1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Убивает змея копьем

Какого змея убил Святой Георгий

В нашем воображении Георгий, рыцарь-мученик, является святым, убивающим дракона, но его самые древние представления рассказывают нам совершенно другую историю.

Как символ зла и язычества, дракон часто появляется в рассказах о средневековых святых. Список святых убийц драконов, безусловно, очень длинный: Теодор, Сильвестр, Маргарет и Марта (которые, однако, только что приручили монстра) — это только самые известные. Рядом с ними святой Михаил Архангел вел битву против этого посланника Апокалипсиса.Тем не менее, ни один из всех истребителей драконов не стал объектом такого же народного почитания, как Святой Георгий, избранный в качестве покровителя Англии, Португалии и многих других стран.

Мы только знаем о нем, что он был каппадокийским солдатом, замученным при Диоклетиане, но у нас нет никакого другого исторического источника о его жизни. Поэтому все рассказы о нем являются результатом средневековых дополнений, которые обогащали первоначальный рисунок на протяжении веков.

Традиционная иконография Георгия основана на его самом известном чуде – убийстве дракона. Как повествует в «Золотой легенде» Якобус де Ворагин, это событие хорошо известно: город был осажден ужасным монстром, и, чтобы держать его подальше, граждане тянули жребий, чтобы решить, кого из самых молодых в городе принести в жертву монстру.

Поскольку на дочь короля пал жребий, Святой Георгий появляется верхом на своем коне, и ему удается нейтрализовать дракона (сцена увековечена художниками). Затем он предлагает принцессе привязать дракона, теперь одомашненного, чтобы привести его в город: свидетель этого удивительного события, король и все население обратились в христианство и, в конце концов, дракон был убит.

Начиная с 12 века, образ борьбы с сатанинским существом становится все более распространенным по всей Европе, как это показано в живописи. В западной культуре иконография этого святого основана главным образом на этом эпизоде, а другие чудеса и его мученик изображаются редко: дракон становится его характерной чертой. Однако он не всегда был представлен в соответствии с этой моделью: напротив, в начале его культа в его рассказах не было дракона, не говоря уже о его представлениях.

Самое древнее изображение Святого Георгия восходит к первой половине 10 века и было найдено в Армении, в церкви Святого Креста, построенной на острове Акдамар. Здесь барельеф изображает трех святых верхом, и среди них можно выделить Георгия. Другие два рыцаря-святой Сергий, убивающий свирепое животное (в середине) и святой Феодор, который определенно сражается против дракона (слева).

На самом деле в то время святым убийцей дракона был Феодор, святой рыцарь, известный с 7-го века за то, что победил монстра. По этой причине в раннем Средневековье драконы ассоциировались только с этим святым. В последующие века художники будут продолжать изображать Святого Феодора вместе с драконом (как в статуе над колонной на площади Сан-Марко в Венеции), но эта иконография будет становиться все менее и менее распространенной.

До XI века ни в одном рассказе о Святом Георгии никогда не упоминалось убийство дракона: его почитали просто как воина-мученика, обращавшего неверные народы. По этой причине традиционный образ, который представлял его до этого момента, был рыцарем, пронзающим копьем человека, символом языческого гонителя и ереси.

Именно в этот момент в восточной культуре возникла легенда о том, что Георгий тоже столкнулся с чудовищем, возможно, основанная на тех самых иллюстрациях. Собственно говоря, на фресках и барельефах святой всегда изображался вместе с Феодором, сражавшимся против дракона: художники раннего средневековья иногда изображали двух святых, убивающих одного змея на двоих.

Но потом постепенно именно Георгий стал ассоциироваться с драконом. Первые тексты, связанные с этим эпизодом, относятся к 11 веку и включают уже все известные нам элементы: озерное чудовище, принцесса, спасенная из его пасти, приручение дракона, приведшее в город, обращение его жителей. История святого Георгия и дракона распространялась повсюду, но она еще долго оставалась бы связанной с восточными регионами, если бы не крестовые походы.

Христиане легко отождествляли себя с торжествующим святым, освободившим регион от неверных: как покровитель крестоносцев, никто не был более подходящим, чем Георгий. В очень короткое время культ Святого Георгия распространился по всей Европе, как и одновременно изображение рыцаря, убивающего дракона – в Англии первое изображение такого рода датируется началом XII века. В то время как в восточных регионах монстр больше походил на змею, его версия, принесенная крестоносцами в западные земли, выросла в размерах, и он приобрел лапы и крылья, став драконом, которого мы все знаем

Кого убил Георгий Победоносец?

Исследователи Международного союза криптозоологов, собравшего 800 ученых из 20 стран, пришли к выводу, что на гербе Москвы изображено реальное, а не мифическое чудовище.

Чудовищная быль

Образ Георгия Победоносца, всадника-змееборца с копьем, появился на гербе Московского княжества при Иване III (1462 — 1505). Сохранилась до сегодняшнего дня и печать великого князя Ивана (1479 г.), на которой помещен воин, поражающий копьем маленького крылатого дракона. А на рисунке с фрески XII в. (церковь Святого Георгия в Старой Ладоге ) так вообще изображено невероятное: чудовище-многоножка с хвостом крокодила, головой собаки и с крыльями, как у орла. Его ведут на веревочке, как домашнее животное.

Что это — нарисованные сказки наших предков или самая настоящая ЧУДОВИЩная быль?

— Этот самый Змей вполне мог обитать когда-то в российских лесах, — считает руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина ЦАРЕВА. — Многочисленные предания недвусмысленно указывают на то, что когда-то в европе йской части России водились кровожадные драконы. Они обладали свирепым нравом: набрасывались на пеших и конных и разрывали их на куски. С ними боролись русские богатыри. А в Западной Европе их уничтожали средневековые рыцари, чтобы завоевать благосклонный взгляд дамы сердца. И как знать, возможно, не без богатырского участия с лица земли исчез какой-то вид доисторических ящеров, переживший даже ледниковый период.

Удивительная запись из летописи

— Это не такой уж абсурд, каким может показаться на первый взгляд, — говорит кандидат исторических наук, специалист по мифологии Ольга ЗАХАРОВА . — Ведь не только легенды и сказки повествуют о загадочных монстрах, напоминающих по описанию ящеров. Существуют и другие, вполне заслуживающие доверия источники, со сведениями о неведомых драконоподобных существах. К примеру, в тридцатом томе Полного собрания русских летописей можно найти удивительную запись, датируемую 1582 годом, из Новгорода : «. В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша. Того же году преставися великий князь Иван Иванович, в Слободе, декабря в 14 день. » Спрашивается, что это за «коркодилы» — крокодилы (?) — вышли из реки и напали на людей? Ведь дело происходило не в далекой Африке , а под Новгородом.

— И что? — интересуюсь я. — Возможно, на Руси так окрестили драконов — сухопутную разновидность морских змеев, — говорит Ольга Владимировна. — А упоминание об этих монстрах можно встретить еще у Аристотеля и Еврипида, а затем в хрониках и исторических трудах средних веков. Английский монах Бартоломей в своей книге «Свойства вещей» пишет: «Дракон является самым большим из всех змеев, часто он выходит из своей пещеры, подымается в воздух, своим движением он производит сильный ветер, и море вздувается от его жала, и он имеет гребень, и он высовывает свой язык, и он имеет зубы, как пилу, и сила его заключается не только в зубах, но в хвосте, и он причиняет боль не только укусом, но и жалом. Он убивает всех, кого встречает на своем пути». Сохранилось и древнее описание чудовища, датированное 600 г. н. э.: «Дракон — самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».

Встречи со змеем

— А более современные описания есть? — интересуюсь я.

— Про драконов сегодня ничего не известно, но свидетельств встреч с морским змеем великое множество, — говорит Ольга Владимировна. — Пару лет назад мне звонил мой знакомый из ИТАР — ТАСС и рассказал, что на одной из китобойных баз в Индийском океане вертолетчики дважды наблюдали животных, похожих на исполинских змеев, 10 — 15 м в длину. Змей спокойно лежал на поверхности воды. Пилот вертолета снизился на 30 м, и наблюдатель Игорь Долженко с помощью бинокля смог определить: морское чудище было толщиной в метр и имело светло-коричневую окраску. Через несколько минут был замечен второй такой змей.

А известный телеведущий Юрий Сенкевич рассказывал: «В одном эксперименте, связанном с сейсмикой, потребовался взрыв на большой глубине в океане. И мы вместе с моим товарищем — заметьте, биологом — внезапно увидели, как на расстоянии около полукилометра за кормой научно-исследовательского судна поднялось над водой какое-то огромное туловище и через мгновение исчезло в глубине».

Существование чудовища подтверждают и удивительные находки. В 1932 г. у берегов Северной Америки произошло сильное землетрясение, выбросившее на берег множество трупов обитателей моря, в том числе и морского змея. У животного была заостренная голова и пасть, полная острых зубов. А в 1947 г. на западном берегу острова Ванкувер в Атлантике был найден скелет удивительного создания 12 метров в длину с головой, напоминающей голову барана.

— Значит, чудовища существуют?

— То, что люди действительно видели морского змея, не подлежит сомнению, — говорит биолог, исследователь аномальных явлений Евгений ПОТАПОВ . — А описания монстров различаются между собой потому, что морские змеи могут принадлежать к разным видам.

КСТАТИ

Азиатский календарь поделен на 12-летние циклы, каждый из которых соотнесен с определенным животным. О людях, рожденных в год Дракона, говорят, что они самые лучшие руководители, так как в их характере сила сочетается с великодушием.

Читать еще:  Пасхальный календарь по годам

Читайте также

Метательное бесшумное оружие смогут покупать и использовать только охотники или спортсмены

Мы попросили сотрудников Росгвардии ответить на вопросы о поправках в закон

Введут ли в России патенты для дачников

Поправки в Налоговый кодекс, которые в конце января приняла Госдума, вызвали весьма бурную реакцию у владельцев личных подсобных хозяйств (ЛПХ)

«Какое они совершили преступление, а?»: Керченские блокадники жалеют уволенных чиновниц в шубах

В этом году ветеранам, кроме набора продуктов, вручили медали и цветы

«Его похоронили посреди дороги, как собаку»: Внучка ветерана Великой Отечественной войны возмущена тем, как ее деда проводили в последний путь

Оксана Канцерене из Елабуги также рассказала, что им отказывают в выплатах на похороны мужчины

«Город вымер мгновенно»: эвакуированные из Китая в Приморье туристы рассказали, от чего они бежали

Все россияне счастливы, что вернулись домой, но большинство из них после вспышки заболевания лишилось работы [фото, видео, эксклюзив kp.ru]

«Огненная женщина!»: после голливудской фотосессии Поклонская сразила наповал алым платьем в пол

Политик опубликовала очередной модный лук

Сергей Иванов тратит на благотворительность больше 2 миллионов рублей в год

Перечисленные им деньги идут на развитие музеев, поисковое движение и помощь дальневосточным леопардам

«Пытаются сделать из меня овощ»: девушка с 19 татуировками сбежала из детского дома, устав от психиатров

Она уехала за 260 километров от дома и устроилась на работу в кальянную. Ее нашли новосибирские полицейские и вернули педагогам

«Крик души»: девушка, которая призвала топить детей-инвалидов в Нефтеюганске, оправдалась за свои слова

Диана Закутняя рассказала, что дети творили что попало, пока их мамы сидели в телефонах

Какие страны упоминают Бога в Конституции и как

На Западе таких примеров много, а из постсоветских республик — только Украина

Просто придрались: Уволенная глава горсовета Керчи не чувствует своей вины перед блокадниками

После скандала с пирогами и шубами дочери чиновницы подверглись травле

В доме-музее Римского-Корсакова в Тихвине восстановят исторический облик комнат

Реставраторы обнаружили обои, в окружении которых прошло детство композитора

Семья миллионера Игоря Рыбакова отдаст половину состояния на развитие образования

100 миллионов долларов будут потрачены в течение 10 лет

Поклонская предложила свой вариант упоминания Бога в Конституции

Депутат уверена, что люди не будут возмущаться, если указать Всевышнего в главном законе России

Власти Ленинградской области материально поддерживают предложения населения по развитию региона

В 2020 году по инициативе местных жителей воплощено в жизнь 602 проекта по благоустройству и созданию новых общественных пространств

Как мы искали китайскую заразу на московском «мокром рынке»

Корреспондент «КП» проинспектировала столичные прилавки с мадагаскарскими тараканами и китайскими продавцами

«Я не это имела в виду»: чиновница из Хакасии назвала музыку симфонического оркестра какофонией

Позже она оправдала свою оговорку тем, что не привыкла к публичным выступлениям

МВД предлагает расширить цифровые комбинации для автомобильных номеров в регионах

Автолюбители, которые хотят видеть на своей машине «красивые» номера, получат широкий выбор

Возрастная категория сайта 18+

Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке

Если внимательнее приглядеться к картинкам с изображением Георгия Победоносца, то мы заметим часто присутствующую на них девушку, которая как будто выгуливает дракона на поводке. Сам же Георгий скачет на коне рядом с ними. Что все это значит? Кто эта девушка? Куда она ведет дракона? И какова тут роль Святого Георгия Победоносца? В этих образах заложен удивительный смысл. Для России. Для имеющих уши, конечно.

В предыдущей публикации я уже коснулся истории Святого Георгия Победоносца и пророческой традиции, сопряженной с символическим представлением этой истории. Мы увидели, что традиционно русское изображение Георгия Победоносца без нимба и в символическом всеоружии воина Христа указывает не только на события прошлого, но и на события будущего.

Финальным воплощением выраженного на гербе Москвы сюжета о поражении дракона является ни что иное, как последняя победа Христа над сатаной (во время Второго Пришествия). Книга Откровения говорит о том, что тогда дракон будет скован, и Ангел уведет его прочь, на цепи — прямо как в истории Георгия Победоносца.

Откровение 20:1-3: » И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет «.

Но помимо указания на Второе Пришествие Иисуса Христа символика образа указывает и на события предшествующие этому Пришествию — события, в которых Россия и русский царь (воплощенный образ Георгия Победоносца) принимают важное, ключевое участие. Мы говорили об этом в предыдущей публикации.

Сегодня я расскажу о другом скрытом аспекте в истории Георгия Победоносца. Мы узнаем — что сталось со змеем, и познакомимся чуть ближе с третьим, обычно закулисным героем этой истории — с девушкой. Той самой, которая выгуливает на поводке дракона.

Да, на многих картинках кроме Георгия и дракона в сюжете присутствует эта девушка. Появляются там, временами (но редко) и ее языческий царь отец, и целый город жителей. Классическим все же является триплет: святой Георгий, девушка и дракон .

В предыдущей публикации я не рассказал почти ничего, или почти ничего, о той истории, выразительным символом которой сделался Георгий Победоносец на коне. Позвольте наверстать упущенное.

Сюжет легенды

Согласно легенде, возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный дракон. Он просто терроризировал окрестное население, пожирал людей. Жители откупались от дракона своими детьми, дувушками-девствинницами, которых они с регулярностью, по жребию, доставляли дракону. И вот выпал жребий идти дочери короля той страны. Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогими украшениями и отвели на болото.

И съел бы дракон свою очередную жертву – царскую дочь – да проезжал тогда через те места Георгий. Ехал он на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Георгий, конечно же, решил спасти девушку – и спас ее. Но вот как он это сделал – тут легенда, как бы, раздваивается, дает два варианта исхода.

Эти варианты имеют много общего и в принципе не противоречат друг другу. Но само наличие такой истории с «открытым концом», да притом истории такого уровня и калибра, наводит на размышления: почему допущена эта неясность? В «легенде государственной важности»?

Так вот. Одна версия легенды – скорее ее краткий пересказ, нашедший свое выражение в привычном облике московского герба – указывает как бы на военную победу Георгия над змеем. Георгий поразил змея своим копьем (реже – мечом).

Более полная история принимает неожиданный оборот. Согласно ей, Георгий не убивает дракона. Он его лишь ранит, а может просто – оглушает. По некоторым вариантам – он обездвижил дракона силою крестного знамения. В память об этом варианте толкования есть соответствующие иллюстрации, на которых Георгий предстает без всякого оружия.

Так вот, после того, как Георгий вогнал дракона в ступор, к дракону подошла девушка (символ чистой Церкви), сняла с себя поясок, и сделала из него поводок для дракона. И на этом поводке спокойно повела его в город на Суд. Дракон не погиб в бою, не был уничтожен. Он был отведен девушкой на Суд.

Символика легенды

Обратимся опять к символике. Девственница в Библейской традиции представляет Божию невесту — Церковь, состоящую из преданных Богу людей. Пояс, которым она связала дракона — это символ ее чистоты перед Богом. И хотя девица эта, представляющая собой Церковь, и «иностранка» для Георгия, и дочь языческого царя (то есть — территория Вавилона) — все же она чиста. И вот, наступает момент, когда дракон (государственная сила), который хотел сожрать эту Церковь — лишается перед нею всей силы. И она ведет его на поводке на Суд. На суд народов. На суд Божий.

Люди в городе, конечно, очень обрадовались. Они приняли – вместе с царем – христианство, как религию Георгия Победоносца. А дракону люди велели отрубить голову. Что Георгий и сделал — уже после Суда. Такая вот легенда.

Одна из интереснейших фресок, передающая самой дух этой истории, находится сегодня в Ладоге, в церкви Св. Георгия. Возможно, Ладога была первой столицей древней Руси и местом княжения Рюрика. По одной из версий церковь Св.Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика.

Как вы можете видеть, Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в яблоках. Дракон напоминает существо «на лицо ужасное, доброе внутри».

Я говорю предвзято, потому что существо на картинке напоминает мне моего кота. Который размерами мало уступает этому крокодилу, но по натуре — добряк. Нет, конечно, змей — он не добрый, но и зла уже делать не может – потому что на поводке. А царевна, конечно, на этот раз – на высоте. Мне лично нравится этот сценарий больше – я к нему стремлюсь, к нему призываю всяческим образом.

В завершение отмечу, что относительно мирный исход дела с драконом возможен — если Георгий Победоносец будет в этой схватке не одинок. Дракона, оказывается, можно и не убивать — а связать. И представить его на Суд. Но для этого в деле должна быть задействована эта девушка. А где такую взять? Я еще надеюсь написать отдельно о символической значимости девушки в этой пророческой легенде. Не уходите далеко, друзья.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

Как и где Георгий Победоносец бился со змеем? Византийское сказание.

Здравствуйте. Святой Георгий традиционно считается покровителем Москвы и всей России, в своё время Великий князь Иван lll учредил в качестве государственных гербов образы двуглавого орла и Святого Георгия, поражающего змея. Эти символы олицетворяют преемственность России от Византии, как оплота православной веры. Святой Георгий всегда был для россиян, как родной. Римский военачальник, любимец Диоклетиана, объявил себя христианином, выдержал восьмидневную пытку и был казнён, но от веры не отрёкся. На большинстве икон, гербов, картин он изображён верхом на коне, пронзающим копьём отвратительного дракона. На иконе, которая является иллюстрацией к этой статье, за спиной Георгия сидит маленькая, еле заметная девушка, а рядом с драконом стоит такой же маленький царь. Это что же, святой мученик попал в страну лилипутов? Нет, просто иконописец так отметил, что это язычники. Или Георгий слишком велик для них. Вот когда он их окрестил, они приобрели нормальные размеры. Вон, на заднем плане, стоя на стенах города, славят героического мученика.

Читать еще:  Пасха рассказ для детей

Так что же произошло? Я помню, как в детстве читал много книг про легендарных мифических героев: Геракла, Тесея, Персея, аргонавтов, да много кого. А вот про святых Николая, Георгия, Димитрия, Антония как-то не припомню. Хочу исправить. Итак, при каких обстоятельствах Георгий победил страшного дракона? Есть на этот счёт византийское агиографическое( о святых) произведение «Чудеса святого Георгия» написанное примерно в VIl-lX веках. Одно из чудес называется «Чудо святого великомученника Георгия о змие.» Да простят меня читатели, очень хочу процитировать его полностью, уж очень мне этот стиль древний нравится.

«Чудо святого великомученика Георгия о змие. Господи, благослови Слыша о великом множестве чудес великомученика и чудотворца Георгия, восславим Господа, возвысившего его и даровавшего такую благодать этому преславному мученику. Кто от века слышал о столь великом чуде, которое совершил блаженный, или когда-нибудь был свидетелем ему подобного? Во времена оны был город по названию Ласия, (мнения исследователей о том, что это за город, расходятся. Одни считают, что это Лаодикия, другие, что этот город находился недалеко от Берита(Бейрута) в Ливане, есть и такие, кто называет этот город вымышленным) и над ним царствовал царь, звавшийся Сельвий; он был грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа. Но Господь воздал им по делам их. (Пс. 27 (28),) Вблизи того города была трясина со множеством воды. И в воде трясины этой поселился лютый змий, и каждодневно выходил он и пожирал жителей города. Часто царь со всем своим войском выступал против чудовища, но оно возмущало воду, и царь не мог даже приблизиться к этому месту. Так как змий пожирал их, горожане были сильно удручены. И вот город собрался, и все закричали царю: “Царь, вот город наш благоденствует и процветает, а мы умираем злой смертью”. Царь говорит: “Начертайте имена всех граждан, и каждому да будет определен его черед. У меня есть единственная дочь, и я тоже отдам ее, когда придет мой срок, и да не отступим мы из города нашего”. Речь царя понравилась всем. И — день за днем — все по очереди стали отдавать своих детей на съедение змию, пока не пришел черед царя. Царь нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами и, обняв с любовью, целовал, слезно оплакивая как мертвую: “Иди, мое единственное и сладчайшее дитя, свет моих глаз! На кого мне, сладчайшее мое дитя, теперь глядеть, чтобы хоть немного утешиться? Когда я сыграю твою свадьбу? Когда увижу твой брачный покой, когда зажгу факелы, когда запою песнь, когда узрю плод чрева твоего? Увы, сладчайшее мое дитя, иди без времени к смерти — я расстаюсь с тобой”. А народу царь говорит: “Возьмите золото, серебро и царство мое, только пощадите дочь мою!”. И никто не согласился из-за указа, объявленного царем. Тогда царь в глубокой печали отослал дочь к той трясине. Весь город от мала до велика сбежался посмотреть на девушку. Но человеколюбивый и милосердный Бог, не хотящий смерти грешника, (Иезек. 38, 11) но чтобы обратился от пути своего и жив был, пожелал явить знамение через преславного великомученика Георгия.

Вот такая история запечатлена на многих иконах и гербе нашего государства. Конечно, приведённый рассказ несколько отличается от традиционных изображений. Георгий де убил змия не копьём, а мечом, предварительно связав, но так уж сложилось. Верхом на коне и с копьём красивее.

А меня,друзья, Господь сподобил побывать в Лидде, где покоится святой великомученик.

moscowwalks.ru

1 февраля, суббота
14:00 Кварталы Лубянки: Мясницкая и Милютинский
Место встречи: м. «Лубянка», выход к «Библио-глобусу», около входа в музей Маяковского
Ведет экскурсию Александр Усольцев

15:00 Сретенка и ее переулки
Место встречи: м. «Сухаревская», из стеклянных дверей налево, около Макдоналдса
Ведет экскурсию Александр Иванов

2 февраля, воскресенье
14:00 Замоскворечье вокруг Новокузнецкой
Место встречи: м. «Новокузнецкая», около выхода из метро
Ведет экскурсию Александр Иванов

15:00 Арбат и его переулки
Место встречи: м. «Смоленская» (синяя), у входа в гастроном Смоленский, выйти на Садовое кольцо, пройти налево 40 метров
Ведет экскурсию Александр Усольцев

Герб Москвы и Георгий Победоносец

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Так кем же был Георгиий Победоносец, где произошла история со змием, как он попал ни герб Москвы и почему ему очень удивляются иностранцы —>

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии. В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее. Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.

Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия. В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.


Печать Ивана III

Первое письменное сообщений о всаднике, поражающем дракона, приносит Ермолинская летопись. В ней говорится, что в 1464 году скульптурный образ святого Георгия был помещен над въездными воротами Фроловской башни — главной башни Кремля. Ставил сей образ Василий Ермолин. Ряд историков XIX века принимали это изваяние знаменитого русского зодчего за московский герб, ведь Фроловские ворота считались главными, даже князья снимали шапку, проходя через них. Очень заманчиво было бы считать эту скульптуру гербом Москвы, но здесь, скорее всего, это скульптурное изображение имело охранительные функции, так как через два года тот же Ермолин поставил над воротами башни с внутренней стороны образ святого Дмитрия.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1497 года, на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: «Печать великого князя Ивана Васильевича», а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено — «всея Руси». С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси.

Интересно, что до XVIII века «московский ездец» не воспринимался никем из современников как святой Георгий.
Простые жители, объясняя это символическое изображение, говорили, что это «царь на коне победил змия», или «великий государь наш на аргамаке», или «сам царь с копьем», а то и «человек на коне с копьем колет змея». «Святым Егорием» называет всадника царь Петр I только в XVIII веке.


Герб Москвы, 1730.

Окончательное имя всадника как Георгий Победоносец утвердилось в связи с развитием в России геральдики и созданием городских гербов. Городская символика в петровское время появилась вместе с созданием системы формирования и размещения полков русской армии. Полки распределялись по городам и получали название по имени города, реже — губернии. Вместе с названием полк получал на свое знамя и эмблему города. Московские полки с 1712 года помещали на своих знаменах двуглавого орла под тремя коронами, а на груди орла, в щитке, располагался всадник, колющий копьем дракона.


Герб Москвы, 1781.

В 1729 — 1730 годах на знаменах московских полков остался только всадник в короне, колющий копьем змея. С утверждением статуса городского знака святой Георгий, будучи частью государственного герба, именовался гербом Москвы — исторического центра Российской империи. Московский герб сделан был по «образу и подобию» фигуры, размещенной на груди орла в государственном гербе.


Герб Москвы, XVIII век.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет герб 1730 года: «Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия». Герб Москвы просуществовал в таком виде вплоть до середины XIX века, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию императора Николая I, он был значительно изменен. Подобный же вид имеет «герб столичного города Москвы», который высочайше утвержден несколько позднее — 16 марта 1883 года, он и просуществовал до 1917 года. А в 1993 году был введен новый московский символ, созданный по мотивам герба Москвы, утвержденного в 1781 году.

Читать еще:  Сны на пасху


Герб Мосвквы, 1856.


Герб Москвы, 1883.


Современный герб Москвы, c 1993 года. За основу взят герб не XIX века, а XVIII.

Георгий победоносец и змей
Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах
Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест — путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.


Святой Георгий на русской иконе XVI века, из города Устюжна.

Изображения святого Георгия
Самой популярной темой для изображений конечно же является «чудо о змие». Рисовали его во все времена и во многих странах, но особенно много – в эпоху ренессанса, в Италии. В качестве примеров несколько икон и картин про Георгия Победоносца, убивающего змея.


1471 год, Джованни Беллини (Италия).


1456 год, Паоло Уччелло (Италия)


1505-06 годы, Рафаэль Санти (Италия)


1606-07 годы, Рубенс (Голландия)


1890 год, Гюстав Моро (Франция)


1912, Август Маке (Германия)

В цвете всего этого становится понятным, почему иностранцы так странно реагируют на изображения святого Георгия в Москве.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, декабря 6, 2012 в 10:18 в теме: ГОРОД, Городские парадоксы, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Кого убил Георгий Победоносец?

Имя Георгия Победоносца вписалось в тысячелетнюю историю государства Российского.

Святой Георгий стал идеальным образом воина, защитника Родины. На Руси иконы с изображением Святого Георгия стали известны уже в XII веке:

Копье, меч, кольчуга – атрибуты воина.

Алый плащ, перекинутый через плечо – символ мученичества.

Георгиевская ленточка стала символом победы над фашизмом

В греческих редакциях сказания чудо описывается как единственное прижизненное и сообщается, что Георгий был военачальником, «войско его было распущено, а сам он шёл в Каппадокийскую землю, своё отечество».

Увидев плачущую царевну, он спросил у неё о причине её скорби и, узнав о чудовище, пообещал её спасти. Затем «осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: — „во имя Отца, и Сына, и Святого Духа“, — устремился на коне своём на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами»

В некоторых вариантах истории змей был поражён только силой молитвы святого. Затем Георгий приказал царевне связать змея поясом и вести его в город.

Змееборческая драма известна с древнейших исторических времен (например, шумеро-аккадский Мардук, ведийский Индра) и восходит к дохристианским культам. В мифологии у Египтян есть Змей Апоп, который воюет с Богом Солнца Ра каждую ночь, но Ра побеждает всегда и Змей вновь скрывается в подземелье.

Бой со змеем и победа над ним — один из главных подвигов героя многих сказок.

Образ святого Георгия Победоносца (Победоносного) символизирует победу добра над злом, света над тьмой, правды над кривдой. Это одна из причин, объясняющая, почему этот образ вошел в качестве символа-оберега в геральдику России и некоторых других государств Европы.

В иконописи широко распространено изображение св. Георгия Победоносца, сидящего на коне и поражающего копьем змея.

Что означает Змей, и чем он принципиально отличается от другой библейской живности.

На то есть два важных элемента.

Первый — это то, что живот Змея постоянно находится в контакте с землей. Что есть живот? — это сосредоточие жизни, обиталище жизненной силы. А что такое земля (прах)? — это мирская, материальная заинтересованность, это все то, что постоянно создается и разрушается, в чем нет «твердой» духовной основы. Змей накрепко привязан своим нутром к земле. Издревле поражала человека живучесть змеи. Продолжая извиваться, ее изрубленное тело вызывало трепет и благоговение перед ее особой жизненной силой

Второй элемент напрямую вытекает из первого. Ползая всю жизнь на брюхе, Змей вынужден постоянно извиваться. Что это значит на символическом языке? — это значит: подлость, ложь, лицемерие, интриги, провокации и т.п. Именно таким способом изображаются качества змея, из-за которых святые отцы называли его «отцом лжи». Змей лжив по своей природе, просто в силу того, что он не способен оторваться от материального, не способен повелевать им.

Пытаясь найти какой-то более-менее привычный нам образ такого библейского Змея я случайно наткнулся на такой мем как «плохишизм». Ну, помните, наверное, сказку -историю Мальчиша-Кибальчиша. Если да, то наверняка вспомните и Мальчиша-Плохиша, который продал своих друзей проклятым буржуинам за бочку варенья и корзину печенья. Вот именно эти отношения Буржуины-Плохиш аллегорически и рисуется как Змей. Вот чуть побольше по теме «плохишизма»:

Теперь, разобравшись со Змеем, мы можем вернуться к символике Георгия Победоносца. Помню протоиерей Олег Стеняев, описывал различие в иконографии Георгия в Католицизме и в Провославии. В Католицизме Георгий, это мощный мужик с огромными мускулами, который с невиданной силой загоняет в Змея копье толщиной с руку. В противовес этому в Православии Георгий далеко не атлет, копье у него тонюсенькое, и втыкает он его в Змея легонько так, как бы в шутку. Но при этом сверху сбоку иконы обязательно присутствует Христос или хотя бы его благословляющая рука. То есть в Православной традиции Змея побеждает не Георгий, а сам Христос. Георгий же является всего лишь проявлением воли Христовой.

Но что такое Христос. В христианской мифологии термин «Христос» означает тоже самое, что и «Просветление» у буддистов. Христос — это просветленное бытие.

Таким образом мы получаем, что в Православной традиции Георгий Победоносец — это человек (или люди), побеждающий ложь, опираясь на просветленное бытие.

Тут есть очень важный момент, на который важно обратить внимание — ложь очень трудно победить. Ложь запутывает, она лишает человека ориентации. Доброе начинает восприниматься как злое, а злое, как доброе. Причем ложь в своем апогее еще и умна. Она очень пристально изучает моральные ориентиры человека и стремится поразить его что ни на есть святая святых, сделать так, чтобы человек сам привел себя к погибели.

В такой ситуации животная или даже интеллектуальна мощь совершенно бесполезны. Они лишь ускорят самоубийственный процесс.

Но то что невозможно силе и интеллекту, возможно просветленному состоянию сознания.

Это состояние сознания обладает особой проницательностью, оно способно отличить правду от того, что очень на нее похоже. В этом суть.

Знаете, закаленное стекло очень прочно, просто так его не разобьешь. Но на нем есть точка сосредоточия напряжения. Стоит только удар осуществить в точности по ней, причем даже не очень сильный, как все стекло разлетится вдребезги. Приблизительно то же самое делает Георгий Победоносец. Он бдителен и внимателен. Его внимание направлено на Змея. Но он не спешит ввязываться в драку, потому что знает о вертлявой природе Змея. Он ждет момента, когда Змей станет уязвим в своей лжи, и лишь тогда наносит не очень сильный, но точный удар копьем. И этого оказывается достаточно! Змей побежден.

Мне кажется, именно это мы сейчас имеем на Украине. Россия не может позволить себя втянуть в прямые военные действия там. Вместо этого она заставляет США и ЕС делать все новые и новые ошибки, затягивает их ловушку, из которой те уже не смогут выбраться. В итоге США и ЕС скоро получат бунт на своей территории и им станет совсем не до России с Украиной.

И мне думается, что в цитате ниже очень хорошо пойман дух текущего момента:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector