1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли поминать на кладбище

Как правильно поминать усопших в годовщину смерти?

Поминание усопших — важная часть духовной жизни православного христианина. Молитвы об умерших свидетельствуют о том, что наша земная жизнь не есть пределом, не есть смыслом и целью существования. За порогом физического бытия начинается жизнь вечна, и она зависит от того, как человек прошел свой земной путь. Это великая тайна, но и великое утешение — мы знаем, что умирая, наши близкие не исчезают во мраке, не пропадают и не растворяются в небытие, но только лишь переходят в другую — духовную — реальность.

Христианское отношение к смерти соединяет в себе вполне понятную скорбь об ушедшем близком человеке, а с другой стороны, светлое чувство, что человек ушел к Богу. Верующим людям намного проще переносить расставание с близкими, потому что они знают, что это расставание не навсегда, а только лишь на время.

Для того, чтобы почтить память умершего, вознести свои молитвы о его упокоении, вспомнить его при жизни — православные христиане устраивают поминки. Они бывают на разные сроки после смерти человека. Сегодня узнаем, как следует правильно отмечать первую годовщину после смерти, что надо делать в этот день.

Смысл поминания на год после смерти

Кроме поминаний, которые отмечаются довольно скоро после смерти, большое значение имеет первая годовщина смерти. Богослужебный год имеет свой цикл, поскольку именно за год происходят все богослужения и проходят болььшие церковные праздники. Поэтому год в православной церкви считается неким завершенным циклом. Поминание на годовщину смерти как бы подводит итог начальному этапу после смерти человека.

Ещё статьи о поминовении умерших:

Для верующего человека этот день должен отмечаться не только как день скорби, но и как некоего рода «день рождения» в новую, вечную жизнь. Вполне понятна наша чисто человеческая скорбь и печаль, когда близкие уходят, но она не должна переходить в глубокое уныние, депрессию и невозможность жить дальше. Если мы доверяем Богу, мы должны положиться на его попечение о каждом из нас — и об умерших, и об оставшихся еще живых.

Зачем вообще поминают умерших и какой смысл в это вкладывается? Тут мы видим большую разбежность между людьми верующими и неверующими. Для обычного мирского человека, который не открыл для себя радости воцерковления и познания Бога, поминки представляют собой, как правило, застолье. Люди собираются за общим столом, едят и пьют, могут вспоминать умершего при жизни. Если умер очень близкий человек, то поминки часто проходят в атмосфере гнетущего беспросветного горя.

Для верующего воцерковленного человека основной смысл поминовения — это молитва за усопшего. Это не означает, что нельзя организовать поминальный обед и позвать на него близких. Можно встретиться и за столом, но при этом нужно помнить, что еда и питье совершенно не нужны душе умершего человека.

Важно! Именно поэтому совершенно бессмысленными являются суеверия, когда в квартире или на могиле человека оставляют какую-либо еду, якобы чтобы усопший ел и пил.

Все, что нужно душе усопшего — искренняя молитва о нем, милостыня от его имени. Поэтому с православной точки зрения поминки на год — это возможность собраться людям, которые готовы искренне молиться за умершего. Да, они вполне могут поучаствовать и в поминальном обеде, но атмосфера такого собрания будет совсем иная, более тихая и светлая.

Православные обряды по усопшим:

С этой точки зрения, получается, довольно бессмысленно, когда на поминки собираются люди, не верующие в Бога и, соответственно, вечную жизнь души. Если со смертью тела человек перестает существовать, то какой смысл его поминать? Это делать имеет смысл только тогда, когда люди понимают, что после физической смерти от человека остается что-то живое. Этим и является бессмертна богоданная человеческая душа.

Как правильно организовать годовщину смерти

Когда приближается знаковая дата, родные и близкие усопшего задаются вопросом правильной организации поминок. С чего нужно начинать и как все сделать правильно?

Конечно, первое, что нужно сделать — заказать в храме заупокойные богослужения. Это может быть панихида, сорокоуст за упокой. Очень желательно, чтобы близкие не только подали записочку с именем усопшего человека, но и сами побывали на богослужении, помолились вместе с Церковью. Конечно, это касается тех, кто воцерковлен и понимает необходимость таких действий.

После богослужения можно съездить проведать могилку умершего, навести там порядок. Не нужно при этом следовать сотням народных суеверий, которые «регламентируют» посещения кладбищ. К примеру, к таким суевериям относятся:

  • предписание ходить на кладбище только в первую половину дня — якобы, именно в это время там присутствуют души умерших, с которыми можно невидимо встретится;
  • входить на кладбище дозволяется только через узкую калиточку, а через ворота проходить нельзя, поскольку там провозят покойников. Абсурдность этого суеверия очевидна, поскольку покойников возят и по улицам, и по больницам, и много где еще, но мы же не перестаем из-за этого ходить по дороге, по которой везли умершего;
  • традиция оставлять еду и питье на могилке для кормления усопшего. Очевидно, что физическая еда ему уже давно не нужна. Гораздо лучше раздать пищу нищим с просьбой помянут умершего;
  • суеверный страх любых предметов с кладбища и атрибутов похорон. Конечно, странным и кощунственным будет, например, собирать букеты цветов на кладбище, но если вы случайно привезли что-либо с кладбища, или у вас остались какие-либо предметы, там используемые — не стоит их бояться. Это просто вещи.

Такие и многие другие суеверия имеют своей целью отвлечь человека от истинной веры, подменить ее, увести внимание от важного на всякие глупости. Не нужно этому поддаваться.

Поминальная трапеза

После посещения кладбища можно отправится и на поминальную трапезу. Ее часто заказывают в кафе, так намного удобнее разместить и накормить большое количество людей. Понятно, что музыка на таких мероприятиях неуместна, ее выключают, а трапеза проходит тихо, спокойно, с молитвой и добрыми воспоминаниями о покойном.

На первую годовщину традиционно принято приглашать всех или многих родственников и друзей покойного. Чаще всего, такая компания оказывается очень разной в плане воцерковления и веры. Но если поминаемый человек был искренне верующим христианином, то его поминки нужно устраивать согласно христианским обычаям, даже если это непонятно кому-то из близких.

Людям нужно объяснить, как и почему совершаются те или иные действия, зачем они нужны. Неверующие и невоцерковленные люди могут не участвовать в общей молитве, посещении заупокойного богослужения и прочих православных традициях, но они должны их уважать и не мешать их проведению, если решили прийти на поминки.

Отдельное внимание при организации поминальной трапезы на первую годовщину смерти нужно уделить вопросу алкоголя. К сожалению, очень часто любые застолья, в том числе и поминальные, превращаются в попойку, где количество алкоголя превышает все разумные меры. Конечно, для православного христианина такой подход не допустим.

Строгого запрета на употребление алкоголя на такой трапезе нет, но нельзя забывать о цели поминального обеда и не превращать его в обычное застолье, где люди пьянеют и начинают неподобающе себя вести. Это грех и кощунство. Так поминание проходить не должно.

Частые вопросы о годовщине смерти

Даже когда близкие в целом правильно понимают организацию поминок на годовщину смерти, часто возникает множество мелких бытовых или практических вопросов. Попробуем ответить на основные из них.

  • Когда организовывать поминки?

В нашей церкви поминальную панихиду и все сопутствующие мероприятия притяно заказывать либо день в день, либо за один день до самой годовщины.

  • Как одеваться на поминки?

Традиционно считается, что близкие люди носят траур по умершему первый год после его смерти. Сегодня эта традиция не очень распространена, да и подходы к одежде в обществе сильно поменялись. Никто не смотрит косо на человека, похоронившего родственника, и не одетого в черное. Поэтому на поминки нужно одеваться так, как вы привыкли ходить этот год.

Конечно, нужно воздержаться от излишне ярких, броских, вызывающих одеяний, а отдать предпочтение сдержанной одежде, преимущественно темных тонов. Но и специально наряжаться и покупать себе черные одежды не стоит, если вы ежедневно их не носите.

  • Что принести в храм на панихидный столик?

Заказывая в храме панихиду, традиционно положено приносить какую-либо еду и оставлять ее на специальном столике. Эти продукты после службы освящаются и раздаются тем, кто в них нуждается, а также из них готовят храмовые обеды. Можно принести: хлеб, крупы, макароны, сахар, подсолнечное или сливочное масло, конфеты и печенье, фрукты, а также любые другие продукты.

Не нужно приносить скоропортящиеся деликатесы, торты с кремом, крепкие алкогольные напитки и тому подобное. Поскольку в каждом храме могут быть свои порядки и традиции, лучше этот момент уточнить именно там, где вы будете заказывать панихиду.

  • Что готовить или заказывать на поминальный обед?

Существует масса традиций и суеверий, связанных с проведением поминальной трапезы на годовщину. Где-то принято есть исключительно ложками, где-то ставят пустой стул, тарелку и приборы для покойника, где-то поминают исключительно водкой и никакими другими напитками.

Православный христианин должен помнить, что все эти внешние атрибуты не имеют никакого значения для души умершего человека, а поминание алкоголем всегда осуждалось в нашей церкви. Поминальный обед нужен не усопшему, а его живым близким, которые потрудились сходить на кладбище и богослужение и нуждаются теперь в подкреплении своих сил.

Поэтому меню можно составлять на свое усмотрение, учитывая пищевые привычки присутствующих. Традиционно начинают трапезу с кутьи, после чего можно есть любые другие блюда.

  • Кого звать на годовщину смерти?

Какого масштаба устраивать поминки на год решает семья умершего человека. Кто-то собирает большую компанию из всех друзей и знакомых, а кто-то ограничивается тесным семейным кругом. Во многом это зависит от возможностей семьи — в наше время накрыть стол для большой компании является делом затратным и хлопотным.

Но важно не то, сколько людей соберется на поминки, а с каким сердцем эти люди придут. Если даже собирается всего несколько человек, но они искренне молятся за упокоение души, такие поминки будут иметь большое значение.

  • Что делать, если с поминок остается еда?

Часто бытует мнение, что с поминальной трапезы нельзя забирать оставшуюся еду — это плохая примета. На самом деле, это очередное суеверие, которых очень много вокруг темы смерти и похорон. Если на трапезе остается еда — ее можно раздать гостям, можно забрать домой, можно накормить неимущих. Никакого мистического смысла в этой пище нет и никакого негатива она не несет.

  • Что делать с суеверными родственниками?

В семьях, где к воцерковлению пришли не все родные, часто разгораются дебаты по поводу вопросов организации поминок. Как правило, в невоцерковленной среде царит огромное количество суеверий и поверий, якобы обязательных для исполнения. Это и стакан с водой, который ставят, чтобы покойник пил, и ношение еды на кладбище, и отдельное пустое место для умершего и многое другое.

Православный христианин понимает всю глупость и тщету таких внешних действий и часто пытается донести это до остальных. Но, чаще всего, натыкается на стену непонимания, что может довести до конфликта. Если вы видите, что близкие не готовы принимать ваши доводы — не стоит усердствовать.

Люди склонны держаться за привычные внешние действия, поскольку это дарит некое ощущение порядка и того, что все делается «правильно», «так, как надо», «так делали всегда». Если речь не идет о каких-либо существенных искажениях православия, то на внешние формальности можно просто не обращать внимания.

  • Если годовщина припала на пост

Как организовать поминки, если человек умер в пост? Тут нужно искать золотую середину. Если умерший и его ближайшие родственники, которые и занимаются поминками, всегда соблюдали посты, вполне уместно будет сохранить эту традицию и для поминальной трапезы. Если приглашены люди, не знакомые с практикой соблюдения поста, им можно объяснить, что в вашей семье есть такая традиция и она важна.

Тем не менее, если среди пришедших на поминки могут быть люди, категорически отвергающие пост — нужно позаботиться, чтобы меню было составлено с учетом их привычек питания. Поминки — это не то место, где нужно спорить о важности и необходимости поста. Это дело каждого человека и не нужно никого заставлять против воли.

Поминовение усопших дома и на кладбище

Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного.

Читать еще:  Почему на ночь нельзя вспоминать умерших

Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

Церковь также заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, родственниках и знакомых. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, в которую записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Как поминать на домашней молитве неправославных. На домашней молитве может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном Богослужении. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился об умерших язычниках и это приносило им отраду. Святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель Православия, как преподобный Феодор Студит, не допуская открытого поминовения на Литургии усопших еретиков-иконоборцев, находил возможным для близких их поминовение тайное: «Разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню».

Как молиться о самоубийцах. Преподобные Оптинские старцы разрешали на келейной (домашней) молитве поминать даже самоубийц, за которых по 14-му правилу Тимофея Александрийского не может быть приношения в Церкви. Так, преподобный Леонид, в схиме Лев, одного из своих учеников (Павла Тамбовцева), у которого отец окончил жизнь самоубийством, так утешал и наставлял: «Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой, всемогущей. Не испытывай Вышняго судеб. Тщися смиренномудрием укреплять себя в пределах умеренной печали. Молись всеблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней — по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя». Молись же просто, без испытания, предавая сердце твое в десницу Вышняго. Конечно, не было воли Божией на столь горестную кончину родителя твоего: но ныне он совершенно в воле Могущего и душу и тело ввергнуть в пещь огненную, Который и смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит. При этом Он столь милосерд, всемогущ и любвеобилен, что благие качества всех земнородных пред Его высочайшею благостью — ничто. Для сего ты не должен чрезмерно печалиться. Ты скажешь: «Я люблю моего родителя, почему и скорблю неутешно». Справедливо. Но Бог, без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблаговолит помиловать, то кто может противиться Ему?».

Кроме молитвы за усопших, еще один вид поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их, или от имени их, т.е. подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в этом нужду – нищим нашим собратьям. Милостыня может быть разнообразной – и деньгами, и едой, и в том, что мы раздаем нуждающимся одежду усопшего. Все это ведет к отраде для умерших грешников.

Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют такое же значение, как если бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших также умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно, что получившие помощь молятся за своих благодетелей.

Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; обычай раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. «Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму… Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4: 10, 17). «Милость деяния да будет всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7: 36). Пророк Иеремия говорит, что от лица Божьего будут отвержены те из умерших, о спасении которых не подается милостыня.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела. Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками.

НА КЛАДБИЩЕ

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего всеобщего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного безсмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, помолиться. Желательно совершить литию (это слово в буквальном смысле означает «усиленное моление»). Для совершения чина литии можно пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, есть в полных молитвословах. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как вести себя на кладбище и поминать усопших

В разных странах человеку свойственно посещать могилы своих предков. Но только у русского человека отношение к кладбищу, к могилам самое трепетное. Как писал Пушкин:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Заметим, что кладбище, происходит от слова клад, получившегося в свою очередь от глагола класть, полагать лежа. Но в то же время, как известно клад – слово означающее нечто ценное, зарытое в землю. Причем зарытое до поры. Так и слово кладбище означает, что на нем до поры зарыто сокровище – тело православного христианина, которое непременно восстанет в день всеобщего Воскресения. Русское кладбище – это не некрополь, как модно стало говорить. Некрополь – означает город мертвых, а согласно православию – у Бога мертвых нет. Потому русское кладбище – место, где усопшие /заснувшие на время/ люди покоятся в ожидании воскресения. Вот почему наш народ относился к кладбищу, к могиле своих предков, как к священному месту.

К сожалению, такое понятие сегодня во многом утрачено. Но в генетической народной памяти оно осталось. Об этом говорит то, что даже невоцерковленные люди стремятся посещать могилки родных или близких. У Бога мертвых нет… И наш народ приходит к усопшим родным, как к живым, как на свиданье. Люди предаются воспоминаниям, размышляют о своей жизни и стараются хоть как-то почить память усопших. Ухаживают за могилкой, поновляют кресты, надгробия и памятники. И это неплохо. Однако нам надо знать, что усопшим не станет легче от того, что их могилы ухожены, не забыты. Им не станет легче и от наших размышлений о них, от пожелания «да будет тебе земля пухом». Да и разве такое пожелание лучше молитвы-просьбы «Со святыми упокой Господи душу усопшего раба Твоего…»

Когда мы ухаживаем за могилкой, то проявляем свое почтение, свою любовь к усопшему неким делом. Конечно же, это хорошо. Могилы умерших, близких нам людей являются отражением нашей души. Аккуратная и ухоженная, она выражает нашу любовь, память. Но ведь внешнее проявление любви для души усопшего практически ничего не значит. А вот молитва есть самое великое дело, которое мы можем свершить в память покойного, есть самое глубокое проявление нашей любви к нему. При молитве и душа молящегося получает умиротворение и душа усопшего. А без молитвы на кладбище может возникнуть у вас тоска и даже уныние. А это, в свою очередь почувствует душа покойного и тогда о каком ее покое можно говорить?

Очень хорошо о смысле молитвы за усопшего сказал старец нашего времени архимандрит Кирилл (Павлов). «Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Придёт время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: «Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя». И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! «Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя».

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших — это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, — то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!»

Лучшая молитва за усопших – это соборная молитва всей Церкви. Поэтому, прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

Читать еще:  Чем поминают умерших на 40 дней

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. После литургии нужно отслужить панихиду.

Когда же посещаете кладбище, надо зажечь свечку на могиле. А поскольку свеча часто задувается ветром, то для нее следует иметь специальный закрытый подсвечник, который продают непосредственно в прикладбищенских православных лавках, либо в православных магазинах. Можно порекомендовать обратиться в православный интернет-магазин «Зерна», где имеется большой выбор таких подсвечников. Имеются в нем и специальные фонари для возжигания свечей. Такие фонари традиционно использовали наши предки. Возобновление такой традиции способствует уважительному отношению к православной культуре возжигания свечей на кладбище. Особенно пригодится такой фонарь, когда на могиле близкого человека свершается лития.

Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Если же сделать это по каким-либо причинам трудно, то можно и самому свершить краткий чин, по книге «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище». А можно помолиться даже и своими словами. Ведь главное в молитве – это наше сердечное расположение, искреннее обращение к Богу об упокоении души близкого человека.

Затем прибрать могилу и предаться воспоминаниям о покойном. Но не таким, которые оскорбляют его память, а таким, которые подвигают нас на душеполезные размышления.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку на могилу — этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества. Не надо оставлять на могиле никакую еду, лучше отдать ее нищему или голодному. Архиепископ Иоанн (Максимович) так говорил об этом: «Родные и близкие усопших! Делайте для них то, что им нужно и что в ваших силах. Тратьте средства не на внешние украшения гроба и могилы, а на помощь нуждающимися, в память усопших близких, на церкви, где возносятся о них молитвы».

К сожалению, внешние украшения могил становится все более распространенным. Но присмотритесь к разным могилам и вы увидите, что простой крест на могильном травяном холмике с живыми цветами смотрится естественно, вызывает чувство умиротворения. Потому что крест на могиле православного христианина напоминает нам о том, что у Бога нет мертвых, что все усопшие когда-то воскреснут. Вот почему он вызывает умиротворение.

А вот могила придавленная гранитом и громадной глыбой памятника вызывает тяжелое чувство. Не оттого ли у таких могил часто слышатся рыдания вместо молитв, пьют водку за то, чтобы земля покойному была пухом, потом опять рыдают и уходят придавленные тоской, как гранитом, которым придавлена могила.

Крест, будь он из металла или из дерева, более приличествует месту упокоения православного христианина, нежели дорогие монументы и мраморные надгробия. Но, конечно же, решение этого весьма деликатного вопроса – дело личное и решается каждой семьёй индивидуально.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — говорил святитель Иоанн Златоуст.

Вот почему так душеполезно сделать пожертвование на храм или дать милостыню бедным с просьбой помолиться об усопшем рабе Божьем, называя его имя. Хорошо принести продукты для поминовения в церковь, специальное место для этого — канун. Обычно покупают крупы, конфеты в коробках, сок, красное вино, растительное масло, яйца, макароны. Эти продукты потом передаются нуждающимся и будут жертвой, принесенной за усопшего.

Однако, как уже говорилось выше прежде всего необходимо самим молиться за усопших. Это самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

Поминки: нужна ли покойнику еда?

Примитивное язычество верит, что поминальные продукты необъяснимым образом передаются в мир иной, и умерший родственник может их кушать. Более развитые религии (например, индуизм) рассматривают поминание как жертву, которая служит своеобразной платой богам за благую участь покойника. В христианстве тоже есть традиция поминок, но она имеет мало общего с тем, о чем мы говорили выше.

Умершему человеку еда не нужна! Это Церковь говорила всегда. По ту сторону смерти сохраняется личность, душа и все эмоциональные характеристики человека, но чисто биологические функции там прекращаются – ведь тела нет! Поэтому «передачи на тот свет» абсурдны с точки зрения Церкви. Но что же тогда имеет в виду христианская традиция, которая не отрицает идею поминовения умершего едой?

Дело в том, что умершим людям нужна молитва за них. Очень хорошо, если человек умирает, очистившись и исправившись. Но, увы, многие уходят в вечность нераскаянными, с тяжелым греховным грузом, который они накопили в своей жизни. И, находясь в таком состоянии, люди нуждаются в нашей помощи. А помочь им мы можем молитвой, милостыней и добрыми делами, сделанными ради них.

О том, как действует молитва на другого человека, говорить очень трудно, поскольку все в мире находится во власти Бога, и все тайны бытия ведает только Он. Но опыт Церкви говорит о том, что молитва очень действенна, и умерший, за которого помолились в храме и ради которого дали милостыню, получает через это помощь. Церковь знает множество случаев, когда молитвы полностью освобождали грешника от адских мук.

Накрытый поминальный стол – это не способ «улучшения жилищных условий» на том свете, и не попытка задобрить Бога, ведь Он в еде тоже не нуждается. Еда – это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно, как мы ее творим. Милостыня должна нас самих делать добрее, и если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан для галочки, или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Еще среди далеких от Церкви людей (да и среди верующих, увы, тоже) есть традиция на следующий день после похорон приносить на могилу тарелки с едой. Или же при каждом посещении могилы оставлять на надгробиях куски хлеба, крошки печенья, рюмочки с водкой. Считается, что душа еще не покинула пределы Земли и гуляет по тем местам, которые ей были дороги. Вот родственники и приглашают ее разделить с ними трапезу, полагая, что покойник необъяснимым образом тоже может к ней присоединиться. На самом деле эта практика языческая и с христианством не связана. Спасибо за такое угощение скажут разве что кладбищенские коты и собаки, а покойнику эти печеньки – только печаль. Не рюмки с водкой ему теперь нужны, а наша молитва – искренняя, чистая, живая. А лучшим местом молитвы является храм Божий.

Если вы подаете еду в храм, здесь тоже важно помнить несколько моментов. Во-первых, в храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Вы можете принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для вас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны вам за это. И, наоборот, если у человека нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается! Ни за какие деньги! Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня ( еда – в том числе) – это один из элементов такого труда.

Ну, а если все-таки вы захотите пожертвовать, то важно помнить – жертвовать нужно лучшее! Чтобы у человека, которому вы даете милостыню, была от вашего приношения настоящая радость. Чтоб он захотел помолиться о покойнике, и делал это с благодарностью, а не воспринял вашу жертву как подачку. Это весьма распространенное заблуждение – мы порою хотим тремя конфетами купить себе рай. Но такой подход – прямое лукавство. Бог ждет от нас покаяния, перемены в лучшую сторону, избавления от скупости, жадности, черствости душевной. И если мы сможем через милостыню изменить себя подобным образом, если сумеем поправить собственное духовное здоровье, тогда сможем поделиться им и с нашими умершими близкими.

После похорон на следующий день нужно идти на кладбище?

Потеря близкого – это невосполнимая утрата. Родственники стараются соблюдать этапы поминального обряда, чтоб достойно провести погибшего. По традиции после похорон на следующий день нужно идти на кладбище – «разбудить покойника», принести ему «первый завтрак».

Почему стоит посетить могилу на следующий день после похорон

Одним из обычаев проведения умершего в иной мир у православных есть завтрак после похорон. Родственники утром навещают упокоенного на «новом месте» – на кладбище. Христианские традиции пришли к нам еще со времен язычества. Люди верили что дух, покинувший тело, после смерти переходит в иной мир. Помогая мертвому, родня несет еду на могилу для «пробуждения покойного». Они заставляли дух покойника проснуться на кладбище и принять факт перехода в загробный мир спустя день после похорон.

Православные люди верят: после захоронения душа привязана к месту захоронения. Во время посещения могилы его дух приходит, чтобы побыть с родными. По прошествии похорон родня убирает место упокоения, поминая, молясь и чтя память об умершего. Приходя на кладбище после погребения гроба в землю, родственники будят душу. Принесенная пища с похоронной процедуры помогает помянуть умершего.

Что нужно взять с собой

Организовывая поминальную трапезу на кладбище, родные составляют особое меню. Родственники после похорон готовят постную еду, напитывающую душу усопшего. Родные приносят на могилу покойного поминальные блюда, но прикасаться членам семьи к ним не советуют. Еду желательно раздать нищим, нуждающимся с просьбами поминать покойного.

На кладбище после дня похорон несут:

  • бутерброды;
  • мясные, овощные нарезки;
  • сало;
  • вареные яйца;
  • колбасу.

Поминают людей и сладостями – конфетами и печеньем. Пекут пирожки и булочки, заказывают пряники и раздают знакомым для поминания после похорон. Родственники несут покойному воду, чтобы душа могла напиться. Алкогольные напитки запрещено распивать на кладбище после помещения тела под землю.

Для поминок после похорон не используют алкоголь, а молятся за упокоение. Родня не обедает, не прикасается к «завтраку».

Все члены семьи садятся у могилы, молясь и вспоминая приятные моменты и добрые поступки, которые совершил при жизни близкий. Они приглашают знакомых и прохожих угоститься приготовленной пищей и помянуть похороненного умершего.

Традиция завтрака на кладбище и ее значение

Смерть – печальное и неизбежное событие, отнимающее родных людей. Родня, занимаясь похоронами, теряется в правильности действий, связанных с прощанием и проводами умершего на кладбище. Сформировались определенные традиции, обряды, ритуалы, проводимые во время траурной процедуры и по ее завершении. У славян сложились обряды, касающиеся рождения ребенка, его крещения, свадьбы. Особое значение для предков имели похоронные ритуалы, включая трапезу на погосте. Они верили, что после смерти дух переходит к иному миру. Родственники помогают ему адаптироваться после смерти, отправиться на небеса.

Родные люди после смерти чтят память о погибшем, не забывая поминать во все памятные даты. Христиане имеют традицию ехать на кладбище на следующий день после похорон. Наши предки считали, что после погребения усопшего, его «будит» родня, принося ему пищу и помолившись возле креста.

Растерянная душа покойника остается привязанной к месту захоронения и после первой «ночевки» родные помогают ей найти упокоение.

Причиной для трапезы на кладбище считается желание накормить дух покойника. Поминовение спустя день от похорон дает умершему спокойствие и чувство заботы родных ему людей.

Что делать с едой после обряда

Оставшуюся еду после обряда похорон родные оставляют у могилки усопшего на кладбище. Нищие и малоимущие приходят, угощаются едой, поминая покойного. Живой человек употребляет пищу для поминовения. Во время послепохоронной трапезы душа крепнет, готовится к отправке на небеса к Господу. На могилке оставляют печенье, конфеты, булочки или пирожки, их раздают в церкви, по дороге домой, бедным, нуждающимся и всем прохожим.

Еду после похоронной и поминальной службы на кладбище священники советуют отдать домашним животным – котам, собакам, свиньям. Выбрасывать пищу не стоит. Это оскверняет душу умершего.

Читать еще:  Никулин воспоминания о войне скачать

Мнение священников о традиции

Завтрак после похорон на кладбище являлся обязательной процедурой, завершающей процесс погребения в древних верованиях. Православные священники не поддерживают мнение о трапезе на могиле усопшего и поминанию души с распитием алкогольных напитков.

  • Они считают, что не стоит устраивать поминки у могил. Для поминовения души покойника после закажите службу в церкви, прочтите молитву за упокой родного человека.
  • Православные люди несут на кладбище на второй день после похорон еду и спиртные напитки. Священнослужители имеют особый взгляд на поминовение с помощью алкоголя: распитием или трапезой на погосте родня не помогает покойным, а совершает грех.
  • Многие не признают ритуалы, проводимые родственниками покойных. Традиция носить завтрак к месту захоронения в следующий день после похорон в большей мере языческая. Остатки пищи съедают птицы и бездомные животные. Для души покойного эти обряды не принесут пользы.

Можно ли не проводить традицию, и в каких случаях

Похоронные традиции формировались в народе веками. Обряды с завтраком на кладбище проводят не все люди. В церкви говорят, чтобы помянуть усопшего молятся за упокоение души, а не обедают или завтракают у могилы. Православные, желая помянуть умерших родных, организовывают поминки. За столом собираются члены семьи, друзья похороненного, обсуждая и вспоминая добрые поступки усопшего. Во время трапезы употребляют постную пищу.

Верующие люди в беде обращаются к священникам за советом и четко придерживаются всех их наставлений по проведению похорон и сопутствующих обрядов на кладбище. Некоторые несут «завтрак» после поминания на следующий день, почитая традиции наших предков, считая их важным элементом ритуала. Они верят, что с приходом к месту захоронения, помогают покойным, успокаивают их душу.

Душа умершего, чувствуя заботу и тепло родных, после похорон спокойно уходит в иной мир.

Поминание на следующий день после отпевания на кладбище не является обязательной процедурой. Родственники чувствуют ответственность за спокойствие духа, ходят на могилу на следующий день по захоронению, в памятные даты.

По церковным понятиям поминание организовывают на 3, 9 и 40 сутки после смерти. Соблюдение обычая нести еду на кладбище после похорон на следующий день – дело каждого. Православные люди, желая помочь умершему, молятся за упокой, заказывают панихиды, ставят свечи и чтят традиции проводов умершего в иной мир.

Нужно ли посещать кладбище на второй день после похорон

Потеря близкого — это трагедия и невосполнимая утрата. Чтобы почтить память усопшего, родственники соблюдают специальные обряды после похорон. Согласно поверьям, они помогают погибшему человеку достойно покинуть живой мир и обрести покой на том свете.

Почему стоит посетить могилу на следующий день после похорон

На второй день после погребения все родственники посещают могилу погибшего для того, чтобы проведать его на новом месте. По традиции, люди приносят еду, конфеты, пирожки. Если такой возможности нет, они приходят просто для того, чтобы прочитать молитву об успокоении души погибшего. В день посещения следует вспоминать его добрым словом, благодарить за подаренные воспоминания и моменты. Независимо от того, каким человеком был усопший.

После похорон что нужно делать, если нет возможности организовать завтрак — этот вопрос волнует многих родственников. На второй день после погребения родственники в таком случае раздают деньги, одежду нуждающимся людям. При этом нужно упоминать имя покинувшего мир человека, просить прохожих помянуть его добрым словом.

Если близкие люди все сделают правильно, покойник быстро найдет свое место в загробном мире и попадет в рай.

Традиция завтрака на кладбище и ее значение

Одна из главных православных традиций — ездить на могилу усопшего на следующий день после похорон для завтрака. Этот обряд проводили еще со времен язычества. Люди верили, что умерший покидает тело и переходит в иной мир. Поэтому для этого ранним утром после похорон они носили завтрак покойному для его «пробуждения» и принятия факта перехода в другой мир. Посещая кладбище, родственники отправляют погибшего в путь и поминают его.

В прощальный день к могиле приносят постную еду. Все блюда складываются на месте погребения. Однако съедать родственникам яства нельзя. Еду нужно раздавать нуждающимся и просить их при этом помянуть усопшего. Что делать после похорон, что готовить:

Поминают погибших сладостями и пирожками. Близкие люди должны приносить к могиле чистую воду, чтобы душа любимого человека могла вдоволь напиться. Алкогольные напитки на следующий день после погребения запрещены. Родственники должны помянуть покинувшего их человека, вспомнить добрые моменты, раздать еду нуждающимся и покинуть кладбище.

Что делать с едой от похорон и поминок

Что делать на следующие дни после похорон с едой — вопрос, волнующий многих людей. Прощальный завтрак для погибшего запрещено съедать его родственникам. Эти люди должны принести еду на могилу ранним утром, почтить память покинувшего и оставить ее лежать на своем месте. Позже блюда подберут нуждающиеся, которые будут ходить по кладбищу. Можно самостоятельно раздать конфеты, пирожки, вареные яйца прохожим, которые в этот день оказались на кладбище. Выпечку часто относят в церковь или раздают ее тем, кто просит милостыню.

Остатки пищи после похоронного обеда выкидывать запрещено. Это означает неуважение к погибшему. Выброшенная еда осквернит его память.

Что нужно делать с вещами умершего после похорон

Смерть близкого человека — это боль и страдания, о чем напоминают его вещи, документы и украшения. Вокруг этих предметов собирается негативная энергетика, которая ухудшает атмосферу в том месте, где жил умерший. Поэтому священнослужители советуют избавляться от личных вещей покойника. Существует несколько теорий на этот счет. Согласно поверьям, энергетика усопшего сохраняется на его личных вещах в течение 40 дней. Поэтому некоторые люди советуют не раздавать их в этот период, чтобы не обидеть погребенного.

Некоторые, наоборот, считают, что раздать вещи следует до истечения установленного срока, чтобы другие люди смогли помянуть покойного. В Библии нет четкого ответа на этот вопрос. Но в ней сказано одно — раздавая одежду и обувь нуждающимся, человек делает большое добро. Священники не рекомендуют отдавать весь инвентарь одному гражданину. Лучше подарить их нескольким людям. При этом стоит попросить их помянуть умершего добрым словом. Именно так его душе будет легче попасть в рай.

При желании близкий человек (муж/жена, отец/мать) может оставить одну или две вещи покойника. При этом хранить их желательно не на видном месте, а где-нибудь в шкафу. Желательно, чтобы он находился не в той комнате, где спят люди. Иначе усопший будет приходить во сне. Священники не советуют родственникам, которые жили с усопшим в одном доме, носить его одежду и обувь. Даже если она находится в хорошем состоянии. Лучше отдать все вещи соседям и малоимущим семьям. Заношенную одежду рекомендуется сжечь.

Что делать с платком после похорон

Платок — обязательный атрибут любых похорон. Обычно женщины носят их на голове, а мужчинам раздают носовые платки.

Они необходимы для вытирания слез, оборачивания свечей, поминания усопшего. Платки после похорон можно хранить дома и использовать в качестве предмета, напоминающего о любимом человеке. Этот предмет не несет никакой угрозы для жизни, он не заряжен негативной энергетикой.

Для мнительных и тревожных людей существует альтернативный вариант — раздать платки нуждающимся гражданам. Делать это нужно в церкви или на кладбище. Когда человек будет отдавать платок, ему необходимо произнести имя покойника и попросить людей помянуть его. Раздавать вещи можно в любой день после погребения. Запрещено выбрасывать или сжигать платки, это оскорбит и обидит душу усопшего. Некоторые родственники прибегают к таким радикальным мерам из-за боязни забирать вещи с кладбища из-за того, что они могут нести за собой несчастья. Это всего лишь суеверия. Тем более платки, необходимые для поминок, раздают дома, перед выездом к могиле.

Когда можно открывать зеркала после похорон

С гибелью близких людей связаны десятки различных обрядов. Один из них — закрытие зеркал после погребения покойника. Этот обычай появился сотни лет назад и выполняется по сей день. Согласно поверьям, в домашних зеркалах можно заметить фантом умершего. При этом если душа увидит свое отражение, она останется в доме навсегда. Поэтому мелкие и крупные зеркала всегда закрывают темными тряпками.

Некоторые люди считают, что после похорон накидки можно убирать. Но священники с этим не согласны. Они утверждают, что душа погибшего живет в доме на протяжении 40 дней, поэтому зеркала занавешивать нужно на весь этот период. К тому же красование в зеркалах, по мнению священнослужителей, считается неуважением к умершему.

Что нельзя делать после похорон

Существует ряд действий, которые запрещено делать после погребения близкого. Что делать нельзя после похорон:

  • мыться перед похоронами. Обычно водные процедуры разрешено проводить после погребения покойника и его поминок. Однако вокруг этого правила всегда возникает множество споров. Некоторые считают, что помыться перед погребением можно;
  • бриться. Древние христиане считали, что первые 40 дней после гибели любимого человека нельзя брить бороду, голову. Так они почитали память усопшего, помогали его душе успокоиться. Эта традиция сохранилась и сегодня;
  • покидать дом или квартиру на длительное время. Душа умершего 40 дней находится на земле и пытается найти свой покой. Она посещает свой дом, где происходили теплые и добрые моменты, пытается проститься с близкими дорогими людьми. Покинуть семейный очаг на долгое время — значит оскорбить честь и память усопшего. При этом домочадцы должны молиться о нем каждый день в течение 40 дней и вспоминать добрым словом;
  • развлекаться. Священнослужители советуют отказаться в ближайшее время от шумных мероприятий, корпоративов и даже дней рождений. Если праздник был назначен до смерти близкого, тогда отправиться на него можно. Однако за столом придется вспомнить усопшего и попросить присутствующих за него помолиться;
  • спать на кровати покойника. Это может привести к появлению ночных кошмаров, нервных срывов у родственников. Койка должна некоторое время пустовать. Желательно вообще не проводить много времени в комнате погибшего;
  • делать перестановку в доме или квартире покойника, убираться. Ремонт, проведенный сразу после похорон, оскорбит и обидит душу близкого человека. Лучше оставить все на своих местах на несколько месяцев.

Конечно, не все граждане следуют этим правилам. Многие люди вынуждены их нарушать.

Когда стоит возвращаться к обычной жизни

У православных христиан длительность траура составляет 40 дней. После этого срока можно открывать зеркала, раздавать вещи умершего, выходить на работу и постепенно возвращаться к прежней жизни. Однако это всего лишь стандартная цифра. Многим людям необходимо больше времени для того, чтобы суметь прийти в себя. По традиции, жены скорбят по мужьям на протяжении 1 года. Мужья по женам — 6 месяцев. Сроки зависят от степени родства.

Снимать черный платок и делать перестановку в доме можно уже через 40 дней после похорон. А вот посещать увеселительные мероприятия и вступать в новые романы — через полгода-год. Церковь не выдвигает четких требований для граждан. Напротив, священнослужители считают, что приступать к обычной жизни человек может тогда, когда почувствует психологическую готовность. Однако лучше не затягивать со скорбью. Частые слезы и воспоминания тревожат и обижают погибшего, не дают ему покоя. Душе усопшего будет гораздо спокойнее, если родственники перестанут оплакивать его через 1-3 месяца после кончины.

Поставить памятник или надгробие

Бытует мнение, что устанавливать памятники и надгробия на могиле покойного нужно только через 1 год после погребения. Это правило не является обязательным, потому что четкой регулировки по срокам не существует. Период установки зависит только от усадки почвы. Именно поэтому люди рекомендуют ставить памятники через длительное время после захоронения. В противном случае имеется риск перекосов и серьезных повреждений. Дефекты могут причинить моральный вред родственникам и друзьям покойника.

Самый оптимальный вариант — 4-5 лет. За этот срок земля осядет на 100 %, что исключит вероятность перекосов. Также за это время близкие люди смогут отойти от смерти любимого человека. Они не будут переживать насчет установочных работ и о том, что кто-то потревожит душу усопшего.

Похороны — это несомненная трагедия для всех людей. Похоронные и поминальные традиции и обряды были созданы для успокоения душ усопших. Они помогают почтить их память, поспособствовать поминовению и попаданию в рай. Кроме того, похоронные традиции являются отдушиной для родственников. Они могут проститься с умершими людьми, попросить у них прощение, поблагодарить за подаренные счастливые моменты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector