2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что дают на поминках

Приметы на поминках — рекомендации и табу

Распространённые приметы на поминках не отличаются универсальностью и постоянством. Одни уходят корнями в древние времена, другие сформировались сравнительно недавно. Некоторые обряды изжили себя и канули в забытье, существуют суеверия, известные лишь в узких кругах.

Помощь Бабы Нины — просто задайте свой вопрос, после чего получите ответ

В славянской культуре траурными признаны одежды в тёмных тонах. Это не только дань традиции, эзотерики утверждают, что чёрный защищает от негатива, в то время как белый символизирует безоговорочное принятие обстановки, царящих вокруг.

Поверья не обошли стороной правила этикета, настроение присутствующих:

  • в разговорах за поминальной трапезой упоминаются только добрые поступки и положительные качества покойного;
  • недопустимы шум, ссоры, брань;
  • обилие пролитых на поминках слёз затрудняет восхождение души в высшие миры;
  • неуместное веселье грозит навлечь беду на шутника.

Староверы не считали смерть трагическим событием. Собравшиеся почтить память радовались, что ближний находится в лучшем мире, оживлённо общались, устраивали ритуальные танцы. Отголоски этой традиции встречаются и в наши дни.

Приметы после похорон

Поминать покойного принято сразу после похорон. Место погребения покидают, не оглядываясь, на выходе с погоста очищают обувь от кладбищенской земли. Руки также нуждаются в энергетической очистке, ладони следует подержать над открытым пламенем или тщательно вымыть.

Перед организацией поминального обеда в доме, где находился умерший, проводится ритуальная уборка. Подметает пол человек не из числа кровных родственников новыми веником и совком. В дальнейшем использовать эти предметы в быту не рекомендуется.

Можно ли беременным ходить на поминки

Чтобы выяснить, можно ли беременной присутствовать на поминках, следует принять во внимание ряд факторов:

  • степень близости с покинувшим этот мир;
  • взаимоотношения с присутствующими;
  • совместимость ритуальных традиций и личных убеждений;
  • самочувствие будущей мамочки.

Столкновение формирующейся жизни с энергетикой смерти создаёт внутренний конфликт. Когда траурная обстановка действует угнетающе, отношения с роднёй натянутые, возмущает излишняя набожность или откровенное пренебрежение религиозными обрядами, имеет место быть недомогание — разумно не подвергать без того уязвимое биополе дополнительной проверке на прочность. Из тех же соображений не рекомендуется присутствие маленьких детей.

Запоздалое раскаяние, чувство невыполненного долга, отчуждения от круга семьи способны причинить моральные страдания, нежелательные в ожидании малыша. Прямых запретов на участие беременных в ритуальных церемониях нет, решение предстоит принять в индивидуальном порядке. Если обстоятельства складываются против, но совесть по-прежнему неспокойна, можно помянуть умершего в церкви.

Поминальная трапеза

Обычаи поминальной трапезы предусматривают особый этикет и выбор блюд:

  1. Кутья из зёрен и мёда или сладких фруктов олицетворяет возрождение и сладкую загробную жизнь.
  2. Холодец, горячие блюда из мяса, кроме свинины.
  3. Грибной суп.
  4. Сдобные пирожки или лесенка: открытый пирог с начинкой овальной формы с поперечными перекладинками из теста — «торить» путь на тот свет.
  5. Сладкий густой кисель.
  6. Блины в некоторых кулинарных традициях не пекутся на третий поминальный день.

Не приняты блюда из картофеля, чай, нарочито пышная сервировка. Приготовление пищи не должно отвлекать от воспоминаний об усопшем, размышлений о духовном, молитвы.

Зачастую суеверия содержат сугубо рациональную подоплёку. Меню составлено из диетических продуктов, придуманные много веков назад правила обращения с пищей соответствуют современным требованиям гигиены. К таким поверьям относится отсутствие режущих и колющих столовых приборов. В былые времена делили наследство сразу после погребения, имущественные споры порой перерастали в поножовщину, потому ножи и вилки благоразумно припрятывали.

Почему на поминках нельзя есть вилками

Предотвращение поножовщины — не единственная причина, в силу которой на поминках нельзя есть вилками. Сей предмет был введён в обиход Петром І в качестве альтернативы старым добрым деревянным ложкам.

На Руси существовал поминальный обычай забирать ложку с собой, благоприятным знаком считалось раздать на сороковой день сорок ложек сорока гостям. В нумерологии число символизирует окончательное завершение земного пути, дух усопшего обоснуется в загробном мире, не будет тревожить живых без веских оснований .

Вилка долго воспринималась как нечто чуждое, внешний вид ассоциировался с агрессией, нечистой силой. Современные биоэнергетики находят неэтичным тыкать металлическим остриём в ритуальную еду, к тому же кутью, кисель или холодец удобнее кушать ложкой.

Можно ли забирать еду с поминок

С точки зрения гигиены и биоэнергетики, между застольной едой с поминок и продуктами, побывавшими на могиле, существуют принципиальные различия. Считается, что употребление найденной на погосте пищи не причинит вреда лишь тем, кто действительно не в состоянии заработать себе на хлеб, остальные рискуют прогневать покойника, которому предназначалось угощение.

В то же время, не следует опасаться незнакомцев, предлагающих сладости прохожим — это старинный способ поминовения ушедших в мир иной. Если дающий не внушает доверия, имеет смысл вежливо отказаться: аналогичный приём используется в чёрной магии для наведения порчи.

Остатки скорбного застолья желательно раздать знакомым или нуждающимся. Допустимо передавать угощения через присутствующих в третьи руки и принимать такие дары у тех, кто не желает другим зла. Чем больше людей помянет покойника, тем лучше. Сакральная еда не должна быть выброшена на помойку или скормлена животным.

Можно ли на поминках пить спиртное

Историки утверждают, что пить спиртное на поминках — сравнительно молодая традиция, которая основательно вошла в обиход и успела обзавестись собственными приметами. Ранее на погребальных церемониях подавали квас.

Любимое место покойного украшает фотография, напротив ставится стопка, накрытая ломтиком хлеба. Обязательно ли наполнять стопку крепким напитком? Если умерший при жизни не употреблял спиртное, здравый смысл подсказывает налить что-нибудь безалкогольное. Запрет чокаться во время траурного застолья возник из опасений разнести горе по домам присутствующих.

Церковь считает распитие водки греховным действом, молитва о прощении души из пьяных уст не будет услышана. Согласно писанию, вино олицетворяет радость бытия. Земные утехи более недоступны мёртвому, он может принять жест за насмешку. Дети родителей, не знающих меры за поминальным столом, проявляют склонность к алкоголизму.

Малоизвестные приметы на поминках

Некоторые приметы на поминках известны лишь узкому кругу лиц, обособленному религиозно или территориально. У порога дома, где проходит заупокойная церемония, кладут еловые ветки. Ель славится свойством впитывать негатив, переступившие порог не унесут с собой беду.

Как только один из собравшихся выходит из-за стола, остальные встают и следуют за ним. Казус можно предотвратить, убедительно объяснив причину отлучки.

В процессе уборки хозяйки задаются щепетильным вопросом: как поступить с хлебом и напитком, символически предназначенных покойнику? Согласно преданиям, употреблять в пищу или скармливать домашней живности смертельно опасно. Композицию следует переставить на подоконник, когда жидкость испарится, хлебушек оставить в малолюдном месте подальше от собственного жилья и перекрёстков — обители нечистой силы. Угощение найдёт и склюют птицы, которым оно не повредит, улетят в небо и передадут умершему все добрые слова, сказанные о нём на поминках.

Поминки у соседей

Следует знать, как себя вести, когда у соседей поминки. Не рекомендуется одалживать свои табуретки, прочую мебель и кухонную утварь, чтобы не накликать неприятности. Возвращаясь с поминок, по дороге нельзя заходить к соседям.

Нежелательно праздновать Дни рождения, играть свадьбы одновременно с погребальной церемонией в соседнем доме. В случае печального совпадения праздник имеет смысл отметить в кафе.

Поверья, связанные с водой

Во время поминок можно набрать в стакан воду, по завершении отнести туда, где покинувший этот мир любил бывать при жизни, в течение сорока дней следить, чтобы стакан не пустовал. Родная душа будет туда наведываться и благодарить за заботу и светлую память.

Стоявшую у изголовья икону не принято класть в гроб, небезопасно хранить в доме, кощунственно сжечь или выбросить. Одно из верований предлагает отнести образа к реке и пустить по течению — такой обряд никому не причинит вреда. Если этот способ неприемлем, можно оставить икону в церкви.

Традиции и приметы, связанные с поминками, адресованы мёртвым и живым. Согласно поверьям, соблюдение обычаев помогает душе усопшего обрести покой, пережившим утрату близким — преодолеть скорбь и растерянность.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Поминальный обед – обязательный ритуал похоронного процесса, который символизирует вечную память об ушедшем в иной мир человеке. В нем принимают участие родственники усопшего, близкие друзья, коллеги. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души умершего. Однако не менее важен этот ритуал и для близких усопшего. Он помогает им облегчить боль утраты и постепенно прийти к успокоению. В этой статье мы расскажем об основных правилах проведения поминок после похорон.

Как поминают усопшего?

Согласно православным традициям, ритуальный обед проводится:

  • В день погребения (на 3 день после смерти);
  • На 9 день после похорон;
  • На 40 день после погребения;
  • Через год после смерти человека.

Также можно организовывать поминальную трапезу через полгода после смерти, на день рождения усопшего и в День Ангела.

Если вы не уверены, можно ли организовывать поминовение в конкретный день, или у вас есть другие вопросы относительно этого ритуала, вы можете прийти в храм и задать их священнику.

Поминальная трапеза в день похорон.

Ритуальный обед традиционно начинается с молитвы «Отче наш». Если на поминках присутствует священник, он освещает трапезу и благословляет на принятие пищи.

Усопшему принято отводить отдельное место за столом. На него ставится рюмка, накрытая хлебом, и тарелка со столовыми приборами. Пустой стул остается свободным.

Первое блюдо, подаваемое присутствующим, — кутья (отварное пшено или рис со сладким сиропом и сухофруктами). Все присутствующие должны съесть несколько ложек. Это символизирует счастливую жизнь души усопшего в ином мире. Также на столе присутствуют и другие блюда: отварной картофель, мясо, рыба, блины, овощи, пироги и т.д. При этом следует учитывать, что во время постов пища должна быть постной.

Все присутствующие за столом вспоминают усопшего добрыми словами, рассказывают о его жизни. Согласно традициям русской православной церкви, на поминках читают следующие молитвы:

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Поминки на 9 день после погребения.

В этот день близкие усопшего снова организуют ритуальную трапезу, отдавая дань его памяти. Перед поминальным обедом присутствующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», после чего вспоминают усопшего, помогая его душе найти умиротворение. Угощение, которое остается после трапезы, рекомендуется раздать нищим.

Поминки на 40 день после похорон.

Верующие считают, что в это время душа умершего в последний раз спускается на землю для прощания. Утром родственники усопшего посещают церковь, читают молитвы и заказывают панихиду. Поминки начинаются с раздачи присутствующим выпечки и конфет и заканчиваются ритуальным обедом. После 40 дней можно отдать личные вещи умершего его близким или нуждающимся.

Поминки на годовщину.

Поминальный обед через год после смерти человека проводится по тем же правилам, что и через 9 и 40 дней. Утром родные и близкие могут прийти на кладбище, чтобы постоять возле могилы. А затем все желающие садятся за поминальный стол, чтобы еще раз вспомнить усопшего.

Читать еще:  Поминают ли заранее

Правила проведения поминок после похорон у православных

При организации ритуальной трапезы рекомендуется придерживаться основных правил.

  • Поминальный обед начинается минутой молчания. Затем право произнесения небольшой траурной речи поочередно предоставляется близким, друзьям и коллегам умершего.
  • Согласно правилам поминального этикета, на траурном обеде недопустимо громко разговаривать, чокаться и смеяться.
  • Также не принято громко причитать и рыдать. Если справиться с эмоциями становится сложно, рекомендуется покинуть поминальный стол и найти уединенное место.
  • После завершения трапезы каждый приглашенный встает и кланяется портрету усопшего и оставленному для него месту за столом. В этот момент уместно произнести слова сочувствия близким умершего.
  • Угощение, которое остается после трапезы, можно раздать присутствующим или нуждающимся, чтобы еще раз почтить память усопшего.

По церковным понятиям поминки после похорон организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Это сложный ритуал, целью которого является почтение памяти ушедшего на тот свет человека и общая молитва о его душе. Правильное поведение родных и близких после похорон позволит легче пережить утрату и не усугубить и без того печальную картину моральными и социальными конфликтами.

Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших

Смерть близкого человека — большое горе для его родственников и друзей. Поминки после похорон проводятся прежде всего для души усопшего. Немаловажную роль ритуал прощания играет и в облегчении состояния людей из его окружения. Правильное поведение в дни скорби, соблюдение обычаев и церковных канонов — залог постепенного прихода к близким покойного душевного спокойствия и внутреннего равновесия.

Поминки в день похорон по христианской традиции

Каноны православия запрещают проводить погребение и устраивать поминовение в дни Рождества Христова и Святой Пасхи. Перед принятием пищи каждый православный человек читает молитву «Отче наш». Это относится и к прощальному обеду. Если провести поминки пригласили священнослужителя, то он сначала совершает заупокойную литию, пропивает «Отче наш» и благословляет принятие еды. В отсутствие иерея чтение молитв и освещение трапезы доверяют старшему из мирян.

На поминках покойному отводится за столом отдельное место с рюмкой, покрытой хлебом, тарелкой и столовыми приборами. Пустой стул никто не занимает. Первым блюдом, которое подается согласно обычаю, является кутья. Кушанье освящают во время службы в церкви, панихиды по умершему, или окропляют святой водой перед началом обеда. Зерна пшена или риса в каше выступают символом жизни, а мед — сладостью от попадания праведников в Царство Божие. Также присутствующих угощают другой едой. Во время Великого и других постов блюда на столе у православных мирян должны быть постными.

Православные поминки имеют глубокий смысл — присутствующие молятся и просят Господа простить грехи, уменьшить страдания души усопшего в загробной жизни. За столом ведутся неспешные беседы об умершем, которого вспоминают добрыми словами — всепрощение и примирение являются целью траурной церемонии. Согласно православным канонам родственники должны усердно молиться за новопреставленного, что и делают в течение 40 дней после его смерти. Таким образом родные люди улучшают загробную участь умершего и облегчают его пребывание в ином мире.

К православным молитвословиям за упокой души, которые церковь рекомендует читать на первых поминках, относятся

  • 17 Кафизму из Псалтыря — псалом 90 и 118;
  • поминальную молитву — «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба…».

Перед приемом последнего сладкого блюда все присутствующие встают и поют стихиру на глас 6. Трапеза заканчивается питием заупокойной чаши, принятием последнего блюда и обычным благодарением.

Как правильно проводить поминки

Этикетом и негласными правилами регулируется организация прощального обеда. Провести трапезу доверяют близкому другу усопшего или членов его семьи. В начале обеда покойника чествуют минутой молчания. Далее распорядитель поочередно дает слово родственникам умершего человека в зависимости от степени родства. После них помянуть добрым словом предлагается друзьям. Правильно все тосты произносить стоя, допустимо заканчивать их риторическими выражениями «Пусть земля ему будет пухом! Вечная память!» и другими. Если выступление прерывается слезами, ведущий вставляет несколько фраз для того, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение.

Речь при поминании согласно заведенному порядку не должна быть длинной. Ее желательно заранее отрепетировать. Значение выступления состоит в том, чтобы напомнить присутствующим о том, каким хорошим человеком был покойный. Во время похорон все добрые слова являются поддержкой для семьи усопшего, это притупляет горе и умиротворяет душу покойного. Слова скорби на поминках должны быть лаконично изложенными, это касается речи на кладбище или в крематории у гроба.

В конце поминок каждый присутствующий встает из-за стола и кланяется портрету усопшего и его символическому месту за столом. Уходя принято выразить сочувствие родственникам, прощаться словами «До свидания» или «До встречи» неправильно.

Поминальное угощение и оставшуюся еду по традиции раздают не только присутствующим на торжественном обеде, но и другим людям, в т.ч. нуждающимся в виде милостыни. Это делается для того, чтобы как можно больше человек почтили память покойного.

Последний завтрак

Родственники приходят к усопшему на кладбище на следующее утро после погребения. Поминки на кладбище в день похорон не включают в себя поедание еды и распитие спиртных напитков. Последний же завтрак покойного, который ему приносят близкие на утро, помогает душе усопшего почувствовать заботу родственников. Этот акт является концом похорон и началом проведения поминов. Еда должна содержать продукты растительного и животного происхождения. Близкие также завтракают у могилы, по правилам приглашая разделить трапезу нищих и нуждающихся. Еду для покойного оставляют на погосте, посуду и другую утварь с него не забирают и домой не приносят.

Проведение подобных процедур, особенно с распитием на кладбище алкогольных напитков, православная церковь не одобряет, относя их к языческим традициям. Однако обычай имеет глубокие корни. Тризна у восточных славян состояла из множества ритуалов — омовения покойного, сожжения, танцев, боев и спортивных состязаний. Частью обряда было и поминальное пиршество, на котором вкушали яства и пили хмельной медовый напиток. Тризну служили рядом с местом похорон, там же и поедали ритуальную пищу, страву. Еда, которая ставилась в кутном углу дома, стакан с водой и хлеб, была скромной. Это делалось для того, чтобы покойный поскорее уходил в мир мертвых, понимая, что теперь ему «не едать вволю хлеба живых».

Проведение поминок и оккультная безопасность

Смысл древнеславянской традиции прощания с умершим, тризны, состоят в противостоянии силам Нави — миру мертвых. Злые духи не должны были повлиять на живущих людей, поэтому их изгоняли с помощью природных стихий — огня в поминальном костре. Процедура обязательного омовения тела, очищения водой, имеет глубокий сакральный смысл и появилась задолго до прихода христианства. И сегодня по возвращению с кладбища после обряда погребения принято ополоснуть лицо и вымыть руки по локоть перед началом трапезы.

На поминках правилами поведения, которых следует придерживаться, являются следующие.

  1. Родные усопшего или те, кто занимается организацией похорон, не подают поминальный обед со столовыми приборами с углами — ножами и вилками. Впервые на Руси вилка с двумя зубцами появилась с подачи Петра I. Прибор долго не приживался в обиходе славян, т.к. рогатина издревле ассоциировалась с дьяволом. Тем более традиционные кушанья поминальной трапезы — суп, кутья и блины — не требуют использования столовых приборов с острыми углами.
  2. По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение — наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Есть кому-то из присутствующих эту еду нельзя. Её принято оставлять до 40 дня, спрятав в укромном месте в доме. После этого рюмку снова наполняют и относят с хлебом на могилу усопшего, когда поминают его на кладбище.
  3. На столе обязательно должна быть кутья — сладка рисовая каша и блины, чья круглая форма символизирует цикличность жизни и смерти. До XII в. славяне поминали умерших колевом — разваренной пшеницей с маком и фундуком, т.к. рис исконно не является национальным продуктом.
  4. За поминальным столом близкие и родственники не ведут бесед о дележе имущества усопшего человека не только потому, что это неприлично. Существует убеждение о том, что до 40 дня все принадлежит покойному, который с эзотерической точки зрения еще не совсем умер — душа разобществляется с мертвым телом постепенно.
  5. Сладости и выпечка — то, что раздают на поминках присутствующим перед их уходом домой. Личные вещи умершего, столовые приборы и другую посуду из соображений оккультной безопасности брать не стоит.

Эзотерики объясняют запрет на использование острых столовых приборов тем, что с их концов «стекает» негативная энергия, которая может привести к поражению тонких тел человека. Поминки и другие похоронные ритуалы, связанные со смертью, не несут положительного заряда для любого биологического объекта. Физикам также известен эффект стекания поверхностного заряда в сторону острия предмета. Запрет на применение по ходу проведения поминок определенных столовых приборов, как и сиденье на углу стола, на поверку оказываются не дремучими суевериями, а простым соблюдением правил безопасности.

Как и когда делают поминки на 9 день после смерти

По христианским правилам вспоминать человека принято в дни рождения или именин и по торжественным церковным датам — на Вселенскую мясопустную субботу, Радоницу, в родительские дни, на Троицкую и Дмитриевскую субботу. Временем для особого поминовения считаются 3, 9 и 40 день. Это объясняется периодами, которые связаны с постепенным покидаем души земной обители. Отчет времени ведется со дня смерти.

По традиции на 9 день родственники умершего собираются на обед, отдавая дань его памяти. Верующие читают молитву «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавол упразднившей…», заказывают Сорокоуст о поминовении или в монастыре — Неусыпаемую Псалтирь. Это помогает усопшему представь перед Судом Божьим, согласно христианским догмам пришло время, когда ангелы приводят душу к Всевышнему для разговора. После поминальной службы близкие приходят на кладбище, где зажигают свечу и читают «Отче наш». Церковь не одобряет поминальных трапез у могилы, рекомендуя провести их дома, а угощения — пирожки, сладости, булочки, конфеты — раздать малоимущим, которые проходят мимо погоста или стоят у входа на кладбище. Допустимы денежные подношения.

Молитвы и воспоминания об умершем на 9 день после похорон дают успокоение и оказывают помощь его душе. За столом ведется неспешная скорбная беседа. Всю еду, оставшуюся после поминального обеда, раздают нищим или нуждающимся. Девятину, которая выпала на дни поста, переносят на ближайшие выходные.

Как проходят поминки на 40 день после похорон

Первое время после смерти проходит в скорби и молитвах за душу усопшего. Древние славяне прощались с покойными в разные периоды, совершая в т.ч. «полусороковины» на 20 день со дня смерти. Сегодня поминание усопших проводится на 40 день — в это время душа последний раз спускается на землю для посещения любимых мест.

Читать еще:  Сороковой день после смерти как поминать

Родственники проводят утро на службе в храме, читают молитву «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшагося…», заказывают панихиду и Сорокоуст. Правильным будет провести весь день в траурных одеждах. Верующие христиане приносят в церковь на поминальный столик продукты, а на могилы — свечи, живые или мертвые цветы. Поминают усопшего раздачей угощений — выпечки и конфет. Дома устраивают торжественный обед. Во время трапезы вспоминают добрыми словами ушедшего в иной мир. После сорокового дня допустимо раздать личные вещи покойного родственникам или нуждающимся, отнеся в храм.

После того, как человек умирает, хоронят его физическое тело, для прощания с душой необходимо провести определенные ритуалы. Существующие обычаи связаны со старославянскими и христианскими традициями. Поминки и правила их проведения помогают душе покойного покинуть мир живых, а родственникам правильно попрощаться с усопшим без излишней суеты, истерик и чрезмерной скорби.

Что принято раздавать при поминании умершего

Православная традиция включает обряд прощания с умершим через траурную трапезу. Гостям раздают на поминках угощения, бытовые предметы. Ритуал призван облегчить участь умершего, замолить его грехи, помочь отправиться к Господу.

Значение традиции одаривания на поминках

Церемония подношения имеет языческое происхождение. Идолопоклонники раздавали угощение, чтобы задобрить богов. Это обеспечивало усопшему благополучие в загробном мире.

Подаяния после похорон есть в разных религиях. У мусульман – хаер, который преподносят за ритуальным обедом, после погребения – садаку. Евреи для поминовения усопших вручают цдаку. Католики, православные жертвуют милостыню малоимущим. Цель одаривания — призвать прохожих, родственников помолиться за покойного, попросить Господа простить его грехи.

Раздают подношения присутствующим на похоронах. Граждане больших городов традицию относят к анахронизмам, игнорируя ее. Провинциальные жители чтят обряд поминания, одаривают родственников, соседей, копающих могилу, несших венки, гроб.

Существует традиция вручать сверток первому человеку, которого траурная процессия встретит по дороге с кладбища. Мужчинам раздают носки, женщинам – колготы, чулки. Постороннему преподносят мешочек с иголками, нитками, чашкой, хлебом, ложкой, солью, сладостями. Это сохраняет преемственность, связь между живыми и умершими.

Традиционное для разных религий поминальное подаяние:

  1. Мусульмане вручают деньги, чай, мыло, отрезы ткани. На стол готовят сладости, которые раздают гостям. Согласно исламу, оформление поминок скромное: преподносят привычные, повседневные блюда. Если провести пышную, богатую, роскошную трапезу, гнев Аллаха упадет на семью, покарает душу почившего.
  2. Евреи раздают мелкие деньги, угощения.
  3. Христиане дарят после поминального застолья ложки, текстиль – платки, полотенца. Обязательно гостей награждают сладостями, некоторые регионы готовят хлеб. Ритуальное изделие используют для панихиды.
  4. Исламская, христианская традиция разрешает раздавать личные вещи, одежду покойного. Их приносят в церковь нуждающимся, беднякам, малоимущим.

Что дарят на поминках

Перечень вещей, угощений, которые жалуют для упокоения, зависит от региона, веры:

  • конфеты;
  • печенье;
  • раздается сдобная, ритуальная выпечка для поминания;
  • мелкая кухонная утварь;
  • текстильные изделия;
  • одежда.

Запрещено раздавать вещи, в которых умер человек, постельное белье покойника.

Обязательные подарки делают на девять, сорок дней, после похорон. В полгода, 12 месяцев раздают конфеты. Вручают поминальные мешочки присутствующим. Если близкие не смогли приехать, почтить память усопшего, им отправляют угощения через родственников.

Конфеты и печенье

Сладости – традиционное поминальное кушанье, которое гости забирают с собой. Их можно раздавать знакомым, детям, нищим в ритуальные дни. Вручая конфеты, печенье, просят обратиться к Богу для отпущения грехов покойного, проговаривая его имя. Люди, которые принимают пищу, взывают о Царствие Небесном для усопшего. Ребенок может съесть лакомство без молитвы.

Поминальные конфеты или печенье можно сложить по пакетикам или мешочкам, чтобы раздавать было удобнее. Их не кладут много: получатель совершит грех чревоугодия. Если обряд приходится на пост, обед включает нежирные блюда. Гостям не вручают шоколадные сладости.

Некоторые регионы сохранили традицию, когда конфеты приносят близкие родственники, друзья или соседи. Их поручают семье покойного. После поминок сладости раздают гостям.

Ложки и кружки

Посуду, в которой подавали еду, иногда дарят приглашенным. Удержитесь от обычая. Согласно языческим верованиям, принеся миску, тарелку, можно накликать на свой род смерть. Часто раздают ложки на поминках. Считается, что гости, приняв столовые приборы, помогают донести до Бога хорошие слова, сказанные об усопшем. Мешочки вмещают кружки – керамические, деревянные, глиняные. Их обвязывают платками.

Вручают кухонную утварь на 40, 9 день после похорон, годовщину смерти.

Другое

На кладбище по завершении похорон, поминок присутствующим раздают изделия из текстиля. Платки, символизирующие скорбь, вручают женщинам. Полотенца, которыми опускали гроб, мужчины оставляют себе. Материя символизирует блага жизни. Если умерла девушка, ткань крепят к домовине.

Региональные поминальные обычаи могут подразумевать тканевые подношения до начала похоронной процессии. Ими обматывают руку гробокопателям, носильщикам. Носовыми платками скрепляют свечи. Восковые изделия раздают родственникам покойного.

Иногда готовят ритуальные бисквиты, сдобную выпечку. Традиция связана с христианством: выпекали дрожжевой хлеб, в него помещали свечи. После поминального застолья продукт делили между присутствующими. Он символизировал ожидание прихода Христа. Иногда круглую булку берут на кладбище во время похорон. Когда могила засыпана, ее ломти раздают присутствующим. Если объект был на крышке гроба, его не едят, опускают в могилу.

Одежду, личные вещи покойника приносят в храм, оставляют нуждающимся. Раздают их на сороковой день после смерти, когда душа покидает землю. Принявших поминальные предметы просят помолиться за упокой, сохранить светлую память о человеке.

Если родственникам снится покойный, просящий об одежде, необходимо раздать неимущим названные средства, угостить бедняков едой.

Что делать с поминальным мешочком

Получив подарок, розданное угощение, уточняют имя погибшего. Его проговаривают при молитве, прося для покойного Царствия Господнего.

Вещи, которые дарят на поминках гостям, не откладывают в дальний угол шкафа. Ими необходимо пользоваться в быту, отзываясь с теплотой об умершем. Говорят об усопшем с позитивными эмоциями, хорошими словами или молитвенно. Нельзя плакать, голосить, беря ложку, полотенце, одежду, которые получили при раздаче.

Мешочки с дарами, которые раздают родственники, не несут негативной энергии, мистической символики. Навести через поминальные атрибуты порчу невозможно. Для магических обрядов применяется кладбищенская земля с могилы, постельное белье умершего, вода от омывания тела. Чтоб сглазить, используют путы – ленты или ткань, которыми связывали руки, ноги покойного.

Люди раздают пищу, платочки, утварь для поминания усопшего во время ритуальных трапез. Подарки, принятые с благодарностью, помогут ему обрести покой, прощение Господа.

Что раздают на похоронах: полотенце и носовые платки

На похоронах раздают разные вещи, которые, по поверью, облегчают участь души в час Божьего суда. Традиция пришла в жизни людей с принятием христианской веры. Важно проявить уважение к почившему и его родственникам, принять символический дар.

Зачем дарят носовые платки и полотенца

Традиция требует, чтобы на поминках присутствующим презентовали платки. Женщинам дают тот, которым можно покрыть голову, мужчинам – классические носовые. В некоторых случаях допустимы вариации.

На похоронах раздают носовые платки в течение многих сотен лет. Обычай воспринимается как должное, без вникания в смысловую нагрузку. Люди принимают подношение, не задумываясь о его предназначении.

Подношение полотенец необязательно. Обычно ими заменяют платки. Традиция зависит от региона.

Раздавать платки принято по таким причинам:

  • ими можно обернуть свечу при отпевании, чтобы горячий воск не жег руки;
  • чтобы вытирать слезы;
  • поминать усопшего, когда предмет попадет в руки.

Полотенце, платок нужно положить в карман. Мужчинам, которые будут нести гроб – обвязать вокруг руки. Старшее поколение, помня о традиции раздавать платочки на похоронах, начинают копить их задолго до смерти. В больших городах это стало архаизмом.

Как и когда раздавать платочки

В зависимости от местности проживания, одни и те же предметы использую по-разному. Обычно на похоронах раздают платки, чтобы их повязали на руку:

  • все присутствующие;
  • посторонние;
  • родственники умершего;
  • копатели и носильщики гроба.

Дарить принято их в начале похорон. В некоторых регионах предметы раздают после поминального обеда.

Что еще раздают христиане

Ошибка – дарить предметы во время похорон, находясь на кладбище. Это делается после поминальной трапезы. Полотенца, которые повязали носильщикам гроба, снимаются, когда могила закопана. Руки поливают водой, и каждый христианин вытирает ладони тканью.

Полотенце нужно отдать женщине, которая льет воду на руки носильщиков.

Присутствующим на похоронах раздают:

  • кружки, чашки;
  • ложки;
  • тарелки;
  • носки для мужчин;
  • еду – сладости, пирожки, выпечку.

Есть регионы, где на похоронах раздают комплекты из платка или полотенца и кускового мыла. Остатки еды с поминального стола, сладости разрешено забрать домой, чтобы там помянуть умершего.

Вещи, принадлежавшие покойному при жизни, нельзя раздавать сразу. Это принято делать по истечении сорока дней с минуты смерти. То, что было дорого умершему, без чего он не обходился в быту, перед похоронами кладут в гроб. Обычно это вставные челюсти, ремни, зажигалки, сигареты, нательный крест.

Символизм в традиции одаривания в разных религиях

Не только у русских существует традиция одаривать присутствующих на траурной процессии. На похоронах мусульманина раздают садаку – ритуальную милостыню. Для этого заранее готовят вещи или деньги. Родственник несет садаку на кладбище. Собранную денежную сумму вручают человеку, показавшему место, где следует рыть могилу, и людям, которые опускали на полотенцах тело в землю, читали над могилой Коран.

У татар невелик выбор предметов для саадака – носки, платки, полотенца, отрезы ткани. Вещи раздают пришедшим в знак соболезнования. Предметы для саадака копятся в семье – на черный день. Часто используют то, что было получено от других людей.

В Китае на кладбище по завершении похорон родственники раздают приглашенным конверты к красного цвета, в которых лежит монета. Считается, что люди подвергаются воздействию потусторонних злых сил и духов во время погребения. Конверт с деньгами обеспечивает безопасность человека, возвращающегося домой.

Что дают первому встречному

Похороны – эмоциональное событие, которое потрясает семью. Со времен язычества люди живут в благоговейном страхе перед смертью. Сложилось много примет и традиций, которые нельзя нарушать – игнорирование обрядов и правил накличет беду, а покойник, по поверью, утащит родственников и приглашенных за собой.

Похоронные обряды, в том числе, раздавать вещи, призваны защитить живых от воздействия злых сил, улучшить условия существования души усопшего в загробном мире. Мебель, на которой стоял гроб, после выноса переворачивают вверх ножками. Возвращать табуреты и стулья в прежнее положение разрешено на сороковой день после смерти.

С языческих времен, когда царило мракобесие, люди не касались атрибутов, применяемых на похоронах, боясь умереть. Гроб, венок несли в перчатках, погружали на полотнища, сани.

Перед тем как выдвигаться на кладбище, собирают узелок для обряда первой встречи. В платок или полотенце заворачивают:

  • нитки;
  • иголку;
  • чашку;
  • ложку;
  • соль;
  • хлеб;
  • сладости;
  • чулки женщинам, носки для мужчин.

Обряд берет корни в древних временах. Сверток с предметами получает первый встречный человек на пути после похорон, когда траурная процессия выйдет из ворот кладбища. Это символизирует связь, образующуюся между живыми и мертвыми.

Подарки, которые раздают во время похорон, послужат напоминанием для человека, которому их вручили, о необходимости читать молитвы за упокой незнакомца. Для души обряд играет важную роль.

Читать еще:  Поминовение усопших в ноябре 2018 года

Что делать с платком и полотенцем после погребения

Традиционно дарят полотенца в деревнях. Села хранят древние обычаи, самобытность. Жители городов подстраиваются под реалии, меняя детали обрядов. В крупных населенных пунктах присутствующим на похоронах раздают носовые платочки. Ими можно обернуть церковную восковую свечку, чтобы воск не обжигал руки в процессе поминальных чтений.

Во время погребения следует всматриваться в пламя, вспоминая усопшего в положительном ключе, желать ему обрести покой в загробном мире и небесного царства. Когда гроб закопан, а свеча сгорела, платок можно оставить себе.

Известна примета, запрещающая приносить с кладбища вещи. Это касается тех, которые находились на погосте. Нельзя собирать посуду, подсвечники с могил. Траурные платочки и полотенце, которые раздают во время погребения, оставляют у себя и пользуются в быту, вспоминая умершего человека.

Обряды и приметы, связанные с похоронами, не регламентируются христианской религией. Традиции, которые берут корни в языческой культуре, православие и церковь не приемлет. К таким поверьям относится запрет смотреть в окно, когда проходит траурная процессия – якобы душе умершего это не понравится.

В регионах существуют местные требования, сложившиеся в области. В одном округе с пониманием отнесутся к желанию бросить полотенце, платок, которые раздавали, в могилу, когда закапывают гроб. В другом родственники усопшего воспримут такой поступок как оскорбление.

Вещи, которые на похоронах дарят, не несут опасности. Полотенце после похорон не нужно выбрасывать.

Посуда, текстиль не являются артефактами, которые применяются в магических обрядах. Чернокнижники охотятся за постелью, на которой умер человек, водой, омывавшей тело усопшего, его волосами. Предметы, контактировавшие с мертвецом в миг смерти и традиционных приготовлениях к погребению, используются в черной магии – с их помощью наводятся сильные порчи, делаются привороты.

На похоронах раздают новые полотенца, платки, посуду. Традиция не имеет негативного подтекста. Вещами можно пользоваться в обиходе ежедневно, не ожидая потенциальной мистической опасности. Многие испытывают брезгливость перед предметами, связанными со смертью, не могут заставить себя съесть поминальные угощения. В таких случаях еду, вещи относят в церковь.

Дарят предметы, которые пригодятся в быту. Платки и полотенца преподносят, заботясь о присутствующих. Платочком вытирают слезы с лица. Полотенцем, которое нужно повязывать, вытирают руки, несшие гроб – традиция требует вымыть их на кладбище. Вторая цель раздавать вещи на похоронах – символизм воспоминаний. Пользуясь посудой, текстилем, человек вспомнит, откуда вещь, помянет умершего. Людям важно сохранить память об ушедших в иной мир родственниках и друзьях. Раздача предметов поможет в этой задаче.

Если нет возможности отнести вещи, которые раздают после похорон, в церковь, а хранить их не хочется по личным соображениям – нет ничего зазорного в том, чтобы их выбросить.

Традиция преподносить на похоронах текстиль, посуду, сладости пришла из древней Руси, ее можно назвать милостыней. Люди, принявшие в дар вещи, обязаны помолиться за упокой души, частично берут на себя грехи усопшего.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии, откуда явствует, что у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем. преломлять для них хлеб ( Иер. 16: 7 ). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, полезно для покойных.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе мы пытались, прислушиваясь к мнениям различных людей, живущих православной жизнью, свести воедино разрозненные советы и пожелания. Это не правило, не устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

Если поминки (третий, девятый, сороковой день, годовщина) приходятся на время Великого поста, то в

первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и

близкие усопшего на поминки никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья, только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Святая Православная Церковь разрешает с Радоницы (вторая неделя после Пасхи), с этого дня в церкви по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома (келейно) со дня Пасхи до Радоницы по усопшему читают только Пасхальный канон.

Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Святой Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженной лампадкой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего. Между подачей очередных блюд читают следующие молитвы.

«Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, вос- плачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный.

Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не к тому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный».

На русском языке: «Братья, друзья и знакомые. Видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! подойдите, отдайте мне последний поцелуй; больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, пред Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был, за свои грехи, ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни».

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой день поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

Следующие молитвы читают в любые дни поминок.

«Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой».

«Богородице Дево, радуйся. »

В конце трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

«Вечная память» (трижды).

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родные и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если этого нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед (или изюм) – сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш. », «Достойно есть. »

Но самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Что же, поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то будем читать те молитвы, которые знаем по памяти, обратимся к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание наше за души умерших шло от сердца нашего. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как было рассказано ранее.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18: 20 )

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21: 22 ).

Во время поминок оставляют во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд: это очень древний обычай.

Во время похорон существует еще один обычай – закрывать в доме зеркала материей. Это делают из чувства благочестия, дабы ничто лишнее не рассеивало скорби и печали о грехах перед Богом.

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector