1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Умершие в воскресенье

Умершие в воскресенье

…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах,
услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Ин. 5, 28–29

Когда история человечества подойдет к своему завершению, когда после многих бед и скорбей Господь наш Иисус Христос вновь придет на землю со славою судить живых и мертвых, тогда воскреснут все, когда-либо жившие на земле, восстанут из могил и праведники, и грешники, христиане и язычники, почившие тысячелетия назад и умершие перед самым вторым Пришествием Христовым. Ни одного мертвеца не останется во гробе — все воскреснут на грядущий Страшный Суд. Очень трудно, да и, пожалуй, невозможно представить себе эти события, но, опираясь на догматическое учение Православной Церкви, мы все же попытаемся найти ответы на некоторые вопросы, касающиеся всеобщего воскресения мертвых. В этом нам поможет преподаватель Саратовской православной духовной семинарии протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, откуда нам известно о грядущем воскресении мертвых?

— Прежде всего, конечно, из Священного Писания. И в Ветхом, и в Новом Заветах немало мест, где говорится о всеобщем грядущем воскресении. Например, пророк Иезекииль созерцал воскресение умерших, когда сухие кости, которыми было усеяно поле, начали сближаться друг с другом, обрастать жилами и плотью и, наконец, ожили, и стали на ноги свои — весьма, весьма великое полчище (Иез. 37, 10). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорит о грядущем воскресении: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Кроме того, в Евангелии от Матфея говорится о том, что в момент смерти Христа …гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27, 52–53). Ну и, конечно, 25-я глава Евангелия от Матфея, где совершенно ясно и недвусмысленно говорится о всеобщем воскресении и последующем Страшном Суде: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32).

— Да, но в этих местах Священного Писания говорится о воскресении лишь некоторых. Так, может быть, воскреснут не все, а лишь праведники или святые?

— Нет, воскреснет каждый человек, который когда-либо жил на земле. …Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин. 5, 28–29). Здесь сказано «все». Апостол Павел пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Однажды созданная Богом сущность не может исчезнуть, а каждый человек, каждая личность — это своя особая сущность.

— Получается, что воскреснут и Серафим Саровский, и Пушкин, и даже наши родные и друзья?

— Не только друзья, но и враги… И такие исторические персонажи, как Гитлер со Сталиным… Воскреснут даже самоубийцы, поэтому самоубийство совершенно бессмысленно. Вообще, воскресение будет происходить вне зависимости от свободной воли человека. Изменится реальность, настанет иное бытие, и воскресение из мертвых будет следствием изменения реальности. Например, был лед, но с повышением температуры лед превращается в воду. Были мертвые, но изменится реальность — и мертвые оживут. Поэтому личные качества человека при всеобщем воскресении не играют никакой роли, они будут рассматриваться на следующем за воскресением Страшном Суде.

— А какие у людей будут тела?

— Ну, знаете… Боюсь, что на вопрос в такой постановке вам не ответит никто…

Безусловным является только то, что грядущее всеобщее воскресение будет воскресением человека в единстве духа, души и тела. Православная Церковь исповедует не бессмертие души, как многие древние религии, а именно телесное воскресение. Только вот тело будет иным, преображенным, свободным от несовершенств, болезней, уродств, которые являются следствиями греха. Об этом грядущем преображении убедительно говорит апостол Павел: не все мы умрем, но все изменимся (1 Кор. 15, 51). При этом апостол Павел указывает существенный признак нового преображенного, обоженного, если хотите, тела. Этот признак — нетленность. В Первом послании к Коринфянам об этом говорится ясно и недвусмысленно: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет… Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 35–49, 53).

Преображение человеческого мира в пакибытии является следствием преображения всего мира, всей твари. Поскольку мир будет иной, то и тело у человека будет другим. Мир станет совершеннее, и телесно-душевно-духовное состояние человека тоже станет совершеннее. А то, что преображение всей твари есть ее обожение, тоже очень ясно раскрывается у апостола Павла, который говорит, что в преображенном мире будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28). Особо отметим, что апостол Петр, которого трудно назвать полным единомышленником апостола Павла, говорит о состоянии удостоенного Небесного Царства человека тоже как об об€ожении: …Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Петр. 1, 4, 11).

— А в каком возрасте будут воскресать люди — в котором умерли, или же все воскреснут молодыми?

— В любом возрасте личность человека обогащается соответствующим опытом. Даже глубокая старость со всеми немощами, со всем Альцгеймером — тоже создает определенный опыт (хотя бы опыт умирания!), который, с точки зрения личности, имеет свою ценность. Старику дорого и детство, и юность, и зрелость, и даже старость…

Мне кажется, что в вечности человеческая личность существует в интегрированном состоянии. Не то чтобы мы все там оказались глубокими стариками, но без «сварливого старческого задора», помнящими и ценящими свою молодость. Нет, это некое особое состояние пребывания и в детстве, и в зрелости, и в старости. Трудно представить, как это будет, но мы точно знаем: что невозможно во времени, возможно в вечности!

— Почему в Символе веры мы говорим, что чаем воскресения мертвых? В чем для христианина важность грядущего воскресения?

— Церковнославянское слово «чаять» означает ожидать с верой, ожидать с усилием. «Чаю воскресения мертвых» — значит, не просто пассивно жду, а серьезно готовлюсь к этому событию, прилагаю усилия к изменению самого себя. Ведь мы чаем не только воскресения мертвых, но и грядущей за этим жизни будущего века, тем самым, исповедуя свою веру в то, что наша земная жизнь — это, помимо всего прочего, еще и приготовление к вечной жизни, к полноте бытия с Богом и в Боге.

Беседовал Денис Каменщиков
Газета «Православие и современность» № 9 (413) 2010 г.

8 вопросов про воскресение мертвых

Церковь верит в воскресение мертвых. Но у многих эта вера вызывает недоумение. Мы постараемся ответить на некоторые вопросы.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Не является ли ожидание воскресения мертвых просто принятием желаемого за действительное?

С тех пор, как люди осознали свою смертность, они испытывают по этому поводу стресс, пытаются как-то с ним справиться, и вера в воскресение тут просто напрашивается.

Это соображение не может служить аргументом против воскресения по ряду причин. Во-первых, в общем случае довод «вы хотите, чтобы это было не так, следовательно, это не может быть так» логически невалиден. Одно никак не следует из другого. Если, например, ученый страстно хочет, чтобы его теория была верна, это никак не доказывает ее ложности. Более того, если атеист страстно желает, чтобы Бога не было — а многие атеисты (например, хорошо известный нам Ричард Докинз) относятся к этому вопросу крайне эмоционально — это еще, само по себе, не доказывает, что Бог есть.

Во-вторых, те же атеисты, или адепты других мировоззрений, не предполагающих личного бессмертия, например, буддисты или конфуцианцы, могут жить вполне нормальной жизнью и вполне справляться со стрессом своей смертности и без веры в воскресение мертвых. Целые культуры не имели такой веры — и вполне функционировали.

Каким образом все воскресшие миллиарды людей смогут поместиться на Земле?

Мы не знаем технических подробностей (и, вероятно, сейчас мы были бы не в состоянии их понять), но знаем, что само пространство и время являются Божиими творениями, и поэтому у Бога не может возникнуть затруднений с пространством.

Кроме того, у нас нет оснований полагать, что место жительства воскрешенного человечества ограничится Землей. И после воскресения мертвых Бог преобразит весь материальный мир, всю вселенную. «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят», — пишет апостол Петр в своем Втором послании (2 Пет 3:20). А апостол Иоанн Богослов в своем Откровении пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр 21:1).

Таким образом, воскрешенные миллиарды людей будут жить в преображенном мире, свойства которого нам сейчас в земной жизни непредставимы.

Когда человек умирает, его тело разлагается, и его атомы включаются в водоворот воды — и других веществ — в природе, в том числе, становятся частями тел других людей.

При общем воскресении кому достанутся атомы, побывавшие в разных телах?

Воскресение совершенно не требует, чтобы воскресшее тело состояло из «тех же атомов». Когда мне было десять лет, мое тело совершенно точно не состояло из тех же атомов, что и сейчас: клетки тела постоянно обновляются, мы набираем вес и теряем его, отращиваем волосы и стрижем их, отмершие клетки покидают организм и их место занимают новые.

Читать еще:  Православная и католическая пасха

Наше тело постоянно меняется, воспринимает какие-то атомы из внешней среды, а какие-то сбрасывает вон. Да и не очень понятно, как мы могли бы говорить о «тех же» или «других» атомах — чем один атом, скажем, углерода отличается от другого?

Поэтому воскресшее тело, для того чтобы сохранять преемство с телом умершим, и не должно состоять «из тех же» атомов. Ему достаточно быть телом, связанным с той же самой душой.

Умершие во младенчестве будут воскрешены в младенческих телах?

Мы этого не знаем, Писание не говорит об этом прямо. Но мы можем обосновано предположить, что, поскольку воскресшие тела не стареют, они не проходят обычного в этом мире развития от младенчества к старости, но пребывают все время в одном состоянии. Так что, скорее всего, тела не будут младенческими.

Что будет с человеком, страдающим расщеплением личности, — каждая личность получит свое тело?

Расщепление личности — это, насколько мы можем судить, не признак существования в одном теле нескольких душ, а просто один из симптомов тяжелого душевного расстройства. В воскресении мертвых все эти болезни будут преодолены.

Если тело человека было искалечено в земной жизни, воскреснет ли он искалеченным?

Нет, воскресшее тело будет совершенным и «нетленным», то есть не подверженным какому бы то ни было разрушению. Однако, подобно тому, как воскресшее тело Христа носит на себе следы Распятия, воскресшие тела мучеников могут нести на себе следы ран, которые они потерпели за Христа, как знак славы и отличия.

Если мы не будем есть и пить в жизни будущего века, то зачем нам тогда будут нужны зубы?

Писание часто сравнивает жизнь будущего века с пиром, и у нас нет оснований отрицать, что мы будем употреблять пищу. Даже в нашем мире еда — это нечто гораздо большее, чем просто средство поддержки наших распадающихся тел. Через еду мы познаем мир, радуемся благам, которые сотворил Бог, общаемся друг с другом, проявляем взаимную любовь, например, когда готовим угощение. Возможно, доброе дружеское застолье сохранится на той стороне вечности — в каком-то новом, прославленном и преображенном виде. Но, конечно, точно этого знать мы не можем.

Если там не будет брака и чадородия, останутся ли тела мужскими и женскими?

Насколько мы можем предположить из слов Господа, в «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22:30), брачная жизнь сменится чем-то более прекрасным, огромным и важным — по отношению к чему брак был как семя по отношению к цветку. Но воскресшие останутся мужчинами и женщинами, потому что это было и останется важной частью их идентичности. Как именно это будет, мы пока не знаем.

Воскресение мертвых

Воскресе́ние мёртвых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «восстановление» или «восстание») – восстановление физических тел людей в новом состоянии, имеющее наступить со вторым пришествием Иисуса Христа. Воскресение мертвых, по словам апостола Павла, произойдет во мгновенье ока ( 1Кор. 15:52 ).

Прологом воскресения мертвых является воскресение Нового Адама – Богочеловека Иисуса Христа. Своим крестным подвигом и смертью, а затем последующим воскресением Господь преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения всем людям.

В тоже время искупительное дело Богочеловека не отменило человеческой свободы. Человек добровольно принимает или отвергает подвиг Богочеловека, добровольно следует путем веры, покаяния и очищения от страстей, или продолжает развивать свои страсти, вступая во вражду с Богом. Принимая подвиг Богочеловека, христианин призывается в чем-то повторить Его жизнь – соумереть со Христом, добровольно распять свои страсти и похоти в этом мире, преобразиться исполнением евангельских заповедей. Для подвизающегося христианина воскресение окажется «воскресением жизни» – такой человек на суд не приходит, ибо перешел от смерти в жизнь ( Ин. 5:24-29; 8:51 ). Что же касается отвергнувшего Бога человека, то для него также наступит воскресение, но как «воскресение осуждения» ( Ин. 5:29 ).

Таким образом, в воскресение мертвых произойдет восстановление человеческой природы во всей полноте – человеческие души соединяться с человеческими телами. Однако грешники будут отчуждены от Бога отсутствием собственной решительной воли к добру. Бог действительно будет во всех, «но только в святых Он будет пребывать «милостиво», а в нечестивых – «немилостиво»», – говорит св. Максим Исповедник.

Бог Своей Силой воскресит мертвых нетленными, а тело воскресшего будет нетленно и бессмертно, вследствие чего оно не будет нуждаться ни в пище, ни в питии. По словам св. апостола Павла: «наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа Иисуса, Который уничиженное тело наше преобразит сообразно с телом Своей славы так, как Он может по действию силы Своей» ( Флп. 3:20-21 ).

«Какое же это «уничиженное тело», которое Господь преобразит сообразно телу славы Своей?», – спрашивает св. Ириней Лионский. – Очевидно, что тело, которое есть плоть, падающая на землю и уничижаемая. Преображение же ее (состоит в том), что она, смертная и тленная, сделается бессмертною и нетленною, не по своей собственной сущности, но по действию Господа, могущего смертное облечь в бессмертное и тленное в нетление». Следуя св. Ефрему Сирину, истолковывающему те же слова апостола, Господь «в день воскресения нашего «преобразит тело унижения нашего», которое внутри в преисподней (в могиле) становится прахом ничтожным, – «и соделает» его «сообразным телу славы Своей», то есть бессмертной жизни, коею облек Он «по силе могущества Своего, дабы мог Он подчинить Себе все». Св. Иоанн Дамаскин учит, что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Златоуст, следуя Св. Писанию, говорит о преображенном теле праведников в символах света: «…Каковы будут воскресшие из мертвых? Послушай Самого Господа твоего, Который говорит: «тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их» ( Мф. 13:43 ). Нужно ли мне упоминать о блеске солнечном? Так как верующие должны преобразиться сообразно с светлостью Самого Христа Господа, как свидетельствует апостол Павел: «наше житие», говорит он, «на небесах есть, отонуду же и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его» ( Флп. 3:20-21 ), – то преобразится, без сомнения, эта смертная плоть сообразно со светлостию Христа, смертное облечется в бессмертие, посеянное в немощи потом восстанет в силе (ср. 1Кор. 15:43 )». Св. Макарий Египетский также считает тела воскресших праведников светоносными, указывая, что они будут сопричастны нетварному сиянию, которым блистала на Фаворе плоть Господа: «Как тело Господа, когда взошел Он на гору и преобразился в Божескую славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава была тогда распростерта на теле Христовом и воссияла, точно так же и во святых сущая внутри сила Христова в оный день будет преизливаться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим причащаются они от Его сущности и естества».

По учению свв. Отцов, тела нераскаянных грешников не станут телами Божественной славы, какими будут обладать праведники. Тела нераскаянных грешников будут отражать гнездящиеся в них страсти, воссоздавать внутренний мир преступников Божественных заповедей, будут внушать отвращение. По слову блаженного Феодорита, достойные небес облекутся небесной славою, а недостойные, имеющие в помышлениях лишь земное, «примут одеяние, соответственное произволению».

Свт. Иоанн Златоуст замечает: «Смерть… у нас двоякая; потому и воскресение должно быть двоякое. Мы, умершие двоякой смертью, воскресаем и двояким воскресением. Одним мы воскресли пока от греха, ибо погреблись вместе с Ним в крещении и восстали вместе с Ним чрез крещение. Это одно воскресение — освобождение от грехов; а второе воскресение — воскресение тела».«Воскресение души — это ее соединение с Жизнью, Которая есть Христос», — пишет прп. Симеон Новый Богослов — «как тело мертвое, если не воспримет и не сольется с душою неким образом неслиянно, не бывает и не именуется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соединится неизреченным соединением и не сочетается неслиянно с Богом, Который воистину есть Жизнь Вечная».

Какими мы будем после воскресения из мёртвых?

Много лет я размышляю о том, как мы будем выглядеть после воскресения из мёртвых. Что мы будем делать? И как жить? Вот к каким выводам пришёл, изучая Православие.

1. Мы будем в наших телах

Это точно, потому что Христос воскрес в Своём теле. И сказано:

«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим » (Откр. 20:13)

Например, святой Григорий Палама учит: «в настоящем состоянии человека разумная душа его сокрыта в грубой плоти, а в Царстве Божием тела святых утончатся, одухотворятся и станут почти невещественными» .

Но как Христа осязали апостолы? Как Он преломил хлеб? С другой стороны, как Он прошёл дверями затворёнными? Похоже, наши тела будут действительно преображены, и обладая свойствами привычного тела, будут иметь и свойства тела Христа Воскресшего.

2. Тела наши будут совершены

То есть не будет слепых, безногих. Все будут восстановлены в полноценном телесном образе. Даже ещё не родившиеся младенцы.

3. Дети не будут больше рождаться

Это грустно, но именно так и будет. Об этом говорит Христос:

«Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк.12,25)

Почему? Потому что в вечности уже не будет греха и искушений. Человек должен уже здесь, в этой жизни, сознательно отказаться от зла и выбрать добро. Нахлебавшись здесь горя и болезней, поняв, что это следствие греха и жизни без Бога, человек не станет проверять: «А что, если мне пожить без Бога?» Если бы дети рождались, они бы снова повторили историю грехопадения.

Как это возможно не быть половой близости? Думаю, наши тела не будут вырабатывать гормоны и другие вещества, необходимые для продолжения рода. Даже желание не будет возникать. Будем как ангелы.

4. Не будет плохих мыслей

Нас ожидает удивительно ясный ум, доброе мышление. Сатана и его слуги-демоны будут отправлены в тьму внешнюю. Предположу, за пределы вселенной. А значит, не будет бесов, которые всевают в наш разум хулу, зависть, сомнение, уныние, гордость и прочую грязь.

5. Мы будем молоды, нам будет по 30 лет

Это возраст Адама. Или по 33 года, это возраст Христа. Конечно, каждому будет столько лет, сколько он прожил, а через несколько тысячелений после воскресения, наш возраст будет мало отличаться друг от друга. Но мы будем молоды. Как?

По берегам реки, которая будет протекать в середине города «Новый Иерусалим» будут расти Древо Вечной Жизни, приносящие 12 раз в году. (Откр. 22:2). Вот плоды этих деревьев и будут обновлять наш организм. Святые отцы толковали эти слова, как иносказание . Но мне кажется, это может иметь и прямое значение. Об этом я напишу отдельную статью.

Читать еще:  Происхождение праздника пасхи

6. Наши тела будут смертны

Но мы не будем умирать. Именно потому что будем вкушать от Древа Вечной Жизни. А ещё не будет рядом людей, способных убить. Думаю, и зверей таких тоже не будет. Умирать точно уже никто не будет.

7. Будет разделение на святых и помилованных людей

Насколько я понимаю слова Анокалипсиса, святые, которые приняли Христа, как Бога – не будут судимы на Страшном Суде. Они скорее сами будут судить – вспомните слова Сына Божьего: « сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых » (Мф.19:28). А вот вышедшие из ада люди, воскресшие в телах – будут судимы по делам. Злые будут отделены от добрых. Помилованные населят планету вне Святого Города. А святые поселятся в Новом Иерусалиме.

8. Не будет солнца и тени

Если не будет тени, значит, свет будет равномерно распределяться по всему небу со всех сторон планеты. Люди будут ходить под Богом в прямом смысле этих слов.

9. Сон и еда

Как мы будем спать, если всё время свет? Полагаю, будем закрываться в домах, задёргивать шторы и отдыхать. А вот мяса уже не будет. Уверен, мы не будем больше есть животных. Будет только растительная пища. Она будет более вкусной и калорийной. Может, некоторая будет напоминать вкус мяса. У Бога много приправ и Он нас без вкусного не оставит. Напомню, что Иисус Христос, воскреснув, ел перед апостолами. Он это делал, чтобы доказать, что Он — не привидение. Но если Он ел, почему мы не будем, когда воскреснем в телах?

10. Молитва

Думаю, у нас будут определённые дни, когда мы будем собираться в храмах и благодарить Бога за прожитую жизнь, за воскресение из мёртвых. Возможно, плоды Древа Вечной Жизни – будут нам выдаваться, как сейчас – Тело и Кровь Христовы. Возможно Сам Бог и будет Древом Вечной Жизни. Где-то я встречал у богословов такую мысль. Кто знает, может, плоды Древа Вечной Жизни — будут похожи на хлебные плоды, пропитанные виноградным соком?

11. Новая Земля, новый мир!

Из последней книги Нового Завета мы знаем слова Бога:

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое , и говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр. 21:5).

Будет новая планета. Размером она будет под количество людей, которые прошли через Страшный Суд. Так что ресурсов хватит на всех. Будут новые животные, или старые? Но уже без хищных инстинктов. Все будут питаться плодами растений. Это моё частное богословское мнение. Как и во всей статье, впрочем. 🙂

12. Что ещё?

Есть мнение, что это будет «Век молчания» и мы не будем говорить, а будем слышать мысли друг друга. Есть мнение, что мы будем иметь возможность проходить сквозь стены, как заходил к апостолам Христос «дверями затворенными». Что будут нам подчинены стихии, как Сыну Божьему. Что будем понимать язык животных, как это умел Адам, когда был в Райском Саду.

Например, святой Иоанн Дамаскин учит: что по воскресении «спасенные получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье».

Но тогда зачем Древу Жизни давать плоды, а листьям его быть «для исцеления народов»? Разве что — это образно сказано.

Это всё догадки и предложения, друзья мои. « Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу » (1Кор. 13:12). Одно ясно точно: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2:9).

автор: священник Владимир Панарин

Если понравилась статья, пожалуйста, поддержите проект! Подпиской, лайком, репостом, комментарием и финансово:

Можно ли у православных хоронить в воскресенье, субботу и понедельник

Существуют некоторые традиции и правила, связанные с религиозными убеждениями либо обычаями конкретного народа при проведении погребения человека, которые люди стараются соблюдать. Но в некоторых случаях нередко происходит путаница. Например, вопрос, хоронят ли в воскресенье усопших, многих может ввести в тупик. Есть люди, которые ничего предосудительного в погребении в выходной не видят. Но есть и те, кто готов привести доводы, почему нельзя хоронить в воскресенье. Чтобы разобраться в этом вопросе, стоит подробно изучить откуда это мнение появилось и что по этому поводу думает православие.

На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка

Страх быть погребенным заживо называется тафофобией. Поэтому некоторые даже в завещании указывали, когда проводить их погребение. Например, Артур Шопенгауер завещал придать его тело земле на 5 сутки после его смерти.

Хоронить усопшего по прошествии некоторого времени стали из-за случаев, когда покойник вдруг «воскресал» во время или накануне процесса похорон. Раньше было принято захоранивать умерших в день их смерти. Поэтому были ситуации, когда человека, впавшего в летаргический сон, закапывали заживо, предполагая, что он умер. Подобная участь могла произойти с Франческо Петрарка – итальянским поэтом. Но его спасло то, что через 20 часов после того как его объявили мертвым, он проснулся. После этого поэт благополучно прожил около 30 лет.

В 1772 был введен указ герцога Ф. Мекленбургского, повелевающий проводить захоронение умерших на 3-ий день после смерти. Сделано это было, чтобы исключить случаи с захоронением людей, впавших в литургию либо находящихся в глубоком обмороке.

На какой день после смерти хоронят православных

Традиция в православии хоронить на 3 день связана с особым значением, которую придают этому числу. В Евангелии описано много ситуаций, где цифра 3 играет немаловажную роль. Вот самые значимые из них:

  • Три подарка, преподнесенных Христу в честь его рождения волхвами;
  • Три распятья на горе Голгофе;
  • Третий день после смерти Иисуса, когда произошло его воскрешение.

Сакральный смысл заложен и в термине Святая Троица, отражающая Триединство Бога. Воскрешение же Христа еще больше укрепило веру в то, что хоронить следует человека на третьи сутки.

Православные христине считают, что душа покидать тело должна постепенно. Происходит этот момент на Третину – ровно на третьи сутки с момента кончины. После высвобождения, нематериальная сущность следует за ангелом-хранителем в Царствие Небесное, где еще трое суток может созерцать красоту райской обители. Считается, что если похоронить человека раньше, то его душа это увидит и переход в другой мир для нее будет происходить мучительнее либо она и вовсе останется неупокоенной.

Говорят, что в воскресенье хоронить нельзя

Некоторые на вопрос, можно ли хоронить в воскресенье, уверенно говорят, что нельзя. Они считают это большим грехом. Во многом это связано с тем, что церковь запрещает проводить погребение в некоторые особо значимые для православия события, которые, в свою очередь, чаще выпадают на воскресенье. Отголосками данного поверья стало и то, что раньше его считали Христовым днем и он являлся днем отдыха и празднования воскрешения Иисуса.

Развенчание мифа о запрете похорон в воскресный день

Но опять же, если вернуться к событиям, описанных в Библии, седьмой день считался выходным и иудеям предписывалось в это время ничего не делать. Но в те времена, первым днем недели считали воскресенье. Конец недели выходил на субботу. Поэтому вопрос должен скорее звучать так: «Хоронят ли в субботу усопших?». Но даже на этот счет нет никаких запретов по проведению прощальной церемонии. Все негласные поверья являются скорее пережитками прошлого.

Даже если Третина выпадает на воскресенье, отмена похорон может произойти по следующим причинам:

  • Выходной у инстанции, выдающей документы. Без документов тело не может быть передано близким. Нужные бумаги необходимо получить накануне – в субботу;
  • В некоторых городах, забрать в воскресенье тело с морга не представляется возможным, так как сотрудники его отдыхают. В других, требуется лишь доплатить санитарам за передачу усопшего родственникам в выходной или на праздник;
  • В воскресенье на кладбище может быть слишком многолюдно. Поэтому, чтобы провести скорбную церемонию прощания с умершим, часто переносят похороны на другой понедельник.

Иногда в самом храме график работы на выходной полностью забит, что тоже может послужить переносу прощания с усопшим и его отпевание на следующий день.

Можно ли хоронить в воскресенье – мнение церкви

На вопрос, можно ли проводить похороны в воскресенье, священослужители говорят, что запретов на погребение в это время нет, кроме тех православных праздников, выпадающих на выходной. Кроме того, процесс прощания можно назначить как на утро или день, так и на вечер.

Церковнослужители рекомендуют обращать внимание не на день погребения, а на правильность проведения обряда захоронения. В выборе даты захоронения, лучше руководствоваться тем, что пройти должно три дня со дня смерти. Но иногда церковь дает разрешение на погребение раньше – в странах с жарким климатом и во время эпидемий.

Запреты, связанные с тем, что отпевать и устраивать панихиду в воскресенье нельзя, являются всего лишь людскими домыслами. Даже в великие праздники, выпадающие на этот день недели, церковь может сделать исключение и провести церемонию, но только после проведения праздничного богослужения можно провести панихиду. И то, для начала необходимо проконсультироваться со священником. Динамика современной жизни такова, что избегать «запретного» дня для похорон, не всегда удается, поэтому этот процесс можно проводить в любое время.

В какие дни нельзя хоронить умерших

Хоронить в день смерти или на следующий день по христианским обычаям не разрешается, если на то нет причин. Связано это с поверьем, что душа не успела покинуть тело. Если христианина похоронить раньше положенного срока, ей некуда направиться. До Третины душа человека находится в кругу своей семьи. Для умершего созерцание захоронения своего тела раньше времени, может привести к большой душевной боли, в следствие чего он останется неупокоенным.

Часто можно услышать такой вопрос:«Почему нельзя хоронить в понедельник, умерших своей смерти или погибших от рук убийцы?». Дело все в том, что раньше в этот день принято было хоронить самоубийц. Похороны усопшего, умершего от естественной или насильственной смерти, переносили на вторник.

Времена меняются и поэтому вопрос, почему не хоронят в понедельник людей, уже не так актуален. Сейчас разрешают погребать умершего в любой день недели, вне зависимости от того, что явилось причиной смерти человека.

Можно ли хоронить в церковные праздники

От выбора дня похорон зависит то, насколько быстро душа вознесется в Царствие Небесное. Поэтому христианина нельзя предавать земле в эти великие православные праздники:

  • Благовещенье . В этот день Мария получила весть о том, что ей суждено родить сына и назвать его Иисус. В этот светлый праздник панихиды и поминки нельзя устраивать.
  • Рождество . 7 января день, когда родился Христос. Проведение прощальной церемонии в этот день лучше избежать, чтобы не прогневать Бога. Если есть веские причины для похорон, стоит согласовывать со священником;
  • Пасху . Если православный умирает накануне праздника – в вербную неделю, считается, что на него снизошла благодать от Господа. Но похороны, на день воскресения Христа, ни в коем случае не назначают;
  • Покров день . В этот великий праздник вспоминают событие, когда Богородица спасла христиан от нападения сарацин. На этот день не назначают панихиду, чтобы не разгневать ее.
Читать еще:  Пасха в 2024

Если на Благовещенье или Пасху выпали поминки, то нужно их провести на Радоницу. В праздничные дни по православию нельзя хоронить и отпевать усопших, чтобы не омрачить праздник скорбью и печалью.

Но не только в великие праздники хоронить не рекомендуется. Делать этого не следует и в дни скорби – 3 суток в Страстную Пятницу. В эти дни прихожане молятся и вспоминают последние дни Иисуса.

Что говорится по этому вопросу в православной литературе

Чтобы установить дату, касающегося дня проведения определенного обряда, стоит обратиться к православной литературе. Ученик Иоанна Златоуста – Исидор Пелосиотский описал захоронение, в котором указал и сроки. Он написал: «В пятницу Господь испустил дух … один день. Далее продолжил: «С наступлением воскресенья Он восстал». Этот отрывок, описывающий момент наступления смерти и указывающий конкретные дни недели, дает понять, что в последний день недели можно отпевать и хоронить.

По уставу церковь может отказать в погребении усопших в следующие дни:

  • в дни памяти святых мучеников;
  • Главный Крещенский праздник;
  • Успение Пресвятой Богородицы;
  • Светлое Христово Воскресение;
  • на Рождество Христово.

Те, кто утверждает, что хоронить в воскресенье ни в коем случае нельзя, порой сами не могут назвать причины этого. В самой Библии и даже в церковных канонах ничего подобного нет.

День недели и время погребения не играет такой большой роли. Главное в похоронах – соблюдение самого обряда захоронения. Для начала проходит процедура подготовки к похоронам. Тело человека омывают и облачают в предпочтительно светлую одежду. Проводится это работниками морга или самостоятельно – родственниками. Если похороны проходят дома, то читают «Господи помилуй» 3 раза.

На какой день хоронят человека после смерти у православных

Трагические события часто застают людей врасплох. Согласно обычаям погребение близкого человека после кончины следует провести с соблюдением существующих традиций. На какой день хоронят человека после смерти у православных очень важно, ведь от этого зависит насколько легко произойдет переход души в вечную жизнь души. В своих статьях и проповедях священнослужители подчеркивают, что в загробном мире она находит то место, до которого она доросла во время пребывания на земле. Душа христианина легко вступит в новую форму своего бытия не в последнюю очередь благодаря помощи и участию близких людей.

Через сколько дней организовывают похороны после смерти?

В православии особое значение придается числу «3». Святая Троица состоит из Отца, Сына и Святого Духа, богословские добродетели включают в себя веру, надежду и любовь. Сакральный смысл числа подтверждается присутствием в Евангелии 3 волхвов, такого же количества распятых на Голгофе, воскрешением Иисуса Христа на третий день после смерти.

Православие считает, что обрыв связей с телом душа делает постепенно. В этом были уверены и древние славяне, которые кремировали умершего после чтения жрецом покойному 3 суток подряд напутствия из «Книги мертвых». Наши предки считали, что нематериальная составляющая человека до 40 дней после смерти находится на Земле. Особые обряды — омовение, крода, тризна, ристалище — помогали сделать расставание души с телом максимально безболезненным.

Эту же цель преследуют христианские обычаи. Согласно православной традиции душа покидает тело на 3 день, Третину, и вместе с ангелом-хранителем отправляется в Царствие Небесное. Там с 3 по 6 сутки она наблюдает несказанную красоту райской обители. Согласно обычаям хоронят на 3 день, считать нужно с момента кончины человека, даже если трагическое событие произошло ближе к полуночи. Так, умершего 12 ноября в 23.00 положено придать земле 14, а не 15 числа. Третьи сутки связаны еще и с образом Святой Троицы, с праздником который связан с поминальными обрядами. Именно момент воскрешения Христа явил миру подтверждение цельности триединства — исходящий от Бога Святой Дух оживил Сын Божия.

На какой день лучше хоронить умершего: историческая справка

Придают земле в определенное время и из вполне бытовых соображений. После рассказов о захоронения живых людей появилось понятие тафофобии — панического страха оказаться в могиле на кладбище после того, как человека ошибочно посчитали умершим.

Истории известны случаи, когда родственники в силу неведения предавали земле близких, находящихся в состоянии глубокого обморока или летаргического сна. Легенда гласит о том, что заживо был похоронен писатель Н.В. Гоголь. Итальянский поэт Франческо Петрарка впал на 20 часов в летаргический сон, и только чудо позволило близким не похоронить его в день смерти, как было принято делать согласно итальянским законам XIV века. Из-за наличия тафофобии немецкий философ Артур Шопенгауэр составил завещание, в котором просил посчитать 5 дней с момента его смерти и только после этого придать земле. В Европе отсрочка похорон на трое суток с момента кончины человека была введена указом герцога Ф. Мекленбургского только в конце XVIII века.

В начале нынешнего столетия были зафиксированы несколько «воскрешений» усопших, в отношении которых врачи констатировали смерть. Исключить ошибку современных медицинских работников позволяет в т.ч. наблюдение за появлением на 3 сутки на теле умершего человека трупных пятен.

Можно ли хоронить в церковные праздники?

От того, когда будут проведены похороны, зависит возможность души беспрепятственно попасть в Царствие Небесное. Поэтому православием не разрешается проводить данную церемонию в следующие большие праздники, особенно если они совпали с воскресеньем:

  • Рождество Христово;
  • Пасхальное Воскресение;
  • Троицу;
  • Покров Пресвятой Богородицы.

Поминки, которые выпадают на Пасху, положено перенести на Радуницу. Хоронить в воскресение Библия не запрещает. На 3 день после смерти, который попадает на понедельник, принято предавать земле самоубийц, на четверг — умерших от естественных причин. Близким усопших необходимо помнить, что невзирая на день недели, нельзя отпевать и просить о поминании в церкви, а также хоронить на территории кладбища людей, наложивших на себя руки. Исключение делается для некоторых групп:

  • людей с установленными психическими заболеваниями;
  • при подозрении насильственной смерти, которую преступники рассчитывали выдать за самоубийство;
  • когда до конца не выяснены причины кончины человека.

В Страстную Пятницу, на которую приходятся 3 сутки, траурную церемонию не проводят. Если имеются сомнения в том, на какой день хоронят православных, как посчитать и правильно ли назначена дата относительно христианских праздников, родственникам следует посоветоваться со священнослужителем. Необходимо помнить, что в течение 3 суток при соблюдении правил ритуала упокоения завершается первая фаза разделения души и тела.

Церковные требы

На Третину положено заказывать панихиду, специальную заупокойную службу. Поминовения в этот день идут в честь воскресения Иисуса Христа и во славу образа Пресвятой Троицы. Панихида служится как в храме, так и на кладбище во время или после похорон, дома у близких умершего. Молитвословие не только священника, но и любящих людей способно облегчить прохождение мытарств души покойного. Да и самим родственникам и друзьям умершего такое поминовение приносит ощутимую пользу — приносит утешение и притупляет боль от потери родного человека.

В недалеком прошлом христиане после смерти 40 дней читали Псалтирь за умершего и ежедневно брали в церкви на литургии просфоры за усопшего. Сегодня близкие покойного на Третину идут в храм и присутствуют на службе со свечами, символом веры в чистую и светлую будущую жизнь. В конце молитвословия свечной огонь тушится как знак того, что земная жизнь каждого рано или поздно также прекратит свое существование.

Случаи, когда хоронят человека не на 3 день после смерти

Летом в регионах, где стоит сильная жара и в исключительных обстоятельствах (во время войн, эпидемий) церковнослужители разрешают проводить церемонию прощания раньше. Православие допускает погребение и на 4-6 день в зависимости от того, как умер человек. Для установления причин гибели проводится процедура вскрытия трупа, которая длится определенное время, особенно, если это происходит из-за подозрений в насильственной смерти. Иногда родным покойного приходится ждать приезда родственников и близких издалека, поэтому похоронные процедуры откладываются, а тело усопшего бальзамируют. Процедура проводится для сохранения у умершего эстетического внешнего вида и для приостановки процессов разложения останков. Бальзамирование и постмортальную подготовку делают в морге.

Категорически не приветствуется христианством без видимых причин хоронить усопшего в первый или второй день после кончины. Это связано с убеждением, что духовная субстанция человека еще не попрощалась с телом — своим временным телесным пристанищем. Насильный разрыв связи до наступления Третины приведет к тому, что душе некуда будет направиться. Во второй день она должна пребывать в кругу семьи. К тому же созерцание того, как в гробу предают раньше времени земле ее материальное вместилище, может причинить душе невыразимую боль.

С 9 дня после смерти длятся мытарства почившего на том свете — прохождение через сонм собственных грехов и 20 судов небесных. Погребальные ритуалы и связанные с ними поминания, проводимые в это время, могут осложнить и без того трудный загробный путь.

Почему хоронят на 3 день после смерти: психологические причины

Близкие люди, даже ухаживающие долгое время за смертельно больными родственниками, никогда не бывают внутренне в полной мере готовы к их кончине. Нечего и говорить о силе трагедии и скорби, когда этот умирают дети. Невзирая на понятия вечной жизни и освобождения души от земных страданий, потеря становится тяжелым ударом, который можно осознать только спустя время. В первое время после кончины сложно принять факт ухода человека, а тем более заняться приготовлениями к захоронению и проводам в последний путь. Чрезмерная скорбь и стенания осложняют душе процесс расставания с землей, ведь в первый день согласно православным верованиям она и без того испытывает смятение. По истечении некоторого времени у родственников и близких появляется внутренняя готовность отпустить усопшего — определиться с тем, в какой день сделать поминки и как провести похороны.

В силу этих психологических нюансов проведение процедуры захоронения спустя время с момента кончины вполне оправдано. Поэтому на Третину проводят прощание с усопшим и организовывают поминальный обед.

Почему не рекомендуется посещать траурные церемонии в день рождения

Именинники часто задаются вопросом, стоит ли им присутствовать на похоронах, которые совпали с их праздником? Со стороны церкви нет никаких ограничений на посещение кладбища или на предание земле тела человека в день его рождения. Однако в последнем случае обязательно ежегодное посещение могилы усопшего близкими в течение 3 лет.

Согласно альтернативной точке зрения энергетика человека особенно уязвима в день рождения, а также за неделю до и после события. На подсознательном уровне именинник заново переживает травмирующий эпизод жизни — появление на свет. Похороны и другие траурные церемонии, попавшие на эту дату, следует посетить в том случае, если нужно проводить в последний путь близкого родственника. Однако сделать перенос торжества на другое время и помянуть покойного можно и без визита на кладбище.

Рассчитать и узнать верную дату похорон несложно. Этот момент является принципиальным для верующего христианина. Отчет суток идет со дня наступления смерти. Первое время, которое длится вплоть до сороковин, очень важно для прохождения души усопшего всех этапов разобществления с телом. Знание того, на какой день хоронят после смерти и соблюдение родными усопшего традиций, облегчает душе тяготы переходного периода. Одним из ритуалов, связанным с прощанием покойного с бренным миром, является погребение тела, которое по традиции проводят на 3 сутки после смерти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector