6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать если стих не запоминается

Тренируем память: как быстро выучить стихотворение

Проверенные методы для тех, кто хочет прокачать собственную память, подготовиться к выступлению или уроку литературы.

Читайте стихотворение вслух

С чувством, с толком, с расстановкой. Ещё лучше делать это перед зеркалом. Читайте медленно, громко, выразительно расставляйте смысловые акценты: понижайте голос на спокойных моментах, выделяйте интонацией эмоциональные.

Рифма сама по себе способствует запоминанию, но чтение вслух помогает уловить ритм. Особенно этот метод помогает аудиалам — тем, кто лучше воспринимает и запоминает информацию на слух.

Пишите на бумаге

Прочитайте стихотворение несколько раз и попробуйте записать то, что запомнили. Так вам сразу станет понятно, в каких местах у вас возникают трудности и что нужно перечитать ещё раз. Кроме того, работа руками подключает двигательную память.

Если в это время вы будете проговаривать текст вслух, то у вас одновременно будут работать три вида памяти: зрительная, двигательная и слуховая, а значит, запоминать будет намного легче.

Напевайте

Пение помогает запоминать большие стихи. Попробуйте положить стихотворение на мелодию, которая вам нравится. Или проверьте, не сделал ли это кто-то уже до вас. Наверное, вы легко сможете воспроизвести стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…», вспомнив песню из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Разберитесь с непонятными моментами

Нам очень трудно запомнить то, чего мы не понимаем. А поэтический язык, как правило, сильно отличается от разговорной речи: вам наверняка встретятся незнакомые или устаревшие слова, непривычные грамматические обороты и конструкции, неизвестные имена и названия.

Разберитесь со всеми непонятными словами. Посмотрите их значения в словаре.

Для примера возьмём стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и выпишем из него все слова, с которыми могут возникнуть сложности: Александрийский столп, пиит, тунгус. Узнаём, что Александрийский столп — памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади, пиит — устаревшее обозначение поэта, а тунгусы — название эвенков. Теперь вы сможете себе представить, о чём идёт речь.

Но имейте в виду, что в отдельных случаях важно понимать не просто отдельные слова, а контекст: аллюзии, аллегории. Поэтому полезно прочитать анализ стихотворения или поискать историю создания.

Используйте ассоциации

Вызубренная информация довольно быстро вылетает из головы. Метод ассоциаций помогает закрепить её практически навечно.

Суть метода в том, что нам необходимо создать комбинацию из новой информации и того, что нам уже хорошо знакомо. Наш мозг лучше запоминает образы, то, что можно увидеть и потрогать, а потом представить. Именно по этой причине мы лучше запоминаем лица людей, чем их имена.

Сначала придумайте яркие зрительные образы для каждой строки. При этом ассоциация должна быть индивидуальной и возникать у вас в голове без усилий.

Для примера возьмём отрывок из стихотворения Пастернака:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Итак, вот ассоциации для первой строки: человек в пальто идёт по грязному, но глубокому снегу.

В кармане у него разлитые чернила, которые он зачерпывает и держит в ладони. Чернила, просто налитые в карман, — довольно запоминающийся образ. Чем ярче, необычнее, интереснее получится ассоциация, тем лучше.

Таким же образом придумайте ассоциации для всех последующих строк. А затем запоминайте и повторяйте. Любая техника окажется абсолютно бесполезной, если вы не будете прилагать усилий для запоминания.

Используйте метод снежного кома

Если ассоциации не помогают, попробуйте заучить. Для этого прочитайте первую строку и несколько раз повторите её вслух. Когда хорошо её запомните, переходите ко второй: прочитайте её несколько раз и свяжите с первой. Повторите несколько раз: первая строка, вторая. Затем переходите к третьей. И так до конца.

На заучивание стихотворения уходит много времени, особенно если вам нужно выучить большой объём текста. Зато перед выступлением вам будет нужно прочитать только первую строку: остальные возникнут в памяти сами собой.

Дополнительные рекомендации

Чтобы запоминание происходило быстрее и легче, воспользуйтесь этими советами.

  1. Создайте благоприятную обстановку. Если вам проще сосредоточиться в тишине, учите, когда никого нет дома. Если же привыкли к фоновому шуму, включите негромкую музыку. Занимайтесь там, где чувствуете себя комфортно и где ничто вас не отвлекает.
  2. Попросите помочь другого человека. Прочитайте ему выученное стихотворение. Можно воспользоваться методом эха: человек говорит вам строку, вы повторяете, а затем пробуете воспроизвести весь отрывок. Или он говорит первую строку — вы вторую, он третью — вы четвёртую. А потом наоборот.
  3. Сделайте шпаргалку. Выпишите из стихотворения ключевые слова, которые помогут вам быстро вспомнить содержание. Если вы учите по методу ассоциаций, можно нарисовать схематичный комикс: ассоциации на места, которые не всегда получается правильно воспроизвести.
  4. Делайте перерывы и повторите стихотворение перед сном. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.

Как выучить стих за 5 минут: простой способ запоминания наизусть

Разобраться в том, как быстро выучить стих, заинтересованы все школьники, ведь это одно из типичных заданий по литературе. Полезно заучивание текста и для малышей. Некоторым оно дается с легкостью. Другие же с трудом запоминают произведения. На помощь в этом случае придут особые методики. Они помогут быстро и качественно заучить литературное произведение.

Зачем детям учить стихи?

Запоминание произведения очень полезно для ребенка. Оно служит таким целям:

  1. Развивает память. Стоит заметить, что способность сохранять и воспроизводить информацию можно сравнить с воздушным шариком. Чем больше он заполняется воздухом, тем выше взлетает в небо. С памятью происходит аналогичный процесс. Она может «раздуваться» по мере наполнения информацией. Стихи наизусть заполняют память. После такой тренировки мозг буквально летает и развивается с новой силой.
  2. Совершенствует интеллект. Во время заучивания образуются новые нейронные соединения. Разобраться в том, как легко и быстро выучить стих, очень важно. Такие тренировки памяти равносильны по эффективности «витаминкам» для мозга. Заучивание активизирует умственные способности: внимание, мышление и так далее. Научно доказано, что дети, которые запоминают наизусть стихи, лучше учатся, чем тем, которые не тренируют мозг.
  3. Учит презентовать себя. Выученные детками или школьниками стихи произносятся перед аудиторией: на празднике или перед классом. Такие выступления помогают справиться с волнением и правильно расставлять акценты. Как показывает практика, детки, которые в конкурсах читают стихи, становятся прекрасными ораторами.
  4. Способствует разностороннему развитию. Нередко в произведениях присутствуют непонятные слова, например, «ямщик» или «пролётка». Уча стихи наизусть, школьники не просто бездумно все заучивают, а пытаются во всем разобраться. Это же развивает их словарный запас и прививают им поэтический вкус.

Какие стихи учить с ребенком?

Подбор произведений должен осуществляться с учетом возраста детей.

Чаще стихи для детей для заучивания наизусть выбирают такие:

  1. При развитии малышей в возрасте 3-4 года особое внимание следует уделить произведениям, изобилующим сочетанием глаголов и существительных. Например, это стихи Агнии Барто «Мячик», «Грузовик» или «Мишка».
  2. С малышами в возрасте 4-5 лет рекомендуют учить стихи, с несколько усложненным содержанием текста. Такие произведения могут включать в себя элементы абстракции. Потому важно разобраться, как легко выучить стих Маршака С.Я. «Усатый-полосатый» или Чуковского К.И. «Муха-цокотуха».
  3. Малышам 6-7-милетнего возраста смысл заучиваемого произведения усложняется, а объем – увеличивается. Таким требованиям соответствуют произведения Чуковского К.И. «Мойдодыр», Маршака С.Я. «Багаж» и другие.

Для развития памяти школьников разучивают поэзию Ершова П., Пушкина А.С., Тютчева Ф. и других авторов. Однако тут существует некий парадокс. Легче учатся произведения тех авторов, у которых естественный слог. При этом лучше мозг развивают стихи «чуждых» по своей манере изложения писателей. Считается, что они прекрасно раскрывают потенциал мозга.

Вот почему перед тем как быстро выучить стих, нужно еще правильно подобрать произведение. Согласно недавним исследованиям, особое влияние на интеллектуальные способности старшеклассников оказывают такие труды Пушкина:

  • поэма «Граф Нулин»;
  • произведение «Евгений Онегин».

Методы запоминания текстовой информации

Существует множество способов, помогающих быстро выучить произведение. Самыми эффективными считаются такие методы запоминания:

  1. Визуализация – способ разучивания, предполагающий ассоциацию текста с картинками. Если выучить нужно с ребенком четверостишие, для облегчения задачи можно мимикой и жестами изобразить, что говорится в строчках произведения.
  2. Двигательная методика – это такой способ запоминания, который очень похож на увлекательную игру. Суть его такова: родители берут клубок ниток и, произнося произведение, наматывают его. Одновременное ритмичное произношение и наматывание ускоряет процесс запоминания стихотворения.
  3. Слуховой – один из популярных методов запоминания. Он распространен в дошкольных учреждениях. Суть данного метода заключается в том, что воспитатель несколько часов подряд повторяет деткам заранее выученный куплет стиха. Так произведение в течение длительного времени находится у малышей на слуху, и к концу дня они могут повторить все четверостишие.
  4. Логический – один из самых трудоемких методов. При чтении отдельных строк произведения родители просят деток дополнить предложения. Так у детей развивается логическое мышление и ускоряется процесс запоминания произведения.

Как быстро выучить стих наизусть?

Существует немало действенных советов, позволяющих ускорить запоминание произведений.

Как выучить стих быстро и легко наизусть:

  1. Прочитать несколько раз произведение вслух. Можно даже переписать стих или перепечатать (данная рекомендация больше касается школьников и взрослых).
  2. Проговаривая слова, делать это с выражением. Интонация должна быть такой, будто перед аудиторией рассказывается увлекательная история. Чтобы придать эмоциональность речам, слова дополняют мимикой и жестами.
  3. При разучивании читать стих нужно не про себя, а вслух. Это поможет лучше уловить рифму и в короткие сроки запомнить текст.

Чем проще слог, тем легче это сделать. Все же существует ряд рекомендаций в отношении того, как выучить стих за 5 минут.

Заучивая с малышом небольшое стихотворение, важно следовать таким советам:

  1. Взрослый сам должен рассказать малышу произведение наизусть.
  2. Обучающий читает строчку из стиха и дает ее повторить ребенку. Так происходит до конца произведения.
  3. Далее происходит закрепление изученного материала. На этом этапе взрослый вслух читает слова первой строки, оставляя недосказанной последнюю фразу. Ребенку в этом момент нужно напрячь свой мозг, чтобы вспомнить слово.
  4. На следующем этапе взрослый недоговаривает два слова, давая возможность малышу их вспомнить. Постепенно количество слов увеличивается. Так продолжается до тех пор, пока малыш не начнет все произведение произносить сам.

Огромной помощью в этом станет подготовленная экспертами инструкция. Она окажется особенно полезной школьникам старших классов, которым часто приходится заучивать длинные произведения.

Как выучить стих быстро:

  1. Прочитать вслух произведение целиком, пытаясь при этом уловить смысл каждой строфы.
  2. Отложив книгу, нужно попытаться своими слова пересказать стих. На этом этапе важно разузнать значение незнакомых фраз.
  3. Нужно прочитать произведение еще раз, разделяя его на четверостишия. После приступают к заучиванию стихотворения по одной строфе.
  4. Проговаривать произведение нужно с выражением. Важно делать паузы там, где стоят знаки препинания. К тому же следует правильно передавать интонацию произведения.
  5. Для ускорения запоминания можно несколько раз переписать стихотворение, не делая при этом сокращений.
Читать еще:  Поминки в понедельник

На скорость запоминания произведения главным образом влияет уровень владения иностранным языком. Это вполне логично, поскольку чем больше словарный запас, тем легче воспринимается смысл прочитанного и проще запоминается текст.

Как быстро запомнить стих на английском языке:

  1. Необходимо вслух и с расстановкой прочитать произведение. При этом нужно представлять то, о чем говорится: пейзажах, персонажах, эмоциях и так далее.
  2. Читая стих во второй раз, акцент следует делать на звучании слов (ударении). Это помогает активизировать слуховую память.
  3. Произведение нужно переписать в тетрадь и проговорить записанное. Здесь одновременно задействованы моторная, зрительная и слуховая память.
  4. Снова записывают произведение. На этот раз его разделяют на такие части, которые легче выучить. Между столбцами можно делать зарисовки и комментарии.

Основная причина этого состоит в том, что малыш не чувствует рифму. Потому родителям важно разобраться не только в том, как быстро выучить стих, но и как помочь ребенку прочувствовать рифму.

В этом помогут следующие советы:

  1. Вместе с ребенком нужно отстукивать ритмы, начиная с простых и постепенно усложняя задачу.
  2. Предложить малышу придумать слова, которые бы заканчивались одинаково. Например, «подушка»-«лягушка»-«ватрушка».

Как научить ребенка запоминать стихи?

Закладывать основание для этого нужно еще в раннем детском возрасте. Делать это можно, например, напевая крохе ритмичные песни и рассказывая стишки. Есть и другие рекомендации, как учить стихи с детьми. Воплощать их в жизнь целесообразно, когда ребенок достигнет 3-хлетнего возраста.

Как запомнить стих:

  1. Прежде важно правильно подобрать произведение для малыша. Делать выбор следует с учетом темперамента и возраста ребенка. Спокойным деткам лучше предлагать к разучиванию плавные и размеренные стишки. Непосед же больше заинтересуют ритмичные и веселые произведения.
  2. При разучивании стихотворения у малыша должен быть стимул. Можно ему сказать, что это произведение станет подарком для мамы или бабушки.
  3. Разучивать стихотворение нужно эмоционально, иначе малыш быстро утратит интерес к нему.
  4. Если у ребенка не получается заучить произведение, нельзя его за это ругать! Такой подход только усугубит ситуацию. В этом случае можно просто похвалить малыша за его старания и заверить, что у него все обязательно получится.

Подсказки, как быстро и легко за 5 минут выучить наизусть стих по литературе

В критической ситуации, когда хочется и стишок рассказать, и выйти погулять, стоит знать способы быстрого заучивания рифмовых произведений.

Можно ли осилить длинный стих за 5 минут? Есть простые техники запоминания, которые помогут и взрослым, и детям. Читайте, как быстро выучить стих.

Можно ли выучить наизусть большой и длинный стих за 5 минут

Домашнее задание не выучено, а стихотворение нужно рассказывать уже на следующем уроке? Есть способ избежать позора – прогулять занятие.

На самом деле за 5 минут выучить стихотворение сложно, но есть способы, которые помогут запомнить за этот промежуток времени часть строф.

Важно! Для хорошего запоминания большого отрывка поэмы нужно затратить минимум час.

Для быстрого заучивания рифмованных строчек нужно задействовать максимально мозговые способности. Добиться этого можно активизацией концентрации и внимания.

Попробуйте следовать следующей инструкции:

    Читайте вслух. Проговаривайте каждую строфу. Лучше делать это в тишине, когда никто не мешает и со всех сторон не слышны посторонние звуки.

Именно по этой причине заучивание в школе на перемене не приносит долгожданных результатов. Начитывайте длинное произведение не менее 5 раз.

Фантазируйте. Визуализация поможет понять смысл поэмы и вникнуть в суть, которую хотел донести автор.

Сопоставьте себя с главным героем, представляйте его путешествие, характер или действия. Выстраивайте в голове образные логические цепочки, создавайте ассоциации.

Перепишите текст на листик. Этим вы задействуете еще и моторную память. Можно во время переписывания медленно проговаривать вслух слова.

Поделите стихотворение на несколько логических частей, дайте каждому столбику свое маленькое название.

Всматривайтесь в строки. Обратите внимание… на запятые.

Странный способ, но зрительная память может запомнить не буквы, а детали в нужный момент. Старайтесь визуализировать расположение текста в книге.

Повторение – мать учения. Просто зациклитесь на выполнении поставленных задач.

Повторяйте с первого по четвертый шаг, пока в памяти не отложится часть прочитанного стихотворения.

Совет! Сделайте шпаргалку и напишите на отдельном листе только первые слова каждой строчки. Попробуйте по написанному вспомнить произведение целиком.

Секреты выучивания сложных стихов и на английском языке

Английский язык может вызвать ряд проблем у школьников и даже у взрослых людей, которые впервые сталкиваются с иностранной грамматикой.

Есть несколько методов, которые помогут лучше запомнить сложный стих:

  • Переведите текст на русский язык, чтобы иметь понятие, о чем говорится в тексте.
  • Выговаривайте окончания и громко декларируйте каждое слово.
  • Первые прочтения должны быть с начала до конца, но потом разделите стихотворение на несколько частей по 1-2 столбика.
  • Делайте перерывы для мозга. Не стоит учить без передышки в течение часа. Достаточно посвятить заучиванию 30 минут, отдохнуть и вновь приняться за дело.

Важно! Запишите свой голос на диктофон. Включайте пленку и декларируйте стоки параллельно. Лучше записывать фразы в медленном темпе.

Перед тем, как садиться за учебу и учить стихотворение, нужно отдохнуть и набраться сил. Не только мозгу нужна зарядка, но и желудку.

Стимулирует мозговую активность шоколад. Маленькая подзарядка поможет детям и взрослым быстрее справиться с поставленной задачей.

Изучите общие рекомендации по запоминанию сложных стихов в таблице:

Как быстро выучить стихи

Здравствуйте уважаемые посетители блога!
Наверно все помнят со школы “Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. ” или например, “Мой дядя самых честных правил. ”. Как ходили, учили, повторяли строчку за строчкой, а потом боялись забыть у доски порядок слов, порою таких непонятных, исчезнувших из нашего обихода. В этой статье я вам расскажу, что делать, если ваш ребенок плохо учит стихи.

Причины проблемы

Это очень распространенная проблема — очень сложно, порой невозможно, выучить стихотворение ребенку с речевыми проблемами. И дело даже не в том, что ему трудно выговорить слова, хотя такое тоже бывает. Он не может запомнить порядок слов, поэтому надо быть готовыми к тому, что ребенок будет пересказывать его своими словами, такой «белый стих».

Это происходит, потому что у таких детей часто нарушен темп и ритм речи. Они его просто не чувствуют, потому что им часто не понятен смысл некоторых слов и выражений. Поэтому надо сначала побеседовать на тему, о которой идет речь в стихе и провести словарную работу. Такие дети не чувствуют рифму, потому что у них плохо развит фонематический слух. С интонацией тоже обстоит не лучшим образом. Дети рассказывают монотонно, бу-бу-бу, не повышая и не понижая тона, порой плохо открывая рот.

С такой техникой можно не узнать даже самое известной стихотворение. Поэтому все логопедические проблемы желательно исправлять до школы. При разучивании стихов начинают вылезать все недочеты и промахи. Но приходится работать с тем, что есть. Даже взрослые артисты и телеведущие всю жизнь работают над своей дикцией. И многие их приемы и методы подойдут и детям, только надо подавать их в игровой форме.

Словарная работа

Предстоит работать по двум фронтам, по внешней форме, что бы стих звучал четко, понятно, выделялись интонационно нужные слова, соблюдались паузы и окружающим было понятно, о чем это стихотворение и отношение к его содержанию самого рассказчика. Но не надо забывать и о внутренней работе, над смыслом, ребенок должен знать, о чем идет речь, значение каждого слова, каждой фразы ему должно быть понятно и близко.

Прежде всего нужно провести с ребенком беседу на тему, которая близка к тому, о чем идет речь в стихотворении. Например, надо выучить стих о весне. Значит надо выяснить, знает ли малыш, чем это время года отличается от других, как понять, что она наступила? Посмотреть картинки, на которых изображена весна, что делают дети, взрослые? Какие изменения в природе, в жизни животных и птиц?

Желательно найти картинку, которая отображает весь текст либо несколько,разложив их в определенном порядке. Затем рассказываете стих и просите показать те или иные события, которые иллюстрируются в картинке, например, “. растаял снег, бегут ручьи…” или “. на дворе звенит капель. скоро выйдут муравьи. стали птицы песни петь. ”. Это опора на зрительный анализатор. Также помогут опорные слова.

Опорные слова

Если ребенок умеет читать, то можно сопроводить картинки надписями: капель, ручьи, лужи, муравьи… Или двумя словами: пробирается медведь, расцвел подснежник. У детей должны сложиться яркие поэтические образы, потому что в этом и есть смысл поэзии, вызывать яркие чувства, положительный настрой. Забываем на время, что весной грязь, что часто портиться погода, холодный ветер сочетается ярким солнцем. Мы радуемся, что наконец-то уходят холода и впереди нас ждет лето — маленькая жизнь.

Восприятие рифмы

Многие дети не понимают, что такое рифма. Они не чувствуют, что у слов “муха” и ”сухо” — одинаковое окончание. Над этим надо поработать, очень хорошо здесь помогают чистоговорки. Это такие маленькие стишки, когда произносится несколько раз последний слог, а затем слово, которое на него оканчивается: “да да да холодная вода”, “ду ду ду я к тебе иду”. Сначала повторяете несколько раз эти строчки, затем говорите “да да да . ” и ждете, что скажет малыш, если “я к тебе иду” ясно, что проблема очень сильно запущена и надо над ней поработать.

Правильное дыхание

Кроме этого не надо забывать и о внешней подаче, следовательно надо поработать над произношением. Хорошо ли он открывает рот, хватает ли ему воздуха, умеет ли он произнести фразу без втягивания воздуха сквозь зубы, это очень портит впечатление. Учимся распределять набранный в легкие воздух. Если надо ставим правильное диафрагмальное дыхание, когда воздух набирается носом, а выдыхается ртом. Работа дыхательных мышц распределяется равномерно между грудным и брюшным дыханием.

Рот должен открываться достаточно широко, и безусловно, у каждого гласного звука есть свое положение губ. Кроме того, надо четко выделять ударный звук, не должно быть скандированного завывающего проговаривания. Во фразе выделяется повышением тона и громкостью слово, на которое делается смысловая нагрузка. Голос и тон должны играть, то повышаться, то понижаться. Можно показывать руками, в какихслучаях надо выделить какое-то слово. Малыш сам может взмахнуть рукой в нужных местах.

Фонетическая ритмика

Безусловно, здесь может помочь фонетическая ритмика, когда каждое слово или звук сопровождается движением рук. Они задают темп и ритмический рисунок, как бы дирижируя себе. Ребенок может дополнять текст мимикой и жестами. При чем сначала жесты более широкие и резкие, по мере заучивания текста становятся более плавными и менее заметными. Поэтому не надо бояться, что малыш будет рассказывать стихотворение размахивая руками и все будут смеяться над ним.

Читать еще:  Родительская суббота в церкви

Постепенно все движения останутся на уровне еле заметных движений кончиков пальцев. Согласитесь, это намного лучше, когда дети начинают заворачивать края одежды, грызть уголки воротников, жевать волосы и чесаться. Все эти жесты сигнализируют о большом уровне стресса, неуверенности в себе и страхе быть не успешными.

Не надо забывать, что заучивание стихов является хорошей тренировкой памяти. В жизни приходится много чего учить и запоминать, поэтому можно отработать эти навыки на стихотворном материале. Также опыт выступления на публике всегда может пригодится. Как держать себя и подавать с выгодной стороны? Этот навык тоже вырабатывается в глубоком детстве. Его успешность остается глубоко внутри на бессознательном уровне.

На этом заканчиваю эту статью. Если останутся какие-то вопросы или вы хотите поделиться своим опытом, пишите в комментариях. Делитесь с друзьями и знакомыми в соцсетях. Подписывайтесь на обновления блога, чтоб не пропустить ничего интересного.

Как быстро выучить стихотворение?

Лирика в школьной программе по литературе – обязательное явление. Красота языка, его поэтичность и музыкальность проступают через стихотворные строки особенно ярко. Но что делать, если «музыка» никак не хочет запоминаться, слова кажутся непонятными, а любое задание выучить стихотворение превращается в кошмар?

Облегчить любому школьнику задачу по запоминанию стихов помогут следующие советы:

1. Выбирайте эмоционально близкое стихотворение

При выборе стихотворения сразу нужно думать о том, что вам с ним придется провести немало времени вместе. Так зачем же хватать первое попавшееся? Осознанный выбор, эмоциональная близость, понимание сюжета – все это сильно упростит процесс заучивания. Бывает, что стихотворение цепляет с первых строк или своим неожиданным завершением заставляет мурашки побежать по телу, – смело выбирайте!

2. Выбирайте доступную структуру стихотворения

Если подойти с технической стороны вопроса, то важным параметром станет структура стиха. Предсказуемый рисунок рифм или выбор поэтом простой стопы – ямба или хорея, точно облегчит процесс запоминания. Выучить белый стих куда сложнее, чем ровные и ритмичные строки Пушкина. Маяковский же, хоть и не отличается «классикой» структуры, запоминается на одном дыхании благодаря ритму.

3. Читайте стихотворение вслух

Старый и проверенный способ выучить стихотворение – читать его вслух, громко и с выражением. Или тихо, под нос, но внятно проговаривая все фразы. В любом случае – вашей памяти будет легче сосредоточиться на запоминаемой информации.

Если очень уж неловко читать, когда бабушка сидит на соседнем диване и слушает (а смущение здесь будет нормальным явлением, так как запоминание превращается в публичное выступление), то можно попробовать заучивать необходимые строки во время прогулки или по пути в школу.

4. Запишите свое прочтение на аудио или видео

Запись на аудио или даже на видео с помощью смартфона может очень помочь как при заучивании, так и при творческой тренировке. Ведь нам нужно не просто выучить стихотворение и рассказать его на одном дыхании, выпаливая фразы друг за другом? Большое значение имеет прочтение именно с выражением.

К тому же, аудиозапись можно будет прослушивать по пути в школу, а переключение между различными форматами информации – текстом и звуком – улучшит ваши шансы на скорый успех.

Кстати, тем, у кого уже получилось все выучить, предлагаем принять участие в нашем конкурсе видео-прочтений классики школьной программы. Скорее заходите на Страну читающую!

5. Начинайте учить заранее, чтобы не травмировать память

У мозга, по мнению ученых, нет пределов в объеме запоминаемой информации. Зато существуют ограничения рабочей памяти: вы можете выучить ограниченное количество строк за определенный промежуток времени. При всем желании запомнить всего «Евгения Онегина» за 7 часов будет невозможно.

Разделите стихотворение на части, чтобы вызов был реальным, составьте план. Данная система также позволит вам отслеживать прогресс и даже поощрять себя за выполнение.

6. Тренируйте терпение

«Оно не запоминается, мам! Я больше не буду!» и книга, летящая в стену, – это не лучший выход из ситуации. Способность человека запоминать информацию, как и навык выполнения физических упражнений, приходит с практикой. Нельзя стать спортсменом за вечер. Если вы будете последовательно и терпеливо работать, то с каждым днем количество строк, доступных памяти без труда, будет расти.

Маленький совет: если у ребенка есть реальные проблемы с терпением, используйте правило 20 минут. В течение этого промежутка времени сконцентрироваться на чем-то одном проще. Так что 20 минут заучивания стихотворения и сразу перерыв.

7. Запишите стихотворение на бумаге

Процесс записи информации от руки способствует ее запоминанию. Об этом знают мудрые студенты, пишущие шпаргалки от руки, приговаривая: «не сможешь воспользоваться, так вспомнишь, как писал».
Запишите первое четверостишие несколько раз, каждый раз подглядывая в книгу. Потом проделайте то же самое, но уже пытаясь вспомнить последующую строчку самостоятельно.

8. Держите стихотворение в голове, повторяйте его

9. Используйте мнемонику

Мнемотехника – это совокупность специальных приемов и правил, облегчающих запоминание нужной информации. Основным методом мнемоники является путь ассоциаций.

В случае с запоминанием стихотворения лучшим выходом будет визуализировать строки, а на каждое четверостишие сформировать свой собственный образ. Запомнив очередность образов, ребенок без труда сможет вспомнить порядок частей стихотворения.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К.Д. Ушинский русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России

10. Начинайте заранее, а если на это уже нет времени – разбивайте на части

Если до «дня Х» есть хотя бы неделя, то распределите работу над запоминанием на 5 дней – равное количество строк на день, а еще 2 дня оставьте на повторение, проговаривание и репетиции, чтобы усвоить не только сам текст, но и найти необходимые эмоции.

Если же стихотворение нужно рассказать на уроке литературы уже завтра (я вам сочувствую), то не старайтесь выучить его, сидя в ночи. Разбейте произведение на части и учите их по очереди, постепенно прибавляя по четверостишию. Помните, что если вы попытаетесь «съесть» стих целиком, то память скорее всего его выплюнет.

Как быстро запомнить стих

Школьники часто получают задание выучить стихотворение. Причина заключается в том, что запоминание стихов отлично тренирует память. Поэтому учить произведения классиков наизусть полезно не только детям, но и взрослым, а также пожилым людям, память которых ухудшается из-за возраста. Кроме того, это существенно улучшает кругозор и позволяет при необходимости использовать цитаты из произведений во время выступлений или в процессе общения.

Способ 1. Внимательное чтение стихов

Если память хорошо натренирована, стихи учатся очень быстро. Но если вы только приступаете к этому процессу с нуля или после большого перерыва, вам помогут несложные приемы, которые позволят ускорить запоминание.

Шаг 1. Концентрация на тексте

Выберите свободное время, когда вы можете выключить телевизор и убрать посторонние звуки, отложить телефон или ноутбук и побыть немного в тишине и спокойствии. Важно нейтрализовать стрессовые факторы, которые почти все время присутствуют в жизни и отвлекают внимание. Только в этом случае ваша память будет работать на полную силу.

По этой же причине не подгоняйте себя, не смотрите на часы и не нервничайте, что время проходит зря. Нужно расслабиться и прогрузиться в изучение произведения, которое вы хотите запомнить.

Шаг 2. Определение ключевой мысли автора

Положите перед собой текст и спокойно, внимательно прочитайте его про себя. Нужно читать так, как будто важный для вас человек написал вам письмо или сообщение. Не фиксируйте внимание на форме изложения, постарайтесь понять суть написанного и почувствовать личность автора, которая стоит за этим произведением.

Шаг 3. Чтение стихотворения с выражением

Теперь прочитайте стихотворение вслух, медленно и с выражением.

Запомните ритм стихотворения. Вы сможете опираться на него, если возникнут затруднения при заучивании.

Шаг 4. Формирование структуры стихотворения

Запомните структуру стихотворения. Необходимо выстроить у себя в голове логическую цепочку, согласно которой ведется повествование. Например, стихотворение может начинаться с описания природы, затем излагаются чувства автора и заключительная мысль. Если произведение длинное, можно набросать краткий план на листке бумаги.

Шаг 5. Запоминание сложных слов в стихотворении

Если в стихотворении присутствуют незнакомые или редко используемые слова, выпишите их на листок бумаги. Произнесите эти слова несколько раз, чтобы во время пересказа они не вызывали затруднений. При необходимости можно посмотреть их значение в словаре.

Шаг 6. Разбивка стихотворения

Если стихотворение не разделено на четверостишия, разбейте его на небольшие части самостоятельно.

Например, отрывок из стихотворения «Талисман» А. С. Пушкина строк можно разбить на 2 четверостишия:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы,

Где, в гаремах наслаждаясь,
Дни проводит мусульман,
Там волшебница, ласкаясь,
Мне вручила талисман.

Шаг 7. Чтение стихотворения вслух

Прочитайте первую часть вслух, затем отложите текст и постарайтесь воспроизвести ее по памяти.

Шаг 8. Пересказ всего стихотворения

Сразу переходите к следующей части. Перескажите таким образом все части, после чего постарайтесь воспроизвести все стихотворение. Если возникают сложности, воспользуйтесь одним из методов, упрощающих запоминание.

Способ 2. Переписывание стихотворения

Если не получается запомнить стихотворение обычным способом, возьмите тетрадь и полностью перепишите произведение несколько раз. При этом не нужно спешить, писать следует вдумчиво, повторяя про себя каждую строчку. С помощью этого метода активируется зрительная память, которая позволит при пересказе вспоминать записанный вами текст.

Переписав стихотворение 3 или 4 раза, отложите тетрадь и снова попробуйте воспроизвести его по памяти. После этого сделайте небольшую паузу (10-15 минут) и перескажите произведение снова.

Способ 3. Подбор ассоциаций

Часто бывает так, что стихотворение вы помните уже очень хорошо, но в некоторых местах случаются внезапные «запинки». Обычно они происходят на незнакомых или сложных словах, а также в случаях, когда строка начинается с предлога и вам приходится вспоминать, как построено предложение. Здесь на помощь приходит метод ассоциаций.

Сначала вам нужно определить те места, где чаще всего случаются «запинки», и выписать эти строки на лист бумаги. Затем нужно придумать ассоциацию к каждому случаю, при этом образы должны быть яркими, чтобы их было легко запомнить. В качестве ассоциации может выступать часто используемое вами слово, имя родственника, значимое событие – все, что поможет вам быстро освежить память.

Читать еще:  Поминки у армян

Попробуем составить ассоциативную схему для первых четырех строк из стихотворения «Талисман»:

Там, где море вечно плещет
На пустынные скалы,
Где луна теплее блещет
В сладкий час вечерней мглы.

Схема будет иметь примерно следующий вид:

Ваши образы могут отличаться от тех, что представлены выше. Например, вместо сахара у вас может быть мороженое или любой другой предмет, который ассоциируется со словом «сладкий».

Способ 4. Личные подсказки

В качестве опорных пунктов при изучении стихотворения вы можете использовать личные подсказки. Это те словосочетания или строки, которые нравятся вам больше всего или имеют для вас личный смысл.

Например, стихотворение Александра Блока «Незнакомка» наполнено яркими образами, которые можно использовать в качестве подсказок: «весенний и тлетворный дух», «пьяницы с глазами кроликов», «очи синие бездонные» и т.д.

Обратите особое внимание на такие словосочетания, можно выписать их на лист бумаги и заучить отдельно. После этого вы сможете пересказывать стихотворение, используя эти подсказки как путеводные камни.

Способ 5. Чтение перед зеркалом

Когда вы достаточно хорошо выучите стихотворение, попробуйте рассказывать его перед зеркалом, глядя на свое отражение. Этот способ нужен не для самолюбования, а для того, чтобы отвлечь ваше внимание от текста. Вы можете на «отлично» читать стихотворение дома во время заучивания, но, оказавшись перед аудиторией, рискуете всё забыть, так как ваше внимание будет рассеяно из-за изменившейся обстановки.

Собственное отражение поможет воссоздать измененные условия, поскольку вы будете фиксировать внимание на своей мимике и стиле изложения. Их тоже можно улучшить с помощью этого способа.

Заключение

Выучив стихотворение, повторите его ещё раз перед сном. Утром, проснувшись, прочитайте стихотворение с листа, чтобы освежить в памяти все нюансы. Часто бывает так, что после пробуждения детали недавно выученного текста забываются.

По пути на учебу желательно иметь с собой текст произведения, поскольку вам снова может потребоваться подсказка. Перед тем, как отвечать, повторите стихотворение несколько раз, но не слишком много. Десяток и более повторений в стрессовых условиях непосредственно перед выступлением приведут к перегрузке памяти и могут вызвать путаницу.

Важно сохранять уравновешенность и постараться свободно и легко пересказать произведение – в этом случае у вас все получится.

Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память. Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания, необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е. многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание. Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте, не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

— Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

— Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно, что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память. Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например, все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

— На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?» Информация для родителей! «Что делать, если ребёнок кусается?» Уважаемые родители! Многие дети в возрасте 2-4 лет проходят «кусачий» период,.

Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.

Консультация логопеда «Если малыш плохо говорит…» В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления.

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector