0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О поминовении усопших

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём ( Сир. 7:39 ).
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Поминове́ние усо́пших — богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» ( Ин. 11:26 ). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.
Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

— Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

— Милостыня

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

— Молитва

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен и особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;
– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;
– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;
– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),
– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать Псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Слышат ли усопшие наши молитвы о них?

Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ). Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:8 ).

Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви, не имеет в Православном Догматическом Богословии детального, вплоть до подробностей, раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному повиновению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их.

О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым.

Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры (после её физической смерти), проходя через мытарства, ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств.

Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия, и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того, как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона, однако каким, святитель Григорий не объясняет.

Свидетельств подобного рода известно немало, однако, следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического.

Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Скажем, под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет — усилить молитву как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне.

О поминовении усопших

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения.

Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Надо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.»

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это МИЛОСТЫНЯ

Преподобный старец Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так:

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя

Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня.

Православная Церковь не приветствует распитие на могилах, оставление пришедшими стопку водки или какой-нибудь еды рядом с могилой или на могиле, и особенно не допускает разливание водки на могилу усопшего, этим проявляется оскорбление памяти усопшего. Церковь считает, что эти древние языческие обычаи не должны преследоваться православным христианином. По прибытии на могилу зажигают свечу, молятся об упокоении душ наших дорогих усопших и поют пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И после прибирают могилу. Ведь, само по себе кладбище, является священным местом, где покоятся тела умерших, наших близких, до их воскресения. И соответственно, могила является местом будущего воскресения умершего. Поэтому могилу стоит держать в чистоте и порядке.

Православная церковь украшает могилу святым животворящим крестом, который является символом нашего спасения. Поставленный в землю крест символизирует, что тело умершего в земле, а душа находится на небе.

О нужном и великом смысле поминовения усопших, который надо понять каждому человеку, подробно, интересно и твердо сказал святитель Феофан Затворник: «Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось поминовение. Значит это идет от апостола и от Самого Господа. Но умнишко наш всюду суется со своим носом, крича: почему и почему? Всего лучше дайте ему верою искреннею щелчок в нос – и присядет. Можете после сего сказать сему буяну: слушай, дурень, отшедшие живы и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая. Идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда».

А распространившийся в последнее время обычай, посещения людьми кладбищ и поминовения усопших в праздник Пасхи, не соответствует старым установлениям Православной церкви. Первый день после Пасхи, когда можно совершить поминовение – Радоница, девятый день после Пасхи.

Радоница: как правильно провести этот день

Завтра мы будем праздновать Радоницу, делясь пасхальной радостью с теми, кто уже покинул этот мир. Посещение могил на Радоницу отражает нашу веру в то, что усопшие близкие и после смерти не перестают быть членами Церкви. И в этот день мы делимся с ними радостью о Воскресшем Христе, Который Своею смертью попрал смерть.

Вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

В Триоди нет специального последования службы на Радоницу. Этот день совпадает с попразднством, поэтому на вечерне, утрене, Литургии не должно быть ничего специально заупокойного. Обычно после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения.

Читать еще:  Что нужно говорить на поминках

Наши предки ждут от нас молитвенной помощи. Любой верующий человек должен помнить об этом, и потому в день Радоницы каждому следует обязательно помолиться о душе родственника. В день Радоницы христиане делятся с усопшими радостью о Воскресшем Господе. Ведь у Бога все живы, — говорит протоиерей Игорь Коростелёв, настоятель прихода Иконы «Всех скорбящих Радость» в Минске.

На Радоницу, прежде чем посетить кладбище, родственникам следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду.

Придя на кладбище в этот день, верующие зажигают свечи, священники служат литию. Если священника нет, можно совершить

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище.

Вот его порядок:

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Живый в помощи Вышняго…

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

По желанию, можно также прочитать акафист о упокоении усопших.

В Церкви нет традиции устраивать застолье на могилах. Этот народный обычай во многом связан с тем, что в доавтомобильную эпоху, чтобы посетить место упокоения родных, часто приходилось проделывать долгий путь, и для того, чтобы восполнить силы перед обратной дорогой, надо было подкрепиться. Сейчас, когда мы достаточно мобильны, и можем за сравнительно короткие промежутки времени добираться из одного места в другое, это уже неактуально. Церковь не приветствует распространённый обычай оставлять съестное на могилах в качестве угощения усопшим. Будет правильнее ради души усопшего ближнего накормить тех, кто действительно голоден, подать милостыню неимущим.

Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага, — читаем у святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня Радоница. Радоница — радоваться. С приветствием «Христос воскресе» мы обращаемся ко всем усопшим. Если образно выразиться, мы как бы сходим в ад, чтоб известить пленников, чтобы со всеми умершими заговорить человеческим языком.
Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но это только наше логическое построение. С сошествием Христа в ад ада нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым умершим мы говорим так же, как и живым: Христос воскресе! И если бы мы имели настоящий слух, не тот, которым различаем только земные звуки, мы бы услышали: воистинну воскресе Христос. И их «воистинну воскресе» прозвучало более бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают, чем мы

Девять способов, как можно поминать усопших и один, как нельзя

Человек — единственный на Земле, кто чтит предков и хранит о них память. Всем своим существом мы не согласны со смертью . Даже язычники верят, что жизнь не заканчивается здесь.

Мы верим в бессмертие души и хотим знать: как можно помочь нашим усопшим родственникам? Непременно молитва о них доставляет им радость и утешение. А усердное поминовение может изменить загробную участь и вместо мучения дать упокоение.

Какие в Православной Церкви есть виды поминовений? Разделим их на 2 части: за всех, и только за крещённых.

Поминовение всех

Вот как можно помянуть душу усопшего человека, не взирая на то, был он крещённым или нет.

1. Домашняя молитва

Вы можете молиться своими словами. О крещённых можно молиться так:

Упокой, Господи душу усопшего (раба Твоего) ____________, прости ему вся согрешения его вольныя и невольныя, даруй ему Царствие Небесное и причастие вечных Твоих благих, и Твоея бесконечныя и блаженныя жизни наслаждение и сотвори ему вечную память! Вечная память, вечный покой!

2. Накормить голодных

Можно купить еду нищему, пожертвовать еду в храм, сделать поминки и пригласить гостей. Узнайте, что можно передать в приют детям к чаю. Купите продукты для подопечных какого-нибудь центра помощи мамам .

3. Пожертвовать вещи

Только не надо старые и пахнущие. Купите новые. Или постирайте и погладьте бывшие в употреблении. Главное — чтобы они достойно смотрелись , а не были из категории «Выбросить жалко».

Недавно узнал, что в память об усопшем дарят ложки. Очень замечательная идея! Верующий человек, когда будет вкушать пищу этой ложкой, вспомнит и помолится за человека.

4. Поставить в храме свечку

Да, в алтаре храма священник молится только за крещённых. Но прийти лично и ничего не заказывая, самому поставить свечку и помолиться за некрещёного родственника никто не запрещает.

Поминовение крещённых

Бывает очное, когда священник молится при теле, и заочное, когда человека уже похоронили. Длится примерно пол часа. Человека отпевают один раз, но если не известно точно, можно отпеть. Напишите в комментариях вопросы на эту тему, и я напишу отдельную статью.

Она похожа на отпевание, только чуть короче. Длится 25 минут. Её можно заказывать много раз. Советую не просто заказывать, а присутствовать на панихиде. Служба очень красивая, особенно с хором. Обычно на панихиду приносят в храм что-нибудь съедобное.

7. Заказная обедня за упокой

Или просто «заказная за упокой», или «обедня за упокой». Это самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей.

Эта служба называется ещё «Великая панихида». Служится редко, обычно вечером в пятницу, перед «родительской субботой». Это панихида, вплетённая в Утреню. А Утреня сейчас во многих храмах бывает вечером.

Это краткая заупокойная служба. Её может случить и священник, и мирянин. И в храме, и дома, и у могилки. Текст легко найти в сети.

Как нельзя поминать усопших

Усопших нельзя поминать водкой. Им от этого плохо. А сама Божия Матерь явилась одному родителю умершей девочки и сказала:

Делая поминки с водкою, вы лишаете душу усопшего Моих молитв об облегчении мук. Все, кто пьют вино на поминках — Мои враги!

Помните! Ничто так не умиляет Бога, как молитва об усопших . Делайте добрые дела, кормите и одевайте в память о человека — и он получит великое утешение от Бога. А когда мы перейдём в вечность, Господь найдёт, кто помолится за нас!

автор: священник Владимир Панарин

Понравилась статья? Поддержите проект! Подпиской и лайком, репостом и комментарием. А если можете, то финансово:

Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти

Согласно христианским, а особенно православным традициям, поминание усопших – важный обряд, который совершается в память о человеке и его душе. Это во многом отличает христианские обычаи от поминания покойного мусульманина в исламе.

Главной традицией считается коллективный обед, устраиваемый родственниками в доме, где жил человек или на кладбище: на месте его захоронения сразу же после процедуры погребения.

Поминания происходят три раза – в день погребения, на девятый (не на неделю, как некоторые думают) и спустя сорок суток. Посещают поминки все, кто желает вспомнить усопшего хорошим словом. В эти дни также навещают могилу, прибираются на участке.

В связи с таким распространенным для стран СНГ явлением, у многих людей возникает вопрос: как поминать усопших правильно и чем именно поминают умерших. В этой статье будет подробно описано поминание усопших, когда проводятся поминки и как правильно поминать по канонам православной церкви.

Зачем поминать усопших

Традиция поминовения умерших сложилась достаточно давно. Согласно византийско-христианскому обряду, как писалось выше, проводились поминки три раза:

  1. В день похорон, что на самом деле третий день со дня смерти, даже если она наступила незадолго до полуночи.
  2. На девятый день со дня смерти.
  3. На сороковой день (так называемые сороковины).

Далее процедуру повторяют каждый год в день смерти, а не раз в полгода, вопреки мнению некоторых людей. Сам обряд уходит своими корнями далеко в древность.

Некое подобие поминок есть и в вероисповедании других народов, так как многие связывают свою веру с бессмертием в другом мире. По христианским традициям вся процедура в конечном итоге сводится к поминальной трапезе.

Православные таинства и обряды

Богослужебные ритуалы важны для верующих людей, так как неразвитая человеческая сущность и несовершенная природа человека нуждается в видимых и невидимых символических действиях, которые способствуют ощущению воздействия незримой и всемогущей силы Бога.

Насчитывается немало всевозможных таинств и обрядов, к которым прибегают для поминовения умерших людей. Среди них:

  1. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. В эти дни на Литургии читают молитвы об усопших православных христианах, совершают богослужения за упокой души. Практически все эти дни связаны с празднованием Пасхи, поэтому даты суббот меняются каждый год.
  2. Третий, девятый и сороковой день. Обычные дни, которые связывают с умершим человеком. Они не являются какими-либо обрядами большого масштаба.
  3. Рождественский пост. Поминки проходят по тем же правилам, что и в Успенский или Петров пост. Не разрешается поминать спиртным и ставить перед фото покойного рюмку водки и хлеб.
  4. Мясопустная суббота. День поминовения умерших христиан, а особенно своих родителей. Это первая родительская суббота в уставе Православной церкви.
  5. Троицкая вселенская суббота (троица). Это день всеобщего поминовения, а также родительская суббота. В Троицу происходит «вселенское» обще церковное поминовение.
  6. Дмитриевская суббота. Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших.
  7. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья.

Как поминать в пост

Когда идет пост, есть особые дни поминовения – Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме (в любой другой день поста она сокращена).

Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу.

Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей. Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии.

Поминки 1 год: традиции и правила проведения

В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения, а после гибели – поминки.

Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения.

Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают:

  1. Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
  2. Сорокоуст – поминание на сорока церковных службах.
  3. Панихиду – обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год – дата серьезная.
  4. Литию – следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время.
Читать еще:  На какой день поминают 40 дней

На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника.

Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви

Поминать можно не только в общепоминальные дни. Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на:

  1. Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях.
  2. Годовщину с момента кончины. Уход в другой мир ничуть не менее важное событие, чем день рождения. Для многих это второе рождение и переход в бесконечное бытие. Обязательно нужно помянуть умершего человека в этот день добрым словом. Неважно, какой это месяц: октябрь, ноябрь или июнь.

Церковь не запрещает проводить молитву каждый день. Кроме индивидуальных дат есть еще и общие, когда помянуть родственников считается обязательной процедурой.

Как правильно заказывать поминовение в церкви?

По мнению христиан, молитва облегчает прохождение человека в другой мир и спасает даже самых безнадежных грешников. Чтобы панихида была отслужена по правилам, необходимо прийти в храм, а именно в лавку свечей. Там можно записать имя умершего человека.

При подаче записки нужно принести какие-нибудь продукты на специальный столик панихиды. Кто-то считает, что это еда для усопших, но к православию это не имеет никакого отношения. Покойным людям совершенно ни к чему простая пища, которую они ели, будучи живыми. Им нужна молитва родственников.

Важно не только оставить записку с именем человека, но и лично присутствовать на поминании и служении. Молитва имеет особую силу только в том случае, когда она выражает личное прошение близкого человека о помиловании за грехи и упокое. Именно тогда она будет приносить максимальную позу.

Часто панихиды и другие служения заказывают перед похоронами, а затем на третий, девятый и сороковой день. Помимо этого, важной датой считается и годовщина смерти, а также день рождения и именины.

Поминальные молитвы об усопших

В качестве поминальных молитв часто используют:

  • молитву об усопшем до сорока дней;
  • молитву об усопшем после сорока дней;
  • молитву об усопшем на девятый день;
  • акафист (церковное пение или молитва) за покойника, который читается каждый день до 40 дней и 40 дней перед годовщиной.

От чего следует отказаться в поминальные дни

Поминание умершего куличами или яйцами ни в коем случае не должно превращаться в обычное застолье, так как могила – это место для размышления и упокоения.

Нельзя накрывать стол и устраивать «пир» с родственниками, приехавшими издалека. Также не рекомендуется поминать вином или водкой, а также не кропить спиртным могилы людей, оставлять алкоголь на надгробиях.

Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом

Традиция оставлять водку с хлебом на могиле умершего осталась со времен язычества и не одобряется православием. Нельзя помочь душе попасть в рай выпивкой или едой. Нужно проявлять терпение, выдержку и молиться для покойников, за прощение их грехов, за путь к вечной жизни.

Обряд, согласно которому около портрета усопшего ставят рюмку с водкой и лежащим на ней куском хлеба, также проводить не стоит. Душе это никак не поможет. Подаяниями с водкой проявляют «уважение» к людям, но забывают самое главное – молитвы.

Как помянуть некрещеного

Людей, которые не захотели соединить себя с Богом и Церковью, поминать нельзя. Их участь после смерти останется на рассмотрении Бога и на ситуацию повлиять не сможет никто. Некрещеных людей можно поминать дома, молиться о них, делать добрые дела в их память, попытаться говорить о том всем хорошем, что сделал этот человек за свою жизнь.

Мнение церкви о поминовении усопших

Церковь настаивает на том, что поминовения необходимо производить как можно чаще: в особые и обычные дни. Главные слова люди произносят на Божественной литургии, на которой приносится бескровная жертва Богу.

После литургии рекомендуется провести панихиду. Панихида служится перед кануном, представляющим собой столик с распятием и несколькими подсвечниками. Сюда же приносят пожертвования на храм и его ремонт. Заказывают и сорокоуст до и после пришествия 40 дней с момента кончины.

Таким образом, было рассказано, как помянуть усопшего и когда поминают усопших после кончины. Дни повиновения приходятся на третье, девятое и сороковое число дней после смерти.

При этом совершается ряд русских православных обрядов и молебнов, несущих в себе цель помолиться за усопших родителей, детей или друзей.

О поминовении усопших

Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.

Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал.

«Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение». Эта стихира поется в чине отпевания.

Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. Однако посмотрите беспристрастно на жизнь нашу земную и рассудите, что она такое.

Царь Соломон, мудрейший и богатейший из царей своего времени в книге Екклесиаста, говорил так: «Суета сует… суета сует, — все суета! Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!»

Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Но какова же цель нашей жизни? Какой же должен быть итог? Что мы берем с собой? Остаются на земле богатства, положение в обществе, слава, — перед Богом мы предстаем с теми сокровищами, которые скопили на небесах. «И каждый от своих дел или прославится, или постыдится», — поется в другой стихире в чине отпевания.

Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО?

И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.

Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему.

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Чтение псалтири об упокоении: ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири с чтением по каждой «Славе» особых заупокойных молитв.

Ежедневная молитва об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах.

Поминовение в церкви

Сорокоуст о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего во время проскомидии (вынимание частицы из просфоры с погружением ее по окончании литургии в Кровь Господню со словами «Отмый (отмой), Господи, грехи поминавшихся здесь Честною Твоего Кровию, молитвами святых Твоих») в течение 40 дней (полугода, года).

Ектения о упокоении – гласное поминовение на заупокойной ектении на литургии.

Лития, Панихида – особые службы об усопших, обыкновенно совершаются сразу после литургии.

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Можно оставлять на могилке цветы (лучше сажать живые), горящие свечи (или специальные фонарики), покрошить хлеб или насыпать крупу для птиц.

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные яйца, куличи.

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

В русской традиции поминовение усопшего совершается сразу после похорон, в доме покойного. Трапеза предваряется молитвой об усопшем, затем вкушается кутья, освященная в храме. Кутья, сваренная из зерен, является символом воскресения из мертвых – как зерно, чтобы прорасти, должно упасть в землю, так и человек хоронится в землю, чтобы восстать в День воскресения мертвых.

Обыкновенно собирается небольшой стол для близких людей, если вы и будете употреблять алкогольные напитки, делать это надо в умеренных количествах.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы (9 мая) – установлено Архиерейским Собором в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Чин отпевания – это особые молитвы об усопшем, которыми Церковь провожает своего члена в жизнь вечную. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, на голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Богородицы (женщине).

Во время отпевания близкие усопшего должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова молитв.

Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная молитва будет наилучшим проявлением любви!

В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия и разрешительной молитвы. Погасшие свечи можно поставить на канон (квадратный подсвечник перед распятием в храме).

Чин прощания обыкновенно совершается в храме – при чтении особых прощальных стихир близкие покойного по очереди подходят ко гробу, целуют икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отходят, вставая за священником. По окончании прощания, священник совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается, вслед за тем возглашается «Вечная память» усопшему.

Допускается прощаться после отпевания на кладбище, в этом случае священник не закрывает гроб, а чин предания земле совершается кем-либо из близких усопшего.

НЕКОТОРЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).

Читать еще:  Панихида в родительскую субботу текст

Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).

Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:24-30)

О ПОМИНОВЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются и в церкви не поминаются, единого мнения об их участи Церковь не имеет, однако можно привести слова святителя Феофана Затворника: «А дети — все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию».

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение. Крестить «страха ради смертнаго» (то есть при опасности смерти) может любой православный христианин, окропив младенца святой водой (допускается даже простая вода) со словами «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». После такого крещения, если Господь даровал исцеление, нужно в храме дополнить Крещение таинством Миропомазания.

О ПОМИНОВЕНИИ САМОУБИЙЦ

Поминовение самоубийц в церкви не допускается. Однако это не исключает наших домашних молитв о них.

Оптинский старец Леонид одному своему духовному чаду велел читать такую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя), аще возможно, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

В случае, если есть сомнения в том, покончил ли человек жизнь самоубийством или нет, пишется прошение на имя правящего архиерея (в Московской области – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий), где подробно излагаются обстоятельства смерти, прикладывается копия свидетельства о смерти. Прошение передается в Епархиальное управление (в Московской области – Новодевичий монастырь, Москва, Новодевичий проезд, 1/1, тел. (499)246-0881). В случае если будет получено письменное благословение на отпевание, усопшего можно отпевать и поминать в храме.

О поминовении усопших

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×