0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перестали поминать патриарха

Елицы

6 февраля — день прославления святой блаженной матушки Ксении Петербургской. Закажите записки о здравии на праздничную Литургию и (или) Молебен св.блж. Ксении. Еще вы получите Именные подарочные Сертификаты, которыми сможете поздравить ваших родных и близких с этим Праздником

Поминать или не поминать теперь Патриарха Кирилла?

Христос посреде нас, возлюбленный о Господе о. Иоанн!
Получил твое письмо по поводу смуты, возникшей после апостасийной встречи Патриарха Кирилла и так называемого папы римского Франциска (не знаю его настоящего имени, а ни монахом, ни тем более епископом его не считаю).
Ты пишешь, что некоторые ревнители Православия перестали поминать Патриарха. Мне очень горестно слышать об этом. Как же хитро действует лукавый враг: одних склоняет в ересь, других побуждает разрывать расколом нешвенный хитон Христов.
Горе нам, грешным! И насколько необходима осторожность в принятии решений. Ибо мы в ответе не только за себя, но и за вверенные нам Господом души.
Ты пишешь, что переставшие поминать, якобы обратились к этим практикам непоминовения:
1. Возносится прошение о Патриархе без упоминания его имени;
2. Вместо поминания Патриарха, возносится прошение «о всяком епископстве Православных», так и на ектениях, и на Великом Входе.
Где у Святых Отцов встречаем такие практики? – Нигде. Напротив, Отцы постановили: «…аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде Соборного исследования и рассмотрения, и совершенного осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити ИМЯ его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» (13-е правило Двукратного Собора).
Эти практики также являются нововведением, как и всякое обновленчество. А новшества чужды духу Православия. И неважно, что изобрели их кто-то из афонитов. Даже если это был бы и Ангел с Неба – мы не примем такие практики.
Ты говоришь, что непоминающие утверждают, что они остаются в Православной Церкви, не присоединяются к другой юрисдикции и не создают свой параллельный синод, а ожидают Православного Собора, на котором будет решен вопрос о Патриархе или епископе, впавшем в ересь.
Мы тоже ожидаем Православного Собора, который предаст еретиков анафеме. Потому что только Собор епископов имеет от Господа благодать вершить суд над епископами и патриархами. «…Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера…» (13-е правило Двукратного Собора).
Потому, дорогой о. Иоанн, мы возносим на Литургии имя Патриарха по послушанию Матери-Церкви, самовольно не осуждая его, но и не принимая экуменическую ересь. Мы призываем паству не посещать те храмы, где открыто проповедуется ересь экуменизма, а стараться ходить к тем священникам, которые против этого заблуждения.
Теперь, друг мой, посмотри на тех, кто перестал поминать Патриарха. Что их ожидает? Или они точно знают, когда состоится антиэкуменический Поместный Собор? Думаю, что не знают. Как не знали этого и святогорские монахи, переставшие поминать Константинопольского Патриарха Афинагора в 1965 году за «снятие анафем с латинян», а в 1972 году после смерти Афинагора они снова стали возносить имя Патриарха Димитрия на литургиях. Хотя Димитрий проповедовал экуменическую ересь не менее, чем его предшественник.
Абсолютно ясно, что святогорцы осознали неправоту своего поступка. И, следовательно, считать их непоминовение примером для подражания – весьма неразумно.
Сердце мое скорбит, когда представляю хоть на миг, что может ожидать сегодняшних непоминающих.
Если пройдет лет 50, то их священники все умрут и собрание это станет безпоповским расколом, так как у них нет епископов. Либо же последователи их станут принимать рукоположение от поминающих епископов, находя различные антиканонические «компромиссы». Подобное было уже в истории Церкви.
Дай Бог, чтобы ревностные иноки опомнились и отвергли толкающего их на путь погибели, под маской святой ревности.
Повторюсь, что Церковь не может быть без епископа.
39-е Апостольское правило говорит: «Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».
Передай непоминающим, что мнение о том, что нужно найти другого епископа и поминать – не есть «ошибочное и ни чем необоснованное личное мнение». Это каноническое установление Православной Церкви. Служить Литургию без воли епископа нельзя.
13-е правило Четвертого Вселенского Собора повелевает: «Клирикам чужим и незнаемым в другом граде, без представительной грамоты собственного их епископа, отнюдь нигде не служить».
В Церкви нет и не может быть личного или, как сейчас принято говорить, частного мнения (теологумена). Мы признаем лишь Учение возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, которое всесовершенно и неизменно.
Что же касается поминовения находящегося в затворе Патриарха Иринея, то об этом уже говорилось, что таким образом появится вторая Иерусалимская патриархия, то есть юрисдикция, не признанная Поместными Церквами. А это уже раскол.
Экуменисты – скорее всего люди заблудшие, не имеющие веры во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Они увлечены «спасением мира», «спасением Церкви». А эта бесовская прелесть, «спасать» всех и вся, толкает их на богоотступничество.
Они заражены безумной идеей «соединить Церковь». Но разве Церковь разделилась? От нее только отпадали еретики и раскольники. И единственный путь в нее — это не лукавое «соединение», а Православное Крещение. Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Поэтому надо спасаться самому, а не «спасать Церковь», если, конечно, верим обетованиям Божиим.
Так бывает и с теми, кто уходит в раскол. Они думают, что своим поступком «спасают Церковь». Но нуждается ли Церковь в «спасении»? Увы – нет. Она свята и непорочна. Не будем считать, как некогда св. пророк Илия думал, что он остался один из не предавших Господа. Но Бог открыл ему, что есть еще семь тысяч верных, не поклонившихся Ваалу (см.: 3 Цар. 19, 4).
А посему, пусть ревность наша будет прежде всего о спасении собственной души. Это означает не поклоняться идолу ереси и не следовать пути раскольников.
Так что как говорил преп. Серафим Саровский: «Спасайся сам, и вокруг тебя тысячи спасутся».
С любовию о Христе, многогрешный и.м. Филофей
inok-arkadiy.livejournal.com/2016/03/05/

  • 2203
  • |
  • 20
  • |
  • 7
  • |
  • 5

Вот что получилось у меня после прочтения: 1. Не поминать епископа нельзя, хоть он и экуменист. 2. Тех, кто не поминает епископа-экумениста, ждет плохая перспектива священнического служения в Церкви. 3. Экуменисты — люди заблудшие, заражены безумной идеей «соединить Церковь». 4. Слова: «надо спа.

Вот что получилось у меня после прочтения: 1. Не поминать епископа нельзя, хоть он и экуменист. 2. Тех, кто не поминает епископа-экумениста, ждет плохая перспектива священнического служения в Церкви. 3. Экуменисты — люди заблудшие, заражены безумной идеей «соединить Церковь». 4. Слова: «надо спасаться самому» — обращены к экуменистам. Могут ли они быть обращены к тем иереям, которые не поминают епсикопа-экумениста? 5. О спасении собственной души должны беспокоиться все, как те, так и другие. 6. Слова: «не поклоняться идолу ереси», как я понимаю, относятся как к непоминающим, так и к поминающим епископа-экумениста. 7. Слова: «и не следовать пути раскольников» обращены к тем, кто поминает епископа-экумениста. === Вывод такой: статья ясно показывает, что поминать епископа-экумениста необходимо, иначе нет Литургии, но делам такого епископа не следовать. Необходимо ждать соборного осуждения епископа-экумениста. === В статье не явно, как мне показалось, проводится мысль: Церковь свята и непорочна, даже если патриарх экуменист. === Конечно, статья для иереев, не для мирян. Это их забота и сердечная боль. Помимо этого надо хорошо разбираться в устроении Церкви, знать постановления и решения Вселенских Соборов. апостольские правила и многое другое.

Общество

Религия

Раскол усиливается: РПЦ прекратит поминовение Александрии

РПЦ прекратит поминовение Александрийского патриарха

РПЦ перестанет упоминать патриарха Александрийского Феодора II в своих богослужениях из-за признания им так называемой «Православной церкви Украины», которую Москва считает неканонической. На прошлой неделе стало известно, что предстоятель РПЦ патриарх Кирилл по этой же причине прекратил упоминание имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II.

Русская православная церковь перестанет упоминать патриарха Александрийского Феодора II в своих богослужениях из-за признания им созданной на Украине под началом властей так называемой «Православной церкви Украины», которую РПЦ не считает легитимной.

Как указал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда в своем Telegram-канале, известие о том, что Каир признал ПЦУ, было воспринято в Москве с тяжелым сердцем.

«Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко («митрополита Епифания») и внести его имя в диптихи Александрийской церкви. Это делает невозможным поминовение патриарха Александрийского патриархом Московским и всея Руси», — уточнил представитель РПЦ.

Читать еще:  Проповедь в родительскую субботу

Каноническая Украинская православная церковь также выразила сожаление в связи с решением египетской церкви признать новую церковь Украины, передает ТАСС.

«Чтобы священнослужитель добровольно поддержал раскол, нужен единственный фактор — чтобы этот человек был неверующий. Раз уж это произошло сегодня в Каире, очевидно, что на Феодора II было оказано сильнейшее давление извне.

Почти год он не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами», — говорится в комментарии УПЦ.

На прошлой неделе стало известно, что патриарх Кирилл также прекратил упоминание имени главы Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II. Это произошло в ходе литургии в храме Христа Спасителя 3 ноября, передает НСН.

Накануне заявление о прекращении евхаристического общения РПЦ с главой Элладской церкви сделал руководитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он пояснил, что имя архиепископа Афинского вычеркивается из диптихов и не поминается в ходе богослужений. Причиной этого решения стало официальное признание главой Элладской церкви ПЦУ.

Интересно, что признание ПЦУ Афинами было сделано после визита в Грецию главы Госдепартамента Соединенных Штатов Майкл Помпео. В свете происходящего министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что, поддерживая ПЦУ, в том числе создавая условия для обсуждения ситуации вокруг нее, США продвигают раскол во всем православном мире.

«Как я понимаю, с этой же целью американские дипломаты ездили на святую гору Афон», — сказал Лавров по итогам переговоров с главой МИД Греции Никосом Дендиасом.

Дипломат также напомнил: Епифаний ранее публично заявлял, что его структуру было бы невозможным создать без поддержки Вашингтона.

«И сейчас становится очевидным, что США не хотят ограничиваться тем, что уже было сделано, и пытаются продвигать раскол в православном мире в целом», — подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.

В декабре прошлого года в Киеве состоялся так называемый «объединительный собор», в нем приняли участие две непризнанные религиозные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

В результате этого мероприятия была создана «Православная церковь Украины». Ее патриархом стал Епифаний (Думенко).

После этого Константинопольский патриархат выдал ПЦУ томос об «автокефалии».

Позднее Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что Киевского патриархата никогда не было на украинской территории и в настоящее время нет.

«Так называемый «Патриархат Киева» не существует и никогда не существовал», — заявил Варфоломей.

Почему мы перестали поминать Патриарха.

Нам часто приходится слышать такой аргумент: «Ведь Патриарх открыто никогда не учил ереси, не искажал Символ веры.» Однако эти утверждения противоречат множеству фактов. Разве не является искажением смысла Символа веры, утверждающего: «Верую во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», участие РПЦ МП в так называемом Всемирном совете церквей, который по сути является всемирным советом ересей и сект? Причем Патриарх Кирилл является одним из самых активных деятелей мирового экуменизма. И как вы сейчас убедитесь просмотрев этот видео-сюжет, он убежден, что тлетворный дух ВСЦ надо переносить в жизнь церкви.

Патриарх Кирилл в этом видеосюжете утверждает, что «ВСЦ является для нас общим домом». А для православных общим домом является Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Патриарх Кирилл хочет, «чтобы этот дом (ВСЦ) был колыбелью единой церкви». И здесь уместно задать вопрос: «А не есть ли это колыбель религии Антихриста?»

Патриарх Кирилл говорит: «Я глубоко убежден, что то, что происходит на ассамблее, церкви должны взять с собой и понести к себе, донести до своего народа». А православные глубоко убеждены в том, что происходящее на ассамблее, является вакханалией, от которой мы должны оберегать себя как от гееннского огня. И хотя в наше время Патриарх Кирилл старается избегать резких экуменических заявлений, но всей своей деятельностью он подтверждает все свои многочисленные заявления в духе экуменизма и папизма, сделанные им до его патриаршества. Доказательством служит деятельность его протеже, митр. Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, и многих других неообновленцев, действующих по его благословению и последовательно разрушающих святость и благочестие в Церкви.

Нарушение церковных канонов приводит иерархов и священнослужителей-экуменистов и к нечистоплотности в нравственном отношении, поскольку создается псевдоцерковное мышление двойных стандартов. Если мы являемся чадами Православной Церкви, то каждый из нас, от Патриарха до ребенка, должен жить по церковным канонам. Потому что Православие возможно лишь тогда, когда сохраняются церковные правила, завещанные нам апостолами и святыми отцами. Мы не выступаем за то, что надо быть нетерпимыми по отношению к людям других убеждений, потому что Бог нас создал свободными. И мы с уважением относимся к людям других религиозных взглядов, но вместе с тем помним, что православный должен жить по правилам Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Мы долгое время ждали от патриарха Кирилла реальной перемены в сторону святого Православия, но больше наша совесть не позволяет терпеть беззакония и мы пользуемся правом, предоставляемым нам 15 правилом Двукратного Собора. Мы приводим его полностью, потому что наши оппоненты любят приводить в пример лишь только его первую часть: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое наипаче приличествует патриархам. Посему, если некоторый пресвитер или епископ или митрополит дерзнет отступить от общения со своим патриархом и не будет возносить имя его по определенному и установленному чину в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его учинит раскол; таковому святый Собор определил быть совершенно чужду всякого священства, если только обличен будет в этом беззаконии. Впрочем это определено и утверждено о тех, которые под предлогом некоторых обвинений отступают от своих предстоятелей и творят расколы и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некоторой ереси, осужденной святыми Соборами или отцами, то есть когда он (предстоятель) проповедует ересь всенародно и учит ей открыто в Церкви; таковые если и оградят себя от общения с этим так называемым епископом прежде соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимии, но достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались охранить Церковь от расколов и разделений». Именно поэтому мы и решили не называть Патриарха Кирилла своим великим господином и отцом до его покаяния.

Церквей ваших не оставляйте

Как ревновать о вере, не уклоняясь в раскол

Знакомый мне священник перестал поминать Патриарха. Неизвестно, как далеко зашёл он в противлении, однако, боюсь, обычный «ревнительский» путь к расколу повторится. Почти в каждом подобном случае это выглядит сходно. Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии, а вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства. Его, отца N, украсит роль защитника самого важного и дорогого, тогда как иерархи ‒ объекты его критики ‒ окажутся не просто людьми с несовершенствами, допускающими ошибки, но лицемерами и изменниками, посягнувшими на святое. По сему поводу примеряется тога ревнителя чистоты Православия, а пафосная театральность входит в привычку.

Печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви

Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности, как бы маячок, подтверждающий своевременный выход на связь, распознавание «своего» от «чужого». Однако упоминание за богослужением «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси и господина, преосвященного епископа С-ского…» болезненно отзывается в самолюбии, заставляя переживать униженность перед теми, чьи самые низкие, злодейские скрытые мотивы он раз за разом поставлял перед мысленным взором.

Увы, печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви. Не только Русскую, но и Элладскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую. Ежегодно значительное число клириков в разных местах «хлопают дверью», извещая о своем намерении отложиться. Видимая простота действия подталкивает новые души к совершению этого духовного самозаклания.

«Непоминающий»: этапы разрыва

В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры

Отложиться от «зараженного ересью архиерея» – только начало. О, если бы «непоминающим» двигали соображения осторожности, благоговения, осознания хрупкости веры и опасения нечаянно пасть! Тогда бы он постарался выйти из отношений, смущающих совесть, прилепившись к архиерею, чье правоверие к него не вызывает сомнений. Зилота интересует другое. Не существует внутренних целей воздержания и самодисциплины. В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры, подобен Максиму Исповеднику и Фотию, и долг его – одолеть изменников и врагов веры. Каждый шаг обставляется и провозглашается им наиболее громким образом.

Первый тупик: как быть с поминающими Патриарха? Множество друзей и братьев по вере оказываются на другом берегу стремнины. «Необходимо как-нибудь срочно заставить остальных думать, как я, присоединиться ко мне, а всего лучше ‒ поступить в послушание мне, иначе дело моё будет казаться слишком малозначительным, чтобы не сказать ‒ идиотской глупостью», ‒ рассуждает он. В попытках продавить идею отступничества иерархии ревнитель домышляет, расцвечивает в тона судьбоносного выбора цитаты из выступлений иерархов, отдельные эпизоды церковной дипломатии. Тут-то и происходят подлинное каноническое отступление и раскол, который, по словам Златоуста, не лучше ереси, и степень вины за который столь велика, что не смывается даже мученической кровью. Каноны разрешают блюсти совесть и не иметь общения с ложноучащими. Но прежде соборного определения не дозволяется выносить собственный суд и тем более обвинять в еретичестве кого-либо во всеуслышание.

Читать еще:  Поминовение усопших в годовщину смерти

Совестные дилеммы и полутона мало интересуют «истинного христианина». Он сыплет готовыми обвинительными вердиктами вроде: «лжепатриарх», «лжеепископы», «разбойничья иерархия», «христопродавцы», «иуды» и прочие. По одному собственному решению ему не составляет труда низвергнуть иерархию, перестать признавать духовные звания, считать своих оппонентов лишенными сана и благодати совершения таинств, называть по фамилиям… Постыдная самодеятельность!

Примитивная апология раскольников

Свое положение раскольник расценивает как определенное и прочное. Достаточно один раз сказать волшебную формулу: «Прещения в мой адрес еретичествующих епископов вменяю ни во что», ‒ и: «чик-чирик, я в домике», ‒ наступает состояние полной безмятежности. «Непоминающий» становится неуязвим и самодостаточен, не нуждается ни в засвидетельствовании своего канонического статуса, ни в субординации. Воистину памятник человеческой самоуверенности и утраты здравого смысла!

Раньше или позже «непоминающий» встанет перед фактом своего разрыва не с одной иерархией Церкви, но и с ее полнотой, продолжающей сохранять верность каноническому порядку. Выбор небогат: признать отступниками всех принадлежащих к мировым Поместным Церквям либо согласиться, что цели спасения души достигаются без диссидентских истерик с заламыванием рук и метанием громов и молний.

Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться!

На данном моменте «истинное христианство» впадает в умоисступление. Анафемы и ругательства оказываются едва ли не единственным его вдохновением. Меж полюсов своего девиза ‒ «Ортодоксия или смерть» ‒ оно избирает второй, то есть смерть: неуклонное духовное разложение под отравляющим действием яда злословия.

Ряды зилотов разделяются. Некоторая часть всерьез считает себя последними и единственными на всем земном шаре хранителями истинного Православия; «умеренные» вступают в спор с этим самодовольным вздором. «Непримиримые» не сдаются, они упрямо стоят на своем. Их опасения несложно понять: а что, если в качестве не «единственно и исключительно истинной» их юрисдикция окажется никому не нужна?

На почве обсуждения отношения к мировым Поместным Церквям происходят многочисленные разделения. Раскольники с жаром предаются тому, что умеют и знают лучше всего, – продолжать раскалываться! Недавние соратники по борьбе, они хронически не переносят друг друга, огревают прещениями, извергают из сана, отлучают и признают благодать не действующей… Право, комично, если б не так грустно.

Болезненный, искривленный мир раскола

Ригоризм – сущностная основа движения «непоминающих». Ригорист не желает видеть сути дела, за которое взялся, а выбирает внешнюю видимость и служит ей. На увещания совести такой человек отвечает не делами совести, а удвоенным, утроенным упорством. Неважно, зло ли выходит из поступка или добро. С дотошностью он следует выбранной программе и игнорирует любые обстоятельства или отрицательные последствия своих действий.

То, что психология «непоминающих» представляет духовное повреждение и срыв, доказывает одновременно несколько признаков. Дробление – характернейший из них. Так же, как раскольники-старообрядцы некогда разделились на десятки толков и согласий, не имеющих общения друг с другом, современный мир «истинно православных церквей» составлен десятками юрисдикций, являющимися, как правило, не более чем сектами или самосвятами. В Греции насчитывается около 20 враждующих друг с другом раскольничьих групп; в России их около десяти.

В то же время внутреннее брожение охватывает большинство раскольничьих групп. Любой из «непоминающих» являет отдельную единицу, печётся о своей собственной неприкосновенности. Вот вам тайный, не афишируемый источник вдохновения: в вопросах вероучения быть самому себе головой, толковать каноны по собственному усмотрению. Лидеры раскольников признают: «Я боюсь положить запрет в служении на своего клирика даже на десять дней, поскольку он уйдет к другим». Некоторые и впрямь успели покочевать уже между нескольких юрисдикций. Чуть что-то не нравится – возникает желание нового, более «истинно православного» сообщества. Нередки самочинные хиротонии с нарушениями. Больно видеть, как, начав однажды с пристрастного исследования чужих прегрешений, «непоминающие» приходят к ужасающему расстройству канонической дисциплины.

Трудно понять, чего больше во всём этом: консерватизма и заботы о строгом следовании Преданию или же современного диссидентства и свободы слова? Зилотство оказывается знаком уныния и неспособности наладить собранную, аскетическую молитвенную жизнь. «Расцерковление» ‒ не в одном обмирщении; им сопровождается любая остановка в духовном развитии. Переход на позиции политизированного «протестного движения», пропагандистская война с иерархией вполне отвечают образу внутреннего застоя и охлаждения в вере.

Совет недоумевающим от Златоуста

«Церкви грозят две опасности, ‒ пишет известный греческий автор, архимандрит Епифаний (Феодоропулос), ‒ с одной стороны, приводимый в движение диаволом экуменизм, а с другой – душепагубный фанатизм, который в конце концов ведет к ужасным богохульствам и ересям и затемняет истину. Да убоимся этих зол, и да минуют они нас. Не будем уклоняться ни направо, ни налево, но шествовать – царским путем».

Немногочисленные примеры, в которых архиереи и клир прекращали поминовение священноначалия, всегда были вызваны чрезвычайной крайностью обстоятельств. Например, в обстановке жестоких советских гонений 1920–1930-х и неопределённости с наследованием поста Патриаршего Местоблюстителя некоторая часть Русской Церкви под началом митрополита Кирилла (Смирнова) отказалась подчиняться митрополиту Сергию (Страгородскому). Монастыри Афона после самовольного «снятия» Патриархом Афинагором анафем с католиков в 1965 г. прекращали на некоторый срок возношение его имени за литургией. Тем не менее Афон сегодня продолжает признавать каноническую юрисдикцию над собой Патриарха Варфоломея (Архонтониса), ведущего подчас рискованную экуменическую политику. Риторике ультиматумов большинство святогорского братства предпочитает тон братского вразумления своего Первоиерарха.

Не секрет, что для Русской Православной Церкви экуменизм, соглашательство также представляют проблему. Приходят на память размытые формулировки по церковно-дипломатическим и церковно-политическим вопросам, высказывания либерально настроенных священников и отдельных официальных лиц. Естественно не соглашаться с подобными заявлениями и оппонировать им. Однако не меньшее беспокойство вызывают назойливая раскольничья агитация и демарши «непоминающих». Необычайно легкомысленно и опасно отважиться на разрыв с Церковью в условиях, когда допускающие модернистские, расходящиеся с духом Предания сентенции находятся в меньшинстве, а соборный голос Поместной Церкви выражает здравое учение.

Пример разрешения дилеммы сложного морального выбора в церковной истории дает святитель Иоанн Златоуст. «Церквей ваших не оставляйте, общение (со священноначалием) имейте, дабы не произвести раскол в Церкви, а подписей своих (под сомнительными, противоречащими учению и канонам документами – А. Р.) не ставьте», ‒ говорил он своим ученикам накануне беззаконного изгнания из Константинополя. Вот общее правило для православных христиан, как ревновать о вере, не удаляясь в раскол. Благой выбор для христианина заключается в том, чтобы ограждать себя одновременно и от лжеучения, и от соблазнов личного произвола.

Общество

Религия

Раскол усиливается: РПЦ прекратит поминовение Александрии

РПЦ прекратит поминовение Александрийского патриарха

РПЦ перестанет упоминать патриарха Александрийского Феодора II в своих богослужениях из-за признания им так называемой «Православной церкви Украины», которую Москва считает неканонической. На прошлой неделе стало известно, что предстоятель РПЦ патриарх Кирилл по этой же причине прекратил упоминание имени главы Элладской православной церкви архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II.

Русская православная церковь перестанет упоминать патриарха Александрийского Феодора II в своих богослужениях из-за признания им созданной на Украине под началом властей так называемой «Православной церкви Украины», которую РПЦ не считает легитимной.

Как указал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда в своем Telegram-канале, известие о том, что Каир признал ПЦУ, было воспринято в Москве с тяжелым сердцем.

«Из Александрии пришла весьма печальная новость о решении патриарха Александрийского Феодора признать главу украинских раскольников Сергея Думенко («митрополита Епифания») и внести его имя в диптихи Александрийской церкви. Это делает невозможным поминовение патриарха Александрийского патриархом Московским и всея Руси», — уточнил представитель РПЦ.

Каноническая Украинская православная церковь также выразила сожаление в связи с решением египетской церкви признать новую церковь Украины, передает ТАСС.

«Чтобы священнослужитель добровольно поддержал раскол, нужен единственный фактор — чтобы этот человек был неверующий. Раз уж это произошло сегодня в Каире, очевидно, что на Феодора II было оказано сильнейшее давление извне.

Почти год он не признавал так называемую ПЦУ, и только теперь озвучил такое, мягко говоря, странное решение, не обосновав его никакими церковными канонами», — говорится в комментарии УПЦ.

На прошлой неделе стало известно, что патриарх Кирилл также прекратил упоминание имени главы Элладской православной церкви (ЭПЦ) архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II. Это произошло в ходе литургии в храме Христа Спасителя 3 ноября, передает НСН.

Читать еще:  Поминовение усопших по уставу православной церкви даты

Накануне заявление о прекращении евхаристического общения РПЦ с главой Элладской церкви сделал руководитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Он пояснил, что имя архиепископа Афинского вычеркивается из диптихов и не поминается в ходе богослужений. Причиной этого решения стало официальное признание главой Элладской церкви ПЦУ.

Интересно, что признание ПЦУ Афинами было сделано после визита в Грецию главы Госдепартамента Соединенных Штатов Майкл Помпео. В свете происходящего министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что, поддерживая ПЦУ, в том числе создавая условия для обсуждения ситуации вокруг нее, США продвигают раскол во всем православном мире.

«Как я понимаю, с этой же целью американские дипломаты ездили на святую гору Афон», — сказал Лавров по итогам переговоров с главой МИД Греции Никосом Дендиасом.

Дипломат также напомнил: Епифаний ранее публично заявлял, что его структуру было бы невозможным создать без поддержки Вашингтона.

«И сейчас становится очевидным, что США не хотят ограничиваться тем, что уже было сделано, и пытаются продвигать раскол в православном мире в целом», — подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.

В декабре прошлого года в Киеве состоялся так называемый «объединительный собор», в нем приняли участие две непризнанные религиозные структуры — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.

В результате этого мероприятия была создана «Православная церковь Украины». Ее патриархом стал Епифаний (Думенко).

После этого Константинопольский патриархат выдал ПЦУ томос об «автокефалии».

Позднее Константинопольский патриарх Варфоломей заявил, что Киевского патриархата никогда не было на украинской территории и в настоящее время нет.

«Так называемый «Патриархат Киева» не существует и никогда не существовал», — заявил Варфоломей.

РПЦ прекращает поминовение Вселенского патриарха. Что это значит?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) на внеочередном заседании по «украинскому вопросу» принял решение приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата и прекратить свое участие в тех структурах, где председательствуют его представители.

    Кроме того, глава отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион предупредил о возможности постановки под сомнение статуса Константинопольского патриархата как «первого среди равных» в православном мире в случае продолжения действий по предоставлению автокефалии церкви на Украине.

    Также синод принял решение о том, чтобы во всех храмах Русской православной церкви отныне совершались молитвы «о преодолении раскола на Украине».

    «Священный Синод Русской православной церкви на своем сегодняшнем заседании принял решение о приостановлении поминовения патриарха Константинопольского за богослужением в Русской православной церкви», — заявил на брифинге митрополит Волоколамский Иларион.

    При этом он отметил, что евхаристическое общение между церквями пока не прерывается.

    «Это решение пока что не лишает возможности клириков Константинопольского патриархата и Русской православной церкви совершать совместные богослужения», — пояснил агентству РИА Новости пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

    В то же время, по словам митрополита Илариона, если Вселенский патриарх продолжит курс на предоставление автокефалии Украинской церкви, РПЦ будет вынуждена полностью разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью.

    «Это будет означать, что Константинопольский патриархат и Константинопольский патриарх, который часто себя позиционирует как глава трехсотмиллионного православного населения планеты, больше не будет его главой», — приводит Интерфакс слова Илариона, сказанные журналистам после экстренного заседания синода в Москве.

    Объясняя принятое решение, глава ОВЦС Московского патриархата сказал, что прекращение поминовения патриарха Варфоломея в храмах Русской церкви аналогично разрыву дипотношений.

    По словам иерарха, священный синод уже сформулировал текст молитвенных возношений об «уврачевании раскола», который будет распространен по всем храмам Русской православной церкви.

    Как заявил митрополит Иларион Интерфаксу, на нынешнем этапе отношений с Константинополем миряне Русской церкви по-прежнему могут причащаться на Афоне и в Греции.

    «Если они доведут свое черное дело до конца, мы полностью разорвем с ними евхаристическое общение», — заключил митрополит.

    «Не встречались и встречаться не намерены»

    Открывая заседание, патриарх Московский и всея Руси Кирилл обвинил Вселенский патриархат в том, что он уже не первый раз берет курс на поддержку раскола в Русской православной церкви, и заявил о намерении твердо следовать в этой ситуации наследию святого патриарха Тихона.

    «То, что сейчас происходит в связи с посылкой так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский патриарх в двадцатых годах, когда наша церковь во главе со святейшим патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях», — сказал патриарх.

    Заседание синода проходило в Свято-Даниловом монастыре в Москве. Глава Украинской православной церкви (Московского патриархата) митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий на нем не присутствовал. Пресс-секретарь патриарха Кирилла заявил, что тот не смог приехать по состоянию здоровья, и поэтому выступил перед участниками заседания по видеосвязи.

    Диакон Андрей Кураев: «Разрывать тело Христа ради политических амбиций очень неприлично»

    Если относиться к произошедшему с точки зрения церковного права, то это беззаконие, считает православный публицист и богослов, диакон Андрей Кураев.

    «Ни церковное право, ни светское право не предполагают наказания за намерение. В данном случае Константинополь объявил о том, что он своих послов, наблюдателей, экспертов посылает на Украину. Даже непонятно, приехали они туда или нет, но главное, что нет никаких сведений о том, что они делали там что-то церковно значимое — рукоположение какого-то священника или епископа, совершение литургии — ничего этого не было. Если они туда приехали просто встречаться с людьми, какие каноны это предлагают считать преступлением? Никакие», — сказал он в интервью Би-би-си.

    Поэтому, по мнению Кураева, синод РПЦ совершил предупредительный выстрел: «Это превентивное начало войны. Если еще учесть, что в интервью митрополита Илариона слово «война» прозвучало, то это совсем печально».

    «Есть потрясающее различие лексикона спикеров Константинопольской патриархии и спикеров Московской патриархии, — обращает внимание богослов. — Те говорят о расколе, любви, единстве и так далее, а с нашей стороны звучат самые страшные слова: война, коварный замысел, вероломное нападение. Это делает малоканоничной, как ни странно, саму московскую патриархию».

    «То есть голос нашего патриархата теперь будет гораздо менее авторитетен в православной мировой среде, вот что произошло», — считает Кураев.

    «Никакое каноническое право не знает таких четырех уровней раскола. И главное, там же опять угроза, что если вы что-то еще сделаете, то будет полный разрыв общения. Но это еще и богословски малоприлично, потому что верующий человек верит в таинство причастия, а таинство причастия — это Христос. Превращать чашу причастия с кровью Христовой в боевое оружие, разрывать тело Христа ради политических амбиций — это очень неприлично», — резюмировал он.

    Митрополит Онуфрий заверил, что не будет контактировать с направленными Константинополем экзархами.

    «Мы с ними не встречались и встречаться не намерены, потому что они сюда приехали без нашего благословения. Как представители канонической церкви в Украине мы с ними общаться не будем, ну, а за тем, как развиваются события, будем следить», — сказал митрополит.

    Прокомментировали заседание синода и в администрации президента России. По словам пресс-секретаря президента, в Кремле следят за этим событием.

    «Безусловно, для Москвы и, собственно, для всего православного мира единственный предпочтительный сценарий — это сохранение единства этого православного мира», — добавил Дмитрий Песков.

    Автокефалия Украинской православной церкви

    Неделю назад Константинополь издал заявление, в котором сообщил, что в рамках подготовки к предоставлению православной церкви в Украине автокефалии в Киев направляются два экзарха (представителя) Вселенского патриархата.

    Приезд в Киев экзархов собеседники Би-би-си в киевских церковных и политических кругах называли свидетельством того, что процесс предоставления украинскому православию автокефалии вышел на финишную прямую.

    Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, исторически претендует на первенство в православном мире и считает, что может даровать церковную независимость своим единоличным решением. В Москве убеждают, что первенство Константинополя является формальностью, а решения об автокефалии должны принимать все существующие церкви сообща.

    На этой неделе глава ОВЦС Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что РПЦ готова разорвать отношения с Константинопольским патриархатом в случае, если тот предоставит автокефалию части украинского православия. В Москве назвали этот шаг подлым и вероломным.

    Сейчас на Украине действуют три православные церкви. Лишь одна из них — церковь Московского патриархата (УПЦ МП), входящая в структуру РПЦ — признается другими православными церквями. Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и автокефальная церковь (УАПЦ) мировым православием не признаются, а в РПЦ их называют «раскольническими группировками».

    В апреле этого года непризнанные церкви направили Константинопольскому патриарху Варфоломею прошения о предоставлении им автокефалии. Эти прошения поддержали президент и Верховная рада Украины.

    В Константинополе говорят, что в конце XVII века передали территорию нынешней Украины Русской церкви во временное управление, а позже Москва незаконно «аннексировала» эти земли.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector