3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ярослав мудрый как поборник просвещения

Просветитель Руси

5 марта 1054 года, 960 лет назад почил великий князь Ярослав Мудрый

Великий князь Ярослав Владимирович (ок. 978-1054) был сыном Крестителя Руси св. равноапостольного великого князя Владимира.

В первую половину своего правления Ярославу пришлось много воевать, защищая и объединяя русские земли. В 1017 г. он успешно отразил нападение печенегов на Киев. К 1030-1031 гг. Ярослав вернул на северо-западе часть земель, захваченных поляками, и утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера. После смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав овладел Черниговом и землями к востоку от Днепра. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 г. разбил их под самыми стенами Киева, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились. К 1037 г. Ярослав объединил почти всю территорию древнерусского государства.

Но не войнами прославился великий князь Ярослав в русской истории. Время его правления ознаменовалось распространением православной веры по всей Русской земле, постройкой множества церквей и монастырей. Ярослав приглашал мастеров из Византии и не жалел на это средств. При Ярославе был избран первый митрополит из русских — Иларион, автор «Слова о законе и благодати» (до этого митрополиты в Киев назначались только Патриархом Константинопольским и были греками). Великий князь, неустанно читавший священные книги, собирал их, написанные на славянском языке, где только возможно. Он посадил множество переводчиков книг с греческого языка, чтобы рассылать их по церквам. Так на Руси появился церковный устав, или Кормчая книга, — перевод византийского Номоканона. Ко времени правления Ярослава относится богато украшенное, с великолепными рисунками «Остромирово Евангелие», написанное для новгородского посадника Остромира. Известна написанная по приказанию его сына Святослава и украшенная драгоценными рисунками книга «Изборник Святослава». Этим рвением к книжному делу великий князь положил основание книгохранилищу при новгородском Софийском соборе.

Одновременно с распространением книг Ярослав заботился о грамотности народа, организовывал школы и училища для детей. Например, в Новгороде устроил училище для 300 мальчиков. Именно со времени Ярослава на Руси стал утверждаться обычай обучать детей грамоте. С этой целью наиболее смышлёных ребятишек «собирали по всей земле». Без преувеличения можно сказать, что в это время Русь стала самой грамотной и культурной страной в Европе и оставалась таковой до нашествия Орды. В том числе в правовой области. При Ярославе Мудром возникают первые русские монастыри, например, Киево-Печерский, сыгравший большую роль в становлении русской книжности и летописания. Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим». Своими деяниями этот князь заслужил у потомков прозвище Мудрый.

Ярослав Мудрый скончался он в 1054 году и погребён в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе. Церковь молитвенно вспоминает св. блгв. великого князя Ярослава Мудрого 20 февраля / 5 марта — в день его блаженной кончины.

Денис Сергеевич БУРНАЦЕВ

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Принятые решения Ярослава Мудрого — дальновидный прогноз на благо Руси

Ярослав Мудрый — просветитель, из рода Рюриковичей, сын Владимира Святославича, крестившего Русь. Один из самых известных русских князей. Он прожил довольно длинную для правителя государства жизнь, насыщенную событиями и свершениями. Во время его правления Русь достигла таких высот, на какие она сможет потом подняться только в XIX веке.

При нем были построены города, соборы, основаны монастыри, открыты учебные заведения, наладились отношения с несколькими европейскими соседями и многое другое. Его называли не только Мудрым, но и строителем, и законодателем. Сейчас мы говорим об одном из главных его достижений: почему Ярослава Мудрого называли просветителем.

Юность русского князя

О раннем периоде жизни Ярослава Мудрого известно очень мало, и эти сведения больше похожи на легенды. Еще 9-летним мальчишкой посланный отцом княжить в граде Ростове, Ярослав, один из 12-ти сыновей крестившего Русь Владимира, с такого юного возраста стал постигать науку правления государством.

Летописцы – современники Ярослава отмечают положительные черты его характера:

  • ум
  • усердие в вере
  • сострадание к бедным
  • храбрость в бою
  • скромность в жизни

Тем не менее, Ярослав был свободолюбивым, хитрым и строгим до жестокости даже с близкими ему людьми. Известно, что во время правления в Новгороде он добился независимости от Киева: отказал в ежегодной дани, чем снискал недовольство своего отца, бывшего в то время Киевским князем. А еще за малейшее подозрение в измене казнил даже близких и талантливых, сделавших многое для государства людей.

Правление Мудрого

За свою жизнь Ярослав был князем в нескольких городах Киевской Руси:

  • в Ростове – с 987 до 1010 года
  • в Новгороде – с 1010 до 1034 года
  • в Киеве – с 1016 до 1054 года

Сначала, как сын правителя Киевского, он был послан княжить в города, которые были у Киева в подчинении. После смерти Владимира в 1016 году началась смертельная борьба за его место между его сыновьями: приемный сын Владимира Святополк в борьбе за власть убил троих братьев: Бориса, Святослава и Глеба. То же ждало и Ярослава, но тот сам вышел с воинством на Киев, в жестокой схватке под Любечем одержал победу над Святополком и стал новым князем Киевским.

Вклад Ярослава в развитие всех сфер жизни

Нельзя говорить о положительных последствиях того или иного решения, рассматривая ситуацию однобоко. По этой причине вложение Ярослава Владимировича в долгосрочное развитие Руси включает в себя множество предпринятых действий в различных сферах жизни.

Достижения в политике

Ярослав укрепил границы государства:

  • предпринял поход к северу и установил свою власть на Чудском озере, где затем построил новый город
  • в 1936-м году одержал победу над печенегами, нападавшими на русские города, и обратил их в друзей: по приказу Ярослава они теперь охраняли русские рубежи

Ярослав, как истинно просвещенный государь, считал, что больших высот правитель может достигнуть не военными победами, а переговорами и дипломатией. Именно поэтому все его дети заключили браки с отпрысками европейских королей. Его сыновья были женаты на греческих царевнах и немецких княжнах, сестру он отдал за польского князя, да и сам он был женат на шведской принцессе Ингрид, крещеной Ирине. А народ русский учил Ярослав в мире жить и уделять больше внимания труду для улучшения своего благосостояния, чем вражде и распрям:

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…» ( «Повесть временных лет»)

Еще будучи князем Ростовским, он задумал построить несколько городов, дабы укрепить власть свою, что и осуществил во время своего княжества в Киеве. Им были основаны города:

  • Ярославль
  • Ярослав (сейчас в составе Польши)
  • Несколько городов под названием Юрьев (сейчас переименованы: Тарту в Эстонии и Белая Церковь в Украине). Юрьевым города были названы в честь христианского имени Ярослава, данного ему при крещении, — Юрий (Георгий)

Также при нем были построены несколько храмов. Князь не скупился на устройство церковного благолепия, приглашая для этой работы заграничных мастеров из Константинополя. На месте битвы войска Ярослава с печенегами было построено несколько красивейших дворцов, центром которых стал прекрасный 13-главый храм, украшенный мозаикой и фресками, названный Софийским собором. Именно при Ярославе были устроены знаменитые Киевские Золотые ворота с церковью Благовещения, которые сейчас входят в ансамбль Национального Киевского заповедника «София Киевская». В самой церкви тоже произошли изменения: ее главой стал первый русский митрополит.

Наука и просвещение

Ярослав был не только умным правителем, но и ученым, просвещенным человеком. Он любил читать книги, уделял их изучению большую часть своего времени, знал несколько языков. Подобно тому, как Ломоносова называют ученым-энциклопедистом, русского князя можно было назвать по-настоящему энциклопедически образованным человеком для своего времени.

Широко известна «Библиотека Ярослава Мудрого», которую можно сравнить только с библиотекой другого просвещенного русского правителя – Ивана Грозного. Он не только сам постигал науки, но и стремился окружить себя поистине грамотными, знающими свое дело людьми. Более того, Ярослав пытался сделать обучение грамоте доступным для большего количества людей. Именно по его приказу начали:

  • переводить церковную литературу с греческого языка на славянский;
  • увеличивать количество книг на Руси;
  • священники стали обучать детей грамоте.

В любимом князем Новгороде было открыто училище на 300 мест для мальчиков. Создателями и хранителями книг стали монастыри, созданные при князе Ярославе. Это были монастырь Святого Георгия в Новгороде, а также наиболее известный Киево-Печерский.

Известно его подвижничество в области законодательства и создание Церковного устава, в установительной части которого говорилось о «О преступлениях… подлежащих церковному суду» и «О делах брачных», а также свода гражданских законов «Русская Правда». Теперь каждый мог прийти к князю с просьбой разрешить его спор с обидчиком в справедливом суде. Так, даже личная обида была внесена в список наказуемых преступлений, и были строго расписаны наказания, начиная с размеров штрафов и до смертной казни.

При Ярославе Владимировиче стали создаваться первые летописи. Самой знаменитой из них, сохранившейся до наших дней наряду с Ипатьевской и Лаврентьевской летописями, стала «Повесть временных лет». Она является, по сути, сборником легенд, сказаний, переходивших из уст в уста рассказов об историческом прошлом Руси, о людях, ее населявших, о войнах и великих правителях.

Читать еще:  Салфетки крючком к пасхе

Начиная с рассказа о том, «откуда есть пошла земля русская», летописцы описывают жизнь древних полян и древлян, появление города Киева, первого князя Рюрика и сына его Игоря. Ярославу же посвящена часть летописи, названная «Похвала книгам», авторство которой приписывается самому князю. В летописи он не столько рассказывает о своей жизни, сколько учит читателей любви к Богу, а также учению, смирению и труду:

«Не ленитесь, молю вас, не забывайте дел своих, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни голоданием, которые иные добродетели претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию».

Ярослав был глубоко верующим и истинно праведным человеком, как гласит летопись, а также, продолжая дело своего отца Владимира, старался сделать так, чтобы христианство на Руси стало истинно народным: понятным и близким каждому человеку. Именно поэтому при нем были переписаны множество книг, записаны основы истории и законодательства, Закон Божий переведен на славянский язык, да и службы в церкви стали происходить теперь на понятном людям родном языке.

Бесценное наследие

Конечно, каждый исторический документ, написанный по заказу правителя государства, подобный «Повести. », зачастую рождается как рассказ победителей о своих победах. Многие сказители, передавая легенды из уст в уста, часто изменяли и приукрашали их. Но, тем не менее, мы можем видеть подлинные доказательства огромного вклада Ярослава в процветание и рост Киевской Руси. Это настоящие исторические памятники, как в архитектуре, так и в письменных документах.

Наследие Ярослава Мудрого незабываемо и поистине бесценно для его потомков.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром: история

Как ни удивительно, но свое прозвище Мудрый Ярослав получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава – Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.

Объединение Руси

Ярослав не сразу стал правителем Киева, ему пришлось достаточно долго воевать со своими братьями за Киевский престол. После 1019 года Ярослав объединил под своей властью практически все земли древнерусского государства, тем самым способствовал преодолению внутри страны феодальной раздробленности. Во многих областях наместниками стали его сыновья. Так начался расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Русская правда

Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.

Данные законы способствовали укреплению отношений внутри государства, что в целом способствовало преодолению феодальной раздробленности. Ведь теперь каждый город не жил по своим правилам – закон был общим для всех, а это, безусловно, способствовало развитию торговли и создавало возможность максимально стабилизировать отношения внутри государства.

В законах «Русской Правды» нашло отражение социальное расслоение общества. Например, штрафы за убийство смерда или холопа были в несколько раз меньше, чем выплаты за убийство свободного человека. Штрафы пополняли государственную казну.

Расцвет Киева

Само появление «Русской Правды» было гигантским шагом вперед по пути преодоления феодальной раздробленности, единения разных частей страны. Активно шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что Киев стал поистине центром страны. Развитие ремесел способствовало торговым отношениям. В город стекались купцы, предлагавшие свои товары. Киев богател, и слава о нем разносилась по многим городам и странам.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Сказывался и во внешней политике расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. События в этот период были направлены на укрепление границ, развитие отношений с соседними странами, в первую очередь с Западной Европой. Это повлияло на повышение авторитета государства. Отношения с другими странами вышли на более высокий уровень.

Несмотря на то что набирал обороты расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, исторические события были не только положительными. Русь по-прежнему страдала от набегов кочевников. Но вскоре и эта неприятность была решена. В 1036 году войска Ярослава Мудрого разбили печенегов, которые после этого надолго перестали нападать на Русь. По распоряжению князя на южной границе были построены города-крепости для обороны рубежей.

Династические браки

По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что ему удалось в 1046 году подписать мирный договор с Византийским государством. Этот документ имел важное значение, поскольку политические и культурные отношения были выгодны для обеих стран. Мирный договор с Византией был подкреплен династическим браком. Всеволод Ярославич женился на дочери Константина Мономаха.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Безусловно, они способствовали укреплению связей между Киевской Русью и Европой. На немецких принцессах были женаты сыновья Ярослава Мудрого: Святослав, Игорь и Вячеслав. Дочь Елизавета выдана замуж за норвежского принца Гарольда, Анна – за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея I. Такие династические браки, во-первых, демонстрировали привлекательность Руси для Европы, во-вторых, были полезны и для Киевского государства, так как давали больше возможностей для культурного и экономического развития, способствовали расцвету древнерусского государства.

Распространение христианства при Ярославе Мудром

Годом крещения Руси считают 988 год. Но государство не стало христианским в один год, требовалось достаточно много усилий, чтобы распространить веру по всей стране. И многое для этого было сделано именно во времена княжения Ярослава: в Киеве было построено около 400 церквей, на том месте, где войско Ярослава разбило печенегов, был возведен Софийский собор, храм мудрости и божественного разума, построены соборы в Полоцке и Новгороде, церковь великомученика Георгия и святой Ирины. Именно при Ярославе возникают первые русские монастыри, среди них Киево-Печерский монастырь, в стенах которого стало развиваться летописание, переводились и переписывались книги.

В 1054 во главе русской церкви впервые встал не греческий, а русский митрополит Иларион. Это было необходимо, чтобы сделать русскую церковь независимой от Византии. Написанное им «Слово о Законе и Благодати» в торжественной форме возвещает о том, что христианская вера принесет мир и радость государству.

Просвещение Киевской Руси при Ярославе Мудром

Как рассказывают летописные источники, Ярослав Мудрый владел несколькими иностранными языками, прочитал множество книг. Княжеская библиотека была богатейшей. Именно при этом князе наблюдался расцвет древнерусского государства. Ярослав Мудрый был одним из самых просвещенных правителей Киевского государства.

Начало русского летописания относят именно к годам правления Ярослава Мудрого. По исследованиям, первая летопись была создана приблизительно в 1037 году. На ее основе киево-печерский монах Нестор создал в дальнейшем «Повесть временных лет». Создание летописей преследовало цель объединения Руси вокруг Киева.

Ярославом Мудрым была создана первая общественная библиотека, где все желающие могли взять манускрипт и свободно читать. Князь приглашал из Византии переводчиков, которые переводили древние, преимущественно церковные рукописи. Во многих монастырях образованные монахи занимались переписыванием книг. Богословские и исторические сочинения, книги греческих и византийских авторов распространялись по монастырям, тем самым приобщая Русь к культуре античного мира.

Князь уделял внимание и образованию. При многих монастырях образовывались школы. Ярослав Мудрый сам выбирал юношей в Киеве и Новгороде для обучения в школах. Создавались своеобразные ремесленные училища.

Все эти мероприятия закрепили за князем славу просветителя. Был невероятным расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Кратко исторические события того времени описаны в этой статье.

К сожалению, после смерти князя Киевская Русь постепенно стала приходить в упадок. Но и те мероприятия, которые успел осуществить Ярослав Мудрый, дали Руси очень многое. Время правления Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси.

Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства

Видеоурок «Ярослав Мудрый» освещает аспекты борьбы за Киевский престол. Неоднократные столкновения между братьями Святополком и Ярославом привели князя Ярослава во главу Руси. Это время рассвета, когда существенно расширяются границы страны, происходит культурное развитие древнерусского государства, создается первый свод законов «Русская правда».

Конспект

На сегодняшнем занятии вы узнаете о времени правления Ярослава Мудрого –периоде расцвета Древнерусского государства.

В начале XI века Древне­русское государство опять было охвачено междоусобной войной. Владимир Святославович умер в 1015 году, не назначив наследника. Его многочисленные сыновья, рожденные от разных матерей, вступили в борьбу за великокняжеский престол.

Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновленный племянник Владимира), но он не пользовался любовью великого князя. Своим наслед­ником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины. Ког­да умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на пече­негов. Гонец из Киева сообщил ему, что Святополк занял великокняжеский дворец и собирается править на Руси. Дружинники Владимира предложили Борису идти в Киев и силой добыть великое княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли верные Святополку люди. Они окружили шатер Бориса и пронзили его копьями. Еще живого истекаю­щего кровью, князя привезли в Киев к Святополку и там по его приказу добили мечами. Опасаясь мести еди­нокровного брата Бориса — муром­ского князя Глеба, Святополк вызвал его в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка. Молодой князь и его юные дружинники растерялись. Отправ­ленный Святополком отряд без тру­да захватил корабль Глеба и распра­вился с князем. В открытую борьбу со Святопол­ком вступил Ярослав, княживший в Новгороде. Четыре года полыхала война в Русской земле. Решающая битва состоялась в 1019 году на реке Альте, где дружина и наемные печенеги Святополка были разбиты, а сам он вскоре умер. По настоянию Ярослава Святополк был проклят православной церковью и прозван «окаянным», а Борис и Глеб причислены к лику святых.

Рис. 1. Святые Борис и Глеб (Источник)

Читать еще:  Поделки из яиц для детского сада

Новый великий князь Ярослав Владимирович (1019—1054) был сыном гордой полоцкой княжны Рогнеды, которую Владимир си­лой заставил стать своей женой. С детства Ярослав был хромым, но этот недостаток не помешал ему водить в бой дружины. Стремясь к власти, он использовал природный ум, хитрость, железную волю и из­воротливость. Яро­слав женился на дочери шведского короля Ингигерде, слыл любящим мужем и заботливым отцом. За 35 лет своего княжения он заслужил прозвание «мудрого» правителя.

Рис. 2. Ярослав Мудрый

Ярослав многое сделал для распространения христианства. Он строил новые церкви и открывал при них школы. При нем был основан Киево-Печерский монастырь.

Стремясь установить порядок в своем государстве, киевский князь создал первый на Руси письменный свод законов – «Правда Ярослава Мудрого», или «Русская правда». Этот документ предусматривал строгие наказания за убийство, оскорбление, кражу чужого имущества. Принятие единого свода законов имело огромное значение для укрепления Древнерусского государства.

При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управ­ления Древнерусским государством. Высшая власть принадлежала киевскому великому князю. Летописцы называли князя Ярослава само­властцем. Теперь он был уже не первым среди других князей, а полноправным правителем страны. Киевский князь издавал законы, был высшим судьей и главным защитником Русской земли. Он опи­рался на дружину, которая делилась на «старшую» — бояр, выполнявших важнейшие поручения князя, и «младшую». Князь определял взаимоотно­шения с другими странами, т. е. внешнюю политику.

Киевский престол, или, как тогда говорили, «стол», после смерти князя передавался старшему в роду кня­зей – это лествичный порядок престолонаследия. Князем мог стать брат или же сын умершего, если он оказывался старше своего дяди. Однако этот порядок часто нарушался.

Киевский князь правил при помощи своих сыновей, которых он отправлял в качестве своих наместников в крупнейшие земли (волости). Такой местный князь имел собственную дружину, обладал в своей волости большими правами, но он не имел права передавать свою власть по наследству. Князья время от времени перемещались от одного княжеского стола к другому. Киевский князь назначал и глав местного управле­ния — посадников.

В городских центрах сохранялись вечевые традиции. Вече, на которое сходились все свободные люди, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земель­ные проблемы, обсуждало законы. Вече вторгалось в вопросы княжения. Невзирая на установившийся поря­док, оно могло пригласить на княжение какого угодно князя или указать неугодному от ворот поворот. Князь и местная знать были вынуждены считаться с волей веча, так как в его распоряжении находилось народное опол­чение — основа военной организации Древнерусского государства.

Рис. 3. Древнерусское государство в XI веке

В отношениях с другими государствами Ярослав Мудрый стремился продолжить дела своих отца и деда – Владимира и Святослава. Укреплял южные рубежи Руси, возводил на границе со степью города-крепости. Ярослав оборонял Русь от печенегов и в 1036 году под стенами Киева нанес им сокрушительное поражение. В результате обескровленные печенежские орды откочевали подальше от русских границ. Распростившись со своим главным внешним врагом, Древнерусское государство окрепло и возмужало.

Ярослав расширил территорию своего государства и укрепил безопасность его северо-западных границ, в 1030 году он утвердил свою власть на берегах Чудского озера и построил там город Юрьев (Юрий – имя, полученное князем при крещении).

Последнее военное столкновение Руси с Византией привело к подписанию мирного договора в 1046 году и скреплено династическим браком.

Дружественные отношения со многими государствами Ярослав Мудрый обеспечивал с помощью браков между правящими династиями. Своих дочерей он выдал замуж за европейских монархов (Анну — за французского короля Генриха I, Елизавету — за норвежского короля Гарольда, Анас­тасию — за венгерского короля Анд­рея). Для обеспечения безопасности западной границы старший сын Изяслав был женат на сестре польского короля Казимира, а Всеволод в знак мира и дружбы с Византией женился на «царевне» — дочери императора Константина Мономаха.

Рис. 4. Анна Ярославовна (Источник)

Годы правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Древнерусского государства.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали состав­лять единое общество. Тем не менее, древнерусское об­щество подразделялось на определенные категории, или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества со­ставляли киевские князья, потомки Рюрика. Старшие и младшие дружинники, а так­же люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства относились к высшим слоям древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского госу­дарства были свободные земледельцы, которые объе­динялись в общины. Но появилось и зависимое населе­ние: смерды — сельские жители, которые несли по­винности в пользу князя, закупы — разорившиеся об­щинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у челове­ка, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения от­носились также рядовичи — люди, которые заключили договор (ряд), согласившись жить и работать у господи­на на определенных условиях. Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов попол­нялось не только за счет военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы. Холопами становились не выполнившие обязательства закупы и рядовичи. Ребенок, родившийся от холопки, также был холопом.

И все же, несмотря на появление знатных и зависи­мых, в Древнерусском государстве основная часть насе­ления состояла из свободных людей, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

Список рекомендованной литературы для изучения темы «Ярослав Мудрый и расцвет Киевского государства»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  1. Почему князя Ярослава прозвали Мудрым, а Святополка – Окаянным?
  2. Какие изменения в управлении государством произошли в годы правления Ярослава Мудрого?
  3. Какие меры предпринял Ярослав Мудрый для укрепления международного положения Руси?
  4. С какими государствами были установлены династические связи?

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ярослав Мудрый. Расцвет Киевского государства

Время княжения Ярослава Мудрого — 1019—1054 гг. Владимир Святославович умер в 1015 г. Промежуточные четыре года ознаменованы ожесточенной, кровопролитной борьбой за Киевский стол между сыновьями Владимира.

После смерти Владимира Святославовича Киев оказался в руках его старшего и нелюбимого сына Святополка. Подослав убийц, он уничтожает главного соперника, своего младшего брата Бориса, а вслед за ним — Глеба и третьего брата — Святослава. Ярослав в это время княжил в Новгороде. Отношения его с отцом были натянутыми и чуть ли не враждебными. Узнав о смерти отца, он собирает дружину из новгородцев и варягов и идет на Киев против Святополка. Начинается четырехлетняя кровавая война с участием иноземных наемников. На стороне Святополка сражаются отряды его тестя — польского короля Болеслава. Борьба идет с переменным успехом и крайней ожесточенностью. О последней битве летописец говорит, что сеча была такая злая, каковых еще не было на Руси, трижды сходились воины и кровь лилась ручьями. Побежденный Свято полк бежал и погиб при неизвестных обстоятельствах.

Ярослав утвердился в Киеве. Но предстояла еще борьба с младшим братом Мстиславом, сидевшим в Тмутаракани, самом отдаленном княжестве на полуострове Тамань. Воинственный соперник Ярослава двинулся на Киев добывать себе волости. Новая усобица закончилась разделом Киевского княжества. Только после смерти бездетного Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единоличным правителем огромного государства от Балтийского моря до Азии. Это был период наивысшего расцвета древнерусского государства. Победив своих соперников, Ярослав стремился всеми силами, разными способами укрепить единство государства. Большое значение имело завершение христианизации населения. При Владимире Святославовиче христианская религия распространилась в основных городах по течению Днепра и его притоков. В отдаленных местах, в стране вятичей, в Залесье и на севере еще господствовало язычество. Уговорами и силой Ярослав добился утверждения христианства. Было завершено создание церковной иерархической организации. В 1037 г. константинопольский патриарх образовал Киевскую митрополию, назначив митрополитом грека, но вскоре на этот пост стал назначаться местный священнослужитель. Таким образом, Киев стал церковным центром. В Киеве для митрополита был построен величественный Софийский собор, который по архитектуре и убранству мало уступал одноименному храму в Константинополе. Были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерская лавра. Таким образом, церковь при Ярославе стала крупнейшей опорой княжеской власти.

Ярослава называли также хоромцем (строителем). Он построил княжеский терем, окружил Киев стеной со знаменитыми Золотыми воротами. Стольный Киев-град стал одним из красивейших городов Европы, крупнейшим центром торговли и ремесла. Росло его население, богатство и слава Киева распространялись далеко за пределами Руси.

Ко времени правления Ярослава Мудрого относится начало летописания. По мнению известного исследователя А.А. Шахматова, первая летопись была создана в 1037 г. На ее основе монах Киево-Печерского монастыря Нестор в конце XI в. создал «Повесть временных лет». Летопись была призвана исторически обосновать единство Руси и объединяющую роль княжеской власти. Такое же значение имело начало создания первого письменного свода законов «Русской Правды» с добавлением позднейших княжеских законодательных постановлений. Обычное право, древнейшие предания, которые могли быть разными у различных племен, заменялись единым письменным законом. Княжеская власть выступала как высший судебный арбитр, гарант законности и правопорядка. Штрафы и судебные доходы пополняли княжескую казну.

Ярослав Мудрый многое сделал для распространения просвещения. По преданию, он был книжником, любил читать сам и стремился приобщить к чтению других. Из Византии в Киев были приглашены переводчики древних рукописей, главным образом церковных. Из переписанных монахами книг в Софийском соборе была создана своеобразная библиотека (первая библиотека на Руси), где все желающие могли получить манускрипты для чтения. При монастырях стали создаваться школы. Сам князь отобрал в Новгороде 300 юношей для обучения. Это же было сделано и в Киеве.

Внешнюю политику Ярослава можно признать удачной. Он совершил в 1030 г. поход на финское племя чудь и построил там город Юрьев (ныне эстонский город Дерпт). В 1036 г. он нанес под Киевом столь сокрушительное поражение печенегам, что они больше не появлялись в пределах Киевского государства. На границе со степью была создана система укреплений и городов. Ярослав вел трехлетнюю изнурительную войну с Византией. Но хотя на полях сражений не было решительных побед, а княжеское войско даже терпело поражения, заключенный в 1043 г. мир был выгоден для Киева. Византия подтвердила установленные ранее привилегии в торговле, отпустила пленных.

Читать еще:  Пасха в 2020

При Ярославе Киевская Русь установила со многими европейскими государствами контакты, закрепленные брачными союзами. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля, три его дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей, а внучка — за германского императора.

Даже столь краткий обзор событий первой половины XI в. свидетельствует, что при Ярославе Древнерусское государство достигло высшей точки своего расцвета. Действительно мудрый, выдающийся во всех отношениях государственный деятель, Ярослав не случайно вошел в историю как Ярослав Мудрый.

До середины XI в. развитие Древней Руси проходило по восходящей линии: от объединения разрозненных славянских племен вокруг Киева до христианизации Руси и образования на востоке Европы могущественного государства. После смерти Ярослава Мудрого начинаются ослабление и распад Киевского государства. Господствовавшая до сих пор центростремительная тенденция развития сменяется тенденцией центробежной, усиливается обособление отдельных земель от Киева, происходит ослабление центральной власти, появляются новые политические образования, которые соперничают с Киевом.

В чем причины этого поворота истории Древней Руси? Действовали, несомненно, объективные факторы. Развивались земледелие, ремесло и торговля, росло экономическое значение отдельных регионов Киевского государства. Киев перестал быть центром, откуда направлялись торговые караваны в Византию. Путь из «варяг в греки» терял свое значение. С ростом значения земледелия дружинники-воины превращались в бояр-землевладельцев, занимавшихся своим хозяйством. Местные вотчинные интересы преобладали над общегосударственными интересами. Экономическое усиление окраин делало их независимыми от Киева.

Разрушительное действие на Киевскую Русь оказали набеги кочевников. В 60-е годы XI в. появился новый опасный противник — половцы. Не менее тяжелыми для населения являлись княжеские усобицы, постоянные внутренние военные столкновения, разорявшие население. Большинство крестьян и городских жителей покидали обжитые места и уходили подальше, в более безопасные места. Один путь был на юг, к Днестру, Западному и Южному Бугу, к предгорьям Карпат, другой — на восток, за реку Оку, к верховьям и среднему течению Волги, в так называемое Залесье. Этот край был редко населен финскими племенами. За лесами было безопасно. Обширные пространства и сравнительно плодородная почва благоприятствовали развитию земледелия.

Распаду Киевской Руси в значительной мере способствовал порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым. Главная идея заключалась в том, что Киевская земля — вотчина всего рода, общее владение всех его сыновей и внуков. Но главенствует старший по возрасту, который сидит в Киеве и которому остальные князья должны подчиняться как старшему, слушаться «как отца своего». По завещанию Ярослава каждый из его сыновей получил удел. Старший сын Изяслав стал великим князем киевским и получил Новгород. Остальные сыновья получили города в зависимости от старшинства. По замыслу Ярослава в случае смерти киевского князя место занимает следующий по старшинству брат. Происходит соответствующее передвижение уделов: черниговский князь переходит в Киев, переяславский — в Чернигов и т.д.

Но такой порядок таил в себе разрушительные силы, которые проявились вскоре после смерти Ярослава Мудрого. Младшие сыновья не могли надеяться получить Киевский стол обычным путем. А среди внуков Ярослава уже трудно было определить старшинство. Появились князья-изгои, лишенные владений. Разросшееся Ярославово племя признавало только принцип силы. Сила, военное противоборство стали главным способом добычи удела и великого княжения. Междоусобная борьба приняла всеобщий характер. За 170 лет до татарского нашествия летописи отмечают более 90 усобиц. Иногда борьба длилась по несколько лет. Победившие князья не щадили своего противника, расправлялись с его семьей и дружиной, разоряли его селения, грабили крестьян и горожан. Для борьбы друг с другом нанимали половецкие отряды, которые были особенно жестоки по отношению к местному населению.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром: история

Как ни удивительно, но свое прозвище Мудрый Ярослав получил не при жизни, а только в 60-е годы XIX века. При жизни его называли Хромцом. Как показывают исследования, у него была перерублена нога, следовательно, он хромал. В ту пору подобный недостаток считался признаком мудрости, ума, провидения, поэтому слово «хромец» в качестве прозвища можно было рассматривать как близкое по значению к слову «мудрый». Так и стали называть Ярослава – Мудрым. Деяния этого князя красноречиво говорят сами за себя. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром является подтверждением этим словам.

Объединение Руси

Ярослав не сразу стал правителем Киева, ему пришлось достаточно долго воевать со своими братьями за Киевский престол. После 1019 года Ярослав объединил под своей властью практически все земли древнерусского государства, тем самым способствовал преодолению внутри страны феодальной раздробленности. Во многих областях наместниками стали его сыновья. Так начался расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Русская правда

Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.

Данные законы способствовали укреплению отношений внутри государства, что в целом способствовало преодолению феодальной раздробленности. Ведь теперь каждый город не жил по своим правилам – закон был общим для всех, а это, безусловно, способствовало развитию торговли и создавало возможность максимально стабилизировать отношения внутри государства.

В законах «Русской Правды» нашло отражение социальное расслоение общества. Например, штрафы за убийство смерда или холопа были в несколько раз меньше, чем выплаты за убийство свободного человека. Штрафы пополняли государственную казну.

Расцвет Киева

Само появление «Русской Правды» было гигантским шагом вперед по пути преодоления феодальной раздробленности, единения разных частей страны. Активно шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что Киев стал поистине центром страны. Развитие ремесел способствовало торговым отношениям. В город стекались купцы, предлагавшие свои товары. Киев богател, и слава о нем разносилась по многим городам и странам.

Внешняя политика Ярослава Мудрого

Сказывался и во внешней политике расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. События в этот период были направлены на укрепление границ, развитие отношений с соседними странами, в первую очередь с Западной Европой. Это повлияло на повышение авторитета государства. Отношения с другими странами вышли на более высокий уровень.

Несмотря на то что набирал обороты расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром, исторические события были не только положительными. Русь по-прежнему страдала от набегов кочевников. Но вскоре и эта неприятность была решена. В 1036 году войска Ярослава Мудрого разбили печенегов, которые после этого надолго перестали нападать на Русь. По распоряжению князя на южной границе были построены города-крепости для обороны рубежей.

Династические браки

По разным направлениям шел расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. История сообщает, что ему удалось в 1046 году подписать мирный договор с Византийским государством. Этот документ имел важное значение, поскольку политические и культурные отношения были выгодны для обеих стран. Мирный договор с Византией был подкреплен династическим браком. Всеволод Ярославич женился на дочери Константина Мономаха.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром укреплялся династическими браками детей князя. Безусловно, они способствовали укреплению связей между Киевской Русью и Европой. На немецких принцессах были женаты сыновья Ярослава Мудрого: Святослав, Игорь и Вячеслав. Дочь Елизавета выдана замуж за норвежского принца Гарольда, Анна – за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея I. Такие династические браки, во-первых, демонстрировали привлекательность Руси для Европы, во-вторых, были полезны и для Киевского государства, так как давали больше возможностей для культурного и экономического развития, способствовали расцвету древнерусского государства.

Распространение христианства при Ярославе Мудром

Годом крещения Руси считают 988 год. Но государство не стало христианским в один год, требовалось достаточно много усилий, чтобы распространить веру по всей стране. И многое для этого было сделано именно во времена княжения Ярослава: в Киеве было построено около 400 церквей, на том месте, где войско Ярослава разбило печенегов, был возведен Софийский собор, храм мудрости и божественного разума, построены соборы в Полоцке и Новгороде, церковь великомученика Георгия и святой Ирины. Именно при Ярославе возникают первые русские монастыри, среди них Киево-Печерский монастырь, в стенах которого стало развиваться летописание, переводились и переписывались книги.

В 1054 во главе русской церкви впервые встал не греческий, а русский митрополит Иларион. Это было необходимо, чтобы сделать русскую церковь независимой от Византии. Написанное им «Слово о Законе и Благодати» в торжественной форме возвещает о том, что христианская вера принесет мир и радость государству.

Просвещение Киевской Руси при Ярославе Мудром

Как рассказывают летописные источники, Ярослав Мудрый владел несколькими иностранными языками, прочитал множество книг. Княжеская библиотека была богатейшей. Именно при этом князе наблюдался расцвет древнерусского государства. Ярослав Мудрый был одним из самых просвещенных правителей Киевского государства.

Начало русского летописания относят именно к годам правления Ярослава Мудрого. По исследованиям, первая летопись была создана приблизительно в 1037 году. На ее основе киево-печерский монах Нестор создал в дальнейшем «Повесть временных лет». Создание летописей преследовало цель объединения Руси вокруг Киева.

Ярославом Мудрым была создана первая общественная библиотека, где все желающие могли взять манускрипт и свободно читать. Князь приглашал из Византии переводчиков, которые переводили древние, преимущественно церковные рукописи. Во многих монастырях образованные монахи занимались переписыванием книг. Богословские и исторические сочинения, книги греческих и византийских авторов распространялись по монастырям, тем самым приобщая Русь к культуре античного мира.

Князь уделял внимание и образованию. При многих монастырях образовывались школы. Ярослав Мудрый сам выбирал юношей в Киеве и Новгороде для обучения в школах. Создавались своеобразные ремесленные училища.

Все эти мероприятия закрепили за князем славу просветителя. Был невероятным расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Кратко исторические события того времени описаны в этой статье.

К сожалению, после смерти князя Киевская Русь постепенно стала приходить в упадок. Но и те мероприятия, которые успел осуществить Ярослав Мудрый, дали Руси очень многое. Время правления Ярослава Мудрого – расцвет Киевской Руси.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector