3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первые упоминания о клопском монастыре

История Клопской обители

Время основания Клопской обители неизвестно: когда и кем была основана — об этом не сохранилось решительно никаких сведений.

В 1408 г., когда пришел в Клопскую обитель блаженный Михаил и когда впервые о ней упоминается в летописях, — она уже существовала. Из этого факта, что к приходу блаженного в обители имелись уже две деревянные церкви и трапезная, можно заключить, что обитель существовала до 1408 г. порядочно времени. В дальнейшем, до самой блаженной кончины преподобного Михаила в 1453 г., история Клопской обители тесно связана с его пребыванием в ней. Мы уже знаем, в 1419 г., по совету блаженного, ближайшим родственником его — князем Константином Димитриевичем — был построен в 60 дней первый в обители каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

После кончины блаженного Михаила этот каменный Троицкий храм, построенный князем Константином Димитриевичем, существовал еще 110 лет. В 1562 г. он, за ветхостью, был разобран и на его месте выстроена новая, существующая доныне, каменная соборная церковь во имя Живоначальной же Троицы.

Новгородская летопись так говорит об этом важном событии: «В Клопском монастыре старую церковь каменную Святыя Троицы разобраша, где положены быша мощи преподобного отца нашего Михаила Клопскаго чудотворца, и вновь церковь построиша, и гроб повелением благочестиваго государя царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России, а на строение из своей казны подал 50 рублев» (под 7070 г.).

Около этого же времени построена и трапезная церковь во имя святителя Николая чудотворца.

В смутное на Руси время, в 1611 или в 1614 (по другим сведениям) году обитель была совершенно разорена и сожжена шведами. После этого на месте ее остались одни лишь голые стены, которые стояли в таком виде 20 лет, до 1631 (или 1634) года, когда обитель была возобновлена иждивением царя Михаила Феодоровича, который покровительствовалей. Возобновлена была обитель на средства Новгородского приказа и царский вклад. Кроме царя не оставляли ее затем своим покровительством и вкладами многие русские бояре и боярыни. Таковы, например: Нащокин, Боборыкин, Черкасский, боярыни Хитрово, Сицкая, Пронская и др. Благодаря усердию и радению этих лиц, обитель устраивалась и благоукрашалась. К этому времени относится и первоначальное расписание живописью стен в Троицком соборе. В XVIII в. обитель имела уже 689 душ собственных крестьян.

В позднейшее время в истории Клопской обители не было никаких особых или замечательных событий. По штатам 1764 г. она причислена была к третьему классу монастырей с настоятельством игуменским. В самое последнее время, вследствие многих неблагоприятных условий, Клопская обитель начала быстро клониться к упадку, число братии в ней дошло до 10 человек. Ввиду этого, по мудрому усмотрению преосвящейнейшего Арсения, архиепископа новгородского, МихаилоКлопский монастырь, определением Святейшего Синода был превращен в женский, с таким числом сестер, какое обитель в состоянии содержать на свои средства. Бывшая же малочисленная братия мужской обители была расселена по другим новгородским монастырям.

В настоящее время МихаилоКлопская обитель быстро поправляется во всех отношениях и разрастается. Число сестер в ней достигает уже до 40. Благодаря неусыпным трудам и заботам новой настоятельницы, игумении Маргариты, обитель, уже теперь из запущенного состояния, в каковом она находилась, приведена в благопристойный и образцовый вид.

Главная святыня монастыря — это мощи преподобного Михаила Клопского чудотворца, почивающие в Троицком соборном храме, у южной стены. Мощи почивают под спудом, под бронзовой, позолоченной ракой с резным балдахином на 12 колоннах. Рака эта устроена в 1806 г., под усердием игумена Герасима Гойдукова, бывшего впоследствии архимандритом московского Симонова монастыря. Храмов в Клопской обители — два. Главный, соборный во имя Святой Троицы, квадратный с 4мя столбами внутри и 5ю главами на кровле. По сторонам его — два придела XVI в.: с южной стороны — Покрова Богородицы, а в правом предолтарьи — преподобного Михаила Клопского. Это храм летний. Другой, во имя св. Николая чудотворца, теплый, для зимних служб. В нем также, как и в Троицком, два придела: Тихвинской иконы Божией Матери и св. Иоанна воина. Оба придела устроены уже в истекшем столетии, 1811–1812 гг. К Никольскому храму примыкают кельи настоятельницы, а нижний этаж занят трапезной и помещением для рабочих людей. Монастырь окружен каменной стеной, более толстая часть которой приспособлена для келий, в которой живут сестры.

Троицкий храм поражает каждого посетителя своим величием и благолепием. Высота его — 7 сажен до сводов, на которых держится купол с четырьмя окнами. Стены храма, а также и колонны, поддерживающие купол, сплошь расписаны живописными изображениями из евангельской истории и из истории православной церкви. Храм был расписан вскоре же по возобновлении обители царем Михаилом Феодоровичем (в 1631–

1634 гг.). В царствие императора Александра I, живопись (правда, не вся) была реставрирована. Прежде всего, здесь обращают на себя внимание большие изображения подвижников церкви, а также святых патриархов и других святителей. Есть даже изображения свв. Римских пап: Климента, Григория и Льва. Вглядевшись внимательно, различаешь группы, изображающие в лицах молитву Господню по прошениям. Есть,

например, целая картина: Изображен Спаситель, насыщающий толпу хлебом и внизу подпись: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Замечательно также изображение прошения «Не введи нас во искушение»: представлен здесь разрез комнаты, в ней — столы; налево за столом — седой старец и юноша, а между ними полунагая женщина, которую старец обнимает; направо, за низеньким столом группа играющих, по-видимому, в кости, и пирующих. Далее — «но избави нас от лукавого» — диаволы влекут грешников в вечный огонь, на муку. Есть здесь и картинное изображение Символа веры, тоже по членам. Огромную часть левой стены, не менее 3х квадр. сажен, занимает изображение Иисуса Христа на суде старейшин иудейских.

В Клопской обители замечательны, по своей древности, следующие иконы: 1) храмовая Св. Троицы, окруженная библейскими сказаниями об Аврааме, Исааке и Иакове, в бронзовой вызолоченной ризе. Под иконой имеется летописная запись: «В лето 7076 (1568) сентября 28, в неделю, в монастырь Живоначальныя Троицы принесли образ новой написан Живоначальная Троица с деяньем, а написал иконник Никифор диакон Грабленой, а встречали тот образ игумен и братия со кресты, при игумене Феодосии, 2) икона преподобного Михаила, весьма древнего письма, в чудесах. В ризнице монастырской находится: 1) три креста напрестольных серебряных: один из них приложен игуменом Корнилием в 7087 (1578) году; другой — епископом Варлаамом Крутицким в 7095 (1587) году, а третий — с выпуклыми изображениями Распятия, двух ангелов и двух

херувимов — дан в 7172 (1664) году Дмитрием Григорьевичем Шубиным; 2) воздвизальный восьмиконечный крест, с отливным Распятием, обложенный золоченой сканью и обнизанный мелким жемчугом; 3) пять привесных крестов: два из них — зеленые яшмовые, два сердоликовые и один стеклянный; 4) панагия резная из кости, круглая, обложенная сканным серебром, с изображениями на лицевой стороне Св. Троицы, а на задней — святителя Николая; 5) другая панагия, складная, медная с позолотой, итальянской работы: на одной стороне вычеканена Божия Матерь с Младенцем, а по сторонам ее — Доминик и св. Екатерина, с надписями над ними полатыни, а внизу — «Рим» (полатыни же); надругой стороне Божия Матерь с Домеником и другим какимто лицом;

6) большой дискос, переделанный, как это видно из надписи, в 7182 (1673) году из старых сосудов, данных в обитель по княгинестарице Феодосии Сицкой; 7) шитая шелками и золотом плащаница, повидимому — XVII в.; 8) покров того же времени с вышитым изображением преподобного Михаила Клопского во весь рост: правая рука чудотворца

благословляет именословным сложением, а левая держит свиток; одежда из схимы, но голова обнажена. Может быть, это тот самый покров, который, по описям 1659 г., значится данным от боярина Ильи Даниловича Милославского, тестя царя Алексея Михайловича.

В библиотеке монастырской замечательны: 1) синодик в малый лист, писанный крупным полууставом в 1660 г.; 2) книга с копиями жалованных грамот с 1560 по 1690 год; 3) служба и житие св. Евфимия Вяжицкого, — рукопись, писанная полууставом Павлом Гагарой.

На высокой колокольне над святыми воротами, построенной в 1805 г., висят два небольших колокола, вылитых в 7039 (1531) году, и один немецкий колокол в 50 пудов, с надписью на немецком языке, которая гласит: «Клейман из Любека лил меня; из огня разом я вылился в 1647году». Пониже вырезана русская надпись, из которой видно, что этот колокол в 7162 (1653) году отдан в монастырь неким дворянином Ива

ном Лукичем Ланежским.

Особо торжественно празднуется в Клопской обители 11 января — день преставления преподобного Михаила и 23 июня — день прихода блаженного в обитель. В этот день бывает грандиозный крестный ход в монастырь из соседних сел и погостов. Кроме этих дней, в Клопском монастыре бывает еще торжество 15го сентября, когда совершается крестный ход из обители в деревню Завал. Все эти празднества и крестные

ходы привлекают в Клопскую обитель множество богомольцев не только из окрестных селений и близкого Новгорода, но и из более отдаленных мест и даже из Петрограда.

В заключение должно сказать, что Клопская обитель, благоукрашающаяся трудами сестер, под руководством матушки Маргариты, имеет большое воспитательное и просветительное значе ние и особенно — для окрестностей. В ней каждый может найти очень много поучительного для себя, а за церковными службами, которые совершаются чинно, по строго монастырскому уставу, каждый может отдохнуть душой от треволнений бурного моря житейского.

Михайло-Клопский монастырь в Великом Новгороде

Михайло-Клопский монастырь — православная мужская обитель, расположенная в 20 километрах на юг от Великого Новгорода. Она находится на реке Веряже, в месте, где она впадает в Ильмень. В этой статье мы расскажем об истории, архитектуре монастыря, вариантах того, как до него можно добраться.

История

Михайло-Клопский монастырь был основан в начале XV века. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1408 году. Оно связано с тем, что в приходе появляется православный послушник Михаил Клопский, именем которого в результате и была названа обитель.

При этом существует еще одна версия происхождения названия Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Некоторые исследователи утверждают, что река Веряжа и безымянный ручей, расположенный в местности, на которой стоит монастырь, имеют форму клопа.

Читать еще:  Н н никулин воспоминания о войне

Сегодня главной святыней обители являются мощи Михаила Клопского, которые находятся под спудом в южном приделе Троицкой церкви.

После прихода к власти большевиков монастырь проработал до 1934 года, после чего был закрыт.

Гонения на монахов начались уже в 1918 г. Тогда при обители была организована школа, а коммунисты запретили служить молебен. После революции монастырский приход упразднили. Однако это не означало завершение духовной жизни на этом месте. В 1922 году правительственная комиссия изъяла все ценности, находившиеся в пользовании общины. Все было передано Новгородскому музею.

В середине 1920-х годов монастырь оказался в центре обновленческого движения. Появился священник Николай Летицкий, которому местные власти всячески противодействовали. В результате священник был отстранен. После закрытия собора на территории монастыря для богослужений ключи от него передали музейным работникам.

Возрожден Михайло-Клопский мужской монастырь был в 2005 году. Здания возвращены Новгородской епархии. Сейчас продолжается его восстановление, оно ведется под непосредственным руководством игумена Иакова (Ефимова).

Архитектура

Центром архитектурного ансамбля Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде является трехглавый четырехстолпный Троицкий собор. Он был построен предположительно в 1560 годы. Со временем к нему были пристроены галереи с колокольней, которые не сохранились, и живописные приделы.

По моде, существовавшей во времена правления Ивана IV, в Михайло-Клопском монастыре Троицкий собор был сделан многопрестольным. Как минимум с 1581 года существует каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Именно к этому времени относятся ее первые упоминания в летописях.

В начале XIX столетия внешний облик собора претерпел значительные изменения. Храм стал пятиглавым, на территории Михайло-Клопского монастыря была построена колокольня и кельи.

Во время Великой Отечественной войны трапезная церковь была практически полностью разрушена. В 1960 годы собор законсервировали. Никольская церковь по-прежнему остается в руинах.

Местонахождение

Точного адреса у Михайло-Клопского монастыря нет. Чтобы до него добраться, нужно отправиться на юг от Великого Новгорода.

На своей машине из города следует выезжать по трассе Р56. Затем через 11 километров повернуть налево по указателю, ведущему к монастырю.

Кто такой Михаил Клопский?

Православный монах, в честь которого была названа эта обитель, был юродивым. По одной из версий, состоял в родстве с Дмитрием Донским. Был то ли внуком боярина Дмитрия Михайловича Боброк Волынского, то ли незаконнорожденным сыном можайского князя Андрея Дмитриевича, брата Дмитрия Донского.

Известно, что Михаил официально отказался от власти и состояния, приняв на себя подвиг юродства во славу Христа. Он пешком ушел из Москвы. В монастырь в Новгородской республике заявился в одном рубище.

В обители он провел следующие 44 года своей жизни. Святой за это время стал примером строгого соблюдения монастырского устава и аскетического подвига. Согласно его житию, обладал даром предвидения и пророчества. Также прославился тем, что обличал правителей, не обращая никакого внимания на их статус и происхождение.

Например, он предсказал победу Ивана III и падение Новгорода. Также к совершенным им чудесам относят открытие неизвестного ранее источника на территории монастыря, что пришлось очень кстати, так как послушники страдали от засухи, образовавшейся в тот год.

Скончался Михаил Клопский в 1453 или 1456 году. Был канонизирован на Макарьевском соборе спустя почти век. Православная церковь чтит его память 11 января.

Троицкий собор

Троицкий собор является главным украшением Михайло-Клопского монастыря в Великом Новгороде. Это памятник новгородского зодчества первой половины XVI столетия. Сооружение сохранило строительные и архитектурные традиции, которые сложились во времена независимости Новгородской республики.

После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству в архитектуре прослеживается тенденция к усвоению «московских правил». Они с тех пор становятся определяющими в облике новгородского каменного строительства.

Перемены заметны в перестройке на территории мужского Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в начале XVI века. Многие исследователи связывают постройку этого храма с посещением его Иваном Грозным в 1568 году.

Многопрестольность становится одной из его отличительных черт. Она свойственна большинству храмов того времени. В посвящении приделов видят особую идейную программу царя, так как храм строился по его распоряжению и частично на его средства. Посвящение приделов Феодору Стратилату и Иоанну Лествичнику указывает на стремление получить покровительство для сыновей Ивана IV — Федора и Иоанна. И в остальных посвящениях прослеживается традиционный для правителя набор молитвенных тем. Они связаны с обращением к Богоматери, Троице и Иоанну Предтече.

Значительно был перестроен Троицкий собор Михайло-Клопского мужского монастыря в XIX веке. В западной части появились еще две декоративные главы, исчезла колокольня, была обновлена настенная живопись.

В результате раскопок, проведенных советскими археологами в конце 1980 годов, установлено, что при строительстве на территории Михайло-Клопского монастыря Троицкого собора в XVI веке была практически полностью выбрана кладка первоначального каменного собора вместе с фундаментом. Специалистам удалось обнаружить только два небольших фрагмента, относившихся к началу XV века.

Никольская церковь

Еще одна достопримечательность монастыря — Никольская церковь с трапезной палатой. Это уникальный архитектурный памятник XVI века. В настоящее время он практически разрушен, его состояние считается катастрофическим.

Свод церкви находится на грани обрушения. Специалисты опасаются, что совсем скоро единственной возможностью для исследования этого памятника будут археологические раскопки.

Дата строительства Никольской церкви остается неизвестной. Считается, что она появилась то ли во времена Ивана Грозного, то ли уже значительно позже его смерти — в 1632 году.

Современные исследователи склоняются к более ранней датировке.

Знаменитые настоятели

За время существования Михайло-Клопского монастыря у него было немало руководителей, сыгравших важную роль в его развитии и истории Русской православной церкви. С 1414 по 1421 годы обителью руководил Феодосий, позже выбранный в архиепископы.

В житие Михаила Клопского указывается, что в монастырь он прибыл при митрополите Фотии, а затем остался, когда игуменом в нем стал Феодосий.

Согласно летописи, именно при этом священнослужителе была поставлена в Михайло-Клопском монастыре Свято-Троицкая церковь.

Сохранились сведения, что Феодосий помогал жителям окрестных поселений в голодные годы, был связан с князем Константином Дмитриевичем, который прибыл в Новгород в 1419 году. Это был сын Дмитрия Донского, который выбрал Феодосия своим духовником. Он регулярно бывал в обители, дал денег на строительство Троицкого собора.

В 1421 году Феодосия выбрали в архиепископы. Он два года возглавлял епархию без рукоположения, пока новгородцы насильно не отстранили его от кафедры. После этого Феодосий вернулся в свой монастырь, где умер через два года.

Герасим (Ионин)

В числе настоятелей был и Герасим (Ионин), который стал известен служением в Соловецком монастыре. Именно после новгородской обители его в 1793 году перевели на Соловки.

На новом месте он проявил себя, требуя от послушников досконального исполнения устава, ходатайствовал об отмене раздела между монахами остатков годовых доходов, а также возобновлении общежития на основании порядков, заведенных игуменом Зосимой Чудотворцем.

В 1796-м Герасима отправили на покой, назначив пенсию. Он умер в глубокой старости в Софрониевой пустыни.

Герасим (Гайдуков)

Герасим (Гайдуков) был во главе обители с 1806 по 1817 годы. Известно, что он принял монашеский постриг в 1795 г. В первые годы XIX века работал на строительстве Антониево-Дымского монастыря, относившегося к Санкт-Петербургской епархии. Затем его перевели в Вологодскую область.

Став настоятелем Михайло-Клопского монастыря, возведен в сан игумена. В 1815 году им было издано краткое описание обители.

Но и это было не последнее место его службы. В 1817 году Герасим стал архимандритом, его перевели в Сковородский монастырь Новгородской епархии. Затем он руководил еще Николо-Вяжищским и Валдайским Иверским монастырем.

В 1829 году скончался, был погребен в соборной церкви Иверского монастыря.

Михайло-Клопский монастырь

Дата основания Свято-Троицкого Михайло-Клопского действующего мужского монастыря неизвестна, как неизвестны основатели и ранние годы его истории. От старой обители до наших дней сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного. В этом соборе находится главная святыня монастыря — мощи святого Михаила Клопского, почивающие под спудом на южной стороне собора.

Троицкий собор Михайло-Клопского монастыря.

Первое упоминание о монастыре относится к 1412 г. В летописях говорится о строительстве деревянной Троицкой церкви на Клопске. К этому моменту, скорее всего, монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

В начале XV века в Клопскую обитель пришел блаженный Михаил. Юродивый, по убедительному предположению академика В. Л. Янина, был сыном Дмитрия Михайловича Волынского-Боброка (героя Куликовской битвы) и Анны Ивановны, дочери великого князя Ивана Красного, сестры Дмитрия Донского. Отказавшись от богатства и власти, Михаил принял на себя подвиг юродства Христа ради и покинул Москву.

Проведя около 44 лет в Клопском монастыре, святой был примером аскетического монашеского образа жизни. Согласно житию, Михаил Клопский обладал даром пророчества и предвидения. Так, в числе прочего, им было предсказано падение Новгорода и победа Ивана III. К чудесам святого приписывают открытие нового источника в монастыре во время засухи. Точная дата смерти Михаила Клопского неизвестна, однако по косвенным источникам можно утверждать, что он умер до 1458 года.

Михайло-Клопский монастырь, река Веряжка и озеро Ильмень.

В XV веке Клопский монастырь был небольшим. Вплоть до 1569 года Троицкая церковь была единственной каменной постройкой, а кельи и все остальные хозяйственные постройки были деревянными. В то время монастырю покровительствовали Московские князья, так как он способствовал распространению московского влияния на новгородской земле.

В 1569 году по велению Ивана IV Грозного каменная Троицкая церковь была разобрана, а на ее месте был построен большой собор, который в несколько перестроенном виде сохранился до наших дней. К XVI же веку относится строительство каменной трапезной и Никольской церкви.

Фрески Троицкого собора.

В начале XIX века в Михайло-Клопском монастыре прошли крупномасштабные строительные и ремонтные работы. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, обновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Была построена новая конюшня, каменная ограда с башнями, трехъярусная колокольня, новые кельи, ветряная мельница, разбит сад.

Трехъярусная колокольня и стены Михайло-Клопского монастыря. 2007 года.

Весь комплекс Михайло-Клопского монастыря, как и многие другие храмы и обители новгородчины, очень сильно пострадал во время Великой Отечественной Войны, но разрушение продолжилось и после войны.

Читать еще:  Стихи гоголя легко запоминающиеся

Как добраться

Михайло-Клопского монастырь находится в 20 км к югу от Великого Новгорода. Из города необходимо выехать по автодороге Р56 и примерно через 11 км свернуть налево по указателю на монастырь.

Смотрите также

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.

swann74

Про путешествия, ориентирование и про всё

Очень мне нравится фотографировать одни и те же места летом и зимой. Я уже делал в блоге несколько постов с такими фотографиями. Особенно хорошо получилось про Баболовский парк и про деревню Бронница под Новгородом. Для этой записи про Михайло-Клопский монастырь фотографии были сделаны в январе и июле 2013 года, но разобрать их и написать текст я собрался написать только сейчас.
Свято-Троицкий Михайло-Клопский мужской монастырь наименее известен среди монастырей сохранившихся до наших дней вокруг Новгорода. Он менее раскручен и с туристической точки зрения. Но когда вы двигаетесь от города в сторону Шимска (Пскова) с трассы — к монастырю вас направит указатель. Перед главным входом в обитель парковка, оба раза когда я сюда приезжал, кроме меня здесь были и другие посетители.

Это постройка была возведена в годы царствования Ивана Грозного в московской традиции — многоглавый собор с несколькими пределами, похожая история с главным собором другого новгородского монастыря Варлаамо-Хутынского. Там тоже старый новгородский собор не сохранился, а был построен более поздний московский.

Здешняя колокольня была построена в 19 веке.

В 30-е годы прошлого века коммунисты монастырь закрыли. Здания монастыря очень пострадали в годы войны. А после войны руины были полностью заброшены и загажены. Здесь при Советской власти не было ничего — просто развалины, которые стояли и разваливались себе дальше. В начале 90-х монастырь передали церкви и постепенно началось восстановление. Но поскольку развалилось все очень сильно, а денег досюда доходило немного, то процесс реставрации еще очень далек от завершения. Сейчас здесь действующий мужской монастырь, у которого даже есть свой сайт http://www.klopsky.ru.

В 21 веке здесь появилось несколько новых деревянных построек.
Часовня Михаила Клопского:

И вот такая беседка:

Когда-то монастырь окружала внушительная стена:

Монастырь лежит на живописном берегу реки Веряжи в паре километров от места ее впадения в Ильмень. Веряжа — широченная река. Пейзажи вокруг очень новгородские.

Люди живут здесь многие сотни лет. Места низкие, плоские и влажные. Лес весь вывели в незапамятные времена. В паводок все вокруг заливает водой. Говорят, что в древности по весне реки разливались так, что воды Волхова и Веряжи сливались воедино и лишь деревни торчали на островах.
В июльскую поездку я поехал домой не по трассе, а по дороге вдоль Ильменя. Мне хотелось подъехать на левый берег Веряжи, чтобы сфотографировать монастырь со стороны воды. Даже названия деревень тут какие-то древние: Курицко, Радбелик, Ондвор, Здринога, Хотяж. Сначала я попытался проехать к берегу по какой-то грунтовке, но дорога выродилась во что-то вот такое:

Монастырь здесь не возвышался на рекой, а торчал из ржаного поля:

Вернувшись на асфальт, я подобрался к берегу Веряжи через деревню Хотяж. Въехав в деревню, я повернул налево и когда деревенская улица заканчивается, то вполне сносная дорога ведет через поле на самый берег реки.

Именно отсюда получаются самые лучшие фотографии монастыря:


А вокруг, вот такая безлесная низина залитая водой:

Скорее всего, зимой дорогу до этого места не чистят, но тогда можно оставить машину в деревне и выйти сюда уже пешком. Наверняка рыбаки должны сюда ездить.

Сельцо. Троицкий Михаило-Клопский монастырь.

Клопский монастырь святой Троицы. 16-17 век. Также называется Михайло-Клопским монастырем. Расположен в 20 километрах к югу от Новгорода на правом берегу реки Веряжи недалеко от её впадения в озеро Ильмень. В начале XVII века монастырь был разорён шведами, затем восстановлен во II половине XVII века и пришел в упадок в первой половине XX века. Сейчас от монастыря сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного в 1569 году. До настоящего времени он не восстановлен после после войны 1941-1945 годов.

Уже действующий. Официальное название «Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь». Постоен новый деревянный храм, в котором ежедневно проводятся богослужения. Новый деревянный храм — Михаила Клопского (возможно, пока единственный). Построен в 2005 г., первая литургия отслужена в храмовый праздник 24 января 2006 г. От монастыря, помимо Троицкого собора, сохранились руины трапезной, где была церковь Николая Чудотворца.

В 1412 г. в новгородской летописи указывается о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. — наличие подцерковья.

Ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. Троицкий собор и трапезная с Никольской церковью своими архитектурными особенностями напоминают многочисленные более ранние постройки Новгорода и его окрестностей, в которых отчетливо сказались московские веяния. О возведении Троицкого собора Новгородская третья летопись под 1562 г. сообщает, что в Клопском монастыре разобрали старую каменную церковь Святой Троицы, где находились мощи преподобного отца Михаила Клопского Чудотворца и во звели новую церковь по велению великого князя Ивана Васильевича, который выделил пятьдесят рублей из своей казны. В новой церкви был устроен гроб Михаила Клопского. О постройке трапезной летописных данных не имеется, но упоминается в писцовых книгах под 1581 г. каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Бесстолпный храм и, решенный как одностолпная палата, трапезный зал на едином подклете — характерный образ такого типа сооружения XVI в. Троицкий собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем был завершен тремя главами.

Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода — многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям — Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу.

Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII — нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда. В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы.

По материалам статьи В.А. Булкина, доц. СПбГУ, http://www.klopsky.ru/news/25

Клопский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 22 верстах от Новгорода, на берегу реки Веряжи, в 3 верстах от озера Ильменя. Существовал в начале XV века. Здесь под спудом почивают мощи преподобного Михаила. Над ними бронзовая позолоченная рака, сооруженная в 1806 году. В обители показывают колодезь, устроенный из того источника, который, по преданию, низведен молитвою преподобного Михаила во время засухи. Ежегодно 23 июня, в день прибытия преподобного Михаила в монастырь, сюда бывает крестный ход на лодках из окружных сел.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Судьба монастырского архива нам неизвестна — лишь около двух сохранившихся десятков дел XVIII-XX вв. являются жалкими свидетельствами истории этой интереснейшей обители новгородской. По ним трудно проследить даже основные вехи истории Клопского монастыря в XVIII -XIX вв.

До начала XX в. монастырь был мужским и сохранил ведомость о монашествующих за 1798 г. дает сведения о монастырской братии в количестве 13 человек (7 монахов и 6 послушников). Описи церковного и ризничего имущества 1800 г. и 1811 г. содержат подробное описание предметов церковного обихода, главного иконостаса, раки под мощами прп. Михаила Клопского: «Бронзовая хорошей работы, вызолоченная и местами посеребренная. Наверху отлитый образ прп. Михаила и на нем подпись (. ) Вокруг раки медная решетка. Балдахин столярной и резной работы (. ) С западной стороны большой посеребренный подсвечник местами золочен» .

Среди документов середины XIX в. почти детективное дело о рассмотрении жалобы на настоятеля монастыря игумена Дмитрия, который якобы, притеснял» монаха Аркадия за отказ дать показания на виновника, якобы желавшего поджечь монастырь. Из рапорта благочинного архимандрита Мануила митрополиту Новгородскому, С-Петербургскому и Эстляндскому Никанору, следует, что монах Аркадий притеснениям не подвергался, хотя вел себя в монастыре не должным образом: собирал в своей келье по ночам братию, однажды явился в трапезу пьяным и другой раз приехал из города в таком же виде. Благочинный сообщал, что монах Аркадий был переведен в Клопский монастырь из Тихвинского Дымского монастыря за провинность под строгий надзор. Он предполагал Аркадия «определить в черные труды», а в случае дальнейшего ропота — перевести в другой какой-либо монастырь. На этом дело монаха Аркадия прерывается, но следующий рапорт архимандрита Мануила митрополиту Никанору 1852 г. уже показывает далеко не благовидную деятельность игумена Дмитрия, особенно по части хозяйственной деятельности и отношений с братией. К сожалению, не сохранилось заключительных документов о решении судьбы игумена Дмитрия. Столь же обрывочны, но все таки очень любопытны данные приходно-расходной книги монастыря за 1862 г. Очевидно, что в монастыре регулярно проводились мелкие ремонтные работы, закупались строительные материалы и ряд продуктов.

Читать еще:  Родительская суббота в мае

На основании послужных списков монашествующих за 1916 г. можно свидетельствовать, что с 1913 г. монастырь стал женским. Вероятно, это обусловливалось более значительными возможностями ведения хозяйства и поддержания порядка. В списке указаны сведения о трех монахинях, четырех послушницах и 28 проживающих по паспортам. Во главе монастыря была поставлена игуменья Маргарита — дочь новгородского мещанина. Она прошла монашеский постриг в Десятинном монастыре. Основной возраст монашествующих и послушниц — 50 лет.

Сведения о постройках монастыря и его угодьях содержатся в ведомости 1919 г. В нем указаны следующие монастырские строения:

1) Соборная каменная церковь во имя св. Троицы с приделом в дьяконнике во имя прп. Михаила Клопского, «где и святые мощи его почивают» с притвором и папертью каменной. С южной стороны — церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы каменная, с северной — соборная ризница каменная.

2) К востоку от собора под входными воротами — колокольня каменная 3-х ярусная.

3) К югу от собора церковь каменная, двухэтажная, в одной связи с двухэтажными корпусами настоятельских келий. Церковь во имя св. Николая с приделами во имя Тихвинской Божией Матери и вмч. Иоанна Воина. В нижнем этаже корпуса — трапезная, кухня, 7 келий.

4) Часовен при монастыре 2: одна из них на станции Шилка новгородской железной дороги, деревянная, другая — при монастыре, каменная, на берегу р.Веряжи.

5) К югу от колокольни — сестринский корпус каменный, одноэтажный.

6) В юго-восточном углу ограды — квасоварня, баня, ледник, кладовая, в юго-западном углу — кельи, каменные, одноэтажные. Такие же кельи в северо-восточном углу.

7) Ограда вокруг монастыря каменная, с 6 небольшими башенками на углах.

8) С северной стороны к монастырю примыкает скотный двор, обнесенный каменной оградой.

Последняя постройка, появившаяся в 1914 г., при игуменье Маргарите, — деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте, к которому пристроены хозяйственные постройки (Прим. — «Коммунистами по распоряжению властей разобран до основания причтовый дом и перенесен в деревню»).

Ведомость завершается следующими словами: «Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу».

Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них, в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора — «храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы» и «образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная. Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием «Всевидящее око», кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (. )». В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой — 102 пуда.

Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

В 1919 г. был подписан договор жителей деревни Завал, Хотята, Любоежа, Донцы, с.Васильевского с Новгородским советом рабочих и крестьянских депутатов о передаче в «бессрочное бесплатное пользование находящиеся в Клопском монастыре храмы, здания и богослужебные предметы. Документ скреплен 110 подписями и сопровождается актом о принятии имущества.

В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. В 1934 г. монастырь был закрыт. Монастырский комплекс пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушение построек продолжалось и после войны.

Неоднократно велось противоаварийное укрепление настенной живописи собора. В 1964 г. обрушились остатки сводов в трапезной палате, у колокольни разрушен третий ярус, отсутствует кровельное покрытие первого яруса. Из-за удаленности и труднодоступности памятника реставрационные работы сводились к периодической вычинке временной кровли Троицкого собора — главного сооружения Клопского монастыря. В 1985-1992 г.г. генеральная дирекция «Новгородрекоенструкция» выступила заказчиком на проведение комплексных научных исследований, архитектурно-археологических обмеров. Работы велись коллективом архитекторов новгородского филиала института «Спецпроектреставрация» под руководством Л.Е. Красноречьева. Были разобраны ложные барабаны XIX в., изуродовавшие архитектурный облик Троицкого собора, главы покрыты медью, устроены временные кровли, проведены противоаварийные работы на живописи XV-XIX вв.

В 2004 г. в целях подготовки памятника к реставрации отремонтированы леса, установленные вокруг собора в конце 1980 — начале 1990 г.г.в, внутри собора устроены тепляки, установлены обогревательные приборы. Проведены следующие реставрационные работы: внутри восстановлен верхний ярус связевой системы, отреставрированы своды внутри собора, снаружи отреставрированы главы, оштукатурены 3 барабана, восстановлен декор юго-восточного барабана. В 2003-2004 г.г. выделено и освоено 800 тыс. руб. средств федерального бюджета на противоаварийные работы, на разработку нучно-проектной документацииЛишен кровли братский корпус и кладка стен его находится в аварийном состоянии. Почти полностью утрачена каменная ограда. Единственная постройка, в которой процесс разрушения был приостановлен, это Троицкий собор. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении памятников культуры в РСФСР» Троицкий Михаило-Клопский монастырь является объектом культурного наследия федерального значения.

В соответствии с распоряжением территориального управления Росимущества по Новгородской области от 30.05.2005 № 122-р, Троицкий Михаило-Клопский монастырь передан в безвозмездное пользование Новгородской Епархии Русской Православной Церкви для восстановления и использования по первоначальному назначению — в качестве православного действующего монастыря. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова).

Свято-Троицкий Михаило-Клопский монастырь

Основание Свято-Троицкого Михаило-Клопского монастыря произошло на правом берегу небольшой реки Веряжа, что недалеко от впадения реки в известное озеро Ильмень.

Наиболее ранние упоминания о Свято-Троицком мужском монастыре относятся к 1412 году, что зафиксировано в Новгородской летописи. Самой первой монастырской церковью был Троицкий храм на Клопске. Он был выстроен из дерева всего за 60 дней и представлял собой типичную новгородскую постройку. За образец строительства была взята Никольская церковь, расположенная в Николо-Лядском монастыре. Храм был четырехстолпным, кубическим, имел одну апсиду и одну главу. Со стороны запада к зданию примыкала выполненная из дерева паперть. Через 7 лет деревянная церковь была заменена на каменную.

На протяжении 15 века монастырь был под покровительством великих московских князей и был одним из важных пунктов распространения их власти. В конце 16 – начале 17 веков Троицкий монастырь значительно укрепил свое политическое и социальное положение, и это стало предпосылкой для широкой строительной деятельности и формировании совершенно нового ансамбля зданий. До 1569 года Троицкая церковь была единственным каменным храмом, а другие имеющиеся на территории монастыря постройки, например, трапезная, кельи, ограда и помещения для хозяйственных нужд были выстроены исключительно из дерева. В Троицкой церкви покоились мощи преподобного отца Михаила Клопского Чудотворца. Храм был полностью разобран. На его месте, согласно приказу Ивана Грозного, возвели большой красивый собор. Здесь был устроен гроб Михаила Клопского. Троицкий собор являлся квадратным, четырехстолпным и имел три пониженные алтарные апсиды и три объемно-пространственных композиции, которые значительно отличались необыкновенной монументальностью. Единое стилистическое решение было достигнуто при помощи членения фасадов профилированными лопатками, несколько стянутыми килевидными арками. Кроме собора в южной части монастыря в 16 веке был выстроен Никольский храм, имеющий трапезную палату.

В начале 17 века шведские и польско-литовские войны значительно ухудшили положение Троицкого монастыря, ведь монастырь был захвачен воинами Самуила Коврина. В 1623 году монастырь стал снова возрождаться и первоначально был обнесен тыновой оградой. Все имеющие деревянные постройки были вынесены за ограду, что стало отдельным хозяйственным комплексом. В северной части расположился второй хозяйственный комплекс, в котором разместились настоятельские и братские кельи.

На протяжении 17 века происходили серьезные перестройки, касающиеся изменения завершений Никольского храма, растески окон и перестройки приделов Троицкого собора. Все эти переделки повлекли за собой нарушение стилистического единства храмов, но возведение монументальной ограды с небольшими башнями создало необходимый законченный вид для двух памятников. В результате, во второй половине 17 – начале 18 века был полностью сформирован новый архитектурный комплекс. Свято-Троицкий монастырь приобрел необходимое оформление, что было окружено большим кольцом застройки.

В 1740 году при монастыре были созданы коровий и конюшенный дворы. На протяжении 1742 года были выстроены ветряные мельницы, которые разместились за оградой. Спустя некоторое время, стали появляться каменные помещения, предназначенные для настоятельского корпуса, жилого здания, игуменских келий.

В конце 18 столетия монастырь превратился в настоящую строительную площадку, ведь работа кипела здесь до 20-х годов 19 столетия. Проводились работы, касающиеся возведения просторного конюшенного двора, сооружения трехъярусной колокольни, новых келий, каменного погреба, новой ограды с башнями. В 1824 году появилась часовня и перестроилась церковь Николая Чудотворца. Выстроились два новых придела.

В значительной мере Свято-Троицкий монастырь пострадал в годы Великой Отечественной войны, и с этой поры началось его разрушение. В 1964 году были окончательно разрушены своды в трапезной палате.

На протяжении 1985-1992 годов были проведены большие научно-исследовательские работы под руководством Красноречьева Л.Е.. В 2003-2004 годах были выделены деньги на восстановление старинного памятника русской архитектуры. Сейчас Троицкий монастырь находится в ведении Новгородской Епархии и подлежит восстановлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector