2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема урока пасха опк 4 класс

Тема урока: «Пасха» к курсу ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре

Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающая: усвоить значение Поста как приготовления христиан к празднованию Пасхи

Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию темы.

— Нам сегодня предстоит встреча с очень известным и важным праздником в жизни христиан. Назвать этот праздник — вам помогут строки знаменитого поэта Аполлона Майкова.

Стихотворение “Христос воскрес”.

— Каким настроением пронизано стихотворение? (Стр.30)

— Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.

— Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”! (Карточка)

— Назовите тему нашего занятия. (Слайд 1)

— В какое время года христиане празднуют Пасху?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Пасха.

Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!

— Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его. (Слайд 2)

— “Воистину воскресе!”. (Карточка)

3. Работа по теме урока.

История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. (Слайд 3)

— Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье)

Воскресенье — седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

— Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение” (Карточка)

— Что означает слово воскресение? (Мнение)

— Обратимся за ответом к страницам учебника (стр 28, абз. 2, 4) — читать

— Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Мнение) Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. (Карточка)

— От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Мнение) — обращение к стр 29 (3 абз) (. Действительно, Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром.)

4. Русская Пасха.

— В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА (буквально слово “пасха” в переводе с древнееврейского языка означает “переход”, “избавление”).

— Празднику Пасха предшествует сорокадневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу (мясо, яйца, молоко и все молочные продукты не употребляют в пищу), дети старались не шуметь.

— Я прочитаю вам отрывок из произведения “Лето Господне” Ивана Шмелева.

“Чистый понедельник” (Карточка). (Слайд 4)

— Знаете ли вы, почему понедельник впервые дни поста называют “чистым”? (Мнения)

— Название “Чистый понедельник” происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Все христиане просят друг у друга взаимного прощения. Таким образом, люди начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с новой христианской любовью.

“В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни. по-мни. Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина “Красавица на пиру” – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же. как же Он допустил.

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог”.

— Какие чувства испытал мальчик в дни Великого поста?

— Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

— Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

5. Звучит Благовест. (Cлайд 6)

Чтение поэтического отрывка.

Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!

— Какие чувства вызывают у вас эти строки?

— Что звучало во время чтения замечательного стихотворения?

В особые торжественные дни звучат ПЕРЕЗВОНЫ — торжественный церковный звон (в музыке пасхальный перезвон называют БЛАГОВЕСТ — благая весть)

6. Традиции празднования.

— Что вам известно о праздновании Пасхи?

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” — “Воистину Воскресе!” Свершается Крестный ход вокруг церкви. (Cлайд 7-8)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь,- это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.

А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, а так же, в большей степени, занимаются благотворительностью.

Поскольку к пасхе готовились сорок дней, то и празднуют её тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам.

— Главный подарок этого праздника пасхальное яйцо.

— Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями. (Vнения) (Cлайд 9)

— Способов украшать яйца много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

— Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: “Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова”. Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

И какой праздник без игр!

— Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

7. Подведение итогов урока. (Cлайд 10)

— Что было для вас новым на уроке?

— О чем вы расскажете дома родителям?

— Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

Праздник Пасхи утверждает победу над смертью, избавление от греха. Каждое воскресенье это малая Пасха. В этот день мы особо должны проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Я вам желаю, пусть ваша душа будет светлой, и постоянно чувствуйте живую связь со Спасителем.

— С каким настроением мы завершаем урок?

6. Домашнее задание.

— расспросить бабушку или дедушку, как они в детстве отмечали праздник Пасхи.

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Конспект урока по основам православной культуры «Пасха»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по основам православной культуры,

подготовленный учителем начальных классов ГБОУ СОШ №416 Наумовой А.С.

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль : «Основы православной культуры»

Форма урока: урок открытия новых знаний

Педагогические технологии: творческие мастерские

Развитие интереса учащихся к традициям православной культуры через знакомство и расширение кругозора об истории возникновения, традициях и обрядах празднования Пасхи

  • познакомить учащихся с историей возникновения главного праздника христиан, Пасхи;
  • сформировать представления о традициях, обрядах празднования Пасхи;
  • формировать уважительное отношение к культуре своих предков.
  • развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
  • развивать навыки работы с информацией;
  • совершенствовать навыки и умения работы в парах и группах, оценки своей деятельности;
  • воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культурному наследию;
  • развивать эстетический вкус, композиционное мышление и желание дарить радость другим делом своих рук .

Формируемые на уроке УУД:

  • формирование способности к самооценке;
  • формирование умения самопроверки и взаимопроверки.
  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • формирование и отработка умения согласованно работать в группах и коллективе.
  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
  • использование материала для нахождения ответов на вопросы;
  • формулирование способа выполнения задания;
  • умение действовать по аналогии;
  • установление причинно-следственных связей.
  • формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья;
  • познакомить с пасхальными традициям, обычаями, играми.
  • формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
  • развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
  • формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
  • формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
  • формировать умение взаимодействия в группах – коммуникативные УУД.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. — учебник для 4-5 классов, Кураев А.В. – М.: Просвещение, 2012
  • заготовка для поделки «Пасхальное яйцо»;
  • наглядный материал: корзинки зелёного и жёлтого цвета, шаблоны яиц.

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся

Структура учебного занятия

1. Организация класса (1 минута)

Приветствие с учащимися. Психологический настрой учащихся на урок.

Приветствие с учителем. Настраиваются на урок.

2. Осмысление учебной задачи

Подводит к теме урока через анализ поэтического произведения

Делают вывод о теме урока и вывод о целях урока через анализ стихотворения

3. Изучение нового материала

Знакомит учащихся с историей возникновения Пасхи через рассказ и просмотр видеофильма.

Предлагает проанализировать предложенное стихотворение и сделать вывод об обычаях христиан в предпсхальное время и во время празднования Пасхи

Знакомятся и историей возникновения Пасхи через слушание рассказа учителя и просмотр видеофильма.

Делают вывод об обычаях христиан в предпсхальное время и во время празднования Пасхи на основе анализа поэтического произведения

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует обсуждение и обобщение ответов детей.

Формирует представления о традициях, обрядах празднования Пасхи.

Предлагает создать эскиз пасхального яйца и обсудить получившиеся результаты.

Работают в группах. Находят ответы на вопросы с помощью информации из учебника.

Обсуждают культурные традиции и обычаи празднования Пасхи.

Создают эскизы пасхальных яиц, обсуждают получившиеся результаты.

5. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

Контроль записи домашнего задания

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка. Записывают домашнее задание.

6. Организованный конец (1 минута)

Благодарит за урок.

Благодарят учителя и гостей за участие.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

  • словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
  • наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;
  • метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализирование графической и текстовой информации;
  • метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.

Формы организации работы на уроке:

  • коллективная работа,
  • самостоятельная работа,
  • работа в группах и парах.
  • материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;
  • идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

2.4. Текст методической разработки

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро»
– Доброе утро и солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Читать еще:  Пасха третьего рима газета читать

2. Осмысление учебной задачи

— С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

Проснулась я и слышу –

Весна стучит в окно!

Капель несётся с крыши,

И кажется – не птицы,

О том, что скоро Пасха,

— О каком празднике идёт речь в этом стихотворении? ( о Пасхе)

— Сегодня мы поговорим о православном празднике, Пасхе. (На интерактивной доске появляется слайд «Пасха»).

— На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке?

3. Открытие нового знания

— Ребята, а что же это за праздник – Пасха?

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.

В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.

Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

— Особенной является и последняя неделя перед Пасхой. Каждый день этой недели особенный и несёт свой смысл, имеет своё название. Про эту особенную неделю мы посмотрим видеофильм. (Просмотр видеофильма)

— Ребята, у вас на партах лежат листы со стихотворением. (Приложение 1)

Прочитайте его и сделайте выводы, какие традиции и обычаи соблюдают православные христиане в Пасху. (Работают в парах)

Давайте немного передохнем.

Работа с учебником. Найти в учебнике ответ на вопросы:

1 группа – Что означает имя «Иисус», почему его называют «Спасителем (Спасом)»?

1 группа – От чего людей спасает крестная смерть Иисуса Христа?

3 группа – Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

4 группа – В чём состоит христианский пост?

Озвучивание и обсуждение ответов учащихся, совместное рассматривание иллюстраций в учебнике)

— В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе. Приведите примеры.

(Гусеница в коконе и бабочка, яйцо и цыплёнок)

— Какие угощения традиционны для праздничного Пасхального стола?

(Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

— Яйца были не только украшением стола, у наших предков с ними связано много игр. (Рассказ о пасхальных играх. Приложение 2)

— Предлагаю вам сыграть в одну из этих них.

— Ну и, конечно, яйца красили, покрывали узорами и дарили в подарок своим друзьям. Пасхальные яйца, которые покрывают узорами, называются писанками. Каждый узор на пасхальном яйце имеет своё значение:

Волнистые линии (меандр) – знак воды
Зигзагообразная линия – это знак молнии
Треугольник или ромб с точкой – это символ достатка и богатства
Ромб – символ урожая
Круг – символ солнца
Завитки и спирали — это знаки космической силы.
Точки — знаки плодородия

— Предлагаю вам создать эскизы пасхальных яиц с узорами.

— Кто хочет показать, что у вас получилось?

— Предлагаю вам взять эскизы домой и попробовать разукрасить таким образом настоящее пасхальное яйцо.

5. Анализ и самоанализ урока. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? Получили ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы? (На доске появляется изображение двух корзинок)

— Если вам на уроке всё понравилось и было понятным – покажите большой палец, а если осталось, что не ясным – то ладошку.

Затем учитель спрашивает конкретных учеников, что им было непонятным, что понравилось.

Домашнее задание: подготовить рассказ о том, как отмечают Пасху в семьях учеников

6. Организованный конец

Приложения к методической разработке

Предлагаемая информация для учащихся

Ожидание праздника
Не дают лежать в кроватке
Солнца теплые лучи
И чудесный запах сладкий, –
Пахнут медом куличи.
И, еще не сняв пижамы,
Побежал на кухню я.
Там яички красит мама,
Смотрит нежно на меня:
– Утро доброе, сыночек,
Долго ты сегодня спал!
Хочешь кулича кусочек?
Тебе можно, ты же мал.
Обняла меня мамуля:
– Ты уже совсем большой!
Так что мы тебя, сынуля,
Ночью в храм возьмем с собой.
Улыбаясь милой маме,
Я сиял от счастья весь,
Крикну я сегодня в храме
Громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Катание яиц «Каточки»

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”). Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры — попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.

Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц — тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает — забирает два яйца (свое и чужое), если нет — отдает свое.

«Поиск яиц с завязанными глазами»

Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо — его, если нет — игрок отдает свое.

Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики, игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю.

Разработка урока «Основы православной культуры» Пасха
методическая разработка (4 класс) по теме

Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока : п ополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Образовательные : познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

У частвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Методические рекомендации к проведению урока «Пасха» в модуле

«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

Уровень подготовки обучающихся 4 класса .

К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ», заинтересованность к самообразованию по темам курса, владение различными образовательными технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

Выявление рисков и путей их преодоления .

РИСКИ при проведении урока

ПУТИ их преодоления

Большой объём информации

Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

Определить временные рамки каждого этапа

Задания базового и повышенного уровней .

Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень – самостоятельная работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой поисковой деятельности.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.

-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

-А сейчас сядем все на свои места.

2. Подготовка к восприятию темы.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .

-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни. по-мни. Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же. как же Он допустил.

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

— Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

— Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

Поздравляю с праздником,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

-О каком празднике идет речь?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

— Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Чтение поэтических отрывков.

3.Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа

— История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

— Что означает слово воскресение?

— Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

— Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

— Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.( обобщение)

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

— Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

-Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Читать еще:  Седмица после пасхи

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

-Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

— Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

— Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

— Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Пасха. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Разработка урока

МАОУ Пролетарская СОШ

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 класс. (4–5 классы)».
Т. А. Костюкова и др.

Познакомить учащихся с пониманием праздника Пасхи в русской православной культуре

Введение новых знаний

Системно-деятельностный подход в обучении

Познавательные УДД: уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое, от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя, работа по плану.

Коммуникативные УДД: уметь слушать и понимать речь других, работа в парах (уметь
договариваться).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, с добром, здоровьем, теплом, светом, нежностью. Звездочка стала большой, как солнце, и несет тепло всем – всем. Давайте пожелаем всем нам теплого и доброго отношения друг к другу.

Личностные УУД: привить любовь к окружающему миру, к предмету.

2. Актуализация знаний. (повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Когда на дворе тает снежок, бегут веселые ручейки, на деревьях набухают почки, возвращаются домой птицы, то это означает, что к нам пришла. (весна).

– Из года в год мы с большим нетерпением ждем весну-волшебницу. Мы считаем дни, выглядываем, когда птички принесут весну-красну. Ждем, когда она прогонит холод, устелет землю травкой зеленой, украсит цветами ароматными, а птички наполнят рощи, леса своим голосистым пением.

– Какие же весенние месяцы вы знаете? (Ответы детей.)

– Какие вы знаете народные праздники МАРТА?

  • На 14 марта приходится Евдокия.
  • 22 марта – Сорок Святых. В этот день женщины выпекают 40 «жаворонков» или «голубков».
  • 30 марта – Теплый Алексей. Этот день считается весенним.

– А какие весенние праздники будем отмечать в апреле?

  • 7 апреля – Благовещение
  • На 13 апреля 2014 года – приходится праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  • 20 апреля 2014 года – Пасха

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

3. Постановка учебной задачи(чего мы еще не знаем?)(подводящий к теме диалог)

– Прослушивание песни: «Пасхальная песня» в исполнении Е.Гончаровой.

– Как вы думаете о каком празднике сегодня пойдет речь? (О Пасхе.)

– Тема урока «Пасха» (слайд 2)

– Что вы знаете об этом празднике?

– Как вы думаете, все ли знаете об этом празднике?

– Что ещё интересно вам узнать?

– Какие задачи поставим на уроке?

– Узнать о традициях праздника

– Как празднуется этот праздник. (Вопросы фиксируются на доске)

– А так же на уроке вы узнаете, что воскресенье не только день недели.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

4. «Открытие нового знания»

– А начнем работу с последней задачи на уроке.

– Учитель: «История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Знакомое вам слово «воскресенье» связно именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень «кресс» означает «Жить», «сиять», «сверкать». Воскресение – день возобновления жизни.» (слайд № 3)

работа по учебнику (Воскресение Христа)

– читают дети, сложные моменты читает учитель(идет работа по содержанию части)

– Физпауза: Прослушивание песни : «К прекрасно все то , что твое…»

Православное детское пение.

Продолжаем работу. Чем вы сейчас занимались, что делали? Возвращаемся к теме урока.

Учитель: «В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – ПАСХА ХРИСТОВА («пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление».»

– Каковы традиции празднования данного праздника?

– Работа по учебнику (анализ содержания с выписыванием основных традиций, символов в тетрадь и на доску. (слайд №4,5)

– Богослужение (служба в церкви).

– Пасхальная ночь, крест, свечи

– Пасхальный гимн (слайд№6,7)

– Чтение учителем стихотворения А Майкова.

– Свои впечатления о прослушанном.

– Христосование (слайд № 9)

– Пасхальное яйцо(почему яйца красят красным цветом?) (слайд №8)

«– Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.

Этого не может быть, – усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

И в тот же миг куриное яйцо – скромное подношение императору – стало ярко – красным…

В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко– жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.»

– Кулич, пасха (слайд №10)

– Колокольня (звучит колокольный звон)

Регулятивные УДД: Умение работать по плану, оценивать свою работу и работу товарищей

Познавательные УУД: умения пользоваться различными источниками информации

5.Применение полученных знаний

Задание: распредели слова в три группы. ( слайд № 11)

Крашенные яйца, свеча, христосование, кулич, икона, крестный ход, пасха, церковная служба.

Конспект урока по ОПК по теме «Пасха».

Модуль: «Основы православной культуры»

Цель: развивать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о празднике «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

Задачи урока: знакомство с историей возникновения праздника; формирование духовно-нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями; воспитание любви и уважения к культурному наследию России.

Познавательные УУД: сформировать умение выделять нужную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности.

Личностные УУД: помочь осознать учащимся смысл обычаев и традиций, связанных с праздником Пасха; познакомить с празднованием Пасхи на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо , жёны-мироносицы.

Оборудование и инструментарий: учебник, тетрадь обучающихся по предмету, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха. Воскресение Христа», аудиозаписи Гимна Пасхи «Христос воскресе», колокольный звон.

1. Организационный момент.

Начать наш урок мне хотелось бы словами грузинского и российского педагога и психолога Шалвы Амонашвили: «Кто улыбкою жизнь встречает, кто с улыбкой детей пеленает. Кто с улыбкой проблемы решает, чья улыбка, как луч мудреца. Тот, как солнце, всё согревает, тот улыбкою зло побеждает. Тот великую тайну знает! Суть улыбки — радость Творца». (слайд 1)

Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

— Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Когда человек улыбается?» (Когда он счастлив, у него прекрасное настроение, он хочет понравиться окружающим и др.)

— Отгадайте загадку, ведь речь в ней пойдёт о дне, способном несомненно вызвать улыбку на ваших лицах: (слайд 2)

День рожденья, юбилей,

Новый год и новоселье,

Торжество, когда вокруг

Царит радость и веселье.

— Это праздник. (слайд 3)

— Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (радость, торт, торжество, наряды, песни, хлопушка, подарок, сюрприз, поздравления и др.)

— Какие виды праздников вам известны? (Государственные, в том числе профессиональные и связанные с памятными датами в истории России; семейные и церковные) Приведите примеры праздников каждой группы. (Ответы детей) (слайд 4)

— В поле нашего исследования будет церковный праздник, его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках.

1. Это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня».

П омилуй (слайд 5)

2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют …

3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

С вятые (слайд 7)

4. Человек, который принял учение Иисуса Христа.

Х ристианин (слайд 8)

5. Ученик Христа, распространитель его учения, буквально, посланник.

А постол (слайд 9)

— Какое слово у вас получилось?

Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать?

— Определите тему и цель нашего урока: узнать, что такое Пасха, что воскресенье не только день недели, как празднуют Пасху.

3. Изучение нового материала.

Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, учреждённый апостолами, его ещё называют «праздник праздников» и «торжеством из торжеств». Дата православной Пасхи устанавливается по движению луны. Согласно древнему правилу, она празднуется в первое воскресенье по первом весеннем полнолунии (после 21 марта – дня весеннего равноденствия) и обязательно после иудейской Пасхи. Таким образом, Пасха отмечается в разные даты в один из 35 дней – с 4 апреля по 8 мая по новому стилю (по григорианскому календарю).

— Обратимся к Евангелию, вспомним, что история Иисуса Христа не заканчивается его казнью, ибо он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь, поэтому после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Первыми о Воскресении Христа узнали жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от входа в пещеру. Войдя внутрь, они увидели ангела, сидящего у гроба.

Этот момент запечатлел на своей картине « Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» художник эпохи Возрождения Аннибале Каррачи . (слайд 11)

Ангел возвестил Марии Магдалине и жёнам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом».

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел.

И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» – и Воскрес!

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

— Просмотр видео «Воскресение Христово».

Воскресение для христиан означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.

В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе (слайд 12), например, 4 времени года последовательно сменяют друг друга. Деревья возрождаются во всей своей красоте весной, которой были лишены зимой; поля снова одеваются зеленью, семена, истлевшие в недрах земли, прорастают, и прорастают, не иначе как истлев. «Весна есть образ и знамение Воскресения мертвых. Что происходит во время весны, то будет и в Воскресение мертвых, как видим в Святом Писании и веруем. Во время весны вся земля обновляется, так во время Воскресения все обновится, по неложному обещанию Божию: «Се, творю всё новое», глаголет Господь (Апок. 21, 5). «Я творю новое небо и новую землю» (Ис. 65, 17), «Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13). Во время весны всё творение, как видим, оживает; так в Воскресение мертвых все человеческое естество, оживет. Во время весны всякая трава и злаки исходят из недр земли и являются в своем виде; так в последний день умершие люди выйдут из гробов, и явится каждый в своем образе» (Святитель Тихон Задонский).

Попробуйте и вы привести примеры воскрешения в природе, (ответы детей).

— Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? Данное слово связано с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает «огонь, жить, ободрять, сверкать, сиять, искриться» (слайд 13). Воскресение – день возобновления жизни (восстание из мёртвых, оживотворение).

Читать еще:  Пасха в марте в каком году

— А знаете ли вы, как православные поздравляют друг друга на Пасху? («Христос воскресе! Воистину воскресе!») Как вы думаете, почему христиане используют именно эти слова? (Они верят, что после мученической казни на кресте, Иисус Христос воскрес, т.е. снова ожил)

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. (слайд 14) Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

— Что это обозначает в переводе на современный русский язык? Отыщите ответ на данный вопрос на странице 30 вашего учебника.

(«Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»)

Прослушивание аудиозаписей с пасхальными песнопениями.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причём и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни: они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

Гулко звуки колокольные

Улетают в твердь небес

За луга, за степи вольные,

За дремучий темный лес.

Миллиардом звуков радостных

Льет певучая волна…

Вся мгновений дивных, сладостных

Ночь пасхальная полна,

В них, в тех звуках — миг прощенья,

Злобе суетной — конец.

И любви златой венец,

В них — молитвы бесконечныя,

Гимнов дивные слова.

В них печаль и слезы вечныя

Смыты кровью Божества.

В них земли восторг таинственный

И святой восторг небес,

В них Бессмертный и Единственный

Бог воистину воскрес!

Прослушивание пасхального звона колоколов.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Зато на Пасху — пир горой! (слайды 16 – 18) На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

C уществовало поверье, что на Пасху солнышко играет, и многие старались подкараулить этот момент. Дети обращались к светилу с песенками и закличками. Давайте и мы покличем солнышко.

Сияет солнышко весеннее,

Согревая всё вокруг.

И пасхальное настроение

Приносит радость, юный друг!

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу),

Очень, очень горячи (трём ладошку о ладошку).

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

5. Углубление знаний по изученной теме.

— Почему, по-вашему мнению на Пасху принято дарить яйцо? Откуда появилась эта традиция?

Поздравляя друг друга: «Христос воскресе!» — верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот связан с именем Марии Магдалины. По преданию, после воскресения Иисуса Христа Мария Магдалена отправилась в Рим. Представ перед императором Тиберием, она воскликнула: «Христос воскресе!» — и поднесла ему в дар белое яйцо. (слайд 19)

Император усомнился в этом: — В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. (слайд 20)

Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоники, сохранился рукописный гречес кий устав X века. В нём помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

— Какие блюда являются главными на пасхальном столе в разных странах? (слайды 21 — 28)

В Греции пекут специальный хлеб «цуреки», а вечером Великой субботы готовят магирицу – сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью. В Польше едят «мазурки» — песочное печенье с ореховыми и фруктовыми начинками. В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак», а немцы готовят пасхальные пироги в форме ягнёнка. В Страстную пятницу британцы едят булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, солёный пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и коломба – высокий суховатый пирог в форме голубя. Кроме того, в некоторых регионах пекут пирог «Паскуалино», слоеный пирог, по количеству слоев которого в старину судили о благосостоянии семьи. В идеале в этом пироге должно быть 33 слоя, согласно возрасту Христа.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространён обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети, проснувшись, отправляются на поиски «норы» пасхального кролика с множеством ярких и пёстрых яиц. Во Франции от детей прячут шоколадные яйца.

— Как и любой большой праздник Пасха сопровождалась играми и развлечениями. Я предлагаю поработать вам в группах (по рядам), отыскать понравившуюся вам игру или развлечение на предложенном каждой группе Интернет-сайте и научить в неё играть одноклассников.

6. Итог урока. (слайд 29)

— Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

— Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

— Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

— Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?

— В чем состоит христианский пост?

7. Рефлексия. (слайд 30)

У каждого из вас на столе лежит пасхальное яйцо, опустите его в корзину в соответствии со своей работой на уроке.

1 корзина – было увлекательно и познавательно, я нравственно и духовно обогатился.

2 корзина – было интересно, но некоторые моменты урока требуют дополнительного обдумывания и разъяснения.

3 корзина – не извлёк из урока ничего полезного, урок не произвёл на меня должного впечатления.

1) Мини-исследование по теме: «Жёны-мироносицы в искусстве».

2) Сообщение о различных видах росписи пасхальных яиц (крашенки, писанки, крапанки, дряпанки) с демонстрацией образцов.

3) Устный рассказ по репродукции картины Б. Кустодиева «Христосование» (с. 30 учебника).

Урок 8 курса «Основы Православной культуры». ПАСХА

Урок 8 курса «Основы Православной культуры».

Вы узнаете:

— Что воскресенье не только день недели

— Что такое Пасха

— Как празднуют Пасху

История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни.

Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.

Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа.

Имя Иисус значит «Бог спасает». Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.

Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.

Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все последующие века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего мира». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека – это следствие его греха. Христос же, в Котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.

Для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.

В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например — гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него вольной бабочкой.

РУССКАЯ ПАСХА

В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток – 21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние – самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом — так и Пасха Христова наполняет своим светом души.

ВРЕЗКА. Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля!

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

ВОПРОСЫ и задания:

1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector