3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отмый господи грехи поминавшихся зде

Отмый господи грехи поминавшихся зде

Батюшка, благослови раба Божьего Андрея. Мои покойные бабушка (1921 г. р.) и дедушка (1919 г. р.) не посещали церковь, т.к. храмы были все разрушены (Тюменская обл.), но их как-то смогли крестить. Какие молитвы нужно читать за них, чтоб Господь простил всех их прегрешения?

Согласно православному учению, по молитвам Церкви умершие могут получить облегчение или освобождение от загробных наказаний. «Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”»
(Святитель Иоанн (Максимович). Жизнь после смерти).

В соответствии с этим Церковь установила специальные службы:

1) Молитвенные поминовения умерших за Божественной Литургией (за проскомидией, после освящения Святых Даров и на заупокойной ектении).

2) Панихиды и литии

3) Чтение Псалтири.

Выше всего по силе и значимости стоит поминовение за проскомидией и после освящения Святых Даров. Выдающийся знаток богослужебного устава святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Поминовение живых и усопших на проскомидии и по освящении Даров, хотя и негласное, по своему значению, силе и действенности не может быть сравниваемо ни с какими другими молитвенными поминовениями: заздравными молебнами, заупокойными панихидами или какими-либо другими благочестивыми подвигами в память живых и умерших. Оно не может быть сравниваемо с гласным поминовением на той же литургии на ектениях великой и сугубой, (что по местам допускается) и на специальной заупокойной ектении»
(0 поминовении усопших по уставу Православной Церкви).

На каждой проскомидии одна из богослужебных просфор (пятая) приносится специально за умерших. Необходимо регулярно подавать записки на проскомидию. Можно также заказать ежедневное поминовение усопшего на 40 дней (сорокоуст), полгода и год.

Церковь установила особые заупокойные субботы, которые получили название родительских: перед мясопустом (т. е. перед заговеньем на пост), перед праздником Пресвятой Троицы, перед днем памяти св. Димитрия Солунского (Димитриевская) и в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недель Великого поста. Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида (греч. pan – «все» и nyx – «ночь») буквально означает всенощную службу. К молению об умерших это название прилагается потому, что по своему составу оно походит на часть всенощного бдения, а также потому, что в первые времена Церкви, во время гонений, она совершалась по ночам, подобно всенощному бдению. Любой может заказать панихиду за своих усопших родственников. Чаще всего ее заказывают в особые для покойного дни (именины, день кончины).

Иногда задают вопрос: почему просят не подавать длинные записки? Это связано только с тем, что возможности служащего священника весьма ограничены. Сотни и сотни (в праздничные дни более тысячи) имен должен помянуть священник на проскомидии, которая продолжается 30 – 40 минут. За это время он должен помянуть и всех тех, чьи имена вписаны в храмовые синодики (заздравные и заупокойные). Если поминать на ектениях, то чтение записок будет продолжаться треть Литургии, что нарушит благочиние службы. У желающего помянуть своих сродников есть возможность самому в то время, когда священник совершает проскомидию, прочесть свой помянник. Брат преподобного Никона (Беляева) Иоанн, бывший при старце преп. Варсонофии послушником, вспоминал, что в Предтеченском скиту Оптиной пустыни были огромные поминальные книги, куда заносили имена жертвователей и их родственников за многие десятилетия. Строго в соответствии с правилами в алтаре находились только служащий иеромонах, иеродиакон и пономарь. Старцы благословили читать всей братии поминальные книги не в алтаре, а в храме в то время, когда совершается проскомидия. Он пишет, что раньше подавал записки, а после стал также сам читать во время проскомидии. Так и любой, находясь в храме, может читать записки, которые оказались неподанными за множеством имен. Надо верить, что Милосердный Господь, видя наши обстоятельства, примет это молитвенное прошение за живых и усопших. Также можно читать свои синодики во время, когда священник или диакон произносит ектении за здравие и упокой.

С глубокой древности установилась также традиция поминовения дома. Помнящий свой долг любви перед усопшими родственниками может регулярно читать Псалтирь. Одни читают ее ежедневно по кафизме, другие с определенной периодичностью. Поминовение живых и усопших составляет часть утреннего молитвенного правила.

У близких покойного (особенно у детей и внуков, т.е. прямых потомков) есть великая возможность помочь усопшим предкам – явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в свв. Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедшие сами и не взрастили эти плоды, а их явили их дети и внуки, но и они (усопшие предки) причастны к этим плодам как корни или ствол. Насколько велика такая помощь даже для тех родственников, которые жили вне Церкви, мы знаем из письма преп. Амвросия Оптинского к графу А.П.Толстому. У него в домовом храме крестился мулла. По этому поводу великий старец писал: «Крещение этого муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение абиссинца и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной; потому что, хотя нечасто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству… Значит, если из тьмы нечестивых един обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение [т.е. колено], от которого он происходит» (Собрание писем. М., 1995, с.7).

«Участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие!»
(святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Вып. 6, писмо 948).

Отмый господи грехи поминавшихся зде

Перед совершением Божественной Литургии, священник поминает имена здравствующих и усопших православных христиан по «диптихам» или помянникам, или же по подаваемым запискам.

После причащения мирян вынутые частицы опускаются в Св. Чашу, т.е. в Кровь Господню, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Из этого действия видно, насколько важно поминовение имен …

Многие свидетельства из жизнеописаний святых угодников Божиих удостоверяют важность и необходимость поминовения здравствующих и усопших православных христиан за проскомидией.

Приведем 4 таких свидетельства. Первое повествование берем из письма преп. Нила Синайского епископу Анастасию.

«Светило великой Византийской Церкви, или, лучше сказать, целого мира, дивный иерей Иоанн Златоустый, как прозорливый, многократно видел, что дом Господень во всякий почти час, особливо же во время Божественной и Бескровной Жертвы, не бывает оставляем ангелами или лишаем их попечения. Почему, исполненный удивления и радости, наедине рассказывал о сем близким из духовных друзей своих. Как скоро иерей, говорил он, начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные Силы, во множестве сошедши с неба, облеченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами, с внимательным взором, с преклоненным долу лицом, в благоговении, великом безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного Таинства. Потом, разошедшись по всему досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся епископам, пресвитерам, и диаконам всем, раздающим Тело и честную Кровь. Пишу же сие, чтобы, познав, сколько страшного в Божественной Литургии, и сами, утратив в себе сей божественный страх, не предавались нерадению, и кому-либо другому не дозволяли во время проскомидии беседовать и шептаться, или смело подавать знаки другим, или стоять, качаясь из стороны в сторону, туда и сюда озираясь, или беспечно и запросто ходить с места на место. Ибо Господь говорит Моисею, а чрез него и всем иереям: «Благоговейны сотворите сыны Исраилевы» (Левит. 15, 31; Твор. преп. Нила ч. 3, кн. 2, п. 282).

Второе свидетельство заимствуется из книги преп. Нила Мироточивого, Афонского чудотворца.

«Во времена свят. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то есть — долговременным поминовением.

Читать еще:  Панихида по усопшим в родительскую субботу

Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер. Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке. Делать нечего; она обращается к свят. Василию Великому, рассказывает ему о случившемся. Выслушав ее, свят. Василий Великий сказал: «Я буду завтра служить литургию, приидите ко мне вместе с купцом и весами; взвесим одну частицу, вынутую из просфоры о здравии и спасении его сродников, и сколько будет весить частица на весах, столько золота положит купец на другую чашу весов, и тем золотом уплатит тебе за одну литургию, совершенную покойным иереем». Матушка идет к купцу и передает слова свят. Василия. Купец обрадовался и на утро идет в храм, взяв с собою весы и золото. Свят. Василий, совершая проскомидию, вынимает одну частицу о здравии и спасении рабов Божиих и кладет на весы, а купцу приказывает класть на другую половину весов золото, и сколько купец ни клал золота, одна малая частица все перевешивала, и чем больше купец клал золота на весы, тем ниже опускалась чаша на которой была положена частица, вынутая свят. Василием Великим из просфоры на проскомидии. Купец, видя сие великое и благодатное чудо, пришел в страх и умиление и затем просил прощения у свят. Василия и у матушки в Бозе почившего иерея и уже не требовал долга».

Третье повествование относится к прославлению свят. Феодосия, архиепископа Черниговского (1896 г.)

«Накануне прославления свят. Феодосия нужно было опрятать его святые мощи, т.е. переоблачить их и привести в благолепный вид. Из Киева вызвали для этого старца высокой духовной жизни, иеромонаха Алексия (Шепелева), почившего уже в начале революции. Совершив переоблачение угодника, старец присел и задремал. В тонком сне, в сиянии небесной славы, является ему свят. Феодосий и говорит: «Молись за моих родителей: иерея Никиту и Марию» (до сего времени их имена известны не были). Смущенный о. Алексий ответил: «Святитель Божий, ты сам прославлен, твои молитвы сильны у Господа, как же я, грешный, могу молиться?» Святитель отвечал: «Поминай на проскомидии, это выше моих молитв»». На этом видение кончилось» (игумен Антоний, «Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский», «Прав. путь» за 1951 г.).

И, наконец, четвертое свидетельство находим в одном из писем Иоанна Васильевича Киреевского к оптинскому старцу иеросхимонаху Макарию:

«Сегодня, перед тем, как хотел писать к вам, прочем в церковной истории, как свят. Григорий Двоеслов рассказывает, что у одного пленника свалились цепи в ту минуту, как за него в отдалении вынимали частицы на литургии. Потому, припадая к стопам вашим, прошу вас помолиться за В. и вынуть за него часть. Ему очень трудно и тяжело и от положения своего, и от характера, и, может быть, от наших ошибок в воспитании. » (прот. С. Четвериков, «Оптина Пустынь. » стр. 136).

Отмый господи грехи поминавшихся зде

И таким образом вы тоже станете участниками проскомидийной молитвы. Священник – в алтаре, вы – в храме, но все единым сердцем возносят молитву о людях.

Дальше: Эти все частицы, вынутые с поминовением о здравии и о упокоении, мы кладем на специальное блюдо – дискос, где лежит уже частица хлеба, которая станет Телом Христовым. Называется эта частица «Агнец». Потом это блюдо с Агнцем перенесут во время Великого входа и поставят на престол. Эти частицы, как бы люди эти, будут возле Агнца, возле Христа Самого лежать.

Итак, мы рассказали о первом поминании. Всего на Литургии мы можем обозначить четыре поминания. Четыре особых, подчеркнутых поминания. Я уж не говорю, что в прошениях ектении мы постоянно возносим молитву за людей, молим Бога: «Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих…» То есть, если кто-то из наших родственников болеет, они подходят под эту категорию.

Но четыре раза Церковь молится о живых и усопших специально, особенно.

Первый раз – во время проскомидии.

Второй раз – когда? – Во время «сугубой ектеньи».

Диакон прочитал Евангелие. И начинается «сугубая ектенья»:

«Рцем вси от всея души, от всея помышления нашего рцем».

«Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй».

Дальнейшие прошения этой ектении я пропущу и подойду к предпоследнему прошению:

«Еще молим Ти ся о милости, жизни, мире, здравии, спасении посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. ». И мы читаем списки имен.

Так вот это – самое законное время, чтобы и мы свои свитки, книжечки, синодики раскрыли и помолились о здравии наших с вами близких людей.

А после этого следует ектенья заупокойная:

«Еще молимся об упокоении душ усопших рабов Божиих…», и опять диакон перечисляет имена.

Некоторые люди говорят:

« Почему меня вынуждают молиться за каких-то совершенно незнакомых людей?»

Когда диакон произносит имена, естественно, для большинства людей это незнакомые имена. Но дело в том, что, пока диакон поминает тех, о ком просили его молиться, мы можем помянуть и своих. Во-первых, можем помянуть и тех, кого мы не знаем лично. Мы за них помолимся, а кто-то за нас. Не будем жалеть своих сил, чтобы помолиться за незнакомых нам людей.

Третий раз – очень важно! – мы на Литургии поминаем живых и усопших, когда заканчивается Евхаристический канон, когда хлеб и вино становятся Телом Христовым и Кровью; тогда священник возглашает:

«Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии»!

«Достойно есть, яко воистину…» или: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

То есть поется гимн в честь Богородицы. Диакон кадит, наполняет кадильным дымом алтарь. И вот перед нами лежат раскрытые Тело и Кровь Христовы, Сам Господь, Воскресший и Преобразившийся, перед нами. Святые отцы говорили:

«Когда, как не в эти минуты, когда перед нами Тело и Кровь Христовы лежат, мы можем помянуть всех, кого хотим. »

Один известный святой, находясь в темнице, писал своим братьям, епископам: «Братья, я очень много страдаю в узах. Пожалуйста, помолитесь за меня перед раскрытыми Дарами». Он имел в виду как раз этот момент.

И, наконец, четвертый , последний, сугубый, нарочитый момент поминания. После Причащения всех верующих священник заносит Чашу в алтарь, ставит ее на престол. Диакон (как положено) или священник (как часто совершается по современной практике) берет частицы, вынутые во здравие или во упокоение душ людей, опускает их в Чашу со словами:

«Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся, Кровью Своей честной, молитвами святых Твоих».

Считается, что даже кто не был, не присутствовал на Литургии по какой-то уважительной причине, но за кого вынута частица из просфоры, в этот день он тоже омывается Кровью, тоже приобщается ко Христу. То есть, он тоже каким-то образом участвует в Таинстве Причащения.
Священник (или диакон) опускает в Чашу частицы, а прихожане могут, со своей стороны, вознести в этот момент молитву о всех близких. Вы можете сказать мысленно или тихо:

«Отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь, всех близких моих, сродников, друзей, всех, за кого я молюсь. Приобщи их к Себе, излей на них благодать, прости прегрешения и ослабь муки усопших, кто в этом нуждается. Вразуми и просвети светом богопознания и доброй жизни живых…»

Читать еще:  Поминущие субботы 2018

Вот примерно так можно помолиться в эту минуту. Молитвы импровизированные, можно каждый раз складывать такие, какие Бог на сердце положит.

Вот особые четыре момента, когда мы можем молиться об усопших и о живых. Согласитесь, достаточно, для того, чтобы иметь возможность помянуть своих близких. А не говорить с расстройством, как некоторые: «Выстояла Литургию, батюшка, что же, теперь я без панихиды, без молебна останусь? Как же помолюсь я о родных?»
Некоторые приходят не на Литургию, а к молебну или к панихиде, чтобы за своих близких помолиться. Как будто Литургия – это что-то абстрактное, не имеющее отношения к нашей с вами реальной, конкретной жизни. А ведь мы знаем, что это и возможность встретиться, пообщаться с Господом, и возможность высказать Богу все свои нужды, помолиться о здравии и о упокоении людей, которые нам дороги.

Мир Божий да пребудет со всеми вами, с вашими близкими. Да сохранит Господь в мире всех наших живых сродников и знаемых и да упокоит и сопричтет Царствию Небесному всех почивших. Аминь.

Что такое проскомидия?

Ст. 26-28 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов

Что такое проскомидия

Каждый, кто регулярно посещает богослужения в храме, знает, что Божественную Литургию предваряет проскомидия. Что же происходит во время проскомидии? Проскомидия — это тот этап богослужения, во время которого заготваливают для таинства Евхаристии хлеб и вино. Очень часто, особенно во время Причащения детей, им говорят, что они попробуют «компотик» или «булочку», что приводит к профанации важнейшего Таинства для всех Христиан. Таинства, которое заповедывал сам Христос — Причастие. Хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа нашего. Именно поэтому проскодмидия — такая важная часть службы.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 26-27 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все

После того как Иуда вышел, Спаситель преподает одиннадцати [ученикам] спасительное таинство. Ведь, поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие (ибо без присутствия Христова человеку невозможно спастись и избавиться от смерти и греха, если с нами нет Жизни), Он дал нам свое Тело и Кровь (Мф. 26:28), чтобы через них сокрушилась власть тления, Он вселился в наши души Духом Святым, мы стали причастниками освящения и были наречены небесными и духовными людьми.

Порядок совершения проскомидии

Проскомидия совершается священником

  • на жертвеннике,
  • при закрытом алтаре,
  • вполголоса.

Тайна, которая окружает проскомидию, напоминает нам о таком же тайном, но важном Рождестве. Рождение Младенца Иисуса в свое время не было общеизвестным событием. Господь пришел в мир тихо и неведомо для мира.

  1. Проскомидия совершается над пятью богослужебными просфорами.
  2. Читается молитва, после чего…
  3. Из одной просфоры вырезают середину в виде кубика. Эта часть просфоры — символ Агнца Христа, принесшего Крестную жертву.
  4. На дискос, круглое блюдо, символ яслей, в которые положили Христа, кладут «агничную» просфору. Именно этой частью мы Причащаемся.

Из остальных просфор вынимают части

  • в честь Богородицы,
  • в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов и всех святых,
  • о здравии церковных иерархов — от Патриарха до диаконов,
  • об упокоении таких же чинов, включая почивших создателей храмов.

Все вынутые из просфор частицы выкладываются на дискосе в определенном порядке, как бы окружая Агнца: слева от него — «богородичная» частица; справа — девять частиц «святительских»; снизу — за живых священнослужителей, а еще ниже — за усопших.

Записки на проскомидию

Вслед за этим священник приступает к обычным просфорам. Прочитав каждое указанное в записке имя, он вынимает частичку со словами: «Помяни, Господи, (имя)».

В конце Литургии эти частицы погружаются в Святую Чашу, при этом священник читает молитву:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Значение проскомидии

Слово «Проскомидия» произошло от греческого «приготовление», что наиболее точно отражает значение этой части богослужения. Еще одно значение слова — «принесение». В древние времена христиане сами выпекали просфоры и приносили их с собой, вместе с вином, для совершения Таинства Евхаристии.

Читайте также:

Троицкий собор

Елецкая Епархия. Липецкая и Задонская Митрополия.

Новости

  • Главная
  • Объявления
  • Просьба о молитве
  • История храма
  • Митрополит
  • Архипастырь
  • Духовенство собора
  • Таинства
  • Новости
  • Общецерковные новости
  • Публикации
  • Воскресная школа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Библиотека
  • Вопрос священнику
  • Контактная информация
  • Помощь храму
  • Наше Благочиние
  • Реставрация икон
  • Наш баннер
  • Материалы для скачивания

Поминальная записка

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать записки с их именами. На проскомидии (первая часть Божественной Литургии) из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение.

В конце литургии опущены в святую чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Делается это в знак омовения Христом человеческих грехов. Таким образом, верующий, за которого приносится на Престоле эта очистительная жертва, получает благодать, освящение, и помощь от Господа. Поэтому поминовение на Божественной литургии это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Все записки, поданные на Литургию, поминаются также и на сугубой ектенье, в окончании которой в нашем храме также возглашаются по 2 сугубых прошения о болящих, путешествующих, на начало всякого доброго дела, о умножении любви, о благодарении Господа и о страждущих от винопития.

Для сугубого поминовения записки подаются отдельно. С текстом прошений Вы можете ознакомиться.

О Недужных.

— Врачу душ и телес, со умилением в сердце сокрушенном к тебе припадаем, и стеняще, вопием ти: исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес рабов твоих, имярек : и прости им, яко благосерд, вся прегрешения, вольная и невольная, и скоро воздвигни от одра болезни, молим ти ся, услыши и помилуй.

— Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися, и живым им быти, пощади и помилуй рабов твоих имярек , милостиве: запрети болезни, отстави всю страсть и весь недуг, утоли зиму и огнь, и простри крепкую твою руку, и якоже Иаирову дщерь от одра болезни воздвигни, и здравых представи, молим ти ся, услыши и помилуй.

О Путешествующих.

— Стопы человеческия исправляяй, Господи, призри милостивно на рабы твоея имярек , и, простив им всякое прегрешение, вольное же и невольное, благослови благое намерение совета их, и исходы и входы с путешествием исправи, прилежно молим ти ся, услыши и помилуй.

— Исааку и Товии ангела спутника пославый, и тем путешествие и возвращение их мирное и благополучное сотворивый: и ныне, преблаже, ангела мирна рабом твоим имярек , нами тебе молящымся посли, во еже наставити их на всякое дело благое, и избавити от враг видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния: здраво же, мирно и благополучно к славе твоей возратити, усердно молим ти ся, услыши и помилуй.

О Призывании помощи, благодати и дара Пресвятаго Духа

вначале всякого доброго дела.

— Призри, человеколюбче, милостивым твоим оком на рабы твоя имярек , к твоему благоутробию верою припадающия, и услышав моления их, благое намерение и дело их благослови, и благополучно начати и спешно кроме всякаго препятия в славу твою совершити, яко всесильному царю молим ти ся, услыши и помилуй.

— Во всем споспешествуяй всем во благое, Господи, милостивно и рабом твоим имярек , поспешествуй, Спасе, и во благополучное совершение делу их спешно произвестися, благослови, молим ти ся, всемогий Владыко, услыши и помилуй.

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.

— Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о твоих благодеяниях, яже излиял еси изобильно на рабы твоя, припадаем, и славословие тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы твоя имярек , и всегда яко милостив исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся ти ся, услыши и помилуй.

Читать еще:  Поминальная трапеза молитва

— Якоже ныне милостиво услышал еси молитвы рабов твоих имярек , Господи, и явил еси на них благоутробие человеколюбия твоего, сице и в предняя не презирая, исполни в славу твою вся благая хотения верных твоих, и яви всем нам богатую милость твою, вся нам согрешения презирая: молим ти ся, услыши и помилуй.

О умножении любви.

— Господи, Боже наш, милостиво, яко Благ, призри на изсохшую в любви землю и сердца рабов Божиих имярек , и тернием ненависти, самолюбия же, и неисчетивых беззаконий люте оледеневшую: и каплю благодати Пресвятаго Твоего Духа испустив, богато ороси ю, во еже плодоносити, и возрастити от горящия к Тебе любве, всех добродетелей корень страх Твой, и о искренняго спасении неленостное попечение творити потщимся, всех же страстей, и многообразных лукавств, и лицемерия искоренение, прилежно яко всех Благодетеля молим, скоро услыши и человеколюбно помилуй.

О избавлении страждущих от винопития.

— Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися и живым им быти, пощади и помилуй рабов Твоих имярек , прежде даже не умрети им безгодно лютою смертию от губительнаго зелия, сиречь наркотиков, вразуми их, да уразумеют, яко сие от диавола есть, иже, яко лев рыкая, ищет кого погубити. Но предвари, Господи, и спаси их, яко связани суть страстию: помози им востати на путь благочестия во спасение, молим Ти ся, Всемилосердый Господи, услыши и помилуй.

— Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже услышати глас молитвы нашея, и пощадити и помиловати рабов Твоих имярек , простити им всякое прегрешение вольное и невольное, показати на них великую Твою милость, избавити их от всякия зависимости и насилия диавольскаго, и помиловати их.

Памятка желающему подать записку о живых и усопших

1. Записки на Литургию желательно подавать до начала Богослужения. Лучше всего записки о поминовении подать вечером или рано утром.

2. Все имена нужно писать разборчиво.

3. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

4. Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия; Ксении, а не Оксаны) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли)

5. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

6. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец — (например, младенца Иоанна).

7. Поминаются только крещеные люди. Не поминаются самоубийцы. Нельзя подавать записки о усопших, причисленных к лику святых: например, блаженная Матрона Московская.

8. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный».

9. Записки на сугубое поминовение (на литургии) и молебен или панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Записки о здравии — зачем нужны, как пишутся и подаются

Особая сила соборной молитвы

Храм – это дом Бога на Земле, куда собираются верующие люди для общей (соборной) молитвы. Иисус Христос сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Поэтому каждый православный христианин стремиться молитвенно помянуть своих близких не только домашней молитве, но и в храме, где незримо присутствует Бог и благодать Божья.Сделать это позволяют записки о здравии.

Записки о здравии

В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.

Записки условно можно разделить на два вида. Первый – те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип – те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.

Записки, читаемые на Литургии, часто называются “на проскомидию”. Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей.

Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”.

Как правильно писать записки о здравии

Важно понимать, что в Храмах можно поминать только крещеных в православной вере людей. За некрещеных следует молиться дома (по этому вопросу посоветуйтесь в храме со священником).

Лучше всего подать записки до начала Литургии или накануне вечером. Записки следует писать разборчивым почерком, чтобы было проще их читать.

В самом верху обычно начертывается восьмиконечный крест. Далее пишется “за здравие” или “за упокой”. Под этими надписями перечисляются имена крещеных христиан в родительном падеже.

Если в записках присутствуют имена священнослужителей, то нужно написать перед именем сан: например, иерея Димитрия. Перед именами детей до семи лет пишется “младенец”. Также можно упомянуть перед именем: “болящего”, “тяжко болящего”, “путешествующего”, “монаха”, “воина”, “заключенного”. Никакая другая информация о человеке в записках не указывается (должности, фамилии, отчества, степени родства).

Не является поводом для отказа от поминания отсутствие имени в Святцах. Далеко не во всех Православных церквях существует традиция наречение имени в честь святых.

Взять, например, Грузинскую Церковь. Настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца – Патриаршего подворья в Грузинах – протоиерей Федор Кречетов рассказывает, как нарекают имена в Крещении:

“В Грузии в основном имена младенцам в крещении нарекаются в честь святых. Но могут даваться и другие традиционные грузинские имена. Основанием такого обычая можно считать такой факт: 24/11 декабря в Грузинской Церкви празднуется память Всех грузинских святых. Среди них вспоминается и 100 тысяч мучеников, пострадавших от хорезмского шаха Джелал-ад-дина в XIII веке. Понятно, что все имена их не сохранились. И это дает право называть детей именами, которых нет в месяцеслове”.

Записки подавай — молиться не забывай

Важно понимать, что сам факт “подачи” записки не отменяет необходимости самостоятельно молиться за перечисленных на бумаге людей. Священник должен молиться за ваших близких. Но и вы сами непременно должны присутствовать на богослужении и возносить Богу молитву.

Как-то у Паисия Святогорца спросили:

“– Геронда, некоторые люди пишут записки с именами болящих и рассылают их по разным монастырям для поминовения.

– Это хорошо, но недостаточно. Люди и сами должны молиться и больным говорить, чтобы те тоже молились. Не нужно довольствоваться только тем, что рассылать имена” (Из книги “Слова. Молитва”).

Околоцерковные приметы и суеверия

Заблуждением является мнение, что записками можно “очистить” человека от грехов как бы магически, механически. Это не так. От грехов христианин может очиститься только покаянием, участием в Таинствах Исповеди и Причастия, добрыми делами. Упоминая же близких в записках, мы можем просить Бога преимущественно о том, чтобы человек скорее достиг с помощью Всевышнего такого покаянного состояния.

Или бывает, что человек приходит в храм со злым умыслом и пишет имена живых и здравствующих людей “за упокой” (отпевание). Он сильно ошибается, думая, Бог по этой причине навредит людям. Записки это не магический инструмент, они не работают как заклинание. Таким поведением человек наносит вред только себе, совершая грех.

Бытует мнение, что молитва за человека непременно сбудется, если подать записки сразу в трех, семи храмах (количество разнится). На самом деле сила молитвы зависит не от количества храмов, куда подавались записки, а от воли Бога и вашей искренней и горячей молитвы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector