1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Напоминает нам о сюжете библии почему

Найден древний Вавилонский эпос, который подтверждает библейскую историю о Ное и всемирном потопе

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В середине 19 века молодым археологом и энтузиастом Остином Генри Лэйардом был обнаружен древний город Ниневия. При раскопках этого города археологи раскопали очень много древних исторических артефактов. Среди скульптур, предметов быта и прочего были найдены глиняные таблички с клинописным текстом. Это была часть ассирийской библиотеки.
Расшифровка этих табличек взбудоражила общественность не только в научных кругах, но также и в теологических. Одна из табличек, её назвали 11-я, содержала фрагмент древнего шумерского эпоса, повествующего о всемирном потопе. После нескольких экспедиций и раскопок, учёным удалось обнаружить остальные таблички с этим повествованием. Это была поэма «Песнь о Гильгамеше».

Данный эпос был, очевидно, очень известным во втором тысячелетии до нашей эры. Различные версии этой поэмы были обнаружены в архивах столицы хеттской империи, Богазкей (Анатолия). Написана она была на аккадском языке. Фрагменты подобного эпоса были найдены археологами в Турции. Небольшой отрывок похожего повествования был обнаружен в Палестине. А это значит, что существовала ханаанская версия.

В Библии история о потопе и строительстве ковчега изложена в самом начале, в книге Бытие. Бог был весьма разочарован тем, что люди бесконечно развратились. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;” (Бытие 6:5 – Быт 6:5). Бог решил истребить всех людей с лица Земли. Но нашёлся один праведник — Ной, который «обрёл благодать пред очами Господа Бога». Господь пощадил Ноя и его семью.

Сказал Господь Бог Ною, чтобы тот построил ковчег. Заключил Господь с Ноем завет, что Ной и его семья войдут в ковчег, а Он наведёт на Землю потоп водный. Ной должен был также взять с собой по паре различных животных. Ной исполнил Божье повеление. Пока он долгие годы строил ковчег, он проповедовал, чтобы люди покаялись и отказались от грехов. Но никто его не слушал, все над ним смеялись.

После того, как строительство ковчега было окончено, Ной ввёл в ковчег животных, своё семейство и через семь дней Бог начал изливать на Землю дождь. Библия повествует, что в «шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».После того как сошла вода, Ной с семьёй вышли из ковчега и выпустили всех животных.

В 2оо7 году учёные сделали сенсационное заявление о том, что обнаружили остатки, предположительно, ковчега в араратских горах. Геологические анализы остатков объекта, по форме похожего на ковчег, не подтвердили, что это древесина.
И вот, в прошлом году, снова сенсация: иранские учёные сообщают о найденном ими объекте, внешне напоминающего Ноев ковчег. Вполне логично, что эта находка больше подходит под библейское повествование. Ведь именно потомки Ноя, согласно Библии, построили древний город Вавилон. И, также именно там, археологи обнаружили таблички с эпосом «Песнь о Гильгамеше». Слишком много совпадений, не так ли?

Языческая интерпретация истории о потопе, отличается от библейской тем, что в шумерском эпосе много богов. Но самое главное, что языческие боги, согласно поэме, решили уничтожить мир из-за прихоти. Им просто так захотелось.
Доктор Мартин Уортингтон, учёный из Кембриджского университета, недавно дал интервью изданию Newsweek. В котором он рассказал, что на самом деле, текст одной из глиняных табличек из «Песни о Гильгамеше», в которой содержится рассказ о потопе, может быть расшифрована как манипулятивный фейк.
То есть, языческий бог Эа обманывает людей, говоря, что с неба пойдёт дождь из еды. Это случится, если они помогут герою эпоса построить ковчег. Уортингтон говорит, что Эа сыграл с вавилонянами «словесную шутку». «Люди не поняли, что сообщение Эa из девяти строк — это уловка. Это такая особая последовательность звуков, которые могут быть поняты совершенно по-разному. В тексте есть скрытое предупреждение о потопе. Я обнаружил несколько отрицательных знаков, которые предупреждают о грядущей катастрофе”.

Историки обнаружили в этом древнешумерском эпосе и другие параллели с библейскими повествованиями. Можно рассуждать о том, что ковчег всё ещё не найден. Исследования в этой области продолжаются. Но столько исторических свидетельств в мифах и сказаниях разных народов говорят об одном и том же. А как говорят: случайность — это частный случай закономерности.
Если вас интересуют другие свидетельства и исторические артефакты, подтверждающие библейские события, прочтите об этом другую нашу статью.
По материалам thevintagenews.com

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Правда ли, что Библия пересказывает языческие мифы

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Время от времени нам говорят, что Библия — это не больше, чем пересказ языческих мифов. Правда ли это? Попробуем разобраться.

Если Библия — это слово Божие, то почему в ней есть заимствования из языческих мифов?

Некоторые примеры предполагаемых заимствований явно притянуты за уши — например, когда Исход евреев из Египта сравнивают с миграцией ацтеков. Два так далеко расположенных народа просто не могли оказать друг на друга влияния, миграция ацтеков произошла явно после Исхода и т.д.

Но в некоторых случаях мы действительно имеем дело с общим для Библии и внебиблейского мира сюжетом. Например, в знаменитой истории о потопе. Когда в конце XIX века был расшифрован шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», это вызвало потрясение — оказалось, что у шумеров был сюжет о потопе, в деталях напоминавший библейский.

Утнапиштим, шумерский аналог Ноя, рассказывает герою эпоса Гильгамешу:

«Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нипурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
“Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу.
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!”

“Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,-
Войди на корабль, засмоли его двери”».

В то время это подавалось как аргумент против богодухновенности Библии — мол, Библия не уникальна, она просто пересказывает языческие мифы. Иногда этот довод можно встретить и сейчас. Парадокс ситуации однако в том, что в наши дни существование языческих аналогов повествования о потопе часто подается именно как свидетельство достоверности Библии — потому что события, упоминаемые в Библии, сохранились в памяти и других народов.

Почему одни и те же данные используются для обоснования противоположных выводов? Это зависит от культурного и отчасти – богословского контекста. В викторианской Англии — или Америке той же эпохи — люди были подсознательно склонны воспринимать Библию совершенно вне ее исторического контекста, как с неба упавшую прямо на кафедру проповедника в переводе Короля Иакова. Хотя это не проговаривалось вслух, это подразумевалось, как может подразумеваться кем-то и сейчас. Богодухновенность связывалась в сознании людей с некой неотмирностью и внеисторичностью. Когда оказывалось, что Библия возникла в человеческой истории в конкретном окружении, это подрывало этот сложившийся образ. Но сам этот образ ошибочен, и отвергнуть его — совсем не значит отвергнуть Писание.

Разумеется, библейское Откровение совершается в истории, среди конкретных людей с их языком и культурой. Народ Божий не находится в изоляции, он живет в более широком культурном и языковом контексте древнего Ближнего Востока, то, что Библия содержит сюжеты, общие для всего этого региона, совершенно ожидаемо.

Другое дело, что эти сюжеты выражают совершенно иное послание. У шумеров потоп происходит в силу малопонятного каприза богов: в одной из версий мифа людей развелось слишком много, и они стали досаждать богам своим шумом. Боги и сами напуганы и огорчены масштабом разразившейся катастрофы. Утнапиштим спасается не благодаря какой-то исключительной праведности — бог Эа дает ему спастись в силу какого-то непредсказуемого каприза.

Библейский рассказ несет совершенно другое богословское и моральное послание. Бог один, и Он владыка мироздания и всех природных сил. Причина потопа — нравственная, как говорит библейский текст, «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт 6:11). Ной со своими близкими обретает спасение, потому что среди общего развращения «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9).

Сюжет, общий для всего региона, приобретает в Библии совершенно уникальное звучание — Святой Дух берет известную людям историю и передает через нее Свое послание.

А как объяснить поразительные параллели между христианством и римским культом Митры, если не заимствованием?

Действительно, в интернете легко наткнуться на кочующие из публикации в публикацию и даже из фильма в фильм — и без указания первоисточников — тексты, в которых утверждается, что Иисус Христос, Митра, Осирис, Вакх, Кришна, Будда, Заратустра, все как один родились 25 декабря от девы, имели 12 учеников, приняли смерть ради своих последователей и воскресли из мертвых.

Действительно, поразительные совпадения. Как говорит Берлиоз в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Нет ни одной восточной религии, в которой бог не родился бы от непорочной девы. Разве в Египте Изида не родила Горуса? А Будда в Индии? Да, наконец, в Греции Афина-Паллада — Аполлона?»

Это утверждается как нечто «известное всем образованным людям», но откуда такие сведения? Неверующий библеист Барт Эрман в своей книге «А был ли Иисус?» указывает источники. Это, прежде всего, книга Керси Грейвса «Шестнадцать распятых спасителей: христианство до Христа» (1875). Грейвз пишет: «Изучение истории Востока показывает удивительный факт: рассказы о воплощенных богах, напоминающих чудесный персонаж Иисуса Христа, существовали у большинства (или даже у всех) языческих народов древности. Рассказы о некоторых из этих боговоплощений столь разительно схожи с рассказами о христианском Спасителе, — не только в общих чертах, но иногда и в самых мелких частностях (от легенды о непорочном зачатии до легенды о распятии и последующем вознесении на небеса), — что их можно едва ли не перепугать».

Эрман обращает внимание на то, что Грейвс не сообщает источников своей информации, а с точки зрения ученого утверждения Грейвса выглядят «фантастическими».

Эрман цитирует современного автора, который пишет о том, что «персидский бог Митра, которого почитали митраисты, родился 25 декабря от девы; культом его правил папа с Ватиканского холма; жрецы носили митры и праздновали священную трапезу в ознаменование искупительной смерти Спасителя, воскресшего из мертвых в воскресенье», и оценивает такие сообщения вполне однозначно: «у нас нет митраистских текстов, которые истолковали бы ее, как и текстов, говорящих о рождении Митры от девы 25 декабря или его искупительной смерти и воскресении в воскресенье… перед нами чистой воды выдумка».

Но некоторые параллели между митраизмом и христианством действительно можно отметить, и, что интересно, мы знаем о них от полемизирующих с митраизмом христианских авторов. Культ Митры включал в себя обряды посвящения, ритуальные трапезы, обещал равенство всем адептам и блаженство после смерти. Он был одним из соперников христианства, пока не проиграл ему окончательно.

Читать еще:  Упоминать в суе что это

Иустин Философ пишет о том, что вступающим в культ предлагали хлеб и чашу с водой, и считал это бесовской пародией на христианство. Он же отмечает, что митраисты называли места, где совершали свои обряды, «пещерами», пародируя, по его словами, то обстоятельство, что Христос родился в пещере. Согласно Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Один из ранних Отцов Церкви Епифаний Кипрский говорит о рождении Митры от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января.

Здесь нам важно обратить внимание на то, что хронологически культ Митры появляется уже после христианства. Самые первые упоминания поклонения Митре в римском мире относятся к середине I века, заметное распространение по всей империи культ получает не ранее II века, большинство наших данных о митраизме еще более поздние — тот же Епифаний Кипрский жил уже в IV веке нашей эры.

Поэтому, если предполагать заимствование, то в обратную сторону — митраисты заимствовали что-то у христиан.

Это выглядит гораздо более вероятным и потому, что в отличие от язычников, которые не видели проблемы в синкретизме, заимствовании элементов из чужих религиозных традиций, христианство всегда носило исключающий характер — нельзя было быть христианином и адептом какого-то еще культа.

Смотрите 26 декабря следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook.

Православная Жизнь

Main menu

Правда ли, что Библия пересказывает языческие мифы

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Время от времени нам говорят, что Библия — это не больше, чем пересказ языческих мифов. Правда ли это? Попробуем разобраться.

Если Библия — это слово Божие, то почему в ней есть заимствования из языческих мифов?

Некоторые примеры предполагаемых заимствований явно притянуты за уши — например, когда Исход евреев из Египта сравнивают с миграцией ацтеков. Два так далеко расположенных народа просто не могли оказать друг на друга влияния, миграция ацтеков произошла явно после Исхода и т.д.

Но в некоторых случаях мы действительно имеем дело с общим для Библии и внебиблейского мира сюжетом. Например, в знаменитой истории о потопе. Когда в конце XIX века был расшифрован шумерский эпос «Песнь о Гильгамеше», это вызвало потрясение — оказалось, что у шумеров был сюжет о потопе, в деталях напоминавший библейский.

Утнапиштим, шумерский аналог Ноя, рассказывает герою эпоса Гильгамешу:

«Богов великих потоп устроить склонило их сердце.
Совещались отец их Ану, Эллиль, герой, их советник,
Их гонец Нипурта, их мираб Эннуги.
Светлоокий Эа с ними вместе клялся,
Но хижине их он слово поведал:
“Хижина, хижина! Стенка, стенка!
Слушай, хижина! Стенка, запомни!
Шуриппакиец, сын Убар-Туту,
Снеси жилище, построй корабль,
Покинь изобилье, заботься о жизни,
Богатство презри, спасай свою душу.
На свой корабль погрузи все живое.
Тот корабль, который ты построишь,
Очертаньем да будет четырехуголен,
Равны да будут ширина с длиною,
Как океан, покрой его кровлей!”

“Утром хлынет ливень, а ночью
Хлебный дождь ты узришь воочью,-
Войди на корабль, засмоли его двери”».

В то время это подавалось как аргумент против богодухновенности Библии — мол, Библия не уникальна, она просто пересказывает языческие мифы. Иногда этот довод можно встретить и сейчас. Парадокс ситуации однако в том, что в наши дни существование языческих аналогов повествования о потопе часто подается именно как свидетельство достоверности Библии — потому что события, упоминаемые в Библии, сохранились в памяти и других народов.

Почему одни и те же данные используются для обоснования противоположных выводов? Это зависит от культурного и отчасти – богословского контекста. В викторианской Англии — или Америке той же эпохи — люди были подсознательно склонны воспринимать Библию совершенно вне ее исторического контекста, как с неба упавшую прямо на кафедру проповедника в переводе Короля Иакова. Хотя это не проговаривалось вслух, это подразумевалось, как может подразумеваться кем-то и сейчас. Богодухновенность связывалась в сознании людей с некой неотмирностью и внеисторичностью. Когда оказывалось, что Библия возникла в человеческой истории в конкретном окружении, это подрывало этот сложившийся образ. Но сам этот образ ошибочен, и отвергнуть его — совсем не значит отвергнуть Писание.

Разумеется, библейское Откровение совершается в истории, среди конкретных людей с их языком и культурой. Народ Божий не находится в изоляции, он живет в более широком культурном и языковом контексте древнего Ближнего Востока, то, что Библия содержит сюжеты, общие для всего этого региона, совершенно ожидаемо.

Другое дело, что эти сюжеты выражают совершенно иное послание. У шумеров потоп происходит в силу малопонятного каприза богов: в одной из версий мифа людей развелось слишком много, и они стали досаждать богам своим шумом. Боги и сами напуганы и огорчены масштабом разразившейся катастрофы. Утнапиштим спасается не благодаря какой-то исключительной праведности — бог Эа дает ему спастись в силу какого-то непредсказуемого каприза.

Библейский рассказ несет совершенно другое богословское и моральное послание. Бог один, и Он владыка мироздания и всех природных сил. Причина потопа — нравственная, как говорит библейский текст, «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт 6:11). Ной со своими близкими обретает спасение, потому что среди общего развращения «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт 6:9).

Сюжет, общий для всего региона, приобретает в Библии совершенно уникальное звучание — Святой Дух берет известную людям историю и передает через нее Свое послание.

А как объяснить поразительные параллели между христианством и римским культом Митры, если не заимствованием?

Действительно, в интернете легко наткнуться на кочующие из публикации в публикацию и даже из фильма в фильм — и без указания первоисточников — тексты, в которых утверждается, что Иисус Христос, Митра, Осирис, Вакх, Кришна, Будда, Заратустра, все как один родились 25 декабря от девы, имели 12 учеников, приняли смерть ради своих последователей и воскресли из мертвых.

Действительно, поразительные совпадения. Как говорит Берлиоз в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Нет ни одной восточной религии, в которой бог не родился бы от непорочной девы. Разве в Египте Изида не родила Горуса? А Будда в Индии? Да, наконец, в Греции Афина-Паллада — Аполлона?»

Это утверждается как нечто «известное всем образованным людям», но откуда такие сведения? Неверующий библеист Барт Эрман в своей книге «А был ли Иисус?» указывает источники. Это, прежде всего, книга Керси Грейвса «Шестнадцать распятых спасителей: христианство до Христа» (1875). Грейвз пишет: «Изучение истории Востока показывает удивительный факт: рассказы о воплощенных богах, напоминающих чудесный персонаж Иисуса Христа, существовали у большинства (или даже у всех) языческих народов древности. Рассказы о некоторых из этих боговоплощений столь разительно схожи с рассказами о христианском Спасителе, — не только в общих чертах, но иногда и в самых мелких частностях (от легенды о непорочном зачатии до легенды о распятии и последующем вознесении на небеса), — что их можно едва ли не перепугать».

Эрман обращает внимание на то, что Грейвс не сообщает источников своей информации, а с точки зрения ученого утверждения Грейвса выглядят «фантастическими».

Эрман цитирует современного автора, который пишет о том, что «персидский бог Митра, которого почитали митраисты, родился 25 декабря от девы; культом его правил папа с Ватиканского холма; жрецы носили митры и праздновали священную трапезу в ознаменование искупительной смерти Спасителя, воскресшего из мертвых в воскресенье», и оценивает такие сообщения вполне однозначно: «у нас нет митраистских текстов, которые истолковали бы ее, как и текстов, говорящих о рождении Митры от девы 25 декабря или его искупительной смерти и воскресении в воскресенье… перед нами чистой воды выдумка».

Но некоторые параллели между митраизмом и христианством действительно можно отметить, и, что интересно, мы знаем о них от полемизирующих с митраизмом христианских авторов. Культ Митры включал в себя обряды посвящения, ритуальные трапезы, обещал равенство всем адептам и блаженство после смерти. Он был одним из соперников христианства, пока не проиграл ему окончательно.

Иустин Философ пишет о том, что вступающим в культ предлагали хлеб и чашу с водой, и считал это бесовской пародией на христианство. Он же отмечает, что митраисты называли места, где совершали свои обряды, «пещерами», пародируя, по его словами, то обстоятельство, что Христос родился в пещере. Согласно Тертуллиану, в этих таинствах совершалось приношение хлеба и представлялся образ воскресения. Один из ранних Отцов Церкви Епифаний Кипрский говорит о рождении Митры от богини-девы Коры бога Эона, которое отмечалось в Александрии 6 января.

Здесь нам важно обратить внимание на то, что хронологически культ Митры появляется уже после христианства. Самые первые упоминания поклонения Митре в римском мире относятся к середине I века, заметное распространение по всей империи культ получает не ранее II века, большинство наших данных о митраизме еще более поздние — тот же Епифаний Кипрский жил уже в IV веке нашей эры.

Поэтому, если предполагать заимствование, то в обратную сторону — митраисты заимствовали что-то у христиан.

Это выглядит гораздо более вероятным и потому, что в отличие от язычников, которые не видели проблемы в синкретизме, заимствовании элементов из чужих религиозных традиций, христианство всегда носило исключающий характер — нельзя было быть христианином и адептом какого-то еще культа.

Напоминает нам о сюжете библии почему

Задания к § 7—10.

Задание 1. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения.
Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди — представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.
О принадлежности этих людей к эпохе Возрождения говорят их костюмы.

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.
На картине изображена девушка из зажиточной семьи, занимающаяся музицированием. Скорее всего она — итальянка, из Венеции. Одним словом можно выразить весь смысл — венецианка. Венеция всегда стояла особняком в итальянской и европейской истории и культуре. Она была центром вольнодумства, свободы, раскованности и, конечно, чувственности. Все эти качества отражены в характере девушки. Венецианки считались самыми образованными женщинами в Европе, могли музицировать, сочинять стихи, вести философские беседы, знали несколько языков и долгое время были законодательницами моды.

Задание 2. Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным., ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю. Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век (XV. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).

Читать еще:  Что делать в родительскую субботу дома

Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст — гимн человеку эпохи Возрождения.
«Человек одарен от природы и человек всегда находится в центре мира, чтобы оттуда было удобнее обозревать все, что есть в мире. Человек измеряет небо и землю и мог бы создать светила, если бы имел орудия и небесный материал. Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательны-ми умами, ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках. Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими».

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим — с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с товарищами.
Этот пункт выполняете на собственное усмотрение.

Задание 3. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин. » Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи. В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?

Напоминает о сюжете праща, которую юноша держит в правой руке и камень, вложенный в пращу и зажатый левой рукой. Противоречия: а) библейский Давид был почти мальчиком, физически слабым, а Микеланджело изобразил статного высокого юношу, б) Библейский Давид был обрезан по традиции своей веры, в) Микеланджело изобразил итальянца 16 века, в традициях изобразительного искусства своего времени.

Задание 4. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.

Географические открытия раздвинули границы восприятия мира, подтвердили многие научные гипотезы. Последовавшее за открытиями бурное развитие экономики и общества привело к потребности точных знаний во многих областях человеческой жизни. Все это, вместе с опровержением догматов церкви, дало толчок к изучению окружающего мира, как к единственному способу познания.

Задание 5. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.
Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

Архитектура Возрождения вообще разделяется на три периода. Микеланджело считается основоположником самого позднего направления, названного маньеризмом. Первым же образцом архитектуры возрождения является флорентийский собор Санта-Мария-делла-Фьоре, спроектированный Брунелески.
С собором Св. Петра можно сравнить базилику Сан-Лоренцо (Микеланджело, Флоренция), Темпьетто (Браманте, Рим), палаццо дель Те (Романо, Мантуя), собор Сан-Джорджо Маджоре и церковь Иль Реденторе и театр Олимпико (Палладио, Виченца).
Образцом для Вероккио, как и для других скульпторов, послужила древнеримская статуя Марка Аврелия. Сравнить можно с памятником кондотьеру Гаттамелате работы Донателло, установлен-ному в Венеции. Работа Донателло стала первой статуей подобных размеров.

Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству XIX в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения. А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Монументальность, пластичность, точное знание анатомии, перспективы, композиции, светотени, четкое соблюдение пропорций и геометрии произведения, выразительность, драматизм и жизненная сила образов.

Задание 6. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями. Перенесемся в 1512 год и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело. Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст закрались ошибки, которые нам предстоит найти, используя свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

«Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди. » — писал знаменитый биограф Джорджо Вазари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов (капелла предназначалась для проведения важнейших церковных церемоний, например, Конклавов). Но сегодня это возможно.
Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста IV в 80-е гг. (Капелла была построена в 1473-1481 гг.) XV в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.
Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль (Виа Аппия была пригородной дорогой, которая не использовалась по прямому назначению). Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции на берегу Тибра (Ватикан не примыкает к Тибру).
Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа (упоминаемые далее термы Каракаллы, если идти в город, находились слева от Аппиевой дороги) — памятники Средневековья (термы и Колизей — памятники античности) : термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида (термы — это бани, а в Колизее устраивались гладиаторские бои) . Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.
Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева (наоборот, излучина слева, а Капитолий справа). На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.
Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле ( Пантеон появится много позднее (Пантеон построен задолго до описываемых событий при императоре Адриане во II веке н.э.,) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст IV резиденцию пап (Ватиканский дворец стал постоянной резиденцией римских пап в 1377 году при папе Григории XI). Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев (мост был отреставрирован в 1450 году при папе Николае V, когда убрали старую триумфальную арку у выхода и восстановили обрушенные перила).
Минуем мост — и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра (купол собора начали возводить только в 1546 году). Кругом идут строительные работы: племянник Сикста IV, папа Юлий II, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет (более 4 лет). Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп» (на своде размещены 9 сцен). Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.»

Задание 7. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в 16-18 веках, не потеряли своего значения и в наше время? Какими из этих открытий и изобретений пользуетесь вы? Ответ запишите.

Практически все открытия в механике, физике, химии, биологии и многих других отраслях науки актуальны по сей день или дали начало новым открытиям и изобретениям. Из повседневных, чем пользуется каждый, достаточно назвать электричество, карандаши, ручные часы, в оптике очки и микроскоп, фарфор, ртутный термометр, воздушный насос, зеркала, книгопечатание.

Задание 8. Перед вами гравюра знаменитого художника XX в. Пабло Пикассо. Она изображает героев романа Сервантеса «Дон Кихот». Как вам кажется, какой эпизод странствий Рыцаря Печального Образа запечатлел автор гравюры? Что в произведении помогает вам найти ответ? Запишите выводы в тетрадь.

Возможно, увиденные дон Кихотом на холмах мельницы перед вторым выездом, как символ предстоящих ему испытаний. «Сражаясь неустанно. Вперед, только вперед! Подвиг за подвигом — вот и не узнать мир.»

Представьте, что вы художник, которого попросили выполнить иллюстрации к роману. Какие эпизоды, наиболее ярко характеризующие героев, выбрали бы вы? Попробуйте нарисовать их (Выполняем самостоятельно).

Задание 9. На суде Джордано Бруно воскликнул, обращаясь к судьям: «Вы с бóльшим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» Кто были судьи? Почему Джордано Бруно считал, что они испытывают чувство страха? Ответ запишите.

После этих слов он несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть». Пожалуй, эти слова ключевые в понимании слов. Возможно, Джордано Бруно считал, что инквизиторы, отправляя его на костер, понимали, что уже не в силах противостоять свободомыслию и развитию науки, а догматы церкви рушатся один за другим.

Задание 10. Заполните таблицу «Основные положения учения о строении Вселенной Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея».

Спорят две Голгофы

— Александр Моисеевич, вы автор цикла передач на канале «Культура», посвященных научным загадкам, связанным в том числе и с библейскими сюжетами. Сейчас многие специалисты пытаются их подтвердить или опровергнуть. Утверждают, например, что подлинная гора Синай, перед которой Моисей разговаривал с Богом, находится не на Синайском полуострове, а в Саудовской Аравии. Какую научную цель преследуете вы? Доказать историческую подлинность Библии?

— Действительно, версий очень много. Говорят еще, что в мире две Голгофы, спорят, какая же настоящая. Лично мне просто интересно с позиций науки проверить реальность тех легенд, которые записаны в древних книгах народов мира. И в Библии тоже.

Читать еще:  Поминальные службы по усопшим

— Какие сюжеты особенно вас интересуют?

— В частности, гибель городов Содома и Гоморры, которые располагались в долине Сиддим. Мы предполагаем, что они погибли в результате серии вулканических извержений и ушли под воду Мертвого моря. Дело в том, что в районе современного Мертвого моря проходила гигантская сквозьлитосферная трещина. Из нее во время подводных землетрясений активно выделялись сероводород и метан.

Согласно Библии, Содом и Гоморра уничтожены огнем и серой, а это как раз очень напоминает последствия подобных процессов. Метан при выбросах может воспламеняться. Доказательство этому — землетрясение 1927 года в Ялте. Очевидцы утверждали, что тогда горело море. На самом деле, это уже над морем вспыхнул метан. А теперь представим, что такое случилось в замкнутой долине. Сероводород отравил все окрестности, люди задыхались, а птицы падали на лету. Вслед за этим загорелся метан, который сжег всю долину.

Еще один эпизод связан с десятью так называемыми египетскими казнями. В Библии сказано, что в наказание за угнетение израильтян Бог послал на Египет тьму, эпидемии, нашествие жаб и мух. Я связываю эту легенду с реальным извержением вулкана Санторин, который находился на одном из островов вблизи побережья Средиземного моря. То был мощнейший взрыв: пепел на многие дни закрыл солнце. Вот вам и «тьма египетская». А вслед за этим — заболачивание местных рек, гибель рыбы, рои мух, болезни, смерти младенцев. Тем более известно, что Моисей вел свой народ, ориентируясь ночью на столб огня, а днем на столб дыма. Это тоже подтверждает извержение вулкана.

— Кстати, существует много версий о Моисее и о том, как он прошел сквозь море. Американские ученые доказывают, что как раз в то время происходили сильные колебания земной коры. В результате дно моря «вздулось» и образовалась мель. А через пару часов земля опустилась, и воды накрыли египтян.

— Не думаю, что версия о колебаниях земной коры верна. Такие явления более долговременны, и египтяне вполне успели бы пройти «посуху» и догнать Моисея. То, что мы читаем в Библии, — классическое описание цунами. Это огромная волна, которая опять же является результатом землетрясения. При цунами море может отступить на какое-то время, а потом нахлынуть снова. Несколько лет назад в Стамбуле было сильное землетрясение. Так вот, один рыбак, который тогда ловил рыбу в море, рассказывал, что вода вдруг начала уходить, и его лодка опустилась на глубину в несколько десятков метров. Прошло минут двадцать, и она благополучно поднялась.

— А что вы думаете о Вселенском потопе?

— Специально этой темой я не занимался, но известный профессор Михаил Гроссвальд считает, что в тот исторический период имели место катастрофические таяния льдов Арктики, которые и вызывали огромные потоки воды. Я-то более склонен думать иное: Всемирный потоп был связан с глубинными геологическими процессами, а именно — столкновением африканской и евроазиатской плит. Многие ищут останки Ноева ковчега возле горы Арарат, доверяя описаниям Ветхого Завета. Я думаю, что так оно и было. Потому что чем больше мы читаем древние тексты, тем сильнее убеждаемся в их документальности и достоверности. Надеюсь, что когда-нибудь следы Ноя найдут.

— Вы так тщательно и глубоко исследуете Библию. Не упрекают вас верующие в том, что вы посягаете на «территорию Бога»?

— Расскажу такой случай. Несколько лет назад в Иерусалиме я читал лекцию об Атлантиде и ее гибели. Пришло немало религиозных людей, которые довольно негативно восприняли все, что я рассказывал. Заявили, что это богохульство — пытаться сотворенные богом чудеса объяснить с позиции прагматичной науки. И я задал им вопрос: «Неужели вы считаете, что Бог хуже нас с вами знает устройство нашей планеты? Конечно, нет. А если так, то почему бы ему не устроить свои чудеса так, чтобы мы могли найти им вполне разумное объяснение?»

— Можно сказать сегодня, какие сюжеты Библии уже точно научно обоснованы?

— Я считаю, что гибель египетского войска имеет подтверждение — его поглотила волна цунами. Крах Содома и Гоморры произошел в результате извержения вулкана. Причины потопа мне не совсем ясны. Но одно то, что в мифах разных народов и разных континентов он присутствует, дает право говорить о том, что потоп действительно был.

— Что для вас самая большая загадка Библии?

— Ее автор. Был ли это один человек или группа людей? Возникает целый ряд вопросов. С Новым Заветом все более или менее ясно — есть свидетельства, разные редакции, которые приблизительно сходятся. А вот Ветхий Завет? Не знаю. Во всяком случае, могу сказать, что письмена появились гораздо раньше человека. Достаточно посмотреть хотя бы на камень пегматит. Его черные зерна образуют своеобразные узоры-«письмена» на гранитных породах. Складывается впечатление, что человек просто скопировал то, что создал Бог. И хотя сам я с детства был воспитан в духе атеизма, но чем больше познаю окружающий мир, тем менее принимаю на веру прагматичную модель диалектического материализма. Мне кажется, что там, «наверху», все-таки что-то есть.

— Александр Моисеевич, вы известны не только как ученый, но и как автор бардовских песен. В одной из них есть строчка: «Атланты держат небо на каменных руках». Что стоит за этим красивым поэтическим образом?

— Живые люди, наши с вами современники, которые, образно говоря, поддерживают небо, чтобы оно не обрушилось на землю. Я имею в виду прежде всего сохранение природы в том состоянии, в котором она сама сможет помогать людям. Ведь мы очень слабо устроенные существа. Изменение температуры в ноосфере — нашей среде обитания, появление озоновых дыр, таяние ледников, осушение пресных рек — все это может привести к исчезновению человека как вида. Вот почему поддержание этого «неба» является нашей главной задачей.

— Еще недавно мы увлекались экстрасенсорикой, безоглядно принимали на веру всякие таинственные вещи. А сегодня все больше растет интерес к тому, что лежит в основе этих тайн. Возвращается век просветительства?

— Довольно сдержанно отношусь ко всяким оккультным наукам. И то, что делаем мы, никакого отношения к ним не имеет. Да, я занимаюсь поисками Атлантиды и как ученый пытаюсь научно обосновать ее гибель. Я человек прагматичный и исхожу из гносеологических понятий о познаваемости вещей и из того научного багажа, который мне дан. Вот, например, только одна из тем, к которой я обратился в передаче «Атланты. В поисках истины» на канале «Культура» — предсказание землетрясений. Наука уверена: катастрофы можно предсказать. Священнослужители же считают, что это промысел божий и предугадать его невозможно. И истина в споре до сих пор не найдена. Ведь ученые сегодня могут дать только долгосрочный прогноз, а чтобы за день и час сообщить о беде — до такого нам еще очень далеко. Или другой пример. Всю жизнь я занимался изучением магнитного поля и считаюсь специалистом в этой области. Но его природа даже мне до сих пор остается непонятной. В общем, получается почти по Сократу: чем больше узнаешь, тем больше появляется тайн. Но это хороший стимул для дальнейших поисков.

— В Библии есть предсказания нынешних катастроф?

— Ветхий Завет написан на древнем арамейском языке. Слова этого языка можно формировать по-разному и высчитывать на компьютере тысячи вариантов. Несмотря на то, что Книгу книг изучают уже не одно столетие, она еще далека от полной расшифровки. Мне кажется, что там можно прочитать о многом.

14. Что такое Библия

Основные части Библии. Библия является священной книгой двух религий — иудаизма и христианства. Само это слово взято из древнегреческого языка и означает “книги” (в древности книгой именовали свиток папируса, на котором помещался текст, примерно равный по объему современной книжной главе). Если мы раскроем современное издание Библии, то увидим, что в этом толстом томе находится несколько десятков разных произведений, каждое из которых имеет свое название.

Библия состоит из двух частей: первая из которых называется Ветхим Заветом, вторая — Новым Заветом. Слово “завет” означает здесь “союз” — речь идет о дружбе и союзе, который в глубокой древности заключил Бог с одним из народов — древними евреями. Ветхим Заветом, то есть “старым союзом”, христиане назвали ту часть Библии, в которой описываются события до прихода к людям Иисуса Христа, когда союз с Богом был заключен вновь. Поэтому вторая часть Библии, в которой рассказывается о Христе, именуется Новым Заветом.

Иудеи признают священный характер только Ветхого Завета, так как они не считают новозаветного Иисуса из Назарета подлинным Христом, т.е. Мессией, Спасителем. Разумеется, они не употребляют самого названия «Ветхий Завет», для них Бог заключил союз с избранным им народом раз и навсегда. Поэтому «свою» часть Библии они именуют просто Писанием. Христиане же, так как их религия возникла на основе древнееврейской, теперь именуемой иудаизмом, считают священными обе части Библии.

О чём рассказывает Ветхий Завет. Ветхий Завет повествует о том, как когда-то Бог создал небо и землю, растения и животных, и, наконец, людей. Затем в Библии идет речь о разных событиях в жизни древних евреев: как их предки жили в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, как они попали в рабство и освободились из него, как заключили союз с Богом и Он пообещал навсегда отдать им землю, такую богатую, что там в реках вместо воды текли молоко и мед.

В кровавой и беспощадной борьбе с народами, которые жили на этой земле, древние евреи создавали свое государство. Прошли столетия, царство евреев было уничтожено более сильными соседями, а их самих угнали в плен. Все это случилось, как уверяет Библия, из-за того, что евреи перестали слушаться Бога, изменяли ему и поклонялись чужим богам.

Однако наказавший их Бог пообещал, что со временем пришлет на землю своего посланника, который спасет еврейский народ и накажет его угнетателей. По-древнееврейски этот посланник Бога зовется Мессия, а в переводе на древнегреческий — Христос.

О чём рассказывает Новый Завет. Новый Завет, созданный уже христианами, повествует о земной жизни Иисуса из Назарета, который и есть Христос. Кроме того, в этой части Библии рассказано о деятельности общин первых христиан и приведены послания апостолов, учеников Иисуса. Завершается Новый Завет Откровением Иоанна, в котором рисуется грядущий конец света.

Библия и мифы. Таким образом, Библия является собранием самых разнообразных текстов, в которых содержатся мифы, легенды, повествование о реальных исторических событиях, своего рода предсказания будущего, лирические произведения религиозного и светского характера. Наибольшим богатством мифологических сюжетов отличается Ветхий Завет. Некоторые из них приводятся и анализируются ниже. Так как Библия сыграла особую роль в становлении мировой цивилизации, то библейские мифы, как и античные вошли в сокровищницу общечеловеческой культуры в большей степени, чем, допустим, китайские, японские или австралийские. Поэтому многие мифологические или легендарные сюжеты Библии нуждаются в комментировании для современного читателя. При необходимости пояснить или дополнить библейский рассказ комментарий к нему, как правило, дается курсивом и заключается в квадратные скобки.

Читайте также другие темы главы III «Древнейшая история мира и человечества»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector