1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Церковные праздники после пасхи

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Церковные праздники : даты , объяснения и традиции

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Читать еще:  Сколько илья муромец лежал на печи

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Православный календарь с праздниками на 2020 год

Церковные православные праздники разделяют на великие, средние и малые. Великие же, в свою очередь, также подразделяются на три группы. Во-первых, это Святая Пасха, праздник праздников для всех христиан всего мира; Пасха, показывающая нам, что Христос воистину воскрес, явив тем самым непреложное торжество Православия. Во-вторых и в-третьих, это праздники двунадесятые, непереходящие и переходящие.

Двунадесятые праздники — это годичный цикл из 12-ти («двунадесять») торжеств, часть из которых всегда отмечают в одни и те же даты (непереходящие), а другая часть — зависят от дня празднования Пасхи.

По иной классификации эти праздники делятся на Господские и Богородичные.

Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.

Сплошные седмицы — недели, в которых нет постов в среду и в пятницу — в 2020 году:

  • Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 9февраля
  • Суббота мясопустная – 22 февраля
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14марта
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21марта
  • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая
  • Радоница – 28 апреля
  • Суббота Троицкая – 6 июня
  • Суббота Димитриевская – 7ноября

И для примера приведу цитату протоиерея Игоря Фомина, который объясняет, с каким светским праздником можно сравнить двунадесятое торжество.

— День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла, — считает отец Игорь. — Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Когда человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру.

По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна были людьми весьма благочестивыми. Жили они в достатке, но не кичились им, а за все благодарили Бога и раздавали милостыню. Одно огорчало Иоакима и Анну — они были бездетны, хоть и в годах. Окружающие судили их: якобы бесплодие — это наказание за какие-то страшные грехи. Как-то раз Иоаким принес дары в храм, но был жестоко высмеян присутствующими. «Как ты можешь, мол, приходить сюда, если ты бесплоден».

Иоаким настолько был огорчен, что ушел в пустыню, где беспрестанно молился и постился. Анна же оставалась в доме и тоже молилась, искренне считая себя виновницей их бездетности.

И когда в сердцах обоих супругов от горя не осталось ни капли гордыни и тщеславия, Господь явил им Свою милость. Ангел Божий явился сначала Анне, а потом и Иоакиму, сказав, что их молитвы услышаны и они родят ребенка, которого будет славить весь мир.

Тропарь праздника:

Рождество Твое, Богородице Дево, /
радость возвести всей вселенней: /
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
и разрушив клятву, даде благословение, /
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Иерусалим. 326 год от Рождества Христова. В этом году византийская царица Елена, будучи в преклонном возрасте, но абсолютно ясном уме, отправилась в Палестину, чтобы найти место захоронения Креста Господня, на котором он был распят. Стоит ли говорить, что сия реликвия и по сей день имеет величайшую ценность у христиан.

Что любопытно, царице удалось отыскать одного пожилого человека, который указал на некую заваленную мусором пещеру под языческим храмом. Очевидно, спустя 293 года в тех местах люди из уст в уста передавали друг другу историю страшного распятия Христа и чтили его святость. Елена велела раскопать пещеру и обнаружила там три креста, а рядом табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Какой из этих крестов — Христов?

Читать еще:  Что значит отец сын и святой дух

Сильна была вера царицы и сопровождающего ее патриарха Макария. Они стали прикладывать эти кресты к болящей женщине, в надежде, что Господь явит чудо исцеления через животворящую силу Своего Креста. Так и произошло. Болящие исцелялись, мертвые воскресали.

Когда от сомнений не осталось и следа, патриарх Макарий трижды поднял (воздвиг) Крест на возвышении, а народ, прознавший о Великом Чуде, кланялся святыне.

Тропарь праздника:

Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм. Так они выполнили обет, который дали Богу, молясь о том, чтобы Он дал им ребенка.

Этот день был особенным в жизни маленькой девочки. В доме Иоакима собрались многочисленные родственники, друзья, соседи. Все дружно наблюдали за тем, как родители облачают дитё в нарядные одежды. После вся с песнями и зажженными свечами устремились к храму.

В святой обители трехлетнюю девочку ждали священники во главе с первосвященником. Ребенку предстояло взойти по 15-ти высоким ступеням. По легенде, Мария легко взобралась на них, словно ей помогал сам Господь. К удивлению присутствующих, первосвященник взял малышку за руку и ввел ее самое святое место в храме, так и называемое Святое святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника и только раз в году.

По свидетельству историка Иосифа Флавия, Дева Мария, скорее всего, жила в одном из помещений, предназначенных для благочестивых дев, рукодельничала и молилась Богу. Но в то же время свидетельств, как росла девочка, не осталось. В Евангелии одно из первых упоминаний Богородицы связано с явлением Ей Архангела Гавриила. Но это уже совсем другая история.

Тропарь праздника:

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Православный календарь

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА 2020 год по месяцам

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

В течение многих сотен лет в Церкви происходили события, которые позже превращались в церковные праздничные даты. Церковные православные праздники бывают великие, средние и малые. Не у всех праздников есть строгая дата, в разные годы она бывает в различные дни, поэтому она сдвигается в православных церковных календарях.

Пасха -самый главный православный (его еще называют высочайшим) праздник по календарю , с каждым годом ее дата меняется на разные дни.
Двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому одни называются Господними, а другие Богородичными. Всего таких православных праздников двенадцать. Даты переходящих двунадесятых праздников считаются от Пасхи, поэтому они каждый год также «передвигаются» по дням календаря . Непереходящие праздники православного года ежегодно приходятся на одну дату.

Великие недвунадесятые праздники — день Покрова Пресвятой Богородицы (14) 1 октября; Обрезания Господня (14) 1 января; рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня); день Петра и Павла 12 июля (29 июня) и Усекновение главы Предтечи 11 сентября (29 августа).

Кроме великих, существуют еще средние и малые праздники, которые посвящены остальным церковным событиям в православной церкви.

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ И ПОСТОВ НА ПРАВОСЛАВНЫЙ 2020 ГОД

Великие православные праздники в 2020 году:
7 января — Рождество Христово. Двунадесятый непереходящий праздник.
14 января — Обрезание Господне
19 января — Крещение Господне. Двунадесятый непереходящий праздник.
15 февраля — Сретение Господне. Двунадесятый непереходящий праздник.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник.
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Двунадесятый переходящий праздник.
19 апреля — Пасха. Светлое Воскресение Христово.
28 мая — Вознесение Господне. Двунадесятый переходящий праздник.
7 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница. Двунадесятый переходящий праздник.
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
19 августа — Преображение Господне. Двунадесятый непереходящий праздник.
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник.
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник.
27 сентября — Воздвижение Креста Господня. Двунадесятый непереходящий праздник.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы.
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник.

Сплошные седмицы в 2020 году(недели в которых нет постов в среду и в пятницу)
с 7 до 17 января 2020 г.- Святки
с 9 по 15 февраля 2020г.- Мытаря и фарисея
с 24 февраля по 1 марта 2020г.- Сырная (Масленица)
с 19 по 25 апреля 2020 г.- Пасхальная (Светлая)
с 7 по 13 июня 2020 г.- Троицкая

Календарь постов 2020 года.
18 января — Крещенский сочельник. Однодневный пост.
с 2 марта по 18 апреля — Великий православный пост.
с 15 июня по 11 июля — Апостольский (Петров) пост.
с 14 по 27 августа — Успенский пост.
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Однодневный пост.
27 сентября — Воздвижение Креста Господня. Однодневный пост.
с 28 ноября 2020 г. по 6 января 2021 г.- Рождественский пост.
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.

Дни особого поминовения усопших (родительские субботы)
9 февраля 2020 года — Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову
22 февраля 2020 года — Суббота мясопустная (Вселенская родительская)
14 марта 2020 года — Суббота 2-й седмицы Великого поста
21 марта 2020 года — Суббота 3-й седмицы Великого поста
28 марта 2020 года- Суббота 4-й седмицы Великого поста
28 апреля 2020 года — Радоница
9 мая 2020 года‒ Поминовение усопших воинов
6 июня в 2020 году- Суббота Троицкая
7 ноября — Суббота Димитриевская

ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ 2020 ГОДА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Церковный календарь — это расписание праздников на весь год. О ближайших датах, наступающем празднике или событии вы можете узнать на страничке нашего сайта в разделе Наступающие праздники.
В церковный календарь, кроме праздников, включены также и даты почитания христианских Святых, тех людей, которые приложили огромные усилия, часто ценой своей жизни, для будущих поколений, для нас с Вами.

И, наверное, совсем не лишним будет поблагодарить святого, хотя бы раз в течение года, в день его почитания, поставить свечку перед его иконой в храме или дома. Почитать акафист или молитву. А самое главное — попросить у этого Святого помолиться перед Господом Богом и попросить прощения за наши недобрые поступки, мысли и обиды, за наши грехи.

Православный календарь 2020: праздники, посты, родительские субботы

События, происходившие в Церкви в течение многих сотен лет, превратились со временем в церковные праздничные даты

Sputnik Грузия представляет православный церковный календарь на 2020 год с датами праздников, постов, родительских суббот, почитания христианских Святых и других памятных дней.

Православный календарь

Православные церковные праздники бывают великие, средние и малые, которые между собой различаются торжественностью богослужения.

В православный календарь входит два годичных круга событий: неподвижный — все даты в нем неизменны из года в год в богослужебных книгах, и Пасхальный, все события которого зависят от даты празднования Пасхи.

По православному календарю, Пасха или Светлое Воскресение Христово — самый главный праздник. Дату празднования Пасхи ежегодно рассчитывают по специальному церковному календарю.

Светлое Воскресение Христово ежегодно празднуют весной — православную Пасху в 2020 году отметят 19 апреля.

Двунадесятые праздники

В церковном календаре 12 двунадесятых праздников, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. Праздники, посвященные Иисусу, называются Господними, а Божьей Матери – Богородичными.

Девять из них, в православном календаре, непереходящие, то есть дата их празднования неизменна:

Крещение Господне (Богоявление) – 19 января

Сретение Господне -15 февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля

Преображение Господне – 19 августа

Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября

Воздвижение Креста Господня – 27 сентября

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря

Рождество Христово – 7 января.

Дата переходящих двунадесятых праздников, которая зависит от дня празднования Пасхи, меняется в православном календаре каждый год:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – 12 апреля

Вознесение Господне – 28 мая

День Святой Троицы (Пятидесятница) – 7 июня.

Великие праздники

Пять праздников в православном церковном календаре относятся к великим недвунадесятым:

Обрезание Господне — 14 января

Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля

Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября

Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября.

Читать еще:  Поделки к пасхе своими руками с детьми

Посты

Православной церковью установлены однодневные и многодневные посты, известные с апостольских времен.

Пост — это время покаяния и молитв, духовного совершенствования, добровольного самоограничения в пище, развлечениях, общении с миром, а также воздержания от страстей.

Освобождаются от поста тяжело больные, путешественники, военные, рабочие, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом, беременные женщины, кормящие матери, а также дети до семи лет.

Многодневные посты

Великий — первый из многодневных постов в году — он готовит христиан к Пасхе. Самый строгий и продолжительный пост в 2020-м продлиться со 2 марта по 18 апреля включительно.

Великий пост на сегодняшний день состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. В общей сложности он длится 48 дней.

Петров или Апостольский — летний многодневный пост готовит христиан ко дню памяти Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Православная церковь отмечает праздник 12 июля. Петров пост начинается ежегодно в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) — в 2020 году начало выпадает на 15 июня.

Длительность Петрова поста каждый год бывает разная – она зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится восемь дней, а самый продолжительный – шесть недель.

Успенский пост в честь Успения Пресвятой Богородицы ежегодно начинается 14 августа и длится две недели. Пост завершается в праздник Успения Пресвятой Богородицы — православный мир отмечает торжество 28 августа.

Успенский пост по строгости приравнивается к Великому. Это единственный пост, посвященный Божьей Матери.

Рождественский — последний многодневный пост в году. Рождественский пост ежегодно начнется 28 ноября и завершается в канун Рождества Христова — 6 января.

Рождественский пост длится 40 дней, поэтому в церковном уставе, как и Великий пост, он называется еще Четыредесятницей.

Однодневные посты

Православные постятся по средам и пятницам в течение всего года, кроме сплошных седмиц и Святок. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя.

В церковном календаре однодневный пост установлен в Крещенский сочельник — 18 января, а также в праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижение Креста Господня — 27 сентября.

Родительские субботы

Дни особого поминовения усопших называют Родительскими субботами. В эти дни умершие, по молитвам Церкви, могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний.

Поминальные дни называют «родительскими» от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно в первую очередь поминали своих почивших родителей.

В церковном календаре семь родительских суббот – в эти дни в православных церквях совершается особое поминовение умерших православных христиан:

Мясопустная суббота — 22 февраля

Суббота 2-й седмицы Великого поста — 14 марта

Суббота 3-й седмицы Великого поста — 21 марта

Суббота 4-й седмицы Великого поста — 28 марта

Радоница — 28 апреля

Поминовение усопших воинов — 9 мая

Троицкая суббота — 6 июня

Димитриевская суббота — 7 ноября

Все, кроме одной родительской субботы — Поминовение усопших воинов, имеют переходящую дату.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские – в эти дни православная церковь совершаются особые богослужения — вселенские панихиды и молитвенно поминает вообще всех усопших. В церковном календаре две Вселенские родительские субботы — Мясопустная и Троицкая.

Остальные родительские субботы к вселенским не относятся и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

В православном календаре Радоница – день особого поминовения усопших, первый после Светлого Воскресения Христова.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Неделя после Пасхи 2019: обряды, традиции, приметы и привороты, что можно и нельзя делать

Православные христиане с 28 апреля в течение сорока дней празднуют Светлую Пасху Христову. Первая неделя после Пасхи, или Светлая седмица — это очень важное время, с которым связано много обрядов и правил, как церковных, так и народных. Первая пасхальная неделя завершается праздником Красная горка (Антипасха), начиная с которого на Руси стартовал сезон свадеб.

Светлая пасхальная седмица в 2020 году

Согласно церковному календарю, Светлая пасхальная седмица в 2020 году началась с Пасхи в воскресенье, 28 апреля, и завершится в субботу, 4 мая, накануне праздника Антипасха (Красная горка).

Пасхальная неделя: правила и традиции

Светлая седмица — это продолжение Пасхи, самого главного праздника в христианстве, символизирующего победу жизни над смертью. Первая пасхальная неделя — один из самых радостных периодов в церковном и народном календаре. Поста в это время нет, даже в традиционно постные дни среду и пятницу. Разрешена любая пища, а также вино.

Однако священники и врачи предупреждают: предаваться обжорству и пьянству, «вознаграждая» себя за лишения Великого поста, не только вредно для здоровья, но и прямо противоречит духовному смыслу светлого праздника Пасхи. Поэтому чревоугодие и злоупотребление алкоголем в Светлую седмицу под запретом.

Под запретом и чрезмерная бережливость, граничащая со скупостью. В это время принято щедро угощать гостей и от всего сердца одаривать нуждающихся. Поэтому в Светлую неделю будет особенно уместно подписаться на ежемесячный (пусть небольшой) взнос в какой-нибудь благотворительный фонд, деятельность которого вам близка, и которому вы доверяете.

Также в Пасхальную неделю под запретом ссоры, скандалы, споры, скука и уныние — это считается крайне плохой приметой на весь будущий год.

На Руси в Пасхальную неделю было принято отдыхать, хотя работа строго запрещалась только в Пасху. Запрет на работу в Светлую седмицу не относится к домашним хлопотам, приготовлению пищи и так далее. Но следует помнить, что этот период предназначен для отдыха и празднования.

Пасхальная неделя: посещение кладбищ

Считается, что традиция посещать кладбища на Пасху появилась в советские времена, как альтернатива запрещенной церковной жизни. На самом деле это не так: желание разделить с предками праздник победы жизни над смертью имеет древние славянские корни. Славянские традиции предусматривали в эти дни посещение кладбищ, принято было оставлять на могилах пасхальное угощение и даже специально крошить яйца, чтобы «покормить» дорогих покойников.

Церковь этой традиции не одобряет: напомним, на Пасху и неделю после нее не проводятся ни венчания, ни панихиды, чтобы православные не отвлекались от чествования воскресшего Христа. Так что посещение кладбищ на Пасху и в Светлую седмицу не рекомендуется, хотя церковь относится к этой традиции с пониманием, а власти обеспечивают дополнительный транспорт до мест погребения.

Тем же, кто хочет соблюсти церковные каноны, стоит отложить посещение родных могил до Радоницы (специально отведенного для этого Родительского дня), которая в этом году приходится на вторник, 7 мая.

Народные традиции в Светлую неделю

Время от Пасхи до Красной горки (Антипасха, первое воскресенье после Пасхи) в народном календаре — очень важное время. На Руси в это время было принято поминать усопших предков, хотя церковь и не одобряла чересчур экзотичные поминальные обряды.

Славяне верили, что, раз Христос воскрес, все усопшие тоже как бы время «воскресают» и навещают живых. Умерших поминали как в саму Пасху, так и в четверг после нее. Этот день так и назывался — Пасха мертвых. Люди посещали кладбища, символически «христосовались» с дорогими покойниками и «приглашали» их на пасхальную трапезу. Считалось, что после такого приглашения покойники приходили в свои бывшие дома и жили там вместе с домочадцами до Радоницы, а через сорок дней — на Вознесение — вновь покидали землю.

Чтобы умершие могли попасть к себе домой, в это время было принято оставлять двери открытыми, а также вывешивать из окон полотенца или веревку, чтобы духи предков могли по ним забраться в жилище.

Приметы, запреты и обряды Светлой недели

В это время под строгим запретом было шитье и вообще любое рукоделие, считалось, что так можно по неосторожности «зашить» покойникам глаза, и они не найдут дорогу домой. Также не рекомендовалось стирать, чтобы не «замутить» умершим воду.

Кроме того, не размещалось плакать, причитать и голосить на кладбищах, даже если кто-то умер совсем недавно. Считалось, что избыточное проявление горя мешает умершим радоваться Пасхе.

Начиная с Пасхи, девушки начинали готовиться к сватовству и замужеству. По церковной традиции всю пасхальную неделю звонить в колокола могут все желающие, поэтому девушка, желающая поскорее выйти замуж, старалась на Пасху первой забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном.

В Светлую неделю начиналась подготовка к периоду свадеб, который стартовал с Красной горки: устаивались смотрины невест и женихов, в ходу были девичьи посиделки и привороты. Например, отличным приворотным средством считалось положить в карман избраннику освященное пасхальное яйцо или кусочек кулича.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×