0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уверение фомы дионисий

Икона «Уверение Фомы»

Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.

Уверение Фомы. Мозаика второй половины XI века, монастырь Дафни, Греция

Давайте рассмотрим икону праздника, в ней мы увидим ответ на этот вопрос. В основе иконографии лежит сюжет из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:24-29), в котором повествуется о том, как Христос по Воскресении явился ученикам, но Фомы в тот день с ними не было, и когда апостолы рассказывали ему об этом, он никак не хотел верить: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот Спаситель вновь является ученикам и показывает Фоме Свои раны, чтобы тот осязал их и уверился в истинности Воскресения. Видя перед собой Господа со следами распятия, Фома только и мог произнести: «Господь мой и Бог мой!». И Иисус сказал ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Уже в раннехристианский период этот сюжет появляется в искусстве. Он возникает не ранее третьей четверти IV в., что связывают с развитием страстного цикла на рубеже IV и V веков. Самые ранние изображения встречаются уже на христианских саркофагах. И это не случайно: в этот период, между Никейским и Халкидонским соборами, христианский мир жил непрекращающимися спорами о личности Христа. И евангельский эпизод с уверением Фомы был как раз важным аргументом в этом споре. Так, одну из своих антиарианских проповедей свт. Иоанн Златоуст посвящает именно уверению Фомы. А свт. Кирилл Александрийский в комментарии на Евангелие от Иоанна отмечает, что «Фома — первый в длинной цепи тех, кто исповедует Божественность Христа; он также первый в длинной цепи тех, кто касается Плоти Господа».

Одним из ранних памятников — Миланский диптих V в. (по-видимому, это был оклад синодика), сцена «Уверение Фомы» здесь включена в цикл событий евангельской истории. Композиция строится несимметрично: фигура Христа располагается справа, слева изображение здание, Фома — в центре, так, чтобы зрителю было хорошо видно, что апостол вкладывает свои персты в раны Христа.

Среди ранних памятников также следует отметить мозаику центрального нефа церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне (VI в.). Здесь мы видим иную интерпретацию. В центре композиции изображен Христос, Он поднял руку, приветствуя Своих учеников, которые с двух сторон стоят симметрично развернутым рядом. Сквозь прорезь хитона Спасителя видна рана в боку, оставленная копьем воина при Распятии. Фома указывает рукой на нее, но не дотрагивается до тела Христа. Перед Фомой стоит другой ученик в склоненной позе перед Воскресшим Господом и руки его покрыты, он явно не дерзает прикоснуться к ранам Спасителя.

В византийских памятниках утвердилась композиция, в которой диалог Христа и Фомы оказывается в самом центре композиции, и жест Фомы становится более конкретным, он касается тела Христа, но не влагает свои персты в раны. Апостолы расступаются, давая зрителю увидеть это важное доказательство Воскресения. Такую сцену мы видим, например, в мозаиках Дафни и Осиос Лукас XI в. Фигура Христа изображается здесь строго фронтально, на фоне двери, что позволяет вспомнить о словах Христа: «Я есмь дверь: кто мною войдет, тот спасется» (Ин.10:9). А по бокам располагаются симметрично здания и две группы апостолов.

На Руси, в домонгольский период, в XI-XII вв., эта византийская иконография широкое распространение получила. Например, такую же композицию мы видим уже в самом раннем памятнике монументального искусства на Руси — во фресках Софийского собора в Киеве XI в., а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове.

Уверение Фомы. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1130-1140-е гг.

Сцена «Уверение Фомы» входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко писали ее и на аналойных иконах. В русской традиции эта иконография нередко именовалась «Испытание Фомино», что мы видим в надписи на некоторых иконах, в частности, на аналойной иконе из Новгорода, из серии так называемых софийских таблеток XV в.


«Испытание Фомино ребр Господних». Конец XV в. Новгород.

Со временем русская иконография эволюционировала и стала отличаться от византийской рядом деталей: Христос стал изображаться не фронтально, а в ракурсе, повернутым к Фоме, группы апостолов не всегда симметричны. Часто изображается, как апостол Фома приближается ко Христу немного пригнувшись, как бы с опаской или с почтением, касаясь рукой прободенного ребра Господа.

На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса. Первый из дошедших до нас примеров такого рода — икона 1479 г. из иконостаса Кирилло-Белозерского монастыря. Фон иконы состоит из ряда зданий, одно из них с двускатной кровлей с проемом, Иисус Христос, словно выходит из него, Его рука поднята как бы в жесте обращения и в то же время этим жестом он обнажает бок, чтобы явить Свои раны Фоме. По обе стороны от Христа — две несимметричные группы: справа – трое апостолов, слева – восемь. Некоторые из них изображены в ракурсах, словно горячо обсуждающими происходящее. Спаситель обращен к склонившемуся перед Ним апостолу Фоме, который прикасается перстами к Его ранам.

Похожий извод данной иконографии мы видим у Дионисия в иконе, написанной им для иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря ок. 1500 г. (85 х 54, ныне ГРМ). Однако в этой иконе несколько по-другому решена архитектура и иначе расставлены цветовые акценты. Центр композиции также обозначен высоким здания с двускатной кровлей, на фоне которых изображен Иисус Христос, Его правая рука поднята, но уже не в жесте обращения, а с целью показать рану под ребром. По обе стороны от Спасителя расположены две симметричные группы апостолов, словно разделенные происходящим на верующих и неверующих. Спаситель также обращен к склонившемуся перед Ним апостолу Фоме, который тянется рукой к Его ранам. Фигура Фомы выделена ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

Уверение Фомы. Павло-Обнорский монастырь. Дионисий и мастерская

В произведениях Дионисия, которые по общему признанию исследователей, очень музыкальны, важную роль играет принцип ритмических повторов. Это мы видим и здесь: тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, абрис согнутой в локте правой руки Спасителя продолжается в силуэте склоненной фигуры Фомы и повторяет очертания дугообразного здания в левой стороне иконы. А группа апостолов справа, возглавляемых Петром, ритмически соотносится с вертикалью зданий, составляющих фон в правой части иконной плоскости. Эта композиционная перекличка создает чувство удивительной гармонии целого. Колористическая гармония в иконе создается также за счет ритма пятен синего цвета, которые энергично звучат на фоне общего сдержанного колорит, построенного на преобладании нежных разбеленных тонов. И среди этого — красный силуэт фигуры Фомы воспринимается как контрапункт, как значимый акцент, призванный привлечь внимание зрителя.

В более поздней иконографии схема Дионисия, практически сохраняется, меняется только изображения архитектуры, которая становится все причудливее, а в XVII-XVIII веках даже весьма изощренной. Но образ апостола Фомы, влагающего свои персты в раны Христовы, остался тем же. Прозванный Неверующим, Фома стал навсегда символом веры, требующей доказательств, противопоставляемой Самим Спасителем вере блаженной — не видевших, но уверовавших.

Описание картины Дионисий и мастерская – Уверение Фомы

Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи. Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения.

В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос. С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева – апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: “Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется”. Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.

Читать еще:  Пасха красная википедия

Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.

Еще картины:

Уверение Фомы – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо “Уверение Фомы”. Размер картины 107 x 146 см, холст, масло. В своей картине Караваджо изобразил как.

Неверие апостола Фомы – Рембрандт Харменс Ван Рейн Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от.

Тайная вечеря – Якопо Бассано В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил.

Воскрешение Лазаря – Джотто В своих работах Джотто часто избирал такой тип многофигурной, композиции, где основному сюжетному действию сопутствует множество побочных эпизодов. На первый.

Алтарь – Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью “Dicite a me, quia mitis.

Преображение Господне – Фра Беато Анджелико Э то одна из самых удивительных Фресок, которыми Фра Анджелико укарасил монастырь Сам-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа.

Преображение Господне – Анджелико Фра Это одна из самых удивительных фресок, которыми Фра Анджелико украсил монастырь Сан-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и.

Вознесение – Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он.

Мадонна дель Мааре – Сандро Боттичелли Эта “Морская Мадонна”, по-видимому, принадлежит к раннему периоду творчества Боттичелли, что чувствуется в некоторой жесткости поз и складок одежды, которые.

Воскресение – Эль Греко Картина “Воскресение” была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения.

Рабы. Фрагмент – Александр Иванов На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов. Справа – одна из важнейших для философского.

Явление Христа Марии Магдалине (Не прикасайся ко мне) – Тициан Вечеллио По свидетельству К. Ридольфи, картина находилась в собрании Музелли в Вероне и считалась работой Тициана. Во второй половине XVII века.

Иоанн Предтеча – Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Личное письмо в целом близко к иконе Богоматери того же иконостаса, но.

Распятие – Дионисий Эту икону считают вершиной творчества мастера, написана в 1500 году. Икона пронизана ощущением “надмирности” происходящего: его создают певучие линии, очерчивающие.

Св. Митрополит Петр с житием – Дионисий По краям иконы расположены клейма – на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события.

Молитва в Гефсиманском саду – Корреджо (Антонио Аллегри) Невозможно переоценить роль света в произведениях Корреджо. Художник всегда придавал освещению, контрастам света и тени очень большое значение. Например, в.

Мастерская художника – Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок – яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица.

Обращение Савла – Питер Брейгель Картина “Обращение Савла” написана Питером Брейгелем маслом по дереву в 1567 году. В основе картины “Обращение Савла” широко известный библейский.

Юпитер – Сальвадор Дали Статуя Юпитера создавалась по заказу короля Франции. В правой руке фигура держит молнию, а в левой – земной шар. Когда.

Вознесение Христово Икона из праздничного ряда иконостаса. Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом. Христос благословляет.

Новое осязание — «Уверение Фомы» как подтверждение человеческой природы Спасителя

Что можно сказать об образе, который находится в центре храма во время богослужений, посвященных этому дню, во время Фоминой недели? Если внимательно вчитаться в надпись, которая часто помещается на этой иконе, то мы прочитаем: «Испытание Фомино Ребр Господних», или «Ребр Христовых». Испытание.

Протоиерей Николай Чернышев

В Евангелии Фома предстает перед нами как один из наиболее пытливых молодых людей, окружавших Спасителя. Так же, как и у апостола Петра, и у других учеников, ярко проявляются особые черты его характера. Помните, он сказал перед воскрешением Лазаря: «Пойдем и мы, умрем с Ним». И во время прощальной беседы Фома опять задает вопросы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Не скрывают евангелисты его горячность любви ко Христу, но вместе с тем и особую пытливость ума. В предании народном за этим апостолом осталось именование «Фома неверующий».

Так сложилось, что Фомы не было в горнице в первый вечер, когда Воскресший Спаситель явился ученикам. Апостолы, хотя и страшились, но приняли с верой Воскресение Христово, а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Если к Марии Магдалине, встретив ее в погребальном саду после Своего воскресения, обратился Господь с запретом: «Не прикасайся ко Мне…», то здесь в Своем смирении Он позволяет Фоме совершить это страшное действие – прикоснуться к Нему. Через неделю Он вновь приходит в дом, где собрались ученики, как говорит Евангелие: «Дверями затворенными…» Видите, на иконе эти двери изображены. Они покрыты золотым ассистом, чтобы подчеркнуть: касается этих дверей Божия сила, Божия слава, Божия власть, и уже никакие затворы, никакие заковы, никакие закрепы – ни адовы, ни земные, становятся не властными над силой Божией, силой Христовой.

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Страшно, невозможно человеческому разуму понять, принять тайну Боговоплощения, Воскрешения во плоти. В разные времена многие заблуждались, не признавая во Христе то Бога, то человека. Осознать, как в одной Личности Христа соединилось Божественное и человеческое, действительно, нелегко. Проще думать, что Бог где-то там, далеко на небесах, и ничего общего с нами не имеет. Но вот приходит Сын Божий и становится Сыном человеческим. Как человек умирает, как Бог воскресает во плоти. И реальность эта осязаема, и вот на этом образе, иконе «Уверения Фомы» эта осязаемость перед нами. Господь дает осязать не просто край одежды Своей, а говорит: «Можешь коснуться Меня между ребрами Моими, на которых еще кровь из раны от копья осталась, можешь и туда руку протянуть и в рану погрузить». И Фома, бывший неверующим, становится верующим, говоря: «Господь мой и Бог мой».

Этот образ — один из самых важных для постижения иконопочитания как такового. Потому что по мысли отцов Седьмого Вселенского Собора, только тогда и возможно стало иконопочитание, только тогда и стало возможно изображение Божественного образа, когда Сын Божий стал сыном человеческим. На иконе «Уверение Фомы» — еще одно явление этого человеческого естества во Христе. Причем, человеческого естества в преображенном виде, по воскресении. Именно в этой иконе, больше, чем на каких бы то ни было других образах, явлено человеческое в Спасителе, явлено даже в плотской осязаемости.

И вместе с тем явлена и Его Божественная природа: видите, все апостолы стоят на земле, а Господь стоит на особом возвышении, тоже покрытом ассистом золотым, как символе Божественного.

В Руке Господь держит свиток. Хотя мы знаем, что не оставил Спаситель никаких письменных свидетельств, написанных Его собственной Рукой, но этот свиток в Его руке – символ Мессианства, свиток с обетованиями о пришествии Христа, которые были открыты многим пророкам столетия, тысячелетия до Рождества Христова. После Своего Воскресения Господь по слову евангелиста Луки: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лк. 24, 45). Раньше Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ио. 5,39). Но понять и принять это свидетельство о Мессии было очень нелегко, нелегко, потому что эта тайна не вмещалась в человеческое сознание. А в беседах Христа после Воскресения Он отверз Своим ученикам ум к восприятию Священных Писаний. В свитке, который мы видим в руке Спасителя на иконе «Уверения Фомы» и на многих других образах – это символ исполнения Промысла Божия, знак единого Божественного Домостроительства, связи между Новым и Ветхим Заветом.

Читать еще:  Поделки на пасху

Все мы, люди, очень разные. Иным дается такая детская, очень простая вера, которая никогда и не требует никаких доказательств. Но бывают люди с такими особенностями души, мышления, бывают и такие периоды взросления, когда человек задает вопросы, испытывает свою веру. И этого не следует пугаться нисколько, и в этой истории о Фоме Господь нам и об этом говорит, не осуждая, не запрещая такой путь постижения – путь изучения, путь пытливости, вплоть до осязания, когда человеку, как Фоме, надо все своими руками потрогать. Для каждого человека Господь дает возможность любым образом почувствовать, разглядеть истинность веры Христовой. Да, Спаситель не запретил Своему ученику такой осязательный путь веры, но в финале этой беседы Он сказал: этой Спасителя: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Стало быть, и для нас возможно и то, и другое: верить безоглядно и испытывать свою веру.

Описание картины Дионисий и мастерская – Уверение Фомы

Происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павлово-Обнорского монастыря. На иконе представлен один из иконографических изводов композиции праздника, отмечаемого Православной церковью в первое воскресенье после Пасхи. Сюжет восходит к тексту Евангелия от Иоанна, повествующего о явлении воскресшего Христа ученикам и уверении Фомы, осязавшего раны Спасителя и, тем самым, уверившегося в истинности Его воскресения.

В соответствии с евангельским повествованием, в центре композиции на фоне затворенных дверей изображен Иисус Христос. С двух сторон от Него компактными группами представлены 10 апостолов, уже удостоившиеся видения воскресшего Учителя, на переднем плане слева – апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его пробаденным ребрам. Фигура Фомы выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

В композиции иконы важную роль играет принцип ритмических повторов. Тонкая вытянутая фигура Спасителя соотнесена с дверным проемом за Его спиной, что позволяет вспомнить о словах Христа: “Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется”. Абрис Его согнутой в локте правой руки и линия опущенной вниз левой повторены в скосах кровли здания, очертанию архитектурной постройки слева вторит склоненная фигура Фомы, в то время как статичность группы апостолов, возглавляемых апостолом Петром, подчеркнута вертикалью архитектуры в правой части иконной плоскости.

Это композиционное построение позволяет иконописцу достичь удивительной гармонии целого, чему способствует и сдержанный немногословный колорит, построенный на изысканных цветовых сочетаниях с преобладанием нежных разбеленных тонов.

Еще картины:

Уверение Фомы – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо “Уверение Фомы”. Размер картины 107 x 146 см, холст, масло. В своей картине Караваджо изобразил как.

Неверие апостола Фомы – Рембрандт Харменс Ван Рейн Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от.

Тайная вечеря – Якопо Бассано В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил.

Воскрешение Лазаря – Джотто В своих работах Джотто часто избирал такой тип многофигурной, композиции, где основному сюжетному действию сопутствует множество побочных эпизодов. На первый.

Алтарь – Ян Ван Эйк В романской базилике на троне восседает Мария с Младенцем, держащим в руках ленту с надписью “Dicite a me, quia mitis.

Преображение Господне – Фра Беато Анджелико Э то одна из самых удивительных Фресок, которыми Фра Анджелико укарасил монастырь Сам-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа.

Преображение Господне – Анджелико Фра Это одна из самых удивительных фресок, которыми Фра Анджелико украсил монастырь Сан-Марко. Она иллюстрирует важнейший евангельский сюжет. Фигура Христа и.

Вознесение – Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он.

Мадонна дель Мааре – Сандро Боттичелли Эта “Морская Мадонна”, по-видимому, принадлежит к раннему периоду творчества Боттичелли, что чувствуется в некоторой жесткости поз и складок одежды, которые.

Воскресение – Эль Греко Картина “Воскресение” была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения.

Рабы. Фрагмент – Александр Иванов На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов. Справа – одна из важнейших для философского.

Явление Христа Марии Магдалине (Не прикасайся ко мне) – Тициан Вечеллио По свидетельству К. Ридольфи, картина находилась в собрании Музелли в Вероне и считалась работой Тициана. Во второй половине XVII века.

Иоанн Предтеча – Дионисий Икона из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Личное письмо в целом близко к иконе Богоматери того же иконостаса, но.

Распятие – Дионисий Эту икону считают вершиной творчества мастера, написана в 1500 году. Икона пронизана ощущением “надмирности” происходящего: его создают певучие линии, очерчивающие.

Св. Митрополит Петр с житием – Дионисий По краям иконы расположены клейма – на них изображена вся жизнь святого Митрополита, все основные события.

Молитва в Гефсиманском саду – Корреджо (Антонио Аллегри) Невозможно переоценить роль света в произведениях Корреджо. Художник всегда придавал освещению, контрастам света и тени очень большое значение. Например, в.

Мастерская художника – Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок – яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица.

Обращение Савла – Питер Брейгель Картина “Обращение Савла” написана Питером Брейгелем маслом по дереву в 1567 году. В основе картины “Обращение Савла” широко известный библейский.

Юпитер – Сальвадор Дали Статуя Юпитера создавалась по заказу короля Франции. В правой руке фигура держит молнию, а в левой – земной шар. Когда.

Вознесение Христово Икона из праздничного ряда иконостаса. Редкой деталью иконографии является отверстое небо, принимающее в себя мандорлу с возносящимся Христом. Христос благословляет.

Уверение Фомы, Дионисий. Уверение Фомы — икона, созданная ..

Уверение Фомы (Дионисий)

«Уверение Фомы» — икона, созданная иконописцем Дионисием ок. 1500 года для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Икона была привезена историком искусства, коллекционером и сотрудником Румянцевского музея Б. Эдингом из поездки по Северу в 1914 году и передана в музей, позднее хранилась в Историческом музее. В Русский музей икона поступила в 1933 году после зарубежной выставки, проходившей с 1929 по 1932 год. Является одной из немногих икон, уверенно атрибутируемых Дионисию.

1. Происхождение. (Origin)

Икона была создана для праздничного ряда иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году Преподобный Павел Обнорский близ Вологды. один из четырех дошедших до нас икон, связанных с «северному периоду» Дионисий. остальные из сохранившихся икон иконостаса — «Спас в Силах» и «Распятие» Государственная Третьяковская галерея, «Успение Богоматери» локальных рейтингов, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. «Уверение Фомы», как и весь иконостас, датированный 1500 год исходя из надписи на обороте иконы «Спаса в силах», нашли в 1949 году название. сделали разрез на доске большими буквами:

В Ле ЗИ 7008 — 1500 применить Деисус и ключ prazni и prorace Денисьева pismeni.

По мнению палеограф М. В. Shhepkinoj, надпись на спине «Спаса в силах» было сделано в 1530-х лет.

На спине «Уверения» под верхней шпонкой черной краской макет был прикреплен «Фомино испытание» и «.».

Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505 — 1516 Василий III, после закрытия монастыря в 1924 году был разрушен. скорее всего, иконостас был создан для старого деревянного собора.

Значок в 1914 году переведен Б. Edenham в Румянцевский музей после революции. вместе со всей коллекцией картин была передана в Исторический музей. Eksponirovalis в 1929 — 1933 на выставку за границу. В Русский музей икона попала после выставки через древностей нет. 164 / 165 от 8 марта 1933.

2. Атрибуция. (Attribution)

Соответствующие документы икона в иконостас не сохранился. В древности считалось, что икона была написана Дионисием Глушицкая.

Читать еще:  Празднование пасхи в народе

«Уверение Фомы» был обнаружен Бориса Edenham во время поездки на север в 1914 году и принес их в Румянцевский музей. Эдинг опубликовал статью о своей находке в журнале «Старые годы» апрель — июнь 1916, он не назвал место, где был обнаружен значок, но по некоторым косвенным признакам И. Кочетков определил, что «Уверение Фомы» взято от Собора Павло-Обнорского монастыря. известно, что Эдинг в 1914 году во время поездки посетил Павло-Обнорского монастыря, в котором он упоминает об этом в своем письме от 6 сентября Евгений Волков. уже Эдинг, отмечая явную простоту композиции, виртуозность решения сложных зрительных задач и изысканные цветовые сочетания, предполагали, что изображение принадлежит кисти Дионисия.

Геннадий Попов, исходя из размера значок, соответствующий размерам «Распятия» из Третьяковской галереи, был первым, чтобы предположить, что «Уверение», возможно, были частью иконостаса собора Павло-Обнорского монастыря.

Предположение Попов подтвердил И. А. Кочетков, который провел анализ технических характеристик обеих икон., используя информацию, предоставленную Edenham, значок около пятидесяти лет хранилась на чердаке, а до этого сто лет стоял на воротах монастыря, — Кочетков восстановил ее судьба. «Уверение Фомы» после пожара, который состоялся в Свято-Троицком соборе в 1764 году, установить над воротами монастыря, забор, которые в то время были сделаны из дерева. века в 1862 — 1866 года, когда был построен новый каменный забор, значок убрали на чердак собора.

Значок-щит «Уверения Фомы» как щит «Распятия»: их размеры 85×54 см левое поле nastavljeno на 2 см и 85×52 см соответственно, материал — две известь тесаных досок, соединенных двумя противоположными врезной шпонки на концах стыков плит, скрепленных между собой железными скобами. Обе глубокие образы ковчега, в одном поле — горизонтальный ширина 5.3 — 5.5 см, вертикальная — о 2.2 см. скосы между полем и ковчегом шелухи, и. на обеих икон, верхнее поле характеризуется opusu сделал с киноварью, ширина opusi о 1.5 см, суть в выделенном графике.

3. Описание. (Description)

Как и другие иконы из иконостаса Троицкого собора, «Уверение Фомы» был в свое время украшен серебряной basonym зарплату с золотом.

Художник изобразил эпизод из Евангелия от Иоанна 20: 24-29, в которой рассказывается о том, как Христос появление после Своего Воскресения своим ученикам. Фома, один из двенадцати апостолов усомнился в Воскресении учителя, но после того, как он был приглашен Иисус коснулся его раны и верить.

В центре, по традиции, перед закрытыми дверями, в лице воскресшего Христа. Его тонкая форма повторяет контур двери в фон, который ссылается на слова Христа: Я есмь дверь: через меня если какие-либо заключения, должны быть сохранены». согните правую руку и опустил левое зеркало изогнутой крышей архитектурный мотив. слева и справа от Христа две плотные группы десяти апостолов, те, кто видел воскресшего, слева от Иисуса — Томас почтительно кланяясь, выделяясь на ее ярко-красном балахоне, который касается его раны, оставленной копьем Лонгина.

Архитектурный комплекс в фоновом режиме вторит четкое разделение состава на три части. плавный изгиб стены слева повторяет контур группа апостолов во главе с Томасом. контуры Высокого суда в центре такие рамки, в которую вписан спокойную стройную фигуру Христа. пропорции узкие башни с правой стороны соответствует вторая группа тесно стоящих апостолов.

Краска архитектурный фон развалины. рисунок складок одежды твердые, без лишних осложнений. цифры слегка растянут. гиматий Христа в светло-голубой цвет. последний оставил апостола Иакова в фиолетово-розовый плащ и голубая туника, цвет его одежды гармоничный контраст желтых одежд среднего в группе Апостола и Мыс Томас.

4. Сохранность. (Safety)

Значок около ста лет был вне помещений и подвергающихся воздействию осадков и перепадам температур, верхний слой краска сохранилась плохо, есть потертости. Edinga 1916, нанесен личное письмо, кроме того, чтобы правая рука Христа. Он также упомянул, потом небрежно выполненные контуры, в основном сепия, лица, рук и ног. очень плохо сохранились участки синий. контуры Христа голова была повреждена гвоздями при креплении зарплату. следы от гвоздей, которые пока откладывают зарплату, и ногти сами по себе останавливался на фон. позолота фона, поля, нимбы остались фрагменты живописи. тонированые. В настоящее время трудно оценить тонкий узор одежд персонажей и тонкую игру цветовых переходов. оригинал картины был раскрыт еще до прибытия иконы в Русском музее, между 1914 и 1929 год. подобные методы записи оригинальная картина, наблюдаемая в «Распятия» из Павло-Обнорского монастыря и «Уверения Фомы», свидетельствуют об общем происхождении этих двух икон.

Уверение Фомы (Дионисий)

«Увере́ние Фомы́» — икона, созданная иконописцем Дионисием ок. 1500 года для праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря. Икона была привезена Б. Эдингом из поездки по Северу в 1914 году и передана в Румянцевский музей, позднее хранилась в Историческом музее. В Русский музей икона поступила в 1934 году после зарубежной выставки, проходившей с 1929 по 1932 год. Является одной из немногих икон, уверенно атрибутируемых Дионисию.

Икона была создана для праздничного чина иконостаса собора монастыря, основанного в 1414 году преподобным Павлом Обнорским недалеко от Вологды. Одна из четырёх дошедших до нашего времени икон, относящихся к «северному периоду» творчества Дионисия [1] . Остальные сохранившиеся иконы иконостаса — «Спас в силах» и «Распятие» (Государственная Третьяковская галерея), «Успение Богоматери» (из местного чина, в настоящее время хранится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике). «Уверение Фомы», как и весь иконостас, датируется 1500 годом на основании надписи на обороте иконы «Спаса в силах», обнаруженной в 1949 году. Надпись выполнена вырезанными на доске крупными буквами:

В ле[то] ЗИ (7008 — 1500) писан диисус и празни-ки и пророци Денисьева письмени.

По мнению палеографа М. В. Щепкиной, надпись на обороте «Спаса в силах» была выполнена в 1530-х годах [2] .

На обороте «Уверения» под верхней шпонкой чёрной краской полууставом была нанесена надпись «Фомино испытание» и буква «Е» [2] .

Документов, относящих икону к иконостасу собора, не сохранилось [2] .

В древности считалось, что икона была написана Дионисием Глушицким, в настоящее время приписывается кисти Дионисия [3] .

Каменный Троицкий собор монастыря был построен в 1505—1516 годах Василием III, после закрытия монастыря в 1924 году был разрушен [4] . Вероятней всего, иконостас создавался для старого деревянного собора [5] [6] .

«Уверение Фомы» было обнаружено Б. Эдингом во время поездки по Северу в 1914 году и привезено им в Румянцевский музей, потом было передано в ГИМ. В Русский музей икона поступила (1934) после зарубежной выставки, проходившей с 1929 по 1932 год [7] .

Г. В. Попов, исходя из размеров иконы, совпадающих с размерами «Распятия» из ГТГ, первым предположил, что «Уверение», возможно, было частью иконостаса собора Павло-Обнорского монастыря. Предположение Попова подтвердил И. А. Кочетков, проведший анализ технических особенностей обеих икон. Используя сведения, сообщенные Эдингом, Кочетков восстановил судьбу образа «Уверение Фомы» после пожара, произошедшего в Троицком соборе в 1764 году. Икона была установлена над воротами Павло-Обнорского монастыря, а через столетие, в 1862—1866 годах, когда возводилась новая ограда, убрана на чердак собора [8] .

Как и прочие иконы иконостаса собора, «Уверение Фомы» было украшено серебряной басмой с позолотой [9] .

Иконописец изобразил эпизод из Евангелия от Иоанна (20: 24-29), где рассказывается о явлении Христа после воскресения своим ученикам. Фома, один из двенадцати апостолов, усомнился в Воскресении учителя, но после того, как был приглашён Иисусом прикоснуться к его ранам, уверовал.

В центре, согласно традиции, перед закрытыми дверьми, изображён воскресший Христос. Его тонкая фигура вторит очертаниями двери на дальнем плане, что отсылает к словам Христа: «Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется». Сгиб правой руки и опущенная левая повторяют линию кровли архитектурного мотива [10] .

Слева и справа от Христа двумя плотными группами стоят десять апостолов, те, кто уже видел воскресшего, слева от Иисуса — почтительно склонившийся Фома, выделяющийся своим ярко-красным гиматием, который прикасается к его ранам, оставленным копьём Лонгина [7] .

Верхний красочный слой плохо сохранился, потёрт. Особенно пострадали участки синего цвета. Золочение фона, полей, нимбов осталось во фрагментах. Живопись тонировалась. Следы гвоздей, крепивших оклад. В настоящее время сложно оценить изящный рисунок одежд персонажей и тонкую игру цветовых переходов. Авторская живопись была раскрыта до поступления иконы в ГРМ, предположительно, в период между 1914 и 1929 годом [7] .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector