1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Царь и пророк

Святой пророк Давид — день памяти 13.01 н.ст.(31.12 ст.ст.)

Прославился Давид не только своим бесстрашием, героическими подвигами, тем, что был самым любимым царем, но и талантом поэта, музыканта и певца. Он сложил много хвалебных песен — псалмов, которые пел, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте — псалтири. Этот струнный инструмент был похож на арфу или лиру с 10-12 струнами.
Благодатью Святого Духа святой пророк Давид составил Псалтирь. В песнях-молитвах Давид обращался к Богу. Как пророк святой царь Давид явлен в третьей части Псалтири, где содержатся подробные предсказания о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, Спасителя, о Его страданиях, Воскресении из мертвых, Вознесении, а также о Пресвятой Деве Марии — Матери Божией. Сейчас в Псалтири 150 псалмов. Большая часть из них принадлежит Давиду, некоторые написаны Соломоном и другими историческими лицами Ветхого Завета. Псалмы широко используются в Богослужении и личной молитве верующих.
Святой Василий Великий говорит: «Никакие другие книги так Бога не славят, как Псалтирь»—и называет ее общей врачебницей душ. А блаженный Августин пишет, что «пение псалмов души украшает, Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно есть милостыням святым». В древних монастырях был обычай выучивать всю Псалтирь наизусть. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы.
На славянский язык Псалтирь была переведена св.Кириллом и Мефодием в Х веке.
В старости святой пророк царь Давид приказал провозгласить и помазать в преемники себе своего сына Соломона, о котором клялся Вирсавии, что он будет царствовать после него. Передав Соломону материалы, приготовленные для строительства храма и самый план, он завещал приближенным содействовать построению храма. Затем, призвав Божие благословение на весь народ иудейский и прославив Господа за все милости Его, святой царь и пророк Давид мирно почил около 1048 года до Рождества Христова и погребен был в Иерусалиме. Могила царя Давида находится на Сионской горе, рядом с Сионской горницей, в которой Господь Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками.

В стихире дня, на «Господи воззвах» о пророке Давиде поется: «Богоотца вси восхвалим Давида царя, из него бо пройде жезл дева, И из нея возсия цвет Христос, и Адама со Евою от тли воззва, яко благоутробен».

По иконописному канону, пророк Давид — «среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда — хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) — паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 — Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 — монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 — там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 — Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 — монастырь Дафни, около 1100 г.) [13]. Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается, — иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»

Память пророка Давида Православная Церковь отмечает в Неделю по Рождестве Христовом, вместе с св.праведным Иосифом Обручником и св.апостолом Иаковом, братом Господним по плоти.

Тропарь, глас 2-й:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Цари и пророки 1 сезон, 1-9 серия

Эта история американского сериала «Цари и пророки» произошла за 1000 лет до рождества Христова, когда первый царь Израиля — Саул защищал свою нацию от нападения дикарей Палестины. Сколько же тогда было перебито мужчин, убивали друг друга, как на бойне. Перед палестинской угрозой Саулу удалось объединить колено Израиля. Но он даже не мог подумать, что огромнейшей угрозой для него станет никому неизвестный пастух Давид. В это время Давид спит и видит кошмарный сон: как-будто страшный зверь разрывает его овец. Когда проснулся, сон оказался явью, большинство овец были растерзаны. Им нужно срочно убить льва, если не будут платить подати, их забьют плетьми до смерти. Давид хочет пойти к сборщикам подати и объяснить всю ситуацию. Армия Саула, после очередной битвы, возвращается домой в Гиво — столицу Израиля. Царь отдает дочь Мераф замуж за сына Эйтена из колена Иудини и если это случится — 12 колен Израиля объединятся. Давид с Иовом хорошо выпили перед тем, как появиться перед сборщиком подати. И вот он пытается объяснить, что они не смогут заплатить налог, но сборщик даже слушать не захотел и приказал всыпать парню плетей. Эту экзекуцию остановила Мелхола — младшая дочь Саула. Как же он заплатит, если овец съел лев? Давид просит: чтоб вместо плетей ему разрешили убить льва и если получится, простят долги им и его соседям. Царица Ахиноам дала согласие, но если Давид погибнет, то это станет его наказанием. По обычаю, за три дня до свадьбы, отец жениха доставил выкуп за невесту: 100 слитков золота, бочки с лучшим вином и маслом, а так же шелка Востока. Саул рассматривает все сокровища и в самом деле они прекрасны, но на земле нет невесты, способной сравниться с красотой его дочери Мераф. Но Эйтен может предложить то, что дороже этой роскоши — союз 12 колен Израилевых, вместе они станут светом среди народов. На что тот ответил: чтобы Саул просил благословения у пророка на этот брак. Царь едет к пророку Самуилу. Бог доволен победой Саула над палестинами, но есть еще один враг, причинивший им много зла — это амаликитяне. Царь должен полностью истребить их род, от мала до велика. Эллахим повелел, чтобы Саул сделал это до свадьбы дочери. Царица просит супруга выдать сначала замуж дочь, а амаликитяне подождут. Но Господь велел напасть сейчас. Господь или пророк Самуил? Он — завистливый старик, пытается вернуть былое влияние, отправляя Саула на ненужную войну. Льву дали имя — Смертная тень, Давид должен убить льва не ради славы, а просто должен. Бронза бесполезна против железа палестинцев и сыновья предлагают Саулу: что Эйтен продает оружие другим народам Востока, может обмануть палестинцев и самим его купить. Эйтен никогда не согласится, чтобы достать для них оружия. Матвей — его сын согласился привезти Саулу один караван оружия, это последний выкуп за Мераф. Давид с другом делают приманку для льва, в виде овцы, а когда тот появится, он выпустит камень из пращи. Ночью лев напал на Иова и потащил, но парень всадил в него нож и лев удрал. Так как друг был ранен, Давид отправляет его домой; он сам справится со львом и это ему удастся. Матвея убьют, когда он придет покупать оружие. Его тело привяжут к лошади и отправят к Саулу. Царь со своим войском нападает на караван амаликитян, не пощадили никого: ни женщин, ни детей. Саул лично убил царицу и ребенка, а царя Агата взяли в плен. Давид приволок льва во дворец к ногам царицы, тем самым сняв долг со своей семьи. Ахиноам берет Давида на работу во дворец, он будет играть на лире для царя. Мераф была в безутешном горе, когда узнала о смерти Матвея. Между Самуилом и Саулом произошел неприятный разговор. Саул поклоняется Богу, который не убивает женщин и детей. Ответ пророка был краток: Бог создал его по своему подобию.

Читать еще:  Что делают люди на пасху

Если вы проявили интерес к этой истории, то милости просим к нам на сайт, посмотреть онлайн сериал Цари и пророки 1 сезон все серии с русской озвучкой Baibako в отличном качестве. Желаем вам насладиться увиденным.

Царь и пророк

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 588 533
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 464

Бог вывел Авраама из среды язычников и повелел поселиться в Ханаанской земле для того, чтобы излить над всеми народами наилучшие дары Неба. «Я произведу от тебя великий народ, — сказал Он, — и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Авраам удостоился величайшей чести — стать отцом народа, которому на протяжении целых столетий предстояло быть стражем и хранителем истины Божьей на земле, народа, в котором, по пришествии обетованного Мессии, получат благословение все племена земные.

Люди почти утратили познание об истинном Боге. Их разум был затуманен идолопоклонством. Божественные установления. которые «святы и праведны и добры» (Рим. 7:12). люди попытались заменить своими учениями, отвечавшими жестоким и эгоистичным стремлениям их душ. Однако Господь в Своем милосердии не уничтожил людей. Он желал с помощью Своей церкви дать им возможность познать Его. Он желал, чтобы Его народ жил по принципам, которые служат восстановлению в человеке образа Божьего.

Закон Божий должен быть возвеличен, Его власть упрочена, и эта величайшая и благородная миссия была возложена на дом Израиля. Бог выделил иудеев, чтобы возложить на них это священное поручение. Он сделал их хранителями Своего закона и желал, чтобы они сберегали для людей познание о Боге.

Таким образом, в мире, объятом тьмой, должен был засиять небесный свет, и все народы должны были услышать голос, призывающий их оставить идолопоклонство и начать служить живому Богу.

«… Силою великою и рукою крепкою» Бог вывел Свой народ из Египетской земли (Исх. 32:11). Он «послал Моисея, раба Своего, Аарона, которого избрал. Они показали между ними слова знамений Его и чудеса Его в земле Хамовой». «Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше» (Пс. 104:26,27; 105:9). Он освободил их от рабства и направил в прекрасную землю — землю, которую в Своем провидении приготовил для них как убежище от врагов. Он желал приблизить их к Себе и принять в Свои вечные объятия, и в ответ на эту доброту и милость они должны были возвеличить и прославить Его имя по всей земле. «Ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего. Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих: так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:9-12). Таким путем Он приблизил израильский народ к Себе, чтобы тот мог жить под сенью Всевышнего. Чудесным образом сохраненные от опасностей во время скитаний по пустыне, они в конце концов обосновались в обетованной земле как избранный народ.

На символическом языке притчи Исаия с трогательным воодушевлением говорит об истории призвания Израиля, о том, как Иегова готовил этот народ быть представителем Его в этом мире, и успех должен был сопутствовать всякому доброму делу израильтян.

«Воспою Возлюбленному Моему песнь Возлюбленного Моего о винограднике Его. У Возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды» (Ис. 5:1, 2).

Через Свой избранный народ Бог желал излить благословение на все человечество. «Виноградник Господа Саваофа, — говорит пророк, — есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его» (Ис. 5:7).

Этому народу были доверены истины Божьи. Он был награжден уставами Его закона, вечными принципами истины, справедливости и чистоты. Повиновение этим принципам должно было стать для него защитой. Только это могло спасти его от пагубного влияния греховных обычаев мира. Подобно башне в винограднике Бог поместил среди земли Своей святой храм.

Их учителем был Христос. Он был с ними в пустыне. Ему предстояло и дальше оставаться их учителем и наставником. В скинии и во храме Его слава покоилась во Святом святых над престолом благодати. Для их же блага Он постоянно изливал над ними Свою любовь и терпение.

Через Моисея Господь открыл израильтянам Свой замысел, объяснил условия их благополучия. «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, — сказал он, — тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».

«Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его. И Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его, и что Он поставит тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии, и что ты будешь святым народом у Господа, Бога твоего, как Он говорил» (Втор. 7:6, 26:17-19).

Дети Израиля должны были занять всю территорию, определенную для них Богом. Народы, отвергнувшие служение и поклонение истинному Богу, лишались права владения. Господь хотел, чтобы, открыв Его сущность через народ Израиля, люди приблизились к Нему. Благую весть предстояло услышать всему миру. Посредством служения жертвоприношений Христос должен был быть возвышен перед всеми народами, чтобы каждый, взирающий на Него, имел жизнь. Все, подобно Рааве Хананеянке, Руфи Моавитянке, оставившим идолопоклонство и начавшим служить истинному Богу, должны были соединиться с Его избранным народом. Умножаясь, Израиль расширял бы свои границы, пока его царство не охватило бы всю землю.

Но древний Израиль не выполнил замысла Божьего. Господь сказал: «Я насадил тебя как благодатную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?». «Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод». «И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем. И оставлю его в запустении; не будут ни обрезывать, ни вскапывать его; и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя… И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль» (Иер. 2:21; Ос. 10:1; Ис.5:3-7).

Читать еще:  Скачать книгу красная пасха

Через Моисея Господь указал Своему народу на последствия неверности. Отказываясь хранить Его завет, израильтяне удалились от Источника жизни и потеряли Его благословения. Временами они внимали Его предостережениям, и тогда обильные благословения изливались на иудейский народ и через них — на окружающие народы. Но большей частью люди забывали Бога и свое высочайшее призвание быть Его избранниками. Они не служили Ему, как Он требовал от них, и лишили таким образом ближних своих духовного руководства и святого примера. Они намеревались присвоить плоды виноградника, хранителями которого были наставлены. Завистливых израильтян даже язычники стали презирать. Вес это привело к тому, что Господь и законы Его царства предстали перед языческим миром в ложном свете.

Бог по-отечески обращался со Своим народом. Он взывал к нему. посылая Свои милости, которые тот отвергал. Терпеливо Он указывал на грехи людей, снисходительно ожидая их раскаяния. К детям Израиля были посланы пророки и вестники. напоминавшие о требованиях Божьих к виноградарям, но вместо того чтобы принять этих людей, наделенных духовной силой и знанием, они обращались с ними как со своими врагами. Они притесняли их и убивали. Бог посылал других вестников, но и тех ожидала та же участь, а ненависть виноградарей все разгоралась.

Царь и пророк

  • Пасхальное начало утрени (аудио)
  • Стихиры Пасхи (аудио)
  • Канон Пасхи. Песнь 1 (аудио)

Казалось бы, какое нам дело до чужих царей? Мы и своих-то вряд ли назовём поимённо. Но израильский царь Давид сыграл в мировой истории и личной судьбе каждого христианина очень важную роль. Достаточно сказать, что его потомком был Иисус Христос и что стихотворные молитвы, написанные им, читаются в каждом нашем храме ежедневно. Кроме того, Давид – из тех немногочисленных в мировой истории правителей, к которым с полным основанием можно отнести эпитет «гениальный».

В 1005 году до нашей эры в Израиле у Иессеи, старейшины города Вифлеема, родился восьмой ребёнок. Мальчику дали имя Давид. Подростком он пас овец в окрестностях Вифлеема, бродил по каменистым склонам, пел и подыгрывал себе на псалтыри (гусли). Он воспевал Бога, славил его в своих псалмах. Вот почему в православной традиции святого царя и пророка Давида называют псалмопевцем.

В это время Израилем правил Саул, человек мрачный и жестокий. На него часто нападали тоска и уныние, и придворные, желая развлечь царя, рассказали ему о прекрасно поющем юном пастухе. Саул приказал привести Давида во дворец и назначил придворным музыкантом. Когда Саул слышал звуки духовных мелодий, исполняемых юношей, ему становилось лучше, «злой дух» отступал от него.

В год, когда Давиду исполнилось 18 лет, на Израиль напали филистимляне. На поле, где должна была состояться битва, юноша принёс еду своим братьям-воинам. Перед боем по древнему обычаю великан-филистимлянин Голиаф вызвал сразиться один на один любого из израильтян. Безоружный Давид бесстрашно принял вызов врага. Он так метко и с такой силой метнул в Голиафа камень, что тот упал замертво. Саул, оценив подвиг юноши, сделал его тысяченачальником.

Обладающий врождённым благоразумием, Давид мудро руководил вверенным ему войском, и слава о его победе над филистимлянами мгновенно облетела весь Израиль. Саул счёл молодого военачальника достойным руки своей дочери Мелхолы. Он выдал её замуж за Давида, но очень скоро перестал доверять мужу дочери и возненавидел его. Ненависть Саула вызвали искренняя любовь народа к победителю филистимлян и знание того, что Давид – будущий царь Израиля. Саулу было известно пророчество: за совершённые грехи ему скоро придётся отдать трон, и, продолжая царствовать вопреки Божией воле, он начал преследовать Давида. И хотя дважды будущему царю Израиля предоставлялась возможность убить Саула, он ни разу ею не воспользовался, потому что не мог лишить жизни помазанника Божьего.

Давид бежал от царского гнева в Иудейскую пустыню и долгое время скрывался в Адолламской пещере недалеко от Мёртвого моря. Со временем возле него поселилось множество притесняемых и недовольных израильтян. Возглавив своих сторонников, Давид попросил покровительства и убежища у недавнего врага – Анхуса, одного из филистимлянских царей, который отдал Давиду пограничный город в пустыне Негев. Отряды Давида, чтобы как-то прокормиться, грабили проходившие мимо иноземные караваны и часть добычи отдавали филистимлянам в обмен на покровительство. Удивительно, но Библия доносит до нас и эти сведения. Они никак не красят будущего великого царя. Но царь Давид потому и зовётся великим, что не только признал все свои прегрешения, но и глубоко в них раскаялся.

Тем временем филистимляне захватили одну из областей Израиля – Иудею. Воспользовавшись безвластием, Давид со своим отрядом вошёл в иудейский город Хеврон и был избран его царём. Иудея фактически отделилась от Израиля. 6 лет и 6 месяцев Давид был на иудейском троне. Между двумя государствами разгорелась междоусобная война. Победителем в ней вышел Давид. По решению израильских старейшин он был избран царём Израиля. Филистимляне, которые считали нового израильского царя своим ставленником, вручили ему Ковчег Завета, в котором хранились каменные скрижали с десятью заповедями, полученные Моисеем от Бога. Ковчег хранился у филистимлян – они захватили его в ходе войны с израильтянами.

Первое, что сделал Давид, став царём объединённого Израиля, – объявил войну иевусеям, жившим в Иудейских горах. На одной из них – горе Сион – ими была основана небольшая крепость под названием Иерусалим. Победив иевусеев, Давид перенёс в Иерусалим столицу израильского государства. В скинии (походном храме) на горе Сион он поместил Ковчег Завета, что сделало Иерусалим духовным иудейским центром. Молодой царь Израиля так любил Бога, его переполняло такое ликование от осознания Его присутствия в душе, что он продолжал, как в юности, сочинять псалмы во славу Господа, вознося хвалы Создателю радостно и весело.

Для Ковчега Завета он задумал строить Храм. Но Бог через пророка Нафана передал ему, что из-за множества грехов, из-за пролитой в войнах крови строить первый в истории человечества Храм Единого Бога ему не придётся. Эту миссию Господь возложил на младшего сына царя Давида – Соломона, которому постаревший Давид впоследствии передал израильский трон.

Царь Давид был пророком – тем, кому Господь открывает Своё тайное знание. Он ещё при жизни знал, что из его рода произойдёт Мессия. Об этом Давиду сообщил пророк Нафан. Давид не возносился этим знанием, он был кроток перед словом Божиим, если даже оно и шло наперекор его земным интересам. Все древние владыки считали себя земными богами, Давид всегда знал, что он всего лишь человек и послушен воле Бога. Но однажды человеческое начало победило в нём – Давид полюбил красавицу Вирсавию, супругу Урии, одного из самых верных слуг Давида. Желание видеть Вирсавию рядом с собой было настолько сильным, что всевластный владыка послал Урию на войну с аммонитянами, и тот погиб в сражении. Вирсавия стала царицей.

Господь, избрав Давида совсем для другой миссии, решил наказать его. Через какое-то время Израильское царство постигли смуты, была обесчещена дочь Давида, сыновья пошли войной друг на друга и на отца. Но видя, как искренне Давид раскаивается в своём грехе, Господь простил его. Он простил Давиду и брак с Вирсавией, от которой родился Соломон, будущий преемник Давида на израильском троне. А искренняя покаянная молитва, с которой Давид обращался к Богу, теперь произносится в православных храмах ежедневно во время литургии – это 50-й псалом.

Уже после смерти Давида царь Соломон выстроил великолепный иерусалимский Храм, который принято называть Первым. Тем не менее именно Давид всё подготовил для его строительства – проект, средства, строительные материалы, а также определил место, где он должен находиться. Так началась история Иерусалима как города, которому суждено было стать священным для многих народов, местом пребывания Господа. Давид завоевал большинство окрестных народов и расширил границы Израильского царства до максимальных за всё время существования его границ (современный Израиль гораздо меньше того государства, которое создал Давид). Он провёл успешные административные, военные и экономические реформы. Народ уважал и любил своего правителя. Царь Давид правил Израилем четыре десятилетия и умер, когда ему было 70 лет. Он похоронен в Иерусалиме, на горе Сион.

Читать еще:  Праздник после пасхи через неделю

50-й псалом царя Давида

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоём и чист в суде Твоём. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушённые. Отврати лицо Твоё от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

ЦАРИ И ПРОРОКИ

В городе Рамафаим-Цофим жил человек по имени Елкана из колена Левия, имевший двух жён — Анну и Феннану. У Феннаны были дети, а у Анны — нет. Анна сильно огорчалась, что Господь лишил её этой радости. Однажды она поехала вместе с мужем в Силом, где со времён Иисуса Навина стояла скиния Господня. Анна встала перед скинией и стала молиться Богу. Она говорила: «Господи Всемогущий! Если ты вспомнишь обо мне и не забудешь рабы Твоей, и дашь мне сына, то я отдам его Тебе, Господи, в дар на все дни его жизни». Первосвященником тогда был старец Илий. Он увидел печаль Анны и сказал ей: «Иди с миром, женщина! Бог Израилев исполнит твоё прошение».

И в самом деле, вскоре после возвращения в Рамафаим-Цофим Анна родила сына и нарекла его Самуилом. Она сказала мужу: «Когда младенец будет отнят от груди и подрастёт, я отвезу его в Силом и оставлю там навсегда, ибо дала я клятву Господу, что этого ребёнка рожу для Него». Елкана отвечал ей: «Делай, как тебе угодно». Когда Самуил подрос, Анна отвела его в Силом к Илию и сказала: «О господин мой! Этого ребёнка я просила у Господа и теперь отдаю его Ему на все дни его жизни». Она оставила Самуила в Силоме, в доме Илии, а сама вместе с Елканой вернулась в свой город. Господь после этого не забыл Анну: она родила Елкану ещё трёх сыновей и двух дочерей, и те уже остались в её доме.

Самуил стал жить у Илии, во всём помогая ему. Сыновья Илии, Офни и Финеес, были люди негодные и не исполняли долга священников по отношению к народу. Когда кто-нибудь из евреев приводил в скинию овцу или козу для того, чтобы принести её в жертву Господу, то они во время варения мяса приходили с вилкой в руке, выхватывали из котла лучшие куски и ели их. Иногда, прежде чем успевали воскурить жертву Господу, являлся их слуга и требовал у того человека, что привёл жертвенное животное: «Дай мяса на жаркое священнику!» Если тот возражал: «Сначала вознесите жертву Господу, как положено, а потом берите себе остальное», то слуга сердился и говорил: «Лучше дай теперь, а то возьму силой!» Бог был за это в большом гневе на сыновей Илии и не помогал евреям в их борьбе с филистимлянами. И не являлся Господь к святым людям и не посылал к народу Своему пророков как раньше.

А юный Самуил с каждым годом пользовался всё большей любовью Господа и людей. Однажды вечером, когда Илий и Самуил лежали в скинии, Господь позвал Самуила: «Самуил! Самуил!» Самуил подумал, что это Илий зовёт его, и, подбежав к первосвященнику, сказал: «Вот я! Зачем ты звал меня?» Илий отвечал: «Я не звал тебя; пойди назад и ложись». Он пошёл и лёг. Но Господь в другой раз позвал Самуила: «Самуил! Самуил!» Он встал и опять пришёл к Илию и сказал: «Вот я! Ты звал меня?» Тот возразил: «Да нет же, ты мне не нужен. Иди и спи спокойно, сын мой!» Самуил вернулся на своё место, но Господь в третий раз окликнул его, и он опять пришёл к Илию, поскольку никак не мог взять в толк, кто ещё может звать его в скинии. Но Илий понял, что это Бог зовёт Самуила, и сказал: «Пойди назад и ложись, и когда Зовущий обратится к тебе, ты скажи: „Говори, Господи, слышит Тебя раб Твой!“». Самуил пошёл и лёг на своё место. Господь пришёл в четвёртый раз и окликнул его как прежде. Самуил отвечал: «Говори, Господи, ибо слышит Тебя раб Твой». И сказал Бог Самуилу: «Передай слово Моё Илию: „Я сделаю дело в Израиле, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием то, что давно надлежало сделать за его нерадение: накажу его дом навеки, ибо он знал, как нечестиво поступают его сыновья, знал, но не остановил их! И потому вот что Я сделаю с сыновьями его, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день, и не будет в доме Илия старца во все грядущие дни. И не загладится вина Илиева дома вовек ни жертвами, ни хлебными приношениями“».

Утром Илий позвал мальчика к себе и спросил: «О чём Господь говорил с тобой? Не скрывай от меня этого, ибо я должен всё знать». Самуил объявил Илию всё, что слышал, и ничего не скрыл от него. Илий склонил голову и ответил: «Господь велик! Что бы он ни сделал со мной, всё будет справедливо». С тех пор Бог стал являться Самуилу и возвещать через него Свою волю. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоился быть пророком Господним, и слушался его.

Вскоре началась новая война между евреями и филистимлянами. Филистимляне взяли верх над евреями при Афеке, перебив у них четыре тысячи человек. Тогда старейшины Израилевы решили: «Возьмём из Силома Ковчег Завета Господа. Он пойдёт среди нас и поможет одолеть наших врагов». Старейшины послали за ковчегом в Силом и принесли его оттуда. При нём были два сына Илиевы, Офни и Финеес. Вскоре началась жестокая битва, и опять филистимляне победили евреев, перебив у них тридцать тысяч человек. Пали и оба сына Илиевы, а Ковчег Господень был взят филистимлянами. Один человек из колена Вениаминова прибежал в Силом и сказал Илию: «Вот, израильтяне опять разбиты, сыны твои мертвы, а Ковчег Господень захвачен врагами». Услышав это, Илий упал на землю и умер. Он был в то время уже очень стар, так как прожил на земле девяносто восемь лет. Сорок из них он был судьёй Израиля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector