0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первое упоминание о восточных славянах

Восточные славяне в древности

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности

Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне. Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские. Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи. Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане. Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи. Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне. Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.

Волыняне. Селились .жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты. Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы. Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы. Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи. Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне. В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи. Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи. Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.

В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной.

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым.

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).

Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Первые упоминания славян в письменных источниках

Первые упоминания славян в письменных источниках

Где бы ни находилась прародина славян, к началу нашего тысячелетия их племена жили на территории Европы, отделяясь полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён от античного мира. Эта отдаленность имеет значение, поскольку в те времена только античные авторы оставляли письменные памятники об окрестных землях и народах, и, конечно, больше они писали о тех, с кем непосредственно общались. А если славяне жили далеко, то и писали о них мало. Археологи подтверждают такое расселение: в начале тысячелетия к северо-востоку от Эльбы жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.

Античные авторы писали о разных племенах, и сейчас не всегда возможно точно определить, к какой группе народов относилось то или иное племя. Кроме собственно славян, название которых впервые появилось в сочинениях II в. н. э., к славянским племенам относят венедов, антов, склавинов.

Плиний Старший, римский ученый I в. н. э., рассказывая о происхождении янтаря, который поставлялся в Рим, упоминает: «Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гиррами». Под «местностью» он понимает юго-восточное побережье Скифского (Балтийского) моря. При этом венедов он относит к сарматам.

Примерно в это же время название племени «венеды» появляется у Тацита в работе «О происхождении германцев и местоположении Германии», написанной в 98 г. н. э. В последней главе он пишет:

«Я колеблюсь, причислить ли народы певкиное, венетов и феннов к германцам или сарматам. Впрочем, певкины, которых некоторые называют бастарнами, в отношении речи, образа жизни, мест обитания и жилищ ведут себя как германцы. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Смешанными браками они обезображивают себя, почти как сарматы. Венеты многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят [большие] щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстроте пехоты — это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне».

Византийский историк Иордан (VI век) считает их родственными антам и склавинам. И вполне возможно, что к этому времени именем «венедов» действительно назывались племена славян, поскольку это название (венедов, вентов, виндов) сохранялось за западными славянами достаточно долго. Само слово «венеды» происходит от кельтского vindos, что означает «белый».

Что касается мест проживания, то географ Птолемей, живший во II в. н. э., расположил венедов по всему Венедскому заливу (так он называл юго-восточную часть Балтийского моря) и далее в глубь Европы. Причем наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены. Он пишет:

«Европейская Сарматия окружена с севера Сарматским океаном вдоль Венедского залива. И иными горами опоясана Сарматия, из которых называют. и Венедские горы. А занимают Сарматию очень большие народы — венеды вдоль всего Венедского залива…».

Сейчас считается, что венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцигским заливом, куда впадает Висла, а далее по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. В IV в. н. э. на Певтингеровой карте венеды уже показаны у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. В те времена многие народы переходили с одного места на другое, не зря эпоха была названа временем Великого переселения народов.

Вообще-то, названия с корнем «вен-» можно встретить от берегов Испании до Балтики: Вандея (франц. Vendee) — департамент и одноименная река на западе Франции; расположенные неподалёку Вьенна (франц. Vienne) — департамент и река на западе Франции; Вена (лат. Vindabona, нем. Wien, польск. Wieden) — столица Австрии; итальянские Венеция и окрестная провинция Венето, заселённая в прежние времена племенем Венети (Veneti); прибалтийская река Вента и расположенные на ней города Вента и Вентспилс (Виндава); наконец, Вятка, произносимая с носовым звуком В(ен) тка. Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, и их много в Германии. Кроме того, финны и эстонцы до сих пор называют Россию «Venaja» и «Уепе» соответственно.

Читать еще:  Обязательно ли делать поминки на 9 дней

Но вопрос кем же были венеды, относились ли они к славянам — не закрыт до сих пор. Жаркие споры идут среди ученых, и аргументов «за» выдвигается не меньше, чем «против». По одной из теорий венеды являются славянами. По другой — не являются, причем их либо выделяют в отдельную группу, жившую на перечисленных выше территориях изначально, либо считается, что они — пришельцы. Возможно, часть венедов на рубеже VII–VIII веков переселилась восточнее и влилась в состав восточных славян.

Позднее те племена, которые назывались венедами, уже совершенно точно являются славянскими и относятся к группе западных славян. Они продолжали жить на территории между Эльбой и Одером и совершали набеги на племена германцев до начала X века, когда император Генрих I начал на венедов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венеды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 году католическая церковь санкционировала крестовый поход против венедов, который сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венеды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На их землях расселялись германцы, а сейчас от всего союза венедских племен остались только лужичане, или лужицкие сербы.

Что касается антов и склавинов, то обычно они тоже считаются либо славянскими племенами, либо объединениями славянских племен, и однако существуют гипотезы, отрицающие их «славянство».

Самая распространенная версия гласит, что «анты — название славянских племён IV–VII веков, применявшееся византийскими писателями VI–VII веков». Они жили в основном между Днепром и Доном, а также на юге Восточной Европы. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI–VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана.

При этом про антов известно совершенно точно, что у них было свое государство уже в IV веке (известно про короля Божа и придворную знать, войска). При Боже анты победили готов, но были разгромлены войсками остгота Витимира. Однако в 602 году н. э. на антов напали авары, и больше наименование антов в исторических сочинениях не встречается. Вероятнее всего, они были разбиты, а остатки народа влились в другие племена. Археология свидетельствует, что в V–VII вв. анты были отдельной группировкой славян, живших среди ираноязычного населения. Их нельзя отнести ни к южным, ни к восточным славянам, поскольку как раз это время (VI–VII века) — последний период существования общеславянского языка и единства.

Название «словены» (что вообще является первым упоминанием именно этого корня) впервые употребил Птолемей во II веке нашей эры. До того никаких сведений в письменных источниках не было. Либо эти источники не сохранились. Откуда мы знаем, сколько произведений было потеряно за прошедшие тысячелетия? Сколько было сожжено, разбито (если надпись высечена на камне), просто сгнило в земле? Все, что мы знаем о прошлом, все дошедшие труды — малая, ничтожная часть того, что существовало. Соответственно, мы изучаем прошлое по отрывочным, чрезвычайно неполным данным.

Итак. Первым о славянах написал Птолемей, точнее будет сказать, что он употребил это слово, поскольку как раз ничего более в его труде о славянах и нет. Согласно его точке зрения, вся северная часть Скифии до неисследованных земель на севере и Имаоса (Уральских гор) была населена скифами (сарматами), аланами, словенами и аварами. Все. То есть где-то на территории нынешней России жили славяне еще на рубеже новой эры.

После Птолемея название «славяне» почти на четыреста лет исчезает из исторических сочинений. Только в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский упоминает о «скловенах» («склавинах»), говоря, что их племена захватили район Нижнего Дуная. То есть они жили там, где сейчас располагаются южные славяне.

Современник Прокопия, римский историк Иордан, пишет о склавинах в сочинении «О происхождении и деяниях гетов», указывая, что они заселяют территорию между карпатскими горами и Вислой и далее на восток до Днепра.

Множество племен с течением веков расселились на запад, юг и северо-восток, и сейчас это название встречается на разных землях. Это и словенцы на Балканах, и словаки в Словакии, и словинцы в Померании, и славяне на псковской и новгородской Руси.

Следует сказать, что в VI–VII веках славяне были очень активны. В частности, они не один раз нападали на Византию (иногда вместе с кочевыми народами). Наступление это было настолько сильным, что, по словам писателя VI–VII вв. Исидора Севильского, «славяне захватили у ромеев (то есть у византийцев) Грецию». В то время славяне заселили большую часть Балкан, проникли в Пелопоннес и в Малую Азию. Первое известие о славянах в Далмации содержится в письме папы Григория I салонскому епископу Максиму от 600 г.: «По поводу же народа славян, который сильно вам угрожает, я весьма сокрушаюсь и тревожусь. Сокрушаюсь от того, что уже, вместе с вами, претерпеваю. Тревожусь, ибо через истрийский вход они начали уже вторгаться в Италию».

История же восточнославянских племён в первые века нашей эры известна очень мало. Они жили в лесистых областях Среднего и Верхнего Поднепровья, и о них античные авторы знали еще меньше, чем о западных славянах. Именно поэтому первые упоминания о них в европейских письменных источниках приходятся только на VI век н. э. Ко второй половине VII в. относятся первые упоминания о славянах у арабских авторов.

Основным занятием у восточных славян было земледелие, охота и скотоводство. Были и ремесла. Считается, что каждое племя управлялось своим вождём, также были совет старейшин и общее собрание племени.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Славяне вовсе не Славяне. Славяне народ без прошлого. Кто такие Славяне.

Славяне — один из самых таинственных народов. Их точное происхождение до сих пор неизвестно, а все попытки ученых установить его заканчиваются лишь созданием предположений.

Первые упоминания о славянах датируются шестым веком до н.э., численные отряды этого народа переходили границы Римской империи и заселялись на территории Болгарии и Черногории, на которых совсем недавно вымерли люди впоследствии чумы. Но откуда они взялись да ещё в таком количестве?

Гипотеза Нестора Летописца.

Самой большой загадкой в истории славян является расхождение между летописными источниками и археологическими данными. Нестор Летописец — первый человек в истории, который попытался выяснить, откуда же все-таки, берет начало славянский народ!
Именно Нестор предложил версию о появлении славян на землях по нижнему течению реки Дуная. Версия прижилась и считалась основной в течение долгих столетий.

Но, как недавно выяснили археологи, на этой территории отсутствуют какие-либо памятники пражской культуры, которые, согласно исследованиям ученых, тесно связаны со славянами.

Новая гипотеза происхождения славян.

Новая гипотеза, представленная в книге С.В. Назина, известного ученика академика Трубачева. Она просто переворачивает представления о древней истории нашего народа! С какой языковой системой в мире наиболее тесно связан наш язык? Действительно ли наши предки пошли из Римской империи? Правда ли, что народы, называвшиеся ранними славянами, не считали себя ими? И кто вообще наши прародители? Давайте разберемся подробнее!

Суть «новой гипотезы».

По мнению ученых собственно известные нам славяне всего лишь небольшая часть славяноязычного мира. И мнение о том, что они предки всех существующих сегодня славянских народов в корне неверно.
Назин исследовал происхождение и использование «этнонима в словяне» (говорящий, на понятном языке) в Европе неуникален, точно такой смысл носят слова – «басков, албанцев». Именно этот факт заставил его думать, что все три существующие этнонима появились в одном историческом событии.
Этим событием стало завоевание римлянами всех трех лингвистических реликт. Получается, эти народы, чудным образом смогли сохранить свои родные языки, под давлением Рима.

Все мы привыкли считать, что суть «этнонима в словене» противопоставляются немцам – немым. Но как выяснилось, слово немец, вообще не имеет какое-либо отношение к славянам, а взято из кельтского языка, где означало «свободный член племени».

Получается, славяне, которые разговаривали на родном, понятном языке противопоставляются римлянам – людям, разговаривающим на незнакомом, непонятном языке. Из этого вытекает, что название «албанцев» и «басков» имя славянин дословно « не римлянин».
Появилось это высказывание вследствие завоевания римлянами новых территорий, получается, ученые считают, что славяне зародились на подвластных римлянам территориях.

Факты, доказывающие гипотезу.

Главным аргументом, приведенным Назиным в своей книге, является образование прадавнего славянского языка и диалекта. На него, считает Сергей, очень сильно повлияла латынь римских военных лагерей. Такой вывод был сделан после исследования старинной романской и славянской фонетики, которые полностью сходились. Хотя германский язык не ощутил влияния латыни, хотя народы соседствовали тысячи лет.
Почему так произошло? Ответ дает «Повесть временных лет» в ней говорится о «волохах», которые напали на дунайских славян и захватили их ещё задолго до великого переселения народов.

Славяне, как народ, сформировались непосредственно внутри Римской империи, и несмотря на тесное соседство, часть народа смогла сохранить свой язык неприкосновенным, первоначальным! Хотя римскую культуру и цивилизацию славяне полностью переняли.

Предположительно «земля славянская на Дунае» приобрела для современных славян новый смысл – «русская земля в поднепровье». А случилось это благодаря вытеснению римских войск с этой территории.
Именно с этой земле исходили важные культурные и языковые импульсы, вплоть до захвата тех земель венгерскими войсками. Лучшие земли были заселены венграми, а коренные славяне были вынуждены жить в горах и лесах. Здесь славяне разделились ещё на несколько народов.

Венеты или анты – родственные племена коренным славянам из Паннонии (словаки и словенцы). О родстве этих племен писал византийский историк Прокопий Кесарийский, который имел личное знакомство с венетами.
Эти народы имели сходства во всем – в языке, внешности, культуре и даже именах, которыми называли детей.
Исследуя географическое расселение антов или венет, ученые пришли к выводу, что именно они предки русской ветви славян. Но, как известно они себя славянами не называли, но как же они тогда назывались? Сергей Назин утверждает, что вятичи – древнее славянское название венетов, антов, которым они себя именовали.

Чем Анты известны?

Анты, имели зачатки государства, ведь в истории есть имена их вождей, князей, есть также упоминания об их знати и войсках. В IV веке они даже наносили поражения готам и брали активное участие в походах на Римскую империю, позже были разбиты войсками Венетария.
Назин также упоминает о разнице между склавинами и венетами – родственными славянскими народами, они жили по разным территориям и именно венеты в конце VI века подчинились власти византийского императора, а склавины в свою очередь смогли сохранить свою независимость от империи.

Читать еще:  Ребенок не запоминает прочитанный текст

Заключение

И хотя проделанная работа Сергея Назина всего лишь гипотеза, она наиболее логично объясняет разницу между летописями и археологическими находками, также открывает занавесу появления известных нам славян.

Восточные славяне

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Южнее Западной Двины

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Южнее реки Припять

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Территории вдоль реки Десны

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Происхождение восточных славян кратко, самое главное

Восточные славяне представляют собой отдельную культурно-лингвистическую общность, проживающую на востоке Европы. К восточным славянам причисляются три народа – русские, украинцы и белорусы.

Также некоторые исследователи-этнографы считают четвёртым восточнославянским народом русинов – особую этническую группу, проживающую в украинском Закарпатье. Другие исследователи относят русинов к одному из украинских субэтносов.

Индоевропейские корни славян

Восточные славяне являются одной из групп европейских народов. В Европе предки восточных славян появились в период массового расселения индоевропейцев по континенту, приблизительно в 4-5 тысячелетии до нашей эры. Вернее, в те годы ещё не существовало чёткой дифференциации славян от прочих праиндоевропейских племён.

Такое разделение произошло позднее, во 2-3 тысячелетии до н.э., когда образовались чётко очерченные ареалы расселения германцев, славян, кельтов, италиков и прочих представителей индоевропейцев, практически полностью заселивших территорию Европы. Все представители древнего населения континента были либо ассимилированы, либо уничтожены.

К слову, индоевропейская колонизация коснулась не только Европы. Начав свой путь с берегов нижней Волги и Южного Урала, древние индоевропейцы смогли заселить значительную часть Евразии.

От крайней западной точки материка – Португалии, до восточной Индии, граничащей с Юго-Восточной Азией. В Индии на сегодня проживает самая большая индоевропейская народность – хиндустанцы, насчитывающая свыше 250 млн. человек.

Население всех восточнославянских народов на сегодня составляет менее 200 млн. чел.: русских – ок. 140 млн., украинцев – 45 млн., белорусов – 10 млн., русинов – менее 1,5 млн. чел.

Первые упоминания о восточных славянах

О древнейшей истории развития восточных славян учёным известно крайне мало. Это связано с тем. Что письменность у них появилась только в середине 9 века, когда Византийские миссионеры Кирилл и Мефодий создали специальный алфавит, адаптированный к славянским языкам.

Также сыграла свою негативную роль и удалённость мест проживания восточных славян от основных культурно-исторических центров того времени – Рима, Византии, Греции, Персии.

О восточнославянских народах можно встретить отрывочные сведения у арабских, греко-византийских и персидских географов и историков. Также узнать о быте и культуре восточных славян удаётся по артефактам, добываемым археологами при раскопках древних поселений.

Лингвистический анализ славянских языков позволяет определить, когда представители того или иного народа заселили данную местность, судить о степени взаимодействия их с автохтонным (местным) населением.

Первые письменные восточнославянские источники появляются с принятием на Древней Руси христианства. Монахом Нестором в XI в. был составлен летописный свод, включивший в себя пересказ более древних, не сохранившихся летописей.

Читать еще:  Рпц движение непоминающих

Данный свод получил название «Повесть временных лет», и в нём подробно описываются все восточнославянские племена, обитавшие на территории современной Украины, Белоруссии и западной России. Там же описаны взаимоотношения между ними, создание единого восточнославянского государства, носившего название Киевская Русь.

Единая народность

В состав древней Руси со столицей в Киеве вошло большое количество различных племён, перечисляемых в «Повести…» Нестора-летописца. Основу государства составлял племенной союз полян, сложившийся в среднем течении Днепра.

Согласно данным летописи, они являлись наиболее развитым объединением восточных славян IX века, со своей правящей княжеской верхушкой и аристократической иерархией.

Остальные племена, согласно утверждению того же Нестора, жили «звериным образом», то есть, вероятно, родоплеменным строем. Именно поляне и объединили вокруг себя остальные племена, получившие в дальнейшем общее название «русичи». По большей части объединение происходило огнём и мечом, на что указывает сказ о бунте древлян и мести древлянам княгини Ольги.

На основе анализа археологических данных и различных письменных документов, учёные-историки делают вывод, что к XIII веку практически все племена восточных славян «спаялись» в единую народность – русичей.

Даже последовавшая после распада единого древнерусского государства феодальная раздробленность не смогла расколоть единый этнос. Жители всех уголков бывшей Киевской Руси – от Волыни и до Владимиро-Суздальской земли, продолжали считать себя единым народом.

Новое разделение восточных славян

Начало разделению единого, сравнительно недавно сформировавшегося народа, положило нашествие на Русь монголо-татарских войск. В середине XIII почти все русские княжества, за исключением крайнего Северо-Запада, были разгромлены монголами.

Информация об этом отображена в ряде летописей – «О разорении Рязани ханом Батыем», «О погибели земли русской». В дальнейшем ослабленные небывалым разгромом, разорённые и выжженные западные районы бывшей Киевской Руси были захвачены польскими и литовскими феодалами.

Северно-Западная (Псков и Новгород) и Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля) остались относительно независимыми. Выплачивая Монгольской империи, а позднее, её преемнице – Золотой Орде, установленную дань, будущее Московское государство проводило независимую внутреннюю и, частично, внешнюю политику.

В результате, на протяжении четырёхсот лет автономного развития трёх частей единой древнерусской нации, образовались современные народы – русские, украинцы и белорусы, имеющие свою этническую идентичность и свою культуру.

Первые упоминания о славянах

Где бы не находилась прародина славян, к началу нашего тысячелетия их племена жили на территории Европы, отделяясь полосой земель германских, кельтских, фракийских, сарматских и других племён от античного мира. Эта отдаленность имеет значение, поскольку в те времена только античные авторы оставляли письменные памятники об окрестных землях и народах, и, конечно, больше они писали о тех, с кем непосредственно общались. Славяне жили далеко и не представляли особого интереса для античных авторов. Археологи подтверждают такое расселение: в начале тысячелетия к северо-востоку от Эльбы жили самые северные из германских племён, затем за ними славяне, а далее на север и северо-восток — финские племена.

Упоминание о народе венедов впервые среди римских историков сделал Плиний Старший в его “Естественной истории” еще в середине I века. Было не совсем ясно, с кем римские авторы I—II веков связывают наименование венеды, но имеется наименования славян аналогичным термином венеты готским историком Иорданом, получившим образование в Риме. Он указал в VI веке, что название венеды — это привычное название славян среди германских племен (к которым относились и готы). Он сообщает, что восточные земли Балтийского моря, по утверждениям латинских писателей первых веков, «населены вплоть до реки Вистулы сарматами, венедами, скирами и гиррами». То есть венеды располагались где-то между Финляндией и Вислой. В Средние века германцы именовали западных славян вендами, этот этноним сохранился до нашего времени в финских языках (финны и эстонцы). На основании этого мы можем отнести характеристики венедов, данные римским консулом Корнелием Тацитом в небольшом сочинение «О происхождении германцев», написанном в 98 году, ко всем древним славянам:

“Отнести ли певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам, право, не знаю […] Венеды переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только ни существуют между певкинами [бастарны] и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими и, притом, с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне.”

Александрийский географ Клавдий Птолемей назвал венедов (Пхенедбй) одним из самых многочисленных народов Сарматии и разместил их на побережье Балтийского моря к востоку от Вислы. Он расположил венедов по всему Венедскому заливу (так он называл юго-восточную часть Балтийского моря) и далее вглубь Европы. Причем наряду с общим наименованием — венеды — Птолемей знает и славян в качестве одного из венедских племён под именем стлаваны или суовены.

Вероятно, слово венеды стало названием славянского каганата — венеды, анты, склавины — по причине главенства венедов в союзе племен, в который входили не только славяне, но и балты, так как существует предположение, что древние греки и римляне знали про неизвестный ныне город Венеды, в древности являвшийся славянским центром торговли балтийским янтарем. Названия Wenden, Winden употреблялись немцами в средние века для обозначения славян вообще, и их много в Германии. Кроме того, финны и эстонцы до сих пор называют Россию “Venaja” и “Vene” соответственно.

Дальнейшая судьба славян

Сейчас считается, что венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла, а далее по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. В IV в. н. э. на Певтингеровой карте венеды уже показаны у западных склонов Карпат и на Нижнем Днестре. В те времена многие народы переходили с одного места на другое, не зря эпоха была названа временем Великого переселения народов. Вероятно, именно готы сдвинули массив древнейших славян, осваивавших Днепро-Днестровское междуречье, заставив их распространиться на Сервер и на Юг от своей прародины. Летописец Иордан так жалуется на засилье славян: — «хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно», что свидетельствует о широкой экспансии славянских племен, расползавшихся по территории империи готов. Если мы посмотрим на карту расселения славян к началу VI века, то сегодняшняя коренная территория расселения славян особенно на юге как раз совпадает с территорией, завоеванной вестготами. Вероятно, после нашествия гуннов, разгромивших войска готского правителя Германириха (Эрманариха), население остготского государства перемешалось среди более многочисленных славян, а со временем было просто поглощено (Черняховская культура). Подтверждением славянской ассимиляции готов служит большое число древнегерманских готских слов в славянском языке. Следующим стимулом для ускоренного расселения и обособления славян послужило нашествие тюркских кочевников гуннов в 375 году, покоривших остготское государство Германариха. Гунны, как и последующие за ними авары и венгры, использовали Венгерскую равнину как “коридор” для нашествия в Европу.

В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против Византии. В 20-х гг. VI в. при византийском императоре Юстиниане восточные и западные славяне вступили в ожесточенную борьбу с Византийской империей и, сокрушив ее оборонительные сооружения на Дунае, вторглись на территорию Балканского полуострова. Спустя некоторое время они появились в других частях империи: на Пелопоннесе, островах Эгейского архипелага и в Малой Азии. Широко расселившись по землям Восточно-Римской империи, особенно на Балканском полуострове, по побережью Эгейского и Адриатического морей, славяне скоро стали здесь основной массой населения, особенно сельского.

От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. У тех и других один и тот же язык. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».

В конце VI начале VII столетия было написано сочинение “Стратегикон”. Долгое время думали, что этот трактат создал император Маврикий. Однако позднее ученые пришли к выводу, что “Стратегикон” написан не императором, а одним из его полководцев или советников. Труд этот является как бы учебником для военных. В этот период славяне все чаще тревожили Византию, поэтому автор уделил им много внимания, поучая своих читателей, как бороться с сильными северными соседями.

“Они многочисленны, выносливы, — писал автор “Стратегикона”, — легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, при этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами лежа навзничь на дне реки дышат с помощью их. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты. Они пользуются деревянными луками и небольшими стрелами с пропитанными ядом наконечниками”.

Благодаря нашествию аваров — кочевников из центрально-азиатского региона, углубляется разделение славян. Время VI-VII века — последний период существования общеславянского языка и единства. Начинается формирование трех конгломераций славян — западных, южных и восточных. Наибольший интерес для нас представляют восточные славяне, как предки современных русских, белорусов и украинцев.

Многочисленные славянские племена в V-VII веке географически разделились на южных, западных и восточных, которых ждали разные исторические судьбы. Восточные славяне двумя потоками наводнили Восточную Европу. Племенные союзы восточных славян представляли зародышную форму государственности в период разложения первобытно — общинного строя. Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян как указывали летописцы, носила также название “Русь”. Предположений о происхождении слова и названия “Русь” есть множество. Историки полагают, что так звали одно из племени, жившее по реке Русь и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Также его производили от древнесеверного “drot” (дружина) и от финского “ruotsi” (так финны называют шведов). От древнескандинавского “roder” (гребец) и от сирийского “hros”, переделанного греческого слова “herоs” — “герой”. Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector