1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молитва перед поминальной трапезой

Молитвы на поминальной трапезе

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш. и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (Трижды).

Слава, и ныне. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

И заупокойные тропари: Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея), Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый. Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея) упокой.

И ныне: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися душе его (ея).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшей рабы Твоея) имя (поклон). Елика в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, помилуй (поклон), и вечныя муки избави (поклон), и Небеснаго Царствия причастником (причастницей) учини (поклон), и душам нашим полезное сотвори (поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зряще мя безгласна, / и бездыханна предлежаща, / восплачите о мне, братие и друзи, / сродницы и знаемии: / вчерашний бо день беседовах с вами, / и внезапу найде на мя страшный час смертный; / но приидите вси любящии мя, / и целуйте мя последним целованием, / не ктому бо с вами похожду / или собеседую прочее; / к Судии бо отхожду, / идеже несть лицеприятия: / раб бо и владыка вкупе предстоят, / царь и воин, богатый и убогий / в равнем достоинстве: / кийждо от своих дел / или прославится, или постыдится. / Но прошу всех и молю, / непрестанно о мне молитеся Христу Богу, / да не низведен (низведена) буду по грехом моим на место мучения, / но да вчинит мя, идеже Свет животный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Плачу и рыдаю, / егда помышляю смерть, / и вижду во гробех лежащую / по образу Божию созданную нашу красоту, / безобразну, безславну, / не имущую вида. / О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство?/ Како предахомся тлению, / како сопрягохомся смерти?/ Воистинну Бога повелением, / якоже писано есть, / Подающаго преставльшемуся (преставльшейся) упокоение.

Затем иерей: Во блаженном успении рабу Божию (рабе Божией) имя, преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

В отсутствие иерея старший из мирян: Рабу Божию (рабе Божией) преставльшемуся (преставльшейся) вечная память.

Все: Вечная память (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

Главное меню

Документы

Поминальная трапеза (поминки)

Обычай этот, поминать умерших за поминальной трапезой, известен очень давно. Обычно поминальную трапезу устраивают родственники и близкие после похорон ( на 3-й день), на 9-й день, на 40-й день, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».

Начинать её положено с молитвы, кто-то из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед свечой или лампадкой , или совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином, или хотя бы прочитать 90-ый псалом, или «Отче наш».

В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).

В любые дни поминок читают молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш» .

Перед тем как приступить к очередному блюду, надо прочитать такую краткую молитву: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное»
или:
«Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное».

Перед последним кушанием в день погребения поется стихира «Зряще мя безгласна и бездыханна», слова которой «вчерашний бо день беседовах с вами» так трогательно соответствуют этой братской трапезе, в первый раз совершаемой в отсутствии дорогого брата. После стихиры возглашается Вечная память.

Если же поминальная трапеза устраивается в другие дни (в девятины, в сороковины, в годовщину смерти или день Ангела усопшего), то возглашается только Вечная память.

В конце стола попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память».

Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу: «Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

Первое блюдо поминальной трапезы – кутья (коливо). Это отваренные зёрна пшеницы или риса с мёдом (изюмом, курагой). Зёрна в данном случае – это символ воскресения, а мёд – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божием.

Если нет возможности осветить кутью в храме, то надо самим окропить её святой водой. Блины и кисель – традиционные поминальные блюда на Руси. Затем подаются другие блюда.

Если поминки совершаются во время одного из многодневных или однодневных (среда, пятница) постов, то необходимо соблюдать его требования. А во Время Великого поста поминки можно устраивать только в субботу или воскресенье. Поэтому, если они приходятся в будние дни, то надо их перенести вперед на субботу или воскресенье.

Пить спиртное на поминках нельзя! «Вино веселит сердце человека» (Пс.103,15), а поминки – не повод для веселья. Бывают случаи, когда это правило нарушают, и тогда, вместо того, чтобы вспоминать усопшего, его достоинства и хорошие дела, начинают говорить о посторонних вещах, спорить, или даже выяснять отношения.

Христианину, которого пригласили на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отказаться под достойным предлогом, чтоб не грешить, нарушая пост или винопитием.

По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы.

Читать еще:  Сегодня родительская или нет

Все молитвы, упомянутые в данном материале, могут читать миряне.

Поминальная трапеза

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Этот обычай описан еще у пророка Иеремии: у древних иудеев было обыкновение в утешение об умершем преломлять для них хлеб (см.: Иер. 16: 7). Словами преломлять для них хлеб пророк свидетельствует, что поминать умерших хлебом, а тем более с молитвами, – полезно для душ почивших.

Но вот как именно за обеденным столом поминать усопших родных? Что читать? Как себя вести? Трудные вопросы. Не случайно многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере.

В этой главе приводятся советы и пожелания по этому поводу различных людей, живущих по вере. Это не церковные правила, не Устав, а обобщенный опыт поминовения усопших.

1. Если поминки (третий, девятый, сороковой дни, годовщина)приходятся на время Великого поста, то в первую, четвертую и седьмую неделю поста родные и близкие усопшего никого не приглашают. Эти недели особенно строгие. Пусть за столом будут лишь самые-самые близкие: мать или отец, жена или супруг, дети или внуки.

Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого поста (то есть кроме первой, четвертой и седьмой), то они переносятся на ближайшие (предстоящие) субботу или воскресенье. Это называется встречным поминовением. Делается это потому, что праздничными днями Великого поста считаются субботы и воскресенья: только в эти дни совершаются Божественные литургии святителя Василия Великого (в субботу) и святителя Иоанна Златоуста (в воскресенье).

2. Если поминки приходятся на Светлую седмицу (первая неделя после Пасхи), то в эти первые восемь дней после Пасхи не читаются молитвы за усопших, не совершаются по ним панихиды. Вместо панихиды в Церкви поется Пасхальный канон.

Поминать усопших Православная Церковь разрешает со вторника Фоминой недели (вторая неделя после Пасхи): с этого дня в храме по усопшему можно заказывать сорокоуст, обедню, проскомидию и панихиду.

Дома келейно со дня Пасхи до вторника Фоминой недели по усопшему читают только Пасхальный канон. [3]

3. Не следует поминать усопшего за столом водкой или другими алкогольными напитками (даже если умерший человек и любил выпить!). Поминки – это дни скорби, усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Так неужели душе будет в том мире легче, если мы здесь будем услаждать себя вином?

4. За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости, бытовые проблемы.

5. Поминальная трапеза, которую устраивают родные и близкие покойного, – это своего родамилостыня для всех, кто на ней присутствует. Отсюда происходит желание хозяев угощать всех повкуснее, посытнее. Но нужно соблюдать постные дни, установленные Церковью. Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок в среду, пятницу, в дни длительных постов – постной, в мясоед – скоромной.

6. Перед поминальной трапезой читают 17-ю кафизму. Молитвы читают перед святыми иконами, перед зажженными лампадой или свечами. В это время с особой силой должно звучать прошение помиловать усопшего.

Между подачей очередных блюд читают такую молитву: «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный. Но приидите, вси любящие мя, и целуйте мя последним целованием: не ктому бо с вами похожду или собеседую прочее: к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия: раб бо и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равней достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу, да не низведен буду по грехом моим на место мучения, но да вчинит мя, идеже свет животный» (на русском языке: «Братья, друзья и знакомые, видя, как я лежу безмолвный и бездыханный, плачьте обо мне. Давно ли я беседовал с вами? И вот как скоро застиг меня смертный час. О, все вы, которые любили меня! Подойдите, отдайте мне последний поцелуй: больше мне уже не быть и не беседовать с вами, потому что я отхожу к Судии, у Которого нет лицеприятия, перед Которым предстоят наравне раб и господин, царь и воин, богатый и нищий, – все равны, и каждый за свои дела будет или прославлен, или посрамлен. Но прошу всех и умоляю: непрестанно о мне молитеся Христу, чтобы я не был за свои грехи ввержен в место мучения, но чтобы Он вселил меня туда, где свет жизни»).

Эту молитву читают или поют в третий, девятый и сороковой дни поминовения, когда еще живы и ярки в памяти родных все обстоятельства похорон. В дни годовщин и в родительские дни эту молитву, по обыкновению, уже не читают.

В любые дни поминовения читаются такие молитвы: «Слава, и ныне»; «Молитвами Рождшия Тя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба Твоего упокой»; «Богородице Дево».

В конце поминальной трапезы попросите у Бога за всех усопших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память»; «Вечная память» (трижды). Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил Свою последнюю трапезу: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим».

7. Непосредственно перед началом поминальной трапезы читают молитву «Отче наш» . Первым блюдом, которое по праву родства и близости к покойному сначала отведывают его ближайшие родственники и друзья, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы, смешанные с медом. Если пшеницы и меда нет, то используют отваренный рис с изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед или изюм – сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды.

Затем кутью понемногу отведывают все присутствующие. Подают ее, по обычаю, в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

После еды читают благодарственные молитвы: «Благодарим Тя, Христе Боже наш», «Достойно есть».

8. Самое главное – молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Может так случиться, что в доме ничего не останется, кроме воды и сухарей, не будет даже кутьи. Неужели поминовение будет хуже? Если не окажется в доме и молитвослова, то читайте те молитвы, которые знаете по памяти, обратитесь к Богу своими словами, лишь бы только воздыхание ваше за души умерших шло от сердца. Если же молитвослов есть, лучше молиться по нему, как приведено выше.

Молиться (принимать участие в чтении, пении молитв) нужно всем, кто собрался за поминальной трапезой, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).

Будем же помнить, что сердцеведец Бог судит не только дела, но и намерения. И если мы серьезны, если мы готовы потрудиться (а молитва есть труд!) ради упокоения душ наших усопших, если мы верим, что по нашим трудам молитвенным, по вере нашей и милостыне придет облегчение тем, за кого мы молимся, то Бог, будем надеяться, и услышит нас, ведь сказано Самим Спасителем: И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21: 22).

[3] Текст Пасхального канона можно найти практически в каждом православном молитвослове.

Читать еще:  Растение напоминающее о победе

Молитвы на поминальном обеде в кафе

ЧТО НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ ПЕРЕД ТРАПЕЗОЙ

В православной церкви говорят, что необходимо поминать умершего, прочитав перед началом обеда литию. Лития — это вид заупокойной молитвы, которая читается по умершему не только в храме, но и на кладбище и во время поминальной трапезы.

ТЕКСТ ЗАУПОКОЙНОЙ ЛИТИИ

Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды) Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари, глас 4-й

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), Спасе, упокой, сохраняя его во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих), яко Един еси Человеколюбец.

Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) упокой.

И ныне: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его (ея, душам их).

Господи, помилуй (40 раз).

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою, имярек, и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благ, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя, в Троице славимаго, верова: и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (той) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты един Бог милости и щедрот и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Или:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) имярек и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея, их) согрешения и невольная, возставляя его (ю, их) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ. Ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца, яко Ты еси Воскресение и Живот, и Покой рабу Твоему (рабе Твоей, рабом Твоим) имярек, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды). Господи, благослови.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего (рабы Твоея, души раб Твоих) имярек, в безконечныя веки, яко благ и человеколюбец, аминь,
Рабу Божию (рабе Божией, рабом Божиим) имярек, усопшему (усопшей, усопшим) вечная память, вечная память, вечная память.

И читаем трижды тропарь с поклонами:

Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего (усопшей рабы Твоея, души усопших раб Твоих) имярек (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Лития может читаться отдельно. Тогда начинаем ее словами: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

ТЕКСТ МОЛИТВЫ «ОТЧЕ НАШ»

Если у вас нет времени прочитать литию перед поминальной трапезой, можно ограничиться чтением «Отче наш». Мы приводим ниже текст молитвы.

  • Отче наш, Иже еси на небесех!
  • Да святится имя Твое,
  • да приидет Царствие Твое,
  • да будет воля Твоя,
  • яко на небеси и на земли.
  • Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
  • и остави нам долги наша,
  • якоже и мы оставляем должником нашим;
  • и не введи нас во искушение,
  • но избави нас от лукаваго.
  • Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
  • Аминь.

ПОМИНКИ В КАФЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Потеря близкого человека – это всегда тяжёлое испытание для родственников, ведь помимо горьких переживаний им приходится заниматься большим количеством мероприятий, в том числе организацией поминок.

Если вам необходимо провести поминки, компания «Поминальная трапеза» будет рада вам помочь! Вы можете провести мероприятие в одном из девяти залов:

  • Банкетный зал «Борисов» (ул.Будапештская 8, корп.4) 8-911-285-78-70
  • «Поминальная трапеза» (Гжатская, 9) 8-911-925-56-46
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Пятилеток 8, корпус 1) 8-981-151-37-38
  • «Поминальная трапеза» (Тореза, 95) 8-911-119-81-72
  • «Поминальная трапеза» (Наставников 34) 8-981-964-96-06
  • «Поминальная трапеза»(Ветеранов, 16) 8-981-172-72-02
  • «Поминальная трапеза» (15 линия Васильевского острова д.76) 8-981-124-24-52
  • «Поминальная трапеза» (Большой Сампсониевский пр-т.,80 ) 8-911-920-56-46
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Юрия Гагарина, 37 ) 8-911-157-09-78

Как только закончится траурная церемония на кладбище, ваши гости будут усажены в комфортабельные автобусы агентства и бесплатно доставлены в одно из этих заведений.
Для того достаточно будет сделать заказ меню на одного гостя не менее 1300 рублей.

Звоните по телефону (812) 920-56-46 – и вы будете избавлены от хлопот о поминальном обеде.

Мы также организовываем кейтеринг у вас дома, можем провести церемонию не только по православным, но и по другим обрядам

Организация поминальной трапезы

Традиция проводить поминальную трапезу присутствует почти во всех религиях и вероисповеданиях. Для близких поминки – это еще одна возможность попрощаться, вспомнить добрым словом и отдать дать уважения усопшему, а также помочь его душе приблизиться к Господу.

Когда и как проводится поминальная трапеза?

В православной религии поминальный обед считаются обязательным обрядом. Сама похоронная церемония включает в себя три поминальных трапезы: третий день после смерти, девятый и сороковой день. Далее поминать принято в годовщину смерти, в день рождения, а также в специальные дни поминовения, которые присутствуют в церковном календаре.

Первый ритуальный обед в день похорон традиционно наиболее многолюдный. Для его проведения обычно арендуется зал в кафе, на поминальную трапезу приглашаются в первую очередь те, кто принимал участие в организации погребения, помогал в сопутствующих делах, а также родственники, друзья, коллеги, желающие почтить память усопшего. Последующие поминки принято проводить в узком кругу самых близких людей.

По христианским традициям поминальная трапеза на кладбище не может проводиться. Религия вообще не допускает употребление пищи на могилах. Более того, перед обедом нужно провести обряд очищения. Наши предки после кладбища совершали омовение своего тела, меняли одежду, мыли дом и только после этого проводили поминки. Сегодня же эта традиция себя изжила, и очищение ограничивается лишь мытьем рук.

Читать еще:  Проповедь на поминовение усопших

Каким должно быть меню поминальной трапезы?

Христианский поминальный обед включает в себя множество блюд, но меню должно быть простым и строгим. На столе могут быть:

  1. Кутья (поминальная каша из пшеницы или риса);
  2. Горячий суп;
  3. Яйца;
  4. Котлеты;
  5. Голубцы;
  6. Отбивные;
  7. Мясная и сырная нарезка;
  8. Рыба;
  9. Салаты из овощей;
  10. Блины, оладьи, пироги, печенья.

Из напитков поминальную трапезу чаще всего сопровождают фруктовые компоты, соки, кисель. По желанию меню может быть урезано, если дата поминок приходится на пост.

Еду, оставшуюся после поминального обеда, принято раздавать пришедшим, чтобы они могли продолжить обряд поминания и дома. Меню поминальной трапезы в последующие дни может быть таким же.

Молитвы перед поминальной трапезой

Не стоит забывать, что поминальный обед – это не просто прием пищи и уж тем более не пиршество. Это обряд, направленный на помощь душе усопшего. Близкие могут помочь ему вымолить прощение грехов. Именно поэтому молитва должна сопровождать любую поминальную трапезу.

Какие молитвы перед поминальной трапезой стоит прочесть? Традиционно это «Отче наш» и домашняя молитва. В качестве первой молитвы перед приемом пищи обычно читают 17-ю кафизму.

Что можно и нельзя во время поминального обеда?

Поскольку поминальная трапеза является одним из похоронных обрядов, важно соблюдать несколько простых правил:

  1. Неуместны громкие разговоры, шутки, смех, пение песен;
  2. Не стоит говорить на посторонние темы, выяснять отношения с окружающими;
  3. Не принято делать фотографии во время поминальной трапезы;
  4. Есть нужно неспешно, отведать следует все блюда из традиционного поминального меню, имеющиеся на столе;
  5. Поминать усопшего допустимо лишь добрым словом;
  6. Желательно выключить мобильный телефон на все время проведения мероприятия.

Есть и определенные правила рассадки собравшихся. В первую очередь за стол вокруг пустого стула усаживаются самые близкие родственники. Дальше рассадка происходит по принципу близости отношений с усопшим. Женщины должны садиться рядом с мужчинами, но при этом супруги не могут сидеть вместе.

Где провести поминальную трапезу в Москве?

Поминальную трапезу в Москве можно провести в одном из пяти сотен кафе, ресторанов, банкетных залов, которые имеют большой опыт организации подобных мероприятий. Есть возможность выбора по меню, цене, местоположению, интерьеру и другим критериям. Например, это может быть любимый ресторан усопшего. Также поминки могут быть организованы в доме умершего человека.

Учитывайте, что далеко не все заведения общепита могут предложить традиционное меню для поминальной трапезы, также и персонал не всегда понимает специфику скорбных мероприятий. К тому же, в специализированных поминальных залах часто есть дополнительные услуги и удобства. Например, некоторые заведения бесплатно предоставляют автобус.

Не последнюю роль играет и местоположение. Обычно самым удобным вариантом становятся залы, расположенные рядом с крематорием или по пути с кладбища.

Как организовать поминальную трапезу?

Если вам нужна помощь с планированием поминок, обращайтесь в нашу ритуальную службу. Мы поможем решить все сопутствующие вопросы, выбрать удобное место, составить меню и организовать достойные проводы в последний путь. Заказать поминальную трапезу можно по круглосуточному телефону 8 (499) 410-00-00

Молитва перед поминальной трапезой

С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа упокоения умершего и дарования ему Царства Небесного. После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но, главным образом, нуждающиеся: бедные и неимущие, т. е. поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся. Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни и в другие дни, памятные для умершего (полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего).

К сожалению, современные поминки мало напоминают православные поминальные трапезы и больше похожи на языческие тризны, которые устраивали древние славяне до их просвещения светом христианской веры. В те дремучие времена считалось, что чем богаче и пышнее проводят умершего, тем веселее он будет жить в мире ином. Чтобы на самом деле помочь душе, отошедшей ко Господу, нужно достойным образом, по православному, организовать поминальную трапезу:

1. Перед трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири. Кафизму читают перед возяокенной лампадкой или свечой.

2. Непосредственно перед едой читают «Отче наш. «.

3. Первым блюдом отведывают коливо или кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.

4. На поминальном столе не должно быть спиртного. .Обычай употреблять спиртное — отголосок языческих тризн. Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые. Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев? В-третьих, «питие есть веселие души» и после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались — поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, и иногда даже мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких.

Исключите спиртное из поминального обеда. А вместо расхожей атеистической фразы: «Пусть земля ему будет пухом», помолитесь кратко: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.

5. Не нужно убирать со стола вилки — в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшегостоловый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

6. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

7. Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.

8. Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.

9. Заканчивается поминальная трапеза всеобщей благодарственной молитвой «Благодарим Тя, Христе Боже наш. » и «Достойно есть. «.

10. Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector