3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по опк пасха

Урок по основам православной культуры «Пасха»

Цель урока: формирование представления о главном празднике Православной Церкви – Пасхе, об обычаях, традициях праздника.

1) познакомить с историей возникновения праздника;

2) способствовать формированию нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями;

3) воспитывать любовь и уважение к культурному наследию России.

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся совместно с родителями дома составляют сообщения о праздновании Пасхи в семье; изготавливают поздравительные открытки к этому дню.

Оборудование урока: компьютер, диск с презентацией, СМАРТ доска, карточки, словарь, поздравительные открытки.

Организационный момент 1 мин.

Актуализация знаний 5 мин.

Самостоятельная работа 7 мин.

Работа в парах 3 мин.

Физкультурная минутка 2 мин.

Фронтальная работа 10 мин.

Групповая работа 8 мин.

Рефлексия 9 мин.

Учитель: Ребята, тему урока вы определите сами, послушав стихотворение Лидии Чарской.

Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!
В улыбке синих
Живых небес
Все та же радость:
Христос воскрес!
Вражда исчезла,
И страх исчез.
Нет больше злобы –
Христос воскрес!
Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос воскрес!
Земля и солнце,
Поля и лес –
Все славят Бога:
Христос воскрес!

Учитель: Какому празднику посвящены строки стихотворения? Назовите тему урока. (Строки посвящены празднику Пасха. Тема урока “Пасха”). Cлайд 1. (Презентация)

Учитель: Правильно, Пасха – Светлое Воскресение Христово – главный праздник Православной Церкви. Каждый год, празднуя Пасху, христиане торжествуют избавление от смерти и дарование им жизни вечной.

После Входа Господня в Иерусалим Христа предал один из учеников – Иуда. Враги схватили Иисуса и распяли Его на Кресте. Великая Пятница – день смерти Спасителя на Кресте – самый печальный день в году. За ней идет великая Суббота – самый тихий день в году, когда тело Христа покоилось в пещере – Гробе Господнем. Утром следующего дня несколько женщин пришли к этой пещере. Гроб был пуст, а рядом сидел Ангел.

Ангел сказал женщинам: “Вы ищете Иисуса Распятого? Его здесь нет. Он воскрес!”

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово “воскрес”?

Дети работают со словарем (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова), зачитывают толкование слова.

Учитель: Отсюда и название праздника – Воскресение Христово. Слайд 2

Учитель: Ребята, вы узнали о происхождении праздника, а сейчас вы будете работать с текстом учебника со страницы 28 по страницу 31. Вам нужно найти в тексте ответы на вопросы учебника 1 и 2.

  1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
  2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Дети в парах отвечают на вопросы учебника 1, 2.

Учитель: Ребята, прочитайте вопрос 4 учебника. Расскажите, как вы семьей празднуете Пасху; это сообщение вы готовили дома совместно с родителями.

Учащиеся рассказывают о праздновании Пасхи в семье.

Учитель: Ребята, подведем итог всему сказанному. Какие традиции праздника? (яйца, кулич, пасха, христосование). Слайд 3.

Учитель: Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить больше яиц и обязательно их окрасить. Для этого чаще всего используют луковую шелуху, цветные бумажки, нитки, тряпочки. Яйца получаются темно–красные, желтые, мраморные. Кулич, пасха, яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. С утра обязательно первым едят яйцо. Их дарят родным, соседям. Приходя в гости, приветствуют словами “Христос воскресе” и слышат в ответ: “Воистину воскресе”, трижды целуются и обмениваются яйцами. Раньше одаривали друг друга яйцами-подарками: фарфоровые, хрустальные, стеклянные, деревянные, костяные, шоколадные, сахарные, большие и маленькие – каких только не было пасхальных яиц!

Учитель: А кто из вас, ребята, может назвать символы Пасхи? (яйца, корзина, птички, зайчики, гнездо). Слайд 4

Учитель: Ребята, давайте попробуем в группах из 4 человек составить кластер по теме урока “ Пасха”. Объединитесь в группы.

Учащиеся составляют кластеры и демонстрируют на классной доске. Обсуждение кластеров.

Учитель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой кластер составила я. Слайд 5.

Учитель: Когда-то праздник Пасхи был едва ли не самым радостным и долгожданным праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях. Ребята, все люди в этот день поздравляют друг друга. Вы вместе с родителями изготовили дома праздничные открытки. Давайте организуем выставку открыток.

Дети выставляют открытки.

Учитель: Рассмотрите нашу выставку и выберите открытки с символами праздника. Объясните свой выбор.

Дети объясняют свой выбор.

Учитель: Какие новые сведения о Воскресении Христовом вы узнали на сегодняшнем уроке? Какое задание было самым интересным?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Домашнее задание будет следующим: в семье запишите любую пасхальную игру, чтобы в классе можно было составить книжечку с пасхальными играми и поиграть. Слайд 6.

1. А.В. Кураев. Основы православной культуры. Москва “ Просвещение”. 2012 год.

2. Д.В. Пушкина. Православные праздники. Москва “Даръ”. 2010 год.

3. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Москва “Азбуковник”. 1999 год.

4. Федеральный центр электронно-образовательных ресурсов.

Конспект урока по ОПК по теме «Пасха».

Модуль: «Основы православной культуры»

Цель: развивать у обучающихся мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним; сформировать представление о празднике «Пасха»; показать ценность достижений культуры для человечества.

Задачи урока: знакомство с историей возникновения праздника; формирование духовно-нравственных качеств через ознакомление с христианскими традициями; воспитание любви и уважения к культурному наследию России.

Познавательные УУД: сформировать умение выделять нужную информацию из различных источников.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу; понимать цель выполняемых действий.

Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности.

Личностные УУД: помочь осознать учащимся смысл обычаев и традиций, связанных с праздником Пасха; познакомить с празднованием Пасхи на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей.
Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, христианский пост, христосование, пасхальная полночь, пасхальный гимн, пасхальное яйцо , жёны-мироносицы.

Оборудование и инструментарий: учебник, тетрадь обучающихся по предмету, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, видеофрагмент «Пасха. Воскресение Христа», аудиозаписи Гимна Пасхи «Христос воскресе», колокольный звон.

1. Организационный момент.

Начать наш урок мне хотелось бы словами грузинского и российского педагога и психолога Шалвы Амонашвили: «Кто улыбкою жизнь встречает, кто с улыбкой детей пеленает. Кто с улыбкой проблемы решает, чья улыбка, как луч мудреца. Тот, как солнце, всё согревает, тот улыбкою зло побеждает. Тот великую тайну знает! Суть улыбки — радость Творца». (слайд 1)

Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными.

2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

— Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Когда человек улыбается?» (Когда он счастлив, у него прекрасное настроение, он хочет понравиться окружающим и др.)

— Отгадайте загадку, ведь речь в ней пойдёт о дне, способном несомненно вызвать улыбку на ваших лицах: (слайд 2)

День рожденья, юбилей,

Новый год и новоселье,

Торжество, когда вокруг

Царит радость и веселье.

— Это праздник. (слайд 3)

— Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (радость, торт, торжество, наряды, песни, хлопушка, подарок, сюрприз, поздравления и др.)

— Какие виды праздников вам известны? (Государственные, в том числе профессиональные и связанные с памятными датами в истории России; семейные и церковные) Приведите примеры праздников каждой группы. (Ответы детей) (слайд 4)

— В поле нашего исследования будет церковный праздник, его название – первые буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках.

1. Это слово, однокоренное со словами «милость», «миловать», «милостыня».

П омилуй (слайд 5)

2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют …

3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

С вятые (слайд 7)

4. Человек, который принял учение Иисуса Христа.

Х ристианин (слайд 8)

5. Ученик Христа, распространитель его учения, буквально, посланник.

А постол (слайд 9)

— Какое слово у вас получилось?

Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать?

— Определите тему и цель нашего урока: узнать, что такое Пасха, что воскресенье не только день недели, как празднуют Пасху.

3. Изучение нового материала.

Пасха, Светлое Христово Воскресение – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, учреждённый апостолами, его ещё называют «праздник праздников» и «торжеством из торжеств». Дата православной Пасхи устанавливается по движению луны. Согласно древнему правилу, она празднуется в первое воскресенье по первом весеннем полнолунии (после 21 марта – дня весеннего равноденствия) и обязательно после иудейской Пасхи. Таким образом, Пасха отмечается в разные даты в один из 35 дней – с 4 апреля по 8 мая по новому стилю (по григорианскому календарю).

— Обратимся к Евангелию, вспомним, что история Иисуса Христа не заканчивается его казнью, ибо он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь, поэтому после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Первыми о Воскресении Христа узнали жёны-мироносицы, пришедшие ранним утром ко гробу Господню и увидели, что огромный камень отвален от входа в пещеру. Войдя внутрь, они увидели ангела, сидящего у гроба.

Этот момент запечатлел на своей картине « Святые жёны-мироносицы у гроба воскресшего Христа» художник эпохи Возрождения Аннибале Каррачи . (слайд 11)

Ангел возвестил Марии Магдалине и жёнам-мироносицам о совершившемся Воскресении Христа: «Христос Воскрес! Идите, поспешите в Иерусалим сказать ученикам Его об этом».

День наступил, зажглась денница,

Лик мертвой степи заалел;

Заснул шакал, проснулась птица…

Пришли взглянуть – гроб опустел.

И мироносицы бежали

Поведать чудо из чудес:

Что нет Его, чтобы искали!

Сказал: «Воскресну!» – и Воскрес!

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

— Просмотр видео «Воскресение Христово».

Воскресение для христиан означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.

В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе (слайд 12), например, 4 времени года последовательно сменяют друг друга. Деревья возрождаются во всей своей красоте весной, которой были лишены зимой; поля снова одеваются зеленью, семена, истлевшие в недрах земли, прорастают, и прорастают, не иначе как истлев. «Весна есть образ и знамение Воскресения мертвых. Что происходит во время весны, то будет и в Воскресение мертвых, как видим в Святом Писании и веруем. Во время весны вся земля обновляется, так во время Воскресения все обновится, по неложному обещанию Божию: «Се, творю всё новое», глаголет Господь (Апок. 21, 5). «Я творю новое небо и новую землю» (Ис. 65, 17), «Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Пет. 3, 13). Во время весны всё творение, как видим, оживает; так в Воскресение мертвых все человеческое естество, оживет. Во время весны всякая трава и злаки исходят из недр земли и являются в своем виде; так в последний день умершие люди выйдут из гробов, и явится каждый в своем образе» (Святитель Тихон Задонский).

Попробуйте и вы привести примеры воскрешения в природе, (ответы детей).

— Как вы думаете, почему нерабочий день недели называется «воскресенье»? Данное слово связано с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает «огонь, жить, ободрять, сверкать, сиять, искриться» (слайд 13). Воскресение – день возобновления жизни (восстание из мёртвых, оживотворение).

— А знаете ли вы, как православные поздравляют друг друга на Пасху? («Христос воскресе! Воистину воскресе!») Как вы думаете, почему христиане используют именно эти слова? (Они верят, что после мученической казни на кресте, Иисус Христос воскрес, т.е. снова ожил)

Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. (слайд 14) Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

Главный пасхальный гимн звучит так: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!».

— Что это обозначает в переводе на современный русский язык? Отыщите ответ на данный вопрос на странице 30 вашего учебника.

(«Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»)

Прослушивание аудиозаписей с пасхальными песнопениями.

Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причём и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни: они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.

Гулко звуки колокольные

Улетают в твердь небес

За луга, за степи вольные,

За дремучий темный лес.

Миллиардом звуков радостных

Льет певучая волна…

Вся мгновений дивных, сладостных

Ночь пасхальная полна,

В них, в тех звуках — миг прощенья,

Злобе суетной — конец.

И любви златой венец,

В них — молитвы бесконечныя,

Гимнов дивные слова.

В них печаль и слезы вечныя

Смыты кровью Божества.

В них земли восторг таинственный

И святой восторг небес,

В них Бессмертный и Единственный

Бог воистину воскрес!

Прослушивание пасхального звона колоколов.

После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Во время поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.

Зато на Пасху — пир горой! (слайды 16 – 18) На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.

Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.

C уществовало поверье, что на Пасху солнышко играет, и многие старались подкараулить этот момент. Дети обращались к светилу с песенками и закличками. Давайте и мы покличем солнышко.

Сияет солнышко весеннее,

Согревая всё вокруг.

И пасхальное настроение

Приносит радость, юный друг!

Солнце рано встаёт (руки поднять вверх)

И лучи нам подаёт (руки вытянуть вперёд).

Крепко держим мы лучи (ладошки прижать друг к другу),

Очень, очень горячи (трём ладошку о ладошку).

Скачут по лужайке (кисти рук опускать и поднимать).

Мы их на полянке (хлопки в ладоши).

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

5. Углубление знаний по изученной теме.

Читать еще:  Сколько нужно муки на литр молока

— Почему, по-вашему мнению на Пасху принято дарить яйцо? Откуда появилась эта традиция?

Поздравляя друг друга: «Христос воскресе!» — верующие издревле дарят друг другу красные яйца. Обычай этот связан с именем Марии Магдалины. По преданию, после воскресения Иисуса Христа Мария Магдалена отправилась в Рим. Представ перед императором Тиберием, она воскликнула: «Христос воскресе!» — и поднесла ему в дар белое яйцо. (слайд 19)

Император усомнился в этом: — В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным! И в тот же момент белое яйцо стало алым. (слайд 20)

Красное яйцо — символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоники, сохранился рукописный гречес кий устав X века. В нём помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

— Какие блюда являются главными на пасхальном столе в разных странах? (слайды 21 — 28)

В Греции пекут специальный хлеб «цуреки», а вечером Великой субботы готовят магирицу – сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью. В Польше едят «мазурки» — песочное печенье с ореховыми и фруктовыми начинками. В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак», а немцы готовят пасхальные пироги в форме ягнёнка. В Страстную пятницу британцы едят булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, солёный пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и коломба – высокий суховатый пирог в форме голубя. Кроме того, в некоторых регионах пекут пирог «Паскуалино», слоеный пирог, по количеству слоев которого в старину судили о благосостоянии семьи. В идеале в этом пироге должно быть 33 слоя, согласно возрасту Христа.

В некоторых странах Европы и Северной Америки распространён обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети, проснувшись, отправляются на поиски «норы» пасхального кролика с множеством ярких и пёстрых яиц. Во Франции от детей прячут шоколадные яйца.

— Как и любой большой праздник Пасха сопровождалась играми и развлечениями. Я предлагаю поработать вам в группах (по рядам), отыскать понравившуюся вам игру или развлечение на предложенном каждой группе Интернет-сайте и научить в неё играть одноклассников.

6. Итог урока. (слайд 29)

— Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

— Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

— Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

— Как звучит главный пасхальный гимн? В чём его смысл?

— В чем состоит христианский пост?

7. Рефлексия. (слайд 30)

У каждого из вас на столе лежит пасхальное яйцо, опустите его в корзину в соответствии со своей работой на уроке.

1 корзина – было увлекательно и познавательно, я нравственно и духовно обогатился.

2 корзина – было интересно, но некоторые моменты урока требуют дополнительного обдумывания и разъяснения.

3 корзина – не извлёк из урока ничего полезного, урок не произвёл на меня должного впечатления.

1) Мини-исследование по теме: «Жёны-мироносицы в искусстве».

2) Сообщение о различных видах росписи пасхальных яиц (крашенки, писанки, крапанки, дряпанки) с демонстрацией образцов.

3) Устный рассказ по репродукции картины Б. Кустодиева «Христосование» (с. 30 учебника).

Урок 8 по ОПК 4 класс «Пасха»

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Выбранный для просмотра документ #U0443#U0440#U043e#U043a 8.doc

Конспект урока №8

Цель: формирование понимания, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры.

Обучающая: узнать о событиях, связанных со словами воскресенье, Пасха, Спаситель.

Развивающая: усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи

Воспитывающая: осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни

Место проведения: класс.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ключевые понятия урока: Воскресение, Спаситель, Пасха Христова .

Проверка домашнего задания и мотивация:

Составляется «гроздь» определений слова «крест»

Класс делится на две группы: Пасха и Пост. Даются задания:

– Запишите какие ассоциации: приметы, обычаи, традиции, атрибуты и т.д. у вас возникают, когда вы слышите слова Пасха и Пост. Запишите их.

– Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение? Слова запишите.

– Вспомните запах этих дней? Слова запишите.

– Каким цветом вы бы изобразили эти дни? Название цвета запишите.

– С какими звуками связаны для вас эти дни? Слова запишите.

Сообщение темы урока: «Пасха»

Работа с новым материалом (Звучит колокольный звон)

В церковь бабушка ходила.
Помолиться в божий храм
Под свечами и кадилом
Куличи святили там.
Скоро Пасха, Воскресенье,
Зазвенят колокола.
Вешний праздник воскрешенья,
Жизни вечная хвала!

На столе воскресном нашем
Яйца, пасха с творожком,
И большой кулич украшен
Разноцветным сахарком.
У иконы свет лампады
Будто лучик от небес.
Пасхе солнечной мы рады,
Вновь весна! Христос воскрес!

— Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник – Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь. Видеорассказ

Вопросы после просмотра фильма:

— Почему Пасху называют «Праздник праздников»?

— Кто первым подарил яйцо на Пасху?

Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что в этот день Иисус Христос ожил – воскрес из мёртвых.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и деревень. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. «Кругом, -вспоминает современник, — делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом — капуста кочанная с маслом, суп грибной. и уже нет мяса и в помине.

Канун самой строгой последней недели поста — Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, — приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.

Вербное воскресенье. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы — напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца.

В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и «животинку» от нечисти и болезней.

Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Еще один обычай — освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом.

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка.

При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России!

С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники.

Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась – случится несчастье.

В пятницу смотрят в окно, примечая, кого увидят в первую очередь: если мужчину, то к благополучию на три месяца. Если в это время человек заболеет, то быстро выздоровеет. Любая проблема легко разрешится.

Если увидите женщину старую, то будут чередой три месяца неудачи и болезни. А если первой увидите женщину молодую — будете эти три месяца жить без проблем. Если вам повезет, и первой перед глазами появится семья — это к миру в вашей семье, к примирению тех, кто в ссоре.

Собака по приметам — к тоске, кошка — к прибыли, птицы — к новому знакомству и приятным вестям, инвалид — к смерти близкого человека.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц, должны быть закончены до Светлого Воскресенья. Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Такое умывание принесет красоту и богатство.

Вечер перед Пасхой

Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких

Так люди подтверждали свою верность Христову-свету: тысячи и тысячи маленьких огоньков зажигались по Руси в весенней пасхальной ночи.

В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажжёнными свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет.

А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. «Христос воскрес!» – радостно говорят они друг другу и «христосуются» – обмениваются поцелуями и крашеными яйцами.

Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год. Но прежде чем лечь спать, наши предки садились за стол. Ведь в пасхальную ночь кончался Великий пост – теперь можно есть всё, что захочешь.

Пасхальный стол и ярмарки

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. После пасхальной трапезы и короткого сна начинались народные гулянья. Открывались ярмарки.

Карусели и качели

Большой популярностью как у детей, так и у молодежи во время празднования Пасхи пользовались качели. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте — в основном на деревенской площади, ближайшем выгоне и т.п. — заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски, возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.

Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами.

Цветы — важное дополнение любого праздника, и на Пасху их всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним возрождением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника.

Воскресение Христово символизирует красный – цвет самой жизни, её победы над смертью, на Руси называли Пасху красной. Поэтому букеты из красных роз, гвоздик и тюльпанов очень уместны в этот день.

Белый цвет символизирует всё самое святое и светлое, именно из белых цветов делают гирлянды вокруг плащаницы на Страстной неделе. Букеты из цветов белого цвета, например, роз или лилий, можно дарить на все христианские праздники.

Цветы, которые использовались при подготовке праздничного торжества, на Руси назывались пасхальными. Это были весенние цветы, которые расцветают как раз в это время: нарциссы, гиацинты, тюльпаны, ландыши, фиалки, подснежники, одуванчики, мать-и-мачеха, а также розы и гвоздики. Пасхальными цветами украшали церкви, жилище, праздничный стол.

С этого дня наступает обновление, спасение мира и человека, торжество жизни над смертью. Вся пасхальная неделя проходила как один большой радостный день.

Итог урока, рефлексия

В чём заключается Великий Пост, Соблюдает ли ваша семья его? Почему?

Как приветствуют друг друга христиане в Пасху?

Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке сегодня?

— прочитать статью в учебнике и ответить на вопросы

Разработка урока «Основы православной культуры» Пасха

МБОУ Брон-Ватрасская НШ-ДС

Разработка урока «Основы православной культуры» Пасха

Праздник Светлой Пасхи и его значение в русской православной культуре.

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: « Москва «Просвещение»-2012

Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»

Тема: «Пасха — Весенние радости»

Формировать представления о сложившихся традициях празднования Светлой Пасхи её истории, значении для Россиян;

Развивать познавательную активность, творческие способности учащихся;

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к отечественной истории и культуре, пробуждающейся природе, к пониманию прекрасного, через звуки и краски.

Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки, мини-выставка «Пасхальное яйцо»; аудиозаписи музыкальных произведений: Г. Свиридов «Весна», колокольный звон «Пасхальный благовест»; толковый словарь русского языка

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга. Представьте, что утром мы отправились на прогулку. Что мы могли бы увидеть?

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, деревьям, небу, берёзкам. Скажем так:

Доброе утро, солнышко ясное!

Доброе утро, деревья прекрасные!

Доброе утро, небо синее!

Доброе утро, берёзки красивые!

-А сейчас сядем все на свои места.

2. Сообщение темы и целей урока

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима — Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник – Светлой Пасхи.

Тема урока – «Весенние радости». Сегодня мы узнаем об истории и традиции христианского праздника Пасхи и получим ответ на вопрос «Почему этот праздник отмечают именно весной?»

3. Изучение нового материала

-Послушайте отрывок из произведения «Лето Господне»

Читать еще:  С днем пасхи

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне»

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни. по-мни. Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же. как же Он допустил.

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

— Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

— Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

Каким оно становится? (радостным)

-Как вы думаете, что такое радость?

-В словаре слово радость объясняется так:

«Радость – это весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения»

— Что значит весенняя радость?

1.Изображение весны в музыкальных произведениях

— Весна — красивое время года. Поэты, художники, композиторы воспевают красоту весенней природы в своих произведениях.

— Послушайте, как композитор Георгий Свиридов передал красоту весенней природы в музыке.

— Как звучала музыка? Найдите среди данных слов те, которые более точно описывают музыку Г. Свиридова.

На доске написаны слова : легко, светло, лучезарно, прозрачно, приветливо, восторженно, ликующе.

2.Изображение образа весны в художественных произведениях

— Замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан изобразил весну красками. Рассмотрите репродукцию картины «Весна. Большая вода».

— Какой месяц весны изображен на этой картине? (Апрель)

-Как вы догадались, что это апрель? (В апреле на водоёмах тает лёд, разливается вода)

-Какие цвета использовал художник? (Нежные, прозрачно-золотистые, розоватые, голубоватые, фиолетовые)

— Какое настроение они создают у зрителя? (Они передают радостное, весеннее настроение)

-Яркий пейзаж Левитана наполнен светом и теплом, что помогает зрителю создать впечатление радостного, весеннего настроения. И человек радуется весне и ждёт наступления весенних праздников.

3 Знакомство с происхождением праздника Пасха

-Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

Чтение поэтических отрывков.

Поздравляю с праздником,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

-О каком празднике идет речь?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Здравствуй, лучик солнечный

И пасхальный день!

В этот пасхальный день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим. Только успеет выглянуть весеннее солнышко — как природа уже оживает, на деревьях обновляются листочки, появляются подснежники. Таким образом праздник Воскресения Христа — это и воскресение природы.

— Самый любимый и почитаемый праздник на Руси — Светлая (святая) Пасха. Её именовали, как Велик день, Царь дней, Торжество из Торжеств. Кроме того Пасха была первым христианским праздником. Её отмечают более 2000 лет, а на Руси – с конца Х века. Вместе с Крещением.

— История Христа не заканчивается Его казнью. Когда Господь умер, будучи распят на Кресте, Его положили в пещеру. На третий день Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

— Что означает слово воскресение?

-Корень «кресс» означает жить, сиять, сверкать. Оказывается, воскресение — день возобновления жизни. Издревле русский народ назвал последний день недели в честь Воскресения Христа «малой Пасхой»

— Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

4. Обычаи и традиции празднования.

— Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

— Из глубины времён этому событию сопутствует множество обычаев. К Пасхе готовятся за 40 дней и празднуют её тоже 40 дней.

Для встречи Святой Пасхи люди собираются в полночь в православных Храмах. Где поют радостные пасхальные песнопения.

Раньше на Руси в первые дни святой недели посвящали благотворительным делам. С пасхальным приветствием люди раздавали бедным семьям одежду, пищу, деньги. Не только взрослые, но и дети старались в эти дни совершить как можно больше добрых дел, показывая себя только с хорошей стороны. Уважая великий праздник, не ругались плохими словами, никого не обижали. Хотелось бы, чтобы от вас тоже исходили лучики света, тепла, добра и любви.

Во всех храмах всю светлую пасхальную неделю неумолкаемо звонили колокола.

Звучит колокольный звон

— Вы слышите колокольный звон. Это пасхальный благовест. Существует давняя традиция: любой желающий имел возможность подняться на колокольню и ударить в огромный настоящий колокол. Какую радость это доставляло всем, особенно детям!

-Пасхальными традициями также являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

Кулич символизирует собой «Велик день». Его называли «головой стола», так как он возглавляет

пасхальную трапезу. Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

— Также готовят творожную пасху, красят яйца. Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

— Наконец, третьим атрибутом пасхального стола является пасхальное яйцо – крашеные яйца.

Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т. к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

— Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!» и дарят яйцо. Этот обычай называется христосованием.

«Дорого яичко ко христову дню» — гласит русская пословица

5. Беседа о том, как правильно красить яйца

-Что же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

— Принято ли в вашей семье красить яйца? Поделитесь своими впечатлениями.

Выставка пасхальный яиц. (учащиеся рассматривают пасхальные яйца)

— Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Это уже целое произведение народного творчества.

Со временем появилось сувенирное пасхальное яйцо с украшением из бисера, драгоценных камней.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

1) Катание яиц. Яйца катали с горки. У кого дальше укатится яйцо. Тот и победитель.

2) Яйца стукали друг об друга. У кого яйцо не треснуло, тот считается победителем.

3) Яйца раскручивали на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот выиграл.

— Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача — не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

4. Подведение итогов урока.

— Что было для вас новым на уроке?

— О чем вы расскажете дома родителям?

— Почему Пасха – самый радостный праздник для православных?

— На Руси в праздничную неделю повсюду слышен был колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола.

— Давайте послушаем, как звучит колокольный звон.

-И в завершении попробуйте ответить на вопросы теста. По результатам которого я пойму как вы усвоили данную тему.

5. Домашнее задание

1.-Я предлагаю вам дома прочитать на страницах учебника «Урок 8» и ответить на вопросы кроссворда.

2. Нарисовать пасхальную открытку

-Какое настроение у вас в конце урока?

-А я приготовила волшебную корзинку, которую необходимо наполнить яйцами.

-И яйца у вас самые различные. Если вам понравился наш урок , то вы выберите красивое крашеное яйцо, в противном случае ваше яичко будет белым.

— В пасхальные дни кажется, что небо стало ближе. Вся природа весной пробуждается. Только успеет выглянуть весеннее солнышко – как на деревьях обновляются листочки, появляются подснежники. Таким образом, праздник Воскресения Христа – это и воскресение природы!

— Все вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

С каким событием связан праздник Пасхи?

Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

Христос воскрес из мертвых

С весенним праздником мая

Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

Он спас израильтян от власти римлян

Он спас людей от глобальных катастроф

Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

Люди поняли, что о смерти не нужно думать

Какой день недели называют малой Пасхой?

(восстание, прославление, воскресение) _____ Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах.

6.Что символизирует яйцо?

Христос своей смертью победил ________________ (смерть духовную, смерть физическую, суеверия).

Кроссворд по теме «Пасха»

Самый главный православный праздник.

Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе?

То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди.

Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова?

Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе?

Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?

Разработка урока «Основы православной культуры» Пасха
методическая разработка (4 класс) по теме

Праздник Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок № 8 модуля «Основы православной культуры»

Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012

Тип урока: урок комплексного применения новых знаний

Цель урока : п ополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.

Образовательные : познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;

пробудить интерес к старинным русским обрядам;

Развивающие: развивать познавательную активность

Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.

Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним;

Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников;

Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах.

У частвуют в коллективном обсуждении вопросов урока

имеют представление о понятии Пасха

Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки.

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

Методические рекомендации к проведению урока «Пасха» в модуле

«Основы православной культуры».4 класс. 1 час.

Уровень подготовки обучающихся 4 класса .

К данному уроку обучающиеся должны владеть понятиями: православный крест, его составные части, православие; уметь работать с текстом, выделять главную мысль в массиве текста, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Прохождение курсовой подготовки по программе «ОРКСЭ», заинтересованность к самообразованию по темам курса, владение различными образовательными технологиями (ИКТ, интерактивные, ТПО, ТРО, ПСотр), приёмами психолого-педагогической коррекции.

Выявление рисков и путей их преодоления .

РИСКИ при проведении урока

ПУТИ их преодоления

Большой объём информации

Дозировка содержания учебного материала на каждом этапе урока

Разный уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся, готовности учащихся к самостоятельной поисковой деятельности

Продумать алгоритм деятельности обучающихся в групповой и индивидуальной работе, помощь учителя при определении выступающего от группы

Превышение регламента урока (практическая работа)

Определить временные рамки каждого этапа

Задания базового и повышенного уровней .

Базовый уровень – работа с текстом, презентацией, работа в группе, самопроверка.

Повышенный уровень – самостоятельная работа, решение кроссворда, новая терминология в словариках учащихся

Материалы для урока:

кроссворд, заготовки-раскраски для домашнего задания, тест-игра в виде презентации.

Предварительная работа педагога

Изучение и поиск информации в различных источниках, подготовка презентации, составление конструкта урока, алгоритма работы учащихся для организации самостоятельной и групповой поисковой деятельности.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой

-Давайте встанем все в круг и возьмёмся за руки. Поприветствуем друг друга.

-А как люди при встрече приветствуют друг друга? Зачем это делать?

-А сейчас сядем все на свои места.

2. Подготовка к восприятию темы.

-Каждый сезон сопровождают свои праздники. Зима- Новый год, масленица.

-А какие весенние праздники вы знаете?

-А какой праздник отмечают все православные весной?

— Для православных весна – особенное время года. Именно с этим прекрасным временем года связан самый радостный праздник .

-Послушайте отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне»

Чтение учителем отрывка из произведения « Лето Господне» И.С. Шмелева

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни. по-мни. Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же. как же Он допустил.

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

— Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

-Какими красками вы бы описали его настроение?

— Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

-Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

— Ребята нам приготовили поэтические отрывки. Давайте послушаем.

Поздравляю с праздником,

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес

Читать еще:  Поделки к пасхе

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

-Какие чувства вызывают у вас строки, рассказывающие о наступлении праздника?

-О каком празднике идет речь?

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

— Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

— Сформулируйте тему урока.

Чтение поэтических отрывков.

3.Работа по теме урока.

1) Воскресение Христа

— История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

— Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете?

— Что означает слово воскресение?

— Христос именуется Спасителем, потому что он на крест пошел ради спасения людей.

2) Русская Пасха.

— Празднику Пасха предшествует сорокодневный пост. В эти дни одевались скромно, избегали развлечений, вкушали постную пищу, дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

— Что вам известно о том, как празднуют Пасху?

Рассказ учителя.( обобщение)

-Пасхальными традициями являются: крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, радостные песнопения, поздравление (христосование), игры.

— Верующие целуют друг друга трижды. Младшие говорят « Христос воскресе!», старшие отвечают « Воистину воскресе!»

-Традиционно пасхальный стол украшает кулич. Также готовят творожную пасху, красят яйца.Творожная пасха – готовится из творога со сливками или сметаной, в виде пирамиды. Это символ пасхального веселья.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус Христос приходил к ученикам после своего Воскресения, вкушал с ними пищу. Если правильно приготовить, то кулич не черствеет 40 дней. Он символизирует присутствие Бога в мире и в человеческой жизни. Красота и ароматность выражает заботу Господа о каждом христианине.

Пасхальное яйцо – крашеные яйца. Предание говорит, что их появление связано с Марией Магдалиной, пришедшей во дворец, рассказав императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена было принято посещать императора, приносить что-нибудь в дар. Она протянула ему яйцо, т.к. была бедна. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу окрасилось в красный цвет. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

4) Беседа о том, как правильно красить яйца

-Ч то же является символом жизни и обязательно освещают к Пасхе?

— Принято ли в вашей семье красить яйца ? Поделитесь своими впечатлениями.

— Способов украшать яйца очень много. Их красили луковой шелухой или корой деревьев. Яйца, окрашенные в один цвет, называют крашенки. Если на этом фоне были пятна, полоски, крапинки другого цвета – это были крапанки. Ещё были писанки – яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

-Дети особенно любили играть на Пасху. Какие пасхальные игры вы знаете?

— Я вам предлагаю такую игру. Мы делимся на группы. Каждая группа садится вокруг одного стола. Руки каждый кладет на стол, согнутые в локтях. В центре лежит пустое яйцо ( скорлупа). По команде каждый начинает дуть, стараясь, чтобы скорлупа не коснулась его рук, а коснулась руки другого. Ваша задача- не допустить, чтобы яйцо коснулось ваших рук.

Пасха. 8 урок ОРКСЭ (модуль ОПК)

Приложение 1 (этап 7)
Копилка праздника Русская Пасха
понятие значение
Пасха Христова с древнееврейского языка «переход», «избавление»
Пасхальный гимн «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
(«Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»)Дружеский поцелуй Пасхальное яйцо Великий пост Кулич Пасха Пасхальная служба Колокол Приложение 2 (этап 10)
В какой цвет красят яйца на Пасху? С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца — это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.

Урок 8 курса «Основы Православной культуры». ________________ дата
Тема: Пасха (с. 28-31)
Основные термины и понятия: Спаситель, Пасха Христова, Великий пост
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация, тетрадь , таблицы для создания копилок, рисунки – схемы ситуаций.
Целевые установки урока:
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данного урока являются следующие: Предметные результаты: учащийся познакомится с понятием «Пасха»; помочь учащимся осмыслить значение праздника Пасхи, осознать, почему пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше всех других радостей в жизни; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, при составлении вопросов и ответов по учебнику Кураева А.В. «Основы православной культуры».
Предметные результаты: учащийся познакомится с понятиями с понятиями «Пасха», «Воскресение», «Пост»; узнает основные особенности православной культуры, религиозные традиции культуры России ; научится чётко понимать и объяснять на примерах границу между пороком и добродетелью; получит возможность построить показать влияние православия на религиозные традиции страны .Метапредметные результаты: учащийся учится 1. различать языческую и православную традиции; 2.осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения и выступать перед коллективом класса; 3. слушать собеседника и излагать свое мнение; 4.умеет различать иконопись и живопись различает религиозное и светское искусство.
Личностные результаты (Л): 1. давать нравственную оценку ситуациям, опираясь на систему базовых национальных ценностей; 2. иметь сформированную ценностную картину мира; 3. делать ценностный выбор; 4. уважительно относиться к другим людям; 5.демонстрировать положительное поведение
Регулятивные результаты (способность организовать свою деятельность) (Р): 1. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2. адекватно оценивать свои достижения; 3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные результаты (искать, получать и использовать информацию) (П): 1. осознавать познавательную информацию; 2. читать и слушать, извлекая нужную информацию; 3. структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4. понимать информацию, представленную в виде таблицы; 5. переводить её в словесную форму; 6. обращаться к различным справочникам, находить в них нужные сведения; 7. проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.Коммуникативные результаты (К):1. уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь нужную информацию (полно или частично), проникнуть в смысл высказывания — слушание; 2. иметь навыки изучающего чтения; 3. вести диалог и построения монологического высказывания — говорение; 4. осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания, собирать и систематизировать материал, составлять план, пользоваться различными типами речи, строить высказывание в определенном стиле, совершенствовать высказывание — письмо, говорение.
Межпредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Организация пространства: индивидуальная и групповая работа.
Нравственный вывод: каждый может спасти свою души
Оборудование. У учителя: Используемое оборудование: компьютер с колонками, проектор, презентация; у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев— М: Просвещение, 2012; тетрадь, листы самоанализа.
Элементы урока Деятельность учителя Выводы детей (ключевые смыслы, которые они проговаривают)
1.Мобилизующее начало Проверка готовности к уроку Л5. положительное отношение к учению, учащиеся настраиваются на работу.
2. Проверка домашнего задания Фронтальная работа. Слайд 1/1ч.
— Поделитесь рассказом о людях, которые как Христос жертвовали ради других. Л1,2; Р3;П1,2; К1,3.
Возможные варианты:
Да́нко — герой третьей части рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», пожертвовавший собой и спасший свой народ с помощью «горящего сердца» .
Матросов. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.
«Звезда», В. Вересаев
«Сказка о Мальчише-Кибальчише» («Военная тайна», А. Гайдар)
«Пойти и не вернуться», В. Быков
«Молодая гвардия», А. Фадеев
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (Калашников)
Солженицын «Матренин двор»
3. Актуализация знаний. «Выявление связи между признаками» (элемент ТРИЗ) Фронтальная работа. Слайд 2/1ч.
Вы спросите: «О чём пойдёт речь на уроке». Я отвечу: «О самом главном празднике Христиан».
Вы спросите: «Что нам даст знание об этом объекте». Я отвечу: «Даст знания о том, как люди должны встречать праздник».
Вы спросите: «Зачем мне это нужно?». Я отвечу: «Чтобы ощутить спасение души».
— Что это? Л1,2; Р3;П1,2; К1,3.
— Пасха
3.1. Мотивация: (учебный интерес).
«Игра «Да-Нет»» (элемент ТРИЗ). (ученики спрашивают о словах и убирают те, когда звучит слово «Нет») Фронтальная работа.
— Давайте начнём наше исследование.
— А вот и первый документ.
Задавая вопросы (не называя объекты, написанные на доске) исключите слова и определите, какое понятие расскажет о как обрести спасение души. Слайд 3/1ч.
неделя, месяц, воскресение, Библия, христианин, благодетель
— Сегодня мы узнаем о том, как воскресение помогает христианам обрести спасение души.
— Какая цель возникает перед вами?
Слайд 4/1ч. Л4,5; Р1,П1,6,К 2,3.
Осталось слово: воскресение
— Узнать, что такое Пасха и как она связана с воскресением?
4. Целеполагание Работа в группах
— Построение проекта реализации цели:
— Что мы составили? Слайд 5/1ч..Л3; Р1; П1,2; К1,3.
План.
— Где можно узнать о празднике Пасха?
— С каким событием связан праздник Пасха?
— Как христиане празднуют Пасху?
— Как можно пользоваться знаниями о празднике Пасха?
Алгоритм достижения цели.
5.Ознакомительное чтение статьи учебника. (с. 28-29)
Групповая работа.
Чтение статьи учебника. (с. 28-29)
— Что же означает слово Воскресение? Слайд 6/1ч.. Индивидуальная работа. Ознакомительное чтение статьи в Интернете. (Воскресенье — Википедия)
— Что же означает слово Воскресение?
— Каким увидели люди тело Христа?
— Как вы думаете, что произошло со смертью Христа? Л 3, 5; Р1; П2,6; К1,4
Поиск в интернете, раздаточный материал, учебник
— Воскресение – день возобновления жизни
«День недели «воскресенье» назван в честь воскресения Иисуса на третий день после распятия. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский…»
— Воскресение – день оживления Иисуса Христа из мёртвых.
— Сияющим, неподвластным силе земного притяжения.
— Христос победил смерть.
6. Цепочка событий. Фронтальная работа. Слайд 7/1ч..Давайте представим Воскресение Христа в виде цепочки событий. Если бы. то.
Сделаем вывод: Воскресение Христово дало возможность человеку спасти свою душу. Л3,Р3,П7;К3
Если бы Христос не воскрес, то….(Д.: люди не поверили в существование Бога и забыли все его учения, не получили возможность осознавать, что есть жизнь после смерть и…)
Д.Если бы люди не поверили в воскресение Христа, то…. (Д.: они не стали думать о своей душе, делать добрые поступки и…)
— Воскресение Христово дало возможность человеку спасти свою душу.
7. Работа с понятием «Русская Пасха». Групповая работа.
— Каждый человек стремится спасти свою душу, как это можно получить?
Предлагаю вам создать копилку праздника Пасхи, которая поможет понять, как христиане готовятся и отмечают праздник. Слайд 8/1ч.
Приложение1.
Копилка праздника Русская Пасха Слайд 9/1ч.
понятие значение
Пасха Христова с древнееврейского языка «переход», «избавление»
Пасхальный гимн «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Дружеский поцелуй Пасхальное яйцо Великий пост Кулич Пасха Пасхальная служба Колокол Л3,5;Р3,П3,7;К2,4
Создание копилки
Копилка праздника Русская Пасха.
понятие значение
Пасха Христова с древнееврейского языка «переход», «избавление»
Пасхальный гимн «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Дружеский поцелуй Похристосоваться и сказать «Христос воскресе!»
Пасхальное яйцо из неживого и неподвижного яйца появляется новая жизнь
Великий пост Продолжается почти 2 месяца- 7 недель – 40 дней
8. Обсуждение результатов самостоятельной работы. Фронтальная работа.
Слайды 10 – 17/1ч.
— Как христиане приветствуют себя в пасхальные дни?
— Как готовятся к Пасхе?
— В чём состоит христианский пост?
— Какие обычаи празднования вы узнали?
— Как звучит пасхальный гимн? В чём его смысл?
— Для чего люди празднуют Пасху? Л1;Р3;П 7; К3
Дети отвечают с опорой на созданную ими копилку.
9. Домашнее задание: Индивидуальная работа.
Продолжить копилку праздника Пасха. Узнайте, что принято было делать каждую новую неделю поста. Л 3, Р3, П6,7, К2.
10. Включение в систему знаний
Роспись пасхальных яиц. Фронтальная работа.
— Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?
— Какое значение в православной культуре занимает вера в Воскресение Христа?
— Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы?
— Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить усвоили ли вы тему урока.
— Давайте, продолжим копилку праздника Пасхи и узнаем в какой цвет обычно красят пасхальные яйца. (индивидуальная работа – поиск ответа в интернете)
Индивидуальная работа – поиск ответа в интернете.
Индивидуальная работа Слайд 1/2ч.
Приложение 2.
-Нарисуйте сами и раскрасьте пасхальное яйцо. Л 1,3; Р3;П3,4;К2, 4
— Пасха.
— Каждый может спасти свою души
— Да.
— Можно нарисовать праздничный пасхальный стол, узнать рецепты приготовления пасхи и кулича, узнать способы росписи пасхальных яиц.
«Объяснение обычая красить пасхальные яйца в красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия.»
Роспись пасхальных яиц.

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание:
Фронтальная работа.
-Какое открытие сделали сегодня на уроке?
-Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия Воскресение и Пасха?
-Какая была цель?
-Какие были трудности?
-Справились мы с затруднением?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Слайд 2/2ч
Продолжить копилку праздника Пасха. Нарисовать праздничный пасхальный стол. Приготовить работу на тему «Русская Пасха» Слайды 3,4/2ч Л3,Р3,К3
— Узнали значение праздника Пасхи для христиан.
— Работать с источниками информации и выполнить творческое задание.
— Узнать, что такое Пасха и как она связана с воскресением?
Я умею правильно готовиться к празднику Пасха
Я знаю, как Бог дал людям возможность спасти душу
Я имею представление о том, какие обычаи относятся к празднованию Пасхи

  • 8 урок Пасха. Приложение
    file3.doc
    Размер файла: 566 kB Загрузок: 30
  • 8 урок Методические рекомендации
    file1.doc
    Размер файла: 18 kB Загрузок: 15
  • 8 урок Пасха — технологическая карта урока
    file2.doc
    Размер файла: 104 kB Загрузок: 27
  • 8 урок Пасха 1ч.
    Размер файла: 4 MB Загрузок: 64
  • 8 урок Пасха Презентация 2 часть ч.
    file5.doc
    Размер файла: 959 kB Загрузок: 29
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector