0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первое упоминание о пскове

Первые летописные известия о Пскове

Инга ЛАБУТИНА,
кандидат исторических наук, профессор.

В настоящее время, благодаря археологическим данным, известно, что поселение на месте Пскова, на высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, существовало уже в первых веках н.э., а возможно, и ранее. Тот отдаленный период жизни псковского поселения не мог найти отражения в письменных свидетельствах.

Первые сведения о Пскове относятся уже к поре Древнерусского государства и содержатся в древнерусских летописных памятниках. Сложению летописного жанра древнерусской литературы предшествовали десятилетия распространения (с IX в.) славянской письменности, переводы с греческого на славянский богослужебных и светских текстов, опыт записей сведений о значительных событиях, предположительно имевший место в церквах и монастырях.

Анализ первых летописных известий о Пскове возможен благодаря трудам по истории летописания многих, в первую очередь российских, ученых: А.А.Шахматова, М.Д.Приселкова, А.Н.Насонова, Д.С.Лихачева, Л.В.Черепнина, Я.С.Лурье, О.В.Творогова, Б.М.Клосса и других исследователей. Особое значение в нашем случае имеют вопросы истории Повести временных лет, русского летописного свода, созданного в начале XII в.

Именно в составе Повести временных лет (ПВЛ) содержатся первые упоминания о Пскове. ПВЛ сохранилась до нашего времени в двух редакциях. Вторая редакция представлена в Лаврентьевской летописи XIV в., единственный пергаменный список которой хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в Радзивиловской летописи, Радзивиловский и Московско-Академический списки которой относятся к концу XV в.; читалась и в Троицкой летописи начала XV в. (пергаменный список её сгорел во время пожара 1812 г.). Третья редакция представлена в древнейшем списке Ипатьевской летописи — Ипатьевском начала XV в., хранящемся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, и шести списках XVI — нач.XVIII вв.

Многие исследователи соглашаются с А.А.Шахматовым, что ПВЛ была не первым древнерусским сводом, и что ей предшествовал свод, получивший определение Начального, созданный в Киеве в 1093-1095 гг. (по А.А.Шахматову) или несколько ранее. Начальный свод отразился в новгородском летописании, в частности, в Новгородской первой летописи младшего извода (Комиссионный и Академический списки сер.XV в.). По-видимому, первая (основная) редакция ПВЛ, составителем которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, базировалась на Начальном своде, существенно переработанном и дополненном изложением событий конца XI — начала XII вв.

Вопрос о времени начала летописания решается исследователями по-разному, в диапазоне от конца Х — начала XI вв. до 60-70-х гг. XI в. Но известно, что ПВЛ содержит немало датированных известий, относящихся к периоду до конца Х в. (в том числе и первые упоминания Пскова). Явились ли даты результатом работы современника событий или последующего редактора?

Очевидно, что летописных записей в IX веке и на протяжении большей части Х века не велось. Многие события этого периода сохранились в устных преданиях и передавались от поколения к поколению, а позднее были записаны первыми летописцами. Эти записи, а также рассказы современников последующих событий использовались при составлении первой и последующих редакций ПВЛ. По мнению многих исследователей, начиная с А.А.Шахматова, погодное киевское летописание началось в третьей четверти XI в. или неколько ранее (50-60-е гг. XI в.). Летописцы старались соблюдать относительную хронологию событий, т.е. их соотношение во времени, имевшее место в жизни. Тогда же могли быть введены и первые абсолютные даты, обозначенные по византийской эре от сотворения мира. Уточнение дат и введение новых продолжалось при последующих редактированиях. А.А.Шахматов отмечал, что все известные по ПВЛ точные даты первой половины ХI века и тем более Х века относятся к событиям не светским, но церковным (календарные даты кончины княгини Ольги, убиения варягов-мучеников, освящения церкви Св.Богородицы и ряд других). Они могли быть зафиксированы в одновременных церковных записях и ранних литературных произведениях, созданных в церковной среде.

Основная работа по уточнению хронологической сети ПВЛ была выполнена в начале XII в. По мнению Д.С.Лихачева, этот огромный труд принадлежит автору первой редакции монаху Нестору. Источниками для него послужили показания византийских хроник, данные Сказания о Кирилле и Мефодии, тексты договоров с греками. М.Х. Алешковский полагал, что проставление абсолютных хронологических дат в недатированной части ПВЛ (852-920), а также уточнение хронологии до 945 г. было произведено автором третьей редакции, которым он считал Василия.

Обратимся к интересующим нас первым известиям о Пскове.

В настоящее время древнейшим списком ПВЛ, сохранившим первое датированное сообщение о Пскове, является Ипатьевский список первой четверти XV века. Название этого списка определяется местом находки рукописи в костромском Ипатьевском монастыре. Обнаружил этот памятник историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Ипатьевская летопись, представленная в списке, была южнорусским летописным сводом, составленным в конце XIII — начале XIV в. ПВЛ входила в него как часть. А.А.Шахматов на основе лингвистических наблюдений высказывал предположение, что Ипатьевский список мог быть скопирован с южнорусского оригинала в одной из северных русских областей, по всей видимости, в Пскове. Вот запись, содержащая упоминание Пскова:

«В лето 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именемь Ольгу».

Перевод: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» (текст и перевод — по: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В.Творогова// Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII вв. СПб.: «Наука», 1997, с. 82-83).

Действующие лица этого сюжета: Игорь, будущий киевский князь; Олег, воспитатель Игоря и правитель Руси; Ольга — невеста Игоря, будущая киевская княгиня.

Описываемое в ПВЛ событие под тем же годом встречается во многих летописных сводах, куда включалась ПВЛ (близко к тексту второй и третьей редакций или в обработке), например, в Софийской I летописи старшего извода, Летописце Переславля Русского (XV в.).

К сожалению, в Лаврентьевском списке ПВЛ листы, содержавшие изложение событий от 898 (частично) по 921 годы включительно утрачены. Самый ранний список ПВЛ, датируемый 1377 г. и отражающий вторую редакцию, не может быть представлен в перечне древнейших летописных памятников, сохранивших первое известие о Пскове. Обычно при публикации ПВЛ по Лаврентьевскому списку эту утрату восполняют текстом Радзивиловского списка с уточнениями и дополнениями по Московско-Академическому и Троицкому, так как все они относятся к одной редакции ПВЛ.

Приведем текст Радзивиловского списка под той же датой, что имеется в Ипатьевском, тем более, что есть возможность, благодаря факсимильному изданию, воспроизвести копию листа, где помещено летописное сообщение. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись — самая ранняя русская лицевая рукопись, содержащая 618 миниатюр. Она начинается текстом ПВЛ и завершается изложением событий 1205/1206 г. Название получено по имени владельцев (XVII в.), передавших ее в 1671 г. в Кенигсбергскую библиотеку. Считают, что миниатюры рукописи скопированы с более раннего иллюстрированного оригинала. Радзивиловская летопись в настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

Обращаемся к листу 14 об. Интересующий нас текст помещен в верхней части листа. Читаем его с разделением на слова:

« В лет(о) 6411. Игореви же възрастъшю и хожаше по Олзе и слушаша ег(о), и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олену» (по: Радзивиловская летопись: Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследование. Описание миниатюр: в 2-х тт. СПб.; М.: «Глаголъ», «Искусство», 1994. Т.1).

После известия под 6411 (903) годом, не сопровождаемого иллюстрацией, на листе 14 об. приводятся обозначения ряда последующих лет без каких-либо сообщений, а под 6415 годом помещен рассказ о походе Олега «на грекы». Миниатюра в центре листа иллюстрирует именно этот рассказ.

Текст летописной статьи «В лето 6411» очень близок варианту Ипатьевского списка. Главное различие — в имени приведенной из Пскова жены. Радзивиловский список учитывает православное имя, полученное Ольгой позднее, при крещении: Елена. Эта особенность отличает текст Радзивиловского списка не только от Ипатьевского, но и от списков XV в. одной с ним редакции (Московско-Академического и Троицкого), в которых присутствует вариант «Олга». Неясна причина употребления глагола «слушати» во множественном числе, что несколько меняет содержание известия (не Игорь «слушал» Олега, но его самого «слушали»).

Итак, первое упоминание о Пскове, датированное 903 г., сохранилось в летописных источниках XV в., включавших в себя тексты ПВЛ второй и третьей редакций. Эти редации сложились в начале XII в. Упоминание Пскова в рассмотренных летописных известиях связано с женитьбой Игоря на Ольге, подтверждаемой последующими известиями ПВЛ. Как отмечалось ранее, проставление погодных дат для известий IX и значительной части Х в. было произведено составителями ПВЛ в начале XII в. Так, по-видимому, была проставлена и дата «903 г.». Вероятно, в распоряжении летописца не было источников, позволяющих достаточно достоверно определить время женитьбы Игоря, так как помещение известия под названной датой вступает в противоречие с фактами последующей биографии киевской княгини, лучше обеспеченных источниками. Однако даже предполагаемая неточность в хронологическом определении биографического эпизода, зафиксированного под 6411 годом, не умаляет значение упоминания под этой датой Пскова. Для летописцев рубежа XI и XII вв. существование Пскова в начале Х в. было очевидным. В этом проявилась их историческая осведомленность, подтверждаемая другими источниками.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.

История города Псков

Псков – это один из самых древних городов России, в 2003 году он отметил свое 1100-летие. История города Пскова уникальна, она неразрывно связана с самыми значимыми событиями нашего государства. Псков – это город-защитник, древний форпост северо-западных рубежей Руси.

Основание и название города

Первое упоминание о Пскове встречается в Повести временных лет начала XII века, где рассказывается о том, как в 903 году киевскому князю Игорю привели жену «от Пьскова (Плескова) именем Ольгу».

Вместе с тем, археологические раскопки показывают, что город возник еще раньше – от 1500 до 2000 лет назад, а поселения на возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы существовали уже на рубеже эр. Официальной датой основания города считается 903 год.

Существует красивая легенда, связанная с именем княгини Ольги.

Объезжая свои владения, княгиня остановилась на берегу реки Великой и увидела чудное явление: три луча, пройдя с небес на землю, пересеклись на каменистом мысу у слияния рек Псковы и Великой. Ольга удивилась и решила, что на этом месте будет стоять храм Святой Троицы и «град велик, славен и во всем изобилии!»

Приехав в Киев, княгиня сдержала свое слово: она послала много золота и серебра, велела построить храм на берегу реки, заложить там город и заселить его народом.

Так, по легенде, возник город и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, что и сейчас стоит в центре кремля. А в том месте, где Ольга любовалась огненными лучами, была построена небольшая Ольгинская часовня.

Имя города происходит от названия реки Псковы. Существует несколько версий происхождения названия города и реки. Согласно одной из них, слово Пьсков (Плесков, Пльсков) происходит от древнерусского «плесъ», что означает часть реки между двумя излучинами или от слова «песок».

Время правления князя Всеволода

До XII века город в составе новгородских земель входил в Древнерусское государство — Киевскую Русь, а после разделения государства на мелкие княжества попадает под юрисдикцию Великого Новгорода. Вместе с тем, Псков остается достаточно самостоятельным городом, с которым считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.

В 1137 году псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха, тем самым делая вызов Нижнему Новгороду, своему «старшему брату». Приехавшие со Всеволодом новгородские мастера начинают возводить первые каменные храмы, в числе которых храм Дмитрия Солунского, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Иоанна Предтечи Иоанновского монастыря, расположенного на левом берегу реки Великой.

Первые каменные храмы, построенные в XII веке, стали своеобразными образцами для архитектуры Пскова вплоть до XVI века.

Расцвет Пскова при князе Довмонте

В конце XIII века Псков фактически стал независимым от Великого Новгорода. В это время здесь правил сбежавший от преследований в Литве князь Довмонт, в крещении Тимофей, который не только успешно воевал (он не потерпел ни одного поражения), но и обустроил город.

При Довмонте развивалась торговля с Нарвой и Ригой, Дерптом и Полоцком, а позже – и с городами Ганзейского союза. В Западную Европу шли караваны с мехом и медом, воском и кожей, щетиной и салом, льном и многими другими товарами. С Запада привозили золото, серебро и медь, олово и свинец, сукно и полотна, драгоценные камни и вина, пряности и пергамент. В тоже время через Псковский край шли товары на Восток.

Довмонт княжил 33 года — с 1266 по 1299 годы, снискав любовь и уважение горожан.

Псковская вечевая республика

В 1348 году Новгород официально признал независимость Пскова и начался 150-летний период расцвета Псковской вечевой республики.

Свое государство жители называли Псковской землей и Псковом. Верховным органом власти было вече, куда могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов, но главенствовали на народном собрании бояре. Здесь принимались законы, заключался мир и объявлялась война. Вече собиралось в кремле, на площади перед Троицким собором.

Правил Псковской землей князь, но его власть не передавалась по наследству, более того, князья приглашались из других княжеств, а если его правление не устраивало псковичей, князя изгоняли.

Опасаясь нападения с запада, псковичи возводили оборонительные сооружения, главной особенностью которых было то, что они строились для всего народа. Не удивительно, что здесь так много крепостей, они построены в Изборске и Вышгороде, Красном и Гдове, Острове и других поселениях.

К 1517 году по направлению к Ливонии, было 30 укреплений, которые первыми принимали удары иноземцев, давая возможность Пскову подготовиться к бою.

Город Псков был форпостом Руси на Северо-Западе, он фактически в одиночку противостоял воинствующим соседям: с запада — Ливонскому ордену, с юга — враждебной Литве.

Присоединение к Москве

К началу XVI века большинство русских земель входило в единое Русское государство, а Псковская земля, хотя и сохраняла свои вечевые порядки, но фактически уже утратила независимость.

6 января 1510 года правящий в то время князь Василий III собрал в Грановитой палате псковских посадников и бояр, потребовал упразднения вече и объявил о присоединении Псковской земли к Москве.

Так, совершенно бескровно, указом великого князя Московского Василия III пало вольное и свободолюбивое псковское вече — самый демократичный орган управления в средневековой Руси.

Участие в Ливонской войне

Ливонская война, продолжавшаяся с 1558 по 1583 годы, первые годы обходила Псков.

В 1580 году войско польского короля Стефана Батория вторглось в Новгородскую и Псковскую земли. Баторий рассчитывал на легкую победу и отправил к царю Ивану Грозному послов с требованием отдать Польше Ливонию, а также северо-западные русские земли с городами Смоленск, Псков и Новгород. После того, как Иван Грозный отказался подписать мирный договор с польским королем, тот решил взять Псков.

26 августа воины Стафана Батория подошли к южной стороне поселения. Перед приходом неприятеля псковичи сожгли посад. Население, включая крестьян из окрестных деревень, укрылось за крепостными стенами. Дополнительно вдоль южной стены они построили ещё одну деревянную стену, параллельную каменной, между которыми выкопали ров.

Читать еще:  Чем поминают мусульманина

Оборона крепости длилась 30 недель, с 27 августа 1581 года по 4 февраля 1582 года. Врагу не помогли ни открытый штурм, ни подкопы, ни предательство. Шестимесячная осада не сломила защитников крепости и Стефан Баторий был вынужден отступить и согласиться на переговоры, в результате которых Баторию пришлось вернуть России захваченные им русские города.

Борьба против шведов в начале XVII века

В 1611-1613 годах Швеция захватила русские города Новгород, Ладогу и Старую Руссу, Порхов и Гдов. В начале 1615 года 20-летний шведский король Густав-Адольф направил свое войско на Псков, но наступление было отбито.

Летом был организован повторный поход, в котором участвовал сам король и генерал Горн. Шведы расположились в захваченным ими Снетогорском монастыре. Защитники крепости предприняли вылазку против шведов. Неприятель понес значительные потери, в сражении был убит генерал Горн. Король Густав-Адольф отвел свои силы на западный берег реки Великой.

Получив подкрепление шведы вновь предприняли наступление. Они окружили город, заняли все дороги. Основной удар они наносили с северной стороны крепости. Неприятель вел артиллерийский огонь и пытался разрушить крепостную стену.

Псковичи упорно оборонялись и ежедневно совершали вылазки против врага.

Благодаря упорному сопротивлению псковичей, Густав-Адольф вынужден был продолжить мирные переговоры с Россией и через несколько дней шведы отступили от крепости.

Успешная оборона Пскова заставила шведское правительство отказаться от многих своих захватнических требований и вернуть России Новгород, Ладогу и Порхов, Гдов и Старую Руссу, а также другие занятые интервентами земли.

Город Псков во время Северной войны

Потерпев поражение под Нарвой в ноябре 1700 года, Россия отвела свои полки под Псков. Сюда же были направлены и вновь сформированные войска. В городе и его окрестностях находилось более 60 тысяч солдат и офицеров под командованием генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева. Псков стал центром расположения действующей русской армии.

Для усиления обороны Петр Первый приказал построить в крепости новые мощные оборонительные сооружения — земляные бастионы и полубастионы, соединенные валами. Сюда была доставлена и новейшая для того времени артиллерия.

Псков стал грозной крепостью, но боевые действия в то время так и не начались.

После Северной войны границы переместились далеко на запад, и мощная крепость на реке Великой стала не нужна. В дельте Невы был построен Санкт-Петербург, а внешняя торговля переместилась в Ригу и Ревель (ныне Таллин), отошедшие к России.

Псков утрачивает роль важного торгового и оборонительного центра России и постепенно становится провинциальным городком.

В годы Первой мировой войны

Осенью 1915 года, после того, как русская армия оставила значительную часть своей территории на Западе и Юге страны, линия фронта приблизилась к Псковской губернии. Псков находился в 250-300 километрах от передовых позиций.

Для защиты Петрограда был создан Северный фронт, штаб которого разместился в городе Пскове. Миллионной армией командовали генералы Николай Рузский, Алексей Куропаткин и Павел Плеве, Михаил Бонч-Бруевич и другие крупные военачальники.

2 марта 1917 года в Пскове последний российский император Николай II подписал манифест об отречении от престола. Так, закончилось 300-летнее правление 17 царей династии Романовых. Это было первое в истории добровольное отречение от власти монарха, ставшее началом последующих грандиозных событий в России.

1 ноября 1917 года в Пскове победила Советская власть.

Псков в Великую Отечественную войну

В годы Великой Отечественной войны на долю города выпали суровые испытания.

Немецкое командование считало Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда», поскольку на пути к городу на Неве больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каким был древний город.

Желая в кратчайшие сроки завершить войну, немцы направили на Псков группу армий «Север». Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника.

Жители Псковского края строили оборонительные сооружения. Первыми удар противника приняли авиаторы, а вскоре здесь сосредоточились и сухопутные резервы.

В псковском небе летчики П.Т.Харитонов, С.И.Здоровцев и М.П.Жуков одними из первых осуществили воздушные тараны, уникальность которых состояла в том, что все летчики вернулись на аэродром, сохранив свои боевые машины.

В начале июля 1941 года немцы прорвали оборону советских танковых дивизий и вышли в район Крестов, а 9 июля Псков был взят.

Вскоре после установления оккупационного режима, в Крестах был создан концлагерь, где было замучено 65 тысяч советских граждан. Оккупация древнего города, сопровождавшаяся массовым террором, продолжалась три года.

Большой вклад в победу над фашистскими захватчиками внесли партизанские отряды.

23 июля 1944 года 376-я дивизия форсировала реку Великая в районе псковского кремля и освободила западную часть города, а 128-я дивизия освободила его центр и восточную часть.

Псков был оккупирован одним из первых российских городов, а освобожден в числе последних, то есть он дольше всех был оккупирован. Кроме того, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, поскольку город являлся ближайшим прифронтовым тылом и здесь постоянно находилась база гитлеровских войск.

Послевоенное время

Во время войны в Пскове была разрушена большая часть жилого фонда и многие памятники архитектуры. Город попал в число древних городов, подлежащих первоочередному восстановлению. Но, несмотря на это, денег не хватало и восстановительные работы велись, в основном, за счет сил энтузиастов.

К 1950 году основной этап восстановительных работ был завершен.

С распадом СССР многие промышленные предприятия закрылись, а экономика пришла в упадок, вместе с тем, в эти годы начинается возрождение храмов.

Самая замечательная часть архитектурного наследия Пскова – это древние одноглавые белокаменные церкви с характерными звонницами и крыльцами. Для Псковских храмов характерен архитектурный стиль, отличающий их от церковных памятников других регионов.

Среди главных архитектурных памятников Пскова можно выделить Троицкий собор и Псковскую крепость, Мирожский монастырь и Поганкины палаты. Эти памятники, а также ряд церквей входят в список культурного наследия России.

Кафедральным собором Пскова является Троицкий собор. Троицкий собор – это главный храм Пскова и Псковской области. Первоначально в Х веке на территории Кремля была возведена деревянная церковь, а первое каменное здание храма появилось в конце XII века. Существующий ныне Троицкий собор был построен в 1682-1699 годах. Внутри храма Вы увидите такие уникальные церковные памятники, такие как семиярусный иконостас, иконы Чирской и Тихвинской Богоматери.

В XVII веке в Пскове возводятся каменные жилые здания, самое большое из которых принадлежало купцу Сергею Поганкину и получило имя Поганкины палаты. Строение состояло из трех частей, в одной из них жил сам хозяин, вторая предназначалась для других членов семьи, а в третьей находилась производственная мастерская.

Каменная часть палат сохранилась в хорошем состоянии. Здание отличается простотой, а внутренние интерьеры были великолепно отделаны. Об этом свидетельствуют русские печи, украшенные яркими изразцами с причудливыми рельефами, резные столы с фигурными ножками и лавки, а также богатые иконы с позолоченными киотами.

История города Пскова тесно переплетается с историей России — на протяжении всей своей истории он играл роль защитника и спасителя государства.

История

Псковская земля — край с удивительной историей, край, который можно назвать хранителем русской старины. Все более значимые события российской истории так или иначе связаны с Псковщиной.

В 2003 году прошло празднование 1100-летия города Пскова, сердца Псковского края. Первое летописное упоминание о Пскове относится к 903 году, когда киевскому князю Игорю привезли из Пскова невесту «именем Ольгу». Однако возник Псков гораздо раньше, о чем свидетельствуют данные археологических исследований. Впрочем, хорошо знали это и древние летописцы, недаром в одной из летописей сказано: «А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми…».

Позднее сложилась и красивая легенда об основании города на Великой, связанная с именем святой и равноапостольной княгини Ольги, родившейся неподалеку от Пскова, в погосте Выбуты.

…Как-то, уже будучи великой княгиней киевской и христианкой, объезжала Ольга свои обширные владения — погосты и дани устанавливала. Остановившись на берегу реки Великой, чтобы отдохнуть, увидела она чудное знамение. Три луча пролились с небес на землю и пересеклись на каменистом мысу у слияния двух рек — Псковы и Великой.

Пораженная этим видением, Ольга воскликнула:
«На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии. »
Возвратясь в Киев, великая княгиня не позабыла о своем обещании на берегу пустынной реки, велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями…

Так, по легенде, возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, в обновленном виде и поныне стоящий в центре Кремля. Много позже на том месте, с которого Ольга любовалась на огненные лучи, была построена небольшая часовня и названа Ольгинской.

С конца IX и до XII века Псков, как составная часть обширных новгородских земель, входил в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. Когда же распри и междоусобицы князей расчленили наследие святой княгини Ольги и Владимира Крестителя на множество «суверенных» земель, Псков отходит под юрисдикцию Великого Новгорода. При этом остается достаточно самостоятельным городом, с которым, как ни с каким другим, считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.

Реальная, знаковая мощь псковского веча рельефно проявилась уже в 1137 году, когда псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Этим политическим шагом псковичи открыто бросили вызов своему «старшему брату». Князь Всеволод, в святом крещении Гавриил, был позднее причислен к лику святых.

Уже со второй половины XIII века, со времени княжения в городе Довмонта, в крещении Тимофея (1266-1299 гг.), Псков фактически становится независимым от Господина Великого Новгорода. Бежавший от преследований из Литвы и принятый псковичами, Довмонт княжил в Пскове 33 года. Снискавший любовь и популярность псковичей прежде всего за мужество и воинскую доблесть (в многочисленных сражениях Довмонт не потерпел ни одного поражения), князь всю жизнь не только успешно воевал, но и обустраивал город, ставший ему родным.
Приграничное положение Пскова способствовало росту внешней торговли. Несмотря на постоянные столкновения с Ливонским орденом, псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец, сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент.

И все же понадобилось еще почти сто лет, чтобы Новгород официально, подписанием Болотовского договора в 1348 году признал независимость Пскова: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…».

Вот в эти-то полтора с лишним столетия, с 1348 по 1510 годы, и расцвел на Русской земле удивительный феномен — Псковская вечевая республика.

Ее государственное устройство походило на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече. На вече могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов в Пскове. Поэтому вече называют народным собранием. Но господствовали на вече бояре. Вече было высшим законодательным органом, только оно могло принимать новые и отменять старые законы. В 1467 году вече утвердило сборник законов Псковской республики — Псковскую судную грамоту. Вече объявляло войну и заключало мир, принимало и отправляло послов. На вече же решались важнейшие вопросы внутренней жизни Пскова. Вечевые собрания обычно происходили внутри Крома, на площади перед Троицким собором. Созывались они звоном вечевого колокола, который висел на Троицкой звоннице.

В Пскове был князь, но его власть не была наследственной. Псковичи приглашали к себе князей из других русских княжеств, иногда из Литвы, потому что нуждались в военачальнике и его дружине для борьбы с врагами. Нередко они изгоняли своих князей, если те их не устраивали, и приглашали других. Вновь призванный князь приносил клятву верности Пскову — «целовал ему крест» — и поселялся на княжьем дворе. Право суда принадлежало князю полностью. Верховным судебным органом была господа. Во второй половине XV в. в состав господы входили князь, два степенных посадника и сотские — представители городских низов, «чёрных людей».

Исполнительная власть принадлежала посадникам. Свое государство псковичи называли просто Псковом или Псковской землей. Псковская земля делилась на волости, центрами которых были пригороды — зависимые от Пскова города.
Псковские пригороды, возможно, тоже имели каждый свое вече, но посадников им присылали из Пскова, и в делах государственного управления они полностью подчинялись главному городу.

Постоянная угроза, исходившая с запада, заставила псковичей строить оборонительные сооружения. Более того, в отличие от замков и крепостей средневековой Европы, защищавших только феодалов, псковские крепости строились для защиты всего населения, в том числе крестьян, от внешнего врага. Вот почему они были так многочисленны и имели большие по тем временам размеры. Изборск, Вышгород, Красный, Гдов, Остров, Опочка, Велье, Воронич, Кобыла, Дубков — эти и другие псковские пригороды-крепости первыми принимали на себя удары иноземцев, тем самым давая Пскову возможность собраться с силами.

Матвей Меховский, автор историко-географического трактата о Восточной Европе, изданного в 1517 году, писал: «Земля Псковская имеет 30 каменных замков по направлению к Ливонии, каких нет ни в Московии, ни в Литве». В этом было некоторое преувеличение. Опираясь на Остров, Изборск, Гдов, Опочку и другие крепости, псковичи успешно сдерживали натиск немцев и литовцев с запада, защищая тем самым границы русского государства. А много позднее, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году, секретарь короля Ян Пиотровский писал в своем походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, — весь обнесен стенами, за ними красуются церкви, как густой лес, все каменные…»

Будучи форпостом Руси на Северо-Западе, Псков фактически в одиночку противостоял воинственным соседям: с запада псковские земли подпирал Ливонский орден, с юга — враждебная Литва.

Главная угроза миру и безопасности на протяжении нескольких веков исходила от Ливонского ордена, ведь почти вся русско-ливонская граница (480 километров из 500) приходилась на псковские земли, и Псков первым принимал бесчисленные удары немецких рыцарей. Сам Псков находился от немецкого рубежа всего в 40 верстах, а Изборск — вторая по мощности псковская крепость — в 10 верстах. Надо полагать, само провидение расположило Псковскую землю в виде гигантского оборонительного вала, протянувшегося с севера на юг.
Стоит только раскрыть страницы псковских летописей, как с них доносятся бесчисленные свидетельства упорного приграничного противостояния, воинской славы и доблести псковичей.
Вот, например, 1240 год. Тевтонские рыцари безжалостно жгут и грабят псковский край.

Читать еще:  Сегодня поминальная суббота

В 1242 году Александр Невский вместе с дружиной одержал блистательную победу над немецкими рыцарями на апрельском льду Чудского озера, устранив, тем самым, прямую угрозу захвата русских земель. Но вплоть до уничтожения Ливонского ордена во второй половине XVI века от рыцарей исходила постоянная угроза псковским владениям.

Как тут не упомянуть подвиг псковичей в годы Ливонской войны. Оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-1582 гг. — это высшее проявление стойкости и мужества псковичей, их ратные умения.

В течение осады псковичи отбили 31 приступ многократно превосходящего врага и сами совершили 46 вылазок против королевских войск. Историк Н. М. Карамзин позднее заметил, что если бы в истории Пскова была только одна страница — осада Батория, то и за одно это спасенная Россия должна быть вечно благодарна этому старинному городу.

Но уже 33 года спустя Псков в одиночестве, лишенный какой-либо помощи, опять противостоит целой армии, на этот раз шведского короля Густава Адольфа. И вновь одерживает победу над одной из самых лучших армий Западной Европы.
Вся история средневекового Пскова — это история беспрерывных войн, вражеских набегов, осад и боевых походов. Автор «Спутника по древнему Пскову» Н. Ф. Окулич-Казарин подсчитал, что только по сведениям уцелевших письменных источников с 1116 по 1709 годы, Псков вел 123 войны с внешними врагами. Согласимся, что подобный ратный труд и не всякому государству под силу. А Псков не только выдерживал, но и побеждал. Причем ни разу не был захвачен врагом. За исключением, разве что, единственного случая, когда с помощью измены и обмана немецкие рыцари завладели городом в 1240 году.

Познай свой край родной

разделы блога

Основание Пскова

На лад старинный звать его Плесков.
Он и теперь звенит колоколами.
Наш древний Псков из памяти веков
Глядит пятью большими куполами.
Ларина Федотова

Дорогие друзья, нам предстоит удивительное путешествие в историю древнего Пскова.

Псков – старинный и очень красивый город. У каждой его башни есть легенда, у каждого храма – своя история. И когда вы их узнаете – город для вас оживет. Древний Псков — это город и государство, вечевая республика и одновременно город-крепость, страж русских земель на северо-западе.

Из глубины веков пришло к нам первое упоминание о Пскове. А кто же оставил своим потомкам рассказ «Откуда есть пошла земля Псковская»? Конечно, вы правы – это летописец.

Летописание – составление летописей, началось на Руси в 11 веке. Самая ранняя из дошедших до нас русских летописей – «Повесть временных лет», ее составителем считается монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Итак, вместе с летописцем мы отправляемся в историческое путешествие.

О Пскове — городе из летописей не известно, кем был создан и какими людьми; известно только, что уже существовал этот город в то время, когда приехал князь Рюрик с братьями от варягов к словенам княжить. Известно также, что Игорь Рюрикович взял себе жену Ольгу из Пскова. Кто же такая Ольга?

Родиной Ольги называется древняя весь Выбутская, что находится вверх по течению реки Великой близ Пскова. Некогда, когда еще и Пскова в помине не было, родилась в том месте и выросла красивая и скромная девушка с васильковыми глазами и волосами цвета спелой ржи. Именем – Ольга.

…Охотился как-то в псковских лесах молодой киевский князь Игорь. И очутился он на берегу полноводной реки. Как перебраться на другой берег? И увидел Игорь, что кто – то плывет по реке в лодке, взял и окликнул перевозчика, велел перевезти ему себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в подплывшей лодке оказалась молодая девушка. Это и была Ольга. Пораженный ее красотой, молодой князь попытался завести с Ольгой вольный разговор. Но мудрая не по годам девушка прочла Игорю целое наставление о нравственности и целомудрии. Изумился Игорь ее уму и рассудительности, и на прощание подарил Ольге колечко и просил его не забывать.

Когда пришла пора Игорю жениться, в псковские края направились представительные киевские сваты – просить руки девицы не от княжеского рода, не из вельмож, а от простых людей. Так и стала псковская Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного Святослава и бабкой Владимира Красное Солнышко. Случилось это в 903 году, а Ольге в ту пору было двадцать лет. «Игорь вырос и сбирал дань после Олега, и слушались его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольга». Так преподобный Нестор отметил замужество Ольги в «Повести временных лет».

1. Героиня волшебных сказок, владычица чудесного царства, обладательница высшей мудрости. Сможете ли вы догадаться и объяснить, имя какого персонажа русской сказки связано с псковской Ольгой?

* Василиса Прекрасная
* Елена Премудрая
* Марья — искусница

Ответ:
Согласно «Повести временных лет» крещение Ольги состоялось в Константинополе, во время которого ей было наречено имя Елена. Именно царь византийский, лично присутствовавший при крещении, назвал Елену (Ольгу) Мудрой.

С тех пор княгиню Ольгу (в крещении Елену) называли Мудрой. Существует мнение, что именно это событие повлияло на появление всем известного имени Елена Мудрая (Премудрая).

Мудрая правительница была во всем первой. Стала первой христианкой в русском княжеском роду, начала вводить христианство на Руси. По смерти своей причислена к лику святых. День смерти княгини Ольги 24 июля (н. с.) стал днем ее памяти. Через десять веков, 23 июля, 1944 года, накануне Ольгиного дня Псков был освобожден от немецко – фашистских захватчиков. Две почитаемые даты отмечаются как дни города.

2. Какие места в городе Пскове и его окрестностях носят имя княгини Ольги?

Ответ: В Пскове есть Ольгинская набережная и Ольгинский мост, Ольгинская часовня и Ольгинский ключ. В окрестностях Пскова находятся Ольгино поле и Ольгин камень.

В дни празднования 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи, в городе появились сразу два памятника великой княгине. Один из них подарок скульптора Зураба Церетели. Поставлен в 2003 г. в сквере около гостиницы «Рижская». Княгиня Ольга изображена как воительница. Во втором (автор В. Клыков), в сквере у Октябрьской площади, нашел отражение образ великой псковитянки как первой христианки на Руси.

С именем Ольги связана еще одна легенда из истории Пскова.

В старые, добрые времена псковичи любовно и с гордостью называли свой град не иначе как дом Святой Троицы. Откуда пошло такое название, догадаться нетрудно: главный храм Пскова – Свято – Троицкий собор, без которого невозможно представить город. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы, к сожалению, не сохранились, а вот о том, как был основан Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.

…Как – то, уже будучи христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения… День клонился к вечеру. Утомленная Ольга спешилась с коня и подошла к берегу неторопливой реки Великой. Темные тучи на небе проносились так низко, что казалось, вот-вот зацепят макушки деревьев, раскачивающихся под порывами пронизывающего ветра. Внезапно ветер стих, точно удивленные, замерли деревья, а спешившие с севера тучи замедлили свой бег и расступились, уступая место яркому, золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. Там, где у слияния двух рек — Великой и Псковы — высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями, свет трех лучей пересекся. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!»

Возблагодарила Ольга Бога за знамение, предрекающее силу и славу земли Русской, помолилась и поставила крест. Возвратясь в Киев, великая княгиня не забыла о своем обещании на берегу Великой. Велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями. Так по легенде возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой Троицы.

После потери Псковом независимости образовались две ветви псковского летописания (свод 1547 г. и свод 1567 г.)

Псковские летописи на протяжении XV-XVI вв. сохраняют основные черты старшего псковского летописания, но появляются и новые тенденции. В XV в. летописные записи становятся все более подробными, охватывая события военной и церковной жизни Пскова и приобретая постепенно общерусский характер. Расширяется тематика псковских летописей, интерес начинают вызывать события, которые не имеют прямого отношения к Пскову: борьба в Орде, взаимоотношения между русскими князьями, удельные смуты в Русской земле, события в Литве и Новгороде.

А нам, желающим знать историю родного края, доступна «Сокращенная псковская летопись» митрополита Евгения . Этот человек волею судьбы оказался на псковской земле и многие годы своей жизни посвятил изучению и описанию ее истории.

Евфимий Алексеевич Болховитинов родился в 1767 году в г. Воронеже. Митрополит Евгений – это звание и имя он получил, став священником. С1816 г. он – архиепископ Пскова. Им издана «История княжества Псковского» и много других работ по истории Отечества. Митрополит Евгений был не только священником, но и ученым, историком – краеведом, который изучал прошлое нашей родины. Народная память водила пером Нестора и митрополита Евгения.

Конкурс «Грамотей»:
Попробуйте из этих буквосочетаний составить слова, связанные с нашим городом.
Пс Пл пл Пс
(Плесков, Псков, Пскова, Запсковье, Псковская земля).

Конкурс «Знатоки старинных слов»:
Что означает старинное слово «чело»? (Лоб)
Что означает старинное слово «кудесник» (Волшебник, колдун)
Что означает старинное слово «курган» (Холм над могилой знатного воина)
Что означает старинное слово «жребий» (Судьба, участь)
Что означает старинное слово «отрок» (Младший воин в дружине)
Что означает старинное слово «осенина» (Осеннее время года)
Что означает старинное слово «сеча» (Битва с врагом)
Что означает старинное слово «око» (Глаз)
Что означает старинное слово «веверица» (Белка)
Что означает старинное слово» недуг» (Болезнь)

Наша Псковская земля – край богатой и славной истории. Многие поколения историков и краеведов немало сделали для изучения уникальной псковской земли, ее богатой неповторимой истории и культуры. Ей посвящены многочисленные книги и статьи, коллективные сборники и авторские работы, многие из которых представлены в библиотеках города.

1. Васюрина, Л. Волшебный остров : Псков в гравюрах Валентина Васильева / Л. Васюрина // Новости Пскова. – 2002. – 4 июня. – С. 5.
2. Град, освященный Троицей Святой : сборник сценариев / сост. Е.Н. Сойтту . – Псков : [б. и.], 1998. – 63 с.
3. Летопись земли Псковской : годы и события / Федер. агентство по образованию, Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова ; авт.-сост. И.О. Колосова, Т.В. Круглова, З.Л. Тимошенкова и др. – Псков : ПГПУ, 2007. — 487 с.
4. Мой город : книжка – раскраска для дошкольников /авт. – сост. С. В. Кускова. – Псков : [б. и.], 2001. – 28 с. — 1100-летнему юбилею г. Пскова.
5. Псковский Летописец : краеведческий альм. №1 / отв. ред. О.К. Волочкова. — Псков : [б. и.], 2009. – 158 с.
6. Степанов Ю. Легенды и предания псковщины / Ю. Степанов. – Псков : Информ. агентство «Псков-инфопресс», 1993. – 53 с.
7. Филимонов, А. Вороний камень : Псков в гравюрах Валентина Васильева / А. Филимонов // Новости Пскова. – 2002. – 2 июня. – С. 5.

Псков: древнейший город России

Прогуливаясь по современному Пскову, в первую очередь обращаешь внимание на несколько рядов мощных средневековых стен, которыми опоясан город. Некоторые участки этих укреплений имеют ухоженный вид, некоторые почти сравнялись с землей и теряются в зарослях среди домов. Эти стены – скелет, вокруг которого вырос город, его основа. Во времена расцвета Псков считался одной из самых больших и неприступных крепостей в Европе.

Сам город возник на месте контактов многих народов. Территории вокруг него постоянно делили между собой славянские, прибалтийские и финно-угорские племена. Псков был участником многих войн. Поэтому горожане не жалели сил на постройку укреплений. Каменный Кремль или, как называют его псковичи, Кром, возведенный здесь, стал одним из первых на Руси.

Расположенный на скалистом мысу при слиянии рек Великой и Псковы Кром со своими круглыми башнями разных размеров, производит сильное впечатление. Глядя на его каменные стены, похожие на укрепления средневекового замка, представляешь, как тяжело было рыцарям-крестоносцам взять древний город.

Интересен тот факт, что в Кроме никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия (видимо, поэтому Кремль называли Кромом, так как «кром» происходит от слова «кърм» – еда), стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки – «кромские псы». Кража из Крома считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью. Сейчас на территории Кремля находится Троицкий собор – главный храм Пскова и Псковской земли.

Достопримечательности Псковского Крома.

Вид на Псковский Кремль со смотровой площадки Власьевской башни. Здесь хорошо видны Башня князя Довмонта или Смердья башня, Троицкая башня и Довмонтов город.

Довмонтов город – архитектурный комплекс в центре Пскова, представляющий собой остатки и фундаменты древних храмов и городских построек, вскрытые археологами. Свое название Довмонтов город получил в честь литовского князя Довмонта, который во второй половине XIII века бежал во Псков, принял крещение и впоследствии был избран князем. Любопытный факт: если в большинстве городов древней Руси княжеский титул переходил по наследству, то во Пскове и Новгороде это была выборная должность. Что касается личности Довмонта, то он особенно ярко проявил себя на военном поприще, неоднократно отражая атаки наступавших с запада ливонских рыцарей. Впоследствии князь был причислен к лику святых, а его мощи сейчас покоятся в Троицком соборе. Довмонтов город часто называют «Псковскими Помпеями».

Башня князя Довмонта или Смердья башня. Название Смердья происходит от слова смерд, хо­лоп, человек из черни, крестьянин. Рядом с ней первоначально находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь. В XII веке в южной части крепостной стены Псковского Кремля со стороны реки Псковы были пробиты вторые ворота, получившие название Великих или Троицких, существующие до сих пор. По легенде, при перенесении мощей святого князя Всеволода-Гавриила в Троицкий собор рака встала неподвижно, не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью святой Всеволод-Гавриил явился во сне одному псковичу и сказал, что не хочет идти в те врата, которые зовутся Смердьими. После этого случая были пробиты новые врата от реки Псковы, через которые пронесли мощи святого в церковь святой Троицы.

Троицкая башня стоит в переломе стены над рекой Псковой, рядом с главными воротами Крома. В середине XVII века на Троицкой башне были сделаны городские часы, а башню стали называть Часовой. В Часовой башне есть мозаичная икона Святой Троицы и особый проход – захаб (коридор для защиты крепости), представляющий собой очень интересное изобретение – всего двое воинов могли, встав плечом к плечу, отбивать атаки вражеских отрядов.

На крепостной стене Псковского кремля висит огромный меч. Одни называют его Мечом Александра Невского, другие – Мечом Довмонта. Этот памятный знак установили в год 730-й годовщины Ледового побоища. Большой прямоугольный щит – воинское знамя, на котором изображены герб и план Пскова. На псковском гербе – барс с поднятой когтистой лапой. На круглых пластинах, укрепленных под щитом, находятся гербы городов, принимавших участие в битве: Пскова, Новгорода, Владимира, Твери и Переславля-Залесского.

Читать еще:  Поминки на годовщину смерти

Приказная палата. Это административное сооружение XVII века, представляющее собой мощную каменную постройку со стенами более 2 метров в толщину и четырехскатной металлической кровлей. До 1692 года на месте палаты стояла деревянная Приказная изба, где располагались поместный, разрядный, посольский, судный и денежный «столы» – отделения. Сегодня в палатах размещается музей, в котором воссозданы характерные для органов власти трёхсотлетней давности интерьеры, вплоть до рукописных документов на рабочих столах. В отзывах часто пишут, что экспозиция не очень большая и будет интересна не всем. Зато здесь можно увидеть на макете, как выглядел не дошедший до нас Довмонтов город на входе в Псковский Кром.

Свято-Троицкий кафедральный собор. Это единственный из больших храмов Пскова, сохранившийся до наших дней. Троицкий собор – сердце Псковского Кремля, великолепный образец русской религиозной архитектуры. Всё в его облике строго, утончённо и возвышенно: величественная золотая глава и четыре изящные главки вокруг, беленые стены, летящие ввысь окна под самыми куполами и крыльцо с широкой лестницей. История собора началась в 10 веке, когда на территории Кремля по распоряжению княгини Ольги началось возведение собора, которому было предписано стать главным городским храмом. Перед началом Ледового побоища князь Александр Невский молился именно здесь. В пределах собора располагается церковь преподобного Серафима Саровского с древней усыпальницей. В крипте Троицкого собора захоронены псковские князья, представители духовенства и архиереи, а также мифический юродивый Никола Салос, в 1570 году вступившийся за город перед карательными войсками Ивана Грозного.

Внутри Свято-Троицкого кафедрального собора.

Первое упоминание о пскове

Которое одно из немногих оказывает услуги по перевозке умерших груз.

. от Рождества Христова

903-2003 гг. От первого упоминания Пскова в Повести временных лет (ПВЛ) минуло 11 веков. Согласно Псковской летописи, город был уже в 862 г., когда «наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити. «.

Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище — возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома — существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединенность речной системы Чудского озера с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами).

Полиэтничность раннего населения города отражена в названии Пьсков (Плесков, Пльсков), выводимом от реки Пскова. Piskawa (по-ливски), pihkwa, piskwa (по-эстонски) означает «смолистая вода». Другие толкования гидронима — «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологами установлено, что в Пскове X-XI вв. жили потомки славян — псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племен.

От рода Варяжска происходила и киевская княгиня Ольга (Helga), в крещении — Елена. Государственным строительством и радением за православную веру Ольга снискала особое почитание. Автор ПВЛ впервые сообщает о Пскове в контексте ее биографии, констатируя факт приведения князю Игорю «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольгу». У язычника Игоря были другие жены, но в анналы вошла одна.

Второе, по времени, упоминание Пскова в ПВЛ датировано 947 г.: «Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знамянья, и места, и повосты, и сани ее стоять въ Плескове и до сего дне. «. Степенная книга рассказывает о первой встрече Игоря с Ольгой на ее родине, в Выбутах (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По Иоакимовской летописи, «Олга. повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая».

Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превратился в город.

«. на своей воли живяху в нем сущие людие. «

Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. Возвышение Новгорода — проводника политико-административного влияния Киева на Северо-Западе — обусловило включение Пскова в Новгородскую волость. Псков находился в компетенции новгородских архиепископа и князя — войскового предводителя, делившего с посадниками исполнительную и судебную власть. Псковские посадники назначались из Новгорода. Вече новгородское — законодательный орган — предопределяло решения веча псковского.

Псковитяне, имея ресурсы для жизнеобеспечения и этнографически отличаясь от потомков ильменских (новгородских) славян, стремились к самостоятельности. В 1036 г. псковский князь Судислав был арестован Ярославом Мудрым за неподчинение. Ослабление роли Киева усилило центробежные тенденции. В 1136 г. новгородская оппозиция лишила власти внука Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславовича. Псковитяне блюли собственный интерес: в 1137-1138 гг. Всеволод Мстиславович княжил в Пскове и готовил захват новгородского стола. Его смерть предотвратила вооруженный конфликт.

Твердость псковитян вынудила Новгород признать независимость своего младшего брата, упроченную при князе Довмонте, в крещении — Тимофее (1266-1299 гг.). Даже военные альянсы не воссоединили братьев.

Де-юре Псков отделился от Новгорода в ходе борьбы за сюзеренитет между Москвой и Тверью. В 1327 г. великий князь Александр Михайлович Тверской после антитатарского восстания сбежал в Псков. Великое княжение хан передал Ивану Калите. Тот требовал явки беглеца в Орду. Псковитяне не выдали князя Александра. 1,5 года он укрывался в Литве, держа связь с Псковом. При нем возникли первое псковское законодательство и Болотовский договор, который подтверждал соглашение 1138 г. и фактическое положение дел: посадники избирались псковским вечем; владычные наместники назначались из псковитян; псковитина не вызывали на суд в Новгород.

Калита не осуждал действия Пскова, но сдерживал их через новгородского владыку и московского митрополита. В 1337 г. хан, по совету Калиты, перевел Александра в Тверь, чтобы в 1339 г. казнить без сопротивления Пскова и Литвы. Москва победила Тверь, усилив влияние в Новгороде и в Пскове. Более Новгород не посягал на вольности Пскова.

«Псковская пошлина» (законы и традиции)

Внешне- и внутриполитическую жизнь Пскова определяло вече — собрание лично свободных глав семейств и дворовладельцев мужского пола. Атрибутами вечевой республики являлись вечевой колокол — для созыва собраний, и степень (возвышение) — для обращений ораторов. На вече председательствовал степенной посадник (с 1420 г. — два), избираемый ежегодно из бояр. Смененные, старые, посадники становились командующими воинских подразделений и послами Пскова за рубежом. Со временем старые посадники вновь могли баллотироваться в степенные. Вечевые дела вела господа — коллегия князя, сотских (глав кончанских сотен), степенных и старых посадников. Господа распоряжалась вечевыми канцелярией и архивом.

Традиция веча принимать решения криком делала его управляемым для господы, состав и полномочия которой обусловили сосредоточение власти в руках 20 боярских семей. Князь не руководил господой в силу ограниченности компетенции. Критериями приглашения на княжение были наличие у претендента сильной дружины, принятие православия и псковской пошлины. Вступая в права, избранник целовал вечу крест.

За нарушение старины князя изгоняли. Князь играл роль судьи и военачальника. Но он командовал лишь конным отрядом численностью много меньшей городского ополчения. Судебная власть и доходы князя лимитировались участием сотских в рассмотрении дел.

В 1397 г. вече утвердило Псковскую судную грамоту (ПСГ) — свод законов на основе княжьих грамот Александра Невского и Константина Дмитриевича и приписок псковских пошлин. ПСГ оформляла отношения бояр с зависимыми людьми; определяла порядок наследования, условия заключения вексельных и залоговых сделок, правила документооборота в городском архиве — ларе, закрепляла процессуальные нормы. ПСГ дополнялась вплоть до конца вечевого строя и присоединения Пскова к Москве. ПСГ стала одним из источников кодекса права Русского государства — Судебника 1497 года.

. в 1510 г. ознаменовался снятием вечевого колокола, присягой на верность Василию III и выводом из Пскова 300 боярских семей. За пределы Кремля и Середнего города выселили всех псковитян и вынесли торг. Бескровность мероприятий обеспечила искусная дипломатия Василия III и дьяка Третьяка Долматова, а также многолетнее взаимодействие Пскова с Москвой.

«. град твердъ стенами, и людеи бе множество. в нем» (из Псковской летописи)

С 1510 г. обстраиванье Псковской земли стало приоритетным для Москвы. Повелением великого князя интенсифицировалось культовое и оборонное зодчество псковских мастеров. В 1516-1564 гг. в Пскове возведено то же число церквей, что и за период с 1404 по 1508 гг.

Только в 1519 г. строились три храма в Пскове, один — в Опочке и два — в Псково-Печерском монастыре. В 1558-1565 гг. Псково-Печерский монастырь, по сооружении стен и башен, сделался крепостью. К 1537 г. завершена фортификация Пскова: в верхнем течении и в устье реки Псковы сложены поперечные стены — Верхние и Нижние решетки, сомкнувшие внешнее кольцо обороны и превратившие часть реки во внутреннюю гавань города.

Псковская крепость являлась лучшей в России XVI в. Территорию Крома, Довмонтова, Середнего и Окольного городов и части Запсковья, площадью 215 га, ограждали 4 пояса каменных укреплений протяженностью 9 км. Мощь усиливали 37 башен. Коммуникацию обеспечивали 14 ворот, настенные, башенные и подземные переходы.

Обзор местности с севера давала Наугольная Варлаамская башня, с юга — Покровская. Водобежные ворота контролировались с Башен у Нижних решеток и с Косьмодемьянской и Никольской башен у Верхних решеток.

Атаки останавливались огнем артиллерийского наряда. Подкопы определялись по специальным колодцам — слухам.

После Москвы и Новгорода Псков был третьим городом России XVI в. В нем и в округе насчитывалось 40 приходских церквей и 40 монастырей.

За пределами крепости находился посад. В городе и на посаде проживало 30000 человек. На Большом Торгу Окольного города располагались 40 торговых рядов. Кроме того, существовали рыбные ряды в устье Псковы — в Рыбниках и мясные ряды в северной и южной частях города — на Запсковье и на Полонище.

Совокупность торговых точек составляла 1700 единиц, в том числе 190 хлебных лавок.

«Потягнете за святую Троицу, и за святыя церкви, и за свое отечество!» (Довмонт)

С 1116 по1709 гг. на долю Пскова выпали 123 войны. Псковская земля первой принимала удары с Запада. В отличие от Золотой Орды, Орден Меченосцев (1202-1237 гг.) и Ливонский Орден (1237-1561 гг.) не ограничивали планов контрибуцией и превращением Руси в вассала. Они вели натиск на Восток с целью аннексии и насаждения католицизма. На Псковском рубеже оберегались территориальная целостность и государственная религия страны. После распада Ливонского Ордена угроза исходила от Речи Посполитой (1569-1795 гг.) и Швеции.

Противостоять агрессорам в одиночку Псков объективно не мог. Но его альянс с Москвой вызывал разную реакцию современников.

Редактор Псковской третьей летописи (1567 г.), игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий усматривал в нем только потерю вечевой старины. Летопись игнорировала борьбу Пскова и Москвы с Ливонским Орденом и Литвой, содействие великого князя в строительстве псковских укреплений; правление дьяка Мисюря Мунехина, 18 лет преумножавшего мощь и богатство Псковского края.

Старец Елеазарова монастыря Филофей в посланиях к великому князю Василию III, дьяку М.Мунехину и царю Ивану IV изложил теорию «Москва — третий Рим». Ее ключевая идея: «Все христианские царства сошлись в одно твое, потому что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». Величие Русского государства зиждится на единстве во главе с Москвой. Ведь все значимые для страны победы обретались совместными усилиями:

5.04.1242. Ледовое побоище с участием владимирцев, новгородцев, псковитян и суздальцев. Отвоеваны Водь, Луга, Псков, Латыгола. Разменяны пленные.

1268 г. Раковорская битва с участием новгородцев, псковитян, суздальцев и тверичей. Рыцари бежали. Полк князя Довмонта гнал врага до Балтики.

1407, 1426 гг. Москва помогла Пскову в борьбе с Литовским князем Витовтом. Мирное соглашение составлено «по псковской воле, по князя великого докончанию».

1473 г. Москва прислала в Псков отряды из 22 городов. Ливонский Орден заключил мир на 20 лет с воеводой великого князя и с князем псковским.

1480 г. Война с ливонцами, в нарушение договора сжегшими посад Гдова. Войска великого князя разграбили Юрьев. Ливонцы осадили Псков и были отбиты. Затем русские атаковали города Феллин и Терветен. Магистр Ордена заключил новый договор на условиях Москвы.

27.08.1581-04.02.1582. Героическая оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория. По приказу воеводы Ивана Шуйского сожжен посад, у каменной стены Окольного города выстроена деревянная, а между стенами прорыт ров. При артобстреле 7-8 сентября в каменной стене образовался пролом, куда ринулись атакующие. Деревянная стена позволила ратникам сдержать натиск. Враги заняли Покровскую и Свинузскую башни. На защиту города поднялись все жители: штурм отбили, пролом заделали, Свинузскую башню взорвали. Затем псковитяне отразили 31 приступ и совершили 46 вылазок против неприятеля. Второй штурм состоялся 2 ноября. Его остановили пушкари: на великорецком льду вырос мост из трупов.

Поражение армии Речи Посполитой под Псковом помогло России вернуть Великие Луки, другие захваченные города и окончить Ливонскую войну (1558-1583 гг.) в прежних границах.

30.07-17.10.1615. Осада Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа. Изначально воеводы Василий Морозов и Федор Бутурлин навязали врагу полевое сражение, в коем погиб командующий Эверт Горн.

Августовской ночью отряд противника взорвал Взвозские ворота у Нижних решеток и бросился к Варлаамским воротам, дабы открыть их для основных сил. Псковитяне выбили нападавших из города.

Началась 1,5-месячная осада. На Запсковье и на Завеличье неприятель выстроил 10 городков и навел 2 моста через реку Великую. 3 дня перед штурмом велся артобстрел. 9 октября завязались бои у Варлаамских ворот и у Наугольной Варлаамской башни. Защитники отразили штурм и Густав Адольф снял осаду.

Неудача под Псковом ослабила его позицию в мирных переговорах с Россией и вынудила вернуть Ладогу, Порхов, Гдов, Старую Руссу и Новгород.

«Лучше всякой силы — промысл» (А.Л.Ордин-Нащокин)

Внешняя торговля была базисом экономики Пскова. Находки позднеримской монеты IV в., византийской монеты VII в., кладов арабских монет говорят о развитости его зарубежных связей. В 1425-1510 гг. в Пскове чеканили свою, а до 1632 г. — общерусскую монету. В ходе реформы 1654-1663 гг. Псковский денежный двор лидировал по объему продукции, имея контакты с поставщиками сырья из Европы.

Водный путь связывал Псков с Ивангородом, наземный — с Ригой и Литвой. На Завеличье располагались Немецкий, Любский (Ганзейский) и Шведский (старый Немецкий) дворы. Для активизации внешней торговли гостиный двор организовали и у Псково-Печерского монастыря.

С конца XV в. Псков — ведущий партнер Ганзы. В1582, 1607 гг. появились Немецко-Русские разговорники. В Пскове работали купцы Сурожского и Суконного рядов. Первый контролировал торговлю с Азией, второй — с Западной Европой. В Пскове имелись Большой, Льняной, Тверской гостиные дворы и Двор для московских людей.

Псковские купцы выполняли поручения правительства. Объем торговых пошлин со Пскова двукратно превышал новгородский и равнялся московскому.

Инициатор Новоторгового устава (1667-1724 гг.) А.Л.Ордин-Нащокин вынашивал идеи меркантилизма в бытность псковским воеводой (1665-1666 гг.). Его «17 статей о градском устроении» регулировали беспошлинную торговлю, создание «торговых товариществ» и «ссудного банка».

. По итогам Северной войны расширились границы России и Псков утратил свое значение оборонительного и торгового центра на Северо-Западе страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector