Что делать в димитриевскую родительскую субботу
Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.
В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.
Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Православная Жизнь
Main menu
Вы здесь
Что нужно делать в Димитриевскую поминальную субботу?
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
В первую очередь следует присутствовать на богослужении для молитвы во спасение души своих усопших сродников, ведь наши молитвы (особенно во время церковных богослужений) для них очень важны. Тому есть множество подтверждений в церковной духовной литературе. Приведем с Божьей помощью примеры.
Синаксарь Вселенской родительской (мясопустной) субботы: «И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: “Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?” И тот отвечал: “Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших»”. (Макарий) Великий долгое время делал так – молился Господу – и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию представляет милостыню за усопших как благое дело.
Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к филиппийцам: “Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения, ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере».
Святитель Марк Ефесский: «И нет ничего удивительного, если мы о них молимся, когда, вот, некоторые (святые) лично молившиеся о нечестивых, были услышаны; так напр. блаженная Фекла своими молитвами перенесла Фалкониллу из места, где нечестивые были держимы; и великий Григорий Двоеслов, как повествуется, – царя Траяна. Ибо Церковь Божия, отнюдь, не отчаявается в отношении таковых, и всем в вере усопшим, хотя бы они и были самыми грешными, вымоливает у Бога облегчение, как в общих, так и частных молитвах о них».
В истории Украинской Православной Церкви также есть подобные случаи. Святитель Феодосий Черниговский явился во сне преподобному Алексию Голосеевскому, на тот момент дежурившему у раки с его мощами. Произошел следующий диалог… Святитель попросил у преподобного Алексия: «Прошу тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей». Святитель назвал имена: иерей Никита и Мария. До этого имена родителей не были известны по житию. Позже, разбирая архив монастыря, где архимандрит Феодосий был настоятелем, нашли его личный помянник. Там первыми были записаны отец и мать: иерей Никита и Мария. Иеромонах Алексий сказал: «Как можешь ты, святитель, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?». Св. Феодосий ответил: «Приношение на Литургии сильнее моих молитв».
Здесь мы видим иллюстрацию важности и главенства молитвы церковной над молитвой домашней. Домашняя молитва тоже важна, но в первую очередь важна молитва церковная. Потому так молиться нам завещал Сам Господь наш Иисус Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). В этом суть соборной молитвы Церкви. Вместе со священнослужителями и людьми в храме молится вся полнота Церкви Небесной и Церкви Земной. И такая молитва очень угодна Богу. Особенно это, конечно, нужно сказать о Литургии.
Также приведем здесь высказывания и приближенных к нам подвижников благочестия. Святитель Афанасий Сахаров в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» писал: «Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва – главнейшая сила этого единения.‟Молитеся друг за друга” (Иак. 5:16) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно ‟многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом” и которые вообще, не только праведные, но и грешные продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых».
Есть и замечательная проповедь духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова), сказанная им в мясопустную родительскую поминальную субботу. Она озаглавлена «О молитвенном поминовении усопших». Вот выдержка из нее: «Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители… Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших – это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, – то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!».
Все эти цитаты я написал в статье, чтобы от всего сердца, от всей души побудить нас молиться о своих усопших. Ведь в сущности уставные греческие названия таких заупокойных служб, как парастас и панихида, прямо также побуждают нас к этому. Слово «парастас» буквально с греческого языка переводится как «стояние возле», по смыслу его также можно перевести как «ходатайство». Т. е. мы стоим возле наших усопших и просим у Бога прощения их грехов. Вымаливаем их. Слово же «панихида» переводится, как «всенощная». Другими словами, всенощная служба за усопших, усиленное прилежное моление за них. Здесь имеется в виду под словом «панихида», к примеру, лития, панихида, всенощное чтение Псалтири по усопшему новопреставленному христианину, Литургия в храме, отпевание покойного и погребение его с литией на кладбище. Сегодня мы используем это слово для обозначения определенного заупокойного богослужения по усопшим.
Ведь, с одной стороны, усопшие не могут после смерти изменить свою загробную участь. Только в земной жизни возможно покаяние. Для усопших же – воздаяние за грехи и за хорошие поступки.
Но, с другой стороны, до Второго Пришествия Христова участь наших усопших окончательно не определена. Только Страшный суд Божий отправит человека либо в рай, либо в ад на веки вечные. А до Суда можно и нужно вымаливать наших усопших. И эта задача лежит на нас с вами, дорогие братья и сестры, – на членах Церкви Земной. И это великая и спасительная задача. Великий акт любви.
Особенное внимание Церковь уделяет упокоившимся православным христианам в субботы. Можно также сказать, что это их день. К субботним заупокойным поминовениям мы можем найти основания как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Во-первых, Господь именно в седьмой день (ветхозаветный календарь) упокоился после сотворения мира (Быт. 2:2, 3). Поэтому слово «суббота» переводится с еврейского как «день покоя», а именно покоя, упокоения в Царствии Небесном мы желаем своим усопшим. Во-вторых, именно в субботу перед Воскресением Христовым Спаситель спустился во ад, где пребывали усопшие, и вывел оттуда в рай праведников.
Именно эти священные библейские основания и соделали субботу в литургическом смысле сугубым днем поминовения усопших. Богослужения поминальных суббот, будь то Троицкая, Мясопустная или Димитриевская, практически идентичны. Накануне субботы служится парастас. Т. е. вечерня, утреня, с чтением священнослужителями 17-й кафизмы, которая, как замечательно сказал управляющий делами УПЦ, Высокопреосвященнейший митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) в одном из своих интервью, «настраивает живущих на правильное отношение к смерти и говорит о главной надежде и уповании всех христиан – о жизни вечной со своим Создателем. Мы неоднократно молитвенно просим Господа во время службы: ‟Даруй мне жизнь, жив буду для вечности, жива будет душа моя”.
Для усопших слова кафизмы являются свидетельством дарованного нам Спасителем чуда – воскресения из мертвых. Живые же сродники, скорбящие о разлуке, могут утешаться молитвой, надеясь на будущую встречу».
Также во время парастаса священник возглашает заупокойные ектении с чтением записочек по усопшим. Во время службы поются и читаются и другие заупокойные молитвословия. Утром же в субботу служится Литургия, после нее обычно также панихида по усопшим.
Но если богослужения поминальных суббот практически идентичны, то исторические причины их установления несколько разнятся. Если говорить конкретно о Димитриевской родительской поминальной субботе, то она была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским и преподобным Сергием Радонежским после Куликовой битвы (1380 год). Тогда было убито много русских воинов. Документы того времени оценивают потери славянского народа – около 253 тысячи воинов. Вначале эта поминальная суббота была знаменовала поминовение воинов, погибших в битве на Куликовом поле. Об этом нам повествует святитель Димитрий Донской в труде «Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца»: «С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, ‟Сильному во бранех”, благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…».
Традиция заупокойного богослужения Димитриевской поминальной субботы утвердилась в первую субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.), которого очень любили на Руси и почитали именно покровителем воинов. Позже эта суббота стала называться родительской, потому что, кроме сугубого поминовения воинов, начали поминаться сродники и вообще все от века усопшие православные христиане.
Во время заупокойных богослужений (например, родительских поминальных суббот) следует совершать две вещи, которые помогают нашим усопшим достигать Царствия Небесного. Первая – это сама молитва. Вторая – добрые дела милосердия за них. Именно наши продуктовые приношения в храм и являются этим добрым делом милосердия. Но не только они, а и жертвы вообще: на нужды храма, жертвы нищим, бездомным, болящим, нуждающимся, творение добрых дел в память об усопших сродниках. Это все, конечно, им очень помогает. Можно сказать, что молитва и добрые дела милосердия – два крыла, которые помогают достигать усопшим блаженств рая.
К заупокойным приношениям традиционно можно отнести коливо (кутью). В древности она варилась из пшеницы с медом. Зерна пшеницы символизировали Воскресение Христово и воскресение наших усопших (зерно кажется мертвым камнем, но весной из него пробивается росток и живой зеленый колос). Мед символизирует собой сладость упокоения в Боге праведников и их блаженство в раю. Сегодня часто при приготовлении колива используются более доступные продукты: рис, конфеты, мармелад, сахар и пр.
Подавать записочки на церковные заупокойные богослужения необходимо за крещеных в канонической Православной Церкви усопших. И важно также, чтобы они не были самоубийцами. О самоубийцах и некрещеных можно молиться определенными молитвами дома. С этим вопросом желательно обратиться к священнослужителю и взять у него благословение.
Из священнического опыта ко всему выше сказанному хочется добавить еще три замечания.
Первое. Заупокойное поминовение не ограничивается только поминальными субботами. Для нас оно должно быть каждодневным. Каждый день мы должны стоять за наших усопших на молитве. Кто сколько может. Каждый день мы должны ходатайствовать перед Богом за них и дома, и в храмах.
Второе. Часто можно видеть, как люди приходят помолиться о своих усопших. И действительно очень искренно и со слезами молятся. Но нужно молиться не только о своих усопших сродников, но и о себя самих. Важно самим вести церковную богоугодную жизнь, регулярно молиться, исповедоваться, причащаться Тела и Крови Христовых. Следует каждодневно приближаться к Господу. Поверьте, дорогие братья и сестры, наши усопшие этому только обрадуются, ведь они желают не только достичь Царства Небесного, но и того, чтобы мы достигли вместе с ними Его.
Третье. Нужно учить молиться своих детей, водить их на богослужения, в том числе и заупокойные, чтобы было кому помолиться после смерти и о нас, грешных. Необходимо, чтобы и дети участвовали в церковной жизни, исповедовались, причащались, шли к Богу, дабы и они достигли рая и продолжали спасительную традицию родного Православия, чтобы ниточка веры в семьях и родах, в народах не прервалась, но тянулась тропочкой ко спасению – в Небо.
Иерей Андрей Чиженко
Дмитриевская родительская суббота: что нужно делать и что нельзя
Любая церковная дата имеет свои особенности, которые следует знать каждому верующему. В день поминовения усопших очень важно соблюдать все традиции и запреты, чтобы отвести от себя беды и не навлечь горе на свою семью.
Ежегодно люди отмечают Дмитриевскую родительскую субботу. В этот день православные верующие посещают церкви и храмы, чтобы поставить свечу за упокой своих близких, а также вспоминают родных, которые уже ушли в мир иной. История праздника начинается с 1380 года, а дату установил князь Дмитрий Донской. Ранее в родительскую субботу люди совершали панихиды по погибшим воинам. Считалось, что русские бойцы всегда находятся под Божьим покровительством, и даже после их смерти необходимо молиться за людей, которые отдали свою жизнь за родину.
Сейчас в поминальный день люди молятся за своих близких, присутствуют на богослужениях и божественных литургиях, а после этого вспоминают умерших добрыми словами. Это можно делать дома или около могилы усопшего. Считается, что в этот день души покойников спускаются на землю, поэтому следует соблюдать все традиции и запреты, чтобы угодить им, а не разгневать.
Что нужно делать в Дмитриевскую родительскую субботу
На Руси считалось, что этот день является переходом с осени на зиму. Начинались сильные морозы, к которым люди готовились заранее. Несмотря на то, что многие старались завершить свои дела в хозяйстве еще до Покрова 14 октября, некоторые по каким-либо причинам не успевали это сделать, и тогда старались закончить подготовку перед Дмитриевской субботой.
Поминальная трапеза проводится после богослужения. В Дмитриевскую субботу принято накрывать богатый стол, на котором обязательно должны присутствовать блюда, которые при жизни любили ваши покойные близкие. Самым важным яством на столе являлись пироги: хозяйка должна приготовить много выпечки с разной начинкой. В древности считалось, что это может задобрить и порадовать усопшего.
Во время поминальной трапезы было необходимо поставить на стол отдельную чистую тарелку, куда каждый родственник складывал по одной ложке своей еды. Это блюдо оставляли на ночь, чтобы усопший мог прийти и поесть вместе со своей семьей.
Перед родительской субботой, в пятницу, хозяйка после ужина должна убрать все со стола и постелить чистую скатерть. Затем заново накрыть стол и поставить свежеприготовленные блюда. Таким образом в древности покойного звали к столу.
В Дмитриевскую родительскую субботу семья умершего должна вспоминать о нем только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями, которые связаны с усопшим. Так вы даете понять душе покойного, что вы до сих пор помните и любите его.
Несмотря на то, что во многие церковные события строго запрещено заниматься домашними делами, к Дмитриевской родительской субботе это не относится. Наоборот, в этот день вы должны провести генеральную уборку, а после этого вымыться. Наши предки непременно оставляли в бане свежий веник и чистую воду для умершего, чтобы задобрить душу покойного. Самое главное, чтобы ваши домашние хлопоты не помешали посещению церкви.
В родительскую субботу принято ходить на кладбище. Могилу покойного нужно привести в порядок, убраться. После этого помолитесь за упокой его души.
В Дмитриевскую субботу принято кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника.
Что нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу
В этот день запрещено ругать покойных. Следует вспоминать о них только хорошее, в противном случае вы можете разгневать их душу.
Считается, что категорически запрещено поминать покойных алкогольными напитками. Однако если в вашей семье присутствует такая традиция, то старайтесь делать это в меру. Души усопших могут разгневаться из-за пьянства во время поминальной трапезы.
Также во время поминания нельзя смеяться или петь песни. Несмотря на то, что праздник не носит траурный характер, не забывайте, что в этот день вы вспоминаете близких, которых уже нет среди живых. Поэтому веселье будет неуместным.
Если ваш усопший родственник покончил жизнь самоубийством или при жизни не был верующим, то вы не сможете помянуть его в церкви и поставить за упокой его души свечу. В этом случае вы можете помолиться за него дома.
Наверное, каждому из нас сложно смириться со смертью своих близких, но их душа всегда рядом с нами. Для того, чтобы и в ином мире наши родные чувствовали покой, необходимо читать поминальные молитвы об усопших. Желаем здоровья вам и вашей семье, и не забывайте нажимать на кнопки и
Дмитриевская родительская суббота 2019: что можно и нельзя делать
Дмитриевскую родительскую субботу — день всеобщего поминовения усопших — в 2019-м отмечают 3 ноября
Постоянной даты в церковном календаре у Дмитриевской родительской субботы нет – православная церковь отмечает ее в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, который ежегодно отмечает 8 ноября.
Дмитриевская – последняя родительская суббота в году, когда умерших православных христиан поминают в церквях особым образом.
В Дмитриевскую родительскую субботу совершают панихиды не только по всем воинам, павшим за Отечество на поле брани, но и по тем, кто умер скоропостижной смертью и не был напутствован молитвами Святой церкви в жизнь вечную.
Sputnik Грузия рассказывает, что можно и нельзя делать в Дмитриевскую родительскую субботу.
Дмитриевская суббота
Этот поминальный день установил князь Дмитрий Донской для почитания памяти погибших воинов после знаменитой битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. Русское войско в сражении понесло большие потери.
Князь Дмитрий, одержав победу, распустив оставшихся в живых воинов по домам, отправился в Троице-Сергиев монастырь, где совершили поминовение воинов, павших в битве.
В обители панихиду отслужил преподобный Сергий Радонежский, давший благословение князю Донскому на битву с неверными и двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, из числа своей братии.
Оба инока пали в бою – их похоронили в Старом Симонове, у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы
Более 100 тысяч воинов не вернулись с Куликовского поля – радость победы в их семьи пришла вместе с горечью утрат, и этот частный родительский день стал по сути на Руси вселенским днем поминовения.
Совершать ежегодно такое поминовение перед днем памяти Святого Димитрия Солунского стали со временем. На Руси имя этого Святого связывали всегда с патриотизмом, с воинским подвигом и защитой Отечества.
Князь Димитрий был великим почитателем великомученика — главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого, он торжественно перенес в Москву из Владимира накануне Куликовской битвы.
На иконах Димитрия Солунского изображают воином в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские солдаты всегда верили, что находятся под его особым покровительством.
Что можно и нельзя делать
По традиции, в Дмитриевскую родительскую субботу люди поминают своих усопших родителей – по церковным канонам, в храм на богослужение можно прийти в пятницу вечером, когда совершается великая панихида.
Заупокойную литургию, после которой служат общую панихиду, можно отстоять в поминальную субботу утром — люди в церкви подают священнику записочки за умерших родственников и молятся за упокоение их души в загробном мире.
В родительскую субботу можно принести в церковь угощение – помин освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день можно подавать милостыню, с просьбой помолиться об усопших.
После посещения храмов можно посетить кладбище – привести в порядок могилки и прочитать молитву за упокой души умерших. Но если нет возможности посетить храм или кладбище, можно об упокоении умерших помолиться дома.
Помин в Дмитриевскую родительскую субботу нельзя оставлять непосредственно на могилах.
Можно дома накрыть стол и, позвав родственников, вместе помянуть тех, кто ушел из жизни. Готовить можно и те блюда, которые при жизни любили дорогие сердцу люди.
В Дмитриевскую родительскую субботу нельзя о покойных говорить плохо, ругать их или вспоминать их неблаговидные поступки — этим можно разозлить души умерших.
Напиваться, ругаться и дебоширить в родительскую субботу нельзя, а также оставлять спиртные напитки на могилках.
Нельзя в Дмитриевскую родительскую субботу участвовать и в увеселительных мероприятиях.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря.
Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы [1] (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших» [2] [3] .
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Заупокойное Апостольское чтение
1Фес.4:13-17. – Зачало 270
[О воскресении мертвых]
Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об усопших (или: об усыпающих), чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведёт [вместе] с Ним.
Это ведь мы говорим вам словом Господним [*] , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты (букв. будем схвачены) в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.
Заупокойное Евангельское чтение
[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям]: «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Моё слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.
Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мёртвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.
Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе – в воскресение жизни, а делавшие дурное – в воскресение суда (греч. эн анастасин крисеос [**] ).
Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу – так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня [Отца]».
Примечания
[1] Хочу напомнить, что в XIV веке 8-е сентября по юлианскому календарю соответствовало 16-му сентября по григорианскому (хотя сам этот календарь был введён позднее). Это и есть исторически безусловная дата Куликовской битвы. Поэтому попытки отмечать это событие в настоящее время 21 сентября, совмещая с праздником Рождества Богородицы, основаны на элементарной хронологической безграмотности. (Рождество Богородицы приходится на 21 сентября по григорианскому календарю только в XX—XXI столетиях; в XXII веке сместится на 22 сентября и т. д.)
[2] Ради исторической справедливости следует сделать уточнение. Эта суббота – наш национальный поминальный день, основанный на предании. Поэтому Димитриевской субботы нет ни греческом, ни даже в Русском официальном Церковном уставе (Типиконе). Непосредственное участие в его установлении Димитрия Донского тоже подвергается обоснованному сомнению. Как пишет известный автор многократно переиздававшегося руководства по богослужебному уставу, «Димитрий Донской, после погребения убитых на побоище, приказал там совершить панихиду по ним. Затем, возвратясь в Москву 21 сентября (29 сентября по григорианскому календарю. – Ю. Р.), повелел по всем церквам её отправить панихиду об убиенных. Наконец, по прибытии в Троице-Сергиеву лавру, приказал и там совершить панихиду (Русская летопись по Никоновскому списку, изд. Имп. Академии наук, т. IV, с. 124). В летописях не сказано, чтобы Димитрий Донской указал для поминовения воинов субботу пред Дмитриевым днем », то есть пред днём своего тезоименитства. «Естественно думать, что после кончины его назначена суббота пред Димитриевым днём для поминовения усопших» (Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. М., 1995, с. 506, прим. 1)
[3] При определении даты Димитриевской субботы в конкретном году надо учитывать следующие календарно-богослужебные поправки (во избежание путаницы, далее все даты – по новому стилю). Если память Димитрия Солунского (8 ноября) приходится на воскресенье, то мы получаем самую позднюю Димитриевскую субботу – 7 ноября. Если же память Димитрия Солунского приходится на субботу, то эта суббота не может быть родительской – и панихида переносится на предшествующую субботу (1 ноября). Но если с субботой перед памятью св. Димитрия совпадает праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября), то Димитриевская суббота совершается ещё одной неделей ранее. Исходя из этих правил, можно легко определить, что самая ранняя Димитриевская суббота может быть 28 октября.
[*] «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами. (Благодарю за это уточнение архимандрита Ианнуария. – Ю. Р.)
[**] Хорошо знакомое нам греческое слово крисис переводится как «разделение», «суждение», «суд», «приговор», «спор», «выбор», «окончание», «переломный момент», «кризис». Вопреки однозначно отрицательному мещанскому значению («ох, когда же закончится этот очередной проклятый кризис и наступит желанная стабильность»!), разумный христианин всегда пребывает в состоянии крисиса – то естьв состоянии духовного трезвения и суда над своими мыслями, желаниями и поступками. Так он готовится к тому, чтобы последний и окончательный Страшный Суд (= Страшный Кризис!) Божий не стал для него неожиданным и «страшным» в прямом смысле этого слова.
Дмитриевская суббота 2019: главные запреты праздника
В данной статье предлагаем узнать подробнее о таком дне – Дмитриевская суббота, что собою представляет этот праздник, о чем гласит его история, какие традиции нам известны и чего стоит придерживаться в этот праздник. Узнайте о том, что можно и даже нужно делать, а чего категорически нельзя в родительские субботы, так же о том в какой день согласно церковным правилам будут осуществляться поминания усопших. О том есть ли необходимость в поездки на кладбище в родительские субботы.
Церковный календарь в ноябре имеет особенную дату— 2 ноября, на этот день приходится Дмитриевская родительская суббота, в следующем году праздник так же будет смещен и выпадет на новую дату, а именно на — 10 февраля 2020 года. О том, что стоит знать о дате, когда принято поминать усопших родителей, читайте далее в этой статье.
История праздника
Дмитриевская родительская суббота — это ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Дмитриев день принято отмечать — 8 ноября.
Дата для этого дня была установлена еще после битвы на Куликовом поле. Как гласит история изначально поминовение совершалось по всем воинам, которые погибли в этом сражении. Со временем Дмитриевская суббота стала днем поминовения всех усопших православных христиан.
Голая харьковчанка устроила «стриптиз» на высоте и едва не расшиблась в котлету, видео на грани
«Боже, что с лицом?»: Ани Лорак в откровенном наряде не узнали фанаты
Тимошенко «продает» депутатов вместо собак Брагара, обращение ПриватБанка, прибавка к пенсиям и другое главное за ночь
Сухоребрые и едва живые: фотографии львов из столичного зоопарка подняли на уши полмира
Уже длительный период времени православие устанавливает свои обычаи. Каждый верующий человек просто не может ни знать о простых правилах того, как необходимо поминать усопших, когда можно работать на кладбище и какие вековые нормы соблюдать. Именно в этих и многих возникающих по ходу вопросах поможет разобраться эта статья.
Смещение даты праздника происходит по причине того, что она наступает после Масленицы, так как она в 2020 году наступила в начале марта, то и дата великого праздника смещается из года в год.
Так в этом 2020 году первый день особого поминовения умерших родственников и близких людей – состоялся в марте, перед Масленицей и постом, 2-го числа. Таким образом эта суббота и обрела свое название Мясопустной. Она – Вселенская, предшествует воспоминанию Последнего суда. В этот день стоит каждому верующему человеку являть свою милость усопшим христианам.
Традиции празднования Дмитриевской родительской субботы
Церковь не перестает твердить о том, что каждый верующий должен молиться об усопших, таким образом отдавая им свое почтение и уважение. Конечно же и для этого праздника отведены старинные поминальные народные традиции, о которых подробнее можно будет узнать далее в этой статье.
Данный церковный праздник, как и все другие имеет свои особенные традиции, которых стоит придерживаться в этот день. Такими традициями есть:
- Обязательное посещение могил, почивших родных (преимущественно родителей);
- Заказ службы панихид в церквях и на кладбищах;
- проведение заупокойных литий и поминальных трапез.
Посещать церковь на богослужение лучше всего вечером в пятницу, в качестве пожертвования в этот праздник в храм предпочтительнее приносить разные продукты, такие как: хлеб, сладости, фрукты, овощи. Стоит знать, что в число нежелательных продуктов на пожертвование входят: мясо, крепкие спиртные напитки. Все, что верующие принесли в храм принято класть на заупокойный столик. Все эти продукты передаются малоимущим прихожанам и на нужды прихода. Таким приношением каждый сможет облегчить жизнь нуждающихся людей, которые в этот день находятся на службе в храме, а для себя попросить о прощении грехов, в такой великий день все просьбы и молитвы будут услышаны. После приношения еды, принято слушать молитвы, ставить свечи за упокой и поминать усопших.
Конечно же, может быть такое, что человек не может в этот день посетить храм или кладбище, то достаточно просто помолиться об упокоении почивших, домашняя молитва будет очень кстати.
Все верующие в этот день придерживаются традиций и поминают всех погибших в годы войны, и конечно же своих усопших родственников.
Согласно традициям, после того, как христиане отстояли службу в церкви и помолились они могут, отправится на кладбище, для того, чтобы проведать могилы усопших родственников.
Издавна люди ходили на кладбище к родственникам перед такими большими церковными праздниками, как: Масленица, Троица, Покрова Пресвятой Богородицы и день памяти Димитрия Солунского. Именно последний праздник почитается в народе больше всего.
Конечно же существует большое количество молитв об усопших родителях, почивших детях, для вдовы и вдовца, об усопшем христианине.
В канун Дмитриевской субботы, а именно в пятницу православная церковь каждый год служит великую панихиду «парастас». А на следующее утро в праздник день начинается с заупокойной Божественной литургии, а после неё уже следует общая панихида.
Народные приметы. Когда лучше ездить на кладбище
Сегодня церковные служители говорят, что для усопших гораздо важнее поминальная служба в этот день, нежели посещение их могил на кладбище. Из этого понимаем, что в православии главное отстоять службу в храме в родительскую субботу.
Церковь утверждает, что православным первым делом необходимо проникнуться верой к Богу и душою вникнуть в богослужение, выслушать проповеди и молитвы. Проповедь для верующего человека очень важна, так как именно она помогает собраться с силами в любых жизненных ситуациях и поверить в Бога.
В родительскую субботу не стоит оставаться дома, а лучше всего пойти в храм, для того, чтобы попросить о прощении грехов для усопших близких, а только после этого уже посетить кладбище.
Принято придерживаться таких поминальных примет в этот день:
- Человек обязан прийти на кладбище в трезвом виде;
- В тот момент, когда пришедший на кладбище будет находиться рядом с могилой усопшего, он должен помнить о том, что ни в коем случае нельзя обсуждать какие-то личные проблемы или жизни в целом, разговоры такого плана на кладбище совершенно не уместны;
- Категорически запрещается уносить с собою что — то из кладбища. Из — за такого поступка человек сам притянет негатив в свою жизнь, взяв на себя большое количество негативной кладбищенской энергии;
- Мобильные телефоны должны быть отключены, разговаривать на повышенных тонах, ругаться и тем более смеяться категорически запрещено;
- Так же не правильным будет решать какие — то финансовые вопросы, даже просто достать деньги из кармана, будет крайне неуместно;
- После того, как человек выйдет из кладбища, ему обязательно необходимо помыть руки и ополоснуть лицо водой;
- Наиболее подходящие дни для посещения кладбища — это родительские дни после службы в храме. Но также стоит помнить, что есть дни, в которые категорически не стоит ходить на кладбище — это рождественский день.
По мнению православия, жизнь усопшего продолжается и после смерти, именно поэтому поминание усопших есть такой важной традицией. В день Рождества не рекомендуется ходить на кладбище, по той причине, что это праздник, посвященный земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы, и для молитв о мертвых он не подходит.
Именно такое отношение и сохранение традиций просит православная церковь, сохранения такого рода праздником, поможет людям верить в собственные сохранять свою веру в Бога. Надеемся, что данная статья помогла разобраться в истории возникновения праздника — Дмитриевской субботы, рассказала об особенностях традиций и запретов в этот день.