2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему называется дмитриевская родительская суббота

Дмитриевская родительская суббота 5 ноября 2016 года

В ноябре 5 числа верующие люди будут почитать память своих усопших родственников. Этот день касается каждого из нас, ведь он открывает связь с предками и очищает душу.

Что такое Дмитриевская Родительская Суббота

Родительская суббота — это день поминовения усопших. Подобных дней в году несколько, их устанавливает православная церковь. Некоторые из них имеют фиксированные даты, а некоторые отсчитываются в связи с переходящими православными праздниками. Чтобы не запутаться в датах на следующий год и не пропустить родительские субботы, следите за всеми постами и важными христианскими датами по православному календарю на 2017 год. Дмитриевская суббота особенна тем, что она фактически является последним днем поминовения усопших в году. Как и всегда, в 2016 году он будет 5 ноября. При этом само название и дата выбраны не случайно.

Почему родительская суббота называется Дмитриевской

Правильнее ее называть Дмитровской, и связана она с событиями далекого XIV века. Это были времена правления Дмитрия Донского и Куликовской битвы. Возвращаясь после битвы и победы, князь посетил Троице-Сергиеву лавру, в которой по погибшим воинам отслужили заупокойную службу и почтили их память всеобщей трапезой. Именно эти события и стали началом поминовения усопших 8 ноября или в ближайшую к этому дню субботу. Однако, Дмитриевской субботой этот день назван по почитании памяти святого Дмитрия Солунского, а не в честь великого русского князя.

Святой Дмитрий Солунский

В православной церкви 5 ноября почитают память святого великомученика Дмитрия Солоунского, который, как и многие другие святые, принял смерть за веру христову. Он был сыном богатого и знатного человека, который тайно исповедовал христианство и крестил сына. Приняв после смерти своего отца значительный пост в государстве, он стал открыто проповедовать христианство и обратил к вере многих горожан. В этот день очень важно молиться о спасении своей души. Например, сильное действие окажет молитва «Верую», которую можно читать наравне с другими.

Императору об этом доложили и он заключил Дмитрия Солунского под стражу. Христиане были также арестованы и вынуждены сражаться на арене с гладиатором-любимцем императора. Святой Дмитрий укрепил дух одного из христиан и тот смог победить сильного бойца, что очень разгневало императора. Он казнил христианина в тот же день, а на следующий отправил своих воинов в темницу к святому Дмитрию. Они застали его в молитве и тут же пронзили его копьями.

Традиции Дмитровской родительской субботы

Верующие люди в этот день посещают кладбища и заказывают молебны по усопшим родственникам. Церковь почитает в этот день воинов, павших на войне за Отечество. Но поминать можно и нужно в этот день всех усопших близких. Ведь Дмитровская суббота — последний поминальный день в году, в противоположность весенним родительским субботам.

Дмитрию Солунскому молятся о помощи во многих недугах и болезнях. Как считается, этот святой возвращает зрение. Он прибавляет мужества и терпения, которые просто необходимы для многих дел в жизни. Также к Дмитрию Солунскому обращались воины перед битвой, прося о победе.

В народе прекращался осенний брачный сезон и люди начинали готовиться к рождественскому посту. Традиция поминать усопших в начале ноября свойственна не только восточным славянам, но и многим другим народам. В католической церкви за несколько дней до этого также проходит родительская суббота. Македонцы и сербы оставляли в этот период для умерших хлеб и воду, а у хорватов в начале ноября отмечался «День Душ».

Помимо молитв и посещения церкви всегда есть много других очень важных дел. Как их правильно распределить и привлечь удачу вы всегда узнаете в ежедневном лунном календаре. Желаем вам всего доброго и не забывайте нажимать на кнопки и

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон [1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Православные поминают своих усопших в Дмитриевскую родительскую субботу

3 ноября для православных христиан особенный день. Это не праздник, а, скорее, день памяти, когда принято вспоминать и поминать усопших. В православном календаре он называется Димитриевская родительская суббота, последняя родительская суббота в году.

Дмитриевская родительская суббота — это день всеобщего поминовения усопших православными христианами. Родительская суббота с давних времен присутствует в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей. Стоит отметить, что в богослужебном уставе этот день не является заупокойным. Совершается ежегодно в ближайшую субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского.

История установления Дмитриевской родительской субботы

Дмитриевская родительская суббота это ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского. Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Дмитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Дмитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Вспомнить всех пострадавших за Православие

Священнослужители отмечают, что Дмитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Что нужно сделать в Дмитриевскую родительскую субботу?

  • В этот день обязательно сходите в церковь и поставьте свечи за упокой души умерших родственников.
  • В Дмитриевскую родительскую субботу принято ходить на кладбище, навести на могиле порядок, принести свежие цветы и помолиться за упокой души.
  • В родительскую субботу также принято раздавать сладости, булочки и хлеб бедным и нуждающимся, чтобы они помолились за душу вашего покойного родственника.
  • В Дмитриевскую субботу после богослужения проводят поминальный обед и накрывают богатый стол. На столе обязательно должны быть блюда, которые при жизни любили покойные.
  • Обязательно на столе должны быть пироги с разными начинками, наши предки считали, что это может порадовать и задобрить душу умершего.
  • Во время обеда нужно обязательно поставить на стол еще одну тарелку, в которую родственники складывали по ложке еды. Эту тарелку оставляли на ночь, чтобы душа усопшего могла прийти и пообедать вместе с семьей.
  • В этот день об умершем можно говорить только хорошее, делиться теплыми воспоминаниями и историями, связанными с ним.
  • В родительскую субботу нужно провести в доме генеральную уборку, а потом хорошо вымыться.
Читать еще:  Такой богини не было в помине

Что категорически нельзя делать в Родительскую субботу:

  • В Дмитриевскую субботу запрещено плохо говорить о покойных, вспоминать неприятные ситуации, связанные с ними или ругать, так вы можете разгневать их душу.
  • Во время поминального обеда строго запрещено употреблять спиртные напитки.
  • Не уместно веселиться, петь песни, слушать веселую музыку, так как это день памяти тех, кого уже нет в живых, поэтому веселье неуместно.
  • Людей, которые совершили самоубийство, церковь не поминает, поэтому свечу за упокой души вы поставить не сможете, но вы это можете сходить на могилу или помолиться дома.

Димитриевская Родительская суббота

Димитриевская Родительская суббота – ежегодный день поминовения усопших в ноябре, названный в честь святого Димитрия Солунского. В этот день молятся за всех умерших православных христиан. Название «родительская» происходит оттого, что люди сначала поминают своих умерших родных и лишь потом других верующих. От других дней поминовения православного календаря Димитриевская суббота отличается тем, что в этот день в храмах и церквях молятся за всех воинов, погибших за православную веру.

Какого числа Димитриевская Родительская суббота?

Проводится в ноябре каждого года, в субботу перед Дмитриевым днем (8 ноября). Как и многие другие дни церковного календаря, это плавающая дата. День проведения Димитриевской Родительской субботы меняется из года в год:

  • в 2018 Димитриевская Родительская суббота отмечается 3 ноября;
  • Родительская суббота в ноябре 2020 года отмечается второго числа;
  • в ноябре 2020 года она пройдет седьмого числа.

Что означает Димитриевская Родительская суббота?

Согласно традициям русского православия, в этот день поминают умерших. Родственникам следует молиться за покойных, ставить свечи, подавать записки о упокоении (панихида), посещать кладбища и проводить поминки. «Родительский» в названии поминального дня означает, что христианин молится за упокоение родных и близких.

Что делать в Димитриевскую Родительскую субботу?

В день Родительской субботы верующему христианину следует прийти в храм и вознести молитву за умерших братьев и сестер по вере. Следует возвести молитвы об упокоении на могилах своих близких, почтить их память и поухаживать за могилами. Это подходящий день для того, чтобы очистить надгробие, обновить крест, подстричь траву вокруг могилы и возложить на неё цветы.

Поминальный обед в Димитриевскую Родительскую субботу

Традиция устраивать в этот день поминальный обед восходит к дохристианским тризнам. Поминальная трапеза проводится не ради пиршества, но ради почитания памяти усопших. Поэтому нужно думать и говорить о них, вспоминать добрые дела ушедших. Это день семейного поминовения, воспитания и передачи традиции, поэтому на Димитриевскую субботу собираются всей семьей и приглашают родню.

Хотя многие люди приносят угощения на могилы своих покойных близких, с точки зрения православной веры – это не более чем языческий предрассудок. Вместо этого лучше принести в храм кагор (вино) для поминальной литургии и постные продукты, чтобы передать их малоимущим.

Помимо Русской православной церкви, Димитриевскую субботу отмечают Сербская и Болгарская православные церкви.

Почему Димитриевская Родительская суббота так называется?

Этот день назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Святой Димитрий был военачальником в греческом городе Солунь, открыто проповедовал христианство и обращал в свою веру местных жителей. 8 ноября 306 года он был жестоко казнен по приказу императора Максимиана. Дата смерти святого впоследствии стала днем его памяти и сейчас известна как Димитриев день.

Князь Дмитрий Донской и день поминовения православных воинов

Считается, что традицию отмечать Димитриевскую Родительскую субботу заложил Дмитрий Донской. Согласно легенде, после Куликовской битвы он посетил Троице-Сергееву лавру, возвестил о своей победе и вернул преподобному Сергию останки погибших в бою иноков-витязей Осляби и Пересвета. По ним и всем погибшим за веру совершили заупокойное богослужение и поминальную трапезу. Молебен за упокой защитников православной веры со временем вырос в Димитриевскую Родительскую субботу.

Хотя у этой легенды нет достоверных подтверждений в литературных памятниках и церковных книгах, к XIX веку Димитриевская Родительская суббота отмечалась по всей России, и это был день памяти защитников веры.

Император Николай II выпустил в 1903 году именной указ, в котором постановил проводить 8 ноября панихиду по погибшим воинам.

Служба в Димитриевскую субботу

В пятницу накануне дня поминовения в храмах проводится великая панихида (греч. парастас). На саму Родительскую субботу проводятся заупокойная Божественная литургия и общая панихида, священники выступают с проповедями, посвященными усопшим и их поминовению.

За день до Родительской субботы подают записку в храм или церковь с именами покойных, которых помянут в литургии или на парастасе. В сам день посещают храм и молятся за усопших. Больные и немощные верующие читают молитву по молитвослову дома.

Возможно, вам будет интересно:

Дмитриевская родительская суббота

Русская православная церковь сегодня отмечает Димитриевскую родительскую субботу — день поминовения всех усопших.

У Бога все живы

Что там — за порогом смерти? Верит ли человечество в воскресение умерших или не верит, как это было во времена земной жизни Спасителя, в глубине души своей оно не может не задаваться этим мучительным вопросом. Мы же, христиане, призваны видеть в смерти торжество жизни. И святая Церковь еще здесь, на земле, благодатью Христовой дает нам узнать, что жизнь будущего века совершенно отличается от нынешнего. «В ней не женятся, не умирают и не могут умереть, — говорит Христос. — Там люди будут во всем подобны ангелам, сынам Божиим». Сам Бог, явившись Моисею в огненной купине, называет Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова. Богом не мертвых, но Богом живых. «Ибо у Бога все живы», — говорит Христос.

Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского. Художник священник Сергий Симаков

Почему поминальная суббота названа Дмитриевской

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально, по установлению великим князем Димитрием Иоанновичем Донским, поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Куликовская битва, благословение

В сентябре 1380 года совершилась великая Куликовская битва. Русских ратников, по подсчетам историков, насчитывалось 100-150 тысяч. У Мамая воинов было едва ли не вдвое больше.

В «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что получить благословение на битву великий князь Дмитрий Иоаннович приезжал к преподобному Сергию Радонежскому. Никоновская летопись сохранила потомству описание посещения преподобного Сергия великим князем Дмитрием Иоанновичем:

«Великий князь прибыл в монастырь месяца августа в восемнадцатый день, на память святых мучеников Флора и Лавра. Он собирался тотчас вернуться, ибо торопили его многочисленные вестники, сообщая о нашествии Мамая. Но преподобный игумен Сергий упросил его вкусить с ним хлеба за трапезой. «Пусть Господь Бог и Пречистая Богородица помогут тебе! — сказал он. — Не пришло еще время тебе с вечным сном надеть венец смертный, но бесчисленному множеству готовятся венцы с вечной памятью». И он велел принести освященную воду, и по окончании трапезы благословил крестом великого князя, и окропил его святой водой, и сказал ему: «Почти дарами и почестями нечестивого Мамая. Пусть Господь, увидев твое смирение, вознесет тебя, а его неукротимую гордость и ярость низвергнет». Тот же сказал: «Я всё это сделал для него, отче, но он ещё больше возгордился». А преподобный сказал ему: «Если это так, ждёт его непременная гибель и забвение. Тебе же от Господа Бога, и Пречистой Его Богоматери, и всех святых Его — помощь, милость и слава»».

Преподобный Сергий. Благословение кн. Димитрия Иоанновича Донского со дружиною на битву. 1380 г. Художник Сергей Ефошкин

Пo просьбе великого князя игумен отправил на поле сражения двух троицких монахов, Александра Пересвета и Андрея Ослябю, предварительно посхимив. И сказал им: «Мир вам, мои возлюбленные о Христе братья, Пересвет и Ослябя! Потрудитесь как доблестные Христовы воины, ибо назначенное вам время пришло». Он благословил крестом и окропил святой водой великого князя, двух иноков, Пересвета и Ослябю, и всех князей, бояр и воевод. И произнёс, обращаясь к Димитрию Иоанновичу: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов». А затем, понизив голос, сказал тихо великому князю: «Победиши враги твоя».

Под Коломной на Девичьем поле великокняжеское войско соединилось с остальными полками, которые уже собрались здесь для похода. Тогда же из собора Коломны они взяли с собой – как священное духовное знамя – икону Пресвятой Богородицы «Умиление», получившую после Куликовской битвы наименование «Донская».

Впервые Русь выставляла такое количество ратников. Летописец отметил: «От начала бо такова сила не бывала князей Русских, яко же в се время» Главную силу русского войска составляли «черные», т.е. простые люди: «сыны крестьянские от мала до велика» и «молодые люди» — ремесленники.

30 августа войско переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, литовский князь Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю, хотя и обещался. Он так и не принял участие в битве.

За Доном стояли несметные татарские полчища. Увидев их, русские испытали невольный страх. «…Князь же великий стал совещаться с братом своим и… литовскими князьями: «Здесь ли и дальше останемся или Дон перейдем?» И тут, когда князь нуждался в поддержке, прибыл к нему запыхавшийся любимый скороход преподобного Сергия — инок Нектарий — с благословенною грамотою от игумена. Писал старец: «Без всякого сомнения, государь, иди против них, и, не предаваясь страху, твёрдо надейся, что поможет тебе Господь».
В ночь с 7 на 8 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы, великий князь Димитрий Иоаннович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядвы и поставил полки на Куликовом поле.

Александр Пересвет

В «Сказании о Мамаевом побоище», написанном в конце XV в., сохранилось предание: героем Куликовской битвы стал воин–инок Александр Пересвет. Он начал сражение поединком с богатырем-печенегом Челубеем, в котором оба погибли.

По преданию, перед самым началом битвы в поле съехались два воина-«поединщика»: троицкий инок-схимник Александр Пересвет и татарский богатырь Челубей. Выходя на бой, Александр сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного. Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня. Бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!»… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались… И стегнул каждый воин своего коня, и воскликнули все единогласно: «С нами Бог!» и еще «Боже христианский, помоги нам!» — а поганые татары своих богов стали призывать.

И сошлись грозно обе силы великие… Летописная повесть о Куликовской битве так рисует — почти былинными красками — картину сражения: «И вот двинулась великая рать Мамаева, все силы татарские. А с нашей стороны — князь великий Димитрий Иванович со всеми князьями русскими, изготовив полки, пошел против поганых половцев со всею ратью своею. И, воззрев на небо с мольбою и преисполнившись скорби, сказал словами псалма: «Братья, Бог нам прибежище и сила». И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять — такое было множество воинов.

Читать еще:  Поминальная суббота картинки

Победа на Куликовом поле

И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон… И воздвиг Бог десницу нашего князя на одоление иноплеменников. А Мамай, в страхе затрепетав и громко восстенав, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его! Братья измаиловичи, беззаконные агаряне, бегите неготовыми дорогами!» И сам, повернув назад, быстро побежал к себе в Орду».

(Мамай бежал в Крым и там был убит)

Куликовская битва, художник Павел Рыженко

Преподобный Сергий в часы сражения молился с братией у себя в церкви. Говорил о ходе боя. Называл павших и молился об их упокоении. А в конце сказал: «Мы победили».

Потери русских войск были неисчислимы: берега Дона и Непрядвы были усеяны телами погибших. Как сообщает летописец, «страшно, братья, зреть тогда, и жалостно видеть, и горько взглянуть на человеческое кровопролитие: как морское пространство, а трупов человеческих — как сенные стога: быстрый конь не может скакать, и в крови по колено брели, а реки три дня кровью текли». Русские потеряли около половины своего войска. Восемь дней собирали и хоронили убитых.

Великий князь, прозванный за эту победу Донским, возвратился в Москву и почти весь октябрь провел в Троицкой обители, поминая усопших.

Установление поминовения павших воинов

В благодарение Богу за дарованную великую победу, великий князь, прозванный в народе Донским, решает учредить Дубенский монастырь, находившийся в 40 верстах от Троицкого монастыря, на реке Дубенке, и богомудрый Сергий дает ему инока Савву для сооружения храма во имя Успения Божией Матери.

С тех пор на Руси было установлено совершать в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского, что празднуется 26 октября (8 ноября), особое ежегодное поминовение павших на Куликовом поле — в так называемую Димитриевскую субботу. Она и поныне остается днем поминовения всех воинов, «положивших душу за други своя», за Россию.

Благодарный народ неизменно почитал и память великого князя Димитрия. В 1988 г. князя причислили к лику святых.

Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но вместе с ними и всех, вообще, всех усопших братий своих. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

Необходимы ли наши молитвы за усопших?

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, — и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние. Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.

Будем внимательны, потому что мы знаем, что всем нам без исключения рано или поздно придется расстаться с этой земной жизнью. И мы предстанем перед своим Творцом и Создателем с ответом о том, как мы жили, что совершали в своей земной жизни, достойны ли были Своего Небесного Отца. Это очень важно всем нам сегодня вспомнить и подумать об этом, и попросить у Бога, чтобы Господь простил нам наши согрешения, вольные или невольные. И вместе с тем приложить все усилия для того, чтобы не возвращаться к грехам, а совершать богоугодную, святую и достойную жизнь. А для этого у нас есть все: у нас есть Святая Церковь с ее Святыми Христовыми Таинствами и помощь всех святых подвижников веры и благочестия, и прежде всего — Самой Царицы Небесной, Которая готова всегда протянуть нам руку Своей материнской помощи. Вот, братья и сестры, те уроки, которые все мы должны извлечь из сегодняшнего дня, который именуется Димитриевской родительской субботой. Царствие Небесное и вечный покой всем от века почившим отцам, братиям, сестрам и прочим сродникам нашим. Дай Бог, чтобы все мы с вами, достойно совершая молитву о всех от века почивших православных христианах, вместе с тем достойно совершали и свой жизненный путь.

Тропари заупокойные

Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивши и веру соблюдши, дерзновение имущии ко Спасу, о нас Того, яко Блага, молите спастися, молимся, душам нашим.

Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя, и елика в житии согрешиша, прости: никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой.

Кондак заупокойный
Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

О духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой,
Сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбие.
В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются,
Упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый,
Сам и душу раба Твоего упокой.
С духами скончавшихся праведников упокой, Спаситель, душу раба Твоего,
Сохраняя ее в Твоей блаженной жизни, Человеколюбец.

В Твоем месте покоя, где покоятся все святые Твои,
Упокой и душу раба Твоего, ибо Ты един Человеколюбец.
Ты — Бог, сошедший в ад и расторгнувший цепи скованных,
Сам упокой и душу Твоего раба.

Использованные источники

  • Толстой М.В. История русского православия. –М.:Эксмо, 2010.-544с.: ил.-(Религия. Библиотека русского православия)
  • Митрополит Платон (Левшин). Краткая российская Церковная история. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 365с.
  • Малков Ю.Г. Русь Святая. Очерк истории православия в России. –М. Правило веры, 2002.-622с
  • Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. Перевод на русский язык. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.-287с
  • Анисов Л.М. История Свято-троицкой Сергиевой Лавры в истории России.-М.: «ИПП «КУНА», 2013.-168с

Картины Павла Рыженко (1970-2014)

народный художник России
Павел Викторович Рыженко родился в 1970 г. в Калуге.
В 1982 г. поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова.
1988-1990 гг. – служба в армии.
В 1990 г. поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова.
В 1996 г. защитился дипломной картиной «Калка».
С 1997 г. – преподаватель Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова (кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции)

Димитриевская родительская суббота

Историческое содержание

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. С Димитриевской субботой связаны некоторые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохристианское прошлое.

Осеннее поминовение усопших у неславянских народов

У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) — праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи — приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших.

Такие обычаи известны и у др. народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок.

В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994–1048 гг. аббат Клюнийского монастыря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в латинской церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европейских народов.

Димитриевская родительская суббота в славянских странах

В русских рукописях Димитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках — соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерусских кафедральных храмов и монастырей.

Одно из первых упоминаний Димитриевской субботы как дня поминовения всех усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в., но традиция поминовения в этот день, вероятно, значительно древнее.

В монастырских Обиходниках Димитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии. Так, столовый Обиходник Троицкой лавры 1-й пол. XVI в. предписывает предлагать «корм монастырской по всей братии в обители сей преставльшихся, а кормят в субботу в Дмитриевскую» в Уставе Волоколамского монастыря того же времени сказано, что «в субботу Дмитровскую по преподобнем отце нашем начальнице святыя обители сея игумене Иосифе и по всей братии». Димитриевская суббота также упоминается в указе о трапезе Тихвинского монастыря, написанном в 1590 г., в Обиходнике Свято-Троицкой лавры 1645 г. и в сводном Уставе Свято-Троицкого и Кириллова Белозерского монастырей нач. XVII в.

Вне монастырей Димитриевскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в Димитриевскую субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В Чиновнике московского Успенского собора под 23 окт. содержится следующая запись 2-й пол. XVII в.: «Пред памятию святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает паннихида по всех православних христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из Обиходников и Уставов, посвященная Димитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунскаго».

Читать еще:  Родительская молитва за сына

В XVII в. Димитриевская суббота, по всей вероятности, еще не связывалась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Так, в Синодике РГБ. Троиц. № 818, XVII в., выписаны имена монахов Троицкого монастыря, павших в Куликовской битве, но это поминовение не увязано с Димитриевской субботой. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Димитриевской родительской субботы блгв. кн. Димитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в сер. XVI в. и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобнаго игумена Сергиа корми, и всю братию его», но и в этих словах Димитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой.

Можно предположить, что ассоциация Димитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже XIX в. Известен духовный стих позднего происхождения, опубликованный несколькими собирателями духовных стихов XIX в., названный «Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского» (нач.: «Накануне субботы Димитровской. »).

В стихе описывается видéние блгв. кн. Димитрия Донского во время Божественной литургии: князь видит павших на поле брани рус. и татар. воинов, слышит предсказания о своей смерти и о пострижении княгини в монашество. Стих заканчивается словами: «А на память дивнаго видения уставил он Дмитровску субботу». Т. о., даже этот стих, который считается аргументом в пользу установления Димитриевской субботы как дня поминовения воинов, павших на поле Куликовом, интерпретирует Димитриевскую родительскую субботу иначе.

Свт. Филарет Московский писал в письме к А. Н. Муравьёву от 26 нояб. 1845 г.: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим» (Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832–1867)).

В XIX в. мнение о связи Димитриевской родительской субботы с Куликовской битвой постепенно распространилось и стало господствующим. 22 авг. 1903 г. был издан имп. указ (ЦВед. 1904. № 6), предписывающий в войсковых частях совершать в Димитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в Димитриевскую субботу.

Об установлении блгв. кн. Димитрием Димитриевской родительской субботы говорится в ряде учебных пособий XIX–XX вв. по литургике. Тем не менее уже в нач. XX в. Е. Е. Голубинский на основании свидетельств средневек. рус. памятников указывал на иное происхождение Димитриевской субботы в работах «Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» и «История Русской Церкви».

На Руси в народной среде Димитриевская родительская суббота (др. название — Дедова суббота) считалась одним из главных поминальных дней, что связано, вероятно, с язычеством, когда середина осени, как и весны, была одним из важнейших моментов годового цикла. Как весна, так и осень имели большое значение для культа предков, отразившееся в народных традициях и обрядах на Димитриевскую субботу В. И. Чичеpов уточняет, что Димитриевская родительская суббота была связана также с «кормлением» матери-земли (Чичеров. 1957). На Руси традиционно на Димитриевскую субботу готовилось обильное угощение для поминок, в некоторых местностях во время трапезы на столе лежали ложки для покойников. По значению это поминовение обычно ставится несколько ниже поминальных дней весеннего времени (вселенских заупокойных суббот и др.).

С Димитриевской субботой связаны некоторые русские пословицы: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут — живых блюдут», «На дедовой неделе родители отдохнут» («Дедова неделя» — традиционное название седмицы перед Димитриевской родительской субботой, пословица имеет в виду поверье о том, что души усопших получат отдых, если в седмицу перед Димитриевской субботой случится оттепель), «Поповская работа», «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота» (в этих пословицах содержится ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обилия приношений в церковь в Димитриевскую субботу).

В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия или Димитриевской родительской субботы не играли свадеб, чтобы избежать неблагоприятного исхода. На Русском Севере в Димитриевскую родительскую субботу поминают самоубийц и др. «нечисто умерших» (утопленников, висельников), хотя в качестве такого особого дня называют Троицкую субботу.

В Белоруссии осеннее поминовение усопших называли «Восеньскiя дзяды» (осенние деды) или же «Дзмитровка». В этот день устраивались поминки; существовали традиции «приглашать» усопших за стол, класть для них столовые приборы или откладывать часть еды для покойников. Во время трапезы родственники говорили о предках, начиная с древних и до недавно умерших. Поминальная трапеза в Димитриевскую родительскую субботу носила название «ужин по родителям» в отличие от трапезы на Радоницу («обед по родителям») и на Троицкую субботу («полдник по родителям»). В древности в Белоруссии Восеньскiя дзяды определяли не по памяти вмч. Димитрия, а по празднику Покрова — 3-я суббота после Покрова. В 1992 г. был принят офиц. день памяти усопших — 2 нояб., очевидно под влиянием католич. традиции. В наст. время Восеньскiя дзяды — это в первую очередь день, который люди проводят в кругу семьи, редко отмечается посещение могил предков в этот день.

В Болгарской Православной Церкви, перешедшей в 1968 г. на новый стиль, осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днем памяти арх. Михаила (в старину день поминовения усопших отмечали перед днем памяти вмч. Димитрия). Такой день может называться «Архангелова задушница» (8 нояб. совпадает с днем памяти вмч. Димитрия по ст. ст.). В Сербской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота совершается перед днем памяти вмч. Димитрия и называется «Субота пред Митровдан» или «Митровске задушнице».

Устав богослужения в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь». Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Димитриевскую субботу определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу.

В совр. традиции РПЦ в Димитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Димитриевская суббота осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Димитриевской родительской субботы с праздничным днем (напр., с 22 окт. — днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Димитриевская родительская суббота совпадала с 21 окт. — днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт. — день кончины имп. Александра III.

В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Димитриевскую субботу совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма. В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери. Особенное значение придается и всей седмице перед Димитриевской родительской субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Димитриевской субботы подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

В богослужебной практике др. старообрядческих согласий (приемлющих священство) на Димитриевскую субботу может совершаться заупокойная служба по главе устава об «Аллилуия» в субботу.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

В помощь новоначальному христианину

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector