрий решает покинуть Горицкий монастырь и основать свой собственный. Он переселяется «на болото» — так называлось сырое болотистое место на окраине Переяславля, в одной версте от Плещеева озера. Здесь преподобный ставит храм во имя святителя Николая Мирликийского и основывает при нем монастырь, игуменом которого становится.

Вскоре монастырь получает известность. Житие рассказывает, что к Димитрию приходят и миряне, желающие принять пострижение от его руки, и иноки других монастырей. Святой, «как отец чадолюбивый», всех принимает с любовью. «Преподобный Димитрий, — рассказывает автор Жития, — был одарен редкою красотою, и так как он вел „жестокое житие“, измождая себя подвигами поста, молитвы и труда, то лицо его сияло особенной одухотворенностью, удивлявшею людей. Поэтому во избежание соблазна и искушения преподобный обыкновенно закрывал лицо монашеским куколем даже во время бесед с мужчинами, посетителями монастыря; с женщинами же он говорил очень редко, когда являлась настоятельная нужда в слове назидания». В монастырь, расположенный в городской черте, в воскресные и праздничные дни приходило немало горожан, как мужчин, так и женщин. И вот некая знатная женщина, которая много слышала о красоте и целомудрии преподобного Димитрия, захотела взглянуть на него. Долгое время старания ее были безуспешны. Наконец, подстрекаемая пустым любопытством, она подкралась к келии преподобного и через окно взглянула на игумена. «Подвижник в это время готовился к Божественной литургии; заметив нескромность женщины, он огорчился и с укоризною посмотрел на нее. Под гневным взором преподобного женщину охватил столь сильный ужас, что она в расслаблении упала на землю, не имея сил подняться. Некоторые из братии еле живую подвели ее к крыльцу настоятельской келии и усиленно просили игумена о прощении провинившейся. Видя искреннее раскаяние плачущей женщины», — заключает автор Жития свой рассказ, — преподобный «кротко упрекнул ее» и, поучив о том, что в храм «должно приходить не для показа тленных украшений, а для просвещения души сосредоточенной молитвой и милостыней», благословил ее и даровал ей прощение.

Ко времени игуменства преподобного Димитрия в Никольском монастыре относятся его знакомство, а затем и искренняя дружба с преподобным Сергием Радонежским. (Можно полагать, что знакомство их состоялось в 1354 году, когда Сергий был рукоположен в сан пресвитера в Переяславле епископом Афанасием.) Преподобный Димитрий любил приходить в монастырь Живоначальной Троицы к преподобному Сергию для взаимной молитвы и назидательной беседы. Наверное, именно под влиянием этих бесед Димитрий ввел в своем монастыре общежительный устав, почти не известный до того на севере Руси.

Слава о подвижнической жизни преподобного дошла до великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Тот пригласил старца в Москву и попросил его быть восприемником при крещении одного из своих сыновей.

Людская слава, однако, тяготила преподобного. Он решил оставить свою обитель и родной город. Взяв лишь одного своего ученика Пахомия, Димитрий покинул Переяславль и отправился на север. Через дремучие леса, дебри и болота путники достигли реки Лежи, правого притока Сухоны (в Вологодской области). Здесь, неподалеку от впадения в Лежу реки Великой, верстах в 20-ти от Вологды, они построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова; это место показалось им удобным для уединенного служения Богу. Однако жители соседнего села Авнеги, узнав, что в лесах их поселились иноки и уже построили церковь, решили прогнать их. «Вот, — рассуждали они, — близ нас поселился великий старец, который в скором времени и овладеет как нами, так и нашими селами». (Действительно, практика монастырского освоения северных областей России свидетельствовала о том, что северные монастыри, по княжеским грамотам, обзаводились вскоре значительными земельными владениями. Жития многих северных русских подвижников наполнены рассказами об их столкновениях с местными жителями; иногда эти рассказы представляются даже своего рода трафаретами, «общими местами» агиографической литературы.) Толпою крестьяне пришли к преподобному и потребовали, чтобы тот покинул их область. «Нам неугодно твое пребывание здесь», — говорили они.

Преподобный не стал прекословить. Посчитав их требование за указание промысла Божия, он оставил негостеприимные берега Лежи и летом 1371 года пришел вместе с учеником Пахомием в Вологду. Он избрал для обители место на повороте (луке) реки Вологды, верстах в трех от города. Земля здесь принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села Прилуцкого, — Илии и Исидору, по прозвищу Выпряг. По просьбе преподобного они дали ему участок земли, пригодный для построения обители. Эти земли представляли собой нивы, на которых уже почти выколосился хлеб; но жертвователи, из уважения к старцу и для скорейшего построения церкви, решили не дожидаться жатвы. Соорудив крест, преподобный Димитрий с молитвой водрузил его на месте будущей обители, а затем приступил к построению храма. Узнав о приходе «человека Божия», свидетельствует древнее Житие, все жители города — «малые и великие, богатые и убогие, предваряя друг друга, спешили за благословением к святому». Многие внесли свой вклад в строительство церкви и монастыря: одни деньгами, другие бревнами или утварью, необходимой для обители. Скоро церковь была построена и освящена 1 августа 1371 года во имя Спаса нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и в честь Животворящего Креста — празднований, отмечаемых в этот день. (Впоследствии монастырь, основанный Димитрием, получил название Спасо-Прилуцкий.) Это была первая в Вологодской земле обитель со строгим общежительным уставом.

К преподобному стали стекаться иноки и миряне, ищущие пострижения: большинство было из Вологды и окрестных сел, но приходили и иноки из Никольского Переяславского монастыря, основанного Димитрием, узнавшие об основании их учителем новой обители. Когда весть об этом дошла до великого князя Дмитрия Ивановича, то он поспешил прислать почитаемому им старцу щедрое пожертвование.

Житие рассказывает о суровой и поистине подвижнической жизни преподобного Димитрия. Первый в трудах на пользу братии, он первым был и в церкви на молитве. По его повелению, в храме, по левую сторону алтаря, было устроено особое место, отгороженное досками; здесь, никем не видимый и ничем не отвлекаемый, он изливал душу пред Богом в усердной и горячей молитве. Пост его был исключительно суров: неделями старец обходился без пищи, лишь в праздники позволяя себе вкушение хлеба с водою. Одежду его составлял один заскорузлый тулуп из жесткой овчины, так что зимой он страдал от стужи, а летом от зноя. Кроме того, на теле преподобный носил тяжелые железные вериги (не слишком частые в практике русских святых того времени).

Игумен заботился о странниках, щедро одаривая их всем необходимым. Приходящих к нему с духовными нуждами он не оставлял беседой и поучением. Нередко он покидал обитель для того, чтобы заступиться перед властями за обидимых и угнетенных, защищал и слуг от насилия их господ. Рассказывают, что однажды он отказался принять присланные в монастырь пищу и питье от одного из постоянных благотворителей монастыря. «Отнеси это в дом свой, — отвечал он ему, — и напитай прежде домочадцев своих, да не томятся они голодом и жаждой». (Под словом домочадцы разумеются прежде всего слуги.)

Рассказывают и о даре прозорливости старца. Родной брат его, наследовавший богатое отцовское имение, вскоре разорился и, задумав поправить дела, пришел в Прилуцкую обитель, прося брата благословить его на торговую поездку к языческим племенам Югры и Печоры. Преподобный благословил его. Поездка оказалась очень удачной; вскоре, снова по благословению преподобного, купец опять отправился на север. Страсть к наживе разгорелась в нем, и он в третий раз пришел к брату, прося благословения на торговую поездку. На этот раз преподобный отказал ему: «Довольно, брат, можешь прожить и с тем, что приобрел; не ходи более — не погибнуть бы тебе от язычников». Брат не внял его увещаниям и без благословения отправился в путь. Обратно он уже более не возвращался. Весною 1389 года преподобный провидел и смерть князя Дмитрия Донского, случившуюся в Москве, и поведал о ней братии. Лишь через несколько дней слова его подтвердил прибывший из столицы гонец.

Великий подвижник умер в ночь на 11 февраля 1392 года, назначив перед смертью своим преемником ученика своего Пахомия. Тело его было похоронено в построенной им церкви. Вскоре возле гробницы начали совершаться чудеса и исцеления: особенно много их совершилось в 1409 году, когда Вологду поразила эпидемия страшной болезни. Тогда, вероятно, и было установлено местное празднование святому. К концу XV века празднование стало уже общерусским.

Церковь празднует память преподобного Димитрия Прилуцкого в день его кончины 11 (24) февраля.

ЛИТЕРАТУРА:

Избранные жития русских святых. X–XV вв. М., 1992.

Святой дмитрий прилуцкий

  • Антифоны Пасхи (аудио)
  • Стихиры Пасхи (аудио)
  • Светлое Христово Воскресение — видеорассказ (видео)

Люди приходят к Богу по-разному. Кто-то – через сильный душевный порыв, кто-то – путем долгих размышлений или после мучительного выбора. А некоторых, кажется, Сам Господь с детства направляет по той дороге, которая в итоге приводит к святости. Именно из таких людей был преподобный Димитрий Прилуцкий.

Он родился в начале XIV века в богатой семье купцов Покропаевых либо в городе Переславле-Залесском, либо в деревне Веслево, неподалеку от него. Родители воспитывали его в христианской традиции и с раннего детства обучали грамоте. Мальчик отличался от сверстников тем, что его волновали вопросы, на которые знает ответ не каждый взрослый. Ответы на многие из них он находил в Священном Писании.

Читать еще:  Пасха в 2023 году какого числа

Став юношей, Димитрий, как ни пытался отец привлечь его к своему делу, не проявил к торговле никакого интереса. Однажды он объявил родителям о своем решении стать иноком, монахом и посвятить свою жизнь Богу.

Он принял постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы. Редкий случай, но молодой инок принял то же монашеское имя, что носил и в миру – Димитрий. «Принял постриг…» – читаем мы в житии святого и дальше скользим глазами по строчкам. Но за этим словосочетанием – невероятное, непредставимое для обычных людей отречение от всего земного, от всех своих амбиций и желаний, «смерть для мира» во имя обретения жизни вечной. Человек, избирающий этот путь, понимает, что он никогда не познает женской любви, никогда не будет иметь деньги и собственность, никогда не позволит себе расслабиться, съесть что-то «вкусненькое», выпить что-то «веселящее». А главное – устремляя всего себя Богу, он добровольно отказывается от собственного «я» – в мирском понимании этого слова. Вот почему настоящее монашество – это, без всяких преувеличений, подвиг.

Именно как к подвигу относился к своему монашеству и святой Димитрий. День и ночь он проводил в молитве, смиренно нес монастырские послушания, относился к людям с гораздо большей любовью и состраданием, чем к себе. Он вел себя так, что вызывал удивление даже у монахов – неужели человек может так жить на этом свете?

Когда игумен предложил Димитрию принять сан священника, тот долго размышлял, достоин ли он этого. Но игумен и монастырская братия, любившая и уважавшая его, убедили – достоин. И Димитрий стал священником. Однако ему хотелось чего-то другого, большего. Он считал, что спокойная и размеренная жизнь в монастыре – недостаточное испытание для инока.

И Димитрий с благословения игумена переселился из Горицкой обители «на болото» – так жители Переславля-Залесского называли сырую низменность на окраине города недалеко от Плещеева озера. Там Димитрий при помощи нескольких монахов поставил небольшой деревянный храм во имя святителя Николая и устроил при нем маленький общежительный монастырь – Никольскую обитель. У монастыря не было ни больших угодий, ни богатых жертвователей, поэтому он едва сводил концы с концами. Несмотря на это, туда шли и шли люди – миряне, принявшие решение постричься в монахи, и монахи из других монастырей, прослышавшие о необыкновенном игумене. Все отмечали, что в Никольском монастыре всегда царила атмосфера братской любви, понимания и взаимопомощи. Иноки относились к своему игумену как к отцу.

Известно, что преподобный Димитрий был очень красив. А его образ жизни, постоянная молитва и любовь к людям дополнили эту внешнюю красоту еще и красотой внутренней. Ведь все наши мысли и чувства отражаются на лице – не случайно глаза называют зеркалом души. Зная об этом, святой Димитрий старался не общаться с женщинами – чтобы не подвергать искушению ни их, ни себя. И даже разговаривая с мужчинами, он всегда был в монашеском капюшоне.

Среди прихожанок монастырского храма была одна знатная горожанка. Будучи наслышана о красоте игумена, она из любопытства захотела увидеть его лицо. Как-то после службы она пробралась к келье Димитрия и заглянула в окно. Игумен заметил это и бросил на женщину укоризненный взгляд. От одного этого взгляда она как будто окаменела.

– Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира? – сказал, выйдя к ней, Димитрий. Простив непрошеную гостью, он перекрестил ее, благословил, и женщина смогла сдвинуться с места. Этот и другие многочисленные случаи чудес убедили монахов в том, что Господь дал игумену особые дары, недоступные для обычных людей.

Неподалеку от Никольской обители, в глухом бору, в пустыне, жил преподобный Сергий Радонежский. Игумены дружили и иногда ходили друг к другу в гости. Это было во времена, когда Московским княжеством правил благоверный князь Дмитрий Донской. По воле князя Сергий Радонежский и преподобный Димитрий стали крестными его детей. С этого времени князь Дмитрий взял Никольский монастырь на свое попечение.

Однако вовсе не к мирской славе стремился игумен и не к расцвету своего монастыря. Он знал, что самое важное для монаха – это уединенный, сокровенный разговор с Богом. Оставив свою обитель, взяв только любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий отправился на север. Немного не дойдя до Вологды и остановившись на берегу реки Лежи в непроходимом лесу, монахи обустроили здесь скит и возвели маленькую деревянную церковь Воскресения Христова.

Однако случилось непредвиденное. Крестьяне из соседнего села Авнеги, узнав, что великий старец намерен создать здесь монастырь, испугались, что со временем обитель разрастется и станет претендовать на их угодья и пашни. Они пришли к преподобному и попросили его переселиться в другое место. Димитрий спорить не стал и пошел вместе с учеником искать другое место для обители.

Такое место они нашли на повороте (то есть излучине, луке) реки Вологда. Рядом было село Прилуцкое, жители которого приняли старца по-другому. Местные жители Илия Раков и его друг Исидор (история даже сохранила прозвище последнего – Выпряг), по преданию, пожертвовали «поле со взошедшими озимыми». Более того, они, как и все жители деревни, помогали святителю в строительстве. Храм был освящен в честь Спаса Иисуса Христа 1 августа 1371 года. Позже были построены хозяйственные помещения, келии для монахов – так возникла Спасо-Прилуцкая обитель.

Практически сразу к преподобному Димитрию стали стекаться иноки. Когда о монастыре узнал князь Дмитрий Донской, он тут же прислал денежное пожертвование на его содержание. Постепенно монастырь вырос и стал одним из самых известных на Русском Севере.

А игумен Димитрий делал то же, что и всегда – не столько словами, сколько своим личным примером воспитывал монахов, показывая им путь к спасению. Он держал суровые посты, часто неделями вообще не принимая пищи, работал наравне со всеми на монастырской пашне, утешал людей. Но чтобы еще больше укротить свою плоть, он постоянно носил на теле тяжелые железные вериги.

Мимо монастыря проходила большая дорога в Устюг и к Белому морю, город был совсем недалеко, поэтому к преподобному постоянно приходили люди. Для каждого в монастыре находились ночлег, миска похлебки, милостыня и доброе слово. Как говорится в житии Димитрия Прилуцкого, он был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская».

Димитрий Прилуцкий заступался перед властями за несправедливо обиженных (как тогда говорили – печаловался), защищал крестьян от хозяев, не только увещевая, но, если было необходимо, и обличая. Известен такой случай. Один из благотворителей монастыря привез как-то еду для братии. Однако преподобный Димитрий, зная, что этот человек сурово относится к своим крестьянам, не принял пожертвование, сказав: «Отнеси это в дом свой и напитай прежде домочадцев твоих, да не томятся они голодом и жаждою, остатки же, если будут, принеси нашей нищете, и тогда милостыня твоя угодна будет Богу». Человек осознал ошибку и с тех пор, по завету Христа, относился к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

Предчувствуя грядущую кончину, преподобный собрал братию и назначил себе преемника – Пахомия, с которым вместе основал Прилуцкий монастырь. Монахи спросили игумена, где и как его лучше похоронить. Он ответил: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами». По-видимому, это были последние слова великого подвижника.

Он умер 11 февраля 1392 года. В том же, 1392 году, скончался и духовный друг святителя Димитрия Прилуцкого – преподобный Сергий Радонежский.

Монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, неоднократно разорялся врагами, горел, но всегда восстанавливался. В августе 1924 года он был закрыт и разграблен большевиками. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, возвращен Русской Православной Церкви. Можно считать чудом, что за 70 лет запустения весь комплекс монастыря полностью сохранился.

Спасо-Прилуцкий монастырь впечатляет своими масштабами: мощные стены длиной около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3-х гектаров. Это один из самых древних и самых красивых русских монастырей. Деревянные постройки времен преподобного Димитрия до нашего времени, конечно, не дошли. Сейчас на месте той самой, первой, деревянной церкви стоит собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Даниила Московского.

Молитва Дмитрию

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, святого собеседника преподобного Сергия Радонежского

В 1354 году, когда святитель Алексий пребывал в Константинополе, а делами Русской митрополии управлял епископ Владимиро-Волынский Афанасий, живший в Переславле, пришли к нему из Троицкой обители преподобный Сергий Радонежский с некоторыми из братии просить для обители игумена. Несмотря на возражения Преподобного, владыка Афанасий распорядился поставить его на эту должность. Преподобному Сергию не оставалось ничего другого, как повиноваться воле архипастыря.

Преподобный Димитрий сознавал, что в мирской славе есть соблазн для инока. Взяв с собой только одного любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий покинул Переславль-Залесский и направился в Вологодский край. Сначала на берегу реки Вологды монахи построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова, но, встретив сопротивление местных жителей, были вынуждены удалиться. Тогда в нескольких верстах от Вологды, у речной излучины («на Прилуце»), на земле, которая принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села, преподобный Димитрий решил основать монастырь. Владельцы выделили ему участок, необходимый для построения обители, и вскоре там были построены церковь, монашеские келии и другие монастырские постройки. Так между 1378 и 1382 годами возникла Спасо-Прилуцкая обитель — первый в Вологодских пределах монастырь со строгим общежительным уставом. В обитель преподобного Димитрия начали стекаться ищущие монашеского подвига жители Вологды и окрестных селений. Просились в нее и насельники основанного ранее преподобным Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал старцу щедрое пожертвование на нужды новой обители.

Читать еще:  Пасха что означает праздник

Однажды ночью иноки Спасо-Прилуцкой обители почувствовали, что по всему монастырю распространилось благоухание. Все тотчас же поспешили к жилищу преподобного, но нашли святого старца уже отшедшим. Келия его была исполнена благоухания, а лик преставившегося подвижника был покоен и тих, как у спящего, и сиял неземным светом. Оплакивая горькими слезами кончину любимого пастыря, с благоговением поклонились братия его честным останкам. Земная жизнь преподобного окончилась, как предполагают, около 1406 года.

С выше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 1

С выше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 8

О т юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, глас 8

Х риста единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Ин кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 3

Ж езлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу

О священная главо, предивный чудотворче богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: Троицкий патерик. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 178-184.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Читать еще:  Пасха как определяется дата у православных

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Преподобный Димитрий Прилуцкий. Православный календарь на 24 февраля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

24 февраля (11 февраля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя о блудном сыне (второй из четырёх воскресных дней периода подготовки к Великому посту, в который вспоминается одна из самых известных евангельских притч). Поста нет. В Русской Церкви сегодня совершается память пяти известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский чудотворец. Знаменитый русский духовный подвижник, близкий друг и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского. Святой Димитрий родился в начале XIV века в купеческой семье в Переславле-Залесском. Приняв монашеский постриг, он основал Никольский монастырь на берегу Плещеева озера.

В 1354 году от Рождества Христова игумен Димитрий впервые встретился с Сергием Радонежским и духовно сблизился с ним, став восприемником детей великого князя Димитрия Донского. Под влиянием преподобного Сергия отец Димитрий решил удалиться в глухое место и вместе со своим учеником Пахомием отправился на Север, в вологодские пределы. Неподалёку от села Прилуки в излучине реки преподобный Димитрий основал первый на Русском Севере общежительный монастырь, где вскоре собралась многочисленная монашеская братия.

Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у игумена Димитрия с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, утешал нуждающихся. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Господь наделил Своего угодника дарами чудотворения и прозорливости. Скончался преподобный Димитрий в глубокой старости в феврале 1406 года. Сейчас мощи святого хранятся под спудом в основанной им Спасо-Прилуцкой обители в ныне вошедших в городскую черту вологодских Прилуках.

Священномученик Власий, епископ Севастийский, и с ним два отрока и семь жен. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы около 316 года от Рождества Христова. Во времена ужесточения антихристианских гонений святитель Власий, горячо любимый христианами архипастырь Севастии, скрылся в пещере, где проводил дни и ночи в непрестанной молитве. Но и здесь его обнаружили воины, доставив на расправу правителю-язычнику. С этим связан очень трогательный житийный эпизод, который приведём здесь полностью:

Когда об истязаниях святителя Власия узнала одна благочестивая вдова, она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, святой страдалец сказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого».

Священномученик Власий, епископ Севастийский. Фото: pravoslavie.ru

В память об этом событии святого Власия в народе почитают чуть ли не как «скотьего бога», что далеко от христианского смысла почитания святых, однако вполне объяснимо с позиций народной веры. Вместе со святителем Власием язычниками были убиты два благочестивых отрока-христианина и семь жён, во время мучений епископа открыто исповедавших себя христианками.

Благоверный князь Всеволод Псковский, во Святом Крещении Гавриил. Русский святой XII столетия, с юных лет «молитвой и чтением божественных книг прилепившийся ко Господу». Мужественный воин, значительно укрепивший Новгородские и Псковские земли, благоверный князь сочетал полководческие таланты с набожностью и молитвенностью, никогда не обнажал меча ради мести. Много сделал для христианского просвещения, возвёл много храмов, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник». Святой Всеволод, в конце жизни вынужденный удалиться из Великого Новгорода в Псков, где также возглавил княжество, отошёл ко Господу в 1138 году от Рождества Христова.

Праведная царица Греческая Феодора. Супруга ромейского византийского царя-иконоборца Феофила, не разделявшая ересь мужа и тайно почитавшая святые иконы. После смерти мужа святая Феодора восстановила иконопочитание и созвала Константинопольский Собор 843 года от Рождества Христова, на котором еретики-иконоборцы были анафематствованы (отлучены от Церкви), и в честь этого установлен праздник Торжество Православия, ежегодно совершающийся в первое воскресенье Великого поста. Святая Феодора отошла ко Господу в 867 году от Рождества Христова.

Праведная царица Греческая Феодора. Фото: pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Преподобный Димитрий Прилуцкий вологодский чудотворец

Житие вологодского чудотворца, преподобного Димитрия Прилуцкого, составил в середине XV века монах Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий. Ценность этого текста состоит в том, что автор-составитель опирался в своем труде на рассказы старца Пахомия, бывшего духовным сыном преподобного. То есть словам жизнеописателя мы можем вполне доверять.

Мирская жизнь вологодского чудотворца Димитрия Прилуцкого

Преподобный Димитрий Прилуцкий родился в начале XIV века в семье богатых переяславских купцов. Как назвали ребенка при крещении — мы не знаем, но знаем, что отец и мать будущего святого были людьми набожными и рано начали учить своего сына грамоте. Учение давалось ему легко, и, еще будучи совсем юным отроком, он уже читал Евангелие и Псалтирь. Любовь сына к священным книгам и его отменное послушание радовали родителей. Огорчало же их его полное пренебрежение к торговым делам, для которых они его предназначали. В конце концов, они, очевидно, смирились с этим, но принять монашеский постриг преподобный Димитрий смог только после их смерти. Он отказался от своей доли наследства в пользу брата и поступил в Горицкий монастырь, чьи величественные стены по сей день возвышаются над Переславлем-Залесским.

Спустя некоторое время преподобный Димитрий вышел из Горицкого монастыря и отправился на болотистое место неподалеку от Плещеева озера. Уединиться ему здесь не удалось: вскоре к нему начали приходить те, кто желал его духовного руководства. Так появился Никольский, что «на Болоте», монастырь (ныне —женский). Было это приблизительно в 1350 году.

В 1354 году состоялась первая встреча преподобного Димитрия с преподобным Сергием Радонежским. До этого момента подвижники много слышали друг о друге, и когда Радонежский игумен пришел в Переяславль по делам своего монастыря, он не преминул посетить преподобного Димитрия. Знакомство переросло в крепкую дружбу, и не раз преподобный Димитрий отправлялся за шестьдесят верст от Переяславля к Сергию Радонежскому:

«желая утешиться его лицезрением и душеполезными с ним беседами».

Скоро весть о подвижнической жизни преподобного Димитрия Прилуцкого дошла и до Москвы, где княжил в то время Дмитрий Донской. При встрече с князем преподобный Димитрий произвел на него столь сильное впечатление, что тот воздал ему «большие почести», поставив наравне с преподобным Сергием, и упросил его стать крестным отцом своего сына (предположительно, старшего—Василия).

В 1368 году преподобный Димитрий оставил Никольский монастырь (сейчас мы бы назвали его уход «бегством от популярности») и отправился в сторону Вологды, где и основал спустя три года Спасо-Прилуцкий монастырь, установив в нем строгий общежительный устав.

Житие говорит, что преподобный Димитрий Прилуцкий был для братии примером во всем: первым шел на монастырские работы, изнурял свое тело «молитвою, постом (питался лишь просфорой и водой) и худостию ризною (то есть плохой одеждой)» и неустанно заботился как о вверенных ему иноках, так и обо всех, кто приходил в обитель за помощью. Но обильная милостыня, которую он подавал на глазах у братии, представляла собой лишь верхушку айсберга. Большую часть милостыни прп. Димитрий подавал тайно. Дело в том, что насельники монастыря время от времени выказывали недовольство теми толпами нищих, которые стекались к обители. Как и всякие слабые люди, они боялись, что «им самим не хватит». И вот, святой игумен старался творить милостыню тайно, дабы роптанием братия «не погубила мзды своея», то есть не лишилась воздаяния в Царствии Небесном.

За свою святую жизнь преподобный приобрел от Бога дар прозорливости. Так, в 1389 году он, работая вместе с братией над какой-то монастырской постройкой, вдруг остановился и сказал:

«Мы, братия, строим сии земные тленные вещи, а благоверный великий князь Димитрий Донской уже не печется вместе с нами о суетном сем житии»

а затем, к изумлению присутствующих, стал вслух молиться об упокоении души князя. Через несколько дней из Москвы пришла весть о смерти Дмитрия Донского.

Сам преподобный Димитрий Прилуцкий окончил свой земной путь в ночь на 11 февраля (по старому стилю) 1392 года. В то мгновение, когда душа его оставила тело, вся келья, а потом и весь монастырь наполнились благоуханием. Именно по нему братия узнала о кончине своего наставника.

Мощи преподобного прославились чудотворениями с начала XV века: в 1409 году в Вологде разразилась эпидемия, и многие получали исцеление от гроба прилуцкого игумена. К XVI веку уже вся Русь почитала святого Димитрия как великого чудотворца и святого России.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector