3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое поминовение на год

Что такое поминовение на год

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении», после чего крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заздравной и заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.

Касаясь дополнительных сведений о человеке, упоминаемом в записке, нужно сказать следующее. Единственное, что нужно знать совершающему проскомидию священнику, — это имя христианина, данное ему при крещении или (для монахов) при постриге, а также священный сан или степень монашества, если таковые имеются.

Многие, правда, указывают в своих записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. (отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий, болящая), закл. (заключенный, заключенная), пут. (путешествующий, путешествующая), уб. (убиенный, убиенная).

Православная Церковь не приветствует такого обычая, но и не возбраняет следовать ему. Не указываются в записках фамилии, отчества, мирские звания и титулы, степени родства. Не стоит писать «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «О упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленный».

Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами (так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан), в том числе молебен (о живых) и панихида (об умерших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки и продают свечи.

Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.

Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и святым. Так, например, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», к святому мученику Вонифатию, праведному Иоанну Кронштадтскому помогают от недуга винопития; святитель Николай Чудотворец является покровителем путешествующих, помогает выдать дочерей замуж, вообще скоро отзывается на различные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стратилат, Иоанн Воин, благоверный князь Александр Невский и другие, а также Иоанн Предтеча покровительствуют православным воинам; в болезнях мы прибегаем за помощью к великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану; название же многих икон Божией Матери (например, «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Умягчение злых сердец», «Млекопитательница», «Милующая», «Скоропослушница», «Целительница», «Неопалимая Купина», «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на смирение») говорит о том, что Она — наша усердная Заступница пред Богом в различных нуждах.

В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.

Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена обычным порядком.

Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай).

В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших сродниках.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Поминание о Здравии и Упокоении на Проскомидии

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ


Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Как правильно написать записку смотрите здесь.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Читать еще:  Поминальные дни у католиков

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.

Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.

Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Ещё статьи о поминовении умерших:

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

Православные обряды по усопшим:

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Как правильно организовать годовщину смерти

Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?

Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.

После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:

  • предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
  • входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
  • традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
  • суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.

Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.

Поминальная трапеза

После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.

На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.

Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.

Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.

Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.

Частые вопросы о годовщине смерти

Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.

  • Когда организовывать поминки?

В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.

  • Как одеваться на поминки?

Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.

Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.

  • Что принести в храм на панихидный столик?

Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.

Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.

  • Что готовить или заказывать на поминальный обед?

Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.

Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.

Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.

  • Кого звать на годовщину смерти?

Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.

Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.

  • Что делать, если с поминок остается еда?

Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.

  • Что делать с суеверными родственниками?
Читать еще:  Ребенок не запоминает стихи

В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.

Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.

Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.

  • Если годовщина припала на пост

Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.

Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.

Православный Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость » г. Канаш ЧР Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Главное меню

Православный календарь

О церковных записках

О церковных записках

В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги.

Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон.

Церковная записка , в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Как правильно написать в храме записку?

– Вверху записки надо изобразить восьмиконечный крест, затем надписать ее – «О здравии» или «О упокоении». Далее крупным разборчивым почерком надо перечислить в родительном падеже полные имена (обычно 10–15 имен), данные при Крещении, тех людей, за которых просят молитв. Имена должны быть написаны в церковной форме, например, не Ивана, а Иоанна; не Семена, а Симеона; не Ульяны, а Иулиании. Имена детей тоже надо писать полностью, например, «Сергия», а не «Сережи». Имена священнослужителей пишут первыми, перед именами указывают сан, полностью или в понятном сокращении, например:«прот. Александра», «прот. Владимира», «иерея Сергия».

До какого возраста ребенок младенец, отрок? Как правильно отражать это в записках?

– До 7 лет ребенок – младенец, с 7 до 14 лет – отрок. Это и указывается сокращенно перед полным именем ребенка при написании записок. Например: «мл. Сергия» или «отр. Евгения».

Можно ли писать в записках «заблудшего», «озлобленного»?

– К имени поминаемого в родительном падеже допускается включение слов: «младенца», «отрока» (для детей), а также: «воина», «болящего», «путешествующего», «заключенного», «учащегося».

Не пишут: «страждущего», «озлобленного», «скорбящего», «девицы», «вдовицы». В заупокойных записках следует отметить «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату), «убиенного», «воина». К именам священнослужителей добавляют сан и пишут их в начале записок.

За кого нельзя подавать записки?

– Записки в храме нельзя подавать за тех, кто не является членом Православной Церкви: за некрещеных, инославных (католиков, протестантов, армян), иноверцев (мусульман, иудеев, буддистов и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены.

Как происходит поминовение по запискам на проскомидии?

– Во время проскомидии – приготовительной части Литургии («проскомидия» – по-гречески «приготовление»), за тех людей, имена которых написаны в записке, священник вынимает частицы из просфор и в конце Литургии опускает эти частицы в Святую Чашу, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Совершением этого священнодействия душам поминаемых по запискам людей подается благодать Святого Духа.

Что такое «заказная обедня»?

– Обедней в народе называют Литургию. Заказной обедней называют поминовение по запискам во время Литургии. Такие записки прочитываются на проскомидии, на ектении (поминовении во всеуслышание, которое обычно совершает диакон) и на молебне (или панихиде).

Можно ли писать в записках имена, которых нет в православном месяцеслове, например, Егор?

– В записках пишут только те имена, которые даны при Крещении. Как правило, Егор в Крещении принимает православное имя Георгий.

Что такое сорокоуст и как его заказать?

– Сорокоуст – это сорокадневное поминовение о здравии или о упокоении во время Литургии с выниманием частицы из просфоры за того человека, о котором просят молитв. Сорокоуст можно заказать в свечной лавке храма только за крещеных православных христиан.

Как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина, часто даже в самый день отпевания. Это церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства (суд) после отшествия из тела.

«Сорокоусты, — писал святой Симеон Солунский, — совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу. — Ред.) Судии, был восхищен на облащех, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются не только об упокоении, но и о здравии, особенно тяжелобольных.

Что такое годовое, полугодовое поминовение?

– Кроме записок об однодневных поминовениях, в храмах и монастырях принимаются также записки о ежедневном поминовении живых и усопших христиан в течение длительных сроков: на месяц, на 40 дней (сорокоуст), на полгода, на год, на несколько лет. Длительное поминовение бывает «с частицей» (когда каждый день в течение всего срока на проскомидии вынимается частица из просфоры) или «без частицы» (в этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия храма или монастыря в течение указанного срока за каждым богослужением молятся об этих людях).

Что такое вечное поминовение?

– Это поминовение в течение всего времени, пока существует монастырь.

Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?

– Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Следует подавать записки о здравии плодоносящей
(непраздной) матери – это будет полезно и для нее, и для ребенка. Будущей матери необходимо посещать храм, и не просто посещать, а исповедоваться и причащаться.

О здравии в нашем храме можно заказать:

Сорокоуст;

Годовое и полугодовое поминание;

Молебен с акафистом.

Годовое и полугодовое поминовение;

Почему у церковных записок разная стоимость?

– Различие цены записок отражает лишь разницу в сумме пожертвования на храмовые нужды, а потребности храма значительно выше, когда он восстанавливается или нуждается в ремонте. Это же можно сказать и о стоимости свечей.

Как поминают умерших на годовщину со дня смерти

Поминание усопших – традиция характерная для многих верований. В соответствии с религиозными учениями люди, умирая, не исчезают навсегда, а переходят на другой уровень существования. Главные поминки происходят после смерти человека в день его похорон, также принято вспоминать умерших в день их рождения и на годовщину гибели.

Зачем поминать усопших

Согласно православной традиции после смерти жизнь человека не заканчивается. И если на земле срок ограничен, то после гибели душу ждет вечное существование. Попасть она может в рай или ад. То, какой будет жизнь души, зависит от двух факторов:

  • деятельность человека на земле, его поступки, решения, отношения к Богу;
  • молитвы других людей за усопшего после его смерти.

Второй пункт и есть поминки. Вопреки распространенному мнению это не застолье, на которое приглашаются все знакомые, хотя оно и не запрещается. В первую очередь поминание предполагает молитвы за душу умершего, позитивные воспоминания о нем.

В Библии говориться, что окончательная судьба души будет определяться не после его смерти, а в день страшного суда – второго пришествия Иисуса. Так как умерший уже не может повлиять на свое будущее путем правильных поступков и веры, за него это делают близкие.

История возникновения дней поминовения

В России самая распространенная религия – православие, хотя допустим выбор любого верования. Поминки, представляемые большинством людей, это сочетание традиций нескольких культур. С точки зрения православия в годовщину надо молиться за душу усопшего, но чаще люди просто посещают кладбище, а затем собираются за столом.

Согласно принятым правилами поминают только крещенных людей, те кто не прошел обряд – не имеют отношений с Богом. Нельзя также молиться за самоубийц, еретиков и неправославных. Далее рассмотрим, если прошел год со дня смерти, как поминать крещеного человека.

Что делать в этот день

Годовая годовщина смерти – день, с которого начинается вечная жизнь души. Есть определенные рекомендации, связанные с проведением этой даты. Во-первых, проводить поминки стоит в узком семейном кругу, приглашать большое количество людей на годовщину не принято. Во-вторых, следует посетить кладбище, допустима организация небольшой службы. В-третьих, накрывается стол. Если годовщина смерти 1 год, вопрос, когда и как поминать беспокоит близких верующих людей.

В отношении каждого из описанных пунктов есть строгие рекомендации. Но то, насколько им люди следуют, зависит от уровня посвященности семьи. Главное, что не должны делать гости – давать рекомендации и наставлять родных усопшего. Поминки организуются определенными людьми и так, как они считают нужным. Год после смерти – сакральная дата во многих религиях, но лишь в христианстве прописаны строгие ритуалы и принципы.

Посещение кладбища

Визит на кладбище в годовщину смерти – важный пункт, перенести поездку можно только в случае серьезных причин:

  1. Плохие погодные условия – дождь, метель, паводки.
  2. Нахождение в другом городе – командировка или переезд.
  3. Болезнь или плохое самочувствие.

Даже при всех вышеуказанных причинах стоит спланировать ранний визит незадолго или в кратчайшее время через год со дня смерти.

Непосредственно на кладбище принято навести небольшую уборку на могиле, убрать сорняки или расчистить снег, в зависимости от времени года. С собой стоит взять новый венок или корзинку. Живые цветы (православная традиция) тоже кладут, но при условии регулярного ухода за могилой, так как их потом надо собирать. Многие семьи привозят на кладбище алкоголь, конфеты и другую еду, частично оставляют на могиле – это характерно для язычества.

Если на кладбище планируют придти не только близкие родственники, то убрать могилу лучше заранее. В частности, стоит периодически красить изгородь, если она есть, следить за наличием земли. Табличка на памятнике должна хорошо читаться.

Раздача милостыни

Одна из забытых традиций – раздача милостыни. Спустя год после смерти следует сделать так, чтобы большее количество людей с позитивом вспомнили об усопшем. Для этого можно:

  1. Отдать старые вещи покойного нуждающимся знакомым, например, часы мужа или одежду мамы.
  2. Сделать пожертвование в пользу храма или какого-либо социального учреждения – дома престарелых, интерната.
  3. Раздавать еду и сладости просителям у церкви.

Милостыня предполагает, что люди, получившие тот или иной дар, добрым словом помянут покойного. Не обязательно, чтобы все читали молебен, достаточно позитивного благодарственного предложения.

Читать еще:  Суббота родительская поминовение

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Христианские традиции предписывают живым молиться об усопших. Считается, что при продолжительном упоминании могут быть прощены даже серьезные прегрешения. В связи с этим первое, что заказывается в церкви – заупокойная служба.

При желании можно заказать сорокоуст – поминовение в течение сорока дней до божественной литургии. В рамках него ежедневно священник упоминает имя усопшего в процессе службы. Поставить свячу в церкви в память об умершем – знак уважения к его душе, у мусульман такое не принято.

Что такое панихида

Панихида – церковный ритуал, направленный на то, чтобы показать любовь человеку, покинувшему землю. Она проводится в храме и предполагает определенный набор действий:

  • приобретается несладкая выпечка или фрукты;
  • продукты приносятся в церковь вместе с запиской, на которой указаны имена всех усопших родственников;
  • имена заполняются на специальном бланке, выдаваемом в церкви;
  • все принесенное кладется на специальный стол, как на обед, и в течение пятнадцати минут вокруг него совершается молитва.

Нельзя приносить на стол сладости и спиртосодержащие напитки. Считается, что в момент панихиды душа умершего приходит в церковь и становится рядом с семьей около стола.

Подобную церемонию принято проводить в специальные дни – родительскую субботу, Радоницу, а также в поминальные дни – годовщину смерти или годину, как она еще называется. Но не запрещено заказывать панихиду и в любой другой день. Бог отпустит душу, если к ней пришли родственники и молятся за нее, а также учтет это при определении вечной судьбы.

Панихида проводится после утренней службы и является платной услугой. Стоимость зависит от конкретной церкви, поэтому цену следует узнавать на месте.

Поминки в кафе

Последние годы поминки принято организовывать в кафе. С одной стороны, это освобождает хозяев от хлопот по приготовлению пищи и уборки дома перед приходом гостей, с другой требует определенных организационных задач. К рекомендациям по проведению поминок в кафе относятся:

  1. Заранее забронировать несколько столов или даже небольшой зал.
  2. Предупредить администратора, что будут поминки, а не праздник.
  3. Согласовать меню. Если кафе не готово сделать специальные блюда, договориться на то, что они будут принесены с собой (например, кутью надо освятить дополнительно в церкви).

Альтернатива кафе, при которой также можно избежать готовки – заказ блюд на дом. В больших городах есть множество компаний, занимающихся кейтерингом, в некоторых даже можно заказать специальное поминальное меню. Такого обязательного обычая, как проведение поминок дома у умершего – не существует.

Кого приглашать

Если на похороны принято звать всех, кто хотел бы почтить память усопшего, то годовщина смерти – более закрытое мероприятие. На него в большинстве случаев приглашаются только родственники и близкие друзья. Список гостей определяет организатор.

Даже если человек, которого не звали, пришел сам – допустимо его не приглашать за стол, отвести в сторону и попросить уйти. Такой поступок не будет считаться оскорблением памяти усопшего. Особенно учитывая то, что поминки предполагают в первую очередь молитвы, а не прием пищи.

Есть определенные рекомендации и по рассадке гостей. В первую очередь места выбирают ближайшие родственники (мать, отец, дети), затем более далекие присаживаются к тем, с кем состоят в родстве. Друзья сажаются по старшинству. Стоит отметить, что это правило редко соблюдается.

Меню в годовщину смерти

Еда на поминках должна быть скромной и не очень обильной. Предпочтение отдается блюдам, которые любим усопший. Православная церковь выступает против большого количества пищи, так как главное – это молитвы за человека.

Меню на поминки составляется в соответствии с предпочтениями организаторов. К принятым на годину блюдам относятся: кисель, кутья и блины. Также христиане, как правило, готовят что-то с рыбой. К иным вариантам того, что подавать, относятся:

  • свежие салаты со свеклой – винегрет или тертый овощ с чесноком;
  • закуски в виде квашеной капусты, соленых огурцов;
  • нарезки из сыра, мяса, если покойный не был веганом.

В качестве горячих блюд чаще запекают курицу или индейку. Гарнир подбирается любой – картофель, овощи. На столе должен присутствовать и десерт в виде конфет, пирогов фруктов.

Из меню важно исключить шампанское, так как оно предназначено для праздничных мероприятий. Из алкоголя допустимы крепкие напитки, хотя церковь против присутствия любых спиртосодержащих продуктов.

В рамках поминок следует вспоминать хорошие дела усопшего на земле, его позитивные черты характера. Веселые истории и случаи также не запрещаются, а вот говорить плохо о покойном в этот день, как и в любой другой, нельзя.

Как правильно одеться

Одежда на поминки играет не решающую, но важную роль. Следует отдавать предпочтение темным тонам и закрытым фасонам. Ограничения не такие жесткие, как дресс код на похороны, но блестки, яркие цвета, открытая обувь и глубокие вырезы будут неуместны.

При планировании поездки на кладбище стоит учитывать погодные условия. Так как оно часто расположено на открытой местности, лучше одеться тепло. Женщинам нужно позаботиться о наличии головного убора в виде косынки. Она потребуется при посещении церкви.

Поминальная речь

Поминки – не шумное застолье, а тихое семейное мероприятие, посвященное умершему человеку. Следовательно, нужно молиться за душу усопшего и вспоминать его добрым словом. Также принято произносить поминальную речь, она направлена на близких умершего. Структура обращения такая:

  • указание имен и родственной связи тех, к кому обращена речь;
  • слова скорби;
  • описание положительных качеств умершего родственника или друга;
  • жизненные достижения и успехи покинувшего мир человека;
  • слова соболезнования близким.

Речь должна быть искренней, идти от сердца. В большинстве случаев на годовщину ее готовят друзья, обращаясь к родственникам. Поздний помин – это поддержка родных с указанием хороших черт умершего.

Как почтить покойного самостоятельно

Допустимо и самостоятельное поминание человека, то есть без привлечения церкви и священнослужителей. Для этого следует дома в годовщину читать молитвы, например, Псалтирь. Во-первых, устав указан во всех церковных изданиях, во-вторых, между псалмами есть молитвы, в которые включаются имена усопших.

Не всех людей можно отпевать в церкви. Запрет распространяется на тех, кто добровольно расстался с жизнью, а также крещеных, но не воцерквленных людей. К таковым относятся те, кто не ходил регулярно на службу, не совершал причастие. Но у любого правила есть исключения, поэтому стоит уточнять относительно конкретного человека в своем приходе.

Мнение православной церкви

Православная церковь поддерживает идею поминок в годовщину смерти человека, но отмечает, что очень многие традиции и каноны людьми нарушаются, что искажает главные принципы. Родственникам стоит помнить, что важнейший момент – молитва за усопшего, а не застолье и даже не уборка на могиле. Оба этих аспекта также играют роль, но не главную.

Священнослужители часто указывают на то, что поминки не предполагают употребление алкоголя. Люди объясняют наличие на столе водки и других крепких напитков желанием заглушить горе от потери. С одной стороны, это логично, а, с другой – не имеет ничего общего с православными традициями и трактуется как кощунство. В память об усопшем нужно заказывать службу, молится, а не произносить тосты.

В целом представители духовенства отмечают, что современные поминки в годовщину смерти – это сочетание христианских и языческих традиций, существовавших на Руси еще до ее крещения. В связи с этим отношение церкви ко многим ритуалам неоднозначное, а к некоторым остро негативное. Семье стоит заранее решить, будут ли поминки проходить по православным традициям или по принятым в обществе канонам.

Годовщина смерти – это один из поминальных дней, указанных в христианских книгах. Считается, что с него начинается вечная жизнь души. В дату принято молится за усопшего, посещать кладбище, церковь и накрывать стол. Мероприятие носит узкий семейный характер и не предполагает приглашение малознакомых людей.

Церковная записка — какие они бывают?

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим — блаженный и безмятежный Рай!

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении , (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) — простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна — где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении .

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем , если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии , если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела ). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых . Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших . Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – это когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш восстанавливающийся Свято-Троицкий Воскресенский храм.

С уважением, священник Димитрий Синявин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector