6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святой пророк и царь давид

Святой пророк Давид — день памяти 13.01 н.ст.(31.12 ст.ст.)

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен — псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте — псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.
Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии — Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.
Святой Василий Великий говорит: «Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь»—и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.
На славянский язык Псалтирь была переведена св.Кириллом и Мефодием в Х веке.
В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.

В стихире дня, на «Господи воззвах» о пророке Давиде поется: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл дева, И из нея возсия цвет Христос, и Адама со Евою от тли воззва, яко благоутробен».

По иконописному канону, пророк Давид — «среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда — хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) — паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 — Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 — монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 — там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 — Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 — монастырь Дафни, около 1100 г.) [13]. Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается, — иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»

Память пророка Давида Православная Церковь отмечает в Неделю по Рождестве Христовом, вместе с св.праведным Иосифом Обручником и св.апостолом Иаковом, братом Господним по плоти.

Тропарь, глас 2-й:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

ДАВИД ПСАЛМОПЕВЕЦ

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии, в 1 книге Царств, 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон.

Давид был восьмым и последним сыном Иессея, старейшины города Вифлеема из колена Иудина. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка Самуила, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие. Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. После гибели Саула и его сына Ионафана Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула — царем всего Израиля.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю «умножать себе жен» (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.

Но когда пророк Нафан обличил Давида, он дал и пример великого покаяния, смиренно, с верой неся в дальнейшем скорби, посланные в наказание за содеянный грех. Образец покаяния святой Давид дал в 50-м псалме.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон, третий, Авессалом, и четвертый, Адония. Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии — Соломону.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя — Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну книгу Псалмов или Псалтирь, которая широко используется как в богослужении, так и в личной молитве.

Сыном Давида был царь Соломон, автор библейских книг Притчей и Екклесиаст. Из рода Давидова произошли Богородица и Сам Спаситель Христос.

Пророка твоего Давида память, Господи, празднующе, тем Тя молим: спаси души наша.

Просветившееся Духом чистое сердце пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо яко настоящая далече сущая: сего ради тя почитаем, пророче Давиде, славне.

Молитвы царю Давиду:

Помяни, Господи, царя Давида и век кротость его, и святыми того молитвами помилуй нас, грешных. Аминь.

Читать еще:  Пасхальная лепешка иудеев 4 буквы

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Полное житие библейского царя Давида и его значение в христианстве

Жизнеописание царя Давида

Отроческие годы

Святой царь родился примерно в 1035–1040 г. до н.э. Период правления охватывает 1010–970 гг. до н.э.

Царь Давид происходит из колена Иудина. Он был младшим, восьмым сыном отца. Его родитель был старейшиной в Вифлееме, городе, в котором родился Иисус Христос. Будучи отроком, Давид трудился пастухом. Его занятием в свободное время была игра на гуслях и воспевание Бога Вседержителя.

Молодой помазанник Божий

В то время как Давид подрастал и креп, пас овец в округе родного города, Израилем правил царь Саул, ставший первым государем, которого помазал на царство Господь. Впоследствии за непокорность и гордость Саул был свержен Творцом. Через пророка Самуила Господь помазал своего избранного – юного пастуха Давида, младшего сына Иессея. После исполнения Воли Божией пророком на Давида сошел Дух Божий.

Христос вручает свиток (Псалтирь) царю Давиду

Поединок с Голиафом

Когда Давиду было 18 лет, началась война с филистимлянами. Обе стороны стягивали свои войска. В филистимской армии был воин невероятной силы, рост которого приближался к 3-м метрам – Голиаф, что, вероятно, был исполином. О нем говорит история и мифология. Он всячески поносил израильтян и вызывал их на бой, но ни у кого не находилось смелости ответить ему.

В израильской армии присутствовали все братья Давида, и отец послал юношу отнести им пищу. Придя на место, Давид услышал отвратительные слова Голиафа и был возмущен этим. Он взял разрешение у государя выступить против великана. Ему позволили и облекли в доспехи, но юноша их снял и вышел против сильного воина в своей одежде пастуха.

У Давида не было оружия, только праща с камнем. Но Господь даровал ему такую меткость, что брошенный камень попал в лоб великана и свалил его с ног. Так война была закончена. Недруги бежали, а Давид от радостного государя получил должность тысяченачальника.

Годы гонений

От пророка Саулу было известно, что Господь отвергнет от него управление страной и передаст другому. Давид виделся ему тем самым приемником, что его сильно задевало. Царь искал смерти Давиду вплоть до открытых гонений.

Господь послал пророка Гада предупредить своего избранника. И святой Давид вместе с людьми, которых обидел государь, скрылся в районе Вифлеема. У него сложился небольшой отряд воинов, но царь их преследовал.

Однажды Саул вошел в пещеру, в которой был Давид, но гонимый не убил своего преследователя, а лишь отрезал часть его одеяния, и затем показал лоскут. Этим он доказал, что не воспользовался возможностью убийства и его мысли чисты. Это лишь на время усмирило Саула, и преследования продолжились. Подобная ситуация произошла еще раз, когда Давид взял в царском шатре государево копье, но Саула не тронул. После этого гонения прекратились.

Годы гонений будущего правителя

Царствование царя Давида

В очередной войне с филистимлянами царь Саул был ранен и попал в окружение противника. В отчаянии он дал приказ амаликитянину убить его. Давид скорбел о случившемся. Святой царь стал править частью государства, пока не погиб Иевосфей – сын предыдущего государя, управлявший остальной территорией. Давид со скорбью принял весть о смерти Иевосфея. У него не было жестокой радости обретения власти за счет гибели предыдущих правителей.

Царствование царя Давида было справедливым, лучшим в истории. Крепость, которую назвали Иерусалимом, стала столицей новой страны, и сюда был внесен Ковчег Завета. Государь желал воздвигнуть Храм, но пророк известил, что этим займется следующий правитель.

Грехопадение святого царя

Царь Давид любил Бога, исполнял заповеди и правил справедливо. Но в сети врага рода человеческого может угодить любой человек. Так, государь был пленен красотой жены Урии – Версавии, с которой он согрешил. Женщина забеременела, и государь хотел сделать ее своей супругой официально, но тому мешал Урия. Тогда ее супругу было приказано отправиться в самое опасное место военных сражений на верную смерть, что и случилось. Так были совершены два тяжких греха.

Царствование царя Давида было справедливым

Глубокое покаяние

Господь прогневался на царя за содеянное и послал своего пророка Нафана обличить его. Государь искренне раскаялся в содеянном. Его покаяние породило 50-й псалом. Господь внял его молитвам и послал пророка уведомить государя, что он прощен, но понесет наказание: внебрачный сын от Вирсавии не будет жить. Спустя некоторое время рожденного малыша посетила сильная болезнь. Царь провел в молитве к Богу 7 дней, но ребенок умер. Через год Вирсавия родила Соломона – следующего царя.

Конец жизненного пути

Правления святого царя Давида закончилось мирно. Он готовил необходимые материалы для строительства Храма, которое предстояло осуществить Соломону. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, несмотря на все земные утешения, которые имел царь Давид, он видел блаженство лишь в том, чтобы быть послушным Воле Божией.

Согласно предсказаниям ветхозаветных пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давида.

Видео «Житие царя Давида»

В этом видеосюжете представлено полное жизнеописание пророка.

Почитание и дни памяти

Святая Православная Церковь определила днем памяти святого царя неделю по Рождестве Господа и Спаса Иисуса Христа. К святому царю прибегают за помощью в обретении покаяния и борьбе с плотскими страстями. Так же ему молятся, прося защиты Отечеству и православным воинам.

Фигура великого псалмопевца в христианстве

Господа Иисуса Христа в Святом Писании называют «Сын Давидов». Пресвятая Богородица происходила из колена Иудина – из царского рода Давидова. Кроме этого, святой царь составил псалмы, собранные в книгу «Псалтирь». Она входит в Ветхий Завет, но имеет большое значение в Православной Церкви.

Биография святого Давида является примером истинного покаяния. Ведь в грехи впадают все люди. Из рода Давидова произошел Спаситель мира. Пророки за много лет точно описали это событие и отвержение Господа иудеями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Царь Давид и вся кротость его

Читатели нашего журнала уже знакомы с протоиереем Леонидом Грилихесом — ученым-семитологом, заведующим кафедрой библеистики МДА, преподавателем древних восточных языков, поэтом и переводчиком. Продолжая наши беседы о Ветхом Завете, мы поговорим сегодня о Давиде — царе Израиля, псалмопевце, воине, одной из самых замечательных личностей ветхозаветной истории.

— Давид — удивительная личность не только в библейской, но и в мировой истории. Во-первых, с его именем связано все, что мы видим сегодня в Иерусалиме. Именно Давид дал Иерусалиму тот духовный толчок, который сделал его священным городом трех религий. В начале X века до Рождества Христова Давид завоевал эту небольшую крепость у подножия горы Сион и сделал ее столицей объединенного под его властью Израиля. И с этого момента началась история Иерусалима как священного города — города, который не только принадлежал царю, но стал местом пребывания Господа. Духовная мощь этого города, мощь, которую и сегодня ощущают все приезжающие в Иерусалим, заквашена на личности Давида.

Во-вторых, к Давиду восходит гимнографическая традиция Церкви. Следует помнить, не все псалмы, содержащиеся в Псалтири, написаны Давидом; но именно Давид — родоначальник такого рода поэзии. Вся библейская поэзия и в конечном счете вся церковная гимнография восходит к песням, которые слагал Давид. Вся она выросла на его слове, на его преданности Богу, доверии к Богу, уверенности, что с Богом он пройдет сквозь стену, если это будет необходимо.

И третье, что особенно важно и что, может быть, важнее всего прочего,— то, что к Давиду восходит мессианская линия; Христос — потомок Давида, еще при жизни царя пророк Нафан сказал ему, что от него произойдет Мессия (см.: 2 Цар. 7, 14–16). Таким образом, и город, посвященный Богу, и гимнография, обращенная к Богу, и, наконец, сам Господь, воплотившийся и родившийся в роде Давидовом,— все это сходится в одной личности.

— Это действительно совершенно уникальное событие, по своей уникальности оно не уступает единобожию. Во всех восточных и не только восточных религиях царская власть превозносится и обожествляется, и только в Библии говорится, что династическая царская власть — это снисхождение Бога к слабости людей, к их маловерию, малодушию. Обращаясь к пророку Самуилу с просьбой: поставь над нами царя (1 Цар. 8, 5), израильтяне отвергают судей, которые избирались непосредственно Богом, и хотят иметь более стабильный, как им кажется, институт власти. Господь нисходит к их просьбе (см.: 1 Цар. 8, 7–9) и в конце концов по Своей милости ставит Израилю такого царя, который сам становится символом преданности Богу. Первый Израильский царь Саул теряет власть именно потому, что не был покорен Богу, он не хочет подчиниться словам пророка Самуила. Но Господь увидел подлинного царя в Давиде, мальчике-пастухе, музыканте, младшем из восьми сыновей Иессея.

— Читая историю Давида (1, 2 и начало 3 книги Царств), мы то и дело видим, что он ведет себя странно и неразумно в глазах современников; нам же эта неразумность все время что-то напоминает. Саул преследует Давида и хочет его убить; Давид же сохраняет его жизнь, отказываясь поднять руку на помазанника Божия, и оплакивает Саула, когда тот погибает. Давид отказывается покарать Семея, публично его, царя, оскорблявшего, потому что Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2 Цар. 16, 10). Давид прощает, любит, ждет и наконец оплакивает своего сына Авессалома, хотя тот его предал и хотел убить (см.: 2 Цар. 18)… И все это заставляет нас обратить взор не к Ветхому уже, а к Новому Завету.

— Бог ведь всегда один и тот же. И в Ветхом Завете, и в Новом — один и тот же Бог. Просто люди не одинаково близки или далеки от Него. Новый Завет открывает эпоху предельной близости между Богом и человеком. В Ветхом же Он не открывается в такой полноте. Но в тех, к кому Он приближался, кому открывался — в Аврааме, Иакове, Моисее, Давиде,— мы действительно находим немало новозаветного. Это проблески грядущего Нового Завета. Давид очень мужественный человек, воинственный, он страшен для тех, с кем он воюет, но почему-то мы по сей день читаем: Помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131, 1). В чем кротость Давида? В том, что на первом месте у него то, что открывает ему Бог, и вот здесь Давид, действительно, кротчайший человек. Кроток он был — перед словом Божиим, которое было для него непререкаемым указом, даже если никак не сочеталось с его интересами в земном понимании. И именно потому Давид двигался в самом правильном направлении. Заметьте, в отличие от других древних владык, которые видели себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек. Что дни его — яко цвет сельный (Пс. 102, 15). Он никогда не надмевался. Не терял правильного, трезвого видения самого себя. Власть и слава меняют человека, много ли найдется в истории человечества людей, способных выдержать испытание властью и славой? Давид — один из немногих.

— Давид совершил преступление. И мы должны быть благодарны библейским хронистам, что они так откровенно об этом пишут, не пытаются это замаскировать. Давид взял жену Урии, человека, чье поведение, как оно изображается на страницах Библии, совершенно безупречно и благородно, и кроме того он предельно предан царю Давиду. Но Давид послал Урию на смерть. В этой ситуации Давид выглядит негодяем. Библия показывает нам, как низко он пал. И к нему приходит пророк Нафан (см.: 2 Цар. 12) и говорит ему это. И здесь мы снова видим отличие Давида от большинства земных владык, от Иоанна Грозного, например, который убил митрополита Филиппа; Давид готов услышать обличающие его слова, он знает, что голос пророка — это голос Божий. Раскаяние Давида столь же глубоко, сколь и его падение. Потому-то оно и поднимает его оттуда, из бездны, потому-то мы и слышим 50-й псалом каждый день за богослужением. И мы должны извлечь для себя из этой ситуации урок, иначе говоря, вывести для себя такой закон раскаяния: чтобы нас поднять, оно должно быть так же глубоко, как грех в нас.

Читать еще:  Пасха христова фото

— Есть такая метафора судьбы и личности Давида: солнце прорывается сквозь плотные тучи то здесь, то там и слепит людей своими лучами. Она отражает истину?

— Давид очень противоречив. И здесь мы вновь должны поблагодарить древнеизраильских хронистов: обычно придворные хроники выглядят совершенно иначе, перечисляют лишь великие заслуги царя. Мы говорили о том, что он отказался покарать Семея, публично его оскорблявшего, но ведь перед смертью своей он все-таки велел Семея казнить (см.: 3 Цар. 2, 8–9). А Давид эпохи Саула, молодой Давид — это командир такого отряда из беглых людей, по сути, скрывающейся в горах вооруженной банды, и то, что он делает, каким образом он выживает — это очень похоже на современный рэкет, практику «крышевания» богатых людей, вспомним хотя бы историю с Навалом и супругой его Авигеей (см.: 1 Цар. 25). Более того, какое-то время Давид служит исконным врагам Израиля филистимлянам, Анхусу, царю Гефскому (см.: 1 Цар. 27). Давид вынужден жить по законам того времени, которые, впрочем, мало отличаются от сегодняшних. Но в Давиде при этом бьется совершенно удивительное сердце, в нем живет удивительная душа, нечто такое, что опережает его самого. Бог выбрал Давида, и Давид оказался отзывчивым. Причина его противоречивости — именно в том, что он не тождествен самому себе, в том, что Бог как бы приподнимает его над ним же самим. Люди, которые записали хронику Давидова царствования, это чувствовали, и для них это было наиболее значимым. И это осталось в веках.

— Да, действительно, многие псалмы являются выражением радости, ликования, хвалы. Это ликование порой захлестывает Давида. Библия изображает, как, забыв о своем царском достоинстве, Давид плясал перед Ковчегом Завета, когда Ковчег переносили в Иерусалим (см.: 2 Цар. 6, 5). За что, кстати говоря, он удостоился презрения со стороны своей собственной жены Мелхолы, которая слышит от него ответ: пред Господом играть и плясать буду (2 Цар. 6, 21).

— Почему Архангел Гавриил предрекает Младенцу Христу престол Давида, отца Его (Лк. 1, 32)? Казалось бы, что общего между престолом (властью) Давида, земного царя, племенного вождя — и Престолом Сына Божия?

— Нужно понимать, что в эпоху Второго Храма сложился особый богословский язык, и выражение «престол Давида» нельзя понимать буквально. Ожидали Мессию из рода Давида. И поэтому выражение «престол Давида» служило указанием на мессианское достоинство.

— Образ царя Давида, по всей видимости, очень много значил для наших предков; храмы Владимирской Руси, Димитриевский собор, Покров на Нерли украшены барельефами царя Давида с псалтирью. Это ведь не случайно?

— В понимании наших предков Давид — это идеальный царь, который, с одной стороны, сохраняет верность Богу, а с другой — объединяет народ. Для князей эпохи разобщенной Руси, для Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, Давид был прежде всего царем-объединителем, ведь под властью Давида объединились два царства, северное и южное. Израиль времен Давида, а затем Соломона был большой, крепкой, мощной империей, объединяющей не только израильские колена, но и соседние племена. Вот почему на западном фасаде Димитриевского собора мы видим у ног Давида двух львов. Князь Всеволод, воспитывавшийся в Греции, мог воспринимать Давида как своего покровителя еще и вот почему: он — младший из сыновей Юрия Долгорукого, от второй уже его жены, и он, тем не менее, был призван на княжение. Поэтому Давид, младший из сыновей Иессеевых, Давид, которому поклонились братья его, много значил для Всеволода. На северном фасаде Димитриевского собора есть еще одно изображение: сидит человек, и на коленях у него маленький мальчик в сапожках, это говорит о княжеском достоинстве, а перед ним еще по два отрока с двух сторон — кланяются ему. По всей видимости, это изображение Иессея и Давида. Для князя Всеволода это было своего рода парадигмой — избранность Богом вопреки человеческим установлениям.

— Не знаю. Почему-то нет такой традиции. Я был в Грузии, встречался со Святейшим Патриархом Илией, и первое, что он сказал мне: во всей России нет ни одного храма во имя Давида Псалмопевца, а мы освятили такой храм. Патриарх пригласил меня в этот маленький храм на берегу Куры, чтобы я читал там псалмы на языке Давида — по-древнееврейски.

— Но Вы ведь еще и переводите псалмы на современный русский язык. Зачем это Вам — священнику? Церковный, церковнославянский вариант Вас не удовлетворяет?

— Мне очень нравится, как звучит Псалтирь по-церковнославянски. Этот текст очень удобен для церковной рецитации. И я знаю, что многие, кто читает, особенно кто начинает читать псалмы в церкви, получают огромное удовольствие от этого чтения. Но я думаю, что в первую очередь — именно от звучания. Потому что смысл остается не совсем внятным. Обычно ухо выхватывает отдельное словосочетание или фразу, затем смысл куда-то уходит, отступает, связь теряется, потом опять наше восприятие выхватывает другую фразу… и в итоге у нас в голове сохраняются лишь отдельные предложения, которые только со временем, при наличии постоянной практики чтения Псалтири, может быть, начнут складываться в определенные образы. Я говорю, конечно, о себе, о своем восприятии, но думаю, что нечто подобное ощущают почти все, кто читает церковнославянскую Псалтирь. Что касается Синодального перевода на русский язык — определенно, он яснее передает значение псалмов (хотя надо иметь в виду, что в нем очень много неточных или даже совсем неверных чтений), но тяжеловесность, безыскусность языка, отсутствие даже намека на поэзию (на ту благозвучность, которой отличается наш славянский текст) отпугивают читателя, который каким-то интуитивным образом понимает, что псалмы должны быть поэзией.

Таким образом, славянский текст звучит красиво, но сложен для понимания, а Синодальный перевод хотя и яснее, но не звучит. В своих переводах я пытаюсь соединить две задачи: предельно точно и понятно передать смысл оригинала, но при этом добиться также и красоты звучания, ориентируясь на богатую традицию русской поэзии. Хотя я стараюсь сохранить характерное для библейской поэзии тоническое стихосложение и предпочитаю внутренние рифмы. Конечно, эти переводы не предназначены для чтения за богослужением, но скорее для домашнего чтения, с целью приблизиться к лучшему пониманию богатого мира псалмической поэзии.

Переводы псалмов протоиерея Леонида Грилихеса

Псалом 41

1 Начальнику хора.
Учение сынов Кореевых.

2 Словно лань, что стремится
в долину к воде
Душа моя, Боже, стремится к Тебе.

3 Бога жаждет душа моя —
Бога живого.
Когда же приду и увижу зрак Божий?

4 Слезы мои днем и ночью —
мне хлеб.
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

5 Но душа моя тает во мне
Лишь припомню, как шел я в толпе
Как вошел я в дом Божий
с поющей толпой
С криком радости и хвалой

6 Почему же поникла душа?
Почему же ты плачешь во мне?
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё,
Он — моё Божество.

7 Душа моя, Боже, поникла
Потому что я вспомнил Тебя
В земле Иорданской,
На кряжах Хермонских,
С вершины горы Мицар

8 Бездна взывает к бездне,
Струи грохочут Твои,
Все Твои волны и валы
Надо мною прошли.

9 Днем мне Господь явит милость,
Песнь Ему ночью сложу —
Богу жизни моей мольбу —

10 Скале моей, Богу скажу:
Почему позабыл Ты меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

11 Словно кости ломают мне
Когда дразнят меня враги
Целый день мне твердят:
«Бог твой где?»

12 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Псалом 42

1 Рассуди меня, Боже,
Мой спор разреши,
От жестоких, от лживых,
От подлых спаси!

2 Боже мой, Ты — опора моя!
Почему Ты покинул меня?
Почему я под гнетом врага?
Почему я угрюмый хожу?

3 Свет Твой и правду пошли,
Пусть направляют меня,
Приведут меня в гору святую Твою,
Туда, где скиния Твоя.

4 И когда я достигну
жертвенник Божий,
Под кифару хвалу я Тебе вознесу,
Богу радости и веселья —
Богу и Божеству.

5 Почему же поникла, душа
Почему же ты плачешь во мне
Понадейся на Бога, я буду еще
Славословить Его за спасенье своё
Он — моё Божество.

Царь Давид

  • Давид еще был подростком и пас овец, когда пророк Самуил по поручению Бога искал будущего царя для благословения целенаправленно среди сыновей Иессея.
  • Внешность Давида: белокур, с красивыми глазами и приятным лицом.
  • Первым Царем Израиля был Саул, но за поведение свое был отвергнут Богом.
  • Давид был найден придворными Саула и приведен к Царю для успокоения его игрой на гуслях в моменты когда возмущал его злой дух.
  • Игра на гуслях помогала Саулу и он сделал юношу своим оруженосцем.
  • Воин Голиаф был филистимлянином, ростом до 2,5 метров и экипирован в медную броню.
  • Саул допустил до поединка Давида, так как тот уверял царя, что ему доводилось побеждать и льва и медведя, когда они нападали на его скот
  • Давид победил Голиафа прецельным броском камня из пращи в лоб. Победа замотивировала войско для победы над филистимлянами.
  • Саул после победы назначил Давида начальником над военными.
  • Народ очень благоволил Давиду и восхвалял его, что вызвало зависть у Царя. Неоднократно Саул бросал копье в Давида, но тот уворачивался.
  • Саул предложил в жены Давиду дочерей с условием, что тот возглавит поход на Филистимлян, надеясь, что тот будет убит в бою. Давид выбрал младшую дочь Мелхолу. Но в боях новый зять всегда выходил победителем.
  • Саул не оставлял попытки покушений на жизнь молодого военачальника, поэтому Давид был вынужден бежать при поддержке царского сына Ионафана.
  • Во время изгнания Давид с отрядами преданных ему людей продолжали бороться с филистимлянами.
  • Когда Саулу стало известно местонахождение его беглого зятя, тот отправился с войском против него. В походе по нужде царь зашел в пещеру, в которой была засада Давида и людей его.
  • Но Давид не воспользовался случаем убить противника, лишь тайно отрезал кусок одежды у него.
  • Когда вышел Саул, то Давид догнал его и убедил, что не имеет никаких намерений узурпировать власть. Саул ответил, что все равно Давид придет к власти и попросил не уничтожать после смерти его имя и потомство.
  • Но снова Царь собрал войско против Давида. В походе отряды сделали стоянку. Когда все уснули, Давид с товарищами подошел к самому Саулу спящему у изголовья которого было воткнуто копье. И снова преследуемый отказался от мести, забрал лишь копье. Утром он вернул с посланником оружие царю. Тогда Саул обещал не преследовать его более.
  • Но на всякий случай для безопасности Давид с людьми своими отправился на службу к царю Гефскому.
  • Саул и сыновья его погибли в очередной битве с Филистимлянами. Давид, узнав, плакал о них.
  • К тому времени он уже не был зятем Саула, у него были другие жены. А Мелхола после побега мужа была выдана за другого.
  • Пришел Давид в Иудею, и помазан был на царство. Над Израилем продолжал царствовать политически слабый сын Саула под фактическим руководством старого хитрого военачальника Авенира.
  • Авенир предложил Давиду свои услуги и выразил готовность передать Израиль ему для царствования.
  • Давид поставил условие — привести ему первую жену Мелхолу. Женщину забрали от мужа, он плакал за ней и шел следом пока не прогнали его.
  • Но Авенир был убит людьми Давида без ведома того, объясняя тем, что коварный полководец мыслил заговор.
  • Правитель Израиля после вести о смерти Авенира, он был убит своими же советниками. Они принесли его голову Давиду, но вместо награды были казнены им.
  • Давид стал правителем всей Иудеи и всего Израиля. Ему было 30 лет.
  • Первым делом он пошел на Иерусалим и захватил крепость сионскую и стал править оттуда.
  • Продолжались набеги филистимлян, но Давид сплотил народ и успешно их отражал.
  • Перед всеми важными событиями Давид обращался к Богу и получал ответы и советы.
  • Царь перенес Ковчег Завета в Иерусалим и когда озадачился его размещением, Господь через пророка Нафана повелел построить Храм.
  • Растущее и крепнувшее царство стало приманкой для соседних народов, но победить войско Давида никому не удавалось. Побеждать ему пришлось Сирийцев, и Моавитян, и Аммонитян, и Филистимлян, и Амаликитян.
  • Узнал Давид, что жив внук Саула, хромой на обе ноги в результате детской травмы Мемфивосфей. Царь нашел его, обеспечил землями и имуществом и приблизил к себе.
  • У Давида было много детей от разных жен, кроме первой его жены Мелхолы.
  • Однажды вечером царь увидел красивую купающуюся женщину Вирсавию. Ему сообщили, что она замужем, но он распорядился привести ее. Она забеременела. Мужа Вирсавии отправили в горячую точку на заведомую погибель.
  • Давид взял Вирсавию к себе в дом, но этим поступком обрел осуждение Бога, которое ему сообщил пророк Нафан. Родившийся ребенок вскоре умер.
  • Давид осознал свой грех. Тогда его раскаяние обличилось в легендарный покаянный 50-й Псалом, который является одним из самых известных и по его мотивам существует ряд музыкальных произведений.
Читать еще:  Цыпленок поделка на пасху

Помилуй меня, Боже,
по великой милости твоей
и по множеству щедрот твоих
очисти беззаконие моё.
Омой меня от беззакония моего
и от греха моего очисти меня.

  • Господь принял раскаяния и у Давида с Вирсавией родился сын, Соломон, которому суждено было стать великим царем.
  • Другой сын Давида Авессалом, по обиде, восстал против отца и сверг его. Но затем отряды Давида одолели армию Авессалома. Бунтарь убегая, зацепился волосами за ветку дерева и повис. Хоть Давид прежде и просил воинов сохранить жизнь мятежному сыну, но висящего Авессалома пронзили стрелы. Победа для царя была очень скорбная.
  • Когда Давид состарился, другой его сын Адония фактически почувствовал себя преемником и готовился к воцарению. Но Вирсавия и пророк Нафан успели получить благословение Давида для Соломона и он был провозглашен новым правителем.
  • Давид правил 40 лет и умер в 70. Храм, о котором он так мечтал достроит уже Соломон.

*** Подписывайтесь на » 11 экю «. Впереди всё самое интересное!

Акция «Библия за год»

Пожертвования

Св. царь и пророк Давид (X в. до Рождества Христова);

Святой пророк Давид был младшим из восьми сыновей старейшины города Вифлеема Иессея, потомка Иуды, которому его отец Иаков обещал управление еврейским народом до пришествия Христа Спасителя.

Будучи в неведении о своем будущем высоком назначении Давид смиренно проводил свое детство, пася овец своего отца. Наделенный прекрасной внешностью, юноша отличался необычайной физической силой, храбростью, ловкостью. Без оружия он справлялся с хищными зверями, похищавшими овец.

Над израильтянами в это время царствовал Саул, который уже был предупрежден пророком Самуилом, что за недостойное царствование Бог отнимет у него царство Израильское и отдаст его ближнему его, лучшему его (1 Цар. 15, 28).

Господь возлюбил юного Давида за кротость. По велению Божиему в Вифлеем пришел пророк Самуил, взял рог с елеем и помазал святого Давида. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущался его злой дух от Господа (1 Цар. 16, 13, 14). Пророк Самуил ушел в город Раму, а будущий царь Давид возвратился к овцам своим.

Святой Давид отличался послушанием и кротостью, не любил праздности: в свободное от работы время играл на псалтири [1], слагая под ее звуки славословия Богу. Со временем он достиг такого мастерства в музыке, что стал известен даже в столице.

Царь Саул в это время страдал припадками жестокой тоски и мучил всех окружающих своей раздражительностью. Слуги Саула пригласили святого Давида во дворец, чтобы тот игрой на гуслях облегчал царю его припадки.

Вскоре началась война с филистимлянами. 40 дней великан Голиаф, облаченный в медные доспехи, вызывал на поединок воина из израильтян, но никто не решался сразиться с исполином. Голиаф насмехался над оробевшими израильтянами. Возмущенный высокомерием филистимлянина, святой Давид отказался от воинского снаряжения, взял пастушеский посох, пращу и сумку с пятью камнями и вышел на единоборство. На насмешки Голиафа юноша отвечал: «Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во Имя Господа Саваофа, Бога воинов израильских…» Вера святого Давида в помощь Божию принесла ему победу, решившую исход войны. Изыдох в сретение иноплеменнику, и проклЯт мя идолы своими. Аз же, истОргну меч от него, обезглавих его и отъях поношение от сынОв Израилевых (Пс. 150).

Саул приблизил к себе святого Давида и сделал начальником всех войск. Израильские женщины встречали их после победы с песнями и плясками: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» Зависть и ненависть овладели Саулом. Слушая музыку, он дважды бросал в святого Давида копье, чтобы пригвоздить его к стене, но тот уклонялся. Чтобы погубить юношу, он посылал святого Давида в самые опасные сражения против филистимлян, обещая в случае успеха в войне выдать за него свою старшую дочь Мерову. Нарушив обещание, царь вынужден был через некоторое время отдать за Давида другую дочь, Мелоху.

Но преследования не прекращались. Начались странствования святого Давида. Он покинул родину. Но когда он пришел в страну Гефскую, где правил Анхус, то также подвергся большой опасности, потому что слуги царя узнали его. Притворившись безумным, Давид ввел в заблуждение Анхуса и тот прогнал его.

Святой Давид укрылся в пещеру Адолламскую, недалеко от Вифлеема, где мог рассчитывать на безопасность от преследований Саула и, преисполненный благодарности к Богу за свое избавление, радостно воспевал хвалу своему Избавителю. Сюда, в Адолламскую пещеру, собрались к нему все притесненные, и все должники, и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек (1 Цар. 22, 2). Дважды святой Давид имел возможность убить царя, преследовавшего его, но только взял копье и отрезал край одежды его. Он старался убедить Саула, что в душе его нет злого умысла и коварства против помазанника Божия. Изми мя от враг моих, Боже, и от восстающих на мя избави мя (Пс. 58, 2), — взывал пророк. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего и Бог мой (Пс. 41 ,12).

Между тем, опять началась война между Израильтянами и Филистимлянами. Филистимляне обратили в бегство израильское войско и убили царя и трех его сыновей. Оплакав царя Саула и погибших вместе с ним, Давид, по внушению Божиему, отправился в город Хеврон, где был помазан на царство над одним коленом Иудиным. Другие одиннадцать колен избрали царем сына Саула Иевосфея. Через 7 лет военачальники Иевосфея убили спящего царя, желая угодить Давиду. Однако они ошиблись в своем расчете, святой Давид был возмущен их злодеянием и приказал казнить изменников.

После смерти Иевосфея святой Давид был провозглашен царем над всеми двенадцатью коленами Израильскими. Было ему тогда 30 лет. Через 5 лет столицей Израильского государства стал Иерусалим (город мира). Святой Давид перенес туда Ковчег Завета, установил торжественное Богослужение, в котором участвовали певцы и музыканты, и хотел построить величественный храм. Но Господь через пророка Нафана объявил святому, что это сделает его сын Соломон, так как святой Давид пролил много крови.

Благословляемый Богом, святой царь Давид преуспевал во всех делах. Он счастливо вел войны с врагами. Все добытое у побежденных народов посвящал Богу, заготовляя материал для постройки храма. Он не превозносился среди благоденствия, творил суд и правду над своим народом и не охладел в сочувствии к людям.

Не навсегда, однако же, сохранил свое спокойствие царь Давид, живя благочестиво и пользуясь всеми внешними благами. Грех вселился в его душу.

Однажды царь, увлекшись красотой женщины по имени Версавия, жены Урии Хеттеянина, бывшего тогда на войне, которую вели Израильтяне с Аммонитянами, приказал послать ее мужа в самое опасное место сражения. Урия погиб, а царь Давид женился на Вирсавии.

Для обличения преступного царя Бог послал пророка Нафана. С глубокой скорбью взывал раскаявшийся: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей… (Пс. 50, 1). Господь простил раскаявшегося царя, но в искупления вины бедствия не отходили от него.

Сначала умер новорожденный (от Вирсавии) сын царя. Другой сын царя, Авессалом, убил своего брата Амона после чего ему пришлось покинуть Иерусалим и скрываться. По возвращении в Иерусалим Авессалом восстал против отца. Царю пришлось бежать с оставшимися верными ему слугами и скрываться от сына.

Все скорби и испытания святой царь Давид принимал со смирением как воздаяния за свои согрешения. После подавления восстания и гибели Авессалома израильский народ сам вернул Давида на царство. Тогда прекратились преследования Давида его врагами, но не был он избавлен от бедствий в остальные годы своей жизни. Три года подряд в Израильской земле был голод, потом снова началась война с филистимлянами. После успешного окончания войны страну посетила моровая язва, истребившая до 70000 человек. Во время этой напасти царь Давид снова высказал любовь свою к израильтянам и глубокое смирение, прося Бога, чтобы «лучше рука Божия обратилась на него и на дом отца его, чем на неповинный народ». «И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение израильтян».

Перед смертью, будучи одряхлевшим и немощным святой царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына от Вирсавии Соломона. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать строительству. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова, процарствовав 40 лет, и погребен был в Иерусалиме.

Святой пророк и псалмопевец Давид постоянно находился в молитвенном общении с Творцом. Царь и полководец, обремененный заботами по управлению государством, он возносил свои молитвы даже ночью. Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь, которую святой Василий Великий называет врачебницей душ. Блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.

Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю и всей земной жизни Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии — Матери Божией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector