Что делать на дмитриевскую родительскую субботу
Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя
Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.
Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной. История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.
Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.
Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу
На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.
Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.
Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.
Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.
В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.
Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.
В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.
В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.
Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу
В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.
Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.
Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.
Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.
Наверное, каждому из нас сложно смириться со смертью своих близких, но их душа всегда рядом с нами. Для того, чтобы и в ином мире наши родные чувствовали покой, необходимо читать поминальные молитвы об усопших. Желаем здоровья вам и вашей семье, и не забывайте нажимать на кнопки и
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Дмитриевская родительская суббота 2019: что нельзя и что нужно делать 2 ноября
01.11.2019 | 20:22 | Joinfo
Отмечается она 2 ноября. У этой церковной даты, как и у любой другой, есть свои особенности и запреты. В день поминовения усопших необходимо соблюдать установленные традиции. Это нужно не только тем, кто ушел в мир иной, но и ныне живущим: отказавшись от установленных церковью требований, можно накликать на себя и свою семью беду. О том, что нельзя и что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу, расскажет Joinfo.ua.
Особенности Дмитриевской родительской субботы
Этот день отмечается ежегодно. Православные верующие посещают храмы, чтобы поставить свечи за упокой своих усопших родственников. История этого праздника берет начало с 1380 года, когда князь Дмитрий Донской установил эту дату. Но в те времена в этот день люди устраивали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что все они находятся под покровительством Господа и что даже после смерти людей, погибших за родину, о них следует молиться.
В наши дни мы молимся не только за воинов, но и за всех тех, кого больше нет с нами. Люди отправляются в храмы, чтобы присутствовать на литургиях и богослужениях. После посещения церкви следует посетить кладбище и помянуть умерших родных добрым словом. Но помолиться за их души можно и дома. Считается, что в Дмитриевскую родительскую субботу ушедшие в мир иной спускаются на землю и заходят в свои дома. Чтобы угодить им и следует соблюдать традиции и запреты.
Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу?
До наступления этой даты необходимо завершить все важные хозяйственные дела на участке. В старину люди полагали, что 2 ноября осень переходит в зиму, так как в некоторых регионах начинались морозы. Готовились к ним заранее. Те, кому не удавалось управиться до Покрова, то есть, до 14 октября, старались уложиться до 2 ноября.
Но, несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещается заниматься работой, в Дмитриевскую субботу надо выполнить генеральную уборку в доме, после чего принять душ или ванну. Можно сходить в баню. В старину люди оставляли там веники и чистую воду: так они предлагали умершим помыться. Домашние дела не должны помешать походу в церковь и на кладбище. Могилы покойных родных надо привести в порядок. Чтобы за душу вашего усопшего родственника помолился кто-то еще, накормите нуждающихся.
В Дмитриевскую субботу необходимо устраивать поминальную трапезу. Но делать это следует после богослужения. Стол должен быть богатым: на нем обязательно должны присутствовать те блюда, которые любил усопший родственник при жизни. Но самым главным яством в любом случае считаются пироги. Хозяйкам рекомендуется приготовить как можно больше выпечки с самой разной начинкой, чтобы порадовать умерших.
Во время трапезы на тол надо поставить чистую тарелку. Каждый родственник должен положить в нее по одной ложке своей еды. Угощение оставляют на ночь, чтобы усопший мог поесть в родных стенах.
Еще в пятницу вечером с обеденного стола необходимо убрать все лишнее и постелить на него свежую скатерть. Затем надо заново накрыть стол и поставить на него различные блюда. Тем самым люди приглашают своих умерших родных к столу.
Помните о том, что в Дмитриевскую родительскую субботу о родственниках, которые ушли в мир иной, нельзя вспоминать плохо. Говорите только хорошее, делитесь воспоминаниями, чтобы усопшие знали: вы их любите и помните о них.
Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу?
Как мы уже сказали, покойных надо поминать только хорошими словами и воспоминаниями. Ни в коем случае нельзя ни говорить, ни думать о них плохо, чтобы не обидеть и не разгневать их. Издавна считается, что поминать усопших нельзя алкогольными напитками. Но вряд ли наши современники строго придерживаются этого запрета. Старайтесь употреблять спиртное в меру. В противном случае души усопших разгневаются на вас.
Дмитриевская родительская суббота не носит траурного характера, но во время поминок нельзя петь песни и смеяться. Веселье будет неуместным по той причине, что мы поминаем тех, кого нет среди живых. И даже в том случае, если ваш родственник просил вас перед смертью не предаваться скорби, соблюдайте эту традицию.
Тех покойных, которые покончили жизнь самоубийством, или при жизни были атеистами, согласно церковным законам не поминают в церквях и не ставят свечи за упокой их душ. Тем не менее, никто не запрещает помолиться за них дома. Это поможет обрести им вечный покой.
Говорят, вспоминая об умершем человеке, вы дарите ему вторую жизнь. Чтобы близкие, которые ушли в мир иной, всегда оставались с вами, придерживайтесь традиций, установленных для родительских суббот. Дмитриевская родительская суббота – это ближайшая возможность вознести молитву за упокой душ тех, кого нет рядом.
Кому и зачем нужны молитвы за умерших
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
(На них основано от века,
По воле Бога самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.)
Современные политологи формулируют ту же мысль чуть иначе: человек, не интересующийся своими предками, историей своего народа, оказывается подвешенным в безвоздушном пространстве. Не опираясь на опыт — семейный, родовой, национальный, он легко гибнет, и если таких, оторванных от корней, становится много, общество обречено на вырождение. Кстати, подобные гомункулусы, искусственно вынутые из опыта предыдущих поколений, функционирующие лишь в режиме собственных рефлексов, — не только мечта маркетологов всех мастей в эпоху общества потребления, но и надежная база для организаторов любых цветных революций, любых актов дестабилизации.
Конечно, когда наши предки впервые отмечали Димитровскую родительскую субботу, а было это, вероятно, в 1380 году, пращуры гениального поэта о Руси еще слышать не слыхивали, а политологии вообще не существовало. Как считают историки, появление Димитровской родительской субботы и ее утверждение в календаре — показатель нравственной чистоты и дальновидности народа.
Итак, в 1380 году, 8 сентября (21 сентября по новому стилю), великий князь московский и владимирский Дмитрий Иоаннович Донской одержал победу над ордынским войском под началом хана Мамая. Знаменитая битва произошла на Куликовом поле. Бой был затяжной, кровавый, по свидетельству летописцев, кони уже не могли не ступать по трупам — не оставалось чистого места. Русские ратники почти из всех земель Северо-Восточной Руси сражались не просто храбро — «не щадя живота своего», войско Мамая было полностью разгромлено. Да, татаро-монгольское иго не пало и длилось еще столетье, но победа на Куликовом поле нанесла мощный удар по доселе несокрушимой Золотой орде.
Сразу после победы на Куликовом поле Дмитрий Донской отправился в Троице-Сергиев монастырь к Сергию Радонежскому — его настоятелю. Именно отец Сергий, великий русский святой, благословил Дмитрия Донского на брань с ордынцами. Больше того, в битве участвовали и два инока монастыря — богатыри Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба погибли как герои.
По-видимому, осенью 1380 года в Троице-Сергиевом монастыре и было положено начало поминать павших воинов в субботу, предшествующую дню святого великомученика Димитрия Солунского. Почему именно так? Во-первых, в Церкви не принято поминовение усопших в воскресенье: этот день недели даже по названию напоминает нам о Воскресении Христа, а в субботний день Сам Иисус находился во гробе, поэтому даты всеобщего поминовения усопших — это, как правило, именно субботы. Во-вторых, Дмитрий Донской получил свое имя в честь великомученика Димитрия Солунского, чрезвычайно почитаемого на Руси в то время. День памяти святого великомученика Димитрия Солунского, а значит, день ангела Дмитрия Донского — 26 октября (8 ноября по новому стилю). Поэтому днем поминовения воинов, отдавших жизнь на поле брани, и была выбрана суббота, предшествующая именинам Дмитрия Донского, то есть суббота, предшествующая 8 ноября. Каждый год дата тут разная, день один — субботний. А логика у Дмитрия Донского была простая и величественная: прежде чем праздновать свои именины, помянем усопших, тех, кто своею смертью даровал тебе жизнь.
После первого поминовения павших на Куликовом поле бояре высказали великому князю Дмитрию Иоанновичу пожелание на будущее: и впредь «память творити, кто сложил голову свою».
Шли годы, новые битвы за землю русскую, новые тысячи воинов, принявших смерть за веру, за Родину. В XVI веке царь Иоанн Васильевич Грозный узаконил Димитриевскую субботу, повелев «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». День прижился, народ поминал на Димитровскую субботу и воинов, и родных. Говорили: «На дедовой неделе и родители вздохнут», и это не единственная поговорка, рожденная осенними соборными поминками. В 1903 году был издан императорский указ: панихиды в этот день служить и в войсковых частях — по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».
В наше время в день Дмитровской субботы особо поминают не только воинов, но и всех умерших скоропостижной смертью, то есть тех, кто «не был напутствован в жизнь вечную молитвами святой Церкви», ну и про своих ушедших родственников не забывают.
У Ивана Шмелева есть описание того, как проводились дни памяти по усопшим. Удивительно, но тема, связанная с болью потери, с тоской и скорбью, у писателя дана с теплотой и даже радостью. И дело здесь не в таланте Ивана Сергеевича, тут просто христианское восприятие смерти, понимание, что после Воскресения Христа она побеждена. А еще чувство выполненного долга по отношению к нашим усопшим. Да, молитва по умершим — это долг еще живущих по отношению к тем, «чьи мертвы уста».
Вот как об этом говорил известный старец архимандрит Кирилл (Павлов): «Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от грехов, и такие оказываются виновными пред Правосудием Божиим. В то же время мы знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых — они могут помочь изменить их посмертную участь. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». То есть души умерших нуждаются в нашей молитве — так же, как мы, живущие на земле, нуждаемся в еде и питье. Но и для нас — и это тоже нужно понять! — наша молитва за усопших не менее важна. Как учит святой Иоанн Дамаскин, каждый, кто молится и борется за спасение другого, приносит пользу прежде всего самому себе, а только потом ближнему.
В храмах по усопшим священники тайно читают особую молитву. Сегодня мы раскроем ее смысл. Сначала, как обычно, в молитве констатируется, к Кому мы обращаемся: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!», что в переводе с церковнославянского звучит так: «Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь миру Твоему даровавший!» Дальше в молитве, читаемой тайно, священник просит: «Сам Господи, упокой души усопших рабов Твоих (имена), в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание». То есть священник просит: «Сам, Господи, упокой души усопших рабов Своих (имена) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание». И затем просьба о прощении грехов умершего, просьба, содержащая оправдание всем нам: «Всякое согрешение, содеянное ими, словом, или делом, или помышлением, яко Благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты бо един, кроме греха, правда Твоя правда во веки, и слово Твое истина». «Всякое согрешение, соделанное ими словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя — правда навек и слово Твое — истина».
Простой текст, ничего лишнего — емкое изложение того, чего хочет потерявший близкого, на что он надеется. И перепоручив посмертную участь усопшего Тому, Чья милость и любовь несравнимо больше людских милосердия и любви, молящийся реально ощущает не просто облегчение, но и то, что любовь простирается за границы земного мира. Молитва — проводник, по которому устремляется ток нашей любви. И тут, как в физике: чем сильнее ток, чем выше его частота, тем ярче свет, тем меньше тьмы — в наших скорбящих душах. В мире вокруг нас — если мы не оставляем в нем места для безысходности и отчаяния.
Как правильно провести Дмитровскую субботу
Богослужение по усопшим начинается в пятницу вечером, когда в храмах служат великую панихиду (по-гречески «парастас»), а в субботу утром служится заупокойная литургия и после нее общая панихида. Для церковного поминовения на парастас и отдельно на литургию пишут записки с именами усопших. Имена надо писать крупно, разборчиво, в родительном падеже, в полном варианте (не Сашу, а Александра), в церковном написании (Татиану, Алексия). Есть традиция в день поминовения приносить в храм еду — «на канон» (или «на канун»), то есть оставлять ее на столе рядом с каноном — местом, где зажигают свечи по усопшим. Раньше поминки были общими: за большим столом сообща поминали всех усопших, сегодня продукты, приносимые в храм, отдают нуждающимся. Милостыня — важный способ почтить память близкого.
В XX веке, неожиданно, Куликовская битва стала причиной нешуточных боев между официальной исторической наукой и последователями теории А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского, считающими: битва проходила не на поле между реками Доном и Непрядвой, а в районе Москвы, называемом Кулишки.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.
Родительская суббота: когда будет в 2020 году, что можно и нельзя
Родительская суббота (прочие её названия Вселенская родительская суббота, Великая Суббота или Троицкая суббота) – день, когда принято поминать умерших родственников. Какого числа она будет в 2020 году, что обязательно следует сделать в эту дату, а от каких действий придётся отказаться – рассмотрим в материале ниже.
Символическое значение Родительской субботы
У многих возникает вопрос, касающийся названия субботы – почему её называют родительской, ведь поминаются и другие родственники? Тому есть несколько объяснений:
- Самые важные люди в жизни каждого человека – самые близкие, то есть родители. Через родителей мы приходим в этот материальный мир, получаем физическое тело и жизнь. Без них не было бы нас. Поэтому именно о них следует вспомнить, прежде всего, если, они уже находятся в другом мире.
- А почему родительской стала суббота, а не, например, воскресенье или любой иной день недели? Дело в том, что во все седмицы в году память об усопших в основном приходится именно на шестой день недели.
Разновидности Родительских суббот, когда будут в 2020 году
В православном календаре выделяются 3 самые значимые родительские субботы, называемые Мясопустной, Дмитриевской и Троицкой. Но в действительности их больше – целых семь:
- Мясопустная – наступает 22 февраля 2020 года;
- Суббота второй седмицы Великого поста – будет 14 марта;
- Суббота третьей седмицы Великого поста – будет 21 марта;
- Суббота четвёртой седмицы Великого поста – будет 28 марта;
- Радоница – отмечается 28 апреля;
- Троицкая – приходится на 6 июня;
- Дмитриевская – выпадает на 7 ноября.
Плюс ещё празднуется 9 мая – дата памяти погибших на войне солдат, а 11 сентября вспоминают православных воинов, отдавших свои жизни за Отечество, Веру и Царя.
Интересно! Только у одной из суббот – 9 мая есть устойчивая дата празднования, а другие отмечаются ежегодно в разные дни.
По названию Троицкой родительской субботы ясно, что она связана с праздником Троицы – выпадает за день до него. Темы для размышлений данного дня – прежде всего, умершие родственники, а также Страшный суд и Великий пост. Традиция отмечать Троицкую субботу имеет древние корни, уходит во времена Киевской Руси. Ещё тогда её находили как важный поминальный день.
Дата Мясопустной субботы наступает до Недели о Страшном Суде или предшествует мясопустной неделе. Своё название она получила от того, что припадает на мясопустную седмицу. В этот день поминовения умерших следует обязательно сходить в церковь, помолиться об усопших и посетить могилы предков.
Дмитриевская суббота обладает богатой историей. Отмечать её установил ещё князь Донской. Аналогично всем остальным родительским поминальным дням, на Дмитриевскую верующие молятся про упокоение душ отошедших в мир иной, в частности, родителей. Но этим всё не ограничивается, ведь у Дмитриевской субботы более глубокое смысловое значение – она призвана напомнить про людей, которые пострадали или погибли за православную веру. В неё в старину отправлялись попариться в баньку, а уходя, должны были оставить новый веник и чистой воды, чтобы покойники тоже символически «помылись». Когда сами обедали, то стол застилали чистой скатертью и оставляли немного пищи предкам.
Мы сегодня сделаем основной акцент на Троицкой родительской субботе. Её, как и Мясопустную субботу, называют Вселенскими, ведь они отмечаются во многих государствах мира.
Троицкая суббота: традиции
Выше упоминалось, что Троицкую субботу отмечают за день до праздника Троицы, она является очень важной среди всех родительских поминальных дат. Но традиции Троицкой не сильно различаются с другими субботами: также важно съездить на кладбище, там помолиться за умерших, принести с собой еду, которую оставляют на могилах. При этом нужно отказаться от действий и мыслей, отвлекающих вас от самого главного – мыслях и молитвах о покинувших родственниках.
А многие священнослужители православной церкви высказывают мнение, что Троицкая суббота символизирует собой уход от Ветхого Завета и переход к Новому завету. И потому в неё поминаются все умершие христиане.
Интересно! Хотя поминальные субботы и названы родительскими, в них вспоминаются все покойные родственники – дедушки и бабушки, тёти, дяди или просто ваши знакомые, друзья, ушедшие в мир иной.
В каждой православной церкви в день Троицкой субботы служится заупокойная литургия, панихида. Все желающие имеют возможность заказать поминовение своих покойных родных. Когда служение в храме завершается, по традиции люди отправляются на кладбища, где проводят ритуальный обед, поминают покойников, на могилы с собой несут зелень, чтобы украсить их.
С давних пор сохранилась традиция на Троицкую оказывать помощь нищим, тем, кто страдает от нужды. Для них можно заранее собрать продукты или вещи и в саму субботу раздать собранное. Как правило, делятся постными продуктами: яйцами, хлебом, крупами, фруктами и овощами, чаем. Допустимо давать церковное вино «Кагор» (но никакие другие спиртные напитки – они находятся под строгим запретом).
Ещё в этот день стараются отпускать старые обиды и самим прощать обидевших вас некогда людей. Достаточно большое число праздников в христианстве имеет языческие корни, поэтому не стоит удивляться проскальзыванию языческих обычаев и традиций. Не исключением стала и Троицкая родительская суббота – так обычай украшения могил умерших родных зелёными растениями и берёзовыми веточками происходит от народного праздника Духова дня.
Хочется отметить одну интересную традицию, каждый год проводимую в пятницу перед Троицкой субботой: перенесение иконы «Троица», написанной Андреем Рублёвым из Третьяковской галереи, где она хранится, в церковь Святителя Николая в селе Толмачи. Там образ проводит четверо суток, а вечером понедельника его возвращают обратно в галерею.
Что можно и нельзя делать?
Что нужно обязательно сделать на Троицкую субботу? Посетить храм Божий, где заказать заупокойную службу об усопших, навсегда хранимых в наших сердцах. Съездить на кладбище, вспомнить самые светлые и положительные качества умерших родных, какими они были и какими навсегда остались в нашей памяти.
Если у вас есть маленькие дети, которые никогда не видали рано умершего бабушку или дедушку, то сейчас самый подходящий момент, чтобы рассказать о них. Покажите малышу фотографии, расскажите о светлых сторонах усопших, чем они занимались при жизни, какой была их жизнь.
Также в субботу проводят поминальную трапезу, собравшись тесным семейным кругом. Хозяйки стараются приготовить блюда, при жизни любимые покойными родственниками или делают то, чем обычно угощали их. Вся семья собирается за обеденным столом, на него ставят дополнительную тарелочку, куда кладут по ложечке каждого блюда. Она символически предназначается душам предков, которые должны таким образом «составить компанию» живым за трапезой.
Теперь поговорим о запрещённых действиях:
- Отправляясь на кладбище, недопустимо распивать на могилах умерших спиртное.
- И уж точно не следует нести с собой на кладбище предметы, связанные с вредными привычками и пристрастиями покойного (например, сигареты). Наоборот, молитесь о том, чтобы грехи его были отпущены.
- Для семейного поминального обеда готовятся только постные блюда.
- Не забывайте молиться о душах усопших.
- Недопустимо в поминальный день говорить плохие вещи о покойниках, вспоминать их негативные стороны личности.
- Не отказывайте, если у вас попросят дать милостыню.
- Не стоит слишком веселиться во время празднования – шутить, смеяться, ведь всё-таки тема дня поминовение. Но и тосковать, печалиться тоже не следует, ведь в христианстве существует вера в бессмертие человеческих душ.
- Под строгий запрет попадают ссоры, споры, любые выяснения отношений. Повремените с разборками, а сейчас уделите внимание памяти об ушедших.
В завершение просмотрите видео по теме: