3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем напоминает георгиевский храм в ладоге

Георгиевская церковь (Старая Ладога)

Церковь Святого Георгия — белокаменный храм второй половины XII века, находящийся на территории Староладожской крепости. Один из древнейших сохранившихся храмов России. Наряду с собором Староладожского Успенского монастыря является самым северным русским каменным храмом домонгольского периода. В храме сохранились фрагменты уникальных фресок XII века. Имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Содержание

Согласно части летописей, Старая Ладога была первой резиденцией Рюрика, прежде чем он переехал в Новгород. Она стояла на важнейшем в то время торговом пути из варяг в греки, проходившем по Волхову. Сооружение каменной крепости в Старой Ладоге началось в 1110-х годах.

Во второй половине XII века было построено семь или восемь каменных храмов, из которых лишь два сохранились до нашего времени (кроме Георгиевской церкви, это Успенский собор Староладожского Успенского монастыря).

Точная дата постройки Георгиевской церкви неизвестна, но детали архитектуры и росписей говорят о том, что это было скорее всего между 1180 и 1200 годами. По преданию, храм был построен в честь Геогрия Победоносца в память о разгроме шведов в битве на реке Воронежке.

Храм был впервые упомянут в письменных источниках лишь в 1445 году. В XVI веке церковь была перестроена, однако интерьер остался неизменным.

К концу XVII века внутренний облик храма остро нуждался в реставрации, которая была проведена в 1683—1684 годах. В ходе работ были проделаны новые окна, настенные фрески были разрушены.

Дальнейшие реставрации были проведены в 1902, 1925—1928, 1952—1962, а также в 1970—1990-х годах.

Архитектура храма типична для Новгородской республики. Это четырёхстолпный однокупольный трёхапсидный храм. Его площадь всего 72 м², он слегка асимметричен по отношению к оси север — юг. Это объясняется тем, что храм был возведён внутри крепости с ограниченным пространством.

Росписи

Фрески были созданы в том же году, когда состоялось освящение храма. Являются одним из немногих образцов русских фресок XII века. В 1445 году некоторые фрески были обновлены, однако большинство из них было утеряно в XVII веке. Некоторые были сняты со стен и оставлены под новым полом. Они были обнаружены в XX веке и восстановлены. В 1780 году некоторые древние фрески были открыты под слоем краски на стенах. В целом, сохранилось около 20 % оригинальных фресок.

Общая картина оригинальной росписи не поддаётся реконструкции, однако понятно, что северная и южная стены имели по пять рядов изображений. Из фресок на западной и восточной стенах ничего не сохранилось. Фрески на внутренней части купола сохранились почти без повреждений. На них изображено вознесение Христа в присутствии апостолов и пророков.

Все фрески были сделаны в одном стиле. Скорее всего, они были созданы группой художников под руководством двух главных. В композиции преобладают голубой, красный и жёлтый цвета. Есть также некоторые цветовые вариации, включающие белый цвет. Это несколько нетипично для русских фресок того времени и может указывать на то, что среди художников были греки, внёсшие элементы византийской росписи. При этом русские сопроводительные надписи на фресках, выполненные, согласно авторитетному мнению Т.В. Рождественской, новгородцами, равно как и уникальная во всём мире программа росписи, а, возможно, и её стиль, являются реальным свидетельством наличия русских фрескистов в той же артели, а также ориентации византийских художников на местные вкусы и традиции.

Наиболее необычная и уникальная фреска — находящаяся вопреки канонам в алтаре фреска с изображением Св. Георгия, укрощающего змея. Фигуру едущего на коне Георгия художник помещает в центре, иначе говоря, на наиболее выпрямленной части стены, где она не подвергнута перспективному искажению и где её легче всего развернуть по горизонтали на плоскости. Сбоку, где стена изогнута гораздо сильнее, он располагает здание вертикальной формы, которому ракурс не может особенно повредить, и к этому зданию направляет энергично восходящую линию холма. Эта линия играет немаловажную композиционную роль, объединяя центральное звено композиции с его боковым звеном и помогая воспринимать их, несмотря на изогнутую стену, как единое оптическое целое. Несомненно, аналогичная линия, но обращённая по диагонали влево, очерчивала несохранившийся холм на северной стороне малой ризницы (диаконника). Позади диаконника должно было возвышаться примерно такое же здание, какое представлено справа. И здесь художник не забывал о ракурсе, возникавшем в результате того, что зритель видел изображение на северной стороне диаконника в резком перспективном сокращении. Так, строго учитывая местоположение фрески, достигал художник той цельности впечатления, которая была бы неосуществима, если бы он не принимал в расчет законов монументальной живописи.

Ориентируя фреску на плоскость стены, авторы росписи делают линию главным средством художественного выражения. Линии принадлежит ведущая роль всюду: и во внутренней разделке формы, и в силуэтных очерках, и в трактовке лиц, и в орнаменте. Одеяния делятся на мелкие, совершенно плоские складки, которые то ложатся прямыми линиями, то образуют острые углы, то уподобляются зигзагам, то закручиваются узлами, то топорщатся по диагонали, то извиваются плавными параболами. В трактовке одежды всюду чувствуется увлечение орнаментальной игрой линий. Они проведены уверенной рукой незаурядного рисовальщика, одновременно умеющего выявить и структуру драпировки, её мотив, и орнаментально-декоративную природу складок, выполненных с поистине каллиграфической тонкостью.

Такое же виртуозное владение линией дает о себе знать в очерках фигур. Особенно выразителен силуэт коня, на котором гарцует Георгий. Только мастер, высоко ценивший красоту скупой и в то же время упругой линии, мог достичь столь простого и лаконичного художественного эффекта.[7]

При этом всадник не поражает змия, как это бывает обычно, он лишь укрощает, попирая его. Царевна ведёт змия на пояске, как на поводке, а со стены за происходящим одобрительно наблюдает царь. Такая необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобождённая царевна помогает святому Георгию укрощать змия, повязав его шею своим шёлковым пояском. Змий — не только символ зла, но и одновременно символ плотского начала человека и символ животных — не повержен, а приручен, зло в соответствии с принятым русским православием учением Сократа понимается как незнание добра и, хотя добро для большей силы убеждения — с вооружённой силой покровителя скотины Егория Храброго, но зло искореняется не уничтожением носителей зла или бессмысленным умерщвлением плоти, а путём просвещения и преображения, не убийством, только с вооружённой силой для защиты добра и для демонстрации змию последствий неподчинения добру, доброй царевне, доброму царю на стене. Не случайно в народных легендах Егорию Храброму приписывалось «утверждение на Руси веры православной и искоренение басурманской».

Святой Георгий, изображавшийся в византийской традиции либо как мученик, либо как готовый на ратные подвиги воин-победитель и покровитель воинства, предстаёт здесь в совершенно ином свете. За геральдически торжественной сценой просматривается новый смысл: отдельные носители зла, образом которого выступает змий, могут быть уничтожены, как в других культурах изображения Георгия Победоносца, но само зло не может быть реально побеждено одними лишь силой и воинской доблестью. Зло может быть побеждено ими только вместе со смирением и верой. Именно эти вечные идеалы христианства и запечатлевают все изображенные на фреске участники события: и ангелоподобный Георгий, чей бесстрастный лик являет собой непоколебимую веру, и остальные персонажи, чья вера только что родилась, пробуждённая явленным чудом, и змий, ставший образом усмирённого греха, и даже конь, чей хвост, завязанный узлом, также является символом смирения. Эта и многие другие величественные фрески Староладожской церкви Святого Георгия, посвящённые описанию достоинств князей и воинских добродетелей, свидетельствуют, что скорее всего, заказчиком был не глава Новгородской республики — владыка, а один из князей, в крайнем случае — посадник.

При этом изображение святого Георгия, поражающего дракона, никогда ни в Руси, ни в Византии не размещалось в алтаре, не говоря уже об исключительной уникальности вооружённого Георгия, оставляющего змию жизнь.

Церковь Святого Георгия (Старая Ладога)

Контактная информация

История создания храма

Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, выстроенного, по преданию, в честь победы русичей над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, а согласно легендам, построен Георгиевский храм в 1165–1166 годах, в период княжения в Новгороде Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.

По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось ими к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими Староладожскую крепость. Сведения об этом славном эпизоде доблестного ратного прошлого, красочно описанные древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В 1164 году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости наголову разгромили у ее стен мощный шведский флот. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

Построили Георгиевский храм, согласно легендам, на месте древнего языческого святилища и украсили искусно выполненными фресками, ставшими в наши дни одним из сохранившихся образцов древнерусской школы живописи. Наряду с собором Святой Софии в Киеве, Спасо-Преображенской церковью в Полоцке, храмом Успения в селе Волотово Новгородской области церковь Святого Георгия стала одной из наиболее известных православных святынь России.

При возведении компактного небольшого храма, площадь которого всего 72 квадратных метра, а высота – 15 метров, каменных дел мастера использовали известняковые плиты, чередуя их с тонким обожженным кирпичом (плинфой) и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки. Фасад церкви был покрыт таким же раствором, а внутренняя конструкция стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих от храма Георгия Победоносца, простого в архитектурном исполнении, веяло основательностью и мощью, которые подчеркивали и шестиугольная форма строения, и его массивность у основания, и три полукруглых выступа, и кокошники, украшенные фигурными зубцами из кирпича, и щелевидные окна (по четыре с южной и северной стороны), и шлемовидный купол со световым барабаном и восемью окнами. Второй ярус храма занимали хоры, на которые вела проложенная в стене узкая каменная лестница. По ней поднимались представители княжеского рода, чтобы присутствовать на богослужениях. Согласно преданиям, в 1240 году перед битвой со шведами именно в Георгиевской церкви молился о победе над врагом князь Александр Ярославич, позднее прозванный Невским. Спустя время хоры стали не нужны, и вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевского храма неразрывно связана с историей крепости, внутри стен которой он был возведен. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в 1313 году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но уже через пять лет вновь были выстроены высокие неприступные стены, охватившие кольцом Ладогу и храм Георгия Победоносца.

Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытеснило деревянное зодчество. Способствовала этому не только лучшая оборонительная функция строений из камня, но и частые пожары, полностью разрушающие деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, и в 1445 году стараниями архиепископа Новгородского Евфимия II, радеющего о восстановлении православных святынь, церковь была не только наново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря. Обитель имела и другое название – Ладожский застенный монастырь, из-за своего выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости.

К середине XVII столетия церковь Святого Георгия стала соборным храмом Ладоги. Сохранились датируемые 1646 годом письменные свидетельства о постройке с юго-западной стороны от Георгиевской церкви деревянного храма во имя святого Дмитрия Солунского. В летние месяцы богослужения проводились в Георгиевском храме, в зимнее время – в более теплой Дмитриевской церкви.

К 1678 году Георгиевский монастырь владел всего двумя крестьянскими дворами, и в начале XVIII века он перестал существовать. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется 1722–1723 годами, хотя уже тогда иночествующих в нем не было, и в 1744 году церковь Святого Георгия стала обычным приходским храмом.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу XX столетия почти полностью исказило ее первоначальный внешний облик и внутреннее убранство. Большинство древних фресок было сбито со стен, и они оказались под вновь настеленным полом. Другая часть фресок скрылась за наслоениями штукатурки. Только росписи барабана оказались нетронутыми благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. В 1584–1586 годах в ходе ремонтных работ над западным фасадом храма появилась небольшая звонница, а барабанный купол заменили конусообразным. В 1683–1684 годах храм был капитально отремонтирован: заложены четыре окна, растесаны оконные проемы в северной и южной стенах. В связи с повышением грунта вокруг церкви был на один метр поднят пол, из-за чего появилась необходимость повысить порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заведя их в толщу стен, и для большей прочности к западной стене храма примкнул притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.

Читать еще:  Слова для запоминания для детей

В конце XIX века русский архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, исследуя русский Север и древнее зодчество в многочисленных экспедициях, внес предложение о комплексной научно-исследовательской реставрации Георгиевской церкви. На выделенные государством субсидии в 1902 году были проведены восстановительные работы: снаружи церковь оштукатурили цементным раствором, деревянные оконные рамы заменили металлическими, покрыли железными листами кровлю, установили цементный карниз. Внутренние работы коснулись только хоров – их отремонтировали, и пола – его покрыли метлахской плиткой на цементном растворе.

К сожалению, использование цемента при реставрационных работах оказалось слишком губительным для уникального памятника. Через несколько лет цементная штукатурка отслоилась, особенно пострадал цоколь здания. Внутри храма появилась повышенная сырость, отчего в углах поселилась плесень, а на фресках выступили кристаллы соли.

Следующая комплексная реставрация Георгиевского храма началась в 1925 году. Ее проводили специалисты архитектурно-реставрационных мастерских Ленинграда. Благодаря их усилиям храм освободился от более поздних наслоений и пристроек. В 1927–1928 годах и частично в 1933 году реставраторы из Москвы обновили фрески. К сожалению, из-за проводимой советским правительством антирелигиозной кампании все реставрационные мастерские были закрыты, а специалисты по восстановлению древних памятников уволены. Но проведенные ими ремонтные работы еще на несколько десятилетий дали большой запас прочности древним стенам Георгиевской церкви.

Бурное лихолетье Великой Отечественной войны не затронуло православную святыню, и уже в начале 1950-х годов группа архитекторов из Ленинграда начала восстановительные работы старинного храма, продлившиеся до начала 1960-х годов. Специалисты понизили грунт вокруг храма, соответственно вернув в первоначальное положение уровень пола; восстановили дверные проемы, раскрыли все заложенные окна, очистили кладку стен, заменили покрытие кровли и наново оштукатурили храм.

Масштабные исследовательские, научно-изыскательные и практические работы начались в конце 1970-х годов и продолжались без малого двадцать лет. Большая часть работ была завершена в 1996 году и церковь Святого Георгия Победоносца приняла тот облик, который изначально дали ей древние зодчие в далеком XII столетии. Участки фресковой настенной живописи были освобождены из-под наслоений и приведены в первоначальный вид.

Фресковая живопись храма

Храм Святого Георгия – один из немногих старинных русских храмов, в котором в неизменном виде дошла до наших дней уникальная фресковая живопись домонгольского периода, ставшая памятником мировой культуры. На южной стене храма изображены святые-великомученики – св. Ефстафий Плакида, св. Савва Стратилат и, предположительно, св. Дмитрий Солунский. В алтарном выступе жертвенника находились фрески богородичного цикла. Из четырех картин сохранилась всего одна – «Жертвоприношение Иоакима и Анны», изображающая родителей Богородицы, принесших в храм двух агнцев в благодарность за рождение дочери. В выступе диаконника находится самая известная в мире композиция «Чудо Георгия о змие», считающаяся самым первым изображением святого Георгия на коне, совершившим чудо. Две другие картины из этого цикла, к сожалению, полностью утеряны. Самая большая фреска – лик святого Николая Чудотворца, окруженный уникальной рамкой из росписей, стилизованных под мрамор. В простенках барабана находятся изображения пророков, фигуры которых окантованы декоративными арками с орнаментом в виде стеблей, листьев и цветов, а под куполом – 32-х фигурная композиция «Вознесение Господне», хорошо сохранившаяся до нашего времени.

Особый колорит внутреннему убранству храма придает декоративное оформление всех сцен и изображений святых. Разнообразные плетеночные орнаменты, декоративные арочки, панели полилитии гармонично вписываются в общий неповторимый облик, созданный древними новгородскими живописцами.

Среди островерхих башен и златоглавых куполов церквей Староладожской крепости стоит небольшой, но удивительно притягательный для ценителей старины храм Святого Георгия – возрожденная христианская святыня, уникальное творение древних зодчих.

Церковь святого Георгия в Ладоге. Георгиевская церковь (Старая Ладога)

Посёлок Ладога в Ленинградской области – одно из древнейших поселений северо-западной Руси. Именно здесь в раннем Средневековье зарождалась русская государственность. Во второй половине XII века начинается христианизация этих земель. По инициативе владыки Нифонта в Ладоге построили семь (по другим источникам – восемь) храмов. До наших дней полностью сохранились лишь церковь святого Георгия в Ладоге и Успенский собор окраинного женского монастыря.

История возведения Георгиевской церкви

Храм был построен после победы русских войск над шведами на реке Воронеге. Точная дата начала строительства не определена, известно лишь, что церковь возводили в 1165-1166 гг. В 1445 году вокруг храма выросли стены мужского монастыря. Основателем обители был новгородский архиепископ Ефимий. Владыка уделял большое внимание ремонту церкви, а также росписям на стенах обители. По прошествии стольких лет фрески нуждались в обновлении. Перед художниками стояла задача сохранить древние росписи и при создании новых фресок следовать принятому ранее стилю и содержанию.

Тогда же храм покрыли новой кровлей, заменили алтарную преграду, поставили двухъярусный иконостас. В таком виде обитель просуществовала до начала Смутного времени (XVI–XVII вв.).

В 1584–1586 годах церковь святого Георгия в Ладоге отличалась щипцовым покрытием сводов и конусовидным завершением купола. Над западным фасадом приделали двухпролётную звонницу. Во время капитального ремонта храма в 1683–1684 гг. щипцовое покрытие заменили четырёхскатным, повысили барабан, заложили четыре окна, выполнили растеску оконных проёмов. К сожалению, в это время не уделили достаточно внимания фрескам, многие из которых были сбиты со стен и потерялись под новым полом.

Научная реставрация храма

Интерес к древнерусской живописи возродился в начале XIX века. Церковь святого Георгия в Ладоге, история которой уходит в глубины веков, попала под покровительство Императорской археологической комиссии. Стараниями энтузиастов большая часть фресок была спасена. Копированием изображений занимались художник В.А. Прохоров, Н.Е. Бранденбург. Исследователи русской старины В.Н. Лазарев, В.В. Суслов изучали художественные особенности фресок.

В XX столетии продолжались работы по реставрации храма, который освятили в 1904 году. По счастливому стечению обстоятельств церковь святого Георгия в Ладоге избежала чудовищного разрушения во времена воинствующего атеизма. Свой вклад в обновление обители внесли архитекторы, историки, художники реставрационных мастерских — В.В. Данилов, Е.А. Добмровская, А.А. Драга и другие. В 1996 году реставрационные работы были завершены. В результате Георгиевская церковь приобрела первоначальный вид. Стены храма освободили от чужеродных напластований, и теперь вниманию прихожан представлены сохранившиеся до наших дней произведения древнерусского искусства.

О святом Георгии

Покровителем церкви является святой мученик Георгий, побудивший своих соотечественников принять христианскую веру. Обращение жителей Палестины в христианство произошло в результате победы святого над силами зла, известной как Чудо Георгия о Змие.

В те времена жители палестинского города Гевала были язычниками. Горожане очень боялись страшного змея, который жил в озере и поедал людей. Чтобы спасти своих подданных, царь распорядился ежедневно отдавать на съедение змею одного ребёнка. Однажды детей в городе не осталось, и в жертву чудовищу принесли царскую дочь.

Девушка стояла на берегу озера, смирившись со своей участью, как вдруг, откуда ни возьмись, появился всадник. Это был святой Георгий, прискакавший на помощь горожанам. С Божьей помощью именем Иисуса Христа змей был побеждён, связан и отдан на расправу палестинцам. Увидев поверженное чудовище, люди возрадовались и уверовали во Христа.

Чудо Георгия о Змие воплощено в одноимённой иконе. Лик святого Георгия, побеждающего чудовище, символизирует победу человека над силами зла, над своими слабостями, страстями и сомнениями в вере. Борьба со злом должна быть не только вокруг себя, но и в себе.

Церковь святого Георгия в Ладоге: архитектура

Как было сказано выше, благодаря плодотворному труду многих людей, храм восстановлен в первоначальном виде. Здание соответствует стилю культовых сооружений домонгольской эпохи. Церковь одноглавая, имеет четыре столпа и три равновысоких апсиды. Высота храма равна пятнадцати метрам, а площадь обители составляет семьдесят два метра квадратных.

Окна в северном, южном и восточном фасадах расположены асимметрично. Традиционная симметрия прослеживается лишь на западном фасаде. Благодаря такому архитектурному решению в облик храма вносится некоторая динамика, при этом здание не выглядит классически строгим и соразмерным.

Асимметрия имеет функциональное значение: окна расположены так, чтобы внутрь помещения попадал дневной свет. Оконные проёмы на пряслах северного и южного фасадов сконструированы в виде пирамиды. Окна, располагающиеся внизу, открываются под хорами. Помещения хоров на втором ярусе западных углов церкви соединяются деревянным настилом. Лестница, ведущая на хоры, находится в западной стене.

Восточные прясла боковых фасадов храма несколько уменьшены в размерах, апсиды как будто вдавлены в стену, барабан заметно сдвинут в сторону востока. Церковь не строго центрична, что было характерно для новгородской архитектуры тех времён. Храм строили на территории крепости, поэтому мастера были вынуждены учитывать уже имеющиеся постройки.

Росписи храма

Георгиевская церковь украшена фресками начала XII века. Византийское искусство переплетается с общественными потребностями Древней Руси. Назначение росписей – просвещать людей, приобщать прихожан к христианским ценностям. Особо почитаемым на новгородской земле был святой Климент Римский.

Фрески Георгиевской церкви выполнены в едином стиле. Художники того времени владели необходимыми техническими навыками, чувствовали колорит, знали о перспективе и закономерностях взаимодействия рисунков с пространством храма.

До нашего времени сохранилась лишь пятая часть фресок. Чётче всего просматривается роспись купола и барабана с композицией «Вознесение господне». Сверху алтарной части изображены цари-пророки Давид и Соломон, почитаемые новгородцами за мудрость и заботу о христианах. К правителям обращены лики старцев: Исайи, Иеремии, Михея, Гедеона, Наума, Изекииля. Также сохранены изображения Богоматери, архангела Гавриила, епископа Иоанна Милостивого, Георгия Победоносца, ангелов.

Месторасположение церкви

Храм святого Георгия находится в деревне Старая Ладога. Это старейшее поселение во всей Ленинградской области. Первые постройки здесь были обнаружены в 753 году. Ладога упоминается в «Повести временных лет» как владения князя Рюрика. Согласно Новгородской летописи, на территории села похоронен Вещий Олег.

Помимо Георгиевской церкви, в Старой Ладоге есть одноимённый музей-заповедник, Староладожская крепость, женский и мужской монастыри.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из наиболее древних архитектурных памятников России, сохранившийся еще с XII века. Старинная церковь представляет огромный интерес не только для верующих, но и для историков, архитекторов и тех, кто интересуется древнерусской культурой.

Кто построил церковь Святого Георгия в Ладоге

Основание церкви Георгия в Ладоге датируется XII веком и относится приблизительно к 1165-1166 годам, а строительство церкви относят к 1180-1200 годам. Точного года постройки церкви Святого Георгия в Ладоге не сохранилось, имя архитектора и основателя храма также остается неизвестным. Предполагается, что освящение здания произошло на этапе закладки фундамента, в XII веке в этом не было ничего необычного, поскольку церковь «посвящали» тому или иному святому с самым началом строительства.

Считается, что заложена церковь Святого Георгия в Ладоге в 1165 году была в честь разгрома шведского войска на реке Воронежка. Скорее всего, активное участие в проектировании здания принимал владыка Нифонт, новгородский епископ XII века, основавший Мирожский монастырь в Пскове и церковь святого Климента в Ладоге.

Правда, скончался новгородский владыка на несколько лет раньше, чем гипотетически произошло основание Георгиевского храма в Старой Ладоге. Но исследователи сходятся на том, что в архитектуре ладожской религиозной постройки, по крайней мере, прослеживается его заметное влияние.

Такой вывод историки делают из того, что архитектура церкви нетипична для новгородского зодчества XII века, и храм очень напоминает церковь святого Климента в Старой Ладоге, культ которого начался именно при епископе Нифонте. Вероятными заказчиками Георгиевской церкви считают князя Святослава или посадника Захария.

История Георгиевского собора в Старой Ладоге

Храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге обладает очень интересной историей. О первых столетиях существования храма почти ничего неизвестно, однако с XV века начинают появляться письменные свидетельства о развитии старинной церкви в Ладоге.

  • В 1445 году вокруг храма был построен мужской монастырь, основанный архиепископом Ефимием. Тогда же состоялась первая реставрация обветшавшей церкви, были обновлены древние фрески и добавлены новые росписи, храм покрыли новой кровлей, поставили внутри церкви двухъярусный иконостас и алтарную преграду.
  • В XVI веке над западным фасадом церкви была возведена двухпролетная звонница.
  • В XVII столетии прошла еще одна капитальная реставрация храма Святого Георгия. К сожалению, она получилась не слишком аккуратной. Несмотря на то, что в ходе работ было заменено покрытие сводов и повышен барабан церкви, одновременно с этим мастера заложили 4 окна храма и растесали оконные проемы. Многие внутренние фрески при этом оказались сбиты со стен и бесследно затерялись.

В конце XIX столетия церковь Святого Георгия вызвала новую волну интереса. Сооружение взяла под свое покровительство Императорская археологическая комиссия, при активном участии энтузиастов были спасены от разрушения сохранившиеся фрески. Знаменитые художники-реставраторы XIX века занимались копированием и изучением изображений. Работы по реставрации продолжились и в наступившем ХХ веке — очередной капитальный ремонт сооружения был закончен в 1902 году, а в 1904 году церковь Святого Георгия в Ладоге снова освятили.

Читать еще:  Чем поминают на 40 дней после смерти

Как ни странно, древняя церковь Святого Георгия смогла пережить даже революцию и советский период, в течение которого были уничтожены многие другие памятники архитектуры. В конце ХХ столетия начался новый виток реставрации старинного здания, обновлением церкви в Ладоге занимались известнейшие российские художники-реставраторы.

Архитектура церкви Св. Георгия в Старой Ладоге

Храм Святого Георгия в Ладоге представляет интерес не только за счет своего почтенного возраста. Внимание историков, архитекторов и искусствоведов привлекает архитектура церкви — она вполне характерна для новгородского зодчества XII столетия, но вместе с тем обладает яркими особенностями.

К традиционным элементам новгородского зодчества можно отнести строение церкви. Сооружение состоит из четырех столпов и трех равновысоких апсид, здание увенчано одним куполом и выполнено в классических неброских оттенках и аккуратных пропорциях. Равновысокие апсиды со всех сторон увенчиваются полукруглыми завершениями с арочным обрамлением.

Однако при этом внимание привлекают необычные элементы в строении церкви — а именно, ее архитектурная асимметрия.

  • На центральных пряслах южного и северного фасада располагается в пирамидальном порядке по 3 небольших окна. При этом на западных пряслах этих же фасадов окна немного занижены, а нижнее окно восточного фасада передвинуто к южному.
  • Необычное расположение окон объясняется тем, что строители храма стремились в первую очередь создать максимально удобное внутреннее освещение церкви. Им удалось добиться этой цели, однако в результате только западный фасад церкви Георгия в Ладоге остался симметричным.
  • Благодаря асимметрии остальных фасадов церковь приобретает дополнительную динамику, но вместе с тем ее строгие классические пропорции нарушаются.

Также архитектурный интерес представляют апсиды сооружения, заметно заглубленные в основание здания, и непропорционально маленькие восточные прясла боковых фасадов. Из-за этого церковь в восточной своей части выглядит слишком тесной и утрачивает характерную для новгородского зодчества XII века центричность. Даже на фото церкви Святого Георгия в Ладоге можно заметить, что ее барабан оказывается сильно сдвинут в восточную сторону.

Историки и архитекторы склонны объяснять необычные особенности Георгиевской церкви в Ладоге тем, что в процессе возведения постройку приходилось вписывать в уже существующий архитектурный ландшафт. Согласно исследованиям археологов, в XII веке вплотную к восточному фасаду храма проходила крепостная стена Ладожской крепости, в частности, этим могло быть обусловлено несимметричное расположение нижнего окна на восточном фасаде.

Фрески церкви Георгия в Старой Ладоге

Старинные стены храма Святого Георгия вызывают интерес, но основную ценность представляет внутреннее убранство церкви. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

Также существует версия, что фрески храма Георгия в Старой Ладоге выполнялись византийскими и русскими мастерами в тесном сотрудничестве.

  • В пользу этого предположения говорит тот факт, что внутреннее убранство храма сочетает в себе элементы, характерные как для византийской, так и для древнерусской церковной живописи.
  • Например, нижняя цокольная часть стен покрыта имитацией мрамора, и это характерно для византийского церковного зодчества.
  • Но вот симметричные пары внутренних панелей храма центрированы шарами, похожими на навершия стоек для завес, и этот прием исследователи относят к русским традициям декорирования. Кроме того, по мнению исследователей, образец классической русской храмовой живописи представляют из себя некоторые сюжеты в настенной росписи, к примеру, сцена Страшного Суда для грешников.

Несмотря на многочисленные реставрационные работы в храме Георгия Победоносца в Старой Ладоге, древние фрески дошли до наших дней не в полном составе. Некоторые из них были сбиты со стен в процессе ранних реставрационных работ, правда, необходимо отметить, что часть таких фресок была обнаружена в период позднего археологического изучения постройки.

Из сохранившихся фресок в церкви в Старой Ладоге можно перечислить:

  • сцену, изображающую причащение апостолов в апсиде храма;
  • фреску святительского чина;
  • медальоны с полуфигурными изображениями Иоанна Милостивого, архангела Гавриила и неизвестного святого;
  • медальоны с полуфигурами архангела Михаила и трех святителей, среди которых святой Анфим;
  • фреску со сценой принесения очистительных жертв Иоакима и Анны.

Необходимо особо отметить фреску с изображением Святого Георгия, повергающего змия. Вопреки канонам, размещена эта фреска непосредственно в алтаре, хотя ни в русской, ни в византийской традиции данное изображение в алтаре не помещали. Такая особенность является не единственной — очень необычен тот факт, что Святой Георгий на фреске не поражает змия копьем насмерть, а только попирает и укрощает его, что символизирует усмирение и укрощение грехов. Можно утверждать, что вооруженный Святой Георгий, оставляющий змию жизнь на церковном изображении, по-настоящему уникален.

Также в хорошем состоянии пребывает фреска купола, изображающая ангелов, которые несут сферу с возносящимся Спасителем. По окружности барабана церкви размещены хорошо сохранившиеся фрески с изображениями ветхозаветных царей и пророков, среди них Соломон и Давид, Исайя и Гедеон, Иеремия и Иезекииль, Наум и Михей.

Особого внимания заслуживает большая композиция, размещенная на западной стене церкви Святого Георгия и прилегающих сводах — фреска Страшного Суда. Южная стена церкви сохранилась хуже, на ней от большого праздничного цикла остался только фрагмент Крещения.

Также в древней церкви Святого Георгия в Старой Ладоге сохранились полуфигуры Николая Чудотворца и мученицы Марии, святого Саввы Стратилата и великомученика Евстафия, фигуры пророка Даниила и святого Феодора Стратилата. Эти изображения представляют только малую часть, оставшуюся от древнего убранства храма, в прежние времена фресок в церкви Святого Георгия было намного больше.

Как добраться до церкви Георгия в Старой Ладоге

Старая Ладога, значительную часть которой в настоящее время занимает археологический музей заповедник, располагается в 12 км от города Волхов и в 120 км от Санкт-Петербурга. Поэтому добираться до церкви Святого Георгия необходимо именно через северную столицу.

Сделать это можно несколькими способами:

  • на машине — по автостраде Е-105 с поворотом у Кисельни, время в пути занимает около 1,5 часов;
  • на автобусах 847, 860 и 877 от автовокзала №2 на Обводном канале — транспорт идет до города Волхов, где требуется пересесть на автобус 23;
  • на электричке с Ладожского или Московского вокзала, до города Волхов и станции «Волховстрой», а оттуда на автобусе до Старой Ладоги.

Перед поездкой к храму Георгия в Ладоге необходимо узнать расписание работы археологического музея-заповедника. Обычно территория открыта с 9 до 18 часов с мая по сентябрь и с 9 до 16 часов с октября по апрель. При этом в летнее время выходных на территории музея-заповедника не бывает, а вот в зимний период территория закрыта для посещения в понедельник.

Заключение

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из немногочисленных памятников архитектуры, хорошо сохранившихся еще с домонгольских времен. Постройка представляет большой интерес с точки зрения архитектуры, религиозной живописи, культуры и истории, поэтому при поездке в Старую Ладогу посетить ее рекомендуется в обязательном порядке.

Церковь снятого Георгия Победоносца в Старой Ладоге

ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА

Георгиевская церковь в Старой Ладоге — небольшой четырехстолпный храм с тремя апсидами, сложен из чередующихся рядов известняковых плит и кирпичей. Время постройки церкви святого Георгия и дата украшена ее фресками точно не известна — об этом не сохранилось никаких документальных свидетельств.

Сегодня мы имеем несколько версий, согласно одной из которых предположительное время постройки храма — 80-90-е годы XII века. По другой версии, закладка церкви состоялась еще в XI веке, во времена Ярослава Мудрого, который, как известно, при крещении получил имя Георгий. Третья версия относит создание памятника ко второму десятилетию XII века, когда новгородский князь Мстислав Великий и ладожский посадник Павел строили рядом новую каменную крепость. В этом случае не удивляет и название собора, так как Мстислав был правнуком Ярослава Мудрого и мог возвести храм в память о нем. Однако, как считает большинство исследователей, церковь святого Георгия была построена в 1165-1166 годах после того, как на реке Воронеге русское войско разгромило шведов. Это одна из древнейших каменных построек на севере Руси.

Подобно многим русским храмам, древняя церковь не раз реставрировалась на протяжении веков. Так, в новгородских летописях сохранились упоминания о реставрации в 1445 году, которая затронула не только саму церковь, но и выдержавшую ни одно неприятельское нападение крепостную стену. Архиепископ Евфимий «заложи манастырь святого Георгия в Городке, и стену каменую понови, и церковь святого Георгиа понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею, и бысть христьяном прибежище» — сообщается в летописи. В ходе реставрации храм получил новую кровлю из деревянного лемеха, однако древние формы позакомарного покрытия остались неизменными. Самое существенное изменение — замена древней невысокой алтарной преграды в интерьере храма на высокий, возможно, двухъярусный иконостас, который полностью отделил алтарную часть храма от основной.

В ходе капитального ремонта ладожской крепости в 1584-1586 годах церковь снова реставрируется — на этот раз только снаружи. Именно в это время появляется пощипцовое покрытие сводов и конусовидное завершение купола, кроме того, появляется небольшая двухпролетная звонница над западным фасадом церкви, следы которой были выявлены во время последней реставрации. В таком состоянии храм просуществовал до рубежа XVI-XVII веков, когда сначала бурные события Смутного времени, а затем череда ремонтов и перестроек XVII столетия полностью исказили внутреннее пространство храма и привели к гибели значительной части его фресок.

К 1646 году Георгиевская церковь стала соборной для всей Ладоги, и рядом с ней появилась деревянная церковь святого Дмитрия Солунского.

В 1678 году во владениях Ладожского монастыря насчитывалось всего два крестьянских двора, и в первой половине XVIII века он прекратил свое существование.

Капитальный ремонт храма был произведен в 1683-1684 годах, когда щипцовое покрытие кровли заменили на четырехскатное, что повлекло за собой повышение барабана, закладку четырех его окон и растеску оконных проемов в северной и южной стенах храма. С течением времени грунт вокруг храма сильно повысился, поэтому в ходе реставрации уровень пола был поднят примерно на 1 м, что привело к повышению порталов. Конструкция здания была укреплена дубовыми связями, заведенными в толщу стен. Кроме того, с западной стороны к церкви пристроили притвор, который также выполнял функцию контрфорса, подпирающего стену.

Последнее упоминание о монастыре относится к 1722-1723 годам, однако уже в это время в нем нет монашествующих. В 1744 году Георгиевский храм стал приходской церковью.

В 1890-х годах один из основоположников русской реставрационной школы академик В.В. Суслов поставил вопрос о необходимости научной реставрации церкви св. Георгия, однако ремонтно-реставрационные работа были проведены лишь в 1902 году на выделенную государством субсидию. 14 июля 1904 года храм был вновь освящен.

Следующая научная реставрация началась лишь в 1920-е годы. В 1925-1928 годах силами специалистов Ленинградских реставрационных мастерских был проведен огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник был освобожден от большинства поздних пристроек и напластований. В 1927-1928 и 1933 годах силами московских реставраторов из Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) были обновлены и фрески. Но, к сожалению, всем этим работам не суждено было завершиться, поскольку в 1934 году в ходе антирелигиозной кампании все государственные реставрационные учреждения, специализировавшиеся на реставрации древнерусских памятников, были ликвидированы.

В 1952-1962 годах в Георгиевском храме вновь были проведены значительные ремонтно-восстановительные работы.

В результате, церковь максимально приблизилась к своему первоначальному виду: был понижен до первоначального уровня грунт вокруг храма, соответственно понижен его под, восстановлены формы дверных проемов, раскрыты все заложенные окна стен и барабана, установлены деревянные окончины в древних формах, вычинена кладка стен, заменено покрытие кровли и купола и, наконец, оштукатурен весь храм.

В конце 1970-х годов специалисты снова приступили на этот раз уже к целому комплексу сложных научно-изыскательских, исследовательских и практических работ, которые продлились почти два десятилетия и были по большей части завершены только в 1996 году. Архитектура храма впервые со времен первых перестроек XV века обрела свой первозданный облик, а сохранившиеся участки стенописи были полностью раскрыты из-под чужеродных напластований и приведены в экспозиционный вид.

Несмотря на многочисленные ремонты и реставрации, в целом ладожский Георгиевский храм сохранил облик древнерусского здания. Он напоминает другие церковные строения домонгольской поры, характерные для новгородской архитектуры второй половины XII века: почти квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм, имеющий три равновысокие апсиды. Храм весьма скромен по размерам — в высоту он достигает лишь 15 метров, а его площадь всего лишь 72 кв. метра.

Читать еще:  Помянуть или поминуть умершего

Окна расположены асимметрично в трех фасадах храма: северном, южном и восточном. Традиционную симметрию можно наблюдать лишь в западном фасаде, остальные же имеют ассиметричную и достаточно случайную композицию, что вносит в облик храма живость и динамику, но в какой-то степени лишает его классической строгости и соразмерности. Асимметрия в расположении фасадных окон связана с чисто функциональной задачей освещения внутреннего помещения: три окна центральных прясел северного и южного фасадов имеют традиционную пирамидальную композицию, при этом нижние окна западных прясел этих фасадов занижены, так как они открываются в невысокий объем под хорами. Хоры представляют собой два закрытых помещения, соединенные между собой деревянным настилом и расположенные на уровне второго яруса в западных углах церкви. На хоры ведет узкая лестница, устроенная в толще западной стены. Обращают внимание также непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания. Храм с определенных ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени, а барабан его оказывается заметно сдвинутым на восток.

Фрески Георгиевской церкви являются одним из самых интересных памятников монументального искусства Руси конца XII столетия. Это пример высочайшего мастерства художников. Колорит ладожских фресок сравним, пожалуй, лишь с византийскими миниатюрами XI-XII веков. До нашего времени сохранилась примерно пятая часть росписей, некогда украшавших все стены храма.

Наиболее цельными и впечатляющими своей сохранностью и высочайшим качеством живописи являются фрески барабана и купола, где располагается монументальная композиция «Вознесение Господне». В центре ее, окруженный сиянием небесной славы, восседает на радуге Иисус Христос. Его фигура почти вдвое превышает по размерам фигуры остальных персонажей и выделяется на фоне всей композиции более плотным и насыщенным колоритом. Восемь ангелов несут сферу небесной славы, в которой возносится Христос. Примечательно, что здесь ангелы представлены стоящими, причем их позы содержат в себе элемент движения — шага или даже танца. Таким образом, вся композиция представляет собой очевидное изображение небесного триумфа Иисуса Христа, победившего смерть, воскресшего и вознесшегося на небеса во плоти, тем самым обожествив человеческое естество.

В третьем регистре композиции изображены фигуры апостолов, в чьих позах — от динамических до величественно статуарных — запечатлена вся гамма чувств и эмоций.

В простенках окон барабана представлено восемь пророков, фигуры которых обрамлены декоративными арочками, окруженными растительным орнаментом. Непосредственно над алтарной частью храма изображены две фигуры царей-пророков — Давида и Соломона, представленных фронтально, остальные шесть пророков-старцев (Исайя, Иеремия, Михей, Гедеон, Наум, Иезекииль) изображены в четвертном повороте, как бы обращенные на восток — к Давиду и Соломону.

Сохранившиеся росписи центральной апсиды, если не считать небольших фрагментов в конхе с остатками изображения Богоматери (видимо, восседавшей на троне) и двух поклоняющихся Ей ангелов, сосредоточены в нижней зоне.

В алтаре сохранились лишь два медальона с изображениями неизвестного епископа и Иоанна Милостивого — одного из самых почитаемых в Новгороде святителей.

Конхи апсид занимают две колоссальных полуфигуры архангелов, под которыми располагаются два повествовательных житийных цикла. Как бы обнимая пространство конхи широко раскинутыми крыльями, ангелы как будто выходят из стены, создавая свое собственное, иллюзорное, но почти осязаемое пространство, в котором самостоятельно существует фреска.

Изначально было четыре сцены, однако до наших дней сохранилась лишь первая композиция — «Жертвоприношение Иоакима и Анны», где изображены родители Богоматери, приносящие в иерусалимский храм очистительную жертву в виде двух агнцев за дарованное им дитя.

Фрески диаконника были полностью отведены под цикл из трех сцен, посвященный святому патрону храма — великомученику Георгию. От этого цикла сохранилось только «Чудо Георгия о змие», которое, в силу своей великолепной сохранности, простоты, великолепного художественного исполнения и глубокого духовного осмысления сюжета, может считаться подлинным шедевром средневековой монументальной живописи.

Церковь Святого Георгия (Старая Ладога)

Контактная информация

История создания храма

Более восьми веков устремлен в небо купол Георгиевского собора, самого изящного белокаменного храма, выстроенного, по преданию, в честь победы русичей над шведами и освященного во имя великомученика Георгия Победоносца. Точной даты возведения уникальной христианской святыни история не сохранила, а согласно легендам, построен Георгиевский храм в 1165–1166 годах, в период княжения в Новгороде Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха.

По древней традиции возведение русичами храмов приурочивалось ими к знаменательным военным событиям, одним из которых в начале XII столетия и стала триумфальная победа ладожан и новгородцев над шведами, осадившими Староладожскую крепость. Сведения об этом славном эпизоде доблестного ратного прошлого, красочно описанные древними историографами в первой Новгородской летописи, дошли до наших дней. В 1164 году новгородская дружина под командованием князя Святослава Ростиславича и посадника Захария вместе с защитниками Староладожской крепости наголову разгромили у ее стен мощный шведский флот. С тех пор поле легендарной баталии, возле которого и возвели ладожане церковь Святого Георгия, носит название «Победище».

Построили Георгиевский храм, согласно легендам, на месте древнего языческого святилища и украсили искусно выполненными фресками, ставшими в наши дни одним из сохранившихся образцов древнерусской школы живописи. Наряду с собором Святой Софии в Киеве, Спасо-Преображенской церковью в Полоцке, храмом Успения в селе Волотово Новгородской области церковь Святого Георгия стала одной из наиболее известных православных святынь России.

При возведении компактного небольшого храма, площадь которого всего 72 квадратных метра, а высота – 15 метров, каменных дел мастера использовали известняковые плиты, чередуя их с тонким обожженным кирпичом (плинфой) и скрепляя ряды кладки раствором из гашеной извести и кирпичной крошки. Фасад церкви был покрыт таким же раствором, а внутренняя конструкция стен поддерживалась деревянным каркасом. Благодаря искусству древних зодчих от храма Георгия Победоносца, простого в архитектурном исполнении, веяло основательностью и мощью, которые подчеркивали и шестиугольная форма строения, и его массивность у основания, и три полукруглых выступа, и кокошники, украшенные фигурными зубцами из кирпича, и щелевидные окна (по четыре с южной и северной стороны), и шлемовидный купол со световым барабаном и восемью окнами. Второй ярус храма занимали хоры, на которые вела проложенная в стене узкая каменная лестница. По ней поднимались представители княжеского рода, чтобы присутствовать на богослужениях. Согласно преданиям, в 1240 году перед битвой со шведами именно в Георгиевской церкви молился о победе над врагом князь Александр Ярославич, позднее прозванный Невским. Спустя время хоры стали не нужны, и вместо них два угловых придела верхнего яруса соединили деревянным настилом.

Судьба Георгиевского храма неразрывно связана с историей крепости, внутри стен которой он был возведен. Шведы предпринимали неоднократные попытки захватить северный форпост, и в 1313 году им это удалось. Тогда они полностью разрушили цитадель, пострадала и Георгиевская церковь. Но уже через пять лет вновь были выстроены высокие неприступные стены, охватившие кольцом Ладогу и храм Георгия Победоносца.

Строительство каменных зданий на Руси постепенно вытеснило деревянное зодчество. Способствовала этому не только лучшая оборонительная функция строений из камня, но и частые пожары, полностью разрушающие деревянные постройки. В начале XV века один из таких пожаров сильно повредил Георгиевскую церковь, и в 1445 году стараниями архиепископа Новгородского Евфимия II, радеющего о восстановлении православных святынь, церковь была не только наново оштукатурена и обновлен ее интерьер, но и стала главным храмом основанного им Георгиевского монастыря. Обитель имела и другое название – Ладожский застенный монастырь, из-за своего выгодного расположения под надежной защитой стен Староладожской крепости.

К середине XVII столетия церковь Святого Георгия стала соборным храмом Ладоги. Сохранились датируемые 1646 годом письменные свидетельства о постройке с юго-западной стороны от Георгиевской церкви деревянного храма во имя святого Дмитрия Солунского. В летние месяцы богослужения проводились в Георгиевском храме, в зимнее время – в более теплой Дмитриевской церкви.

К 1678 году Георгиевский монастырь владел всего двумя крестьянскими дворами, и в начале XVIII века он перестал существовать. Последнее письменное упоминание о монастыре датируется 1722–1723 годами, хотя уже тогда иночествующих в нем не было, и в 1744 году церковь Святого Георгия стала обычным приходским храмом.

За века своего существования церковь Святого Георгия неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, что к началу XX столетия почти полностью исказило ее первоначальный внешний облик и внутреннее убранство. Большинство древних фресок было сбито со стен, и они оказались под вновь настеленным полом. Другая часть фресок скрылась за наслоениями штукатурки. Только росписи барабана оказались нетронутыми благодаря хорошо сохранившемуся слою краски. В 1584–1586 годах в ходе ремонтных работ над западным фасадом храма появилась небольшая звонница, а барабанный купол заменили конусообразным. В 1683–1684 годах храм был капитально отремонтирован: заложены четыре окна, растесаны оконные проемы в северной и южной стенах. В связи с повышением грунта вокруг церкви был на один метр поднят пол, из-за чего появилась необходимость повысить порталы. Стены укрепили дубовыми конструкциями, заведя их в толщу стен, и для большей прочности к западной стене храма примкнул притвор с двумя приделами, один из которых был освящен во имя святого Александра Невского.

В конце XIX века русский архитектор и реставратор Владимир Васильевич Суслов, исследуя русский Север и древнее зодчество в многочисленных экспедициях, внес предложение о комплексной научно-исследовательской реставрации Георгиевской церкви. На выделенные государством субсидии в 1902 году были проведены восстановительные работы: снаружи церковь оштукатурили цементным раствором, деревянные оконные рамы заменили металлическими, покрыли железными листами кровлю, установили цементный карниз. Внутренние работы коснулись только хоров – их отремонтировали, и пола – его покрыли метлахской плиткой на цементном растворе.

К сожалению, использование цемента при реставрационных работах оказалось слишком губительным для уникального памятника. Через несколько лет цементная штукатурка отслоилась, особенно пострадал цоколь здания. Внутри храма появилась повышенная сырость, отчего в углах поселилась плесень, а на фресках выступили кристаллы соли.

Следующая комплексная реставрация Георгиевского храма началась в 1925 году. Ее проводили специалисты архитектурно-реставрационных мастерских Ленинграда. Благодаря их усилиям храм освободился от более поздних наслоений и пристроек. В 1927–1928 годах и частично в 1933 году реставраторы из Москвы обновили фрески. К сожалению, из-за проводимой советским правительством антирелигиозной кампании все реставрационные мастерские были закрыты, а специалисты по восстановлению древних памятников уволены. Но проведенные ими ремонтные работы еще на несколько десятилетий дали большой запас прочности древним стенам Георгиевской церкви.

Бурное лихолетье Великой Отечественной войны не затронуло православную святыню, и уже в начале 1950-х годов группа архитекторов из Ленинграда начала восстановительные работы старинного храма, продлившиеся до начала 1960-х годов. Специалисты понизили грунт вокруг храма, соответственно вернув в первоначальное положение уровень пола; восстановили дверные проемы, раскрыли все заложенные окна, очистили кладку стен, заменили покрытие кровли и наново оштукатурили храм.

Масштабные исследовательские, научно-изыскательные и практические работы начались в конце 1970-х годов и продолжались без малого двадцать лет. Большая часть работ была завершена в 1996 году и церковь Святого Георгия Победоносца приняла тот облик, который изначально дали ей древние зодчие в далеком XII столетии. Участки фресковой настенной живописи были освобождены из-под наслоений и приведены в первоначальный вид.

Фресковая живопись храма

Храм Святого Георгия – один из немногих старинных русских храмов, в котором в неизменном виде дошла до наших дней уникальная фресковая живопись домонгольского периода, ставшая памятником мировой культуры. На южной стене храма изображены святые-великомученики – св. Ефстафий Плакида, св. Савва Стратилат и, предположительно, св. Дмитрий Солунский. В алтарном выступе жертвенника находились фрески богородичного цикла. Из четырех картин сохранилась всего одна – «Жертвоприношение Иоакима и Анны», изображающая родителей Богородицы, принесших в храм двух агнцев в благодарность за рождение дочери. В выступе диаконника находится самая известная в мире композиция «Чудо Георгия о змие», считающаяся самым первым изображением святого Георгия на коне, совершившим чудо. Две другие картины из этого цикла, к сожалению, полностью утеряны. Самая большая фреска – лик святого Николая Чудотворца, окруженный уникальной рамкой из росписей, стилизованных под мрамор. В простенках барабана находятся изображения пророков, фигуры которых окантованы декоративными арками с орнаментом в виде стеблей, листьев и цветов, а под куполом – 32-х фигурная композиция «Вознесение Господне», хорошо сохранившаяся до нашего времени.

Особый колорит внутреннему убранству храма придает декоративное оформление всех сцен и изображений святых. Разнообразные плетеночные орнаменты, декоративные арочки, панели полилитии гармонично вписываются в общий неповторимый облик, созданный древними новгородскими живописцами.

Среди островерхих башен и златоглавых куполов церквей Староладожской крепости стоит небольшой, но удивительно притягательный для ценителей старины храм Святого Георгия – возрожденная христианская святыня, уникальное творение древних зодчих.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector