1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит не упоминать всуе

Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»

Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.

Значение и происхождение слова «всуе»

Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.

Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.

Употребление

Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).

На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.

Библейская заповедь

Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.

Еще о Заповедях:

Происхождение фразы

События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.

Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.

Понимание священных слов

Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.

Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:

  1. Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
  2. Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».

Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.

Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.

Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.

Поминание Господа всуе

Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.

Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:

  1. Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
  2. Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
  3. Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.

Как и когда употреблять имя Его

Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:

  • прославляя и восхваляя Господа;
  • во время молитвенного обращения к Нему;
  • уповая и благодаря Его;
  • крестясь и исповедуя Создателя;
  • собираться во имя Его;
  • проповедуя Слово Божие;
  • творя чудеса именем Бога.

Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.

Что значит Всуе: размести имя Божие в сердце

Часто бывает так, что некогда популярные слова и выражения выходят из употребления, и мы начисто забываем их первоначальный смысл. Например, что значит «всуе»? Сейчас мы это разберем.

Значение слова

Слово это устаревшее, в обыденной жизни его редко можно услышать. Разве что по телевизору в специализированных передачах, или в фильмах на религиозно-историческую тему.

Происхождение

А между тем, раньше, когда человек был ближе к Божьим книгам, слово «всуе» было у всех на слуху. Хотя оно и имело религиозный оттенок, его произнесли и во вполне обыденных житейских ситуациях. Всуе значит «напрасно», «зря».

Например, «Будь зело (весьма) старателен и усерден в трудах своих, дабы не всуе (напрасно) изнурять жизнь свою».

«Зело» любили это словечко и классики отечественной литературы, придавая ему иронический смысл. Николай Васильевич Гоголь писал в своих «Повестях»:

«Говорят, весьма недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут государственные постановления, и что священное имя его произносится решительно всуе».

Корни слова «всуе» уходят в далекое прошлое, к старославянскому языку. И оно обнаруживается не только в русском, но и в других родственных языках. Происходит от «в» и «въсоую». Этимология слова «суи» — «пустой», «тщетный», отсюда пошли и другие однокоренные слова: суетный, суета, суеверие и другие.

Значение понятия

Толковый словарь Ожегова трактует его смысл так: «ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)»

Эта трактовка ближе к собственно религиозному или православному пониманию древнего слова, согласно которому само упоминание Бога всуе считается греховным. И где впервые это понятие было употреблено: на городской ярмарке или в стенах храма, сказать сейчас трудно. Церковнославянский язык, служащий в наши дни языком православного богослужения, был создан еще Кириллом и Мефодием на основе южнославянских диалектов, главным образом сербского.

Не упоминай имя Господа напрасно

Как гласит Библия, на горе Синай пророку Моисею самим Господом были даны 10 заповедей на пятидесятый день исхода сынов Израиля из Египта. Библия не жалеет красок, описывая это знаменательное событие: гром гремел, блистали молнии, земля дрожала. Но шум разбушевавшейся стихии покрывал голос Господа, провозглашавшего эти Заповеди. Затем Бог начертал их на «Скрижалях свидетельства» и передал Моисею.

История фразы

Помимо широко известных положений: Я — Бог твой, не сотвори кумира, помни день субботний, не убий, почитай отца твоего и мать твою, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не желай дома и жены ближнего твоего, есть и такое — не беспокой Господа своего зря. Оно третья по счету.

Не упоминай имя Господа всуе — значение этой фразы не всегда понимают правильно. Чуть ниже мы разберем ее толкование, а для первого представления достаточно формулы «не произноси имени господа Бога твоего напрасно». Это очень важное утверждение, в его осмыслении содержится ключ для проникновения в сакральный смысл всех авраамистических верований, восходящих к патриарху семитских племен Аврааму (у мусульман Ибрахим).

В некоторых священных книгах обращение к Всевышнему вообще не используется. Первосвященник называл его лишь раз в год во время пасхального богослужения.

Канонический образ Авраама (Ибрахима) и требование трепетно почитать Творца отображены как в Новом и Ветхом Заветах, так и в священном Коране. Это положение закреплено во многих мусульманских хадисах и православных притчах.

Благочестивый человек, вспоминая имя Божие, говорит:

«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:7–9).

Толкование заповеди

Господа Бога нельзя не только ругать, но и вспоминать его в пустых разговорах и шутках. Святые писания требуют относиться к Нему с почтением и благоговением. Это имя обладает величайшей силой, в Новом Завете приведены многочисленные примеры, когда с его помощью Иисус Христос творил настоящие чудеса.

Именем Бога не разрешено также приносить клятвы и приносить обеты, разве лишь в исключительных случаях. Такое поведение людей обесценивает значение Бога в их жизни, приземляет его. Не следует обращаться к Господу мимоходом, не имея серьезного настроя для интимного общения с Всевышним.

Однако более точный перевод третьей заповеди «не произноси имени Господа напрасно», по мнению специалистов, будет немного другой, он гласит так: «не носи имя Господне лживо». И в него они вкладывают более глубокий смысл, чем просто запрет на случайное произношение.

Ортодоксальный раввин Джозеф Телушкин указывает:

«Более буквальный перевод «lo tissa» будет «Вы не должны нести», а не «Вы не должны брать», и что осмысление этого помогает каждому понять, почему заповедь приравнивается к другим, таким как «Не убивай» и «Не прелюбодействуй».

Почему нужно реже вспоминать Бога

Откровенно говоря, не только имя Бога нехорошо упоминать впустую, но и ничье другое. А люди грешны, они любят перемывать косточки своим ближним. Вспомним хотя бы пресловутых старушек — «божьих одуванчиков» — на скамеечках возле подъездов. Уж они-то успели обсудить всех: и правительство, и депутатов, и Зойку-торговку с третьего этажа. А послушать их, так все они очень набожны, с их уст то ли дело срываются словечки вроде: «Христа ради», «не приведи Господи», «Бог накажет», «Бог простит».

Вот это и означает упоминание о Всевышнем всуе!

Из-за частого и неумелого использования слова, как и вещи, имеют обыкновение изнашиваться и портиться. Если речь идет об одежде, обуви, машине, то здесь ничего страшного нет. Разбитое потрепанное «Ауди» можно заменить новеньким блестящим «Мерседесом». А чем заместить имя Господа? Нечем. Он един и вечен.

Бог у каждого верующего должно быть запечатлен в его сердце, и если его и следует поминать, то только в горячих и искренних молитвах. Ибо, как сказал Господь наш, Христос: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 15:11

Видео

Из этого видео вы узнаете, как протоиерей Дмитрий Смирнов со своим коллегой разбирают значение некоторых Божьих заповедей.

Смысл и значение Божьей заповеди «Не упоминай имя Господа всуе»

Значение слова «всуе»

Книги, использующиеся православной церковью, написаны на церковнославянском языке. Перевод богослужебных текстов недопустим, ведь церковнославянский язык, в отличие от русского, является одним из немногих богослужебных языков. Православные христиане не должны в угоду своей лени требовать перевода. Следует прилагать усилия, чтобы понимать смысл старинных слов, ведь они имеют максимальную емкость.

Происхождение

Слово «всуе» несколько столетий назад использовалось так же широко, как, например «паки» или «зело». Своими корнями это слово уходит в старославянский язык, созданный равноапостольными Кириллом и Мефодием, из которого произошел русский. Оказалось, что не только в русском, но и в иных родственных языках можно встретить это слово. Оно берет начало от «в» и «въсоую». По этимологии «суи» – «пустой», «тщетный». Отсюда произошли остальные однокоренные слова: суетный, суета и т. д.

Значение понятия

В толковом словаре Ожегова понятие «всуе» расшифровывается как «зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому-чему-н. уважаемому, высокому)». В православии упоминание имени Господа всуе – грех. Трактовка Ожегова наиболее приближена к православному пониманию слова «всуе». Когда и при каких условиях это слово было впервые произнесено узнать невозможно.

Видео «Толкование заповеди Божьей «Не упоминай Имя Господа всуе» церковнослужителем»

В этом видеоролике представлено объяснение фразы священнослужителем.

Библейская заповедь

Заповедь не упоминать имени Божиего всуе находится в Ветхом Завете. Она не отменена в наше время Нового Завета.

История фразы

В третий месяц после того, как народ Израиля был выведен из Египта через расступившееся Красное море, Господь сказал Моисею, что спасенный народ станет народом святым, если будет слушаться Бога и исполнять Его слова. Люди пообещали это, и Бог сошел на гору Синай в огне. Все видели огонь и дым, слышали глас Божий, гром и звук трубный. И дал Господь людям заповеди. Первые из них нам известны как «Десять заповедей». Заповедь не произносить Имени Божиего всуе является третьей по счету.

Толкование заповеди

Имя Бога – это сила. Люди должны относиться к нему почтительно, не использовать в своих праздных разговорах. Именем Господа совершалось и совершается множество чудес и исцелений. Всякий раз, когда человек призывает Господа, Он незримо откликается на зов своего ребенка. Важно понимать, к кому мы обращаемся, что вкладываем в свой призыв. Нельзя также забывать о второй части заповеди, обещающей наказание каждому, кто не будет ее исполнять.

Десять заповедей Божьих

Глубже понять заповедь помогает уточнение следующих фактов:

  1. Господь вездесущ. Он ближе к человеку, чем воздух в его легких.
  2. По мнению некоторых исследователей, точным переводом заповеди является наказ не нести имя Бога ложно.

По сути, заповедь уберегает человека не только от напрасного упоминания имени Бога вслух, но также мысленно и поступками.

Почему нужно реже вспоминать Бога

Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования. По словам святого апостола Павла: «…непрестанно молитесь». Имя Господа исцеляет, укрепляет, помогает в борьбе с помыслами, страстями, видимыми и невидимыми врагами. Но человек будет зарабатывать себе наказание и прогневлять Господа, если сделает Его имя словом-сорняком и будет бездумно вставлять его в любые предложения.

Небрежное упоминание Бога способствует потере страха Божия и благоговения. Избитое слово не оказывает на человека никакого влияния, ведь он сам его обесценил, сам перестал уважать и почитать своего Творца и Его имя.

Помнить Господа нужно всегда и непрестанно молитвенно взывать к Нему, прося помилования

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

В Библии есть множество толкований и указаний на правильное исполнение заповедей. Так, в книге Ветхого Завета: Второзаконие сказано бояться Господа, служить только Ему и клясться Его именем. Неисполнение клятвы, дача ложной клятвы именем Бога была нарушением закона, грехом. В Новом Завете (в Евангелии от Матфея) мы имеем полное пояснение заповеди из уст самого Господа Иисуса Христа. Он подробно растолковал людям, чтобы они ничем не клялись, ведь небо – престол Божий, а земля – Его подножие.

Имя Божие сильно и свято. Нельзя смешивать его с пустой болтовней. Каждый человек должен с благоговением к нему относиться.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что значит «Не произноси имя Господа всуе». Почему нельзя упоминать имя Господа всуе?

«Не произноси имя Господа всуе» – это слова, относящиеся к третьей из заповедей Божьих, указанных в Книге Исход. А также она изложена в Книге Второзаконие. Другой вариант этого высказывания: «Не произноси имя Господа напрасно». У этого выражения есть продолжение, в котором говорится, что того, кто это делает, Господь обязательно накажет. Как понимать эту заповедь? О том, что значит «Не произноси имя Господа всуе», будет сказано ниже.

Смысл выражения

Использованное в тексте заповеди наречие «всуе» в словаре снабжено пометками «устаревшее», «книжное», «относящееся к высокому стилю». Если говорить простым языком, то используется наречие «напрасно». То есть это слова-синонимы.

Согласно словарю «напрасный» значит:

  • тщетный;
  • ненужный;
  • бесполезный;
  • безуспешный;
  • лишний;
  • неосновательный;
  • бессмысленный.

Таким образом, если перефразировать изучаемое выражение «Не произноси имя Господа всуе» в соответствии с указанным значением, то можно сказать следующее: «Не нужно использовать имя Господне каким-либо бессмысленным образом, как нечто бесполезное и ненужное».

Если применить метод от противного, то можно выразиться и так: «Произносить имя Всевышнего можно лишь осознанно, имея искренние намерения, в полезном (нужном) контексте, с полезной целью».

В чем состоит нарушение 3-й заповеди?

Это нарушение запрета не произносить имя Господа Бога напрасно. Если говорить кратко, то под ним подразумевается:

  1. Использовать имя Божье в неподобающем контексте, без духовного смысла, без того, чтобы посвящать себя Богу.
  2. Произносить его, как ругательство или брань, желая зла кому-нибудь.
  3. Давать именем Бога ложную клятву, имея целью обман, вводить в заблуждение.

Это рассматривается как спекуляция именем Бога.

Разъяснения в Старом и Новом Заветах

По поводу смысла третьей заповеди «Не произноси имя Господа всуе» можно найти множество разъяснений в Библии. В ветхозаветные времена, когда клятва давалась именем Бога, это считалось гарантией ее правдивости. Так в книге Второзаконие имеется призыв: «Господа бойся, только ему служи и именем его клянись». В связи с этим ложная клятва с упоминанием имени Бога была нарушением рассматриваемой заповеди.

В Новом Завете Иисус также пояснял смысл заповедей. По поводу третьей из них в Евангелии от Матфея сказано следующее. «Не клянитесь совсем: ни небом, так как оно престол Божий; ни землей, так как она подножие его ног; ни Иерусалимом, так как он является городом великого Царя; ни своей головой, так как ни белым, ни черным не можете сделать ни одного волоса». Тем самым Новый Завет призывает вообще отказаться от клятв.

Подробнее о нарушениях

Нарушением заповеди «Не произноси имя Господа всуе» являются следующие действия:

  • Обещание, данное Богу и нарушенное. В Екклесиасте сказано о том, что, когда дается обет Богу, то нужно его исполнять без промедления, так как он не благоволит глупым. Поэтому предпочтительнее совсем не обещать, чем пообещать и не сделать.
  • Ложное пророчество, под которым подразумевается высказывание идеи, авторство которой приписывают Всевышнему. Это также нарушение заповеди, потому что святому имени Бога приписывают ложь.
  • Околорелигиозное пустословие, то есть упоминание в речи имени Божьего без имеющейся духовной подоплеки. Использование для связки речи таких слов, как: «О, Господи!», «Боже мой!», «О Боже!».
  • Недостойное употребление имени Всевышнего. Например, как магического заклинания или в различных гаданиях.
  • Богохульство, то есть возведение на Господа Бога хулы. Это подтверждает, например, эпизод из Евангелия от Матфея, когда иудеи пытались умышленно обвинить Спасителя в богохульстве, дабы предать его смерти. А также Стефану в Деяниях также было предъявлено ложное обвинение: «И научили они некоторых свидетельствовать: мы слышали, что он говорил слова хульные на Бога и на Моисея».
  • Пустословие во время обращения к Господу. В молитвах своих человек обращается ко Всевышнему, к святому имени, превозносит его. В целях соблюдения заповеди необходимо обращаться к Отцу небесному лишь с открытым и искренним сердцем. Молитвы не могут быть лицемерными, лживыми, заученными, произнесенными автоматически или прочитанными. В них не должно быть общих слов и пустословия. Из книги Исаии видно, что Бог против лицемерного поклонения. Там говорится: «Этот народ приближается ко мне лишь устами своими и чтит меня лишь языком своим. А сердце его отстоит далеко от меня, благоволение их есть изучение заповедей».

Другие нарушения заповеди

Среди нарушений указания свыше «не произноси имя Господа всуе» также есть и другие. Это:

  • Неоправданные действия. Когда человек называет себя христианином, но при этом поступает не так, как как в аналогичной ситуации поступил бы Иисус Христос, это и является использованием имени Божьего напрасно. Такое действие рассматривается как спекуляция на имени Господа Христа. В связи с этим в Новом Завете содержится призыв жить и совершать поступки, достойные звания христианина. Об этом сказано, например, в Послании Ефесянам апостола Павла.
  • Подмена имени Господа. Некоторые люди называют Всевышнего не его именем, а другими именами. Например, кто-то говорит, что Будда и Кришна – это также имена Бога. Но это то же самое, что называть Александра Евгением. Поэтому Господу не понравится, если ему в речи дают другие наименования.
  • Бесчестие имени Божьего, и хула на него в том, что ему посвящается, в том, как поступают со святынями Господними, с тем, что он назвал святым. В книге Левит есть следующие слова: «Господь сказал Моисею: «Передай Аарону и его сынам, чтобы они поступали осторожно со святынями сынов Израиля, дабы они не бесчестили моего святого имени в том, что посвящено мне».
  • Отвержение жертвы Иисуса Христа, умаление его личности и роли. Тем самым нарушается третья заповедь, так как отвергается имя Бога, с которым он открылся миру в качестве Спасителя.

Почему важно соблюдение третьей заповеди?

Имя Господа – это отражение его сущности, оно неотделимо от него. Когда оно употребляется напрасно, это можно рассматривать как его обесценивание, тем самым проявляется неуважение к самому Господу.

В Псалтыри сказано, что Бог свят и имя его свято. Святой – это значит предназначенный для особой цели. Всевышний не совместим с суетой и грехом. Когда святое имя упоминается всуе, Бог соединяется с грешной суетой.

А также имя Божье является доступом к его милостям, благословениям и благодати. Когда человек употребляет его напрасно, он тем самым лишает себя их.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:7

Свт. Евсевий Кесарийский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Здесь Сам Господь о другом Господе предлагает следующее. Сказав: Я Господь, Бог твой (Исх 20:5), Он затем говорит: Не произноси имени Господа, Бога твоего [напрасно], то есть второй Господь посвящает Своего служителя в тайну об Отце и Боге всяческих. По всему Священному Писанию ты можешь найти тьмы и тьмы подобных этим указаний, посредством которых Бог словно пророчествует о другом Боге и Сам Господь о другом Господе.

Доказательство в пользу Евангелия.

Свт. Григорий Палама

«Не возмеши имени Господа Бога Твоего всуе» (Втор. 5:11). Не клянись ложно по каким либо человеческим расчетам, по страху людей, или из стыда, или из личных выгод. Клятвопреступление есть отрицание Бога. Поэтому не клянись, но говори всегда правду. Говоря всегда одну правду, ты сообщишь словам своим силу клятвы. Если же когда либо случится тебе прибегнуть к клятве, чего, впрочем, нужно избегать, то, поклявшись сделать что либо согласное с законом Божиим, исполни это как долг свой, но в то же время обсуждай строго побуждения, кои довели тебя до клятвы, благотворением, молитвою, сокрушением духа и лишениями телесными умилостивляя Христа, рекшего: не клянись. Если же ты поклялся сделать что либо противозаконное, не совершай преступного для того только, чтоб сдержать слово: иначе ты уподобишься Ироду – пророкоубийце ( Мф. 14:7, 9). Но отвергнув беззаконную клятву, поставь себе за правило вовсе не клясться, и вместе с тем умилостивляй Бога за свой грех, с большим тщанием и со слезами врачуя себя вышеуказанными средствами.

Изъяснение десяти заповедей.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божие всуе.

О молитве.

Свт. Филарет (Дроздов)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Когда имя Божие произносится напрасно?

Имя Божие произносится напрасно, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

Какие грехи запрещаются третьей заповедью?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи:

Богохульство, или дерзкие слова против Бога; ропот на Бога, или жалобы на Его провидение; кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; невнимательность к молитве; ложная клятва, когда клятвенно утверждают то, чего нет; клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; нарушение обетов, данных Богу; Божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Что Священное Писание говорит о Божбе в разговорах?

В Священном Писании есть особое запрещение Божбы в разговорах. Спаситель говорит: Я говорю вам: не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:34, 37).

Запрещается ли клятва в делах общественных?

Клятва в делах общественных не запрещается. Апостол Павел говорит: Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву (Евр. 6:16-17).

Из этого следует заключить, что если сам Бог для твёрдости обязательства употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях по требованию законной власти употреблять клятву и присягу, с благоговением и с твёрдым намерением не изменять ей.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О третьей заповеди

Свт. Николай Сербский

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Неужели бывают такие, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

Вера Святых. Первый Божий Закон. Десять Заповедей, данных Моисею.

Прп. Никодим Святогорец

Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», – и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле.

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вторая заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо тот, кто произносит имя Господа Бога своего напрасно, не очистится. Имя Господа Бога нашего Иисуса Христа – Истина, ибо Он Сам сказал: Я есмь истина (Ин 14:6). Истина очищает, суета оскверняет. Поэтому тот, кто говорит истину, говорит от Бога, а кто говорит ложь, говорит от себя. Говорить истину означает разумно говорить, а говорить суетное – значит скорее шуметь, чем говорить. Действительно, так как вторая заповедь – это любовь к истине, то противоположность ей – любовь к суете. Истина говорит, суета грохочет.

…Говорят тебе: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, – не считай, что Христос есть творение, поскольку Он для тебя стал творением. Или ты презираешь Его, Который равен Отцу и одно с Отцом?

Проповеди.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

А что же сказать о хульных словах на… Господа? В настоящее время появилась особая отвратительная и гнусная ругань «в Бога!» В тюрьме мне не раз приходилось слышать эту кощунственную ужасную брань. На меня находило тогда какое-то оцепенение. Замечательно, что эти гнилые слова появились у нас именно теперь, в дни открытого безбожия. И за этими наглыми и безумными криками потерявших всякий вид человеческий, бесноватых людей, слышится взрыв дикой ненависти и неисправимой ожесточенности самого сатаны: он этим выражает всю свою злобу к Господу Богу, Творцу и Промыслителю мира. Однако пусть знают эти кощунники, что хоть они и не ведают, что творят, но без наказания они не останутся… И дай Господи, чтобы это наказание они потерпели еще здесь, на земле, и покаялись в своем безумии, и вошли туда, куда вошел сначала хуливший Бога, но потом раскаявшийся благоразумный разбойник.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Ориген

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Поскольку все мы предполагаем нечто о Боге, имея о Нем некое представление, но не все – то, что есть на самом деле, ибо редки и, надо даже сказать, реже редких те, кто во всем воспринимают Его святость, – мы благословенно научаемся, чтобы наше представление о Боге стало святым, чтобы мы увидели святость Его – Зиждителя, Промыслителя и Судии, избирающего и покидающего, приемлющего и отвергающего, удостаивающего дара и наказующего каждого по заслугам. Ведь в этом и подобном, можно сказать, проявляется собственное качество Бога, которое, как я считаю, называется в Писаниях «именем Божиим», и в Книге Исход: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

О молитве.

Лопухин А.П.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно

Вера в Господа, естество, вызывающее чувство почтения, благоговейного страха (Быт. 31:42), предполагает почтение, благоговейное отношение и к Его имени. Этого последнего и требует третья заповедь, запрещая профанирование – бесцельное, напрасное употребление божественного имени («напрасно» – евр. «шаве», – см. Иер. 2:30; 4:30; 6:29).

Читать еще:  Стих о родительской субботе
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector