0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковь вознесения в сокольниках

Храм воскресения Христова в Сокольниках: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Хочешь идти в гости к прошлому – отправляйся в музей, если хочется глотка духовной атмосферы – в храм. А если и того, и другого – можно остановить выбор на храме Воскресения Христова в московских Сокольниках. Тут все перемешано в одном флаконе: история выжившей в период разрушения церквей 9-купольной постройки, называемой в народе когда-то «Кедровской», необычная ориентация алтаря под стиль всему храму, истории многочисленных образов и солистов слепого хора. Внутри словно говорит каждый камень, приглашая послушать его историю жизни.

Контакты. Как добраться

Посещение. Режим работы храма

Планируя визит в упомянутый храм, важно держать в голове, что это религиозное здание Московской городской епархии, так что будь добр, посетитель, уважай внешним видом и поведением то, что внутри происходит.

  • Правила посещения те же, что и в остальных православных храмах. Попасть внутрь утром получится только за полчаса до начала службы, то есть с понедельника по субботу в 7:30, а воскресенья и праздники – в 6:30.
  • Удалиться визитеров просят в 19:00.

Расписание богослужений храма Воскресения Христова в Сокольниках

  • 7:00, вс и праздники – ранняя литургия;
  • 8:00, пн-вс – литургия;
  • 10:00, вс и праздники – поздняя литургия;
  • 18:00, пн-вс – вечерняя служба (утреня);
  • 18:00, сб и накануне праздников – всенощное бдение.

Святыни

В храм Воскресения Христова можно идти, как на музейную экскурсию, – точно так же устанешь загибать пальцы от количества местных реликвий. Причем количество останков мучеников и святых явно преобладает над количеством выставленных икон.

  • Икона «Целительница», которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных излечений от тяжелых болезней.
  • Боголюбская икона Богоматери, снятая с Варварских ворот Москвы, где находилась при Петре I. Считается, что этот образ тоже лечит и предохраняет от болезней.
  • Иверская икона Божией Матери – список с иконы царской семьи, привезенной с горы Афон в XVII в. Называется также Вратарницей и московской покровительницей.
  • Страстная икона Божией Матери родом из XVII в., перенесенная из специально возведенного для нее Страстного монастыря. Также чудотворная и целебная.
  • Более 40 образов посвящены Богородице: тут имеются «Умягчение Злых сердец», Тихвинская, Казанская, Касперовская, Федоровская, Смоленская, «Скоропослушница», «Утоли мои печали», «Покров», «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) и прочие.
  • Разместились в храме также икона великомученика Пантелеимона с Лубянских ворот, праведного Алексия, апостолов Петра и Павла, мучеников Флора и Лавра, святителя Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи и с десяток других почитаемых церковью личностей.
  • Больше сотни частиц останков святых и мучеников хранится в храме Воскресения Христового: это мощи 40 Севастийских мучеников IV в., трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), евангелистов, великомучеников Пантелеимона, Трифона, Марины, святителей Николая и Луки Войно-Ясенецкого, Серафима Саровского, есть даже кусочек Древа Господня и много неопознанных мощей из разных монастырей.

Фото храма Воскресения Христового в Сокольниках

Древнерусский стиль постройки в сочетании с модерном и эклектикой – выглядит храм Воскресения Христового довольно современно.
Непривычно смотреть на колокола, не задирая голову вверх, – тут она расположена внизу, на крыльце.
Большие иконы украшают также фасады храма, на этом, например, изображена сцена воскресения Христа.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках — Видео

Автор интересно рассказывает о истории храма. Приятного просмотра!

Район, где расположился храм, мало напоминает Москву начала XX в., за все постройки «отдувается» религиозная 34-метровая громадина. Так и представляешь, как по ступеням крылечек поднимаются солидные (и не очень) москвички довоенных времен. Хотя у всех свои ассоциации с прошлым…

Москва. Церковь Воскресения Христова в Сокольниках.

etienne
11 января 2006

etienne
14 мая 2006

Церковь Воскресения в Сокольниках построена на средства прихожан в 1909-13 гг. по проекту архитектора П.А. Толстых. Имеет нетрадиционную для русских храмов ориентацию, связанную, по преданию, с желанием председателя строительного комитета протоиерея И. Кедрова обратить апсиду на юг, в сторону земной родины Христа. Сооружение — одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость. Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство. В боковых нефах размещены приделы иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» и Петра и Павла, в подклете — придел Рождества Христова. Замечательные иконостасы и напольные киоты из морёного дуба выполнены в духе эклектики. Примыкающая к церкви территория с оградой и домами причта занимает небольшой квартал перед главным входом в ПКиО «Сокольники».

В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку. В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона-заместительница (список 1918 г.) Боголюбской Божией Матери с Варварских ворот Китай-города, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940-1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

Построен в 1910-1913 гг. (архит. П.А. Толстых). Председателем строительного комитета был известный московский прот. Иоанн Кедров, и храм в народе именовался «Кедровской церковью». Первоначально хор храма состоял из слепых. Храм не закрывался, но в 1930-х гг. был занят обновленцами. В 1940-1970 гг. в храме проходили собрания по случаю знаменательных дат в истории Церкви, в 1945 г. — заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Воскресения Христова в Сокольниках церковь

Инициатива постройки храма в Сокольниках принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову, впоследствии погибшему в лагерях и причисленному к лику святых. Храм строился к 300-летию Дома Романовых (проект архитектора П.А. Толстых, при участии архитектора Л.И. Лазовского). Закладка состоялась 29 июня 1909 г., освящение – 22 декабря 1913 г. Храм являлся одним из крупнейших в Москве, он вмещал до 3000 молящихся. Придел во имя апостолов Петра и Павла освятили 4 января 1915 г., а второй придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – 18 октября 1915 г. В подклете 9 сентября 1916 г. освятили придел благоверного князя Александра Невского, в память о почившем настоятеле храма отце Александре Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Позднее придел переосвятили в честь Рождества Христова. Газеты сообщали, что придел «имел вид пещеры. По стенам устроены ниши, в одной из которых изображена Голгофа». Храм знаменит своим необычным расположением алтарной апсиды не традиционно – на восток, а на юг. По преданию, это была идея отца Иоанна Кедрова, чтобы направить алтари в сторону Палестины – земной родины Спасителя. В начале XX в. хор храма состоял из слепых.

Архитектура церкви выдержана в рамках неорусского стиля, но индивидуальность облика храма заслуживает особого места в истории московского модерна. Крестообразный в плане основной объем завершен стройным шатром с главкой. Углы центрального объема заполнены башенными пристройками, увенчанными четырьмя малыми главками, еще четыре такие главки поставлены на сводах, несущих центральный шатер. Кроме того, храм обстроен низкими боковыми притворами, украшен кокошниками. Звонница с пятью колоколами устроена над северной папертью. Фасады сплошь покрыты многолопастными арками и закладными крестами, барабаны украшены поливными керамическими плитками. Интерьеры простые и светлые, пространство отличает целостность и единство решения, что предоставляет возможность одним взглядом охватить иконостас и пристенные киоты из резного дуба. Алтарная апсида имеет обход, что позволило разместить иконостас полукругом вдоль ее стенки. Вокруг храма сохранилась современная его постройке ограда.

С начала 1930-х гг. в храме размещалась главная кафедра обновленческой церкви. В 1944 г. настоятель Воскресенской церкви протоиерей А.И. Расторгуев вместе с общиной верующих вернулся в Московскую Патриархию. В феврале 1945 г. здесь проходили заседания Поместного Собора, избравшего на патриарший престол Алексия I. Памятная доска об этом событии находится в северном приделе. В 1948 г. в храме праздновали 500-летие автокефалии Русской Православной Церкви.

Со времени закрытия и разорения московских храмов и часовен церковь Воскресения Христова хранит множество чудотворных и древних икон. В 1929 г. сюда перенесли одну из главных святынь Москвы – чудотворную Иверскую икону Божией Матери XVII века. Из Боголюбской часовни у Варварских ворот Китайгородской стены передали Боголюбскую икону Божией Матери, написанную в конце XIX века с древней иконы XII века, прославившейся чудесами. Сюда же передали Страстную икону Божией Матери из Страстного монастыря, Грузинскую икону Божией Матери и образ Господа Вседержителя «в червленых ризах» из Алексеевскою монастыря, образ святого Пантелеймона из Пантелеимоновской часовни у Владимирских ворот и многие другие чтимые иконы. В храме хранятся ковчежки с частицами мощей святого Пантелеймона, Сорока Севастийских мучеников и других святых. В 1960-1970-е гг. невысокую окружающую застройку уничтожили, и ее место заняли сначала пятиэтажки, а позднее современные многоэтажные дома.

Читать еще:  Подарок к пасхе

Некогда популярные у монарших особ охотничьи угодья в Сокольниках превратились сначала в парк, окружённый дачами, а затем в промышленный квартал с фабриками, заводами, домами для рабочих, и множеством, как сказали бы теперь, социально значимых объектов — больниц, богаделен и приютов. Все они строились на деньги фабрикантов и промышленников — благотворительность у торгового сословия в России всегда была в особом почёте. Одно из таких медучреждений — это Бахрушинская (Остроумовская) больница, при которой существовала больничная церковь. Больничный священник Иоанн Кедров был очень любим прихожанами. Известно, что жители Сокольников долго уговаривали отца Иоанна возвести в Сокольниках большой просторный храм. И вот в 1909 году батюшка решил исполнить пожелание своих прихожан и объявил сбор средств на новую церковь. Вот уже и место для сокольнического храма выбрали, а священник всё не решался дать добро непосредственно на строительство: смущали нехватка средств и множество других препятствий. Однажды священнику явилась Божия Матерь и повелела начать строительство. Второе явление Богородицы тоже не убедило батюшку. Лишь после третьей встречи с Царицей Небесной священник приступил к строительству.

Итак, 29 июня 1909 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, в присутствии митрополита московского Владимира (Богоявленского) заложили первый камень Воскресенского храма. Храм в Сокольниках строили по проекту архитектора П.А. Толстых на средства москвичей. Но денег, как и опасался Кедров, не хватало. Поэтому на время строительства в расположенном неподалёку кирпичном здании устроили временную Воскресенскую церковь. Однажды, когда приближался очередной день расчётов с рабочими, денег почти не осталось. И вот поздно вечером к стройплощадке подошёл бедно одетый старичок. Он попросил отца Иоанна приютить его на ночь. Священник пустил странника в свой дом, а когда утром зашёл в отведённую гостю комнату, то никого там не нашёл. Зато на столе лежал свёрток. В нём оказалось деньги — ровно столько, сколько не хватало, чтобы заплатить рабочим. Строительство закончили к 1913 году, когда в России отмечалось трёхсотлетие Дома Романовых, и 22 декабря митрополит Макарий освятил храм — как и планировалось в честь Воскресения Христова. Годом позже освятили приделы: южный — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», северный — в честь апостолов Петра и Павла. Причём известно, что строился этот придел «на средства одного гражданина, внёсшего 40 000 рублей и пожелавшего остаться неизвестным. В подклете тоже соорудили придел, посвятив его празднику Рождества Христова. Протоирей Иоанн Кедров стал первым настоятелем сокольнического храма, и вскоре церковь стала называться в народе «кедровской».

После революции Воскресенский храм не попал в список охраняемых памятников архитектуры. Первая серьёзная попытка уничтожить храм была предпринята в 1929 году. По иронии судьбы 24 декабря (накануне Рождества по старому стилю) коллектив местной психиатрической больницы на собрании принял резолюцию о ликвидации Воскресенской церкви, а также храма Тихона Задонского. На заседании медработники требовали «. Воскресенскую церковь закрыть и отдать им под клуб, храм Тихона Задонского в Сокольниках ликвидировать и устроить там детсад». Через несколько дней закрытия Кедровской церкви уже требовали местные школьники, сотрудники Сокольнического исправительного трудового дома, коллективы нескольких фабрик. Звучали предложения разместить в храме районный драмтеатр. Некоторые аргументировали необходимость ликвидации ещё более хлёсткими фразами: «означенная церковь расположена рядом с парком культуры и отдыха, где проводится массовая просветительская работа, и наличие рассадников религиозного дурмана ни в коей мере не может быть терпимо» (цитируется по книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков»). И понеслось — сокольнические домохозяйки затребовали Воскресенский храм под женский клуб, а военные — под Дом обороны. Вместе с тем, прихожане тоже не сидели сложа руки. Они направляли в Моссовет бесконечные жалобы, и чиновники, в итоге, решили пока не трогать храм. Противостояние продолжалось до 1932 года, когда Моссовет неожиданно передал участок земли вместе с Воскресенской церковью ВНИИ водоснабжения — для возведения там нового здания. Учёные начали проектные работы, но тут один секретарь Мосгорисполкома сообщил, что закрывать храм никак нельзя, поскольку он обслуживает сразу несколько общин ранее закрытых храмов. Однако вскоре церковь ожидала новая напасть: почти на 10 лет она стала «кафедрой» обновленцев. Правда, потом её настоятель А.И. Расторгуев вместе со всем приходом добровольно вернулся в московскую патриархию. А через год, в 1945-м году, в Воскресенском храме состоялся Поместный Собор, участники которого избрали патриархом Алексия I (Симанского).

Несмотря на то, что к концу 1970-х годов Воскресенский храм оказался зажат между современными жилыми многоэтажками, сама церковь — словно маленький островок старой Москвы: она обнесена аутентичной оградой, возведённой одновременно с храмом, на звоннице северной паперти сохранились небольшие колокола. Воскресенская церковь в Сокольниках по праву считается одним из лучших образцов культовой архитектуры московского модерна. Храм отличают изысканные формы и яркая индивидуальность — окраинному району подарили прекрасную архитектурную «визитную карточку», не потерявшуюся даже в современной многоэтажной застройке!

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №187, 2016 г.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках.

Построен на средства прихожан в 1909—13 по проекту архитектора Павла Александровича Толстых.

Инициатором строительства был московский протоиерей церкви во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» при Бахрушинской больнице — Иоанн Кедров. Поэтому в народе этот храм иногда называли — Кедровская церковь.

По приданию, хранящемуся в семье Кедровых, три раза Богородица являлась во сне священнику и повелевала ему начать строительство этого храма. Однако отец Иоанн не начинал в виду отсутствия денег, но после третьего раза решился на постройку. В 1907 году из Дворцового ведомства пришло разрешение на приобретение участка земли, необходимого для строительства. Был организован сбор народных пожертвований. Жертвователей оказалось так много, что собрали около 300 тысяч рублей. История сохранила память о случае, когда на этот храм один гражданин пожертвовал 40 тысяч рублей сам пожелал остаться неизвестным. Стройка была поистине народной — на народные деньги. Отцу Иоанну приснился план церкви с алтарем не на восток, как во всех православных храмах, а на юг, в сторону храма Гроба Господня в Иерусалиме. Таким образом, это единственный храм в Москве с алтарем обращенным в сторону Святой земли. И еще этот храм считается единственным образцом стиля модерн в церковной архитектуре Москвы.

Закладка храма состоялась 29 июня 1909 года и была совершена митрополитом Московским Владимиром.

На old.mos.ru выложена фотография, которая, видимо, и запечатлела этот момент:

А на этой фотографии мы уже видим само строительство, 1912 год:

Храм был освящен 22 декабря 1913 года во имя главного христианского праздника — Воскресения Христова. Левый придел — 4 января 1915 года во имя первоверховных апостолов Петра и Павла , правый — 18 октября 1915 года в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» . 9 сентября 1916 года был освящен подземный придел, сооруженный в молитвенную память о почившем старце А.К. Веденееве, погребенном в церкви у левого клироса. Ныне в подклети — придел Рождества Христова. Здесь совершается таинство Святого крещения.

Первые фотографии отстроенного храма 1914 год:

Первый Крестный ход на Пасху 1914 года:

Обязательно рассмотрите эту фотографию.
29 августа 1919 года.Общая фотография на праздновании 25-летия церковного служения отца Иоанна Кедрова. Он в центре рядом со своим близким другом Патриархом Тихоном (Белавиным). Они так и шли рука об руку, и в радости, и в горе. И по делам НКВД вместе проходили, и сохранность храма обеспечили.

А так храм выглядел в районе 1930 года:

Теперь вернемся непосредственно к архитектуре. 9-ти купольный 2-х этажный храм имеет форму креста, площадь его составляет 960 кв.м. Высота главного купола — 34 метра, боковых приделов — 22 м.

Храм— одна из интереснейших культовых построек Москвы эпохи модерна, в архитектуре которой формы неорусского стиля получили ярко индивидуальную интерпретацию.

В основе композиции церкви, поднятой на подклете, лежит конструктивная схема четырёхстолпного крестово-купольного храма. Её центральную часть венчает стройный шатровый восьмерик, по диагонали которого поставлены 4 малые главки. Широкие рукава планового креста храма завершены крупными фестончатыми закомарами, а пониженные угловые ячейки — главками на цилиндрических барабанах. Девятиглавое завершение здания подчёркивает выразительную динамику нарастающих вверх объёмов, придающих силуэту этого крупного, монументального сооружения столь свойственную модерну изысканную хрупкость.

Перед входами в церковь, с севера, востока и запада, устроены торжественные крыльца с щипцовыми завершениями (в западном крыльце в настоящее время устроена звонница). Созданию образа храма, ориентированного на образцы древнерусского зодчества, способствуют килевидные кокошники в основаниях глав, арочные перспективные порталы, оформляющие входы и высокие щелевидные окна. Интерьер — просторное, хорошо освещённое 3-нефное пространство.

Замечательные резные иконостасы выполнены из кипариса по проекту архитектора А.П. Толстых в духе эклектики. В последствии для икон сделали киоты художественной резьбы из моренного дуба, изготовили величественные паникадила в византийском стиле. Первый хор храма был составлен из слепых . Это один из последних московских храмов, построенных в дореволюционной России.

Так выглядело убранство храма на момент открытия:

Детали храма можно рассматривать бесконечно. Я даже не знаю, с какой стороны он менее красив, чем с другой. Невероятно красив и притягателен в каждой мелочи и детали:

В окружающей градостроительной среде, представленной современной многоэтажной застройкой, здание церкви является важнейшим архитектурным акцентом, особенно эффектно воспринимающимся с аллеи, ведущей от станции метро «Сокольники» к парку.

В церкви хранятся святыни: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря, икона Святого Пантелеймона из Пантелеймоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города. В 1940 — 1970-х гг. в церкви проходили торжественные собрания по случаю знаменательных дат в истории Русской церкви; в 1945 заседал Поместный собор, избравший патриарха Алексия I.

И главная святыня Храма — Икона Иверской Божией Матери :

Читать еще:  Пасха у католиков

На этом фото мы видим Патриарха Кирилла во время службы на фоне святыни:

История появления ее в Храме такова. С иконы Иверской Божией Матери, находившейся в царской семье, был сделан список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

Из личных наблюдений могу сказать, что возле иконы всегда есть небольшая очередь из 3 — 5 человек, чтоб к ней приложиться, причем это в будний день и рабочее время.

И еще немного фотографий Храма. Спасибо всем, кто фотографировал:

Над входом в Храм есть надпись:
«Азъ есмъ светъ — верьте в светъ да сынове света будете» (фото увеличивается):

Что касается внутреннего убранства, то стены и потолок изначально были белыми, а напольные иконостасы из темного дерева, тем самым вид был довольно строгий. Но мне случайно попалось интересное фото 1980 года, где отображен совершенно другой вид убранства внутри:

Под этой фотографией шел гневный текст :

«В 1950-х гг. стены, до того пустующие, были частично расписаны в сентиментально-слащавой манере. При этом в алтарном своде поместили огромный Глаз в треугольнике (Всевидящее Око), которым в свое время возмущался небезызвестный священник Сергий Желудков. К счастью, приходу хватило сознательности, и в 1990-е гг. Глаз ликвидировали. Но на представленном фото 1980-х гг. мы можем его лицезреть.«

В настоящее время Храм внутри выглядит так (фото со службы Патриарха Кирилла):

Храм имеет собственный сайт и активно духовно живет: http://www.voskresenie-sokolniki.ru/ Он ни на один день не закрывался, что кажется практически невозможным, учитывая советские времена, и количество попыток власти использовать его под светские нужды. Но его отстояли — невероятно, но факт.

В следующем году ему исполнится 100 лет. Немного по меркам церковной архитектуры. Но таких храмов не было «до» и «после» уже, понятно, не будет. Год постройки был тот самый 1913 год — наивысший год расцвета Российской Империи. Модерн во всей своей невероятной красоте. Что-то от самых корней и сказки. Что-то от исконно народного, записанного на подкорке. В общем, это последнее не по мотивам, а отражающее состояние «здесь и сейчас» 100 лет назад, при этом живое и активное. Давайте его беречь.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках. История и архитектурные особенности

Величественный храм Воскресения Христова в Сокольниках был возведен не так давно – в начале прошлого века, а точнее, в 1913 году. Разработал проект этой церкви архитектор П. Толстых. Средства собрали верующие. Председателем строительного комитета был протоиерей Иоанн Кедров. Именно этот священник стал настоятелем нового храма, а позднее был репрессирован и выселен из Москвы. Сам же храм до сих пор иногда называют «кедровским».

Архитектурные особенности

Построена церковь на подклети и имеет в плане форму креста. Высота ее от основания до вершины главного купола составляет 34 метра. Согласно модным веяниям в архитектуре начала ХХ века, возведен храм Вознесения в Сокольниках в стиле модерн, слегка вычурном, но в то же время легком и изящном. Центральная часть комплекса увенчана шатровым восьмериком, оформленным четырьмя главками. Особое очарование этому сооружению придают элементы древнерусского стиля – кокошники под главами, арочные порталы, высокие окна. Присутствуют и устремленные ввысь элементы готики. И хотя подобный стиль именуют русским модерном, архитектурное оформление храма можно смело причислить к направлению «эклектика». Венчают храм девять луковичных куполов.

Основной же архитектурной особенностью этой церкви является то, что ее алтарная часть обращена не к востоку (так как это принято в православных культовых сооружениях), а к югу. Считается, что такую ориентацию сооружения выбрал сам протоиерей Кедров, поскольку именно в этой части света находится родина Христа и место его воскресения.

Отец Иоанн Кедров

Родился отец Иоанн Кедров в 1870 году в Подмосковье. После семинарии служил в Москве в небольшом больничном храме. Отца Иоанна с полным основанием можно назвать «народным» батюшкой. Помощь своим прихожанам он оказывал очень часто. В вопросах веры же был строг, но справедлив. Зачастую после беседы с ним человек полностью менял свою жизнь.

Как был заложен храм

Церквей в начале века в Сокольниках действовало достаточно много. Однако все они были небольшими и ведомственными, то есть открывались при разного рода благотворительных обществах. Большого же храма в этом районе не было. Поэтому отцу Кедрову и пришла в голову мысль о его постройке.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках был заложен в конце сентября 1908 года. Деньги на строительство собирали местные мальчишки. Им были повешены на шею большие кружки под мелочь и выданы специальные удостоверения, подтверждающие то, что средства необходимы действительно на строительство церкви. Освящение главного престола храма состоялось в 1913 году. Другие престолы (в честь апостолов Петра и Павла, а также Боголюбской Божьей матери) были освящены в 1915-1916 гг.

Легенды о строительстве храма

До наших дней дошло несколько легенд, касающихся строительства этой церкви. Вот, к примеру, одна из них. После того как храм Воскресения Христова в Сокольниках был уже возведен, настало время расчета с рабочими. Однако денег у отца Иоанна было для этого недостаточно. И тут случилось настоящее чудо. К будущему настоятелю Воскресенской церкви зашел старый паломник. Отец Иоанн поселил его в одной из келий храма. Однако зайдя в комнату наутро, обнаружил ее пустой. На столике же лежало значительное денежное пожертвование. Средств хватило как раз для того, чтобы расплатиться с рабочими.

Храм Воскресения Христова после революции

В отличие от большинства московских церквей, Воскресенский храм не только не был разрушен после революции, но и остался действующим вплоть до наших дней. Закрыть его призывали часто – фабричные рабочие, медперсонал местной психиатрической клиники и т. д. Однако сокольнический Моссовет так и не решился лишить верующих последнего пристанища в районе.

В 1945 году в храме состоялся Поместный собор (первый, начиная с 1918 г.), на котором патриархом РПЦ был избран Алексий I. В мероприятии приняло участие 47 епископов, 87 священников и 38 мирян. Алексий I возглавлял РПЦ почти четверть века вплоть до своей кончины в 1970 году. В наше время храм включен в список сооружений, предложенных для взятия под охрану государством в столице.

Святыни храма

Храм Воскресения Христова в Сокольниках располагает святыней, широко известной за его пределами. Это старинная Иверская икона Божьей матери, с 1669 года находившаяся в Иверской часовне неподалеку от Кремля. Написана она была по заказу патриарха Никона. После революции часовню и ворота снесли. Так икона и оказалась в Сокольниках. Осталась она в храме Воскресения и после того, как часовня с воротами были восстановлены.

В церкви есть и еще одна очень почитаемая верующими святыня – икона Божьей Матери «Страстная», ранее находившаяся в Страстном монастыре.

Сегодня, как и в годы советской власти, посетить храм может любой желающий. Находится он по адресу: Сокольническая площадь, дом 6. Всем, кому небезразлична русская история, а также верующим, обязательно стоит хотя бы раз побывать в таком интересном месте, как храм в Сокольниках. Расписание богослужений: восьмичасовая Литургия (ежедневно) и вечерня в 17 часов (в среду – святителю Николаю, в четверг – святому Пантелеимону, в пятницу – Иверской Божьей Матери). По воскресениям и в праздничные дни проводятся Литургии в 6.45 и 9.30. При храме имеется воскресная школа.

Московская Вратарница

Вся сущи в вышних, но и нижних не отступая, благоизволила еси, Богомати, якоже древле Антонию даровася благословение горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей Свою благодать, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего.

Образ Иверской иконы Божией Матери издавна считается одним из самых почитаемых в России. А появился он на Руси во времена царствования Алексея Михайловича, когда, наслышанный о чудотворной Иверской иконе, именуемой Вратарница, архимандрит Московского Новоспасского монастыря и будущий патриарх Никон обратился в Иверон с просьбой даровать святыню Московскому царству. И 13/26 октября 1648 года список был доставлен в Москву.

Сначала икона пребывала на подворье Иверского монастыря, потом в Успенском соборе Кремля и в домовой церкви царицы Марии Милославской. Затем сопровождала царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск, положившем конец столетнему владычеству над городом Литвы и Речи Посполитой. А вот дальнейшая судьба списка точно не известна. Согласно одной версии, икона была передана в Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Согласно другой, икону поместили на Воскресенских вратах Китай-города, которые позднее получили название Иверских. Сначала в нише под навесом, а затем – в специально возведенной часовне. Впрочем, возможно, это был уже третий список (второй был доставлен на Валдай), сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря.

Иверская часовня

Очень скоро икона стала почитаемой. На молебны в часовне собирались десятки тысяч москвичей. Редкий купец, начиная дело, не приходил сперва поклониться Иверской иконе Божией Матери. А российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль именно через Воскресенские ворота. Специально для часовни было сделано еще несколько списков чудотворной иконы. Был заместительный список, который выставлялся, когда постоянно пребывающий образ брался для совершения крестных ходов или выставлялся в других храмах и монастырях для торжественных поклонений и молитв. Не исключено, что были и выносные копии.

Читать еще:  Пасха краткое описание праздника

В 1929 году часовня была закрыта большевиками, а спустя два года разрушена, чтобы не мешать проезду военной техники во время проведения парадов. Один из образов тогда был передан в Сокольнический храм Воскресения Христова, другой – в фонд Третьяковской галереи. Является ли один них привезенным с Афона подлинником, сейчас установить трудно.

По восстановлении Иверской часовни в 1995 году из Иверского монастыря на Афоне была прислана новая копия хранящейся там чудотворной иконы Богоматери Вратарницы. Ежедневно раз в два часа с восьми утра до восьми вечера в часовне совершаются молебны с чтением акафиста Пресвятой Богородице. Служит все московское духовенство поочередно. Этот новый образ уже прославился многими чудесами: на сайте часовни можно прочитать современные свидетельства благодатной помощи от Иверской иконы Божией Матери.

Сокольнический храм Воскресения Христова

Как уже отмечалось, один из образов Вратарницы был передан из Иверской часовни в Сокольнический храм Воскресения Христова – он был одним из немногих, которые не закрывались и после революции. Благодаря этому сюда поступали многие святыни из закрытых и уничтоженных храмов и часовен. Кроме того, примечателен такой факт, связанный с иконостасом храма. Слева от царских врат, где обычно помещалась икона Божией Матери, наиболее почитаемая в данном храме или в данной местности, мы видим изображение именно Иверской иконы. При этом иконостас был закончен в 1913 году, то есть за 16 лет до того момента, как чудотворная Иверская Московская избрала этот храм для своего пребывания.

Мать после молитвы перед образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и… увидела его

Иверская икона помещена в богатую ризу и украшена на добровольные пожертвования получивших исцеления людей. А внизу иконы в «глазке» расположена частица пелены с Гроба Господня. Каждую неделю в храме служатся молебны и акафисты чудотворной иконе. И Божия Матерь скоро откликается на просьбы молящихся.

Как рассказывают сотрудницы храма, чудеса здесь происходят постоянно. Многие пары, среди которых немало знаменитостей, смогли родить долгожданного ребеночка после десяти лет брака. Мать после молитвы перед святым образом нашла сына, пропавшего несколько месяцев назад: вышла из храма и увидела в толпе перед парком. Хотя до этого с полицией искали, и все безрезультатно. Немало происходит исцелений; по свидетельству родных и близких, даже из комы выводит невредимыми Пресвятая Дева. Не отказывает и в мелочах – например, в поисках пропавшей сережки. И каждому она по-Своему показывается.

Образ в золотой ризе потемнел от времени, но верующие видят и черты лица, и локоны, и даже движение одежды, как это было с оператором съемочной группы, приехавшей снимать фильм об Иверской иконе Богородицы.

Храм-музей святителя Николая в Толмачах

Этот храм до 1990-х годов занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения возобновились только в 1993 году. Сейчас в богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы функционирует как один из залов Третьяковской галереи, посвященных религиозному искусству. Именно сюда была передана долгое время хранившаяся в запасниках Иверская икона Божией Матери. После тщательного изучения сотрудниками галереи выяснилось, что живопись соответствует второй половине XVII века. Кроме того, икона была выносной и почитаемой. Об этом свидетельствуют приспособления для выноса и сохранившиеся внизу за полозом монетки. Икону расчистили, но оставили практически без реставрации, чтобы люди видели, что это старинный намоленный образ.

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье

В 1792 году с заместительного списка Иверской часовни был сделан еще один список для вновь отстроенного храма в честь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Десять лет этот образ пребывал в часовне, а затем был передан храму, где находился вплоть до его закрытия в 1929 году. Затем, чтобы сберечь чудотворный образ от уничтожения, приход отдал его на хранение в церковь святителя Николая в Кузнецах. Там же он остается и поныне, поскольку старинной иконе требуются особые условия содержания, а в Иверском храме до сих пор не завершена реставрация.

Накануне открытия храма краски образа вновь стали светлыми, а оклад серебристым

Сейчас в храме три образа Иверской иконы. Первый после открытия принес настоятель протоиерей Григорий Ивануса. Это был образ Вратарницы, которым его еще в юности благословила старенькая монахиня Таисия и предрекла, что он станет настоятелем храма в честь этой иконы. До времени старинная икона, потемневшая от времени, хранилась в батюшкином доме, а накануне открытия храма краски ее вновь стали светлыми, а оклад серебристым. И это не единственное чудо, связанное с Иверской иконой.

По свидетельству отца Григория, в первый же год зимой в храме отключили отопление за неуплату: не уследили по неопытности, и долг составил 12,5 млн. рублей. Служить было сложно, но вместе с бедой пришла и помощь. Необходимую сумму передала знакомая владелицы охотничьего магазина, разместившей у себя «ящик» для пожертвований церкви в честь Иверской иконы. Там же лежали свечи и записки с названием храма. Знакомая тоже открыла свое дело, но оно не шло. Устав от неурядиц, она приехала просить помощи у подруги. И только в магазине, увидев название храма на записках, вспомнила об одном событии. За несколько месяцев до этого ей приснилась необыкновенно красивая Женщина в голубом одеянии, наказавшая передать необходимую сумму в храм в честь Иверской иконы Божией Матери. «Мы как апостол Фома. Веруешь? Верую, но пальцы вложить надо».

Сейчас у иконы служатся молебны и акафисты. За стеклом в окладе появились украшения – свидетельства чудесной помощи Владычицы: кто-то получил исцеление, кто-то – долгожданного ребенка.

Помимо этой в храме еще две Иверские иконы: старинный образ, написанный неизвестным монахом в 1912 году, находится в алтаре, и ростовой в центре храма – подарок издательства. Возможно, со временем вернется и первый список из церкви святителя Николая в Кузнецах.

Новодевичий монастырь

После упразднения Новодевичьей обители в 1922 году Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 2008–2010 годах икона несколько раз передавалась в возрожденный монастырь для поклонения, а в 2012-м была возвращена окончательно. Святыня перенесена в Успенский собор, поскольку историческое место пребывания Иверской иконы Божией Матери – Смоленский собор открыт для посещения только в летнее время.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках

Храм расположен в районе Сокольники Восточного административного округа города Москвы (Сокольническая площадь, д. 6). Главный престол освящён в честь Воскресения Христова; приделы в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (южный, освящён 18 ( 31 ) октября 1915), в честь апостолов Петра и Павла (северный, освящён 4 ( 17 ) января 1915), в честь праздника Рождества Христова (в подклете) [1] [2] .

Содержание

История

Инициатива создания храма принадлежала протоиерею Иоанну Кедрову [3] . Закладка храма митрополитом Владимиром состоялась 28 сентября ( 11 октября ) 1908 года. Построенный на пожертвования по проекту архитектора Павла Толстых, он был освящён 22 декабря 1913 ( 4 января 1914 ) года митрополитом Макарием. Северный петропавловский придел был сооружён «на средства одного гражданина, внесшего на это 40 000 рублей и пожелавшего остаться неизвестным» [4]

29 октября 1933 года в храме был хиротонисан во епископа Коломенского его настоятель архимандрит Сергий (Воскресенский).

В середине 1930-х годов после разрушения храма Христа Спасителя сокольнический храм передали обновленцам; в 1937 году он был одним из семи обновленческих церквей Москвы. 21 декабря 1943 года его причт с настоятелем А. И. Расторгуевым воссоединился с Московской патриархией, и в 1945 году в храме состоялся Поместный собор, избравший Патриархом Московским и всея Руси Алексия I [5] .

Священство

В настоящее время настоятелем храма является митрофорный протоиерей Александр Дасаев — благочинный Воскресенского благочиния [6] . Кроме него, в клир входят четверо священников и трое диаконов [7] .

Архитектура храма

Время создания храма относится к эпохе модерна. Храм площадью 960 м² имеет форму креста. Особенностью храма является то, что алтарная часть ориентирована на юг [8] . Как правило православные храмы ориентированы с запада на восток, но храм Воскресения уникален, поскольку направлен в сторону Святой Земли, на Иерусалим. Эта идея была предложена протоиереем Иоанном Кедровым. Из девяти главок центральная позолочена, а остальные — чёрные. Барабаны главок опоясаны абрамцевской плиткой интенсивно-синего цвета. В интерьерах сохранились иконостасы из кипариса и киоты художественной резьбы из дуба. Внутрихрамовая живопись выполнена под явным влиянием фресок Михаила Нестерова в Марфо-Мариинской обители. Уникальны акустические и визуальные приемы архитектора. Пол имеет уклон от входа к алтарю, что позволяет ясно видеть богослужение при скоплении народа. Главный свод изнутри покрыт голосниками, усиливающими звучание хора.

Вот уже несколько лет ведутся интенсивные работы по ремонту всех систем храма. Заканчивается капитальная гидроизоляция фундамента, реставрация фасада с использованием самых современных материалов и обустройство паркового участка храма.

Святыни и реликвии

После революции храм не закрывался, благодаря чему многие святыни из закрывавшихся или уничтожаемых храмов и часовен поступали сюда. Среди них: чтимый список Иверской иконы Божией Матери, находящийся под сплошной поздней ризой [9] , первообраз Страстной иконы, заместительница Боголюбской-Московской иконы Божией Матери с Варварских ворот Китай-города [10] , икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города, Грузинская икона Божией Матери, перенесённая из закрытого Алексеевского монастыря, что в Красном селе [11] , частица мощей великомученика Георгия Победоносца [12] . В храме находится ростовой образ преподобной Евфросинии Московской, представленной на фоне Вознесенского монастыря, с лестовкой в руке [13] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector