0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое годовое поминание

Что такое годовое поминание

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.

Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.

Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Ещё статьи о поминовении умерших:

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

Православные обряды по усопшим:

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Как правильно организовать годовщину смерти

Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?

Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.

После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:

  • предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
  • входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
  • традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
  • суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.
Читать еще:  Родительская молитва за детей

Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.

Поминальная трапеза

После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.

На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.

Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.

Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.

Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.

Частые вопросы о годовщине смерти

Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.

  • Когда организовывать поминки?

В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.

  • Как одеваться на поминки?

Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.

Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.

  • Что принести в храм на панихидный столик?

Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.

Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.

  • Что готовить или заказывать на поминальный обед?

Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.

Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.

Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.

  • Кого звать на годовщину смерти?

Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.

Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.

  • Что делать, если с поминок остается еда?

Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.

  • Что делать с суеверными родственниками?

В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.

Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.

Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.

  • Если годовщина припала на пост

Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.

Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.

Православный Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость » г. Канаш ЧР Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Главное меню

Православный календарь

О церковных записках

О церковных записках

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка , в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например:«прот. Александра», «прот. Владимира», «иерея Сергия».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося».

Читать еще:  Продукты в церковь на поминальный стол

Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии – приготовительной части Литургии («проскомидия» – по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Что такое «заказная обедня»?

– Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание, которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

«Сорокоусты, — писал святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. — Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

– Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей
(непраздной) матери – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

О здравии в нашем храме можно заказать:

Сорокоуст;

Годовое и полугодовое поминание;

Молебен с акафистом.

Годовое и полугодовое поминовение;

Почему у церковных записок разная стоимость?

– Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей.

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

Читать еще:  Суббота перед пасхой что нельзя делать

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

Приложение «Валаам»

Зимняя война: НАКАНУНЕ

Ровно 80 лет назад, суровой зимой 1939/40 годов, была перевёрнута одна из самых драматичных страниц в истории Валаамского монастыря и нашего архипелага. Всем островитянам против воли пришлось покинуть родной полуразрушенный дом, в котором многие из них прожили большую часть своей жизни.

Конные обозы и караваны грузовиков один за другим уходили по льду Ладоги на север и северо-запад. Что же произошло?

Праздник святителя Афанасия Александрийского

Открытие пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

30 января 2020 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылось заседание пленума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Фотографии: фотослужба Патриархии.

Конференция «Прославление и канонизация святых»

28 января 2020 года в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве на XXVIII Международных Рождественских образовательных чтениях под председательством Игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия прошла конференция «Прославление и канонизация святых».

Фоторепортаж Дмитрия Ерохина.

Собеседование архиепископа Феогноста с насельниками обители

24 января 2020 года Московское подворье Валаамского монастыря посетил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност, который отслужил Божественную литургию и вместе с Игуменом обители епископом Панкратием провел собеседование с насельниками монастыря. По обычаю, собеседование прошло в конце января, так как в Валаамском монастыре есть традиция — совершать иноческие и монашеские постриги в Великий пост.

Фотографии Дмитрия Ерохина.

Праздник Крещения Господня

Великое освящение воды

Лариса Яковлевна Кравчик

3 января 2020 года упокоилась о Господе старейший экскурсовод Паломнической службы Валаамского монастыря Лариса Яковлевна Кравчик.

Рождество Христово

Отпевание и погребение Василия Фокина

Видео

Мобильное приложение «Валаам»

Мобильное приложение «Валаам» теперь доступно для iPhone и iPad.
Скачивайте по ссылке в Apple Store:
https://apps.apple.com/ru/app/%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC/id1457201692

Приложение «Валаам» включает в себя 3D-тур с панорамами и картой по острову, полный православный молитвослов и календарь.

Впервые в одном приложении присутствуют более семисот 360-градусных высококачественных панорам, благодаря которым можно увидеть нынешний Валаам таким, какой он есть сейчас. Виртуальный тур по острову включает в себя также различную справочную информацию: от простых текстовых заметок до аудиоэкскурсий и видеосюжетов, прикрепленных к соответствующим объектам внутри тура.

Путеводитель привязан геометками к территории Валаамского архипелага, и в любой момент можно определить свое положение на острове и понять, какие объекты рядом вы хотели бы рассмотреть или посетить.

Одним из главных разделов приложения является полный православный молитвослов, в который входят не только утренние и вечерние молитвы, но и Библия, Псалтирь, акафисты, каноны и всевозможные прошения ко Господу и Божией Матери на разные случаи жизни. Тексты представлены в двух вариантах, на русском и церковно-славянском языках. Здесь же собрана уникальная база богослужебных текстов, которая пригодится священнослужителям, чтецам, певчим, уставщикам и регентам. Также в приложении очень удобно интегрирован православный календарь, содержащий привычную информацию о праздниках и краткое душеполезное слово на каждый день.

Приложение дает возможность скачать его основные разделы на мобильное устройство, и работать с ними без подключения к сети Интернет.

Церковная записка — какие они бывают?

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим — блаженный и безмятежный Рай!

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении , (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) — простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна — где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении .

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем , если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии , если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела ). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых . Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших . Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – это когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш восстанавливающийся Свято-Троицкий Воскресенский храм.

С уважением, священник Димитрий Синявин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector