2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Молитвенное прошение о поминовении усопшего

Молитвы о усопших

М олитва за всякого усопшего

П омяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

К ороткая молитва об усопшем

У покой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва родителей за умерших детей

Г осподи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое (имя) , и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Г осподи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим (имя) ; душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя) , но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвы об усопшем муже

Х ристе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя) , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитвы об усопшей жене

Х ристе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя) , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя) , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва об умершем некрещеным, св. мученику Уару

О , святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными (имена) , потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Молитва о новопреставленном усопшем

П омяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (имя) , и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Молитва Богородице об усопших

П ресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному рабу Твоему (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною Защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему, имущему судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Как молиться в дни поминовения

Значение 17-й кафизмы; как ее правильно читать. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан.

Частные родительские дни

Значение 17-й кафизмы. В течение сорока дней после смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтирь. Сколько кафизм в день – зависит от времена и сил читающих, но чтение должно быть непременно ежедневным. Когда прочитана вся Псалтирь, ее читают сначала. Только не следует забывать, что после каждой «Славы:» надо читать молитвенное прошение о поминовении усопшего (из «Последования по исходе души от тела»).

Многие родные и близкие умершего, ссылаясь на то, что нет времени или не имеют Псалтири, или не умеют читать по-церковнославянски, доверяют это чтение другим (читальщицам) за плату или иное вознаграждение. Бог слышит и такую молитву. Но молитва будет сильнее, искреннее, чище, если родной или близкий умершему человек будет сам просить Бога о помиловании усопшего. Поэтому не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы научиться читать по-церковнославянски и потом самим читать Псалтирь.

Читать еще:  Что говорить когда поминают умершего

В третий, девятый и сороковой дни следует читать по усопшему особую кафизму (в нее входит один 118-й псалом), называемую поминальной, а в богослужебных книгах – «Непорочны» (по слову, находящемуся в первом ее стихе: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни).

У иудеев был такой обычай: во время Пасхальной вечери и по окончании ее петь псалмы и преимущественно псалом 118-й, посвященный исходу их из Египта. Христос с учениками вышел из дома, где совершалась Тайная Вечеря, при пении псалма, по всей видимости, именно 118-го. И, воспев, пошли на гору Елеонскую ( Мф. 26: 30 ).

Стихом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» отпевал Себя Господь, грядущий на страдание и смерть. Этот стих всегда поет Церковь при погребении умерших, а 17-ю кафизму читают в дни их особого поминовения.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем (то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим). Вот перевод некоторых стихов из 118-го псалма.

Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем (97). Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною (98). Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (99). От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое. (101).

Как правильно читать 17-ю кафизму. Дома ее читают так же, как и всякую другую.

Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)».

Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня, – поют трижды. После этого еще раз повторяют припев.

Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94,107,114,121,131,132, 133,142,153,159,163,170 – читают с припевом: «Упокой, Господи, душу усопшего(ей) раба Твоего (рабы Твоея)». В заключение поют трижды конечные стихи 118-го псалма (175, 176): Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл. После них еще раз повторяют припев с прошением упокоить душу того, за кого молятся.

После “Славы:” на первой и второй статии читают молитвенное прошение из Псалтири. После кафизмы читают тропари непорочны, или тропари за упокой (числом 8) с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: Благословен ecu, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Вчитаемся в эти тропари (на церковнославянском и русском языках).

Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя. [Лик святых обрел источник жизни и дверь в рай: да найду и я путь туда через раскаяние, я – потерянная овца. Спаситель! воззови (подай мне голос, найди) и спаси меня].

Припев: Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

Агнца Божия проповедавше и заклани бывше якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся: Того прилежно, мученицы, молите долгов разрешение нам даровати. (Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия и сами закланные, как овцы, и переселившиеся туда, где жизнь не стареет и вечно не изменяется, молите Его усердно, чтобы Он даровал нам прощение грехов).

В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавши верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей и венцев небесных. (Вы все, которые шли тесным и горьким путем, которые во время земной жизни несли крест, как ярмо, с верою последовали за Мной! приидите насладитесь теми наградами, которые Я приготовил вам, и венчайтесь венцами небесными).

Образ есть неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное Отечество подаждь ми, рая паки жителя мя сотворяя. (Хоть и ношу я на себе язвы грехов, но все же я – отражение Твоей невыразимой языком человеческим славы. Владыка! окажи милосердие Твоему созданию, очисти по Своему человеколюбию и даруй мне желанную отчизну, делая меня снова жителем рая).

Древле убо от несущих Создавый мя и образом Твоим Божественным Почтый, преступлением же заповеди, паки мя Возвративый в землю, от нея же взят бых, но еже по подобию возведи, древнею добротою возобразитися. (Ты, вначале из небытия Создавший меня и Украсивший Своим Божественным образом, но за нарушение заповеди опять Возвративший меня в землю, из которой я взят! восставь меня, чтобы во мне отразилось прежнее совершенство).

Упокой, Боже, раба Твоего и учини его в рай, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют яко светила, усопшаго раба Твоего упокой, презирая его вся согрешения. [Боже! упокой раба Твоего и всели его в рай, где лики святых и праведники сияют, как светила (небесные). Господи! упокой скончавшегося раба, оставляя (ставя ни во что) все грехи его].

Трисиятельное Единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Божественный Душе, просвети нас, верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити. (Благоговейно воспоем тройственным светом сияющего Единого Бога, взывая: Свят Ты, Отец Безначальный и Собезначальный Сын и Божественный Дух! Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня).

Радуйся, Чистая, Бога плотию рождшая во спасение всех, Еюже род человеческий обрете спасение. Тобою да обрящем рай, Богородице Чистая, Благословенная! (Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех. Ты, чрез Которую спасся род человеческий! Богородица Чистая, Благословенная! да найдем и мы чрез Тебя рай).

Слава и ныне: Аллилуиа! (Трижды)

Далее можно прочитать канон «Последование по исходе души от тела».

Следует обратить внимание на то, что в церкви во время панихиды 17-ю кафизму разделяют на две половины (статии) и читают ее несколько по-иному, чем дома.

Дни особого поминовения всех умерших православных христиан. В русском народе есть обычай называть покойных (своих и чужих, старых и малых) родителями. Выражение «идти на родителей» означает идти на могилы умерших.

Представление покойных «родителями», то есть принадлежащими уже к роду отцов, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. В некоторые субботы, получившие название родительских суббот, совершается вселенское поминовение усопших.

В субботу, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что так установлено Святой Православной Церковью: в каждую субботу недели, в день покоя, принято поминать своих умерших родных и близких.

Как поминать? В «Православном молитвослове», в конце утренних молитв есть подробные молитвы за живых и усопших. Не поленимся читать это небольшое поминовение за своих почивших сродников, называя их имена, прибавляя молитвенное прошение об их упокоении из «Последования по исходе души от тела».

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются пять вселенских суббот.

Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.

Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.

Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.

Частные родительские дни. Во-первых, вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницей или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи седмицы).

Во-вторых, 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено Русской Церковью по указу императрицы Екатерины II в 1769 году, во время войны с турками и поляками.

В-третьих, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед 8 ноября по Новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал субботу Димитриевской – по имени победителя.

Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.

В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) – приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», перечислив имена умерших (только крещеных; кроме того, нельзя поминать покончивших жизнь самоубийством).

В эти дни придите в церковь, помолитесь во время панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы.

Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей, хотя бы в краткой молитве, обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

Источник: Что нужно знать о поминовении и погребении усопших. – Синтагма, 2008. – 64 с.

Молитвенное прошение о поминовении усопшего

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 588 533
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 547 466

Поминовение усопших: молитвы и последования

Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р16-617-0657

О поминовении усопших

Каждому человеку рано или поздно придется пересечь порог своей земной жизни. А прежде доведется пережить боль разлуки с кем-то из самых дорогих сердцу людей, проводив его в последний путь.

Какое значение вкладывается в это печальное словосочетание? С одной стороны, последний – значит безвозвратный, раз и навсегда подводящий черту пройденному. Но, с другой стороны, путь – это обязательно движение к определенной цели. Например, с «последним звонком» пересекая жизненный рубеж, школьник навсегда оставляет позади себя необъятный мир, воспоминания о котором будут согревать его, может быть, на протяжении всей последующей жизни. Но путь не окончен, наступает новый этап, и все́ теперь в этой новой взрослой жизни будет зависеть от основ, усвоенных им в детстве. Если у человека есть путь, стало быть, должна быть и цель, и чтобы ее достичь, необходимо приложить усилие. Таким образом, «последний путь» – это окончательный переход человека в иное бытие, в Вечность. И состояние там, за рамками нашего мира, также будет зависеть от того, как мы взрастили свою душу здесь, к чему вела нас по жизни свобода выбора: к добру или ко злу. В детстве, все мы без исключения, узнав о смерти или столкнувшись с ней, не можем в полной мере представить себе, что нас когда-нибудь тоже не станет. И это ощущение остается с человеком на всю жизнь. Он живет в своеобразном противоречии: с одной стороны достоверно знает, что ему должно умереть, а с другой – не верит в то, что его не станет, в то, что его самосознание, преисполненное жизни, исчезнет, навсегда провалившись в мрачную пустоту.

Душа, сотворенная Богом для Вечной Жизни, не может вместить в себя ощущение смерти и небытия. Это общечеловеческая интуиция, именно поэтому любая религия рассматривает смерть как переход души в Новую Жизнь, объективно существующую. Или даже как Рождение в Жизнь Вечную. У некоторых древних народов даже существовала символическая традиция хоронить своих близких в положении утробного младенца. Земля словно материнское лоно принимает тело новорожденного, а его душа отправляется к своему Создателю.

Но не только душа человека станет жить вечно, наступит время, в котором и тела всех «от века усопших» воскреснут, только уже в обновленном состоянии и воссоединятся с душами. Об этом всеобщем воскресении и победе жизни над смертью свидетельствует окружающий нас мир: увядание природы зимой и ее весеннее пробуждение, произрастание новой жизни из мертвого семени, зарытого в земле, и многое другое дает нам надежду на то, что мы с нашими близкими снова будем вместе, и не только в Ином, невидимом нами мире, а в мире видимом и осязаемом – прекрасном и обновленном, в котором уже не будет места злу и смерти.

Но мы не знаем сроков этого дня, быть может, он наступит через сотни и тысячи лет, а что же сейчас? Сегодня? Что можно сказать человеку переживающему боль расставания? Пожалуй, ничего. Хочется в такие моменты просто крепко обнять человека и хоть чем-то помочь ему. Никакие наши слова не способны исцелить эту душевную рану. Но всегда рядом с нами есть Тот, Кто способен это сделать, Тот, Кто сотворил наши души, Тот, Кто призвал к Себе нашего близкого. Надо научиться всецело доверять Ему, помня, что Божественная любовь и мудрость значительно превосходит все наши понятия и представления об этом мире.

В Евангелии описывается замечательный эпизод. Некогда Христос проповедовал в одном доме при большом стечении народа – не было никакой возможности не то чтобы заи́ти, а даже протиснуться поближе ко входу. Кто-то хотел услышать Его слова, кто-то хотел обратиться к Нему в своих нуждах, бедах и болезнях – их было большинство. Но были и люди, которые пришли просить не о себе. Они принесли своего друга-страдальца – расслабленного, – парализованного, абсолютно обездвиженного. И столкнувшись, казалось бы, с непреодолимой преградой: очевидной невозможностью пробиться к Спасителю через толпу со своей ношей, они не развернулись, сказав: «мы сделали все, что могли», нет, эти люди были полны решимости идти до конца. Забравшись на крышу, они разбирают кровлю и спускают на веревках своего друга к ногам Христа. Поступок смелый и вызывающий, за такое на Востоке не только побить могли. Но Господь, видя их веру и любовь, исцеляет расслабленного, говоря ему: «чадо! прощаются тебе грехи твои». Телесные болезни часто являются следствием греховной жизни. Но греховность – это прежде всего тяжелая болезнь души, приносящая внутренний разлад, опустошение и муки душевные, и эта болезнь, к сожалению, не расстается с душой и по исходе ее из тела. Приобретенный в земной жизни недуг – болезненная склонность ко греху не даст ей покоя в Вечности, не позволит насладиться радостной встречей со Христом, подобно тому, как человек, всю жизнь просидевший в подземелье, ослепнет при встрече с солнечным светом. Но Бог любит каждого и желает спасения всем людям. И так же как и в евангельском эпизоде с расслабленным, помимо Божественной любви требуется деятельная надежда и дерзновение любящего человека. В этом и состоит цель молитвы за усопших.

Читать еще:  Слова об усопшем на поминках

Помогая своим близким, нам часто приходится кого-то просить за них. Если мы хотим помочь своему ребенку поступить в хороший ВУЗ, то, конечно же, постараемся наи́ти для него репетитора; если у кого-то из родственников возникают проблемы со здоровьем – мы постараемся наи́ти ему опытного врача или надежную клинику. Так же и в случае перехода в мир иной следует в первую очередь обратиться туда, где имеется большой опыт проводов людей в последний путь, а главное – огромный опыт молитвы за них, – в Церковь Христову. Но, конечно, в первую очередь Церковь призывает самого человека к подвигу молитвы – той самой деятельной любви и заботе о своем ближнем, которая способна, соединившись с любовью Христовой, восставить из глубин ада даже самую расслабленную земной греховной жизнью душу.

Молитва о наших усопших ближних, несомненно, нужна даже в том случае, если они вели самую безупречную жизнь. Ведь и в этом случае наша молитва – это то, в чем будет по-прежнему проявляться наша любовь, то, что станет соединять нас с ними и с Богом.

В первые века к приговоренным на казнь за веру во Христа мученикам обращались их друзья приблизительно со следующей просьбой: «Вы уже сегодня встретитесь и останетесь с Владыкой Христом, попросите Его и за нас». И они просили, и через них оставшиеся на земле получали от Бога просимое. Через эту непрекращающуюся связь и сложилась традиция молитвы не только к Богу, но и к Его святым, находящимся очень близко с Ним. Так же и наши усопшие ближние, если жизнь их проходила в служении Богу и людям, будут говорить Ему о нас, нельзя лишь оставлять память о них, предавать нашу любовь.

Если у вас умер близкий человек – необходимо договориться о его отпевании, которое совершается на третий день по смерти (включая сам день кончины). Конечно, лучше всего, чтобы этот чин был совершен священником, знавшим покойного, или же в том храме, где он имел друзей или знакомых. Если такой возможности не имеется, можно договориться об отпевании в любом православном храме. Чем больше неравнодушных людей будут молиться вместе с вами об усопшем, тем лучше для него и для вас. Было бы хорошо, оповещая родственников и друзей о смерти близкого, просить и их помолиться о его душе хотя бы самую малость. Есть добрая многовековая традиция раздачи милостыни в память об умершем.

И, конечно, для того чтобы вы смогли совершить главное, – решиться идти до конца в вашей любви к близкому человеку и продолжать с надеждой молиться за его душу, – вам потребуется Божественная помощь и укрепление. Необходимо прочитать Евангелие, подготовиться к исповеди и, очистив свою душу покаянием, причаститься Святых Христовых Таин. Ведь именно Таинство Причастия соединяет нас с Богом, именно через Причастие мы уже в этой земной жизни начинаем готовиться к встрече с Ним, готовиться к переходу, который всем нам предстоит совершить.

О поминовении усопших

Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.

Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал.

«Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение». Эта стихира поется в чине отпевания.

Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. Однако посмотрите беспристрастно на жизнь нашу земную и рассудите, что она такое.

Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»

Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.

Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО?

И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.

Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Чтение псалтири об упокоении: ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири с чтением по каждой «Славе» особых заупокойных молитв.

Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.

Поминовение в церкви

Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих») в течение 40 дней (полугода, года).

Ектения о упокоении – гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии.

Лития, Панихида – особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики), покрошить хлеб или насыпать крупу для птиц.

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.

Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы (9 мая) – установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).

Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).

Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)

Читать еще:  Церковный календарь поминовение усопших

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О ПОМИНОВЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О ПОМИНОВЕНИИ САМОУБИЙЦ

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.

Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

В случае, если есть сомнения в том, покончил ли человек жизнь самоубийством или нет, пишется прошение на имя правящего архиерея (в Московской области – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий), где подробно излагаются обстоятельства смерти, прикладывается копия свидетельства о смерти. Прошение передается в Епархиальное управление (в Московской области – Новодевичий монастырь, Москва, Новодевичий проезд, 1/1, тел. (499)246-0881). В случае если будет получено письменное благословение на отпевание, усопшего можно отпевать и поминать в храме.

Поминовение ваших усопших + субботний день: Молитвой накорми усопшего

Молитвы о душах усопших, помогают накормить души ушедших в иной мир наших близких людей, а также позволяют помолиться за их души к Господу нашему Иисусу Христу в надежде помилования.

Ваша молитва обращенная к усопшим, питает их души, а если при жизни усопший был молящимся, тогда он обязательно в ответ на ваши молитвы станет молить Бога о вашей душе. Поэтому, непременно молитесь о своих родных ушедших и совершайте милосердные дела, такими действиями вы улучшите жизнь душам усопших и от знания этого у вас на душе будет радостно.

Многие, читающие эти строки не раз встречали во сне своих уже ушедших в мир иной родных и близких людей. Особенно запоминающиеся сны снятся с давно покинувшими нас близкими людьми, они приходят к вам во сне, а если точнее сказать, то чаще всего вы с ними встречаетесь в тех условиях, в которых они были при жизни на земле.

  • По Божьей воле некоторым душам позволено повидаться или предупредить об опасности своих родных еще пребывающих на земле.

Снится мне бабушка, видел её в том же возрасте, что и в далеком детстве. В сюжете сна, она приехала ко мне в гости, увидеться с сыном, который должен был приехать издалека ко мне в гости, но она не дождалась его и опечалилась. Потом сказала мне: ”Я такая голодная с дороги, да и ты небось внучек тоже, пойдем на кухню, я приготовлю нам покушать”.

  • Мы обнялись и я проснулся с мыслями помолиться о душе усопшей бабушки.

И после этого яркого сна, как наяву включил в свое утреннее молитвенное правило — “Молитву об усопших”, всех своих ушедших в мир иной родных, ежедневно упоминая души усопших в краткой молитве.

  • “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное”.
  • Во время чтения молитвы об усопших, в случае если вы не помните или не знаете имена своих близких, то можно их упомянуть сказав при этом слова молитвы:
  • ”Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их), сродников моих (имена их), моих родственников, имен которых я не знаю и не помню, и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное”.
  • В этой поминальной молитве есть упоминание — “. и всех православных христиан..”, — душ умерших о которых мы не ведаем, но упоминаем в молитве, тем самым помогаем им на Небе в ином мире.

Поминовение душ усопших — субботний день: закажите записки.

Суббота — это день поминовения душ усопших и если вы испытываете потребность своей души помолиться за родного и близкого умершего, то сходите в Церковь на поминовение усопших-панихиду, узнав предварительно в какое время она проводится.

А также подайте записки о поминании своих родных вечером или рано утром, до начала службы, записав их христианские имена, обязательно ваше личное присутствие. Души усопших продолжают жить невидимой для нас жизнью, поэтому вполне возможно, что ваш близкий усопший придет во сне и поблагодарит вас.

  • Наши души испытывают благостное состояние от благих дел, добрые совершенные сознательно нашим “личностью Я”.

Мне могут возразить, что можно сходить в храм на панихиду, но у меня нет денег на оплату записки, она дорогая и так далее. Тут нужно понимать, что как мы молимся о живых, так должны молиться и за умерших, поэтому ваше личностное нахождение и обращение к Богу с просьбой накормить ваших близких осуществится, если вы произнесете про себя их имена. От вашего искреннего обращения к Богу о помиловании ваших усопших, вас обязательно услышат на Небесах и произойдет запрос на вашу просьбу.

Нужно помнить, что в любой момент нашей жизни, мы можем предстать перед Богом и как стыдно будет тогда, когда нельзя будет исправить ваше злобное холодное сердце и очиститься от грехов, если ваши родные на земле забудут, и не станут молится за вас.

  • “Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы”(Лк.20,38)

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Как поминать усопших на домашней молитве

Домашние молитвы называются «келейным правилом». Этим как бы указывается, что домашние молитвы не должны быть чем-то безпорядочным, случайным, а должны быть именно правилом, то есть должны быть составлены по известному правилу, должны иметь более или менее определенный порядок и возможное постоянство.

Церковь призывает своих чад молиться о живых и усопших каждый день. Главная домашняя молитва об усопших — это помянник, который есть в каждом молитвослове. Молитвы об усопших есть и в утреннем и в вечернем правиле.

Прежде чем вы решитесь добавить к вечерним и утренним правилам особые молитвы об усопших, об этом надо посоветоваться с людьми духовноопытными, со священником, по благословению которого и должно совершаться домашнее молитвенное правило за усопших.

В каком же виде может быть совершаемо на домашней молитве поминовение усопших сверх того, что имеется в помяннике, предназначенном для ежедневного чтения?

О чтении Псалтири за усопших

Чтение Псалтири в память усопших приносит им великое утешение, ибо это чтение приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых. «Псалтирь. за весь мир Бога молит», — пишет святитель Василий Великий.

Во многих местах есть обычай просить священнослужителей в монастыре или лиц, специально этим занимающихся, почитать Псалтирь в память усопших (эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых). Но гораздо утешительнее для поминаемых, если мы будем читать Псалтирь сами, показывая, что лично хотим потрудиться в память усопших, а не заменяя себя в этом труде другими. Подвиг чтения Псалтири будет не только как жертва Господу за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя даже при нем.

В богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке домашнего чтения Псалтири по усопшим. Если чтение Псалтири совершается только ради поминовения, необходимо после каждой «Славы» и после каждой кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении Псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае заупокойного тропаря «Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего» или «Помяни, Господи, душу усопшей рабы Твоей (усопших раб Твоих)», причем во время чтения полагаются поклоны, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения Псалтири за упокой.

Есть практика чтения одной 17-й кафизмы, происходящая за недостатком времени.

Чтение Псалтири является молитвой Господу. Отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь по одной кафизме ежедневно, указывая, что непременным условием чтения является благочестие и чистота сердца.

О чтении Евангелия в память усопших

В память живых и усопших может совершаться чтение Святого Евангелия.

«Чтение Псалтири, — говорит преподобный Парфений Киево-Печерский, — укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — Слово Божие, тобой за нее чтомое» .

Известны и другие случаи плодотворного действия чтения Святого Евангелия для тех, за кого оно было читаемо. Чтение же его за усопших находит свое основание и оправдание и в обычае, твердо установившемся у нас: читать Святое Евангелие у гроба архиереев и священников, а в некоторых местах — и у гроба мирян, особенно на Пасхальной Седмице.

Как поминать на домашней молитве неправославных

На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах

Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней. — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог без сравнения более, чем ты. любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?»

Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует, а сестра и родные могут молиться о нем келейно, как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву. и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом».

О подвижнице схимонахине Афанасии повествуется, что она, по совету Дивеевской блаженной Пелагеи Ивановны, трижды постилась и молилась по 40 дней, прочитывая ежедневно по 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся» за своего брата, повесившегося в пьяном виде, и получила откровение, что по ее молитве брат освобожден от мучений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×